Ребенок упускает в штаны 2 года
Недержание мочи у детей – расстройство произвольного мочеиспускания, неспособность ребенка контролировать акт мочеиспускания. Недержание мочи у детей характеризуется невозможностью накапливать и удерживать мочу, что сопровождается непроизвольным мочеиспусканием во время сна или бодрствования. Для выяснения причин детям проводится урологическое (УЗИ мочевой системы, цистоскопия, рентгенография почек и мочевого пузыря, электромиография, урофлоуметрия) и неврологическое (ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ) обследование. Лечение недержания мочи проводится с учетом причин и может включать медикаментозную терапию, физиотерапию, психотерапию и др.
Общие сведения
Недержание мочи у детей – стойко повторяющееся непроизвольное (неосознанное) мочеиспускание в дневное или ночное время. Недержанием мочи страдает от 8 до 12% детей, при этом наиболее частой формой патологии в детском возрасте является энурез. Полиэтиологичная природа недержания мочи у детей делает данную проблему актуальной для ряда педиатрических дисциплин: детской неврологии, детской урологии, детской психиатрии.
У детей в возрасте до 1,5-2 лет недержание мочи считается физиологическим явлением, связанным с незрелостью соматовегетативных регуляторных механизмов. В норме навыки задержки мочеиспускания при наполнении мочевого пузыря формируются у ребенка к 3-4 годам. Однако, если к этому периоду навыки контроля мочеиспускания не установились, следует искать причины, обусловливающие недержание мочи у ребенка. Недержание мочи у детей представляет социальную и гигиеническую проблему, нередко приводит к развитию психопатологических расстройств, требующих длительного лечения.
Недержание мочи у детей
Причины недержания мочи у ребенка
Недержание мочи у детей может быть обусловлено нарушением нервной регуляции функции тазовых органов вследствие органических поражений головного и спинного мозга: травм (черепно-мозговых, позвоночно-спинномозговых), опухолей, инфекций (арахноидита, миелита и др.), ДЦП. Часто недержанием мочи страдают дети, имеющие различные психические заболевания (олигофрению, аутизм, шизофрению, эпилепсию).
Недержание мочи может быть обусловлено анатомическими нарушениями развития мочеполовой системы ребенка. Так, органическую основу недержания мочи может представлять незаращение урахуса, эктопия устья мочеточников, экстрофия мочевого пузыря, гипоспадия, эписпадия, инфравезикулярная обструкция и др.
В некоторых случаях недержание мочи у детей возникает на фоне синдрома ночных апноэ, эндокринных заболеваний (сахарного диабета, несахарного диабета, гипотиреоза, гипертиреоза), приема лекарственных препаратов (антиконвульсантов и транквилизаторов).
Собственно энурез у детей является мультифакториальной проблемой. Энурез может иметь наследственную природу: доказано, что если оба родителя в детстве страдали недержанием мочи, вероятность энуреза у ребенка составляет 77%, если же расстройством мочеиспускания страдал только один из родителей – 44%.
Наиболее часто развитие недержания мочи у детей (энуреза) связывается с задержкой созревания нервной системы ребенка вследствие неблагоприятного течения перинатального периода. Незрелость ЦНС может быть обусловлена угрозой прерывания беременности, гестозом, анемией беременной, маловодием, многоводием, внутриутробной гипоксией плода, асфиксией в родах, родовой травмой. В дальнейшем у таких детей обычно формируется нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Недержанием мочи довольно часто страдают гиперактивные дети.
В ряде случаев ночное недержание мочи объясняется нарушением ритма секреции антидиуретического гормона (вазопрессина). Вследствие недостаточной концентрации вазопрессина в плазме в ночное время почки выделяют большой объем мочи, переполняющей мочевой пузырь и приводящей к непроизвольному мочеиспусканию.
Недержание мочи может сопутствовать урогенитальным заболеваниям (пиелонефриту, циститу, уретриту, вульвовагиниту у девочек, баланопоститу у мальчиков, пузырно-мочеточниковому рефлюксу, нефроптозу, пиелоэктазии), глистной инвазии. Повышенной возбудимости мочевого пузыря и недержанию мочи у детей могут способствовать аллергические заболевания: крапивница, атопический дерматит, бронхиальная астма, аллергический ринит.
У детей, особенно дошкольников, недержание мочи может иметь стрессовую природу. Довольно часто психотравмирующей ситуацией выступает развод родителей, смерть близкого человека, конфликты в семье, насмешки сверстников, перевод в другую школу или детский сад, смена места жительства, рождение в семье еще одного ребенка. В последнее время в числе причин, способствующих недержанию мочи, педиатрами называется широкое применение одноразовых подгузников, задерживающих формирование условного рефлекса на мочеиспускание у ребенка.
