Ребенок стал бояться темноты 2 года

Ребенок стал бояться темноты 2 года thumbnail

Авторы: Ройз Светлана

Страх темноты – один из «возрастных страхов». Ребёнок около 1,5-2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4-5 лет страх может проявляться сильнее, потом затихать. Около 7 лет может быть «обострение». Ребёнок может перестать ходить по темному коридору, бояться сам оставаться в комнате, спать без ночника, иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».

После проявления страха темноты, буквально через 3 месяца, максимум полгода, ребёнок может начать задавать вопросы о смерти. (И нам важно к этим вопросам подготовиться.) Этот возраст – период активного развития фантазийной сферы. Время «гиперактивности» правого полушария мозга – того самого, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит, но для анализа и объяснения ему ещё не хватает функций «отстающего» левого полушария мозга.

Страх темноты:

  • может быть возрастным:
  • может быть последствием родового стресса;
  • может быть приобретённым (если в темноте ребёнка испугал громкий звук или какой-то предмет, или кто-то из взрослых пугал его «бабаем», серым волчком, или наказал, оставив в тёмной комнате);
  • может быть наследственным.

Чего стоит избегать?

Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов могут становиться источником страха. Поэтому идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребёнок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребёнок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.

Нам важно помнить, что ребенку бесполезно говорить «тут нЕчего бояться», «ты же взрослый мальчик/девочка», – страх ребёнка не имеет пола и возраста, нелогичен для взрослого, но совершенно реален. И относиться к любому страху нужно уважительно – как к реально существующему в мире ребенка.

Опасно ребёнка любого возраста и пола стыдить или над ним смеяться – он не перестанет бояться, но перестанет нам доверять свои страхи и свою уязвимость.

Работа со страхом может вестись на «территории» страха – а именно на территории правого полушария, которое отвечает за игру и творчество.

Важно помнить, что ребёнок боится не темноты, а того, ЧТО в ней. И нам важно конкретизировать, что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте (так мы постепенно «включаем» левое полушарие, и нам легче понять природу страха и подобрать способ трансформации). В темноте кто-то может жить, кто-то может испугать, может украсть-напасть, могут быть монстры и прочее.

Что могут сделать родители?

Наша задача – пойти на Территорию страха и превратить темноту в «инструмент» или друга.

В этом нам может помочь:

  • теневой театр;
  • игра в темноте с фонариком (прятать в небольшом неосвещенном помещении «сокровища» и в темноте искать);
  • трансформация темноты – светить фонариком сквозь дуршлаг, а на стене и потолке видно «звёздное небо»;
  • ангел-хранитель в образе «день-ночь» (я покупала готовый у мастера, можно нарисовать или сделать из любого материала образ ангела-хранителя, которого бы можно было переворачивать разными сторонами: белый – хранитель дня, черный – хранитель ночи). Примерно в 4 года дети вдруг осознают, что родитель не божество, и у них возникает потребность в супергероях, в архетипичных героях;
  • спрей от монстров (защитные наклейки-рисунки, пульверизатор с картинками), который можно поставить на тумбочке ребёнка, чтобы он сам, приговаривая, например, волшебные слова: «Монстры убегайте, меня не пугайте, я вас не боюсь!», разбрызгивал волшебный спрей;)
  • портрет монстра (когда мы чего-то боимся, мы пытаемся от него дистанцироваться, когда мы позволяем себе изобразить что-то, мы входим в контакт и меняем «внутренний образ»);
  • рисование на чёрной бумаге, ведь чёрная бумага – это темнота. Можно рисовать белым маркером или восковыми мелками. Уже само рисование на чёрной бумаге – чудесная терапия, а еще можно наклеить глазки, «пугающие» в темноте, а потом представить, чьи они – ежика, зайчика, белки, котика;
  • ловушка для страшных снов или того, что может жить в темноте (например, можно сплести мандалу из ниток, нарисовать ее);
  • сигнализация от монстров, которую можно сделать из радиоконструктора;
  • мобиль из существ, которые живут в темноте и могут стать «хранителями» (летучие мыши, совы). Но важно их делать не из чёрной, а из цветной бумаги или фольги;
  • фонарики из бумаги и лед-свечей;
  • игры в прятки;
  • игра в супергероев – с 3,5 лет дети часто играют в супергероев, поэтому можно попробовать «превратить» ребёнка в супергероя с той суперсилой, которая ему поможет в темноте. Можно нарисовать фломастером волшебную кнопку на ладошке или на руке, которая активизирует суперспособность – видеть в темноте, а в игрушечных магазинах есть «наборы для шпионов» с очками ночного видения;
  • просмотр мультсериала «Тигрёнок Даниэль и его соседи» – там есть хорошая серия для трансформации страхов.
Читайте также:  Анамнез жизни ребенка 2 года

