Ребенок с задержкой речевого развития занятия с логопедом
Статья:
ЧТО ТАКОЕ ЗРР
Задержка речевого развития (ЗРР) – это заболевание, которому характерно более позднее овладение устной речью по сравнению со сверстниками.
Особенностью заболевания можно назвать недоразвитые качества и объем словарного запаса, несформированность экспрессивной речи.
К 2-м годам у малыша отсутствуют фразы в речи, а в 3 года нет связной речи. При таком заболевании дети нуждаются в своевременной коррекции ЗРР. Консультации проводятся логопедом, неврологом, психологом и отоларингологом.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Причинами задержки речевого развития становятся первичные причины – внутриутробное развитие ребенка и рождение, и вторичные – биологического и социального происхождения.
Первичные причины | |
Внутриутробное развитие | Рождение ребенка |
|
|
Вторичные причины | |
Биологического происхождения | Социального происхождения |
|
|
Во время постнатального развития выделяется 3 критических этапа, во время которых даже незначительное влияние вредных химических, физических и биологических факторов может привести к различным проблемам нарушения речи.
- I этап. Возраст 1-2 года. Происходит активное развитие корковых речевых зон. Неблагоприятные воздействия влекут за собой речевые нарушения.
- II этап. Возраст 3 года. Развивается связная речь, Возможны проявления мутационного характера, заикание.
- III этап. Возраст 6-7 лет. Критический возрастной период, свойственны “срывы” нервной деятельности, что влечет заикание и органические поражения головного мозга.
ПРИЗНАКИ ЗРР
Основными проявлениями задержки речевого развития у детей в возрасте до 3 лет считаются:
Возраст | Признаки |
---|---|
до 1 года | Ребенок ведет себя тихо, мало лепечет, отсутствует реакция на звуки и речь. |
1,5 года | Не воспринимает простые слова и названия окружающих предметов; не откликается на свое имя; нет желания повторять за взрослыми слова; не совершает простейшие просьбы, такие как “садись”, “иди ко мне”. |
2 года | В речи применяет несколько слов,которые всегда повторяются в речи, а порой просто не разговаривает; попытки повторять за взрослыми минимальны; не может выполнить простые действия (принести/найти/показать игрушку). |
2,5 года | Не может словесно обозначить окружающие предметы и части тела; по просьбе не выполняет действия; отсутствуют навыки составления фразы (например, из двух слов), что является причиной непонимания окружающих. |
3 года | Собственная речь отсутствует совсем (может произносить заученные фразы или услышанные, например, по телевизору или на детской площадке); не способен составить простые предложения; звуки и слова нечеткие и смазанные; нет стремления играть со сверстниками; не понимает вопросов и не может дать ответ; не может назвать членов семьи. |
При обнаружении подобных отличительных черт у ребенка необходимо обратиться к педиатру, чтобы установить диагноз.
ДИАГНОСТИКА ЗРР
Для того, чтобы определить этиологию (причины и условия возникновения болезни) заболевания, требуется комплексный подход.
Диагностика ЗРР включает в себя:
- Изучение анамнеза жизни, истории заболевания и проживания с родными.
- Проведение физикального осмотра: внешний осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Дается оценка слуху, зрению, моторики мышц лица.
- Проводиться беседа с родителями на тему проявления симптоматики: когда появились первые проявления, возможность влияния окружающих факторов, в том числе и внутри семьи.
Параллельно проведению общей диагностики ЗРР могут подключаться такие обследования, как:
- ЭКГ.
- МРТ.
- ЭхоЭГ.
- Дуплексное сканирование артерий головы.
В обследовании принимают участие логопед, психолог, психиатр, невролог и отоларинголог.
ЛЕЧЕНИЕ
Объем работы при коррекции детей с ЗРР обусловлен причинами, которые вызвали отставание в развитии речи. В первую очередь родителям следует позаботиться об организации комфортной и благоприятной среды для возможности стимуляции речевого развития.
Полное лечение включает в себя:
- Прием медикаментозных препаратов. Очень важно, чтобы все лекарства строго выписывались лечащим врачом. Заниматься самолечением просто опасно. Препарат, который помог малышу вашей знакомой, может быть противопоказан вашему ребёнку. Помните об этом и не рискуйте.
- Физиотерапия, электрорефлексотерапия и магнитотерапия восстанавливают работу разных отделов головного мозга, которые отвечают за дикцию, словарный запас, речевую деятельность и интеллектуальные способности.
- Альтернативные способы лечения: иппотерапия (катания на лошадях), дельфинотерапия и тд. Такие способы коррекции ЗРР подбираются индивидуально.
- Педагогическая коррекция. Логопед-дефектолог обеспечит исправление негативных тенденций развития и трудностей в обучении. Используются практические и наглядные средства реабилитации. Все занятия проводятся в игровой форме по индивидуальному плану.
- Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек ушей.
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПРИ ЗРР
Одновременно с проведением медицинских процедур и активного участия семьи в процессе реабилитации, необходимо проводить занятия с логопедом при ЗРР для правильного развития речи и познавательных процессов.
В раннем детском возрасте логопедические занятия уделяют особое внимание:
- Развитию мелкой моторики.
- Подвижным и пальчиковым играм.
- Лепке, рисованию, конструированию, аппликациям.
- Дидактическим играм: логопедическое лото, игру и упражнения на развитие речи.
- Развитию пассивного и активного словарного запаса.
- Формированию связной речи.
Работа по коррекции детей с ЗРР выстраивается поэтапно “от простого к сложному”. Таким образом, упражнения на экспрессивную речь начинаются со звукового произношения, далее идут слоги и простые слова. Только после освоения этих этапов наступает переход к фразам и предложениям.
Такие занятия хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Происходит воздействие на развитие моторики, а материал быстрее усваивается.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
РЕЧЕВОЙ онлайн центр
«Русская речь»
для детей и взрослых
План работы с детьми с задержкой речевого развития.
Лексические темы используются на протяжении всей работы с ребёнком с задержкой речевого развития. Их малыш будет осваивать на протяжении всего обучения.
- Человек, кукла, части тела, лицо.
- Семья.
- Осень. Изменения, происходящие осенью.
- Овощи.
- Фрукты.
- Море. Рыбы.
- Одежда, обувь для осени.
- Игрушки.
- Посуда.
- Домашние животные.
- Домашние птицы.
- Дикие животные.
- Новогодние праздники.
- Зима.
- Зимние развлечения.
- Вода. Водные игры.
- Городские птицы зимой.
- Машина. Поезд.
- Кораблик.
- Самолёт.
- Профессии людей, которые управляют транспортом.
- Мама.
- Повар. Пекарня.
- Врач. Лечебное дело.
- Дом. Мебель.
- Весна.
- Дикие животные весной.
- Птицы весной.
- Деревья.
- Цветы.
- Насекомые.
1) Развитие невербального диалога:
– создавать доброжелательные условия эмоционального общения со значимым взрослым;
– следовать за инициативой ребёнка, удерживая рамку совместного внимания на общей интересной теме – предмете;
– учить взаимодействовать по очереди (игры по очереди): выкладывание листиков, машинок, чашек и т.д.;
– привлекать внимание ребёнка к практической деятельности взрослых (ребёнку важно видеть последовательные действия взрослого, как образец: уборка комнат, полив цветов, мойка посуды, овощей и т.д.), привлекать к помощи;
– формирование приемлемых способов социальных обращений, через образец взрослого;
– развитие внутренней мотивации к речи и коммуникации.
– формирование указательного жеста.
2) Развитие пространственных ориентировок:
– ориентировка на собственном теле;
– ориентировка в пространстве через движения (бег, ходьба, ползание, качание);
– ориентировка на листе бумаги.
3) Развитие слухового сосредоточения и внимания.
– формирование длительности слухового сосредоточения на объектах;
– формирование слухового внимания на обращённую речь взрослого.
4) Развитие зрительного сосредоточения и внимания.
– формирование длительности зрительного сосредоточения на объектах;
– формирование перевода взгляда с предмета на взрослого и наоборот.
5) Развитие общей моторики (необходимо развивать и на последующих этапах работы, от простого к сложному)
– формирование имитаций движений в пространстве с помощью игр, направленных на развитие моторных функций ребёнка, соответствующих лексическим темам.
– формирование последовательных движений из 2, 3 серий.
6) Развитие мелкой моторики (необходимо развивать и на последующих этапах работы, начиная от простого к сложному).
– открывание коробок, банок, откручивание крышек и т.д.;
– разворачивание предметов из фольги, бумаги разной фактуры;
– статичные изображения пальцами предметов, окружающего мира: фигуры из пальчиков: «флажок», «киска» и т.д.;
– активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме, по типу: «сорока-белобока», «коза рогатая», «ладушки».
– движения пальцев с предметами: палочками, карандашом, орехами, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.
– игры с мозаикой;
– пальчиковые игры с пластилином;
– игры с бумагой: рваная аппликация, складывания бумаги, скатывания бумаги в шарик;
– действия с ножницами;
– действия с толстыми нитками;
– действия с крупой, семенами: пересыпания крупы, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности;
– действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой, воронкой, разными ёмкостями;
– действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
– действия с мелкими предметами, игрушками;
– действия с пуговицами: застегивание, расстёгивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге;
– рисование на бумаге пальчиками;
– показ сказок пальчиками.
7) Формирование элементарных графических навыков.
Работа будет проводиться и на последующих этапах по принципу от простого к сложному, используя различные доступные для ребёнка техники нанесения изображения на бумагу.
– учить оставлять след на бумаге, черкать в разных спонтанных направлениях;
– учить ребёнка черкать в пределах места;
– учить проводить отдельные линии по подражанию;
– учить проводить замкнутую кривую линию по подражанию;
– наполнять изображения конкретным смыслом. Например, круг – это и яблоко, и мяч и т.д., обозначая рисунки словами.
8) Формирование основных сенсорных эталонов.
– знакомить с формами:
а) объемные (куб, шар, кирпичик, призма, конус, цилиндр);
б) плоские (круг, квадрат, треугольник, овал).
– знакомить с величинами:
а) большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже;
б) сопоставлять по величине (матрёшки, кубики, колечки, мячики и т.д.).
– знакомить с цветом: дети узнают и соотносят красный, желтым, зеленый, синий, черный, белый, розовый, фиолетовый, оранжевый цвета.
– учить сравнивать множества: один много, один – два, один – два – три.
– обобщать признаки предмета: «отбери все красные фигуры», «отбери все большие фигуры», «отбери все квадраты».
– формировать навыки конструктивного праксиса.
9) Развитие понимания речи.
– накопление пассивного словаря (на протяжении всех этапов работы)
– развитие понимания коммуникативных жестов и развитие способности к их самостоятельному использованию адекватно ситуации;
– развитие понимания простых просьб в повелительном наклонении;
– развитие понимания глагольных инструкций на различном материале;
– воспитание навыка планирования и организации деятельности;
– создание условий для самостоятельного выбора деятельности, предметов как основы для внутренней инициации деятельности.
10). Формирование навыков артикуляционной моторики.
– формирование мимической и артикуляционной имитации;
– формирование моторных артикуляционных программ;
– развитие самоконтроля над отдельными артикуляционными движениями и их программой;
– развитие внутренних ощущений в ротовой полости;
– формировать связь артикуляционных движений с вызываемым у ребёнка звуком, звукокомплексом.
11) Формирование невербальных предпосылок развития слоговой структуры слов.
– развитие ритмической способности ребёнка через ритмичные движения, с помощью игровых упражнение.
– уточнение контура слов в определённой последовательности: СГСГ (вата, губы); СГС (дай, кот, тут); СГГС (пион, паук); СГССГ (сумка, тапки), СГСГСГ (панама, бумага, собака); СГСГС (петух, диван);
– стимулировать ребёнка к произнесению хотя бы ударного слога, ритмического рисунка слова.
Активизация первых слов.
– формирование вербальному подражанию взрослых;
– обучение элементарным сюжетным действиям с предметами, побуждая ребёнка к произнесению простых звуков, слов;
– стимуляция к эмоциональному подражанию путём увлекательных для ребёнка проблемных ситуаций.
– формирование взаимосвязи между речевым действием ребёнка и положительно окрашенной реакцией взрослого;
– расширение семантических полей путём накопления лексического пассивного словаря;
– формирование значений и смыслов слов;
– развитие когнитивной операции обобщения;
– стимуляция к появлению первых слов без прямого побуждения;
– развитие слухового восприятия: совершенствование слухового внимания, умение различать неречевые шумы и звуки, формирование элементарных фонематических процессов (слуха, восприятия, анализа и синтеза).
Логопед создаёт следующие речевые условия:
• использование в разговоре с ребёнком звуков его лепета;
• повторение звуков лепета в ответ на вокализации ребёнка;
• интерпретация звуков лепета – связывать, придавать смысл с ситуацией;
• стимуляция появления протослов;
• задаёт ребёнку доступные вопросы;
• использует и подбирает слова из двух, трёх слогов без стечения согласных, состоящих из звуков раннего онтогенеза;
• делает паузы, ожидает реакции, ответа ребёнка.
– формирует ответные реакции ребёнка:
• реакцию на имя;
• реакцию на слова-запреты: «нельзя», «стоп»
• реакцию на вопрос «где?»
• реакцию на выполнение глагольных просьб;
• реакцию на новые для ребёнка необычные слова;
• реакцию на называния предметов;
• реакцию на называние свойств предметов;
2). Речевой материал для активации слов.
• существительные по лексическим темам, по типу: вода, киви, лимон, малина, кофе, бобы, томат, мята, камень, лилия, коза, лиса, собака, пони, гадюка, жук, какаду, оса, петух, муха, вата духи, губы, уши, усы, помада, тени, мыло, пена, чай, какао, молоко и другие;
• глагольный словарь по лексическим темам:
– модальный глагол «хочу», безличный предикатив с частицей «не» – «не надо»;
– собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест и т.д.;
– название действий, которые совершают близкие ребёнку люди;
– название действий, которые совершают животные: корова (мычит, жуёт, лежит, ходит), конь (скачет, ржёт, ест), зайчик (прыгает, грызёт, прячется) и т.д.;
– другие действия: телефон звонит, машина едет, самолёт летит и т.д.
• прилагательные, наречия:
– названия некоторых признаков предметов: большой, маленький; высокий, низкий; длинный, короткий; сладкий, солёный и т.д.;
– названия некоторых ощущений и состояний: холодно, тепло, жарко, больно, вкусно, светло, темно и др.
– название некоторых понятий: много, мало, быстро, медленно, высоко низко, тяжело, легко и другие.
• Простые частицы: ещё, вот, вон, всё
• Местоимения: я, мой, моя, кто, что, где, там, тут, сюда, туда
• Междометия: ура, фу, ах, хлоп, бай, ой стоп, ау, алло, бац, тук- тук, динь-динь и др.
(Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией).
1. Формирование однословных предложений, предложений из аморфных слов-корней:
– уточнение активного словаря;
– формирование предикативных слов (на, дай), «указательных» слов (вот, тут, там, здесь, это);
– расширение глагольного словаря за счет глаголов повелительного наклонения.
– формирование фразы из двух слов (обращение +глагол повелительного наклонения).
2. Формирование предложений из 2х, 3х слов.
– освоение модели предложения из 2 слов: обращение + глагол повелительного наклонения;
– освоение модели предложения из 3 слов: обращение + глагол повелительного наклонения + сущ. В.п.;
– уточнение понимания грамматической конструкции существительного Им. п. + глагол 3 лица + сущ. В. П.
– Формирование слов со слоговой структурой СГССГ («наращивание слога -КА)
– освоение модели предложения из 2 слов: сущ. в И. п. + глагол 3-го лица настоящего времени»;
– освоение модели предложения из 3 слов: сущ. в И. п. + глагол в 3 лице настоящего времени + сущ. в Вин п.»;
– формирование умения заканчивать предложение, начатое логопедом по картинке и по знакомой ситуации.
