Ребенок с особенностями развития в обычном детском саду
Данная статья является только моим размышлением и не претендует на истину в последней инстанции. Я исхожу из особенностей своего ребёнка и не могу говорить от имени родителей других детей.
Моя дочь имеет категорию ребёнок-инвалид, официальные диагнозы у неё – аутизм, умственная отсталость легкой степени и СДВГ. Специалисты, которые с ней работают (логопеды, дефектологи, нейропсихологи) больше склоняются не к аутизму, а к сенсомоторной алалии, на которую накладываются аутичные черты. Так, например, ей присущи ритуальность действий, пищевая избирательность, боязнь громких звуков и т.п., более подробно о нас я писала здесь и здесь. В этой статье конкретный диагноз не так важен, хочу обсудить с вами инклюзию в детских садах.
В ситуации, когда в самую обычную группу обычного детского сада приходит ребёнок с подобным диагнозом для того, чтобы его пребывание там оказалось успешным необходимо, чтобы сошлось очень много моментов.
Во-первых, и на мой взгляд это самый важный момент – воспитатели. Они должны быть как минимум морально готовы к тому, что в детский коллектив вольется ребёнок с особенностями. Когда они выбирали эту профессию и проходили обучение, скорее всего они планировали работать с самыми обычными детьми, помогать им осваивать мир, делать их пребывание в саду приятным и полезным. Если человек планирует связать свою будущую профессию с детьми, к которым требует другой подход, они обычно выбирают другие специальности или идут работать в коррекционные группы и детские сады (возможно, коррекционные детские сады неправильное выражение, но надеюсь, суть понятна). Так вот, воспитатель может бояться такого ребёнка просто потому, что они друг друга не понимают. Это не говорит о том, что кто-то из них плохой, вовсе нет, просто воспитателя не готовили к тому, чтобы работать с ребёнком, имеющим нарушения восприятия, внимания, мышления и т.п. Есть нюанс, если воспитатель хотя бы морально готов к этому и родители могут подсказать как общаться с их ребёнком, всё очень даже может сложиться. Здесь главное постараться наладить доброжелательное общение как воспитателю, так и родителям, ведь именно они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ребёнку в саду было комфортно, чтобы его понимали и принимали там. Ждать от воспитателя, что он примет ребёнка с распростертыми объятиями не стоит, но если родители хотят отдать ребёнка в обычный сад, то можно попробовать найти воспитателя, который не примет вашего ребёнка как тяжкую повинность и не зная, как с ним общаться будет копить негатив. В самом раннем возрасте, особенно если у ребёнка не очень серьезные нарушения и он не боится общества до потери пульса пребывание в группе с детьми, которые успешно развиваются согласно своему возрасту бывает очень полезно. Часто у таких детей наблюдается хороший прогресс в развитии речи и потому понять, почему родители хотят, чтобы их особенок ходил в обычный сад вполне понятно.
Во-вторых, важным моментом является количество детей в группе. Представьте, в группе 35 человек и один из них требует постоянного внимания и контроля. Это действительно трудно для воспитателя и еще более волнительно, потому что он несет ответственность за всех детей и если все слушают сказку, а один все время норовит куда-то залезть или выйти в другую комнату или плачет, пытаясь объяснить, чего он хочет, то разорваться ему крайне сложно. Зачастую бывает так, что вся группа делает аппликацию, а особенок не понимает, что делают другие и воспитатель не может заниматься с ним, оставив остальных, он просто сидит один. Опять-таки, историй о том, что такого ребёнка воспитатели закрывали одного в комнате, чтобы он не мешал, о том, как били и т.д. тоже периодически всплывают. Но все-таки в большинстве своем мы хорошие люди и всегда хочется исходить именно из этого. Поэтому, опять-таки, родителям и сотрудникам детского сада надо искать варианты взаимодействия. Бывает, что ребёнка приводят на несколько часов, когда дети играют или гуляют, бывает, что ребёнок приходит с тьютором, который помогает ему влиться в группу, общаться с детьми и тем самым помогает воспитателю уделять внимание всем детям. Часто бывает, что тьютором выступает мама. Не все детские сады сегодня готовы работать по программе инклюзии, но успешные примеры есть. Двигателем таких успехов чаще всего бывают родители, которые добиваются такой возможности для своего ребёнка, которые помогают воспитателям общаться с новым воспитанником, которые часто бросают свою работу и обучаются на тьютора. Бывает, что воспитатель находит общий язык с ребёнком, не боится принять его в группу и очень помогает с общением. Я просто хочу, чтобы прежде чем говорить о том, что инклюзия – это плохо или хорошо мы пытались оценить каждый случай и не обвиняли заочно воспитателей в жестокости или родителей в глупости, а шли навстречу друг другу. Если у вас не получилось с одним воспитателем, не факт, что это плохой воспитатель, человек тоже должен быть готов принять такого ребенка. Родители тоже не сразу принимают диагноз своего ребёнка, им требует время на осознание, с воспитателями та же история.
В-третьих, другие дети и их родители. Образ ребенка, который имеет особенности развития на сегодняшний день очень размыт. Если человек не сталкивался с такими детьми в своей жизни, то он может иметь абсолютно любые представления о них. Очень часто родители просто бояться того, что их ребёнок пострадает от действий ребёнка-инвалида. Я могу понять их опасения, мы всегда боимся того, чего не понимаем, а ещё больше боимся за жизнь и здоровье своих детей. Поэтому, здесь могут возникнуть конфликты. На мой взгляд, в такой ситуации надо как минимум на родительском собрании воспитателю или самому родителю рассказать о своем ребёнке, сказать какой у него диагноз, какие особенности, как с ним можно общаться детям. Далеко не у всех особят присутствует агрессивное поведение и если родители будут знать о том, какой ребёнок будет теперь посещать детский сад вместе с их детьми, то большинство из них отнесется к этому спокойнее, чем если бы их просто поставили перед фактом, что теперь в их группе будет, скажем, аутист. Конечно, это не означает, что все родители примут появление особенка, но если дети из сада будут приходить и не будут жаловаться, что новенький или новенькая их били, то процесс адаптации всех другу другу пройдет легче. Если агрессивное поведение все-таки присутствует, то, конечно, надо сначала с этим справиться или подумать о том, чтобы выбрать специальный садик, где ребёнку уделят больше внимания, где знают как себя с ним вести и как справиться с агрессией или самоагрессией. В процессе подготовки к детскому саду, родителям особёнка придется приложить усилия и перед тем как отправить ребёнка в обычную группу научить его тому, как нужно себя вести. На помощь в этом случае могут прийти психологи или АВА-тераписты, если есть братья и сестры, то научить взаимодействию, конечно будет проще. Таким образом, если постараться, если не принимать другого сразу в штыки, то можно с успехом наладить пребывание особенка в обычной группе. Возможно, то что я сейчас описала это идиллия. Бывает отрицательный опыт как у родителей особят, так и родителей детей, в чью обычную группу попал ребенок, например, с агрессивным поведением. Бывает и так, что агрессией страдает ребёнок, вполне здоровый с точки зрения психики, но растущий в плохих условиях, например, в семье, где родители страдают алкоголизмом. Мир очень разнообразен, предугадать все возможные ситуации мы не можем, но если мне очень хочется, чтобы мы шли друг к другу навстречу, чтобы ответственно относились к вопросу адаптации ребёнка в детском саду, чтобы не рубили с плеча.
Что касается Алисы, то мы ходим в обычный детский сад, но в группу «Особый ребёнок». В саду она находится 3 часа, у них в группе 10 детей, все с диагнозами. В саду бывает устраивают общие праздники и наших детей стараются вовлечь в общее веселье, за это им большое спасибо. Таким образом, несмотря на то, что группа как бы отдельная, но наши особята видят, как играют, как взаимодействуют другие дети и не находятся в полной изоляции. Нам очень повезло со специалистами, которые работают с нашими детьми, хотя привыкание к детскому саду Алисе нелегко далось (об этом я писала здесь). У нас впереди последний год пребывания в детском саду, дальше школа, это тоже очень волнительный и ответственный шаг – выбрать школу и я только погружаюсь в этот вопрос и очень надеюсь, что с ним нам также повезет, как и с садом. Имея положительный опыт пребывания в детском саду моего ребёнка мне хочется верить, что это не единичный случай и в большинстве своем всем повезет!
