Ребенок со сложным нарушением развития курсовая

Ребенок со сложным нарушением развития курсовая thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ

КАФЕДРА Логопедии

Дисциплина: «ППД»

Контрольная работа
№ 11

тема

Студентки 4 курса 

Пиюренко Т. А.

Москва, 2013

Контрольная работа 11:

1. Определите понятия «дети 
со сложными нарушениями развития»; 
«осложненные нарушения развития».

2. Приведите примеры возможных 
сочетаний нарушений у детей 
со сложными нарушениями развития.

3. В чем заключаются 
особенности клинико-психолого-педагогического
изучения детей со сложными нарушениями
развития?

 Благодаря современным методам 
исследования у части детей с 
разными нарушениями развития кроме 
основного дефекта удается установить
наличие одного или даже двух дополнительных
нарушений, значительно усложняющих психическое
развитие ребенка. У большинства детей,
обучающихся в специальных школах разного
вида, выявляют осложненный или сложный
тип нарушений; так, многие дети с выраженной
умственной отсталостью имеют множественные
нарушения.

Сложными нарушениями 
развития называют наличие двух или более выраженных
первичных нарушений у одного ребенка.
При этом первичные нарушения, входящие
в состав сложного дефекта, связаны с повреждением
разных систем организма.

Так, могут сочетаться выраженные
нарушения:

  • -зрения и ДЦП,
  • -слуха и ДЦП,
  • -зрения и слуха,
  • -зрения и речи и т.д.

Именно эти достаточно
выраженные комплексные нарушения 
развития должны диагностироваться 
у детей как сложные виды нарушений 
как можно раньше. Именно по отношению к этим детям необходимо понимать,
что сочетание таких дефектов у одного
ребенка дает особую картину нарушений
психического развития, которая требует
особой коррекционной помощи.

Однако только один вид сложного
дефекта — сочетание нарушений 
зрения и слуха у одного ребенка, который
принято относить к слепоглухоте, можно
считать достаточно изученным, и только
по отношению к этим детям разработаны
специальные программы и методы обучения.

В настоящее время 
выделяются группы детей со сложным 
дефектом:

  • умственно отсталые глухие или слабослышащие;
  • умственно отсталые слабовидящие или слепые (частично-видящие);
  • слепоглухонемые;
  • глухие слабослышащие.

Одновременное поражение нескольких
функций внутри одной системы 
организма как результат воздействия 
определенного неблагоприятного фактора
можно назвать осложненным дефектом.

Например, результатом перинатального
поражения ЦНС может стать 
сочетание ликвородинамических, двигательных
и поведенческих расстройств, которые 
могут рассматриваться как симптомы
осложненной умственной отсталости. А
результатом менингита, перенесенного
в раннем детстве, может стать глухота,
осложненная компенсированной гидроцефалией
и эпилепсией или амблиопией и косоглазием.
Дети с осложненным нарушением, как правило,
могут успешно обучаться вместе с детьми,
имеющими общий с ними основной дефект,
для них нет необходимости создавать особые
программы и методы обучения, достаточно
бывает индивидуального подхода, учитывающего
их особенности.

Исходя из этого, дискуссионной проблемой остается отнесение
к сложному дефекту тех видов глубокого
органического поражения ЦНС, следствием
которого является глубокое отставание
в умственном развитии, осложненное сенсорными,
двигательными и речевыми нарушениями
как результат недоразвития или локального
поражения ряда областей коры головного
мозга ребенка. Эти случаи часто относят
к множественному
виду нарушений.

Для своевременной диагностики 
сложного и множественного нарушения 
развития требуется комплексное 
клинико-психолого-педагогическое изучение ребенка.

Единая комплексная 
программа обследования детей с 
выраженным нарушением в психическом 
развитии должна включать:

  • -обязательное первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка;
  • -регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений;
  • -регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.

