Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье

Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье thumbnail

ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ

Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% – недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.

Воспитанием ребенка с нарушением интеллектуального развития занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.

В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, то есть сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого являются проблема дальнейшего образования и трудоустройства родителей и материального благополучия семьи. Среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормативно. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами – братьями и сестрами. Ребенок часто чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медикогенетическое консультирование и планирование семьи.

Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% – в семьях социального риска. Родители детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование получили только 0,9% родителей. В исследовании Д. В. Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежат к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка, – многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.

Большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.

Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка», либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка.

Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с «фобией утраты ребенка». Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.

Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальные амбиции, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.

Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту, прежде всего, следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.

Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педагогов, учителей младших классов массовых школ, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой является важным фактором, меняющим ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным членом общества. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:

  • • в каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
  • • каждый ребенок является уникальной личностью;
  • • нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного;
  • • ребенок с нарушением интеллектуального развития растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей;
  • • ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

Особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в «няньку». Свои потребности эти родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.

Кроме того, психологическая обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с нарушениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические или достаточно стойкие различные осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего «особого» ребенка.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.

Большинство родителей маленьких детей с умственной отсталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. В настоящее время их можно успокоить. Это вполне реально в рамках интегративного или инклюзивного образования. И не нужно при обучении ребенка чтению, письму, счету организовывать дополнительные занятия с педагогом, стремиться дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом не забывать формированию социально-бытовых навыков уделять такое же внимание.

Источник

~ùõŸ?|ýõ·žÏ§ëëítýüñÃó]Ÿ´^”;}þùã}Rùÿúä]¬9y½¬ù‡|ü N¿”ÿüéã‡/Ÿì¾?}þËÇoyx™‚yS|:í=–àNv]fžÞþz;ž¿+{ùëíϯ’ôêB„÷‹9ÅoN.¥E­’í—Nÿþé㇟ÿ8®ÅvÃI»q»&úÅÚÓªT!‹öûåE{SƗ?÷üçíl_Ú?CÌÌ9ԏçڍ䵚¬n­[´ç«¿Ã+æ4“)cTKmÆL¨Kg—ÿ
—óSÙFXëG…¾o.ä¿/J)›ŠõGs~2åoÿ¼žµÏÿŽYq~rí™úu‚«í_–gêxàd^Ì
k:ø×]M]ãñ_I®o}Œ|¾þr;3rò™µíeªóßð¬.ßÛóa­gØè³õo¾sÝ;¯S¨ñœ¡Räa®B}08¶HFHð`ã4=´£êfˆ5±ÍTŸ-“iNônñŽNç(D†{[N·4ßÎZ-xR:®uíS(¤G3ÞÏëp~Y~à=¨E“‡pNHSŒ£…C⺶¥RÚOÜÖkûÅ!áwä“’õ/¤µu©ó‹¡¯mIXc>Ó[;&$˟µát]Åøô·Ì¨ë¿ãt³m–‘Ìz†|Æ*ëï
M±·Ýä³TZ7l,ÊQ|‹¹`R;˜
$¤‹€SBWªad‚™‚üM#ªD£‡~ð(§È‘vžƒíÊ´±Õ‡GÓ§B:ÿ±’Õ¬
þ»mÆmŒf
ºÖåu{ò¯RE°óΨ’˜¢HxWJŒYìÚ¥„í¶hÃè绝8 Õ.ÎÈÉ6ÁÀÜu%³„ °å¼ÿ”ÏÌ©ÐYßDNù¥¿0& ]$‹:iÇ ¢’7îÐè›Îóöðp„´ôT;jEž2ú&LÉ}Í6ÍIZ_¾c×
YèêÂEºox%½ÝQ £vä/?ÖÜðYk&ãßäÄTXl?a
¾¢ºÿÀ¢±ù(¸FDéæ(pðª)
4J@@>Ó×ó
0CÛQL¬ÊßÖÒ7ÐÉd…þ0I…QLOÙØꏄNÃãfT5Ã}/wžþ.Æ°X$?Ÿ¸nHZ€wuû`¦> ¹,e£cªW+;â|2õÞᇤc¸3ªÓƒ‹­ŒÍêv1/s¶¥qÕ[ð å$B e/MŠ»ÁFšŽCa÷?˜ÿƦQ’p[D‹õ!:ÙúL:ôì«Gû9O’B΍´`ðq:áL’BÌyJ:-J”ªä:ÁĬD«ÛköŽ[_®:YÒûDvžï~B–ÕGt¡ñjÙNU&…ÄhtTÄîë™Lj~ŠÇ)°„iD£ßôù&OAØÙLЅ|·ƒWÒjK„œÚw“‡9{„‚”nԐóÀ®lÝZDÇà²iÃèÙù»h–82šŒN`á“kœØÑ~erd°93²,Mëà#h.X‚n‰
‹Kb3ϽäÓ艗FƒQÅo.äð’z߇µˆ žÕI˜f®ÒãÇفƒôœŸ”*“Iqåٖôff¤¹ ïèò1¯é#ÜÏwì’ok•µðQEñA=)täq÷‡§íô²Ddë‘€/)yÒEø…©_ª!W Šdñ{,oæß`:aÚÊ ©8e,Ñe¦îDR)y«”ËŽ¶Èu°†>ęvâ™{“9fŸæ÷Ü9[&% „0䜇ba|1X£y©ñxÓöG¾Ê·A)È 0Hé=0«MÆÂLÚÃV1Gž‚¹nŠÄðh‡Ô’ÁP˜ËëX“ù«”hÍ©€ˆåò•Fø¶–ªCüÅÁÎi¼AžË UÌTN!zF-Dâ”DÕ,€Y~9öݳWi‰Âþ7k :Ê’˜6½‘=ÿnßF3±ïM„”
Œb‡ °ƒP$c¾A9˜¹T*ÊÌðã˜PÀ7CFۏoΔëÌâýÀ#2òñ˜8mýÈ7ãä¼U#„¬Ã.Âæ>Ÿ¸…¤¾S¤8GÆé}›à“]‚Ù áÿÇCE‹f§[Óc`V÷Õa>÷Ąp7xÇs0
Pø¢l3GYÞpwêJw€óё¬&Šædž&g–ÀæèìïJÖ[¤ôzåcM~z.@z†&JÊWK˜™y
B·Dú˨§pC•p¤/[®°
ŽÐã9d[¹¤ö¾Z»¸T“»¾ð։]ÈÒÎ&ˆiَk#™&¿ìzuσÔ08p4Ôe=ðUV€d8ôfçÐövt©BÜ
>=íÕ •-)ˆxö1ˆÒ«8®‚çtA[qæ:Gv»ƒ&‡Bôbõ69*j­@O;ô¾vÔXäÀ“gJŠÉ-—¹8²;ÿ{TîÙ¸UñExÜÃ4¤?«ùñ_»üóìKÎÌ$¬‘9o‡ÜfS?ºÕ¯“Þ¥t§ºJÔmHȄmäÉØ
¡é“à”&S8ì|ØË:ø랎Q í:v(MÎ/¦ã¬MkU?
(ÜBD½ çÂKFYÈIèÝ.`LJ2р÷Lk¿-ôuüö©ØjŒ„]ñ*Îô:°ƒº’˜Øî