Источник
Иногда мне поступают такие вопросы в комментариях, поэтому я вижу смысл осветить эту тему более полно. Оговорюсь сразу, что нижеизложенное это моё личное мнение и речь идёт прежде всего о моём ребёнке и детях с аналогичным поведением.
Когда в полтора года стало понятно, что у Лёвы сенсомоторная алалия, тема с обычным садом лично для нас была закрыта навсегда. Да, у нас инклюзия и по желанию можно водить хоть куда, что с одной стороны прекрасно, а с другой я считаю, что надо трезво оценивать возможности ребёнка. На возраст 2-3 лет сын для обычного сада точно был неприспособлен по ряду причин.
Вывод был сделан на базе того, что в развивающем центре, куда мы ходили к психологу, меня уговорили отдать сына на подготовку к детскому саду – посмотреть как он будет без меня оставаться, соблюдать разные садиковские моменты и т.д. Оставался он замечательно, так как такие вещи, как алалия с сенсорным компонентом и аутизм, часто оборачиваются расстройством привязанности – ребёнок вообще долгое время не замечает есть мама или её след давно простыл. То есть, истерик от моего отсутствия у Лёвы не было. На этом “бонусы” заканчивались и начиналось шапито. Судите сами:
У сына долго совсем не было подражания
Я вот часто слышала доводы типа: “Отдай в садик – ему нужно общество. Вот насмотрится на других детей и речь пойдёт, и поведение улучшится”. Но дело вот как раз в том, что все эти советы работают исключительно с детьми, у которых развито подражание. Если подражания нет, то ждать того, что ребёнок чему-то научится в саду, мягко говоря, наивно. Он там просто проведёт время, но очень вряд ли что-то почерпнёт.
Так было и у нас. Учиться, – совместному приёму пищи, групповой деятельности (игра, занятия), усваивать модели поведения и т.д., – Лёва не хотел. Вернее, не мог. Соответственно, надежды, что он насмотрится на других и всё как-то само наладится, пошли прахом.
Кстати, многие родители особых детей переживают, что ребёнок наберется всяких негативных поведенческих моментов от других детей, если его повести в спецсад по профилю (логопедия, ЗПР) и именно поэтому водят его в общеобразовательное дошкольное учреждение – мол, норма хороший пример. Но дело в том, что в отсутствие подражания у ребёнка такие страхи не обоснованы. Пока подражание не появилось, малыш не цепляет от других вообще ничего – ни хорошего, ни плохого. На этом этапе работает только целенаправленное обучение.
Отсутствие навыков самообслуживания
По состоянию на 2-2,5 года ребёнок у меня умел только более-менее самостоятельно есть ложкой. Пусть проливая всё вокруг, но он умел.
А вот с горшком дело обстояло плохо. Во-первых, Лёва не замечал мокрые у него штаны или нет – просто делал свои дела и бежал. Во-вторых, так как не было подражания, отдать в сад и ждать, что там наколдуют эти умения, тоже не приходилось. Подгузники какие-то сады разрешают, а какие-то нет. Соответственно получалась ситуация, что было бы непонятно, сколько он там проходит мокрый если что, прежде чем воспитатели заметят “аварию”, что чревато заболеваниями мочеполовой системы, простудами и раздражением кожи.
Ограниченное понимание речи
Чтобы вы лучше понимали весь кошмар ситуации: в 2 года понимание речи ограничивалось несколькими словами и именем. На 2,6 понимание речи было в районе 15-20% уже лучше, но всё равно очень многое приходилось сопровождать жестами. Только к 3 годам с почти ежедневными занятиями мне удалось толкнуть понимание речи у сына примерно на уровень 50/50.
Самое плохое в отсутствии понимания речи у таких маленьких детей так это то, что их внимание по отношению к говорящему тоже очень плохое. Если иностранцы не понимают нашу речь, но они пытаются как-то вслушаться, изъясниться на пальцах и т.д., то такие дети слушают очень мало, очень неустойчиво и невнимательно, частенько попутно закатывая истерики от неспособности нормально договориться с другими людьми.
Вот как с таким ребёнком должен общаться воспитатель? Нет, конечно можно отстраниться и рассказывать, что это его работа и он педагог, но дело в том, что это может и сработало бы, будь педагог один на один с таким ребёнком. Или если хотя бы в группе было всего 3-4 человека. Но в обычной садиковской группе на 30, а то и 40 детей, воспитатель физически не в состоянии полноценно уделять внимание одному ребёнку с особенностями развития. Дети тоже не особо стремятся общаться с таким малышом, так как не видят от него реакции и обратной связи. Соответственно, 99% времени ребёнок вроде проводит среди людей и речи, но фактически находится один и усваиваемой речевой среды у него нет.
Я уже молчу о потенциальной опасности такой ситуации. Пока понимание не будет достаточным, такому ребёнку не объяснить, что это не ваша прихоть стоять под навесом – вы там находитесь потому, что идёт дождь. Не донести, что не надо лезть в розетку – это опасно. Не внушить, что нельзя убегать – потеряешься и т.д. Он не реагирует на замечания и всё равно прёт что-либо этакое вытворять, как танк. В результате либо воспитатель должен почти всё время таскать его на руках, чтобы ничего не случилось (вот у нас как раз такая ситуация была на группе подготовки к детскому саду), либо шарахаться туда-сюда – от особого ребёнка к другим малышам. А это чревато недосмотром с потенциально печальными последствиями.
фото с прошлого Нового Года из нашего логопедического сада 🙂
Я намеренно не стала писать о том, что конечно воспитатели не в восторге от наличия таких детей в группе. Почему? Потому, что тут дело не в удобстве, пожеланиях и обязанностях воспитателей. Дело в том, что пребывание особого ребёнка с такими нюансами развития, как у моего сына, в обычном саду в первую очередь для самого ребёнка в лучшем случае бесполезно. Оно оправдано только, когда семья остро нуждается в деньгах или находится в других безвыходных ситуациях. А так для развития ребёнка куда выгоднее сад по коррекционному профилю или посиделки дома с мамой и занятиями.
Справедливости ради хочу отметить, что знаю случаи, когда обычный сад действительно пошёл на пользу детям с нарушениями развития. Но там так или иначе со стороны ребёнка не было столько сложностей, как у моего сына – дети уже что-то говорили, более-менее понимали речь и как-то участвовали в жизни сада, а не существовали где-то на её фоне. В таких случаях безусловно есть смысл надеяться на прогресс и на базе обычных садов. Если же у вас ситуация, похожая на нашу, рекомендую по возможности не мучить ребёнка, таская его в обычный сад, а плотно заниматься его нарушениями. Такой подход позволит ускорить развитие и быстрее довести малыша до нормы.
Спасибо всем, кто дочитал!
Не забывайте подписываться и ставить лайк – так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Достаточно ли ваш ребёнок понимает речь? Всё об уровнях понимания речи
Задержка психического развития (ЗПР) – что это такое простыми словами
“Особый ребёнок никогда не будет нормальным” или “Раз вылечили, значит несерьёзно” – рассказываю, почему оба утверждения чушь
Источник
На чтение 12 мин. Просмотров 3.9k. Опубликовано 10.06.2019 Обновлено 15.05.2020
Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. При обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается специальная программа развития, учитывающая индивидуальные особенности крохи. Итак, читаем статью: дети с ОВЗ в детском саду.
Дети с ОВЗ это..
Под здоровьем подразумевают полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Важно! На сегодняшний день до 80% малышей появляются на свет незрелыми. А в период обучения отстают от программы по причине плохого состояния здоровья.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это кроха, имеющий психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.
Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного развития и воспитания.
Дети с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида
Детские учреждения дошкольного образования в России делятся на два вида:
- Комбинированный. В группы садика зачисляют здоровых детей и малышей с небольшими отклонениями в легкой форме. Наполнение групп происходит в стандартном порядке, ко всем маленьким посетителям применяют одинаковые требования. Но при этом для крох с особенностями здоровья разрабатывают индивидуальные программы, минимально отличающиеся от программ общего развития.
- Компенсирующий. Такие детские сады посещают малыши со значительными отклонениями в физическом или психическом здоровье. Их обучение направлено не только на познавательную деятельность, но и на максимальное устранение дефектов здоровья и социальную адаптацию.
Каждый детский сад для малышей с ОВЗ проходит ежегодную аттестацию.
В отличие от обычного садика, в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, называемыми ДОУ (дошкольные общеобразовательные учреждения) занятия проводятся в соответствии с уровнем здоровья каждого крохи.
В группе детского сада для детей с ОВЗ обычно обучается не более 10-15 человек, при тяжелых формах отклонений у малышей – до 5 человек.
Кто входит в группу детей с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционную группу детского сада могут посещать дети, имеющие следующие дефекты развития:
- задержка психического развития в легкой степени;
- зрительные, слуховые или речевые отклонения;
- педагогическая запущенность;
- аллергические проявления в тяжелой форме;
- нарушения двигательной активности в легкой форме;
- длительность и частота различных общих заболеваний;
- негативные психические проявления.
Решение о зачислении в ту или иную группу детского сада для малышей с ограниченными возможностями здоровья принимают медицинские сотрудники и территориальная психолого-медико- педагогическая комиссия (ПМПК), выдающая заключение об общем состоянии здоровья и рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка.
Если отклонения незначительные, возможно посещение комбинированных групп. При серьезных нарушениях здоровья у малыша обучение будет проходить в специализированном образовательном учреждении, где создаются оптимально благоприятные условия для получения необходимых знаний.
Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС
ФГОС – это набор единых стандартов, принятых на государственном уровне и регулирующих образовательные процессы.
При работе с детьми с особенностями развития в дошкольных учреждениях применяются следующие принципы:
- Поддержание стремления и желания получать знания.
- Использование индивидуального подхода к обучению.
- Поддержка социального взаимодействия среди малышей.
- Сохранение индивидуального подхода при совместных занятиях.
- Всестороннее развитие в максимально возможном объеме.
- Отслеживание динамики развития малыша.
- Взаимодействие с семьями воспитанников на всех этапах обучения.
Индивидуальные программы по обучению детей с ОВЗ включают:
- трудовую дисциплину;
- восприятие мира и понимание личности крохи в этом мире;
- оздоровительное воспитание;
- ознакомление с правилами личной гигиены;
- воспитание любви к спорту;
- знакомство детей с правами человека;
- духовное развитие и выявление творческих способностей;
- развитие способностей детей к самоанализу;
- формирование интереса к познанию и изучению;
- обучение навыкам самообслуживания и самостоятельности;
- развитие любознательности;
- корректировка речевых нарушений детей.
Адаптационный период в детском саду
Адаптационный период в детском саду даже для здоровых детей часто проходит с негативными проявлениями. Образовательное учреждение для малышей с особенностями развития и вовсе кажется совершенно новым, незнакомым и пугающим миром. Поэтому очень важно, чтобы отношения в нем были дружелюбными, способствующими максимальному раскрепощению и развитию детей.
Обычно на преодоление адаптационного периода необходимо около 2 месяцев, после чего на смену приходит начало применения реабилитационной программы.
Важно! В соответствии с ФГОС, специализированные детские сады и их сотрудники могут самостоятельно разрабатывать и внедрять программы по обучению малышей с ОВЗ.
Особенности комплексного сопровождения детей с ОВЗ
Для успешного обучения малыша с ограниченными возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов:
- воспитателей;
- логопедов;
- дефектологов;
- терапевтов;
- психологов;
- массажистов и др.
Положительными сторонами комплексного подхода в обучении детей с ОВЗ являются:
- единство образовательных, коррекционных и воспитательных задач;
- воспитание самостоятельности малышей, повышение познавательной активности с опорой на личный опыт детей;
- выявление и использование в максимальной степени резервов психического развития каждого ребенка;
- разнообразие методов и дидактического материала в работе различных специалистов;
- последовательность в обучении и систематичность в закреплении новых навыков и умений;
- достижение успеха на каждом занятии как способ стимуляции обучения.
Немаловажную роль играет помощь родителей в обучении своих детей, имеющих особенности здоровья. Педагоги детского сада должны проводить постоянную работу с мамами и папами воспитанников в виде семинаров, консультаций и бесед, направленных на ознакомление со способами развития крох в домашних условиях, в свободное время.
Специфика работы с детьми с нарушениями зрения: видео
Работа с родителями детей с ОВЗ
Родители детей с ОВЗ могут испытывать следующие психологические трудности при воспитании:
- нарушение взаимоотношений в семье;
- неприятие личности малыша;
- страх ответственности за ребенка с отклонениями;
- неправильные формы общения с чадом;
- отказ от признания проблемы со здоровьем у крохи;
- ограничение круга общения семьи.