Медицинское или клиническое 
обследование должно проводиться с 
участием врачей разных специальностей (педиатра, невролога,
психиатра, офтальмолога, отоларинголога
и генетика), с учетом данных лабораторных
(биохимических), рентгенологического
(компьютерная томография и МРТ) и других
исследований. Для своевременной диагностики
сложных нарушений развития у ребенка
очень важны знания о причинах, которые
могут привести к поражению сразу нескольких
систем организма человека. Анализируя
причины первичного нарушения у ребенка,
принято обсуждать вероятность его наследственного
либо экзогенного происхождения. Сложное
и множественное нарушение развития у
ребенка может быть вызвано одной или
двумя причинами, разными по происхождению.
Например, один дефект может иметь генетическое,
а другой — экзогенное происхождение;
каждый из дефектов может иметь причиной
разные экзогении и т. д.

В случае сложного нарушения развития,
когда у ребенка имеется два 
первичных дефекта, можно рассматривать 
шесть разных нозологических вариантов:

1) первый дефект имеет генетическое,
а второй экзогенное происхождение; 

2) первый дефект имеет экзогенное, а второй
генетическое происхождение;

3) оба дефекта обусловлены разными 
генетическими факторами, действующими 
независимо друг от друга; 

4) оба дефекта обусловлены разными 
экзогенными факторами, действующими 
независимо;

5) оба дефекта представляют собой
разные симптомы одного и того же наследственного
синдрома или заболевания;

6) оба дефекта возникли в результате 
действия одного и того же 
экзогенного фактора. 

Литература

Основная

Басилова Т. А. Психология детей со сложными
нарушениями развития // ? Основы социальной
психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.
— М., 2002. — С. 374-397.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие
психики в процессе формирования поведения.
— М., 1974.

Розанова Т. В. Методы прихолого-педагогического
изучения глухих детей со сложными дефектами
//Дефектология. — 1992. — № 2, 3.

Дополнительная

Блюмина М.Г. Распространенность, этиология
и некоторые особенности клинических
проявлений сложных дефектов // Дефектология.
— 1980. — № 3.

Источник

Доклад на тему: «Особенности обучения детей, имеющих сложный дефект».

«Нет необучаемых детей, нужно просто

уметь любить их такими, какие они есть».

В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении, дети с ОВЗ, дети – инвалиды. 

В  число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта.

Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям.

Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями – помощи в социальной адаптации, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности обслуживать себя и жить самостоятельно.

Читайте также:  Генетическая эпистемология учение об интеллектуальном развитии ребенка

Сложный дефект – это когда у одного индивидуума встречаются два или более первичных нарушений. (слепоглухота, нарушения интеллекта и глухота, слепота и ДЦП и т.д.). «Сложный дефект» в современной дефектологии принимает актуальный характер, так как в последние годы во всем мире выраженная тенденция к увеличению лиц со сложными нарушениями с одной стороны, и с усложнениями структуры первичного дефекта с другой. Категорию детей со сложным дефектом составляют –

– Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

– Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

– Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения и слуха (слабовидящие и слепые глухие дети);

– Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

– Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта)

– Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (задержка психического развития, умственная отсталость). Сложный дефект – любое сочетание 2 или более психических и (или) физических недостатков.

Образовательные результаты конкретного ребенка, имеющего сочетание различных нарушений, во многом зависят от структуры и содержания учебных программ, с помощью которых организуется его обучение. Обеспечение образовательного продвижения предполагает наличие особым образом сконструированных программ разных направлений.

В начале обучения детей с нарушением зрения в структуре сложного дефекта обычно возникают такие проблемы:

  1. Неподготовленность слепых воспитанников с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе (дети до поступления в школу не посещали другие образовательные учреждения), знания учащихся на момент 1 класса не соответствуют возрастной норме.

  2. Недостаточный опыт учителей в обучении детей со сложным дефектом (каждый подобный ребенок требует индивидуального подхода, адаптированных под него методик, форм, программ обучения).

  3. Специфика заболеваний и нарушение физического развития.

Многие обучающиеся не имели элементарных представлений об окружающем мире, были, можно сказать, изолированы от общества. В связи с этим было крайне трудно изначально определить уровень интеллектуальных возможностей и степени подготовки школьников. Первый год обучения был подготовительным. Основная цель первого года обучения – подготовка детей со сложным дефектом к обучению в школе, расширение знаний об окружающей среде, развитие коммуникативных навыков, облегчение прохождения периода школьной адаптации, развитие тактильного восприятия и мелкой моторики.