L]šHÜ
w§#Ž#ÿ¦z¢f…É«QŠ1+“sÄH”„‡7y†gbǘcRéGK/´EvJ×2í
dP8¾¾M`*ÒxhD(˜]Åì鑽 =òá˜.“Š!÷m̷ʦ ·ž.Æ3ÛR>aƒC-‰¶¼F5„nC´¨–õ¸Þ¢1Ìi»¨(C*Ø«Ÿp’
èn‡ÅYÃOW°Üáû–c¢+¥@V
1ÿƍõ‹¶b?ÇÀ¸Àønr),)1`¼ü-Fž5éM
«ýO~|‚ÚÍùYe—N‘†
Rƒ•30Á®‰øHI^•%äòéͬö³ÛÝÖSՒ€ñˆÜ¬táÖr4œŸ“lvÖë’×’á!U!,FaoBßvÝÐ#ĹüUÒ¿‡8§×Åđ¸†SµªPÆðÊ~Fâx%Ö?íæš
ÿæ†ÉâŽÊ;µøuCjhgü˜Áp«*Œ
*V’7Òø´N„Í]˜È¯S¬ ÿB}b}w 0hb«6ÇЧéȃ‚T›áH.rúv ‡to@‰‰bÌT+«ïÖ܅ºÔÇl¢jkîŠâ.ù,žDÃÅɉ´zd÷’ÀŒWöÐë#I¸nYí$A‰åÕ8(Κ¦Ê×y êML­c…NԏJ&j‰È¢AÙ¢TÜ}Ö315¦&Ò8xËî¯wfˆX$¨ò,a©pۖeýÞÔk‘ªÞe{þeê]gÖїvvîǞ5Œ]±©O¶Øü¿.K¥ií¡9#ïŽv1&.-&Ùò®zQá¤Cýr·QxT­§(ø v]mNr*-A÷FáLtžþó_>éåˆÄ$·m’+¬n‰N¬¿.3î]«w{œ¡¯ŠMQPŒd‡¦0Q‡uüèòü33µÛ¥Ê3‘ò­º*¨FBpʲ©#Sn²ˆÞJÀ¥.L¡å“‡œrŽ~`˜¿úWTð’€
@熶1uëgp§ä‰ŸeéFmR‹Ó$£ïô²óföáhmÊÒdeûzë¤bô­›wqŠ2DÛ®kFÝØvc”ÆéøòéP´}¿7^û³¯rÒcMp›Ë6¨EGº,ÀýƒÍ06Ø%xÉlç„Ýš9[^x‘MÆ¢ñºAã&1Å!RÐeÿÀŠ/dƒ†´W
â–a”`ÆÆÅ$¾gÙu.º
^*
K˕Ôø7:oóÚàJ„²”³f¥%Y@•}
ŒwœŠßu‡á¾ÙL¿0‚&¥.KZbRšÿ»/¦qrJ ˜..ΏV@$ ˆ:͋[u‡åÞ^HØKR_ðFCUî
ûTK€›4l~!J|]‰3¡ýf͇V¤;6̱w$‘0)J)jú±5[”S Z±»:©ƒ]ü8’jÄeŒÜ‡I@à‹Ìë” BlÖFàԕ66•2“3lý¨”­ûRfu ¬„”Õ2˜ïž±ùð–|†µÓ†q¸ÑexŠ•Ç»,d@nj¸Â›HږñfÆÀoàla4¤ûŒÀo9:–¯$ùEã©á¢®î”š.>]Q
ظÁ”ïRÕ¯¸ª· ³Ž6Ì1+v„‹iŠmŽ,–ÖK²ÊRڗ¥ó˜4ÈÒäbˆÖ‘ÎQõkHxøФD#AÝíGKý0ft½Cöü@uä§9BrÅPMAÿNbS?ÂÕ½Ü0o¡ek¬!žD°”ñÙ”]LT“¤ŠˆHà[·hŒÀöqNNÁ7¡izû“0m†YÅ¿KŸI~YýƒÒgfas“>“’0zkÉ8»`VÒþ…“¸øŸ7ETþcÿuìý2FÄ+K¬c¼QgšÓ 뗡%¿ „_Õ¦«È±6ƒƒjíJÆmsfôª–&a^ŽÒBS]thTqE¿¡æµë/ZȜ”mQJ&71-1>*7f_nV[ª 28è²úEítdöv”Ùd¥DA)çWÌƗ«»ÛAÞvq
4eâ±Ãgï
©G¹ä®7×ë7W×v°Ù(ÖÃRs·vãé²Joô˜RVéY:uÞ
Gê’7_ÀynZ«v*gEþÁôÒØ}y
qQcÜÎۙé”_“„uA¹¡»1jl¬ë
:Šy-ÑôMñæØ E÷‹:ös ÍzÒÌ ¢{~Íù4,[i@
œi@㐶oD|µægiò{ó뮌”¤ìÑäθ}!ñª8=)$¨ÝÚj¥K¦”kSX…7ta“ýy­½wš7TüôørQøt â²&NxKU–‡‚j‚œ Œy;ï-žÔvue°Xæ}ØÔÄ
XdJb³²“Òê 16ëƒp‘±×¼ÅpŸ„òF·[ø!0KÉ¸ƒ÷¥˜•Âe_U
¯¡Bij¨µÛo±(“ø*¼?˜¦]W¶vë|hꎷ ©M$ ‡x#¿’/!6qT&,vcÿžËŒßÿFƒ¤ºEˌʤ†ÉN›Í‡Ì~>dr älëÛ0œÝSR]Jš¬aîaùÊ*ê+…7 L^Š1éñ„‡¾Ë$òã:ÖÞÄLÃí›jžøùíƒ.èšÞ>À$]·6žûXÊuœTéQ‰y­^XÔ³Éhq-œå€8¢_NGi.éˆyPˆì,‡!R¦ò¥]UÀYËV¥JIgX^X·lúdòvéçßÞ}1TˆX߈¶Y¦Š=êÇB
8!=â# f”4pûf78ðÊä–õp7!L: Ž~;‡‘¿ãÚ C—°×i¿ÓkmZ~PGl^Ѕ{˜
€¹À?k›Wãh»¬5Ú×@ãé2à76 Üpfó~ty/p‚¬ý
×3HªŽ’$ŒXoŒYùĸ×ÄØ·iâ¬Àº90N%G Jß~®££*—€÷Ä=×Ï= e°[µy}ÎoÂá,ñ‡ó¾g3¦Ž0ò W´„à áÙ’•û¡-,P‡í~ðIgÃo=ŽtÃ~îœ`6ü›Ètz°ˆmP-¿`€Çý(Ò%H%Ìv?ÒÞ-ÖÍæm±oˆL&ö‹¹šw p‡ÅÉá]%c´VŽ¹ÜoÞ뛟½¬ šÄ™é„™(~(Â7¤Æ@-Ô¢2jð4†P¸®ÐüvgŽ› HPY¯ý¸ßÑd¥äMë£g–€‚°Øß7@²¹§ÀŠ#Ã=ïQ!wщè}{Ù ãÕ֜׃#v£¯ìø›°vrêãðm>´Ç°I¹ öfM5ÓbÖyà7#-s4íø

