Ребенок ужасные 2 года

Ребенок ужасные 2 года thumbnail

Практически все родители знают о кризисе трех лет. Неуправляемые дети, желающие чего угодно, только не того, что нужно маме. С затаенным страхом ожидая трех лет, мамы и папы, отпраздновавшие или только собирающиеся отметить двухлетие малыша, вдруг понимают, что рядом с ними появился очень настойчивый, не согласный ни с чем ребенок. А до трехлетия еще целый год! Что это? Психологи сообщают: кризис двух лет не менее интересен, чем период становления самостоятельности у трехлеток. В зарубежной литературе даже есть специальный термин “terrible twos”, «ужасные двухлетки». Что происходит с детьми в этом возрасте и как его пережить, рассказывает MedAboutMe.

Кризис двух лет — неотъемлемый этап развития детей

Кризис двух лет — неотъемлемый этап развития детей

Любой кризис развития и становления психики вызван несовпадением желаний и возможностей. В два года основные факторы — это развитие у детей независимости и поиск путей выражения фрустрации и разочарования. Определить, что кризис на подходе, и в доме скоро появится «ужасный двухлетка», несложно: вчерашний милый малыш «отращивает» собственное мнение, и слово «нет» становится основным в речи ребенка. Он не согласен ни с чем, особенно с логичными доводами, а попытки противостоять его желаниям вызывают бурные, порой истеричные реакции. Помните детей, падающих на пол или на землю с рыданиями под осуждающие возгласы взрослых, хотя четкой причины нет? Скорее всего, им как раз два года.

Несмотря на то, что двухлетние дети не соглашаются с родителями и устраивают «сцены», не стоит принимать их действия, как акт неповиновения, направленный на взрослого. Они действительно учатся понимать, как действовать самому, в каких пределах можно двигаться, и как можно выразить разочарование на понятном маме языке. Поэтому задача взрослого в это время — помочь малышу учится максимально эффективно и двигаться в нужном направлении. Как?

MedAboutMe предлагает 6 стратегических советов, одобренных психологами нескольких стран и проверенных мамами и папами на своих детях (и своих нервах!).

Понимание родителей — первый шаг к управлению поведением ребенка

Понимание родителей — первый шаг к управлению поведением ребенка

Истерики в этом возрасте чаще всего появляются в ситуации, когда они не могут сделать что-либо самостоятельно, хотя очень на это рассчитывают. Открыть холодильник, налить молоко в чашку, надеть ботинок, достать до кошки. Список может быть бесконечным. Малыш видит, как легко, мимоходом с этим справляются родители, и считает, что он тоже справится с этим нехитрым заданием сам. И не справляется.

На пике разочарования дети ощущают себя обманутыми, разочарованными, выразить эти чувства словами или социально приемлемыми методами еще не умеют (а попросить или принять помощь — значит, опять признать себя несамостоятельным!). И начинается истерика.

  • Что делать?

Для начала осознать, что истерики — нормальный этап развития всех детей. Скорее надо волноваться, если у ребенка нет ничего похожего на попытки самостоятельной деятельности или противостояния желаниям взрослых (хотя всему свое время, и кризис двух лет может и запоздать на полгодика). К четырем годам эти явления при правильной реакции на них пройдут, уже будут достаточно развиты моторные навыки, чтобы действительно что-то совершать самостоятельно, и речевые, чтобы выражать словами свои желания и чувства.

Управление истериками малыша

Управление истериками малыша

Эти почти «штормовые» порывы, взрывы чувств и эмоций одинаково изматывающе действуют и на детей, и на родителей. К счастью, есть тактика, позволяющая разрядить атмосферу на пике.

Специалисты говорят, что во время истерики очень важно, чтобы родители сохраняли спокойствие и не допускали эскалации (прогрессирования) конфликта. Очень важно держать свои эмоции под контролем (и самое время начинать учиться это делать). В два года дети только пытаются управлять родительскими чувствами, и сейчас важно показать, что делать этого не стоит, и подсказать социально приемлемый способ выражения своих эмоций.

  • Что делать?

Не повышайте голос, не смейтесь и не противоречьте ребенку в такие моменты. Избегайте зрительного контакта, если вы не уверены в отсутствии оценочного суждения даже во взгляде. Молча подождите, когда ребенок начнет успокаиваться, истерические проявления будут «сходить на нет». Такая тактика дает возможность не закреплять плохое поведение.