  1. Различный уровень психофизического развития, развития компенсаторных процессов учащихся одного возраста;

  2. Обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций, но и низким уровнем развития сохранных анализаторов;

  3. Значительное снижение в условиях слепоты уровня развития мотивационный сферы

  4. Отсутствие навыков самообслуживания

  5. Недостаточное материально-техническое обеспечение

  6. Недостаточное количество специальной методической литературы, учебников и учебно-дидактических пособий. Все это приобреталось постепенно.

Организация и основные направления работы с детьми со сложной структурой дефекта.

Уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая – образовательная, вторая – игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей психофизического здоровья детей класса. При этом на всех занятиях обязательно учитывается: степень выраженности интеллектуального нарушения, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, особенности психической деятельности и соматическое состояние обучающихся. Школьники, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития, как правило, имеют целые «букеты» заболеваний и каждый педагог, работающий с ними должен знать, учитывать это. Поэтому нужно работать в тесном контакте с родителями, учитывая рекомендации и врача-невропатолога.

Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

Можно выделить несколько основных принципов, на которые следует опираться при работе с детьми, которые имеют сложный дефект.

Необходимость подробного изучения определенной категории детей с комплексными нарушениями с целью выявления их индивидуально-психологических, клинических особенностей, вида нарушения и определения структуры дефекта. Невозможно говорить об обучении детей, обнаруживающих сочетания различных нарушений, пока не определены индивидуальные психологические качества и способности, свойственные ребенку. Важнейшим моментом в изучении детей является выявленных нарушений

1. Составление адаптированной программы с учетом психофизических особенностей детей, а именно:

– Учитываются результаты клинико-психолого-педагогического изучения, зафиксированные в диагностических картах, протоколах, где отражен исходный уровень развития ребенка. Это позволяет обосновывать педагогические условия для реализации компенсаторного потенциала ребенка с целью преодоления хода аномального развития.

– Учитывать степень подготовки к обучению, отсутствие дошкольного образования

– Требование дозированности объема изучаемого материала предполагает продуманную регламентацию объема программного материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его изучения и учета реальных возможностей его усвоения. Это требование обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения ими учебного материала.

– Тематическая взаимосвязанность учебного материала (межпредметные связи) будет содействовать лучшему усвоению детьми содержания обучения. При планировании работы по различным разделам программы целесообразно сделать тематически близкие предметы объектом внимания в разных видах и формах деятельности.

– Требование линейности и концентричности для обучения детей со сложными нарушениями развития состоит в том, что темы по каждому разделу располагаются в определенной систематической последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема; при этом каждая последующая часть курса является продолжением предыдущей.

Читайте также:  Роль наследственности и среды в росте и развитии ребенка

2. Использовать на уроках одни и те же объекты при ознакомлении с окружающим миром, что поможет детям лучше познакомиться с их свойствами, особенностями применения (многократное повторение залог запоминания).

3. Использовать многократное повторение (на каждом уроке) слов и фраз, что обеспечит лучшее их понимание, подготовит почву для дальнейшей работы по развитию речи.

4. Применять различные методы и приёмы, учитывая зону ближайшего развития ребёнка (уадиоматерил, рельефная и объемная наглядность для развития сохранных анализаторов)

5. Использование доступной наглядности, дидактического материала на уроках с учетом зрительных и сопутствующих диагнозов. (слепота, остаточное зрение, ДЦП)

6. Использовать на уроках индивидуальный и развивающий подход с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося

7. Использовать компенсаторную направленность (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций)

8. На уроках обязательно применять межпредметные связи.

9. Развивать пространственную и временную ориентацию

10. Систематически закреплять и повторять ранее изученный материал

11. Для выработки учебной мотивации и заинтересованности в работе на уроке необходимо использовать жизненные ситуации в учебной деятельности, постоянно проводить параллели с социально – бытовой тематикой.

На основе вышеизложенного, строится учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию обучающихся и коррекции недостатков познавательных психических процессов.

