Ребенок полтора года физическое развитие
Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.
Физические параметры
Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:
- мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
- девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.
Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.
В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону “взрослых”, однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно
Режим сна и бодрствования
В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.
Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа – это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка. Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.
Если ребенок плохо спит по ночам и часто пробуждается, чтобы приложиться к груди, его можно научить самостоятельному засыпанию под руководством консультанта по сну https://kateforbaby.ru/
Особенности рациона
В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.
Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:
- завтрак – 8:00;
- обед – 13:00;
- полдник – 16:00;
- ужин – 19:00.
Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.
Кушанья, содержащие большое количество белков, жиров и экстрактивных веществ лучше давать до полудня – они перевариваются длительное время, а также могут возбуждать неокрепшую нервную систему, мешая спокойному ночному сну. Каждый прием пищи должен содержать то или иное горячее (теплое) блюдо.
Основные правила составления меню:
- В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
- Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
- Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
- Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.
Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими
Физическое и интеллектуальное развитие
В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки:
- ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
- он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
- многие малыши начинают быстро бегать;
- кроха умеет присаживаться на корточки;
- у него получается открывать дверь в комнату;
- ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
- он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.
В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:
- с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
- собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
- находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
- отличать кубик от мячика или кирпичика;
- находить одинаковые предметы;
- показывать вещи по просьбе взрослого;
- ориентироваться в формах и размерах;
- собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: как научить собирать пирамидку из колец ребенка?).
В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой – они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков
В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:
- заменять подручными предметами реальные;
- повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
- изображать «чтение» книги;
- использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
- катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).
Бытовые умения, которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:
- начинает приучаться к горшку;
- пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
- аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
- расстраивается, если испачкался.
Речевые навыки
В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» – он совершит эти действия.
Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.
В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами – родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.
Развивающие игрушки
Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.
Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:
- для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
- для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
- для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
- для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
- для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
- для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.
Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Команда BabySleep
Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ
Вашему малышу полтора года: перед вами уже подросший человек, который носит одежду примерно 80 размера, самостоятельно ходит или даже бегает, многое понимает и говорит на своем языке. Ваша тревожность в основном осталась там, в первом году жизни ребенка. Теперь вы просто хотите знать основные вехи развития маленького человека в 18 месяцев и иногда ненавязчиво способствовать их достижению.
Все дети разные. Даже близнецы часто имеют разный темп развития. Любые таблицы и нормы могут служить лишь ориентиром. Едва ли кто-то может лучше мамы чувствовать ребенка и знать, что и когда ему нужно.
Рост и вес ребенка в 1,5 года
Согласно рекомендациям ВОЗ до 2 лет рост ребенка измеряют в положении лежа, а вес – путем взвешивания с тарированием. Подобный способ вычисления массы тела не очень распространен в наших поликлиниках, поэтому объясним механизм процесса: сначала на весы встает мама, затем, когда ее вес определен, весы перезапускают, после чего происходит взвешивание мамы с малышом на руках. Таким образом удается измерить массу тела ребенка с точностью до 0,1 кг.
Рост ребенка в 1,5 года
В период от года до полутора лет дети в среднем вырастают на 6,5 см.
Данные для таблиц, которые здесь опубликованы, были получены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в ходе исследования мальчиков и девочек по всему миру. За основу взяты измерения роста у доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев.
Нормы роста и веса у детей очень широки, зависят от срока родов и веса при рождении, вида вскармливания. Оптимально, когда показатели роста и веса находятся в одном столбце-коридоре («средний», «низкий», «выше среднего» и т.д.) или в соседних. Внимания педиатра требует ситуация, когда оба показателя находятся в крайних столбцах, или разница между коридорами значений 3 и больше (например, вес и рост в первом перцентильном коридоре «очень низкий» или вес в первом «очень низкий», а рост в пятом «выше среднего».
Вес ребенка в 1,5 года
В период от 12 до 18 месяцев дети в среднем прибавляют в весе 1300 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения.
Как были получены данные для таблиц? Путем долговременного исследования группы детей с рождения до 24 месяцев и перекрестного обследования детей от 18 до 71 месяца. Общее количество наблюдаемых детей составило 8440, всех их кормили грудью, их матери не курили.
Умелые ручки: формирование кистевых навыков в 1,5 года
Ваш ребенок понемногу становится хозяином своих рук:
- он уже довольно уверенно пользуется ложкой, хотя может ронять из нее еду, пробует есть вилкой;
- может чертить карандашом линии и круги;
- способен орудовать несколькими предметами одновременно;
- справляется с простыми последовательностями действий, например, может зачерпнуть песок лопаткой и пересыпать в ведро;
- складывает пирамидку, ставит кубики один на другой;
- указывает на свои части тела;
- перелистывает книжные страницы;
- может развернуть фантик или другие свертки.
Физическое развитие ребенка в 1,5 года
Согласно нормам ВОЗ в 1,5 года малыш умеет:
- присаживаться на корточки,
- вскарабкиваться на диван,
- ходить без поддержки,
- переступать мелкие препятствия и обходить крупные,
- подниматься по ступенькам вверх, держась за руку взрослого или за перила. При этом на каждую ступень он ставит обе ножки, и лишь затем идет на следующую. Спуск по ступенькам может быть пока слишком тяжел для него.
Многие детки, освоившие самостоятельную ходьбу несколько месяцев назад, с полутора лет начинают бегать. Сделать ходьбу еще более уверенной поможет комплекс упражнений, который вы найдете ниже, в разделе «Гимнастика».
Мам в этом месяце чаще всего беспокоит:
Пора ли на горшок?
С полутора лет ребенок, как правило, уже может понятно выразить свое желание справить нужду. Поэтому многие педиатры рекомендуют именно в этом возрасте начинать учить его пользоваться горшком. Конечно, можно делать первые попытки и раньше, просто после полутора лет вырастают шансы на быстрый успех. В любом случае поначалу малышу понадобится много вашей помощи, а трусики будут периодически пачкаться. Не расстраивайтесь сами и проявите терпение к малышу. Подробнее читайте в нашей статье.
Умственное развитие ребенка в 1,5 года
В период с года до полутора лет малыш прошел два скачка развития, которые познакомили его с миром принципов (1 год и 2-3 месяца) и миром систем (1 год 5 месяцев).
После этих скачков малыш постепенно начинает:
- использовать игрушку (и другие предметы) по назначению – машинку катает, из кубиков строит, куклу укачивает, а из игрушечной чашки угощает ее чаем;
- показывать сочувствие другим (людям, игрушкам, персонажам сказки) – возможно, он не говорит слов «ах, как мне его жалко», но использует какой-то условный жест вроде поглаживания или неречевые звуки вроде сожалеющего «мычания» – в зависимости от того, какой образец он видел у взрослых;
- играть со взрослыми в несложные игры (примеры развивающих игр на этот возраст смотрите ниже, в разделе «Как играть с малышом»);
- просить помощь взрослого при трудностях в выполнении какой-либо задачи.
Гимнастика/массаж ребенка в 1,5 года
Мы разделяем мнение, что здоровому малышу для нормального развития не нужны ни массаж, ни специальные упражнения – все придет природным путем и комфортным темпом. А вмешательство взрослых в этот процесс пусть будет только по обоюдному желанию и ко всеобщему удовольствию.
Гимнастика для малыша
Итак, если хотите принять активное участие в физическом развитии своего малыша, приготовьте:
- привлекательные игрушки,
- палки,
- доску или скамейку высотой и шириной 15-20 см,
- мяч,
- машинку/лошадку на колесиках, на которой можно сидеть.
Поставьте скамейку или укрепите доску на высоте 15-20 см. Попросите ребенка подняться, пройти и спуститься по ней. Помогайте ему, если нужно. Повторите до 5 раз.
Разложите на полу череду палочек или небольших игрушек. Попросите малыша пройти, перешагивая через них. Повторите 3-4 раза.
Заинтересуйте кроху игрушкой и попросите подняться на носочки, чтобы дотянуться до нее. Попросите медленно походить на носочках, держа игрушку над головой на вытянутых руках. Отлично подойдет по сюжету игрушечный самолетик, тогда ходьба на носочках будет «оправдана» тем, что самолету нужно лететь высоко.
Покажите ребенку, как вы ходите на пятках и попросите сделать так же.
Посадите его на большую машинку или лошадку на колесиках. Подскажите, что можно ехать, отталкиваясь ножками от пола.
Попинайте мяч ногами друг другу.
Как видите, упражнения могут стать веселой игрой. А еще хорошие физические нагрузки в первой половине бодрствования благотворно влияют на сон!
Мамин массаж для малыша
Легкий, спокойный игровой массаж, если ваш ребенок от него расслабляется и готов минуточку спокойно полежать, можно сделать частью ритуала отхода ко сну.
Пример стишка, который сделает массаж интереснее:
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(погладить спинку снизу вверх)
Сначала кошка ловко по мостику прошла,
(«переступать» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)
За ней змея тихонько на пузе проползла, на пузе проползла.
(волнистое движение поставленной на ребро ладони по спинке снизу вверх)
Петух, как на параде, за ней маршировал,
(«переступать» кончиками пальцев)
Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.
(простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх)
Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла,
(«идти» ладошками обеих рук)
Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.
(«идти» указательным и средним пальцем)
Чтобы малышу не наскучил один и тот же стишок, почерпните больше идей для игрового массажа из нашей статьи.
Развитие речи
По стандартам ВОЗ развитие речи в полтора года предполагает умение:
- по просьбе взрослого найти и принести знакомый предмет;
- выражать просьбу с использованием интонации.
Некоторые дети в 18 месяцев говорят уже десятки слов, а другие только три. Это нормально. Клетки речевых зон мозга созревают, как правило, к двум годам. Даже если говорит ваш малыш мало, наверняка, понимает он уже очень многое.
Постепенно появляются предложения из двух слов. Например, «Мама, ам-ам!». Обычно появление первых фраз напрямую связано с расширением словарного запаса. Произношение малыша, конечно, далеко от совершенства. Нормально, что он путает, заменяет, пропускает звуки и слоги, нечетко артикулирует.
Наряду с уже освоенными «взрослыми» словами ребенок еще долго будет продолжать пользоваться «своими собственными», понятными только его близким. Если родители не понимают, что он сказал, малыш может сильно расстраиваться.
Для развития речи малыша продолжайте больше с ним говорить, произнося слова отчетливо и не спеша. Вводя новые выражения, сопровождайте их мимикой, интонацией, жестами. В этом возрасте стоит уже отказаться от использования «детских» слов и повторения за ребенком искажающих слова произношений. Давайте ему правильные образцы для подражания.
Читайте книги, пойте песенки, рассматривайте и обсуждайте вместе картинки. Позвольте малышу свободно двигаться: как ни странно, развитие моторики – и мелкой, и крупной – тесно связано с развитием мышления и речи. Поэтому гимнастика, рисование, лепка, мозаика, пазлы – все эти и без того интересные и приятные занятия послужат еще и речевому развитию.
Как играть с малышом в 1,5 года?
Лучшее развивающее занятие для ребенка – это игра. Причем важна как свободная самостоятельная игра, так и игра со взрослым. Идите за потребностями малыша: когда видите, что он увлеченно играет сам, дайте ему такую возможность, не вмешивайтесь сразу же без надобности; если же сейчас ему хочется вашего внимания, проведите вместе время, играя! Возможно, иногда он сам предложит, с чем и как играть. А иногда вы можете взять инициативу в свои руки.
Помните об ограниченном времени концентрации внимания малышей. Игра должна быть динамичной и не слишком долгой. Хорошо использовать в ней движение, ритм, музыку.