WÉ YïÃÛD¤ †îPø(ÕYž¦{´$É.Ól:0je¸€~´ƒµñç ˜Yá—å‹(d„;™fö»°WåꋾI«¯(±¥‘ª×LÞàáäWvõ¤¿žì­¿ƒS‡–$·s:ž”pØù£;)慧k[YUPÕ)wDh%dæ$­Óa,AÆNÑ
lSšÞ½íºÚE±ÓÇbV¶À:ù¨2ÀÜ+ÏA:Ì ¢åâÂ’þ&óAMåbfiÖ£ÏqO–Ò͐ˆ0Ã7w®;BÕæðaÅ1E;b«KꁡCâŠ!”eû:±´n†Ýif8RÅdd¹@Š°Ñ¾{hYØ©ÃãMŽhGǯҏÛÖª£ ƒ7 ~¦È:pä”s;´¯]À»+e0˜ÛÈU læ,Ô ´AÍ šé¢ÜI8lè8Øz¹K+ ¸]›>Féb}wwOÈüJ[ôY;³ü¢“ùå2FÂÍiCly%ÿ;:Ð(æRµ—ê:ëÉÓ||÷²çã5Çk­³Ó—¶I­J: ïM‰;f§Z‘Îñȗm̱3[¯ÃQŸé®7Û؍;Û’â´œtwÒ¡íWlEäÃŶåí3kë¹£bǓӢøÙ¢®6Œ†Š”h£r¸‘‹¹×æ’+üj&´fe͊;  ¨7ß@Lv¨5 ˆ´|‘…0—ΰ¹O
±Va¨eÎõ{Ñ+‹BÂÂy‹å
;«M̄{¿L&rqŠ±ÚèUlº·9JöÙþҀûØGf꟩IÙ=°= ¨;M‡Omm^ÕȨa©(¦‚¹J*o, òÒ⥰O–£  4»)HÉCP•èm¬dµêe-¶Iè)tH«
ôsÜ@&óäãj,©+V‰“Ù³bÕCÍ VÎNzßM ¾é¡•É8 á–d™“âj ì4z7’Ð:¯îá'{¯¡¢!CŠìgÝKx—jZꑪ(ù&øöÆ¥Û*¦öˆ3ödTܾ^¾ÊχŒ¯|k¢žÍ]
íF`|âRþ¬xq¶7qÒºþ?ÐôÈ6²÷»pž…Dš•”^îœôìRlf»aäGî¯aƙ2$ÔéՌþì¬*fø‰è‘µ¿=ðvËw”|LwªÊ°Ý=Ñm¡Zhç
m°h·=ç¤O¼ÉŸó˜hœÒ?­j­¤Š¾Öü’ÁÀÂX*{ø1t´Ê;ÃMì ,,âėµÑƏR_–dšƒ~hª£åN«'{žøÒÃ$EHNä]À|͇E}º óB/[˪Íɸ£ÝC¶Õ*t²ïä ñÃÉÖn.n¯=]åø?γãpž[2©]S¸oŠ0
2§Á¤ÔÓ´JÞYÁʝ÷~’¯õü*”9À¡4Ë®®æ­‰d¡C+(–4œA
FjCqÄà¸Ã$Y

