Ребенок ранний возраст нормы развития

Ребенок ранний возраст нормы развития thumbnail
  • Печать

Подробности Опубликовано: 12.10.2012 17:27 Просмотров: 7242

Ребенок ранний возраст нормы развитияПока ребенок мал, родители почти не задумываются о том, правильно ли они его развивают.

В психологии есть понятие «возрастная норма», в соответствии с которым любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.

В развитии ребенка раннего возраста можно выделить несколько основных линий:

1. Физическое развитие (развитие крупной и мелкой моторики).

2. Познавательное (сенсорное) развитие.

3. Развитие речи.

1. Физическое развитие – это не только прибавка в весе и росте, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом, это продвижение ребенка к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие будут помогать ребенку освоить эти умения и навыки, малыш будет быстрее развиваться. (любое несоответствие в данном направлении возрастной норме, при условии, что ребенка обучают данному навыку, должно насторожить родителей, так как может являться следствием проблем со стороны нервной системы и требовать помощи специалиста).

2. Сенсорное развитие – это основа познания мира. Ребенка постоянно интересуют вопросы: что это? какое оно? Ему очень важно знать, какого цвета солнце, трава и сотни других предметов и явлений. Большие они или маленькие, какой формы, можно ли их потрогать? Только получив ответы на эти вопросы, ребенок может представить себе разнообразные предметы, сравнить их, описать их качества – таким образом развивается человеческий разум (наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

Но ребенок еще не готов сразу к такой сложной умственной деятельности. Пока ему нужно научиться различать цвета, определять форму предметов и их величину. Это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.

Мышление ребенка в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Чтобы размышлять об объекте или явлении, сравнивать его с другими ребенку необходимо видеть его перед собой (наглядно), а еще лучше подействовать с ним – ощупывать, перебирать и т.д. (действенное).Поэтому на данном этапе главную роль в умственном развитии ребенка играет предметная деятельность. Действуя с предметами, ребенок начинает понимать связи между ними, их свойствами, может перенести это знание на другие предметы, в другие условия.

3. Развитие речи идет в двух направлениях:

  • Развитие пассивной речи. Ребенок усваивает названия предметов, игрушек, одежды и т.д., названия действий, с которыми часто сталкивается в повседневной жизни.
  • Развитие активной речи. Происходит в процессе общения, поэтому очень велика роль родителей в обучению ребенка чисто и правильно говорить.

На третьем году жизни выделяются следующие линии речевого развития:

  • Расширение словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.

Ребенок в этом возрасте активно осваивает грамматические формы, поэтому необходимо следить за правильным их употреблением в речи. Это такие формы, как: пространственные отношения (на, под, вверху, внизу); окончания существительных множественного числа; согласование глаголов.

  • Формирование связной речи.

Родители должны побуждать ребенка к тому, чтобы он сам договаривал фразы, комментировал то, что делает, пытался пересказывать сказки.

  • Развитие и укрепление мышц речевого аппарата.

Используйте дома упражнения, которые помогают увеличить подвижность языка, способствуют координации мышц речевого аппарата при произнесении слов. Это так называемая «артикуляционная гимнастика».

  • Развитие правильного речевого дыхания.

Используйте дома любые упражнения на тренировку выдоха (дуем на свечку, пену в ванной, бумажки и т.д.). При этом обращайте внимание на длительность выдоха и его целенаправленность.

Основные психические процессы ребенка – внимание, память носят непроизвольный характер. Это значит, что ребенок не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или специально что-то запомнить – ребенок обращает внимание на то, что само запоминается.

С помощью показателей развития ребенка раннего возраста (см. вложение) вы можете провести самодиагностику соответствия развития ребенка возрастной норме.

Проверив все сферы развития ребенка, Вы можете составить представление о его уровне развития в целом, о том, что ребенок уже умеет, и о том, что следует развивать. Хочется Вас предостеречь от двух самых распространенных неправильных позиций, которые занимают родители по отношению к развитию своих детей в раннем возрасте. Одни считают, что дети слишком малы и еще «все успеется». Но ранний и младший дошкольный возраст имеют огромное значение в развитии ребенка, именно в этом возрасте закладывается фундамент интеллекта, если что-то упущено в этом возрасте, потом это наверстать очень сложно.

Другие родители озабочены проблемой раннего обучения ребенка, при этом часто происходит подмена раннего развития его обучением. Многие родители уверены в необходимости обучать ребенка чтению с трех лет, английскому языку. Следует помнить, что, во-первых, необходимо чтобы у ребенка не было пробелов в том, что он должен освоить по своему возрасту, а во-вторых, знать, что в любом случае, раннее обучение ребенка всегда происходит за счет резервов его организма, нанося скорее вред, чем пользу его психическому развитию.

Источник

Особенности развития детей раннего возраста.

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период – от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период – от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период – от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух – четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при

одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

– развитие предметной деятельности;

– развитие общения с взрослыми;

– развитие речи;

– развитие игры;

– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

– развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник