Ребенок с задержкой развития в детском саду

Ребенок с задержкой развития в детском саду thumbnail

Автор Светлана На чтение 11 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 10.01.2020

Существуют разные мнения насчет ребенка ЗПР в детском саду. Для родителей встает вопрос, отправлять ли его в коррекционное или обычное детское образовательное учреждение. Считается, что задержка психического развития является легким отклонением, так как симптомы у многих выражены достаточно слабо, если ей не сопутствуют вторичные диагнозы. Наибольшую трудность у таких детей вызывает лишь социальная адаптация в коллективе с другими детьми. Как правило, умственное развитие у них находится в пределах нормы, и учебная программа более или менее усваивается. Могут возникнуть проблемы с навыками самообслуживания и опрятности, но, глядя на других, они постепенно усваивают их. Мое мнение, что детей с несущественной задержкой психики лучше отдавать в обычный детский сад, где есть пример нормотипичного поведения.

Когда речь идет о ребенке ЗПР с дополнительными диагнозами (СДВГ, речевые патологии, ДЦП и другие двигательные нарушения, вторичное снижение интеллекта и т.д.), я советую задуматься о коррекционном садике. Для этого есть много причин: во-первых, сопутствующие отклонения сильно накладывают отпечаток на разные сферы развития малыша, а не только на момент адаптации и вливания в коллектив; во-вторых, в таких учреждениях работают специалисты, создана благоприятная обучающая и развивающая среда, составляются индивидуальные образовательные маршруты под каждого воспитанника. По сути, сложному ребенку с ЗПР проще адаптироваться и хотя бы частично преодолеть свои недуги до школы именно в упрощенной среде, где он не будет чувствовать себя «белой вороной».

Моя дочка Аня является ребенком с ЗПР и сопутствующими диагнозами, т.е. наш вариант как раз менее благоприятный по прогнозам. У нее официально установлены СДВГ, ОНР (сейчас уже 3 степени), нарушения двигательной сферы, которые выражаются в недоразвитии мелкой моторики, слабой координации, атаксии (на данный момент уже в остаточном виде), особенности эмоционально-волевой сферы. Попросту говоря, она не потянет обычный сад, где бегают еще 25-30 детей с нормотипичный развитием, а педагоги не имеют опыта работы с особятами. Я выбрала коррекционный сад. Мы попали в группу для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), где есть дети с нарушениями психики, речи, гиперактивностью и дефицитом внимания, ДЦП, умственной отсталостью и т.д. Почему я не побоялась такой «компании» и выбрала детский сад для детей с ЗПР, а не обычную или логогруппу?

дети в саду

Ребенок ЗПР в детском саду в обычной группе

Изначально нам дали место в обычном саду прямо во дворе, около нашего дома. Я обрадовалась и тешила себя мыслью, что Аня обязательно освоится в группе и скоро подтянется за обычными ребятишками и в речи, и в поведении, и даже в своих умелках по самообслуживанию. Как же я была разочарована, когда пришла к заведующей и посетила группу, в которую мы получили путевку…

Детей по списку 35 человек, регулярно посещают ДОУ 20-22 ребенка. Учитывая то, что у Ани СДВГ и ее вниманием сложно завладеть даже при индивидуальном взаимодействии, я сразу поняла, что в данных условиях она будет «залипать» в свой мирок где-то в уголке или же, напротив, под общую шумиху начнет скакать без остановки, не вникая в суть происходящего. Какой ребенок будет приходить домой вечером?

Заведующая честно сказала, что персонал не умеет работать с такими детьми. Они не могут создать под нее индивидуальную программу, а общую она по своей возрастной категории, увы, пока не тянет. Такой разрыв с другими детьми негативно скажется на ее психическом состоянии. К тому же, дети быстро поймут ее инаковатость и могут обижать. Она не умеет постоять за себя, потому что агрессия ей хоть и свойственна, но направляет она ее в пространство или на себя, а не на живого человека. Скорее всего, Аня стала бы изгоем, над неумелостью которой все потешались изо дня в день.