В большинстве случаев недержание мочи у детей провоцируется совокупностью обозначенных факторов.
Классификация
В том случае, если непроизвольное истечение мочи происходит через уретру, говорят о везикальном недержании; если же моча выделяется через другие неестественные каналы (например, мочеполовые и мочекишечные свищи), такое состояние расценивается как экстравезикальное недержание мочи. В дальнейшем будут рассмотрены только формы везикального недержания мочи у детей.
В детской урологии принято разграничивать неудержание и недержание мочи: в первом случае ребенок ощущает позывы на мочеиспускание, но не может удержать мочу; во втором – ребенок не контролирует мочеиспускание, потому что не ощущает позывы. В том случае, если недержание мочи случается во сне (у детей старше 3,5-4 лет не реже 2-х раз месяц) при отсутствии психических заболеваний и анатомо-физиологических дефектов урогенитальной сферы, говорят об энурезе (ночном или дневном).
Недержание мочи у детей может иметь первичный и вторичный характер. Под первичным (персистирующим) понимается задержка формирования физиологического рефлекса становления и контроля мочеиспускания. Обычно это происходит на фоне нервно-психических расстройств или органических нарушений мочеиспускательной системы. К случаям вторичного (приобретенного) недержания мочи относятся ситуации, когда навык торможения мочеиспускания утрачивается после периода контроля за мочеиспусканием свыше 6 месяцев. Вторичное недержание мочи у детей может иметь психогенное, травматическое и иное происхождение.
По механизмам развития недержание мочи может быть императивным, рефлекторным, стрессовым, от переполнения мочевого пузыря, комбинированным.
При императивном (повелительном) недержании мочи ребенку не удается контролировать мочеиспускание на высоте позыва. Данный вариант, как правило, встречается у детей с гиперрефлекторной формой нейрогенного мочевого пузыря.
Стрессовое недержание мочи у детей развивается в связи с усилиями, сопровождающимися резким повышением внутрибрюшного давления (кашлем, смехом, чиханием, поднятием тяжестей и т. д.). Такой тип чаще всего обусловлен функциональной слабостью мышц тазового дна и уретрального сфинктера.
К рефлекторному недержанию мочи у детей приводит разобщение корковых и спинальных центров, регулирующих функцию тазовых органов, в т. ч. произвольное мочеиспускание. В этих случаях отмечается непроизвольное истечение мочи по каплям или небольшими порциями.
Парадоксальная ишурия, или недержание мочи, связанное с переполнением мочевого пузыря, может быть малого – до 150 мл; среднего -150-300 мл и большого объема – более 300 мл. Данное нарушение характеризуется непроизвольным выделение мочи вследствие переполнения и перерастяжения мочевого пузыря у детей с гипорефлекторным нейрогенным мочевым пузырем, инфравезикальной обструкцией.
Симптомы недержания мочи
Недержание мочи – это не самостоятельное заболевание, а нарушение, встречающееся при различных нозологических формах. Недержание мочи у ребенка может быть постоянным или периодическим; отмечаться только во сне или также в бодрствующем состоянии (обычно во время смеха, бега); иметь характер небольшого подтекания мочи или полного спонтанного опорожнения мочевого пузыря.
У детей с недержанием мочи часто отмечаются сопутствующие заболевания: рецидивирующие инфекции мочевыводящих путей, запоры или энкопрез. Вследствие постоянного соприкосновения кожи с мочой нередко возникает дерматит, гнойничковые поражения.
Детей с энурезом характеризует эмоциональная лабильность, замкнутость, ранимость или вспыльчивость, раздражительность, отклонения в поведении. Такие дети могут страдать заиканием, бруксизмом, нарушениями сна, снохождением, сноговорением. Типичны вегетативные симптомы: тахикардия или брадикардия, потливость, цианоз и похолодание конечностей.
Диагностика
Специализированное обследование детей с недержанием мочи направлено, прежде всего, на выяснение причин данного состояния. Поэтому в диагностическом поиске может участвовать команда детских специалистов, включающая педиатра, детского уролога или детского нефролога, детского психиатра. Исследование соматического статуса предполагает сбор подробного анамнеза, оценку общего состояния, осмотр поясничной области, промежности, наружных половых органов.
На этапе уронефрологического обследования оценивается суточный ритм мочеиспусканий, проводятся лабораторные исследования (общий анализ мочи, бактериологический посев мочи, проба Зимницкого, Нечипоренко и др.), урофлоуметрия, УЗИ почек и мочевого пузыря, обзорная и экскреторная урография. При недостатке информации выполняются инвазивные диагностические процедуры: цистометрия, цистоскопия, профилометрия уретры, электромиография мышц мочевого пузыря, уретроцистоскопия.
