Ребенок с нормальным развитием

Наблюдение за развитием ребенка – это не только регулярный контроль его роста и веса. Есть множество других аспектов развития, которые требуют пристального внимания родителей.
Этапы развития ребенка и признаки задержек в развитии
Наблюдение за развитием ребенка – это не только регулярный контроль его роста и веса. Есть множество других этапов развития, которые требуют внимания.
Педиатр Мишель Бейли, медицинский директор Duke Health Center в Саутпойнте, говорит, что вы можете обнаружить признаки моторных и языковых навыков в самые первые месяцы жизни вашего малыша.
«Младенцы начинают издавать звуки уже в первый месяц жизни», – говорит Бейли. – «В 3 месяца они уже должны уметь держать головку, лежа на животике. К 4 месяцам они лопочут в ответ на вашу речь и визжат от смеха».
По словам Бейли, родителям полезно наблюдать за этими ранними этапами развития, наряду с более очевидными первыми достижениями ребенка, такими, как умение ходить и говорить. Но будьте осторожны, сравнивая вашего ребенка с ровесниками или старшими братьями и сестрами. «Помните, что каждый ребенок – уникален», – советует Бейли. – «Все дети развиваются по-разному. Например, некоторые начинают ходить довольно рано – в 9 месяцев, а другие довольно поздно – в 14».
Определение задержек развития
Итак, каково различие между ребенком, который делает все немного медленнее, чем следует в его возрасте и тем, у кого истинная задержка в развитии? По мнению Марата Зельтсмана, Детский Госпиталь Joe DiMaggio, задержка в развитии – это когда ребенок заметно отстает от норм, принятых в данном возрасте. Даже притом, что у каждого младенца есть свой собственный темп развития, «в определенном возрасте каждый ребенок должен справиться с определенными задачами». Эти задачи разделены на 5 главных категорий:
- Крупная моторика, например, ползание и ходьба
- Мелкая моторика, например, складывание кубиков и раскрашивание
- Языковые навыки, включая речь и понимание
- Интеллектуальные навыки
- Социальные навыки
Вашему вниманию предлагается примерный график этапов развития в вышеупомянутых областях, составленный с использованием данных Центра Контроля Заболеваний и Американской Академии Педиатрии. Помните, ребенок может отклониться от этого графика и все же иметь развитие в пределах нормы, но лучше обсудить все, что вас беспокоит, с вашим педиатром.
График этапов развития ребенка
2 месяца: Малыш улыбается, когда слышит ваш голос
3 месяца: Поднимает головку и грудь, лежа на животике. Хватает предметы. Улыбается другим людям
4 месяца: Лопочет, смеется и пытается имитировать звуки
6 месяцев: Переворачивается со спины на животик и с животика на спину. Перекладывает предметы из одной руки в другую
7 месяцев: Откликается на свое имя. Находит несложно спрятанные предметы
9 месяцев: Сидит без поддержки. Ползает
12 месяцев: Ходит с поддержкой или без нее. Произносит, по крайней мере, одно слово. Любит подражать людям
18 месяцев: Самостоятельно ходит. Пьет из чашки. Знает не менее 15 слов
2 года: Бегает. Строит предложения, состоящие из двух слов. Выполняет простые указания. В игре воображает себя каким-то персонажем «понарошку»
3 года: Хорошо карабкается. Строит многословные предложения. Классифицирует предметы по цвету и форме
4 года: Дружит и общается с людьми вне своей семьи. Рисует круги и квадраты. Может ездить на трехколесном велосипеде
5 лет: Может назвать свое имя и адрес. Прыгает, подпрыгивает и скачет на одной ноге. Одевается самостоятельно. Умеет считать до 10 или больше
Если вам кажется, что ребенок отстает в развитии
Если Ваш ребенок не соответствует данному графику, не стоит паниковать. «Чаще всего это незначительные проблемы», – говорит Бейли. «Иногда родители просто не дают детям возможности развиваться, сами того не осознавая. Например, если ребенок не может самостоятельно сидеть, причиной этому может быть то, что родители его все время поддерживают, вместо того, чтобы дать ему возможность самому играть на полу».
Другой распространенной причиной проблемы являются преждевременные роды. «Недоношенные дети обычно имеют менее развитые и слабые мышцы», – говорит Бейли, и это может вызвать задержку в развитии моторики, которая обычно проходит со временем.
Когда дети отстают в речевом развитии и понимании речи, рассказывает Зельтсмен, скорее всего, это происходит из-за потери слуха, возникшей из-за частых ушных инфекций. Менее распространенная причина – это аутизм, особенно если ребенок имеет проблемы в общении. Дети, в семьях которых говорят более, чем на одном языке, также могут иметь задержки речевого развития, но обычно они догоняют сверстников к двум годам.