R¦AלÐÀ…ešAV#Ô-¥$,ço cÜ®£ÙÜ:”ïŔ¦€^´Ü)wòƧș°µç3¤èöÙϓ¡WR>`éåÕñ…°©ÜʀRQk{˜^jE…tӀ¹¦t²()-³g?òš–î,4¼{Ë@ñJî#ÙMÉ҉؝½”ŒÑ»^ÿl.’!”.ÖPH‚]Š%ҘGvâIZ`”¿e°ã±æg:v02
í×´¶’ñy+êt(5¦èuسù=Lºš…TCÖæƒÌaÀ‰|¶…,oÐܵ!²ƒÖ„j+}~KícdѝvKgÏ#­·Ld(”+Oã²íÔv®´‹âjšüNå¿ñڎJ·íœ¾mé¯r³¡ŸD¦·…ØÍs4ì°zö’^§N’ƒ óükEãÀõ¯rߞ£a¾6ÚО۸ËÄ%½ÒmQLG°é’^)…9Ë(Ã8“Y—ò®yÂh‰
ßišÉ8hæ“àr*…©
“Ä!BVp17TdõËä¹gÀWÁýîeý©²#…w€v.Å^Ž“ ¬Ö)¿—,ÙѵØ[6§A:‹ãY:WîrÒ9’„ZR6ásÿ¢!¤Ò`ÓêÍ9-ÄÛqãk•¨Ilۀ=ý•²:E0Es縑š½*ÁRLò.Ït†#N® XÈ!fñg…éÈÌÌ̬¦t4¨«äZÐÏn¸?q#çιâ8#s1“3òêãj.zx­ªå
]É@/°o±¯FBZVKrnœ¸åÙèÅ®UNî:d]âÞáí‘S«sáY¹¶”V Þ.ÙÄë» õ’zÏd»rFµ¼U¶~’XW2ezîò—]ŸX8­Ðvþ@„ì@꥞¼Lpr[p¡¬lÝbZødñiiåDK½h–öý?Ja±!}wÖ`øÛÀ~SQ@4H%™×¯¾f–…‹iäë†WÀT{«±’ì¿Øà?N
endstream
endobj
49 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 50 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 4>>
endobj
50 0 obj
>
stream
xœKä6’¾7Ðÿ!ÞJÍ7E @fVåbÀß
s0/}Ù¿|D%ªêªTJ!2øÅ;Èo·}ÿ㷟ù~y}ývûþýç_þþëß.ßî~ÿþç?þúí§ÿûß_¿ýøóïüóçïüùÏëõr{î?}ýòí)/R.Â~úíëyñŸ¼Xã­.V.küâ_¿ˆËïé¿ÿúúåãû½üô?_¿¼ÇljúUéööÐǗ½[ÝâÌE¯ËèÆËû_—Ë·Óþòø﷋€ñÊ4kuñÁÇGM‹X/Ò¥ÿÿõë×/¿ýçàiÉf«.Òlf›G³
±x×fûñ*”»]_tümoñoÞ®Ò¤ëNñŒ?:~oó÷r§³W|À¾ÅëÕ:ðѾÃÇ{üyÄϏ«”åëtÎ§;ž×@é„ë‹z͗×ôїN]m¾º!Ã0m*Þ^]º÷ƒ}æÑgB&c‚±–QÀ%®ž¾G&å¯×kžL¦è
×¹[áD÷º¦U&°ŸC“”hâøñ«YÜÚáG gã¼®LœL‘Êsɔæ“3»¼ÎË¥$¬c¼ÙáJ`³’Ì‚Âo_VUÐtÀ¥yfTãŸi
ù[“=ªËHoÍ÷9ø­Ë$`E#Ü,a€ÒZ|Ÿ£ÐR
ó|¸t’@%/ô­²¹q ¤ Mð®{·x­ÍaȊ*Õk%&ò&cmT.þVEé}P¹uéuÒÛõ@Wš)§+(­%i:‰ãUüPé|'”…r×à”ؐ–¿n¾·ÏTOz«ÌŒt”×õÎÁ4-Sêz ÔUZ†@’ýÃˑ‘qS3¡lX‚ïÙXÄ¡×ó7®”6½(؍tºÓÞò•SÕþäˑEL%Ý-¤

f¦£9šñêÐ ¯[ƒl”)Üe|Å.ÞÃI“ì£Ga9úõ³ðí^ì†SEZ½!
Ñ«Ny×4Où5-Gµe1ÁŒLc~‘ÚV¥JƒYè6Cn“Éõ¢äªV•I$“ÜíÀ0ǂ™$Ƭ• fžÖ˜å7æ4£Lߍ™•¤>+ `2ªS­áÎz|b_Ÿj·Å!5PòyîZWÜ>⎨bA`ôèÈyߊÌTœ[Yï2ë-ÞeºÅ,T÷$™Ÿ…_חʭê•Á-8±Ã‚£YWÁTk3&Ŭ&XÑ9•yæ€cà^ŠÒK(bVÐ!î”Ø%^Õ2ïã(Bg¥8R0’û0RbѦ³ËLª2#™]™¼S›QÖC7ù”Êԓî¨îáތI}’ +Ž.×@™*ºú ájHŁfɀ$ê#/Œ{ÝjÆ2òü_F”‹y| M7Ò9″_øä(©#«&GŽ¸‰‘¬ótu>¨¼ ~–Dž”CÜ!MŸ«ãR~;¼äˆ>ÛyÕ-Bâ0›ëY}và
“ì.”Fy8>/éh]@±…˜ út`-ÙZ¹•é”>$°ð¾ôæK¸|ÁŒQkR¾÷Vb-â¢ÓÛè¨(rMK§¹’o‹YD
¯ò´c±,˜~†hç_—@(ˆÃèÂn¤ãžM‡v¬b/õ–&M+ ó>’;ýY ¢ƒ$·®ÉÀr íØjÞÓ³Y®À˜Ù˜1¹g”Vh~HMl4xm}¡L¨Wgaä!C6æInSƒu©®
¦#B…BŽ1ORH>UòöN¢â£+™
‘¢ïHáÓ¢[:Ê;Z™?Y)–œÒ‹a,EËÑ)B5ÑÙ Íʘ­“©œÝVŠÎ¦E¤ÝG–—Kèò”ýÚé:’©æ€Õû$áY†¢DÙb›
ï1§Å‚y»Õ]
9ɹÑÙêøÅgi~ÇPmV^-Êò{e~’8y[Àˆv†_§’Í£%ÐL£ÍF@œ3 ×çj™BçŠC­dš—[Æ{G®&¡’…n§S´n=‘Z8HÊV ;òü€üªÇègBDGÔAIÕ 3 èq¼-×inBj›¼Pòîãx[†MÀíR s6 RâdÀítXÖ.Fz•M£ÔȅåÍ;¥HsçžføºJÓj̒˖Ɍƅ§Q›(ªŒ;÷/c÷Ææû¹KK-?1wuÖ̌ÈÌ4͵Ñ/Äß/t²¹y䩚׍õñ›©!§î½uÜZ }(¤ÑQV’£!µ
9¥ß;¡Èí.͘˜p Ƨÿn.P©¹À™5Iè$¨ôTb¤ÕÉõ¦4_Å6H!Pn@Op7hù*”b$‹ñ»TïmÚî±;f7ŒîÝù•y‘U¹Éأ疕$˜ÅD]¡r¨&ñ êO ©½SÿvÌÞ.»™.»kT°lÕõ¬²[=›¬³šš’‘Ab„O֑ëYnùYPݤÇçÈô
%±>ÿž-%{Y²Éë•.Nú¦Š+ýNPPj| ›Â¡”(}â!Vu#iPêÎá aŽ@‡¹e`ÌUÕ·ÔKõ@½‚TûV.­›!“Bcî¸¨£Õ —C/§¸o³2f_¥ÚGɳpù% 6Ȥ°¸JEá{¶aÁëÖòh>ZÒÎtÒ”qtV|Ö++µv EŠ›/Kê•÷FÂìês
RQŽ¸÷QY‰ë:àŸ–rY5eà«CI&Q–ÑT˜*­ãJKö¢cí¢Yƒ×‹Rq¡St.f•)üžN4ofˆæ’,Á±ay“ýZëí¢yíDøC3ª¹SÛÒ0æJ{6å¹
ª/õñ[ÃD¯ã
þ6[Û£óÁðXÕcA3óð)O´JÙÖÍ;šûÜ>©8y©9?ÝmçUÊHØðs¦b1EWsóf·£²¸gú»à!®Êñ¹kº£5;¼%Jd?§:€ó՛”ed¾]Kٍ—±‹”–Â,IDì°?
E£6âßø¹¨O!béR˜KÀҋ[»£%çe´ŽóN›fJsrG`©Åפ᭺Õ5ƒôÆV”>@Û+G?¦v‹µÈÒP³Q{îj7áú” úêmEÜáÑꚔnW­ýUoÍ-ͬxcÂR¬ÏÂedÂ.&{¹^2ëÜïœ~?T.’’&e8è(fÊ:ŒìSržíInqÚ¡ù*úœ„—Ô;ܴ˵¨&µ9÷6ÊIÖÞºš¨Gµ€ê:`Žn“I”40 ÞÞ³Ëwo³­­ ÉðâÏ°]ÔèÌ’%Eë+¡y܁9îž,iTÚD‰¾/×¹ãv:´Û)
£Ø>H˜Q
Á‘hõXÐO90,؎YÃêVüªi YSÛᬡ
y¹Þ‰a‚R­zZƒ5ۚ—¥bƒ0%-ƒÝšXÛxwgŸhÆî$í¡¦3£š•1f ŒñM„2íÚx9šuÁ¶;·bÊxϝ@àc’çïϪÆQðc‚I‡ãgdß+¦Z^˟ÕU^Y|uØZDõTI:Lqs¯VÅÅÑtV35ì†Ç$6œåîzÖð¿&{öÃÎB{2c;OÈ#6MX®y¦ºhÝ,ÂèŒg¡È™9–ŸÜO`CnKõm¸ÌûÚ
Ò;ëP~L^>¶±³.P…¿IcJo-ãmÊ/YÝcÔÊ)F
©j~~ÁÔ¢1Ðg«OCÔ©ÔÅò ˆZs¢ölÆóP!JhâBBV®+Ðl»ýµù&R±¾ª¦–¢ª›/ iB’©ÍBë—}ñEÒºtõ¯”‡†Zf·s@ÜóÖÖÏSKQƒFŸý‹µNK«5ëS¾X5—,·œ2M½f•èæÖўæÁ²R u`o.+ˌÚé1.n¼‰Úåƒ KIÙÇÞ¾Ðû¨³¡œ
Ú¸Åö¡çâ:ªG‡­¤$_]¦O¼¬I•ò¥öƒ´r>èˆ÷!F-È+M×F‡+íîÆ8ÃiÂ|بӤјÐÞFDÒf#tR5žB£õ|¦Ñ—ÎR5_§³UµâàÏp“¢½³A¯u#n´X,sY3’
ž‹
Kˆ‹ApÀì16ö[ÁÔmC”]q¶XÓցhÌ·‰^Ž6PŒ
Äq‚Ë(> b;ù[µnT? ˜7@vJ¤q³ã­uÓ,T™Ü{-.`0ßRQjE­MsÿP0ÛA”K8jºQk+**vӇ
¡©t¦F¥3Q+†“º™lږÍ,ªUùS$$Ô¼}“ì¢xÅ䁦íNƒ†/¶tk)nd4jïDÈޜ§ŒDPPå7ëB]s Dˆ:@9MFIX0ƓNÁ•=[6rÉÖEu*ªxUJX¼XL¸+¼¡””õæQ¾GÔ¼Xë%£_”2ÖĀ­ìX]îÐЙÅKØGIuM¶r)fç@ƒ¢2ËùܑXÞrïuk¬ÇçD7„;Ñ
¯è‚O¼JgAN1ÓÙ¬‡sgƒ½æRØ’‚çÏ=„ölÆs?ņЌC½…mö—ûÁƒ(º(B‹¹Òé¶t@ÖìvûÌÊ«xs6Á±ÛE`ß4º¡}Þ6¤¶.`Ah¡ß§×M݉Ï=ì.èΝÍ,¹ƒ¨@»øl·?±6w‹gxo“’úãh7çÈ۔nM­hdÄî™Öû…
¿4uó*I¶´1wëêÀË®ÜHš?¹²fÓUs§øwùßè=·|½¦Ï
Q²+o+­fžÎ¾îÅ،·&$ÖñÐé cQ׺³©!?òœc&o:Þ¯9ó­[›ôÜÎÁý± µ™§:”’ê&bÑÈζ8ìž7P‹þ¢¥ [A¼ÜµyüÒö´ëÏʁjúW47t²™zÞkjlîÌ&71:^S3›»ÈtDŒ ‘Ûȼ™-8oEn±dš¶%­Ý׾öÒ[Y•(f‰ŠOnD­Ûá‰#C±É/ÑlQWäñh2ñ¢É8æÍERl:àÈÖ¥fn{T2R¥ð˜¬ÏéÙÀÈNè§H2ʤ‹|¨t’
Sž)ùGE¸[òì]ç–$¦«ÈZ˜öÚ1£.[ÌÙ~L?ê’Ñ:å1¸æhׄmô,j,Þäª9C5^˜ÕõîCí·o¯¶ò@²KÛ°¦­ÚþҚؖ…„øû&R%µ¯,A•x›Nš@îm8Óï+T·iK‘Æ GÞ[ªÛz¶¤M­ÿ­=m’K/>î]».˜Ñ‰6Z³²1LŽÜƒX,ú0錓s^ƪÎÆb0‹ûTtÕgc1B{6ã¹Y‰Òd>ZÓÑ4 ¸zÔPÐÍF·jß’ܨõòÚÏ·7À“TQ—Þ¨×j6b$îQáÑ]£3¶’ˆ±Î@:‰¢VYz¦©Ö>ý
Û([+ÇRÍ-kVPcÇ_¬uWÕfyÁÈV2d[“’’‘}Ð[¡¬_lï?wkBk¤+„hËh·ÈîpRy™T¢W7WruÉD‘ÎcÔ.¡R7úÙR×zº]B™ÑϨ‚Óí„ödÆát»¥Iµù»št¯Ùá«õlYsú÷«eù%EœÙ§É‰k¢ž¯@†ÙÇWw¶ÝÁé^£.݄=)‘­ª o éàEßÒmF¼[X#ÉLØÊx*QJ-BMm‡ƒØY)»èþD¾ÏôåaVéè̖÷›nª±ì>⥛¨†ïâg2KÁñê-Û Ô-pÞÚs¬©‚šk*ís#=aëLnõHS ›öŸ*…sZQ‰°|*}ìi=UIϦ;ßþ‡Èl$_IäüèqV_ò²Fw4A«¾Èi’ù±{$T=šºˆƒíxI§?’%㚶ñtÑÕ2ºä,Z£özí]êÚ⸻¢ß۝Kòä-‘ÉâciZO„ 14]Ý’Ð5jϗkH±Ì9³Ù}VœdÐ˧Úó¥8ݟßhώ=§ûó M†A1Úô9Ü÷x…3IⰝ~[­$¦OûSl÷÷ÃèzvÚà¦A}fÉqMǍËéxÌ,;Y­³$êñO¬ü^“Æ–Ô-#­j÷»3iT­d>é}¾®

