Ребенок в 1 год и 6 месяцев говорит только мама и папа

Ребенок в 1 год и 6 месяцев говорит только мама и папа thumbnail

Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.

Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.

Расстройство экспрессивной речи

«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.

Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.

Чем характеризуется такое состояние:

  1. Ребенок совсем не говорит.
  2. В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
  3. После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.

При этом очень важно отметить другие важные признаки:

  1. Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
  2. Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
  3. Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
  4. В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
  5. Нет проблем со слухом.

Почему он не говорит?

Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?

Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:

  1. Социальные.
  2. Физиологические.

Причины внешние:

  1. Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
  2. Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
  3. Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
  4. Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.

На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.

Причины внутренние:

  1. Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
  2. Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
  3. Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.

Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Читайте также:  С чем приготовить гречку ребенку 1 год

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

  • Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
  • Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
  • Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.

Источник

Как помочь ребенку заговорить? Говорит только “папа” и “мама”, а также отдельные слоги. Каша – это “ка”, печенье – это “пе”.. и всё. Надо ли что-то делать?

Dazzl­e
[2.1K]

2 года назад

У нас тоже самое. Отдельные слоги, да на своем лепечет. Я сильно не переживаю, главное, что хоть что-то лепечет. А так, возможно слышали выражение, что

Ребенок в 1 год и 6 месяцев говорит только мама и папа

Это значит, что надо развивать моторику ручек:

  • пальчиковая гимнастика (сорока-белобока, мы строгали т д) и массаж ручек
  • давать трогать разные поверхности (гладкие-шершавые, крупные-мелкие и тд)
  • мозаика, бусинки, макароны, фасольки – играем просто так или сортируем по баночкам, контейнерам. Раскладываем в формочки для льда пальчиками или ложкой
  • лепка, рисование, конструкторы
  • летом – игры в песочнице, зимой – лепка снежков.

В последнее время стала замечать, что ребенок стал повторять за мной слова, вернее пытается сказать слово. Вместо пить – пи и так далее. Думаю, что надо больше и больше разговаривать с малышом.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

InnaZ
[58.5K]

2 года назад

Я уже посоветовалась по этому вопросу с опытным логопедом и успокоилась. Нет необходимости в 1,5 года мучить ребенка и себя комплексом неполноценности. Врач посоветовала больше рисовать, особенно пальчиковыми красками, так ребенок снимает стресс и развивает мелкую моторику, что напрямую способствует “говорливости”.

Zlato­cveta
[15K]

2 года назад

Заниматься развитием мелкой моторики рук, потому что она в плотную связана с речью.

Можно лепить из пластилина и теста, перебирать бусинки или орешки, рисовать пальчиками на крупе, делать массаж пальчикам и прочее.

irene­ee
[9.4K]

2 года назад

Конечно бывает, что некоторые дети достаточно хорошо говорят в 1,5 года и родители, сравнивая таких детей со своим ребенком, начинают беспокоиться. Но, все-таки, в таком возрасте поводов для беспокойства пока нет, ведь ребенок правильно произносит слоги.

Мой старший сын долго плохо говорил, я тоже очень волновалась, зато после 3,5 лет заговорил так, что не остановить (сейчас уже вырос, но жутко болтливый).

Помочь ребенку в таком возрасте Вы можете так: развивайте мелкую моторику, так как это воздействует на определенные зоны мозга, которые отвечают за речь. Мелкая моторика развивается при помощи действий пальчиками с различными мелкими предметами. Самое простое – это лепка из пластилина. Очень хорошо дать ребенку поиграть с сухими зернами различных круп, с горошинками, фасолью. Также можно поиграть с пуговками разных размеров и форм. Только при таких играх нужно обязательно находиться рядом и следить, чтобы ребенок не брал мелкие предметы в рот.

Ну, и конечно, нужно много говорить с ребенком, причем стараться проговаривать слова четко, читать простые стишки, сказки.

DartF­allen
[60.5K]

2 года назад

Да ничего делать не нужно! Во всяком случае пока. Это вполне нормально. А ежели у Вас мальчик, так это вообще в порядке вещей! Конечно, старайтесь с ним больше разговаривать, чтобы он слышал натуральную разговорную речь, а не глупые реплики героев из мультфильмов, типа “Свинка Пеппа”.

И не впадайте ни в коем разе в панику, не шастайте по “чудо психологам” и, тем более по “всемогущим колдуньям (колдунам, ведьмам, ворожеям – нужное подчеркнуть) с дипломами Галактических университетов магии”. Потратите деньги, нервы, да ребенку (не дай бог) навредите.

Вот как-то так…

Натал­ья326­119
[6.7K]

2 года назад

Если это мальчик, то для мальчиков это нормально, придет время и начнет болтать.У меня у подруги и девочка кстати поздно начала говорить, года наверное в 2-2,5, ребенок абсолютно здоров, просто каждому свое время.Мои двойняшки в 1,5 уже без умолку болтали.

Boost­er
[60.4K]

2 года назад

Пока не делать ничего.

Никаких отклонений для данного возраста нет.

Некоторые говорят в 1,5-2, некоторые – нет.

Да и в вашем случае он говорит, но, я так понял не так, как Вам того хочется.

Пока не поет песни, не рассказывает стишки на Новый год гостям и не спорит с Вами о политике.

Всему свое время. Рано бьете тревогу. Нет никаких поводов для беспокойства.

В речевую группу детей в саду переводят после 2-х (или даже 2,5) лет, если есть задержка речи.

У меня дочь в 3 заговорила. Нормальный ребенок. В гимназии учится. Учит языки…

BigDa­ddy
[3.1K]

2 года назад

Не нужно делать ничего. Для этого возраста вполне нормально. Я, к примеру, до двух лет молчал как партизан, даже мама-папа не говорил, только ма, па и бу. После двух лет заговорил предложениями, как прорвало, родители говорят, лучше бы ты и дальше молчал! А мой сын в год уже сносно болтал. Всему свое время, все мы разные, кто-то в 7 месяцев бегает, кто-то молчит до двух, все мы разные.

Лилия Пан
[0]

2 года назад

У меня дочке 5 лет и я знаю много мамочек, у которых дети не говорили до 3-4 лет, а потом как прорвало и ребенок разговорился и все нормально. Но стоит конечно пройти консультацию с невропатологом. О речевых и физических нормах развития детей от 0 до 3 лет отлично описано в календаре развития ребенка – https://baragozik.ru/­razvivaemsya-i-uchim/­kalendar-razvitia-reb­enka.html

airen­a
[4.2K]

2 года назад

Чтоб ребёнок развивался дальше,с ним Нужно Часто говорить!Рано,или поздно,ваш Ребёнок скажет и другое слово.Говорите часто то слово…,которое вы хотите услышать от своего малыша.И вы сразу увидете…результат.­..,через некоторое время.

Знаете ответ?

Источник

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Читайте также:  Сопли у ребенка 1 год капли

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго — своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8–9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100–200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1–2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5–3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4–5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8–9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).
Читайте также:  Щетка для ребенка 1 год

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» — все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили!

– Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Источник