Ребенок пошел в год и 3 месяца
Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.
Примеры игр:
- Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
- Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.
Игрушки
Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.
Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.
Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.
Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:
Советы родителям
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.
Несколько советов:
- Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
- Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.
Источник
29.06.2018
Ничему другому не уделяется столько внимания молодыми родителями, как развитию собственного ребенка. Каждый новый освоенный навык является причиной для искренней радости, и даже небольшое отставание в развитии становится причиной переживаний. И понять их в этом не сложно. Особенные тревоги вызывает способность к самостоятельному передвижению на ножках. Если ребенок уже достигает однолетнего возраста, но еще не начинает ходить, эти тревоги возрастают многократно. Поэтому лучше знать об особенностях процесса в деталях, в чем и поможет наша статья.
Возрастные особенности развития ребенка
При стандартном развитии попытки пойти заканчиваются успехом (конечно, пока кратковременным) уже к 10-11 месяцам. Для этого создаются все предпосылки – развитие позвоночника, укрепление всей опорно-двигательной системы и, в частности, мышц спины.
Что немалым образом способствует и даже является причиной такого развития? Конечно же, ползание. Это не только средство для познавания окружающего пространства, но и развитие необходимых мышц. В процессе перемещения на корточках совершаются необходимые упражнения, и чем активней малыш делает это, тем быстрее проходит его развитие. Таким образом, можно сделать вывод, что прямохождение является прямым следствием ползания. Оно помогает стать ловким и сильным. Само же развитие в этом возрасте проходит с впечатляющими темпами. Родители порой сбиваются со счета, пытаясь заметить все его новые навыки и способности.
Причины «задержек в развитии»
На самом деле справедливее назвать такую ситуацию «отказом от ходьбы». Она встречается, хотя и не часто. Мало того, что кроха по достижении 11 месяцев еще не ходит, но она даже не делает попыток к этому. Хотя вставать, опираясь на сопутствующие предметы пытается, да и ползает с завидной энергичностью. При наличии опоры она даже передвигается на ножках, но самостоятельно – ни-ни.
В таком случае нужно смотреть на общее развитие ребенка. Если все остальное в норме и даже хорошо, причин для беспокойства нет. Спокойствие и терпение – вот лучшие качества родителей в это время. Не уставайте ждать и надеяться. Если ребенок встанет на ноги, допустим, в 1 год и 2 месяца, в этом нет никаких отклонений.
А вот если кроха не хочет даже ползать, да и не желает стоять на ножках при существующей опоре, даже с поддержкой (в том числе и моральной) родителей, то это уже является причиной для беспокойства. Первым делом нужно обратиться к врачу. Главное – вовремя найти причину и устранить ее.
Например, ребенок может банально испугаться после первого падения. И продолжать бояться ходить самостоятельно в течение нескольких месяцев. В таком возрасте это значительный срок, согласитесь. Практически всегда с прохождением времени ситуация разрешается, но иногда приходится обращаться за помощью к специалистам – детским психологам.
Если малыш не ходит
В таком случае стоит обратить внимание на общее развитие. Ребенок проявляет активность, хорошо ползает, улыбчив и любознателен, поднимается на ножки и ходит с помощью родителей – ничего страшного нет в том, что пока нет попыток ходить самому. Гармоничность развития в таком случае не страдает. Может быть, какой-то недостаток в развитии мышц спины или других ответственных за ходьбу областей, но это в скором времени проходит, ребенок догоняет в развитии сверстников и все становится на места.
В такой период нужно поощрять стремление к активному ползанию. Пусть покоряет новые пространства и одновременно узнает больше об окружающем мире. Стимулирование может происходить таким образом – ребенок ползет к своей любимой игрушке, которую вы показываете ему на достаточном расстоянии. В таком возрасте это весьма действенный способ, потому что малыш действительно готов идти к тем игрушкам, которые полюбил, преодолевая различные препятствия. Очень неплохо поэксплуатировать это качество в развивающих целях.
Что касается вспомогательных средств, таких, как ходунки и т.п., то лучше обходиться без них. Ведь в случае, если малыш и так не стремится к самостоятельному хождению, наличие таких поддержек сослужит медвежью службу. Зачем тратить силы на самостоятельное передвижение, если всегда можно обратиться к поддержке извне? Дети ведь следуют простой логике и быстро учатся не только хорошему.
Очень хорошо также помогают регулярно исполняемая гимнастика и массаж.
Массаж и развитие малыша
Курсы массажа прописывают в различных целях. Они помогают как при кривошее, так и во многих других случаях, помогая, а иногда и обеспечивая полноценное развитие ребенка. Одного курса, проведенного в 11-месячном возрасте, хватит, чтобы малыш пошел самостоятельно уже к году. К массажу стоит привлекать специалистов – тогда эффект будет правильным, и не будет никаких нарушений. Стоит быть готовым к тому, что процедура, сопровождаемая гимнастикой, не понравится крохе – она может быть достаточно болезненной при недостаточности развития тех или иных участков двигательно-опорного аппарата. Курс состоит не менее чем из 10 сеансов.
Целебное воздействие массажа неоспоримо. При необходимости его можно проводить самому, но в умеренном режиме, как и гимнастику. Растирания должны быть аккуратные, но интенсивные, разгоняющие кровь и заставляющие работать мышцы. Эту процедуру следует проводить как на спинке, так и на животике, поскольку малыш уже может лежать в обоих таких положениях. Нужно также растирать ножки, при этом сгибая и разгибая их. Такой массаж и упражнения однозначно помогут вашему ребенку первые шаги в самостоятельном режиме.
Гимнастика как развивающее средство
Когда мы говорили, что ребенку может не понравиться массаж, на самом деле имелась в виду гимнастика, сопровождающая его. Все специалисты выполняют целый комплекс упражнений, помогающий полноценному развитию ребенка. Но одно дело – это опытный массажист, а другое – родители, выполняющие эти процедуры впервые. Здесь ведь главное – знать меру, чтобы не нанести вред.
Когда малыш приближается к годовалому возрасту, гимнастика перестает быть простой процедурой и претерпевает ряд усложнений. Малыш должен не просто быть расслабленным во время различных манипуляций, но и применять усилия, порой немалые.
Начинать нужно со сгибания ножек, взяв их ладонями за икры. Сначала сгибаются обе ноги вместе, потом – в разнонаправленном режиме. Помогайте малышу переворачиваться со стороны в сторону. Приучите его к упражнению «велосипед». Каждое упражнение повторяйте сериями по 5-6 раз.
Нужно также следить за тем, чтобы не перегружать кроху, ведь он применяет определенные усилия и может уставать. Физических перегрузок не должно быть, чтобы не принести вред. Впрочем, вы должны заметить, когда ребенок устает и ему перестают нравиться упражнения. Полностью массаж + зарядка должны длиться 15-20 минут, не более. Ждать же, когда малыш закапризничает, нет смысла – эта процедура должна ему нравиться, чтобы не превратиться в ежедневную трагедию. Да и результат будет достигнут быстрее, если не переусердствовать. Хотя и ждать его моментально тоже не стоит.
Главное же условие – это спокойствие родителей и предприятие разумных мер. Следует помнить, что паника не помогает никогда, а вот повредить может. В любом случае, ваше психоэмоциональное состояние передается ребенку, и лучше его не травмировать его собственными переживаниями.
В конце концов, все мы является индивидуальностями, и взросление точно по графику не является тем достоинством, на которое следует равняться. Это было бы хорошо в инкубаторе, но вы растите собственного ребенка, организм которого порой лучше любого врача знает, когда и в чем ему следует проявлять свое развитие. Не будьте зациклены на усредненных данных – дайте волю своему подрастающему поколению почувствовать себя комфортно в том состоянии, в котором он находится сейчас. Все остальное приложится.
Тем более, если малыш и ранее не отличался слишком быстрым развитием. Отнеситесь к этому философски и осознайте на собственном опыте, что всему свое время. Когда кроха почувствует, что готова к ходьбе, тогда и начнет свои первые попытки, ведущие к удаче.
Что нужно для успеха
Главное везде и во всем – это любовь. Истины такого рода становятся очень наглядными, если дело касается малышей столь раннего возраста. Попробуйте надавить на него или принудить что-то сделать – вы увидите обратный результат, сопровождаемый испорченным настроением у обоих. Но стоит проявить любовь и терпение, как каш труд даст потрясающий результат.
Дайте ребенку наслаждаться простыми радостями ежедневного узнавания окружающего пространства и превратите его жизнь в познавательную игру. И вы увидите, как он сам захочет достичь новых результатов.
Конечно же, придется и повозиться, и проявить смекалку, и подбодрить, и потискать в объятиях – но ответьте самому себе, разве не это по-настоящему доставляет нам удовольствие как проявление своих естественных желаний? Побуждайте его бежать к себе, улыбаясь и маня движениями рук. Зовите, и он откликнется. И пусть малыш побежит к вам не с первого раза, тем радостней будет для вас тот самый, самостоятельный шаг, который он совершит на ваших глазах!
Путь может быть длинным, но и он пройдет незаметно, если преодолевать его маленькими шажками. Сделанными ножками вашего ребенка, начавшего идти под вашим присмотром.
Напоследок отметим, что необходим также режим питания. Не перекармливайте ребенка, потому что полнота становится причиной вялости и усталости. В таком состоянии вряд ли вашему чаду захочется быть бесстрашным покорителем неизведанных вершин и ощущений. Во всем соблюдайте разумность.
Источник