По окончании истерики обеспечьте ребенку ощущение, что вы уверены в себе, в ситуации и можете показать, как и что надо было сделать: «Ты хотел взять книжку сам, а стул не смог подвинуть, и поэтому начал сильно злиться. В следующий раз я помогу тебе подвинуть стул, и ты возьмешь книжку сам. Не надо кричать, надо сказать, что ты хочешь достать книжку, а стул тяжелый». Понятно, что не все дети в два года смогут сказать про книжку и стул. Но они могут показать это жестами. А ребенку сейчас важно, что мама и папа понимают его потребности и готовы помочь (но не делать все за него).

Поговорите с ним спокойным тоном, расскажите, как лучше выразить свои чувства, вместо того, чтобы кричать и плакать. Убедите ребенка, что он любим, несмотря на такое поведение, и переключите внимание на другую деятельность.

Как останавливать истерики в общественных местах

Как останавливать истерики в общественных местах

Одно дело — переждать взрыв в своей квартире. И совсем другое, если дети ставят родителя в неловкое положение и создают вокруг хаос, начиная истерику на улице, в магазине, в поликлинике. Первое, что надо осознать, — такое поведение чада не означает, что вы плохой и несостоявшийся родитель. Большинство людей вокруг тоже прошли через этот этап, и прекрасно понимают ваши чувства. А меньшинство, считающее необходимым прокомментировать ситуацию, можно и нужно игнорировать. Возможно, их-то как раз плохо воспитывали.

Читайте также:  Ребенку 2 года устраивает истерики ночью

  • Что делать?

Начните с удаления главного героя со сцены — унесите ребенка в тихое место: за угол, в машину, на улицу. Обнимите и держите его до конца истерики, потом мягко и уверенно поговорите так же, как дома. Не поддавайтесь на его требования даже ради сохранения общественного спокойствия. Велика вероятность, что вы закрепите негативное поведение, выдав вожделенную конфету или купив игрушку, и в следующий раз игрушку будут требовать точно таким же способом.

Главное, что должен усвоить ребенок — истерики не работают. Ни дома, ни вне его.

Распознавайте симптомы вовремя

Распознавайте симптомы вовремя

Шансы на истерику возрастают, если ребенок устал и хочет спать, проголодался или перевозбужден: вот почему детей на полу чаще всего можно видеть в супермаркетах. Они перевозбуждаются от обилия шумов, визуальных раздражителей, устают, а продукты на полках разжигают аппетит — все способы негативного влияния сразу.

  • Что делать?

Естественно, отслеживать симптомы, говорящие об усталости и голоде, и предвосхищать истерику. Предложите малышу перекусить вовремя, лечь поспать или поиграть в тихие игры прежде, чем он дойдет до стадии потенциального взрыва.

Дисциплина и право выбора: тонкий баланс

Дисциплина и право выбора: тонкий баланс

Конечно, ребенка надо воспитывать и приучать к дисциплине. Иначе как он научится делать правильный выбор и избегать неверных решений? Однако также важно давать ребенку ощущение контроля над своей жизнью, для начала хотя бы в мелочах.

  • Что делать?

Предлагайте детям выбор: какую футболку надеть сегодня, зеленую или красную? Что есть на полдник, яблоко или творожок? Важно: старайтесь избегать открытых вопросов, в возрасте «ужасных двухлеток» это верный способ вызвать замешательство, а затем и негодование.

Помогайте ребенку растить независимость

Помогайте ребенку растить независимость

В конце концов, ему придется когда-то начинать жить самому. И период “terrible two” — это первый шаг к самостоятельной жизни. Помогите малышу пройти этот путь с позитивом и уверенностью, что его любят.

  • Что делать?

Постараться прожить этот этап с радостью. Помочь ребенку в становлении своей личности, пожалеть, что это не так просто, выразить приятие и любовь. И помочь в преодолении разочарования и фрустрации, когда что-то такое важное не получается. Сейчас самое время показать собственным примером, как справляться с негативными чувствами: возьмите ребенка после истерики на прогулку и побегайте по площадке, устройте битву подушками, дайте ему возможность в физической активности выразить скопившийся негатив и вернуться к спокойному развитию. Ведь истерики, как мы уже говорили, возникают от разочарования, и детям в этот период действительно приходится нелегко.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Источник

От автора: Статья рассказывает о протекании первого возрастного кризиса 18-24 месяцев (в популярной литературе чаще упоминаемого как кризис трех лет), и раскрывает особенности детского развития, позволяющие родителям лучше понять своего ребенка.