Образовательно-воспитательная работа предусматривает организацию индивидуализированного процесса обучения и воспитания. Все реабилитационные технологии направлены на совершенствование психомоторной активности и развитие сохранных анализаторов для компенсации дефекта. Комплексный и интегрированный подход в обучении и воспитании школьников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, облегчает их социальную адаптацию. Обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых коррекционных занятиях, уроках, воспитательских часах. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив школы и в дальнейшем будет работать над сохранением и укреплением здоровья детей в процессе их развития и социализации.
Принципами работы педагога выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ребенка и педагога, стимулирование творческих способностей обучаемого.

Источник

К сложным нарушениям детского развития относят, сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.). У одного ребенка может наблюдаться, сочетание умственной отсталости и раннего детского аутизма, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи, сочетание глухоты и слабовидения. В современной специальной литературе сложные нарушения обозначаются только как первичные нарушения, например умственная отсталость. Если, в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например, в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено полное отсутствие речи у ребенка, являющееся следствием его глухоты и социально обусловленным, то есть вторичным нарушением, то такой термин, на мой взгляд, следует признать неточным. В качестве синонимов термина «сложное нарушение» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «комбинированные нарушения», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «сложный дефект», и все более утверждающийся в последнее время термин «сложная структура дефекта» [1].

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три группы. Следует отметить, что в первую группу входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной), слепоглухие дети. Во вторую группу, входят дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях, принято говорить, об «осложненном» дефекте.

В третью группу, входят дети, с так называемыми множественными нарушениями, когда наблюдаются три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют, отрицательный кумулятивный эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи [3].

Таким образом, дети со сложными нарушениями развития — это достаточно редкая, статистически малозначимая категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, эти дети составляют в среднем до 45 % контингента специальных образовательных учреждений. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой, достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики и психологии. До недавнего времени, в нашей стране, многим детям вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми (например, умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зрения и слуха). Однако, за последнее десятилетие, положение в области коррекционного обучения и воспитания этой категории детей существенно улучшилось. Все возрастающее внимание к проблеме обучения детей со сложными дефектами стало одной из тенденций развития современной специальной педагогики и психологии. Все предыдущие исследовательские работы, в плане построения и развития реабилитационной помощи детям, касались в основном отдельных видов сложного дефекта. Отметим, что, данная проблема изучалась крайне неравномерно. Наибольший вклад был сделан в разработку психолого-педагогической системы воспитания слепоглухих детей. В число первоочередных задач входила проблема ранней диагностики сложного дефекта. Слишком поздняя диагностика — типичное явление в практике коррекционной работы с такими детьми. Вследствие этого дети со сложными нарушениями развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального обучения. Нередко такая возможность возникает для них лишь к началу школьного возраста.

Читайте также:  Развитие ребенка уфа подготовка к школе

Категория детей со сложной структурой дефекта столь многообразна, что программы воспитания и обучения каждой группы таких детей еще предстоит разработать. В настоящее время большинство таких детей обучается в специальных классах коррекционных школ [2].

Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложными дефектами, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Наличие не одного, а двух и более первичных нарушений чрезвычайно отягощают контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации (материнской, сенсорной, культурной) и в сенситивный период развития основных психических функций, терпит значительный ущерб. Таким образом, это ведет к недоразвитию как отдельных функций (формирование образов предметов, пространственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение с ними, предметные действия), так и к задержке психического развития. Отметим, что положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило, остаются мало приспособленными к особенностям познавательной деятельности такого ребенка. В дальнейшем, когда ребенок со сложным нарушением развития, попадает в условия специального образования, активно стимулирующие его развитие, обнаруживается, что его стартовая позиция хуже, чем у других детей с аномальным развитием.

Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со сложным дефектом развития последующей компенсации аномалии становятся наиболее актуальными не только в силу сложности нарушения, сколько в силу значительного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями оптимального времени начала процесса компенсации дефекта развития. Большинство исследователей, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, достаточно сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования Т. В. Розановой, А. И. Мещерякова и др.). Так, среди умственно отсталых встречаются дети, у которых обнаруживается два и более отклонений в развитии. Это дети со сложными недостатками развития: олигофрены с поражением анализаторов (слуха, зрения), со специфическими речевыми отклонениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом.