Источник

Олеся Клинкова
Роль семьи в воспитании умственно отсталого ребёнка

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ

УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЁНКА

О. Н. Клинкова (г. Рязань)

Очевидно, что семья умственно отсталого ребенка должна сознательно участвовать в его воспитании. Невозможно достигнуть значительного успеха в коррекционном педагогическом процессе, помочь ребенку реализовать потенциальные возможности и достичь максимума возможного развития без правильного и понимающего отношения к нему семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, имеющих детей с проблемами в развитии, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка.

Значительная часть детей и подростков не получает должной поддержки в семье и отдаляется от родителей. В школе много родителей с низким социальным статусом и образовательным уровнем, не знающих, как воспитывать своего ребенка, ведущих аморальный образ жизни. Нездоровая обстановка в таких семьях не способствует полноценному воспитанию и нормальной жизнедеятельности ребенка, зачастую вызывает конфликты в семье.

Актуальна проблема восприятия интеллектуального недоразвития детей как трагедии, усугубляющей отсутствие благоприятного психологического климата в семье, порождающей отчуждение родителей от ребенка, неумение воспитывать проблемного ребенка с помощью гуманных методов. Зачастую проявляется нежелание заниматься воспитанием ребенка, помогать ему преодолевать сложности развития.

В настоящее время наукой разработаны рекомендации по работе с проблемными детьми (Е. М. Волкова, Д. Н. Исаев, В. В. Ткачева, Л. М. Шипицына и др., но уровень разработки педагогической коррекционной наукой недостаточен. Порой практика работы опережает науку. Поэтому работа с семьей представляет интерес для науки и практики специального образования.

Семья является первым социальным институтом, в котором ребенок вступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами в развитии. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в создании понимания их роли в развитии ребенка.

Доказано, что все семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии,характеризуются следующими признаками:

– родители испытывают нервно-психическую и физиче­скую перегрузку, тревогу за перспективы ребенка;

– поведение ребенка в той или иной степени не от­вечает ожиданиям родителей, вызывая у них раз­дражение, горечь, неудовлетворение;

– внутрисемейные, в том числе супружеские, отно­шения нарушаются и искажаются;

– социальный статус семьи снижается;

– в семье возникает психологический конфликт как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению ребенка.

Семья ребенка с нарушениями в развитии должна занять активную социальную позицию относительно своего ребенка. При этом важное значение имеет отношение родителей к его дефекту.

Ребёнок должен быть обучен тому, что позволяют его психофизические возможности. В процессе воспитания ребенка родителям необходимо преодолевать его капризы, упрямство, негативизм, пассивность. Ребенок должен иметь дома постоянные поручения. Выполнение этих поручений будет формировать у него адекватную самооценку, правильное отношение к своим возможностям, дефекту, а также развивать волевые качества.

Для того чтобы родители могли помочь своему больному ребенку максимально, необходимо, чтобы они не замыкались в своем горе, а, оставаясь активными членами общества, постепенно вводили в него малыша, постоянно расширяли его контакты с окружающим миром. Важно, чтобы больной ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходимо, чтобы и мать не чувствовала себя виноватой или неполноценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраняла свои инте­ресы и увлечения, знакомых и друзей.

Ни в коем случае не должны быть ущемлены и интересы здоровых братьев и сестер больного ребенка. Нередко здоровому ребенку в таких семьях уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда уступал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности, как больного, так и здорового ребенка, а также на психологическом климате семьи.

Совершенно недопустима и раздражительность взрослых по отношению к больному ребенку. Нельзя допускать, чтобы родители по пустякам кричали на ребенка, несправедливо наказывали его, ставя в пример здорового брата или сестру, не учитывая при этом ограниченные возможности больного малыша.

При воспитании ребенка с отклонениями в развитии очень важно своевременно развивать у него навыки самообслуживания, включать его в жизнедеятельность семьи. К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители, потрясенные горем, ста­раются оградить больного ребенка от всех трудностей, удовлетво­ряют любые прихоти (гиперопека). Это оказывает крайне неблагоприятное влияние на его психическое, и прежде всего личностное, развитие. Такой ребенок часто становится деспотом, и контакт его с окружаю­щим миром еще более нарушается.

Известны и другие типы неправильного семейного воспитания.К ним относятся:

– гипоопека, когда родители практически не осуществляют уход за ребёнком, не следят за соблюдением условий, обеспечивающих его развитие;

воспитание по типу повышенной моральной ответственности, когда родители постоянно возлагают на ребёнка такие обязанности и такую ответственность, с которыми ребёнку с отклонениями в развитии трудно справиться;

– авторитарная гиперсоциализация, когда родители всё время завышают возможности ребёнка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки;

воспитание в культе болезни, когда родители формируют в семье отношение к ребёнку как к больному;

– симбиотический тип воспитания, когда родители полностью посвящают себя проблемам ребёнка, забывая о своих собственных;

– тип воспитания «маленький неудачник», когда родители приписывают своему ребёнку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьётся успеха в жизни;

– отвержение ребёнка, когда родители идентифицируют себя с дефектом ребёнка и отказываются признавать его.

Психологическая травматизация родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, особенности личности часто не позволяют им рационально использовать воспитательные приёмы. Родители нервничают, стремясь преодолеть трудности ребёнка, и, к сожалению, часто ошибаются в выборе правильного воспитательного подхода.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии — нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и окружающие относились к нему естественно, каков бы ни был у него дефект.

Очевидно, что семья, воспитывающая умственно отсталого ребенка находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это накладывает отпечаток на процесс его воспитания. Специфика отношений с таким ребенком может усугубить его недоразвитие. Недоучет индивидуальных особенностей общения такого ребенка с родителями может обострить противоречия между возможностями ребенка и требованиями общества.

Роль родителей детей с нарушением в развитии трудно переоценить и тогда, когда ребенок живет дома, и когда он в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, а иногда мешают ложные представления.

Как считают А. Р. Маллер, Г. В. Цикото (1988, максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий.К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей, применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста и интеллектуального развития.

Источник