       Первым кризисом, встречающимся на пути детского развития, является кризис, который в популярной литературе более известен как кризис 3 лет (хотя, к этому возрасту, он уже должен «сходить на нет»). В американских популярных изданиях время этого кризиса называют более точно – «эти ужасные два». Внимательные родители замечают, что данный кризис протекает примерно в период 18-24 месяцев, и в психологической литературе называется кризисом воссоединения. Смысл этого названия мы поймем чуть позже.

        Этот кризис проходит не проще и не легче, чем всем известный подростковый кризис, и заслуживает к себе особого внимания.

         Для матери ребенка этого возраста данный период может быть очень непростым. Здесь она сталкивается с частыми капризами ребенка, непоследовательными требованиями и желаниями, его агрессией, упрямством, вспышками ярости. На все это женщины часто реагируют собственным раздражением, срываясь, прибегают к неоправданным наказаниям.

        Чтобы понять трудности периода воссоединения, нам стоит немного рассмотреть особенности предыдущего периода, который длится, условно говоря, с окончания первого года до полутора лет, который называют фазой практикования. Она так названа, потому что ребенок в это время начинает ходить, упражняется в различных видах двигательной активности, познает мир, и практикуется  в освоении разных видов деятельности. Малыш этого возраста очарователен. Он опьянен своими возможностями и величием (ему кажется, что он все может, и все ему подвластно!) и очарован прекрасным и завораживающим миром, открывающимся для него. Теперь, имея способность к прямохождению, можно больше увидеть, больше услышать, больше потрогать! Часто малыш сам себя развлекает, находясь в постоянном восторге от своих открытий, у него сияют глазки, на личике светится улыбка. У большинства детей в этом периоде присутствует энергетический подъем. Они невосприимчивы к падениям и ударам – быстро поднимаются и продолжают свои исследования. Получая помощь от матери, ребенок еще не осознает ее, как поступающую из вне, ощущая, что это он всё сам.

         На этом этапе, с одной стороны, матери надо быть все время начеку, чтобы оградить ребенка от возможных опасностей; но, с другой стороны, она получает и некоторое облегчение. Потребность ребенка в матери несколько снижается за счет того, что он начинает испытывать больший интерес к неодушевленным предметам, к окружающему миру. Часто он, увлеченный своими занятиями, на долгое время забывает о матери (хотя малышу периодически надо вернуться к ней, чтобы подтвердить ее доступность, подзарядиться от ее прикосновений). Часто дети становятся способны подзарядиться от одного звука голоса матери или ее взгляда.   Для такого ребенка мать – это такая «домашняя база подзарядки», но она еще не расценивается как отдельный  самостоятельный индивид.

Читайте также:  Чем обтереть ребенка при высокой температуре 2 года

         Матери, не склонные удерживать малыша в слиянии с собой для удовлетворения собственных нужд, чувствуют некоторое облегчение – «наконец-то малыш стал самостоятельным», и у мамы есть глоток свободы и минутка для себя.

        Но вдруг что-то случается – веселый, счастливый и (как порой кажется) уже почти «самостоятельный» малыш вдруг опять становится прилипчивым, нуждающимся в постоянной доступности матери, да еще капризным, агрессивным, упрямым.

        Это означает начало следующей фазы – «нового сближения» или «кризиса воссоединения» с матерью. Это название отражает то, что, имеющееся на предыдущей фазе относительное безразличие к присутствию матери, сменяется постоянной озабоченностью по поводу ее местонахождения и активными обращениями к ней.

       Причины воссоединения (нового сближения) ребенка с матерью.

       Во-первых, в возрасте 18-24 месяцев ребенок, желая быть автономным и отдельным (желая «покинуть» мать), и имея физические возможности для этого, проецирует  свои желания на мать. Проецирует – т.е. приписывает ей то, что исходит от него. Тогда в его психике мать воспринимается той, которая может желать покинуть его. Тогда у малыша возрастает тревога из-за отсутствия матери и он становится  “прилипчивым”, часто – ходящим по пятам. 

        Во-вторых, как мы уже говорили, в предыдущей фазе развития малыш еще недостаточно чувствовал мать, как отдельного человека. По мере осознания малышом своей отдельности, и мать для него становится самостоятельным, отдельным от него человеком; и тогда у него появляется сильное желание разделять с матерью каждое свое новое открытие и переживание. Ведь она уже, не являясь «единым целым» с ребенком, не может магическим образом узнавать обо всех его открытиях. 