Во что поиграть с полуторагодовалым малышом? Есть множество вариантов, например, можно начать изучать квадраты Никитина или досочки Сегена. Или выбрать более активные развлечения, такие как игра в дартс на липучке или забрасывание мяча в кольцо. Для развития мелкой моторики можно покатать шарики-яблочки из пластилина, чтобы затем прикрепить их на лист бумаги с нарисованным деревом, или сыграть в игру «Ежата».
Игра «Ежата»
Понадобится массажный коврик с мягкими колючками. Ласково напевая, показывайте малышу, что нужно делать, или же возьмите его ручки и направляйте их движения:
Гладила мама-ежиха ежат,
Очень послушные дети лежат.
(поглаживаем коврик)
Дети ежата свернулись клубком
И покатились от нас кувырком.
(сжимаем руки в кулачки и постукиваем ими по коврику)
Будем ежат мы скорей догонять,
Будем с ежатами в прятки играть.
(«бегаем» всеми пальчиками по коврику)
Прятаться будем и будем искать,
Маму-ежиху свою будем звать.
(кладем обе ладони на коврик, прикрывая его, затем разводим ладошки, показывая коврик)
Гладила мама-ежиха ежат,
Очень послушные дети лежат.
(поглаживаем коврик)
Спят!
(складываем ручки под голову – изображаем сон)
Игрушки для ребенка в 1,5 года
До конца второго года жизни остаются актуальными игрушки, которые мы называли в предыдущей статье – о развитии в 1 год. Это и каталки, и игрушки-орудия, составные игрушки, всевозможные сортеры, игрушки с сюрпризом – и многие другие.
Сейчас можно добавить различные виды «малышкового» транспорта – как те, которые можно катать, так и те, на которых можно кататься. Для тематических и сюжетных игр пригодятся игрушечные фрукты и овощи, кухонная утварь, предметы мебели и пр.
Как сон и развитие ребенка взаимно влияют друг на друга
Ребенок в 1,5 года в норме спит 12-13,5 часов в сутки, из которых 1,5-2 ч приходятся на дневной сон (в этом возрасте он уже, как правило, один). Подробнее про ночной и дневной сон полуторагодовалого малыша читайте в нашем сервисе «Сон ребенка месяц за месяцем».
Частый вопрос к BabySleep в этом возрасте
Мама:
«Ребенку 19 месяцев. Подъем в 07:00, дневной сон 12:00-14:00, отбой в 20:00. В 19:00 начинаем спокойно купаться, переодеваться и всячески стараюсь замедлять, но ближе ко сну начинает носиться, нельзя никакими тихими играми занять, ни книжки усадить почитать, можно только схватить на руки чуть ли не насильно, поносить и тогда затихает, и несу укладываться, хотя признаков усталости не наблюдаю (перед дневным сном можно заметить, что устал, трет лицо).
Засыпает быстро, ночь спит без пробуждений. Может ли быть такое, что укладываю рановато и комфортное время бодрствования вечером 6,5 часов? Или в этом возрасте уже может просто не быть признаков усталости, если ночь хорошая, то время бодрствования подходит?»
Если я правильно поняла, малыш носится и скачет, но потом быстро засыпает и хорошо спит ночью. Скорость укладывания и качество сна очень показательны, когда мы «вычисляем» оптимальное бодрствование для ребенка. И если засыпание быстрое, а ночной сон спокойный, можно не стремиться к идеальному вечеру с тихими играми. Скорее всего, у вашего сына достаточно стабильная нервная система, и несмотря на все скачки, он может (с вашей помощью) быстро «затормозиться».
Попробуйте такую тактику: возглавьте вечернее буйство – организуйте активные веселые игры примерно за час до сна, чтобы сын выплеснул энергию, набегался, нахохотался, а уже потом постепенно переходите к тихим занятиям.
Чем BabySleep может помочь
Если ваш малыш каждую ночь просыпается по многу раз, хотя уже давно вышел из младенчества, запишитесь на консультацию к нашим специалистам, чтобы наладить сон максимально комфортно, быстро и эффективно.
Консультанты по детскому сну
Елена Мурадова
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.
Подробнее о консультациях
Елена Мурадова
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
Подписывайтесь!
Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях
Источник