Проявление страхов, тревог, фантазий, истерик, болезней – это совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют и иногда боятся и вредничают. Благодаря тому, что ребенку безопасно и надёжно с нами развиваться, благодаря тому, что ребёнок будет получать опыт уважения и поддержки, некоторые «симптомы» взросления будут проходить сами.

Иногда важно сопровождение специалиста. Но в большинстве случаев мы сами, родители, можем стать таким «проводником» в путешествии на территорию страха – для его трансформации.

Добрых взрослений!

(Эта публикация войдет как глава в будущую книгу Светланы Ройз.)

опубликовано 11/11/2019 16:27

обновлено 12/11/2019

– Педагогика и психология, Рост и развитие, Сон, Нервные, психические и психологические болезни

Источник

31 января 2017

Аверьянова Света

Главная картинка

Во мраке ночи оживают страхи даже у взрослых людей. Что уж говорить о детворе! Ребёнок ориентируется в окружающем мире, опираясь на основные сенсорные системы: зрительную, слуховую, осязательную. И наибольший процент информации получает с помощью зрения. Темнота – фактор, лишающий этой возможности.

Едва успевает стемнеть за окном, детский мозг стремится компенсировать недостаток зрительной информации и включает на полную мощность другие чувства. Тогда-то и появляются страшащие малышей тени, звуки и тактильные ощущения. Конечно, все это не только мешает спокойно поспать, но и порой травмирует психику малыша.

Неудержимая фантазия дорисовывает множество деталей и обстоятельств, которые и становятся ночным страхом. И родителям нужно сначала понять, почему ребёнок боится темноты, а затем бороться с испугом.

Откуда берется боязнь темноты

Движение – основа детской психологии. Причем, постоянно движется не только сам ребенок, но и его психические процессы. Прошлый опыт переносится на новые события, а то, что непонятно или неизвестно – додумывается и дорисовывается. Ребенок способен создать нечто такое, о чём взрослый бы даже никогда не подумал.

Нет дыма без огня. Причина детского страха не всегда очевидна, но она всегда есть и сокрыта в возрастных психологических переменах, окружающей обстановке, социальном опыте и даже особенностях мышления.

Любому возрастному или ситуативному страху есть простые и закономерные причины. Если разобраться в них, сразу станет понятно, как избавить ребенка от страха темноты.

Особенности детской психики

Богатое воображение и образное мышление; эмоциональность восприятия, запоминания и воспроизведения событий и образов – все это делает детскую психику весьма чувствительной к «провокациям», приводящим к обострению боязни темноты:

  • просмотр «недетских» телепередач и кино;
  • пересказывание остросюжетных, пугающих историй;
  • страшилки, придуманные взрослыми в качестве воспитательных и сдерживающих нежелательное поведение ребёнка;
  • незнакомые люди, пробуждающие пугающие ассоциации;
  • стрессы и конфликты в значимом для малыша социуме (окружении);
  • многочисленные и строгие запреты.

Немного статистики

8 из 10 мам отмечают у своих чад боязнь темных комнат. Опрос проводился в семьях детей дошкольного и младшего школьного возраста. С такой же частотой (80%) страх темноты передается по наследству. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь, а у ещё 2% – перерастает в патологическое состояние – фобию.

Болезненное отношение к темноте, ночи и сумеркам называют никтофобией или ахлуофобией. Эти цифры могли бы быть гораздо ниже, если бы родители вовремя обращались за профессиональной помощью.

Рекомендации для родителей

Что делать если ребенок боится темноты? Самый ценный совет в этой ситуации: вступая в бой с монстрами, старайтесь быть максимально искренними и заинтересованными. Дети очень чутки к родительскому обману.

Верьте в монстров вместе с ребенком

монстры

Первое и самое важное, что нужно сделать маме и папе, – это искренне поверить в существование страха и того, что этот страх вызывает.

Для ребёнка он реален!

Попытка избавить малыша от боязни того или иного пугающего образа словами «не существует» и «не бывает» приведёт к обратному эффекту. Ребёнок почувствует себя непонятым и одиноким. Ему будет ещё страшнее.

Поддерживайте самооценку

Второе – никогда не называть ребенка трусом и не сравнивать с другими «смелыми детьми». Так вы к страхам чада добавите неуверенность и заниженную самооценку. А ещё хуже – мысль о том, что его не любят. И, наоборот, высокая самооценка, осознание своей значимости для родителей придают уверенности и сил в борьбе против пугающей тьмы.

Играйте против страха

Третье – создайте вокруг ребёнка атмосферу психологического комфорта (не путать со вседозволенностью!). Пройдите вместе, рука об руку все возрастные неприятности.

Что же касается страхов, то, как сказал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Игра, правильно подобранная сказка и добрый юмор – ваши лучшие помощники:

  • понаблюдайте вместе с малышом, какие «ужасные» тени отбрасывают самые банальные вещи в комнате (стопка одежды на стуле в углу, рубашка на «плечиках», шапка на полке и т.

    д.), посмейтесь, сочините об этом сказку или стихотворение;

  • поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемненный вариант «норки» из плотного одеяла;
  • нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом;
  • придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев;
  • играйте в театр, для которого затемнение – не просто норма, но правило; кукольный, теневой, драматический, сатирический, – главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено;
  • прятки и жмурки с чутким сопровождением взрослых
Читайте также:  Ингаляция для ребенка 2 года при кашле

Игры для избавления от страхов

Игра в той или иной мере присутствует на любом возрастном этапе человеческой жизни.

Для детей это и вовсе самый доступный и простой путь познания. Поэтому игровой метод можно применять и в работе с трехлеткой, и с младшим школьником; и с мальчишками, и с юными принцессами. Короткие тренировки в игре помогут легче принимать темноту в реальной жизни.

Прячьтесь вместе под одеяло, разглядывайте тени на стене днем, сравнивайте образы теней с формой облаков. Словом, учите ребенка отличать реальность от плода фантазии. Вспомните собственное детство и сыграйте в цветные пятна (нужно найти смысл в красочном пятне на бумаге), а потом точно так же поступите с черной краской.

Игры, которые могут помочь в преодолении страха, очень разнообразны. Важно ещё и то, что они воздействуют на детскую личность в целом: самооценку, уверенность в себе, коммуникативные качества, волевые процессы.

В поисках клада

В квартире организуют подсветку различной интенсивности (от полной освещённости до полного мрака). Раскладывают подсказки, по которым играющие ищут «клад».

Когда ребенок заинтересуется игрой и перестанет опасаться темноты в рамках игры, можно использовать элементы усложнения или превратить игру из квеста в полосу препятствий:

  • завязывание глаз;
  • имитация паутины;
  • влажные элементы;
  • разнообразные звуки и т. д.

День в семье

Если ребенок боится спать один, обыгрывается ситуация обычной семейной жизни, где члены семьи – игрушки. День и ночь регулируются освещением. Когда по сюжету наступает ночь, ребенок укладывает игрушки в темной комнате, поет колыбельные, рассказывает сказки и т. д.

Помогая избавлять от страха любимую игрушку, малыш переступает через собственные опасения и не замечает, как совершает этот важный для психики шаг. Через несколько минут снова наступает день, и кукольная семья живет по привычному распорядку.

Вариации любимых игр

С куклами и игрушками можно использовать игры в прятки и жмурки в различных вариантах: прячутся то люди, то игрушки. Дайте ребенку почувствовать азарт и радость от совместной с вами игры. Он станет увереннее, и страх постепенно отступит. Партнерство с родителями в игровой обстановке – это еще и замечательная проработка коммуникативных затруднений и проблем самооценки.

Кукольный театр

Обычные игрушки и куклы для кукольного театра (перчаточные или марионетки) всегда были хорошим подспорьем для эффективного варианта борьбы со страхами – сочинения сказок и смешных историй.

Когда малыш сам придумывает сказку о своем герое и его страхах, он переносит собственную тревогу из внутреннего плана во внешний. И происходит маленькое психологическое чудо – безопасная эмоциональная и чувственная проработка всех детских тревог. После игры, в которой герой спокойно улегся спать, малыш и сам сможет заснуть без тревоги.

Еще одна форма существования волшебной истории – терапевтические сказки. Их можно придумывать самостоятельно или читать из специализированного сборника.

Театр теней

Сам по себе этот вид театра невозможен без контраста света и тени. Научите малыша создавать фигуры, изменять их размер, оживлять. Только не допускайте даже шуток со страшными образами (этим часто грешны папы).

01

02

03

04

05

06

07

08

09

1011

Изображаете зайчиков, мышек и осликов до тех пор, пока ребенок не будет готов к встрече с тенью волка или медведя.

У страха глаза велики

С детворой 3-7 лет можно поиграть в эту игру. Мама или папа обязательно присутствуют вечером в комнате. Когда малыш пытается разглядеть в темноте образ очередного монстра, включите свет и покажите, что это всего лишь тень от стопки одежды или разбросанных игрушек. «А чтобы это тебя больше не пугало, давай наведем порядок в комнате?» – чем не мотив для развития чистоплотности.

Рисуйте страхи

Проективные техники, которыми пользуются психологи, доступны и родителям. Например, методика «Несуществующее животное» и его вариации – «Страшное животное», «Злое животное», рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Звезды и волны», «Лес (три дерева)».

сами нарисуйте

Попросите ребенка изобразить все то, что страшит его по ночам. Днем все это перестает «работать», днем оно не пугает. А уж сделать его смешным проще простого. Домовой или Бабайка вдруг становятся рыжими неграмотными балбесами, а Баба-Яга не может взлететь в своей дряхлой ступе. Дорисуйте столько деталей, сколько потребуется, чтобы персонаж стал смешным и нестрашным.

Читайте также:  Ребенок 2 года закатывает истерики и дерется

Пути преодоления боязни темноты

Итак, чтобы научить малыша справляться с опасностями темных комнат, в любом возрасте вплоть до младшего подросткового (10-12 лет) можно использовать универсальные средства:

  • Игра;
  • Сказка;
  • Рисунок;
  • Беседа;
  • Спутник.

Об играх, сказках и рисунках уже много сказано выше.

А вот такие средства, как беседа и спутник, можно использовать как дополнение, чтобы побороть ночные тревоги.

Беседа о тьме

Интересное наблюдение: многие дети боятся темноты, но лишь единицы из них опасаются темы космоса. Почти всех детей от 3 до 10 лет манят иные миры, планеты и звезды. Поговорите с ребенком об этом.

поговорите

Возможно космическая тьма и проектор звездного неба помогут превратить страшную ночную детскую комнату в величественный межзвездный крейсер. Купите тематические наклейки для стен или коврик для пола.