        В-третьих, прежнее ощущение своего всемогущества («я все могу, и мне все подвластно»), характерное для предыдущей фазы, болезненным образом терпит крушение. Ребенок осознает, что часто бывает беспомощным перед окружающим миром, и все также нуждается в матери.

        В этот непростой период, бывает, что женщина встречается со своим частым  раздражением. Она сбита с толку – малыш демонстрирует все большую независимость, а с другой стороны, ожидает участия матери в каждом своем деле. Матери бывает трудно принять требовательность ребенка в постоянном ее присутствии, после того, как она почувствовала его некую самостоятельность и свою – пусть небольшую свободу.

        Этот период чреват многочисленными конфликтами.        

        С одной стороны, ребенок стремится к самостоятельности, а, с другой стороны, чувствует беспомощность справиться с этим миром; испытывает прежнее желание, чтобы мать могла угадывать его желания и предвосхищать их.

       Порой малыш пытается использовать мать, как продолжение своего Я, и тянет ее руку к какому-то предмету, пытаясь ей, как инструментом достать его; или ожидает, что мать, направляемая единственным магическим жестом, выполнит промелькнувшее у ребенка желание. Когда он сталкивается со своей беспомощностью и отдельностью матери (которая уже не желает быть продолжением его Я и выполнять все его желания), у него  случаются вспышки ярости, гнева.  Но ни он, ни мать – больше не способны функционировать как одно целое. Ребенок болезненно – через битвы и конфликты –  начинает осознавать, что его родители являются независимыми людьми со своими личными интересами; и мать, даже поняв его потребность, порой не торопится удовлетворять ее. У ребенка возникает протест и бунт, что он не способен заставить весь мир вращаться вокруг него! Он должен постепенно отказаться от иллюзии своего величия.

        Вообще, ребенок этого периода часто бывает агрессивен, проявляет  негативизм, и с ним бывает непросто. Причин тому также немало. Появляющаяся и развивающаяся автономии ребенка защищается им при помощи постоянного слова «нет» – этим обусловлен его негативизм.

        Часто ребенок бывает упрям. Ощущая свою отдельность, и наставая на своей независимости, он может отказываться подчиняться требованиям матери. Порой можно наблюдать, как ребенок отказывается садиться или вылезать из коляски, испытывая материнское терпение; или, в знак протеста  разворачивается и пытается убежать в другую сторону (хотя и поглядывает – пойдет ли мать за ним).

         Кроме этого, гнев и злость появляются, если желаемая вещь оказывается недоступной, и малыш сталкивается со своими ограничениями. Он понимает, что на самом деле он не может достать ту вазочку, развязать этот узелок, забраться на этот комод. И самое главное разочарование в этой жизни приходит с осознанием того, что помощь не приходит магическим образом, после того, как он почувствовал в ней потребность или даже озвучил это.

        Осознавая тело, как собственное, ребенок противится действиям, которые производят с ним, во время которых он должен проявлять пассивность – переодевания, смена подгузников… Также он заметно сопротивляется, когда его обнимают или целуют, когда он к этому не готов. Чаще протестом на это реагируют мальчики.

Читайте также:  Полипы в кишечнике ребенка 2 года

        На период времени, когда у ребенка появляются свои желания и нежелания, свои хочу и не хочу,  приходится приучение к горшку, что часто приводит к конфликтам.  Ребенок, ощущая тело, как принадлежащее ему, противится контролю над ним и его функциями, часто не желает отдавать по требованию матери то, что считает своим (содержимое кишечника). Или, наоборот, назло матери писает, где попало, внимательно следя за ее реакцией.

         Важно помнить, что приучение к горшку, не должно перерасти в «битвы на горшке». Ребенок, чувствуя насилие и давление, может выработать на всю жизнь такие черты, как упрямство, жадность, негативизм. Лучше в этом вопросе следовать за ребенком, хваля его за «удачи», но, не настаивая на подчинении. Может быть, мамочке не удастся похвастаться перед знакомыми во дворе, что «вы» в первых рядах без подгузников, зато вы сохраните здоровое  развитие  психики ребенка.

        В этот непростой период маленький  человечек переживает чувства печали и злости из-за потери ощущения слияния с матерью; разочарования в матери (не всемогущей, непонятливой и имеющей «наглость» иметь свои желания!); чувства беспомощности и бессильной ярости от осознания своих ограничений. Он болезненно осознает свою беззащитность (потому что даже мать уже не всегда может восстановить его ощущение благополучия); и одиночество – т.к.  интересы матери бывают отличными от его собственных. Эти переживания вступают в конфликт с чувством грандиозности и всемогущества периода практикования, когда ребенок чувствовал себя «властелином мира».

 Ошибки родителей и способы гармоничного взаимодействия с ребенком.

        В период кризиса воссоединения матери бывает непросто выдержать требования ребенка, касающиеся ее постоянной доступности, и противоречивость его желаний. У женщины такое поведение часто вызывает вспышки раздражения. Малыш то просит помощи матери, то отталкивает ее в  ее попытках помочь; то он хочет близости с матерью, но, только получив, сразу отвергает ее. Также приступы гнева, упрямства и негативизма подвергают испытанию терпение матери.

       Нередко женщины, испытывая бессилие, и срываясь, прибегают к первым шлепкам и наказаниям. Порой матери, утомленной однообразным уходом за малышом, с отсутствием времени для себя, бывает сложно напомнить себе, что в таком поведении ребенка нет преднамеренного желания «довести» взрослых, специально сделать назло. Негативизм и упрямство ребенка – это примитивные, но пока единственные способы доказать, что он имеет собственное  мнение, что он – личность, нуждающаяся не только в опеке, но и в признании автономии, права на свою точку зрения.

        Ребенку важно, чтобы взрослый выдерживал его агрессию, не прибегая к наказанию (как отмщению, или демонстрации своей силы); важно чтобы малыш чувствовал, что он не разрушает своей агрессией родителей, они способны  выдерживать бури и оставаться рядом, не лишая ребенка своей любви.

        Часто случается, что мать, уставшая от постоянного контакта с ребенком, начинает отказывать ему в своем участии, эмоциональной поддержке. Но дело в том, что чем менее доступна в этом периоде мать, тем более настойчиво и отчаянно ребенок пытается добиться ее внимания.  Если ребенок тратит много энергии на то, чтобы отслеживать, где мать, и добиваться ее внимания, то психических сил не хватает на познание мира, развитие познавательных процессов и других психических функций.

        Важно, чтобы внимание матери было предсказуемым для малыша. Бывает, что мать игнорирует потребность ребенка в ней; а в другие периоды (испытывая вину за свое невнимание, и пытаясь компенсировать ее) несется к малышу по любому поводу, даже тогда, когда он вполне справляется с трудностями сам. Предсказуемая эмоциональная доступность матери способствует развитию у ребенка процессов мышления, снижению тревожности и достижению дальнейшей автономии. Матери важно откликаться на дела ребенка радостным участием, подбадривая его, и поощряя к дальнейшим открытиям.

        Другим матерям бывает трудно справиться с потребностью ребенка в независимости; смириться с тем, что его теперь нельзя считать частью себя; и уже невозможно поддерживать слияние, которое может компенсировать неудовлетворенность женщины другими аспектами жизни. Такие мамы сами становятся «тенями» своих детей и не дают им необходимого опыта самостоятельности. Важно признать, что ребенок – это отдельный, самостоятельный индивид, имеющий право на автономность, свои желания и потребности.

        В завершении можно добавить несколько простых истин.

 ·    Упрямое поведение детей часто провоцируется упрямством взрослых, которым не хватает гибкости, и они принципиально настаивают на своем, только из-за того, что «так надо». Чрезмерный авторитаризм взрослых либо подавляет ребенка, либо провоцирует более сильный бунт.

·     Важно не фиксировать внимание на упрямстве, не напоминать лишний раз ребенку о его «плохом поведении». Ставить себя на место ребенка, смотреть на мир его глазами.

·       Родителям стоит ограничить собственное слово «нет». Отказаться от противостояния «кто-кого».

·        Предоставлять ребенку право выбора. Не провоцировать ребенка на негативизм, задавая вопросы, которые требуют ответа: «Да»-«Нет». Такого реагирования можно избежать, заранее предлагая ребенку выбор: «Ты будешь молоко из этой чашки или из кружки?» «Мы идем в парк или на площадку?»

  (Подробнее об этом М. Малер «Психологическое рождение человеческого младенца»)

 Психолог-психотерапевт Ежек Наталия. www.gesterap.ru

Источник