Другие причины существенных отклонений в развитии – это генетические нарушения, например, синдром Дауна, а также отклонения в развитии, такие как церебральный паралич или задержка умственного развития. В некоторых случаях, причина отклонений так и остается неизвестной.
Ранняя диагностика и развивающая терапия – это ключ к проблеме
В США у 2 % детей есть серьезная задержка в умственном развитии, и у множества других наблюдаются умеренные задержки в развитии речи и моторики. И все же меньше чем у половины детей эти нарушения выявлены лишь перед началом учебы в школе.
Это должно измениться, говорит Мэршелин Иерджин-Оллсопп, медицинский директор Национального Центра Исследования врожденных дефектов и отклонений в развитии. Проведенные исследования сообщают, что дети, у которых рано диагностировали задержки в развитии и стали проводить с ними развивающую терапию, добиваются большего успеха в преодолении болезни, чем те, у кого их обнаружили слишком поздно.
Какие есть виды развивающей терапии?
- Физическая терапия для развития крупной моторики
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Исследование слуха и терапия по развитию речи
- Специальные дошкольные программы для детей с аутизмом
«Ранняя развивающая терапия не только помогает ребенку научиться выполнять различные необходимые действия, а также улучшает и отношения между родителем и ребенком, и понимание родителями сложившейся ситуации», – говорит Иерджин-Оллсопп. – «В целом, терапия приносит огромную пользу как ребенку, так и обществу в целом, так как у прошедшего ее ребенка больше шансов хорошо учиться в школе и избежать проблем с законом».
Речевые отклонения являются особой угрозой академическому развитию ребенка. «Если дети имеют существенные задержки в речевом развитии в 2 года, можно предположить какие проблемы ждут его в дальнейшем», – рассказывает Бейли. Но когда стоит принимать меры? «Даже если в 12 месяцев ваш ребенок ваш ребенок ведет себя неестественно тихо, не лопочет и не реагирует на ваш голос, отведите его к специалисту».
Государство предоставляет возможность бесплатной диагностики и развивающей терапии для всех детей с задержкой развития.
Что могут сделать родители?
Эксперты, с которыми мы говорили, рекомендуют следующее:
Крупная моторика
- После пробуждения кладите младенца на животик (для развития мышц шеи и спины)
- Создайте дома безопасную атмосферу и позволяйте младенцу находиться на полу и исследовать окружающее
- Дайте детям постарше возможность находиться на улице, где они могут бегать и прыгать
Мелкая моторика
- Давайте детям игрушки, сделанные из различных материалов, чтобы младенцы захотели исследовать их пальцами
- Обеспечьте соответствующие возрасту развивающие игры: головоломки, кубики, бумагу, и мелки
- Поощряйте малышей постарше учиться есть самостоятельно
Речевые навыки
- Включайте новорожденным музыку, чтобы стимулировать слух
- Разговаривайте со своим ребенком
- Читайте своему ребенку
- Называйте предметы, показывая их на картинках в книге
Социальное взаимодействие
- Улыбайтесь и смейтесь вместе с вашим малышом
- Ограничьте просмотр телевизора и больше играйте с вашим ребенком
«Социальное взаимодействие гораздо важнее, чем мы предполагали в прошлом», – говорит Иерджин-Оллсопп. – «Не оставляйте детей в одиночестве. Ежедневные занятия с ребенком очень важны для него».
Источник
Молодых родителей с самого первого дня появления ребенка волнует множество вопросов, связанных с развитием младенца. С каждым месяцем малыш познает для себя что-то новое и развивает определенные навыки. Мамам и папам стоит быть в курсе особенностей физического и эмоционального развития их малыша, чтобы в дальнейшем ничего не доставляло беспокойства.
Как малыш развивается с момента рождения до 1 месяца
- на 10-12 день может фокусироваться на окружающих вещах;
- на 11-13 день дает реакцию на резкие и громкие звуки (мигает, вздрагивает);
- с 20 дня в памяти начинают откладываться образы неподвижных предметов;
- к концу 1 месяца младенец начинает улыбаться.
В первый месяц жизни малыш только начинает адаптироваться. В первые дни ребенку предстоит проделать большую работу, чтобы перестроить работу своего организма. На протяжении 9 месяцев он жил в водной среде, где ему было тепло, и он был обеспечен необходимыми питательными элементами. Теперь ему придется самостоятельно дышать, поддерживать систему теплообмена, научиться кушать молоко из маминой груди.
На это будет уходить много энергии, поэтому в первые 30 дней ребенок очень много времени спит и часто ест. Для младенца сон играет одну из главных ролей: во сне он растет, организм приспосабливается к новой обстановке. На сон в среднем уходит 20 часов.
Чем больше родители будут уделять времени своему ребенку, тем больших успехов он достигнет
За первый месяц масса тела увеличивается на 500-600 г, а в росте прибавляется 2-3 см.
Что умеет малыш от 1 до 2 месяцев
- малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
- узнает лица родителей;
- развивается слух и обоняние;
- зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
- может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
- начинает улыбаться на ласковое обращение;
- может сжимать игрушки в руках;
- реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).
С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.
В этом возрасте появляются следующие умения:
Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.
Чему учится ребенок от 2 до 3 месяцев
- дает радостную реакцию на голос родителей, активно улыбается;
- агукает;
- хорошо удерживает головку на весу;
- начинает сосать кулачки;
- учится переворачиваться со спинки на бочок.
Именно в этом возрасте у малыша начинает сформировываться режим. Это одно из самых главных достижений для родителей. Ребенок начинает просыпаться примерно в одно и то же время, кушает по расписанию. Ночной сон становится более продолжительным, а дневной уменьшается.
Если малыш будет чем-то недоволен или его будет что-то тревожить, он будет демонстрировать это своим криком и плачем. Таким образом он привлекает к себе внимание. Наблюдательные мама и папа смогут заметить первые проявления характера.
В этот период дети особенно жаждут общаться с окружающими. Родителям стоит почаще разговаривать с ребенком, рассказывать о происходящем. Для игр подойдут легкие погремушки. Нужно почаще класть ребенка на животик, чтобы укреплялись спинные и шейные мышцы, также это эффективно во время коликов.
Малыш вырастает еще на 2-3 см, в весе прибавляет 700 г.
В это время родителям стоит уделить внимание становлению характера, продумать методы дальнейшего воспитания, чтобы развить в малыше нужные качества.
Как развивается ребенок от 3 до 4 месяцев
Этот период для родителей считается более спокойным. Мама учится понимать желания ребенка. Малыш начинает активничать, у многих исчезают колики, но беспокойство могут доставлять зубки.
Психофизически ребенок развивается стремительными темпами, улучшается зрение. Малыш начинает познавать себя, нуждается в большем внимании со стороны родителей, может капризничать, если надолго будет оставаться один. Все больше внимания привлекают висящие над кроваткой игрушки, которые малыш хочет изучать.
В этом возрасте ребенок начинает активно хватать игрушки. Движения становятся более осознанными, хватательный рефлекс понемногу ослабевает. Некоторые детки уже начинают переворачиваться на бок и спинку. Можно заметить активное выделение слюны – это первый признак прорезывания зубок. У некоторых детей это может произойти через 1-2 месяца, в этом нет ничего страшного.
Не нужно пытаться сажать ребенка. Стоит почаще играть и разговаривать. Начинает реагировать, если его будут звать по имени. Может издавать первые звуки «ма» и «па».
К концу 4 месяца малыш в весе прибавит еще 700 г и вырастит на 2-3 см.
Развитие детей от 4 до 5 месяцев
На 5 месяц малыш начинает очень активно двигаться, пытается переворачиваться, садиться, ползать. В такие моменты родители должны следить за безопасностью ребенка. Если ребенку недостаточно места в манеже, то можно положить его на пол.
У многих деток начинает перестаиваться режим сна, активности и кормления. Иногда ребенок может проспать всю ночь и даже не проснуться покушать.
В этом возрасте отмечаются следующие достижения:
- уверенно переворачивается со спинки на животик;
- может сидеть с поддержкой взрослых;
- часто играет со своими ножками и ручками;
- уверенно берет вещи и может долго держать их в руках.
К 5 месяцам малыш узнает голос мамы и лица членов семьи. Понимает интонацию при разговоре с ним – на веселый и нежный голос начинает смеяться, а на строгий тон может хмуриться. При нехватке общения с родителями может сильно капризничать.
В таком возрасте малыши нередко путают день и ночь (иногда такое встречается в более раннем возрасте). Это может быть связано с отсутствием достаточной активности в дневное время.
Вес также увеличивается на 700-750 г, вырастает на 2-2,5 см.
Особенности развития от 5 до 6 месяцев
К полугоду у малыша начинает появляться интерес к еде. Является новым и важным этапом в жизни ребенка. С этого возраста разрешается вводить первый прикорм, отдавая предпочтение гипоаллергенным продуктам (нужно заранее проконсультироваться с детским врачом). Малыш все больше интересуется происходящим и окружающим миром:
- может фокусировать взгляд, поворачивать головку на звук, наблюдать за происходящим;
- понимает, где близкие и чужие люди;
- в лепете прослеживаются четкие слоги;
- начинают резаться первые зубки;
- рассматривает предметы в руках, притягивает и отодвигает их от себя;
- подражает движениям людей и пытается повторять звуки за другими.
Темп роста уже не настолько активный. В весе прибавляется 600-650 г, вырастает на 2 см.
Ребенок тянет в рот все, что попадается под руку, поэтому стоит убрать подальше опасные предметы. При передвижении малыша его безопасности не должно ничего угрожать. Особенно стоит акцентировать внимание на розетках, проводах и тяжелых предметах, которые могут упасть на малыша.
Что умеет ребенок от 6 до 9 месяцев
- может сидеть, садиться, ползать, пытается вставать на ножки;
- в разговоре ясно прослеживаются слоги;
- появляется интерес к взрослой еде, может хватать ее со стола;
- начинает рассматривать картинки, фотографии, пытается по-своему двигаться под музыку;
- может открывать низкие шкафчики и тумбы.
Еще один важный этап в развитии ребенка. Он активно начинает передвигаться в вертикальной плоскости. У большинства детей уже в это время появились зубки.
После 8 месяца оттачивается мелкая моторика, поэтому стоит позаботиться о ее развитии с помощью игрушек. К 9 месяцам с помощью поддержки взрослых может сделать первые неустойчивые шаги. Запас слов понемногу расширяется, запоминает слоги за взрослыми.
В этом возрасте появляется настороженное отношение к незнакомым людям.
Если говорить о питании, то нужно вводить прикорм постепенно. В сутки можно добавлять не более 1 нового продукта. Это позволит выявить, на что у ребенка может возникнуть аллергическая реакция.
С особым вниманием нужно подходить к выбору прорезывателей, так как прорезывание зубок может вызывать болезненные ощущения и стоит позаботиться об обезболивании.
С каждым месяцем становится тяжелее на 550-650 г, вырастает на пару сантиметров.
Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:
- самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
- реагирует на свое имя;
- понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
- может махать рукой на прощание;
- начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
- начинает активно развиваться характер.
В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.
Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.
По сравнению с предыдущими месяцами уже не так активно прибавляет в весе и росте.
Возрастные нормы и стандарты
В первый год жизни на развитие ребенка сказывается очень много окружающих факторов. Время появления определенных навыков может отличаться у детей и растягиваться от 2х месяцев до полугода. К примеру, очень активный малыш уже в 5 месяцев может стараться встать на ножки, а более спокойные детки могут начать активничать только после 9 месяца.
Многим родителям иногда кажется, что их ребенок может не успевать в развитии тех или иных навыков. В таком случае не стоит бояться общаться с детским педиатром, у которого достаточно большой опыт и понимания о допустимых задержках в развитии.
Родители могут не тревожиться о физическом и психологическом развитии ребенка, если с первых дней жизни поддерживался режим сна, питания, малыш часто бывал на свежем воздухе, был окружен любовью, вниманием и заботой семьи, не испытывал эмоциональных потрясений.
Итоги первого года жизни
Когда ребенку исполнится год, можно подводить итоги. За 12 месяцев малыш из беспомощного существа превратился в человека, у которого уже активно начали формироваться привычки, характер, желания, развиваться определенные навыки.
Физические навыки:
- ребенок сам садится и встает;
- может самостоятельно ходить или же с поддержкой взрослых;
- может употреблять твердую пищу;
- повторяет звуки, слога, действия.
Психоэмоциональное развитие:
- кроме слов «мама» и «папа» знает несколько других слов;
- может понимать тон голоса и реакцию взрослых на те или иные действия малыша;
- по-разному ведет себя с окружающими людьми, умеет различать своих от чужих;
- показывает радость при встрече и умеет прощаться.
К годику малыш любит показывать свою самостоятельность. Родители должны ему в этом помогать и поддерживать, например, дать возможность выбрать одежду для прогулки, книжку для чтения или игрушки. Если же ребенок при этом начинает бурно показывать свои эмоции, то ему нужно дать время успокоиться.
Отличия в развитии девочек и мальчиков
Обычно мальчики появляются на свет более крупными, нежели девочки. У доношенных мальчиков рост при рождении в среднем 54-56 см, а у девочек всего 50-53 см. Девочки на пару недель опережают мальчиков в психическом и физическом развитии. Но эта разница практически не ощутима.
Если при рождении девочки более миниатюрные, то со временем их физическое развитие начинает ускоряться. Костный скелет быстрее формируется у девочек, нежели у мальчиков. Но в целом те или иные процессы у каждого ребенка происходят индивидуально и не должны в полной мере соответствовать приведенным нормам.
Источник