Ребенок с отклонениями в развитии слепые

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

        Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

        Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

        Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

        Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений  и понятий.

        Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

        У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.

        Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л.С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, тог у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие.

        Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л.Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития. Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового , двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.

        Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

        Значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности в учебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в школу для слабовидящих.

Читайте также:  Развитие я концепции ребенка в младшем школьном возрасте

Литература

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.
  4. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
  5. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – М., 2004.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
  7. Ляпидевский С.С. Невропатология. – М., 2000г.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
  9. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.
  10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.
  11. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
  12.  Коррекционная педагогика в начальном образовании  /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.
  13.  Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
  14.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
  15.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под   ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
  16.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
  17.  Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
  18.  Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
  19.  Словарь логопеда  /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
  20. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001г.
  21. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.

        –  –

Источник

· Роль зрения в жизнедеятельности человека

· Понятие «дефект зрения»

· Структура «вторичных отклонений» в психическом развитии слепых и слабовидящих детей

· Особенности проявления закономерностей отклоняющегося развития в психическом развитии детей с дефектом зрения

В процессе филогенеза человек сформировался как «существо по преимуществу оптическое» [48, с.241]. Зрение является основным источником информации в сфере чувственного познания, благодаря тому, что оно представляет собой весьма «совершенную дистантную сенсорную способность» [14, с.226]. Оно дает человеку весьма широкого диапазона и тонко дифференцированные данные об окружающем мире. Зрение обеспечивает относительно адекватное восприятие предметов, явлений, ситуаций, соответствующее их объективным характеристикам. Это достигается тем, что глаз, как это точно отметил Сеченов В.М., различает 8 категорий признаков: форму, величину, цвет, удаление (расстояние до объекта), направление (расположение объекта относительно себя, других объектов, сторон света и пр.), телесность, покой, движение. К выше перечисленным признакам, выделяемым визуально, следует добавить еще один – освещенность (светлоту).

Зрительное восприятие – наиболее «опредмеченное» [48, с.215] объективированное восприятие. В форме, цвете и других зрительно воспринимаемых признаках отыскиваются качества, свойства, характеризующие предмет, т.е. совершается акт объективации, который состоит в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Вместе с тем, как отмечал Л.С.Рубинштейн, «зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания» [48, с.215]. Независимо от состояния удовольствия или неудовольствия субъекта через зрительные ощущения и восприятие реализуется связь его сознания с окружающим миром.

Зрение – неисчерпаемый источник эстетических переживаний. Это особенно характерно для цветового зрения; предметы, воспринимаемые в цвете, да и сам цвет в состоянии оказывать на человека сильное эмоциональное воздействие. Гете писал: «Люди в общем очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого пейзажа и цвет освещенных предметов делаются для нас хорошо видимыми» (цитата по книге: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002, с. 216). Совершенство формы и цвет могут «радовать глаз» человека.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка от 3 лет дома

Совершенно очевидно, что слепота и слабовидение обуславливают серьезные, в отдельных случаях невозместимые потери в области чувственного познания, а потому могут повлиять на развитие психики и ее проявления.

Вероятность влияния нарушенных зрительных функций на психическое развитие ребенка зависит от степени тяжести зрительного недостатка. Она особенно высока, в том случае, когда зрительное нарушение достигает уровня зрительного дефекта. В тифлопсихологии под зрительным дефектом понимается зрительный недостаток определенной степени тяжести, показателем которой в первую очередь является состояние остроты зрения и поля зрения, позволяющее отнести ребенка к категории слепых или слабовидящих.

Свое конкретное выражение зрительный дефект находит в нарушениях зрительных ощущений и особенностях зрительного восприятия, составляющих, по-Выготскому, первичный дефект. Причиной первичного дефекта является соматический дефект – патология зрительной анализаторной системы.

Следует помнить, что «всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением отдельных функций» [15, с.3]. Первичный дефект, проявляющий себя как тяжелое нарушение зрительных ощущений и восприятия, обуславливает вторичный дефект, выраженный в нарушении развития представления. Указанные выше дефекты могут обуславливать возникновение дефекта третьего порядка, представленного нарушениями в развитии памяти, мышления, речи. Перечисленные выше дефекты развития провоцируют появление дефекта четвертого порядка – нарушения в развитии личности.

Таким образом, сложная структура дефекта развития обуславливается взаимосвязью возникающих у ребенка негативных отклонений от нормы в психическом развитии. Между соматическим дефектом и другими аномалиями психофизического развития складываются сложные структурные функциональные связи: нарушения в психическом развитии могут составлять длинные цепи последовательно возникающих и взаимодействующих между собой физических и психических недостатков. В связи с этим данное психическое явление обозначается в современной специальной психологии термином «дефект развития» (ЕрмаковВ.П., Якунин Г.А., Сорокин В.М. и др.).

В возникновении нарушений развития из-за дефекта зрения проявляется ряд закономерностей, свойственных всем категориям детей с отклоняющимся развитием. Первая из них: «чем ближе вторичные отклонения в психическом развитии к первичному нарушению, тем массивнее их проявления, и тем сильнее они сказываются на различных видах деятельности ребенка» [15, с.3].

Первичный дефект при тяжелом нарушении зрения локализуется в чувственной сфере познания человеком окружающего мира, осуществляемого посредством ощущений и восприятия. Продуктами данных психических процессов являются образы материальных предметов и их частей, их физических внешних качеств, а также образы элементарных внешних связей между материальными предметами: функциональных, пространственных. Возникающие образы ощущения и восприятия откладываются в памяти как «образ-представление» [48, с.329], который также входит в сферу чувственного познания. Образы ощущений, восприятия и представления, а также перцептивная и мнемическая деятельности в процессе их развития испытывают влияние ограниченных возможностей зрительной анализаторной системы при слепоте и слабовидении.