Характерным следствием сложных нарушений развития, является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое снижение средств компенсации. Так, при слепоте компенсация в восприятии ребенком окружающего мира осуществляется в значительной мере через сохранные, слух и осязание. При глухоте — через зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие, однако при сочетанном поражении зрения и слуха, слепоглухоте, пути компенсации через слух и зрение оказываются, перекрыты и могут быть использованы лишь в случае частичной сохранности этих функций. Можно отметить, что если в сложном бисенсорном дефекте имеет место сложение двух различных первичных нарушений и образование их сочетания, то в средствах компенсации происходит как бы их вычитание: ни зрение, ни слух не могут быть использованы. Альтернативным является какой-то третий путь. Задача педагога- дефектолога состоит в том, чтобы выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, найти, пусть и очень узкие, но реальные пути компенсации сложного дефекта. Так, для слепоглухого ребенка основную роль в развитии восприятия играют осязание и кинестетические ощущения. Кроме того, возможно значительное компенсаторное развитие обоняния, которые в большой мере заменяют утраченные зрение и слух. Таким образом, решающим фактором развития будет являться включение ребенка в процесс культурного развития, усвоения им в процессе обучения общественно выработанного исторического опыта человечества. Вывод ребенка из ситуации изолированности от окружающего мира — материально-предметного и социального, это первейшая задача в поисках путей компенсации сложного дефекта.

В контексте культурного развития ведущее место занимает овладение ребенком языком. В этом смысле использование в компенсаторном процессе сенсорных каналов приобретает до известной степени подчиненное значение. Возможности умственного развития детей со сложным сенсорным дефектом принципиально не следует признавать ограниченными. В конце концов они зависят от уровня развития специальной педагогики как научно-практической дисциплины. Развитие высших психических функций ребенка, как было отмечено Л. С. Выготским, является важнейшим резервом в формировании интеллектуального развития ребенка. Умственная отсталость, как возможный компонент сложного дефекта, чрезвычайно снижает потенциал компенсаторного развития аномального ребенка. Разделявшийся специалистами в прошлом крайне пессимистичный взгляд на обучение таких детей в настоящее время преодолен.

По отношению к детям, имеющим наряду с сенсорными нарушениями олигофрению, в настоящее время утверждается новая прогрессивная точка зрения, опирающаяся на гуманистическую традицию в специальной педагогике и на новые положительные экспериментальные факты.

Потенциальные возможности реабилитации детей со сложной структурой дефекта еще не освоен в специальной психологии и коррекционной педагогике, хотя и здесь действует известная в этих отраслях знания закономерность: чем раньше наступило нарушение и чем больше.

Полноценное социальное взаимодействие с внешней средой впервые организуется через доступное при слепоглухоте самообслуживание и ручной труд. Именно в этой сфере у ребенка образуются начальные формы культурного поведения. Социально — эмоциональный контакт, взрослого (родителя, педагога) и слепоглухого ребенка, вводит его в мир человеческих отношений. Познание мира существенно обогащается, если ребенок включается в коллективный бытовой труд. Овладение функциями окружающих предметов в процессе обучения, является необходимым условием реального познания внешнего мира, выступает средством развития познавательной деятельности ребенка, в частности, формирования у него сенсорных процессов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфической особенностью таких детей является, практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими дефекты развития.

Литература:

1.         Басилова Т. Л. Воспитание в семье ребенка со сложным сенсорным или множественным нарушением. — Дефектология № 3 1996. — 96с.

2.         Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, пути их решения. Материалы научно-практической конференции. — Ярославль, 1998. — 246 с.

3.         Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога — дефектолога / Под ред. Епифанцева Т. О; 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 486с. (Сердце отдаю детям)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, сложный дефект, психическое развитие, сложное нарушение развития, зрение, слух, специальная педагогика, умственная отсталость, внешний мир.

Источник