3. Формирование предложений из нескольких слов.
– научить грамматически правильно строить простые предложения из 3 – 5 слов (предложно-предметными конструкциями со значением места, мысли, инструмента…);
– научить договаривать предложение, словом, в нужном падеже.
– научить пользоваться фразами с модальными глаголами и глаголами в начальной форме (я хочу гулять, он может летать);
– научить пользоваться глаголами будущего времени (сложное будущее время глаголов несовершенного вида);
– научить составлять небольшие рассказы (3-5 предложений) по сюжетной картинке;
– научить составлять рассказ-описание (по схеме, по образцу, самостоятельно).
– пересказ небольших рассказов по вопросам, самостоятельно после прослушивания.
4. Формирование сложного предложения.
– научить строить и использовать сложносочиненные предложения в рассказах-повествованиях;
– составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
– научить строить и использовать сложноподчиненные предложения;
– научить понимать разницу между причиной и целью действия, адекватно использовать союзы «чтобы» и «потому что». Прямой и обратный порядок построения сложноподчиненного предложения со значением времени.
5. Формирование повествовательной формы речи.
– закреплять навык составления рассказа по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа, объяснение причин, сделать вывод и т. п.);
– закреплять навык самостоятельного рассказа о событиях своей жизни;
– научить считать количество слов во фразе. Выделение предлога как самостоятельного слова;
– научить составлять предложения из предложенных слов, правильно их согласовывая.
– закреплять использование в самостоятельной речи фраз с однородными подлежащими и сказуемыми.
– уточнение понимания грамматической конструкции винительного падежа существительных женского рода с окончанием – «у», мужского рода с нулевым окончанием, мужского рода с окончанием – «а»;
– научить понимать и образовывать формы множественного числа существительных с окончанием «ы», «и»;
– научить понимать основные грамматические формы слов (единственное и множественное число существительных, числовые формы глаголов, родовые и числовые окончания);
– научить пользоваться существительными 1го склонения в винительном падеже прямого объекта: последовательно – женского рода, мужского рода неодушевленные, мужского рода одушевленные;
– научить образовывать форму единственного числа от существительных во множественном числе;
– уточнить понимание грамматической конструкции, обозначающей место предмета (где? на чем? в чем?);
– отработать понимание формы множественного числа глаголов настоящего времени;
– учить преобразованию глаголов повелительного наклонения в глаголы 3го лица. («иди- идёт»);
– учить согласованию глаголов и существительных во множественном числе.
– формировать понимание рода существительных (мужской и женский). Обратить внимание на окончания слов;
– научить согласовывать притяжательные местоимения «мой», «моя» с существительными;
– научить согласовывать прилагательные с существительными в роде;
– понимание глаголов в форме прошедшего времени единственного и множественного числа, мужского и женского рода;
– научить согласовывать существительные с глаголами в прошедшем времени;
– понимать и образовывать существительные с суффиксом – «ик» в уменьшительно-ласкательной форме;
– научить понимать и образовывать формы множественного числа существительных (модель с окончаниями -А; -Ы, со сменой места ударения);
– научить пользоваться падежными формами существительных в единственном числе:
• Дательный падеж косвенного объекта (кому?)
• Дательный падеж пространственных отношений (к кому? к чему?)
• Родительный падеж отсутствия (нет кого? без чего?)
• Родительный падеж для обозначения принадлежности (у кого?)
• Родительный падеж в значении материала (из чего?)
• Предложный падеж пространственных отношений (Где? на чем? в чем?)
• Предложный падеж мысли и чувства (о ком? о чем?)
• Творительный падеж совместности действий (с кем?)
• Творительный падеж пространственных отношений (под чем? над чем?)
– научить понимать общность вопросов «Где?» и «На чем?», «В чем?». «Куда?» и «На что, во что?».