Лучший друг – игрушка

Спутником может стать любая игрушка, не обязательно мягкая. Некоторым детям нравится укладывать рядом с собой нескольких маленьких зверушек. Причем, это могут делать и мальчики, и девочки вплоть до окончания младшей школы.

Насыщенный день

И еще одно важное замечание для мам и пап. Чтобы ребенок быстро и легко засыпал, он должен быть спокоен эмоционально и достаточно утомлен дневными занятиями. Организуйте режим дня и следуйте ему, сажайте малыша ужинать не позднее, чем за 2 часа до сна, чередуйте физическую и интеллектуальную активность, а перед сном не играйте в возбуждающие игры.

Что можно, а что нельзя

Дайте волю детской фантазии. Пусть малыш играет, как ему хочется. Ваша задача мотивировать и направлять. Пусть один из героев попадёт в ситуацию, аналогичную реальной. С этого момента действовать нужно очень тонко. Следует учесть ряд правил:

  1. Нельзя полностью и безоговорочно соглашаться со всеми фантазиями малыша, в какой-то момент следует перенаправить или даже приостановить поток детских сочинений.

    Юмор – лучший способ для этого.

  2. Опасна и другая крайность – полное неверие рассказам ребенка. Для вас – это плод воображения, а для него – страшная реальность. Ваши доводы о том, что этих страхов нет и не может быть, не помогут и даже усугубят проблему.
  3. Аккуратно донесите до детского понимания мысль о том, что бояться не стыдно. Страх охраняет человека от необдуманных поступков, нужно только научиться им управлять.
  4. Ругать за боязнь темноты тоже совершенно бесполезно: кроме страха перед темнотой появится страх быть наказанным родителями. Помните: не получится отучить малыша от страхов. Зато научить жить без них – нужно и важно.
  5. Прекратите запугивать: фразами «придет Бабай», «отдам Лешему». Нельзя также допускать просмотр страшного кино и мультфильмов. Избегайте стрессов. Соблюдайте режим дня и питания, исключите поздние ужины.
  6. Используйте ночники, которые не создают теней. Лучше, если свет будет мягким и теплым. Хороший вариант – солевой светильник в виде луны или планеты.
  7. Будьте терпеливы. Помните о возрастных особенностях. В 5 лет страх темноты – норма, его нужно преодолевать вместе с ребенком без раздражения и спешки, и желательно с улыбкой.

Когда нужна профессиональная помощь

Посмотрите передачу с подробными советами психолога о том, как отучить ребенка боятся темноты:

Коррекция страхов с помощью профессионала (детского психолога или психотерапевта) может потребоваться, если вечерняя паника выходит за рамки нормы. Консультация специалиста нужна, если:

  • Ребенок старше 10 лет боится любых темных пространств, испытывает при этом истинные негативные эмоции и испуг.
  • К окончанию младшей школы продолжает фантазировать о монстрах под кроватью или имеет страшного воображаемого «друга», рисует мрачные рисунки, не соответствующие возрастной норме.
  • Категорически отказывается засыпать без света. Не принимает никаких ритуалов. Отказывается от игр. Кричит и плачет в темноте.
  • Показывает другие в т.ч. неврологические симптомы: тревогу, прерывистый и тревожный сон, панические атаки, тремор рук, дрожание подбородка, тики, снижение концентрации внимания, ухудшение успеваемости в школе и т.д.

Страх – естественный спутник детского возраста. Малыш нуждается в разнообразии инструментов, широте жизненного опыта. Тогда он легко справится с любыми тревожащими его событиями и явлениями.

Нельзя фиксироваться только на сказках или любимой игрушке. Научите ребенка использовать разные средства для обретения душевного покоя. И никогда не оставляйте маленького человечка один-на-один со страхом.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/uhod/rebenok_boitsya_temnoti.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Источник