Детям с недержанием мочи и отягощенным перинатальным анамнезом необходима оценка неврологического статуса с исследованием ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ, выполнением краниографии. При подозрении на аномалии развития позвоночника показано проведение рентгенографии, КТ или МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника, электронейромиографии.
Лечение недержания мочи у детей
В зависимости от выявленных этиологических факторов, лечение проводится дифференцированно. При врожденных пороках развития мочевыводящих путей выполняется их хирургическая коррекция (пластика уретры, сфинктеропластика, ушивание свища мочевого пузыря и др.). В случае выявления воспалительных заболеваний назначаются курсы консервативного лечения уретрита, цистита, пиелонефрита. Лечение детей с психическими расстройствами и психогенным недержанием мочи проводится детскими психиатрами и психологами с помощью медикаментозной терапии, психотерапии. Если причиной недержания мочи у ребенка служит недостаточная зрелость нервной системы, показаны курсы ноотропных препаратов.
Важную роль в лечении любых видов недержания имеют режимные моменты: исключение стрессовых ситуаций, создание доброжелательной атмосферы, ограничение употребления жидкости на ночь, принудительное пробуждение ребенка и высаживание на горшок ночью и др.
В лечении различных форм недержания мочи у детей эффективны физиотерапевтические методы: дарсонвализация, диатермия, электрофорез, электросон, магнитотерапия, ИРТ, электростимуляция мочевого пузыря, транскраниальная электростимуляция.
Профилактика
Многоплановость профилактических мероприятий, направленных на предотвращение недержания мочи у детей, обусловлена полиэтиологичностью нарушения. Общие рекомендации включают соблюдение режима сна и бодрствования, своевременное приучение ребенка к горшку, санитарно-гигиеническое воспитание детей, нормализацию психологического климата. Необходимо своевременное лечение инфекций мочевых путей, аномалий мочеполовой системы и других сопутствующих заболеваний. Важную роль играет благоприятное течение беременности.
Ни в коем случае не следует ругать детей за недержание мочи – это может усилить у ребенка чувство стыда и неполноценности.
Источник
: Время прочтения:
Как атмосфера в семье приводит к тому, что ребенок не успевает добежать до туалета, – рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.
Стоило пойти в детский сад, как ребенок снова начал мочить постель по ночам. Или перестал проситься в туалет, стал терпеть до последнего, после чего не может сдержаться.
Часто с этой проблемой сталкиваются дошкольники и младшие школьники, тихие и спокойные отличники. Почему именно они – станет понятно дальше.
Уговоры, расспросы, наказания в этой ситуации не работают. В чем же причина энуреза у детей, и как помочь ребенку и его родителям?
Органические причины недержания мочи у детей должны быть исключены у педиатра или невролога
Энурез может иметь органическую природу, то есть может быть связан с болезнью внутренних органов.
Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу. Почки должны быть здоровы, в мочевом пузыре не должно быть воспаления. Если ребенок физически здоров, тогда можно переходить к работе с психологическими причинами.
Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу.
Психологические причины возникновения энуреза
Энурез, связанный с психологическими причинами, относится к психосоматике. Через недержание тело пытается справиться с психологической травмой, напряжением и болью, от которых невозможно избавиться другим путем.
«Недержание мочи». Ребенок не может удержать что-то в своем теле, не может что-то контролировать. Чаще всего недержание проявляется ночью, когда ребенок спит, сознание отключается, наконец-то получается хоть немного расслабиться. И расслабляется малыш до такой степени, что перестает контролировать свое тело.
Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое. Что-то более тяжелое и значимое.
Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое.
1 Ребенок сдерживает слишком сильную эмоцию
Ребенок может сдерживать слишком сильную эмоцию – гнев, грусть, печаль, обиду. Это сложные эмоции даже для взрослых.
В семьях часто не принято говорить вслух о своих чувствах. Все они остаются внутри, лежат на душе нелегким грузом. В атмосфере дома словно витает напряжение. Однако никто так и не решается сказать о нем ни слова. Родители такого ребенка часто выглядят очень спокойными, интеллигентными. Только им известно, что у них на душе, и как они с этим справляются.
Ребенок живет с мамой, бабушкой и младшей сестрой. Об отце в семье не вспоминают, как будто его и не было. Ребенок помнит отца и скучает по нему. Однако говорить о нем в этом доме нельзя. Ребенок злится на маму, ведь это она не пускает к нему отца (по мнению ребенка), но открыто выражать злость тоже нельзя. В доме одни женщины. Если ребенок будет злиться, то и его могут выгнать и даже не говорить о нем, как это сейчас происходит с отцом. Тут сразу три сильные эмоции, которые приходится сдерживать малышу: грусть об отце, злость на мать, страх быть изгнанным. А ребенку всего-то пять лет. Справиться самостоятельно с такими сильными эмоциями психика ребенка не в силах. Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.