Касаемо программы обучения – здесь тоже есть нюансы. Раньше ребенка с отставанием в развитии можно было поместить в младшую возрастную группу. Сейчас это запрещено, и время от времени ходят комиссии из Комитета Образования с проверками. Такой вариант был сразу исключен. На момент поступления в д/с Ане было 5 лет. Программа для ее ровесников предполагала совершенно другой уровень развития и темп активности на занятиях. Она бы не выдержала такой ритм, хотя уже умела читать и считать. Но на тот момент совершенно неразвитая мелкая моторика не позволила бы ей проходить многие уроки по лепке, рисованию, оригами и т.д. Да и внимание, которое дефектно по всем параметрам, выбило бы ее из общего режима. Не забываем, что поведение у ЗПРок инфантильное, а восприятие окружающей действительности слишком однобоко и плоско. Она бы попросту потерялась.

Речевые проблемы тоже наложили свой отпечаток. В 5 дети вовсю говорят сложными предложениями, Аня же с трудом формировала простое высказывание, так как ОНР – это многостороннее нарушение речевого развития. Обычный логопед в обычном саду не умеет работать со сложными патологиями. Ей нужен был логопед-дефектолог, который правит фонетическую, фонематическую, лексическую и грамматическую стороны речи в целом. Думаю, я не ошиблась, предположив, что Аня будет только нервничать, агрессировать и замыкаться в собственных эмоциях, если попадет в подобные условия на целый день.

Я знаю истории, когда дети приходили в обычный сад, а через несколько месяцев происходил нервный срыв на почве невозможности полноценного включения в детский социум. При переходе в коррекционный сад состояние ребенка налаживалось.

Есть и еще один существенный минус для ребенка ЗПР в обычном саду – отношение других родителей. Если ваш малыш сильно отличается от нормотипичных, проявляет негативные аспекты поведения, часто дерется, показывает плохой пример, родители будут показывать недовольство вам, писать жалобы на имя заведующей и даже требовать вашего перевода в другой сад. Думаю, такая нервотрепка не нужна ни вам, ни ребенку. Моральный прессинг от большинства все равно подрывает вашу уверенность, независимо от того, что сегодня программа любого ДОУ нацелена на толерантную и популярную ныне инклюзию.

Читайте также:  Мини сад в центре раннего развития ребенка

Имейте в виду, что многие воспитатели не смогут даже нормально накормить особенного ребенка, если у него пока не выработаны навыки самообслуживания и нет речи. Они боятся таких детей, их реакций, потребностей, потому что не обучены общению с ними. Один ваш ребенок будет отвлекать ее от толпы из 20-30 человек, соответственно, кроме внутреннего раздражения ваш малыш ничего не получит, по крайней мере, это отношения 80-90% обычных воспитателей и нянь. Мы можем требовать, ругаться, доказывать, но факт останется фактом – ребенку некомфортно там, где его не понимают и сторонятся или, того хуже, унижают и игнорируют.

дети с задержкой психического развития

Группа ЗПР в детском саду, отдавать ли туда ребенка

Я уже сказала, что мы посещаем примерно такую группу – у нас «сборная солянка». Скажу честно, сначала я боялась, что Аня переймет многие негативные поведенческие реакции у других особят, которые только усугубят положение и вызовут откат в развитии. Я ошибалась. Да, некоторые манеры она копируют, но, согласитесь, разве в обычном ДОУ дети не учатся плеваться, браниться, толкаться и дергать друг друга за косы? У нас нет деток с аутизмом, где поведенческие проблемы стоят более остро (эти дети помещены в отдельную группу), потому максимум чему дочка научилась от других «отставашек» – плеваться, иной раз толкаться и топать ногами.

Плюсов от двухлетнего посещения коррекционного садика я вижу намного больше и могу их подробно описать.

Плюсы нахождения ребенка ЗПР в саду в группе коррекции

В первую очередь стоит отметить малое количество детей в группе. По списку у нас зачислены 10 человек (больше по закону нельзя). Из них регулярно посещают сад от 3 до 6 ребятишек. Я еще ни разу не наблюдала полной загрузки! На такую группу выделяются два воспитателя посменно, нянечка, логопед (почти всегда на группе), часто присутствующий психолог и массажист (не во всех садиках).

При такой посещаемости каждый ребенок получает максимальное количество индивидуального внимания, как от воспитателей, так и от профильных педагогов. Аня ежедневно занимается с логопедом, психологом, а также с воспитателями, которые тоже имеют соответствующую квалификацию. У них составлен график дополнительных занятий: музыка, логоритмика, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, социально-бытовая адаптация и формирование коммуникативных навыков. Все эти занятия проводятся ежедневно. Дети не бездельничают и не слоняются сами по себе. Внимания много, и оно качественное! Их поэтапно знакомят с окружающим миром, помогают формировать интерес к самостоятельной и коллективной игре, развивают их словесную регуляцию. Опытные педагоги применяют разные терапии: арт, песочную, сказкотерапию и т.д.

Хочется отметить, что для каждого ребенка разработан индивидуальный образовательно-воспитательный маршрут, который учитывает недостатки конкретного чада. Детей не подгоняют под общий стандарт, а стараются обучать в том ритме, который они могут принять на данный момент. Здесь учитываются все способности каждого воспитанника!

Педагоги заинтересованы в развитии детей, потому что каждый ученик коррекционный группы, попавший затем в обычную школу – это их заслуга и плюс не только для садика, но и для них лично. У нас даже праздничные концерты всегда проводятся с учетом всех особенностей детишек.

Кстати, благодаря малой наполняемости групп дети болеют очень редко. Анюта за два года болела раза три, и то совсем недолго и без осложнений. Согласитесь, это большой плюс для детей, у которых время на реабилитацию ограничено. Такой режим способствует посещению дополнительных занятий у других спецов на регулярной основе.

Особым деткам воспитатели и нянечки тщательно прививают навыки опрятности. Анюта научилась аккуратно кушать и пользовать не только ложкой, но и вилкой. Дома мне не удавалось это сделать, как я ни старалась.

Чем меньше детей, тем проще им найти между собой общий язык, тем меньше конфликтов. Нет лишнего шума, который отвлекает, утомляет и выматывает нервную систему, и без того склонную к чрезмерному истощению. Почти у всех особят есть отклонения во внимании, потому более спокойная атмосфера помогает исключить импульсивность, раздражительность от избытка звуковых и зрительных стимулов извне.

В нашей группе большинство деток – «пограничники» или перспективные дошкольники, которые к начальной или средней школе выйдут в норму (максимально к ней приблизятся). Здесь нет «монстров» (как родители часто воображают) и тяжелых умственно отсталых детей. Чаще это детишки с проблемным поведением. слабой речью, двигательными расстройствами, но вполне обучаемые по адаптированной программе. Они учатся в своем ритме, соблюдается строгий режим труда и отдыха, педагоги тщательно отслеживают состояние каждого ребенка.

Есть индивидуальные занятия (логопед, психолог, дефектолог, массажист), есть групповые (музыка, логоритмика, развитие мелкой моторики и т.д.).

что нужно ребенку зпр в саду

По сути, деятельность ребенка систематизируется, а в подходе к решению вопросов коррекции мы видим плановую методичность. Эти два базиса при помощи активной позиции родителей делают свое дело – ребенок чаще всего восстанавливается к начальной школе и идет в обычный класс.

Под активностью родителей я подразумеваю их участие в ежедневном выполнении заданий, которые выдают в саду в рабочих тетрадях, а также в постоянном непрерывном контакте с педагогами. Важно держать руку на пульсе и сообщать обо всех изменения в любой сфере развития ребенка. На выходные дают больший объем упражнений, но их надо делать!

Путь ребенка из сада компенсирующего вида открыт в обычную школу. Зря вы считаете, что его обязательно отправят в коррекцию для УО. Даже комиссия не может этого сделать принудительно. На ребенке не ставится клеймо. Тем более при заметных улучшениях вас могут перевести в логогруппу или в обычное ДОУ.