– научить определять, соотносить с местоимениями существительные среднего рода;
-научить образовывать множественное число в уменьшительно-ласкательной форме;
– научить пользоваться существительными (мужского, женского и среднего рода):
• в винительном падеже со значением пространства (куда?).
• в родительном падеже со значением пространства (откуда?).
• в творительном падеже со значением орудия действия (чем?) (инструменты)
• в творительном падеже для обозначения временных отношений (когда?) (время суток, время года);
– научить образовывать притяжательные прилагательные (Чей хвост? – волчий. Чьё ухо? – волчье. Чья сумка – мамина.);
– закреплять согласование существительных и прилагательных в роде и числе;
– научить согласовывать и использовать во фразовой речи согласованные прилагательные и существительные в косвенных падежах;
– научить образовывать наречия от качественных прилагательных;
– научить образовывать и использовать приставочные глаголы. Соотнести с использованием предлогов (в – из, на – с, через, к – от …);
– научить правильно употреблять числительные «один» – «одна» – «одно» с существительными мужского, женского и среднего рода;
– научить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чк, -ок, -ышк, -ц.;
– научить образовывать прилагательные, имеющие ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-оньк.;
– научить правильно использовать в самостоятельной речи предлоги с, со, к, от, за, над, под, для, около, рядом с, у, между, вокруг и др.;
– научить различать значение и правильно использовать предлоги по – на, на – над, между – вокруг;
– множественное число: существительные, у которых нет формы единственного числа;
– правильно использовать несклоняемые существительные.
– научить образовывать относительные прилагательные (со значением материала, из которого сделан предмет) с помощью продуктивных суффиксов; -ов, -ин, -ев, -ан, -ян.
– научить образовывать сравнительные степени прилагательных;
– научить правильно образовывать формы существительных во множественном числе в косвенных падежах. Использовать во фразовой речи;
– научить согласовывать числительные «один», «два», «пять» с существительными;
-закреплять навыки употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал, подъехал, въехал, съехал и т. п.);
– научить правильно использовать в речи предлоги «из-за», «из-под», «через»;
– научить образовывать существительные от глаголов (по теме «Профессии») с помощью продуктивных суффиксов -чик, -щик, -тель, -исти, непродуктивных суффиксов -арь, -ёр;
– научить преобразовывать существительные мужского рода со значением занятиедеятельность человека в существительные женского рода с помощью суффикса -ниц;
– дать представление об изменении числительных по падежам;
– научить использовать и изменять по лицам, числам и временам возвратные глаголы (-ся);
– закреплять правильное использование согласованных числительных, прилагательных и существительных (1-2-5).
– подбор и использование в речи простых слов слоговой структуры СГСГ, СГС;
– подбор и использование слов со слоговой структурой СГГС;
– подбор и использование слов со слоговой структурой СГССГ;
– подбор и использование слов из 3х открытых слогов СГСГСГ;
– подбор и использование слов со слоговой структурой СГСГС;
– учить делить слова на слоги из 2х, 3х открытых слогов;
– подбор и использование 2х, 3х, 4хсложных слов с несколькими стечениями согласных;
– учить делить слова на слоги из 2х, 3х, 4х слогов со стечением;
– учить определять количество слогов в слове. Называть указанный слог.
– уточнение и произнесение (вызывание) в звукоподражаниях гласных звуков А, О, У, И, Э, Ы (до 3 лет);
– уточнение и произнесение согласных (вызывание) М, М’, Н, Н’, П, П’, Т, Т’, Д, Д’, Б, Б’, Ф, Ф’, В, В’, К, К’, Г, Г, X, X’ ( до 3 лет);
– уточнение и произнесение (вызывание) дифтонгов Я, Ё, Ю, Е (до 3 лет);
– формирование свистящих звуков (с 3 лет);
– формирование шипящих звуков (с 4 лет), должны исчезнуть возрастные дефекты оглушения и смягчения;
– формирование сонорных звуков Л, ЛЬ (с 5 лет);
– формирование звуков позднего генеза Р, РЬ, Ц, Ч (с 6 лет).
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
Наверх
Источник