Вторая закономерность отклоняющегося развития проявляется в том, что нарушения психического развития не только в их количественном, но и качественном выражении находятся в зависимости от «степени выраженности первичного нарушения» [15, с.4], т.е. от степени тяжести зрительного дефекта и времени его возникновения. Тем больше своеобразия в развитии, чем раньше произошло нарушение зрительных функций и чем оно тяжелее. С учетом такого влияния аномального фактора лица с дефектом зрения подразделяются на слепых и слабовидящих (в зависимости от состояния остроты зрения и поля зрения), слепорожденных и ослепших (в зависимости от времени утраты зрения). Слепорожденными считаются лица, потерявшие зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющие зрительных представлений. К ослепшим относятся лица, потерявшие зрение после трех лет. На современном этапе развития специальной психологии выделяется группа поздноослепших, временные показатели утраты зрения которой пока точно не обозначены. В настоящее время у подавляющего большинства слепых и слабовидящих (до 90%) дефект зрения является врожденным или рано приобретенным.

Вместе с тем, как указывает А.И.Зотов, Л.И.Солнцева, Ю.А.Кулагин и др., нарушения в развитии, обусловленные прямо, непосредственно, или опосредованно влиянием дефекта зрения, не устраняют общих закономерностей, свойственных нормальному психическому развитию. «…сохраняются все стадии психического развития, наблюдаемые в норме» [15,с.4], сменяющие друг друга с той же последовательностью; наличествуют те же самые сенситивные периоды в развитии определенных функций; в той же последовательности и на основании тех же закономерностей сменяются формы ведущей деятельности; темп и результаты процесса развития психики зависят от индивидуальных и личностных особенностей ребенка; психическое развитие ребенка с дефектом зрения, также как и нормально видящего, находится в зависимости от условий воспитания и обучения.

Читайте также:  Беседа с ребенок по развитие внимания

Особенности проявления этих закономерностей в процессе отклоняющегося развития заключаются в следующем: изменяются временные границы стадий психического развития; сдвигаются сроки наступления и окончания сенситивных периодов; возникают специфические трудности в овладении соответствующей возрасту ведущей деятельностью; индивидуальные особенности в состоянии оказывать положительное или отрицательное влияние на реализацию процессов компенсации и коррекции; развитие личности ребенка с дефектом зрения имеет свои особенности; воспитание и обучение, и в первую очередь, их коррекционно-развивающая направленность, в большей степени, чем для нормально видящих детей, определяют психическое развитие слепого или слабовидящего ребенка.

Отклонения в развитии ребенка не могут оцениваться только, как отрицательные. В противном случае была бы невозможна компенсация зрительного дефекта, понимаемая в тифлопсихологии как «универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушение или утрату определенных функций» [41, с.39]. Зрительный дефект благодаря возможности его компенсации, по мнению Солнцевой Л.И., «еще не предрешает тяжести аномального развития», дефект развития не является «фатальным» в данном случае [54, с.10]. А.Г.Литвак отмечает, что даже «у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы» [41, с.19]. Однако процесс достижения таких результатов, по заключению А.Г.Литвака, будет не только растянут во времени, но в ряде случаев специфичен.

Специфические особенности психического развития слепых и слабовидящих детей проявляются в следующем: «во-первых, ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление, оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия и пр.) зависят также от характера патологии; во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от нарушений в области восприятия и представлений), и, в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждение, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т.д.) [41,с.18].

Вопросы и задания к самопроверке

1. Объясните значение следующих ключевых терминов: чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, мышление, память, зрительный дефект, развитие, нормальное развитие, аномальное (отклоняющееся) развитие, дефект развития, первичный дефект, вторичный дефект, дефект развития третьего порядка, дефект развития четвертого порядка, закономерности развития.

2. Почему С.Л.Рубинштейн называл человека оптическим существом?

3. В каких случаях при патологических изменениях зрительного анализатора говорят о наличии зрительного дефекта?

4. Объясните содержание понятий «дефект развития».

5. Докажите, что при слепоте или слабовидении ребенка дефект его развития имеет сложную структуру. Что является причиной первичного дефекта и каковы особенности его проявления у слепых и слабовидящих детей? Объясните взаимосвязь между первичным и вторичным дефектом, вторичным дефектом и нарушениями в развитии третьего, четвертого порядков.

6. Согласны ли вы с заключением авторов учебного пособия «Основы специальной психологии», что взаимодействие компонентов в сложной структуре дефекта развития идет как «снизу вверх, так и сверху вниз» [53, с.34].

7. Можно ли говорить о том, что между психическим развитием нормально видящих и детей с дефектом зрения нет ничего общего? Если есть общие закономерности, то объясните, как они проявляются?

8. Объясните, как закономерности отклоняющегося развития проявляются в развитии детей с дефектом зрения?

9. В чем, по мнению А.Г.Литвака, состоит специфическое в развитии слепых и слабовидящих детей?

10. Почему современная тифлопсихология не считает, что дефект развития является неизбежным для детей с нарушением зрения?

Литература для аннотирования и конспектирования

1. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петроа В.Г. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. – 1983. – №6. с.3-6.

2. Общие закономерности отклоняющегося развития // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002. С. 37-43.

Источник