Читайте также:  Центр развития ребенка ереван

Мне нравится результат пребывания Ани в саду для детей с ЗПР, потому что ей комфортно в этой среде. Здесь она проявляет свой потенциал и не ощущает давления, превосходства, унижений от сверстников. Я вижу регулярные скачки в развитии. Думаю, отдай я ее в обычный сад, где она бы сидела в углу, ничего не понимая и не успевая, мы бы получили больше шансов на билет в школу 8 вида для умственно отсталых.

Не стоит сразу паниковать, если ребенок первые недели плохо себя ведет, наблюдается откат в развитии. Полным ходом идет адаптация. У нас этот этап прошел быстро, потому что дочка хотела в сад.

Я не утверждаю, что в каждом коррекционном д/с хороший, внимательный персонал и дружелюбная атмосфера. Нам повезло, мы попали именно в такой. В любом случае стоит попробовать, чтобы сделать выводы и принимать дальнейшее решение. Уйти в обычный или организовать частные уроки с платными специалистами дома вы всегда успеете!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник

Ребенок с задержкой развития в детском саду

Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с задержкой психического развития составляют большой процент в массовых детских садах. Как нужно построить работу воспитателя при работе с детьми с ЗПР?

Многие дети с ЗПР не прошли обследования на ПМПК, другая группа детей обследована и имеет официальное заключение. Однако из-за нехватки мест в специализированных детских садах, либо из-за недопонимания родителями всей сложности ситуации и из-за необоснованных предубеждений многие дети с задержкой психического развития посещают общеобразовательные группы.

В новых условиях инклюзивного образования таких детей становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Воспитатели нуждаются в психолого-педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.

20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя

  1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  2. Многократно повторять материала на занятиях.
  3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  4. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  5. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  6. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
  7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  9. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  10. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  11. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
  12. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
  13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  16. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
  17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
  19. При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
  20. При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.

Педагоги массовых детских садов, перенявших данный опыт, имеют возможность достичь высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.

Об авторе: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-дефектолог, МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 452 город Екатеринбург.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев:

Источник

Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и группы специального назначения

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточноостью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности или, наоборот, вялости, апатичности.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 лет игры и головоломки

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения лексико-грамматических конструкций.

У значительной части наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, недостаточная развернутость высказывания.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в своевременной помощи взрослого для усвоения способа действия и переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.

Дети 7-го года жизни с задержкой психического развития владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются); при обратном счете испытывают затруднения, пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но затрудняются назвать конечный результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне детям доступно, однако они порой затрудняются в объяснении причинно-следственных связей.

Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.

Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, отсутствует контроль за собственным поведением. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.

При значительной неоднородности клинико-психологической структуры у детей с ЗПР в дошкольном возрасте наряду с незрелыми психическими функциями имеются сохранные, на которые можно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Дети с ЗПР направляются специалистами лечебных и лечебно-профилактических учреждений на медико-психолого-педагогическую комиссию (ПММК) для решения вопроса об определении их в соответствующее детское учреждение, где осуществляются лечебно-коррекционные мероприятия.

Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или специальную группу выносится ПМПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.

Основными медицинскими показателями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:

  • ЗПР церебрально-органического генеза;
  • ЗПР по типу конституционального (гармоничного) психического и психофизического инфантилизма;
  • ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизации;
  • ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу), психогенная инфантилизация,
  • ЗПР вследствие иных причин.

Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.

При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР – церебрально-органического генеза и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.

В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6-9 мес. При необходимости этот срок может быть продлен.

Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:

  • олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
  • выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • выраженные нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание);
  • шизофрения с выраженным расстройством эмоционально-волевой сферы;
  • выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
  • частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
  • стойкий энурез, энкопрез;
  • хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.

Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения системы образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.

Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные нарушения, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается ПМПК.

После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (в отдельных случаях – о направлении в специальную школу соответствующего типа).

Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.

Для детей с ЗПР организуются:

  • детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей потребности;
  • дошкольные группы при массовых дошкольно-образовательных учреждениях, детских домах общего типа;
  • дошкольные группы при школах-интернатах для детей с задержкой психического развития;
  • консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с ЗПР.

Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная – от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастных групп.

Заведующий дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением ПМПК.

Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.

Источник