Почему важно не «пропить лекарство», а справиться с психологической причиной? Симптом уйдет, а причина детского энуреза останется. Ребенок может начать выливать все накопившиеся эмоции, которые неприемлемы в его семье. А выдержат ли родители? Что будет с мамой, которая сама не справляется с обидой, злостью на отца ребенка и грустью по нему, но из последних сил сдерживается? Что будет с бабушкой, которая не переносит любое выражение злости со стороны людей, в то время как сама удерживает немало этих сложных эмоций? Где гарантия, что семья и ребенок останутся психически здоровы?
Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.
Что делать. Хорошо начать с психотерапии для мамы, ведь ей приходится справляться с возом непрожитых эмоций. Важно найти приемлемый способ выражения чувств для ребенка. Обсудить, что отец очень важен для ребенка и ребенок грустит по нему. Можно вместе с семьей решить, в какой форме разрешить выражать грусть по отцу: с помощью разговоров, просмотров фотографий или встреч по выходным. Важно, чтобы эмоция нашла свой выход.
Конечно, семье будет непросто принять новые правила. Поэтому здесь большая поддержка понадобится не только ребенку, но и его близким. Если работать только с ребенком, пока дома все остается прежним, то либо вернется энурез, либо ребенок будет регулярно устраивать эмоциональные бури для всей семьи.
2 Протестует против чрезмерного контроля
Следующая причина энуреза у ребенка, с которой ребенок может пытаться справиться, – это чрезмерный контроль со стороны родителей. В литературе встречается название данного симптома как «симптома строгой мамы».
Ребенку семь лет. Пошел в первый класс. Старается учиться хорошо, ведь за каждое замечание учителя ему приходится выслушивать долгие лекции от мамы. В комнате у ребенка должен быть идеальный порядок. Мама имеет доступ к комнате и к портфелю ребенка двадцать четыре часа в сутки. Все игрушки, одежда, продукты тщательно выбираются мамой. У ребенка есть список детей, с которыми ему можно общаться, другие почему-то ему не подходят. Так решила мама… Ребенок уже ходит в школу, однако не имеет ни миллиметра личной территории, не может принять ни одного самостоятельного решения.
Недержание может быть единственным способом контролировать хоть что-то. «Ну уж со своим телом я разберусь сам», – бессознательно решает ребенок. И тело его начинает ходить в туалет тогда, когда решит оно само. Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.
Что делать. Важно разобраться, почему в семье не позволено иметь личное пространство и право выбора. За чрезмерным контролем может скрываться высокая тревожность мамы, с которой нужно работать. Начиная с раннего возраста мама может давать ребенку определенную свободу, постепенно увеличивать его права и самостоятельность. Например, позволить выбрать цвет одежды или место для прогулки. У ребенка должно быть личное пространство – комната, шкаф или просто угол, где все будет только его и так, как решил он. Куда не будет вмешиваться никто.
Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.
Если мама устанавливает запреты и ограничения, важно, чтобы они были понятны для ребенка: «Я не хочу, чтобы ты общался с Петей, потому что он часто дерется, и я боюсь, что он может сделать больно и тебе. Я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было больно и плохо».
3 Страдает без тесного контакта с мамой
Также причиной недержания мочи у детей может являться желание ребенка удерживать маму возле себя. Когда он был маленький, стоило ему сходить на горшок, сколько внимания сразу обрушивалось на него! Похвала, восхищение. Мама несколько раз в день обязательно была рядом, обнимала, целовала и ласкала – когда меняла мокрые пеленки.
Малыш вырос, мама перестала быть такой близкой. Теперь у нее есть свои дела, возможно, появилась сестричка или братик. Мама не принадлежит ребенку на все сто. А потребность осталась. Вот ребенок и вспоминает младенческие способы вернуть маму, регрессирует. Тогда это работало, сработает и сейчас.
И действительно, стоит ребенку обмочить кроватку, как приходит мама, меняет белье, берет на руки. Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы. Часто мамы берут ребенка себе в постель во избежание подобных случаев. Цель достигнута, ребенок снова неразлучен с мамой. Симптом уходит. Но стоит только отложить его в свою кроватку, как все возвращается с новой силой.
Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы.
Что делать. Важно проследить, почему у ребенка такая сильная потребность в матери, где в его анамнезе что-то пошло не так, и он не получил столько любви и заботы, сколько ему было нужно. А может мама сама не может отпустить ребенка? Также в ходе беседы с родителями можно подумать, каким образом ребенок будет получать внимание без помощи данного симптома.
Как видим, в детском энурезе очень много психологического, связанного с отношениями ребенка с близкими. Поэтому очень важно, чтобы специалист поддерживал и ребенка, и его родителей.
Источник