Ребенок разговаривает с игрушками 3 года

Ребенок разговаривает с игрушками 3 года thumbnail

Ребенок разговаривает с игрушками 3 года

Фрагмент обложки книги «Луна и Панда. Первая встреча». Иллюстрация: Жоэль Турлоньи

Любимая игрушка ребёнка порой не только везде его сопровождает, но и становится лучшим собеседником. Некоторых родителей это пугает: заходишь в комнату, а ребёнок там ведёт беседы с Человеком-пауком. В блоге издательства «Эксмодетство» психолог Ольга Петрова рассказывает, нормальны ли такие разговоры и что делать родителям.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Неважно, какая игрушка у ребёнка любимая. Важно, какое отношение ребёнок на неё проецирует. Взрослым кажется, что разговоры с игрушками — это немного странно. И при этом мы сами не замечаем, как отвечаем микроволновке, уговариваем машину завестись или спрашиваем у телефона о его самочувствии.

Беседы с неживыми объектами вполне естественны для ребёнка. Одушевлённая кукла или машинка — это друг, который полностью понимает его, говорит на одном языке, живёт с ним едиными представлениями о мире вокруг. Ребёнок выстраивает отношения с игрушкой по модели, которую видел. Это его зона комфорта и утешения, которая помогает справиться с новыми чувствами, сложными эмоциями, трудными ситуациями.

Игра, в которой ребёнок говорит не только за себя, но и за второго персонажа, на самом деле очень полезна для развития творческого потенциала. Беседы с игрушками помогают:

  • развитию воображения и речи;
  • отработке навыков общения;
  • развитию ощущения принадлежности;
  • развитию ответственности и самостоятельности.

В некоторых случаях такие беседы могут отражать не просто внутренний конфликт, но и проецировать отношения в семье или в окружении ребёнка. Дать подсказку родителям, что есть проблема, которую необходимо проработать.

Яркий пример такой дружбы с «живой» игрушкой показан в книге издательства «Эксмодетство» «Луна и Панда. Первая встреча». Главная героиня — очаровательная малышка Луна — подружилась с плюшевым озорником, красной пандой Карло.

Ребенок разговаривает с игрушками 3 года

Луна тихая, спокойная и из-за переезда в новый дом сильно переживает. Карло же, неожиданно появившийся в детской при распаковке коробок, оказывается не простой игрушкой. Активный, смелый, озорной, любопытный Карло разговаривает с Луной, утешает её, рассказывает сказки на ночь, веселит, спорит, помогает исследовать новое.

По сути, Карло отражает те черты характера, которые Луна хотела бы развить, но из-за смены обстановки, волнения и тревоги пока не может это сделать. Карло прогоняет тревоги и страхи девочки, помогает ей освоиться на новом месте и завести друзей. Красная панда — пример игрушки, которая работает на пользу Луне, помогает развить в себе навыки, которые до этого не требовались: самостоятельность, общительность, ответственность.

Как Карло становится спасательным кругом для Луны, так и игрушка вашего ребёнка может помочь ему преодолеть трудности и страхи. Луна, например, боится темноты, и Карло тоже не любит тёмные помещения. И хотя родители подарили девочке фонарик, использовать его она смогла только в компании Карло. Он придал ей решительности для того, чтобы начать действовать.

В большинстве случаев ребёнок перерастает разговоры с игрушками и благополучно использует отработанные модели общения в реальности. Тревожиться и переживать, что малыш слишком привязан к куклам или роботам, не стоит. И не забывайте, что в момент, когда вам или вашему ребёнку нужна помощь, всегда можно посоветоваться с психологом.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник


Друзья – это отлично, но что делать, если в вашем доме появился «Карлссон» – друг, которого не видит никто, кроме ребенка?

Чего делать точно не надо, так это пугаться и паниковать.

Психологи утверждают, что вымышленный друг – довольно частое и совсем нестрашное явление в возрасте от 3 до 7 лет, связанное с развитием у малыша фантазии и воображения. Обычно несуществующий друг исчезает к школе.