Воспитатели, в ходе взаимодействия с родителями, должны выявить данные проблемы и направить все усилия для их разрешения.
Помните! Каждому малышу с ограниченными возможностями здоровья родители должны стать еще и экспертами и главными педагогами.
Воспитатели детского сада проводят разнообразные консультации с мамами и папами детей, задачами таких бесед являются:
- оказание профессиональной помощи крохам в домашних условиях в вопросах воспитания и образования;
- предотвращение возникновения вторичных нарушений развития;
- совместное определение методов обучения каждого ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями;
- определение интервалов труда и отдыха, для исключения переутомлений, в детском учреждении и дома;
- подготовка и вовлечение родителей в образовательный процесс для наиболее успешной реализации коррекционной программы.
Для установления контакта воспитателей с близкими людьми малышей проводятся беседы, анкетирование, опросы, родительские собрания, дни открытых дверей, детские праздники и развлечения с участием родственников, родительские часы, открытые занятия, оформляются стенды с информацией и тематические выставки с детскими работами. Наиболее эффективными являются индивидуальные консультации.
Участие родителей в образовательной деятельности ребенка стимулирует и вдохновляет близких, помогает осваивать новые методы общения в семье, приводит в соответствие возможности малыша и требования родителей к нему, при этом формируется активная позиция и адекватная самооценка крохи.
Формирование правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный на занятиях материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в обучающем процессе.
Обучение детей с ОВЗ в детском саду
К основным направлениям коррекционной работы с детьми с ОВЗ относятся:
- Развитие физического здоровья. Специалист по лечебной или физической культуре (ЛФК) разрабатывает для каждого ребенка индивидуальную программу занятий и упражнений, направленных на устранение или поправление имеющихся дефектов.
Физкультура оказывает всестороннее благоприятное воздействие:
- вырабатывает силу воли;
- помогает детям принимать самостоятельные решения;
- воспитывает активную позицию в жизни;
- делает ребенка сильнее и выносливее во всех отношениях;
- учит выходить из сложных ситуаций самостоятельно.
- Социально-коммуникативное воспитание. Детям с особенностями развития очень важно научиться элементарным бытовым вещам и самообслуживанию для дальнейшей успешной социализации.
- Познавательное развитие. Для обучения ребенка исследованию окружающего мира применяют различные методы и приемы, подходящие конкретному малышу с определенным психическим и физическим здоровьем.
- Художественно-эстетическое воспитание. Малыши с ОВЗ очень восприимчивы к искусству, музыке и всему красивому. Для развития навыков общения с товарищами и взрослыми, мелкой моторики и работы с различными материалами с детьми проводят занятия по лепке, конструированию, рисованию, музыке и т.д.
Читайте также статьи:
- «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
- «Нужно ли делать прививки ребенку«
- «Как укрепить иммунитет ребенку»
Сотрудники детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья
Сотрудниками детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья являются воспитатели высшей категории, прошедшие специальное обучение и ознакомленные с методами работы с такими малышами и способами корректировки нарушений в их развитии.
Перед составлением индивидуального плана обучения ребенка проводятся беседы, как с малышом, так и с его родителями, тщательно изучают медицинскую карту малыша, обследуют психическое и физическое состояние крохи.
Обучение в детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья является полностью бесплатным.
Социализация детей с ОВЗ в детском саду
Социализация любого ребенка возможна только при общении с другими людьми.
Дети с ОВЗ в детском саду. Одной из главных задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья для педагогов является вовлечение малышей в коллектив.
В ходе общения со сверстниками и взрослыми у ребенка формируются:
- характер, развиваются личностные качества;
- новые необходимые умения и знания, нормы этики и морали;
- духовные ценности;
- речевые навыки;
- любовь к учебе и знаниям, к труду;
- образцы поведения в обществе;
- собственные взгляды и убеждения.
У малышей с ОВЗ возможны различные проблемы с привыканием к новому стилю общения в садике, требованиям, режиму дня, социальным контактам. В ходе адаптации у детей могут проявляться неадекватные поведенческие реакции, понижение самооценки, усиление тревожности по причине неуверенности в себе и собственных силах, а также отсутствия самостоятельности.
Но при совместных усилиях педагогов и родителей постепенно достигается успешная адаптация малышей.
Дети с ОВЗ в детском саду. Включение детей в общение в раннем возрасте доступно в различных видах деятельности:
- трудовой;
- игровой;
- музыкальной;
- познавательной;
- художественной;
- исследовательской.
Для развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья малышей активно вовлекают в массовые мероприятия, развлечения и праздники, театрализованную деятельность, спортивные соревнования, которые проводятся в образовательном учреждении.
Успешная социализация также невозможна без включения в совместное взаимодействие родителей крох.
На сегодня во многих детских садах применяют принципы инклюзивного образования, когда дети с ОВЗ совместно пребывают на одной территории и занимаются одним видом деятельности со здоровыми детьми.
Это исключает дискриминацию «особенных» малышей и обеспечивает равное отношение ко всем крохам, при этом одновременно создаются все условия для воспитанников с индивидуальными потребностями в области образования.
Основные принципы инклюзивного обучения
Дети с ОВЗ в детском саду. К принципам инклюзивного обучения относятся:
- Каждый человек способен мыслить и чувствовать.
- Человеческая ценность не имеет зависимости от его достижений.
- Люди не могут обходиться друг без друга.
- Каждый человек имеет право на общение.
- Образование может быть получено только в ходе взаимоотношений.
- Разнообразие улучшает жизнь всесторонне.
- Для обучающихся прогресс заключается в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.
- Каждому человеку необходимо чувствовать поддержку близких людей.
Важно! Основной психологической причиной проблем с социализацией малышей с ОВЗ является отношение к собственной патологии, считает себя ребенок «нормальным» или «неполноценным».
Введение данных принципов инклюзивного образования позволяет здоровым детям в детском саду общаться и играть с малышами с ОВЗ с пониманием.
Инклюзия в ДОУ: видео
Питание детей с ОВЗ в детском саду
Правильное питание является обязательным условием для поддержания здоровья и отличного самочувствия детей, повышения устойчивости к заболеваниям инфекционного характера и другим отрицательным факторам, а также обеспечения высокой работоспособности и нормального усвоения новых знаний.
В детском саду всем малышам обеспечивают ежедневное сбалансированное четырехразовое питание, что составляет около 90% рациона в сутки.
Питание выдается в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным с учетом физиологических потребностей детей дошкольного возраста. Оно должно включать все группы продуктов, а также исключать частое повторение одних и тех же блюд и обеспечивать поступление в организм необходимых пищевых веществ и энергии.
Нормы потребностей детей в энергии и полезных веществах (таблица)
Вещество (на сутки) | 7месяцев – 1 год | от 1 года до 2 лет | от 2 до 3 лет | с 3 лет до 7 лет |
белок, в граммах | – | 36 | 42 | 54 |
углеводы, в граммах | 13 | 174 | 203 | 261 |
жиры, в граммах | 5,5 | 40 | 47 | 60 |
энергия, в ккал | 110 | 1200 | 1400 | 1800 |
Для приготовления блюд в детском саду используются только щадящие методы:
- запекание;
- варка;
- пассерование;
- приготовление на пару;
- тушение.
Жарка при готовке в образовательных учреждениях для детей не применяется.
В регулярное меню в образовательном учреждении обязательно включены свежие фрукты, разнообразные овощи, натуральные соки и кисломолочные продукты.
Из ежедневного рациона исключают продукты, способные привести к раздражению слизистой оболочки пищеварительных органов, блюда, способные вызвать ухудшение самочувствия детей при различных хронических заболеваниях.
Также меню составляется с учетом индивидуальных особенностей малышей. Если у ребенка аллергия на определенный продукт или блюдо, его полностью исключают из рациона конкретного крохи.
В первые 3 года жизни ребенок получает 60-70% всех знаний об окружающем их мире! Поэтому очень важно для малыша своевременно получить необходимые знания и умения. Для воспитания и развития малышей с ОВЗ педагогам необходима специальная подготовка, образование и огромное желание помогать таким малышам. При совместных усилиях специалистов и родителей дети с ограниченными возможностями здоровья добиваются отличных результатов в обучении.
Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.
Источник