Причины появления воображаемого друга:

Фантазии. Одни дети говорят с игрушками, а другие, с более развитым воображением, придумывают себе друзей. Не одергивайте кроху и не ругайте за «ложь», иначе малыш рискует замкнуться в себе, разучиться мечтать, а главное – может потерять к вам доверие. Лучше направьте его фантазию в другое русло: предложите ребенку попробовать сочинить сказку, придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное…

Одиночество. Ребенок может придумать друга от скуки, если ему одиноко и не хватает общения. Несмотря на бешеный темп жизни, постарайтесь уделять малышу больше внимания, и воображаемый друг исчезнет.

Подражание. Обратите внимание на то, что говорит ребенок. Наверняка он отчитывает несуществующего друга или поучает. Вам это никого не напоминает? Скорее всего, малыш говорит вашими фразами или фразами воспитателя в детском саду. Все дети подражают взрослым, им хочется казаться большими и тоже иметь влияние на кого-то. Если в словах крохи нет агрессии, то беспокоиться не о чем. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где дочкой будете вы.
 


Страх. Ребенок ищет поддержки у своего вымышленного друга. Одному страшно, а вдвоем уже не так. Особенно если с родителями своими тревогами поделиться не удается: вспомните, как часто вы отмахиваетесь от ребенка с его якобы глупыми страхами. Относитесь к страхам крохи серьезно: для него это не глупости, а настоящий ужас! Спокойно объясняйте малышу раз за разом, почему не стоит бояться, расскажите о том, как вы боялись, но справились с этим, проверяйте все темные уголки перед сном, купите ночник и т.д.

Страх наказания. Если ребенок ломает или разбрасывает игрушки и «валит» всю вину на воображаемого друга, подумайте, возможно, вы часто ругаете кроху по поводу и без. Спокойным тоном объясните малышу, что поведение его друга вас огорчает, но игрушки за другом все равно придется убирать хозяину.

В любом случае, не запрещайте ребенку общаться с несуществующим другом, иначе малыш будет встречаться с ним тайно. Лучше постарайтесь выяснить причину этого явления и устраните ее.
 


Поводы насторожиться: 

  • проблема не ушла после 7 лет;
  • ребенок не играет в другие игры;
  • игры становятся злыми, действия – вредными;
  • ребенок ссорится с вымышленным другом и сильно огорчается;
  • ребенок плохо ест и плохо спит;
  • ребенок путает реальность и игру.

Если один или несколько пунктов из этого списка вы наблюдаете у ребенка, обратитесь за помощью к психологу.

Так или иначе, прежде чем паниковать, вспомните себя в детстве. Скакали ли вы на швабре, представляя под собой коня? Говорили ли вы с игрушками? Поили ли кукол чаем? А сколько раз уже во взрослом возрасте готовили речь, репетируя перед несуществующей публикой? Вот-вот! Уделяйте крохе больше внимания, дарите любовь и нежность, тогда малышу не понадобится воображаемый друг.

Ольга Давлетбаева


Уважаемые читатели! Вы сталкивались с проблемой “воображаемого друга”? Часто ли ваш малыш разговаривает с игрушками и придумывает друзей? В каком возрасте у вашего ребенка появился воображаемый друг? Ждем ваши ответы в комментариях!
 

Читайте также:

Если ребенок – жадина

Почему дети ябедничают?

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный каталог:

Центры развития ребенка, центры творчества

Источник

Обсуждаем с детским психологом

Анна ГЕРАСИМЕНКО

Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» – выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.

У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.

У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.

Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» – британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.

– Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, – объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА. – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.

Даже в школу Сури берет с собой плюшевого друга
Фото: Splash news

Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?

Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.

Игрушка научит заботиться.

Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»

Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.

Сын писателя Алана Милна Кристофер Робин и его любимый медвежонок
Фото: Соцсети

Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином
Фото: Splash news

Он улетел, но обещал вернуться!

Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).

Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.

Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как приучить ребенка к горшку

Источник

       На
протяжении всего раннего возраста (от года до трех лет) ребенокзнакомится, усваивает и совершенствует
различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками,
а также овладевает речью.

      Главным источником развития является
предметная, игровая деятельность.
А еще игра – это универсальный способ обучения и воспитания ребенка.

     Для проведения игр понадобятся игрушки.
Есть универсальные игрушки – кукла, мишка, 
мяч, машина, кубики. Эти игрушки должны быть у каждого ребенка, чтобы
развить необходимые способности малыша, научить его думать, воображать, общаться,
понимать
речь и  активно пользоваться речью
.

     Обращая внимания на речь во время игры,
не обязательно, чтобы речевое сопровождение исходило именно от малыша, это
может сделать взрослый, ведь игра в первую очередь носит действенный характер,
особенно в раннем возрасте, когда ребенок может еще не уметь говорить. Тем не
менее, обогащение игры за счет ее речевого сопровождения очень важно для
дальнейшего развития процесса.

     Куклу
и мишку, которые действуют и говорят от лица взрослого, ребенок
принимает как самостоятельные, отдельные существа. Это значит, что кукла или
мишка (или зайка, кошка, собачка) может не только помочь взрослому организовать,
начать игру, но и наладить речевое общение с ребенком.  Важными моментами здесь являются:

·        
необходимость поддержать диалог;

·        
образец правильной речи, который дает взрослый.

 При проведении игры необходимо учитывать возрастные,
психологические и речевые возможности ребенка. Сравним несколько игр:

Название
игры

«Прятки»

«Большие и
маленькие»

«Посмотри и угадай»

Возраст

3-6 месяцев

1 год – 1 год 3
месяца

2 – 3 года

Чему
учится ребенок

Слуховому и
зрительному воспри-ятию.

Понимать слова
«большой» и «малень-кий».

Активизировать
словарь, подбирая слова- действия по их демонстрации: кукла – «идет»,
«сидит», «бежит», «топает», «танцует», «хлопает в ладоши»; употреб-лять
многословные предложения (больше 5 слов).

Ход
игры

Спрячьте
пластмассовую куклу-голыша средних размеров 
и пищал-ку за ширму. Нажмите на пищалку для привлечения внимания к
звуку: «Кто там?» После этого достаньте из-за ширмы куклу: «Ура! Вот кто там!
Ляля спряталась!»

 Повторите игру несколько раз.

Разложите
перед ребенком большие и маленькие игрушки (2-3 маленькие и 2-3 большие
куклы, две коробки – большая и маленькая). Предложите ему разложить их по
разным коробкам: в одну – все большие, в 
другую – все маленькие: «Куклы и куколки, вы хотите спать? Да! Да! Уберем
кукол. Пусть куклы спят». Если возникнет необходимость, уточните инструкцию:
«Маленькие куколки, идите  в  эту – маленькую
коробочку. Большие куклы,  идите в эту –
большую коробку».

Появляется
кукла и предлагает ребенку поиграть с ней в «Угадалки». Она просит малыша:
«Внимательно следи на мной. Я  буду
что-то делать, а ты – называй». Далее можно усложнить инструкцию: «Будь
внимательным, если ошибешься, мы поменяемся ролями: ты будешь показывать, а я
– называть!» Перед началом каждого действия можно читать рифмовку:

Мы играем!

Ай! Ай! Ай!

Что я делаю –
угадай!

Усложнение: покажите цепочку действий
(от 2 до 5), ребенок называет выполненную серию действий.

Итог
игры – сформированные умения

Ребенок
поворачивает голову в сторону ширмы не только на звук пищалки, но и на слова
«Где Ляля?» или «Где кукла?»

Ребенок
понимает и выполняет инст-рукцию ориентируясь на величину игру-шек.

В активной
речи расширяется глагольный словарь; совершенствуется фразовая речь; умение
действовать по более сложной  словесной
инструкции.

      Вслушиваясь в  разговор взрослого от имени игрушки, малыш
усваивает звукопроизношение, грамматическое построение фраз, выразительные
интонации.  

    Уважаемые взрослые! Играйте с малышом как
можно больше! Игры приносят в мир ребенка – радость, интерес, уверенность в
себе и своих силах. Организуя игру, оставляйте пространство для свободной игры малыша,
позволяйте ему включать свое воображения, поддерживайте его игровые начинания,
речевые проявления. Постарайтесь во время игры «заразить» ребенка своим
позитивным настроением.

ИГРАЙТЕ, ПОЗНАВАЙТЕ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ процессом
игры!

Солопова Наталья, учитель-логопед,

по материалам сайтов, методических пособий

Источник

В первую очередь нужно работать с малышом над пониманием речи. Когда ребёнок понимает обращённую речь, он начинает накапливать словарный запас. Накопив достаточное количество слов, малыш постепенно начинает использовать эти слова в речи.

Для того, чтобы малыш смог пополнять словарный запас, нужно говорить с ним постоянно: в быту, на прогулке, в процессе повседневных дел. Желательно разговаривать о тех предметах, явлениях и действиях, которые заинтересовали ребёнка именно сейчас. Малыш должен иметь наглядное представление того, что назвала мама.

Например, когда ребёнок ест, не стоит говорить про игрушки, лучше назвать ложку или кашу.

Несомненно, самый лучший результат даст игра. Увлёкшись игрой, ребёнок начнёт повторять за вами свои первые слова. Не имеет значения, как он их произнесёт, главное – начать.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

1. Строитель

Берём кубики и ставим их друг на друга. Начинаем говорить: «Это кубик. Кладём кубик на кубик».

Во время игры нужно часто повторять слово «кубик». Затем положите перед малышом кубики и попросите показать, где кубик. Потом попросите, чтобы малыш дал вам его.

2. Просьбы

Возьмите несколько любимых игрушек малыша. Попросите его отнести одну из игрушек членам семьи, называя их имена.

3. Одежда

Когда вы одеваетесь на прогулку, проговаривайте названия одежды. А затем попросите, чтобы ребёнок показал предметы одежды, спрашивая «Где шапка?»

4. Где носик?

Играя с малышом, показывайте и называйте его части лица, а затем у куклы, медвежонка или щенка.

5. Чудесный мешочек

Для этой игры вам понадобится любой непрозрачный мешочек и некрупные игрушки. Объясните малышу, что этот мешочек волшебный, потому что из него могут появляться игрушки. Берите игрушку из мешочка, называйте её и давайте ребёнку.

Затем, когда вы закончите игру, снова называйте игрушки по очереди. А малыш пускай берёт их и кладёт в мешок.

6. Шалунишка

Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку. Скажите крохе, что сегодня зайка расшалился. Он всё время прыгает.

Посадите зайку ребёнку на ножку и спросите: «Где зайка?», и отвечайте: «На ноге». Дальше пересадите зайца на голову малыша и снова спросите: «Где зайка? На голове».

Затем зайка может прятаться в различных местах, а вы проговорите: «Зайка под креслом, за шторкой» и т. д.

ИГРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА

7. Кто там?

Начните игру с сюрпризного момента. Постучите и скажите: «Кто там стучит в дверь?» Достаёте, как будто, из-за двери собачку или другую игрушечную зверушку и говорите «Это собачка. Гав-гав»

8. Топ-хлоп

Покажите малышу, что действия, которые он выполняет, можно назвать, используя звукосочетания.

К примеру, вы кормите ребёнка и произносите: «Ам», при купании: «Купкуп», при укладывании: «Баю-бай».

Если в игре малыш топает, говорим «Топ-топ», хлопает в ладошки: «Хлопхлоп», прыгает: «Прыг-скок» и т.д.

9. Кто в книжке живёт?

Как только малыш начнёт узнавать голоса зверушек, а также будет подражать им, можно брать книги. Это должны быть книги с красивыми картинками для самых маленьких. Назовите известных ему животных, попросите найти их на картинке и озвучить.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник