Ребенок отстает в развитии признаки

Ребенок отстает в развитии признаки thumbnail

Оксана Шабурова

Консультация «Как понять, что ребенок отстает в развитии»

«Отставание в развитии» – безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.

Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:

Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.

Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.

Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.

Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается, напрасно пугая будущую маму.

Социальные факторы. Здесь большую роль играет, прежде всего, окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.

Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.

Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенканарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].

Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.

Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».

Стоит забить тревогу,

– если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;

– если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;

– если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;

– если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;

– если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;

– если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;

– если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;

– если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;

– если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;

– если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;

– не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;

– если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;

– если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;

– если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;

– если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].

Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):

– не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай, и он даже и не пытается их сказать;

– ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;

– он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;

– если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;

– он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);

– малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;

– даже не пытается жевать еду;

Читайте также:  Гленн доман физическое развитие ребенка

– если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;

– если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;

– он не слушает вас и не смотрит на вас;

– не проявляет беспокойство от мокрых штанов;

– не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;

– не узнает членов семьи на недавних фотографиях;

– утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;

– предпочитает играть сам по себе;

– если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.

Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].

До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:

– у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;

– забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр., а бросается к случайному предмету;

– ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;

– он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;

– он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;

– он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по ступенькам;

– он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;

– ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;

– он не проявляет интереса к новой еде;

– ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;

– не понимает смысла совместной игры в мяч;

– ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;

– когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;

– ребенокне играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;

– ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);

– проснувшись утром, он не зовет вас;

– его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;

– малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;

– не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;

– ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;

– ребенок не просится в туалет;

– не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;

– если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;

– если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;

– ребенокне чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;

– не различает «своих» и «чужих»людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;

– если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.

Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.

Список литературы

Голубева Л. Г. Развитиеи воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора; Под. ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. М.: Академия, 2002.

Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.

От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. СПб., 1997.

Эльконин Д. Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.

Источник

За последние 10-15 лет выросло количество детей с дисфункцией мозга. Некоторые родители не сразу обнаруживают, что их ребенок имеет задержки в развитии. На что следует обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалистам, «Челнинским известиям» рассказали эксперты.

Увеличилось количество детей с задержкой речи

Детский невролог Наиля Фахрутдинова говорит о том, что самым важным для развития ребенка является первый год жизни. Причины задержки развития имеют глубокие корни. Как протекала беременность у мамы? Не было ли у нее заболеваний, травм? Имеет ли она вредные привычки? Не работала ли она на вредном производстве? Причиной задержки развития ребенка могут быть и хромосомные причины. Важно и то, как проходили роды. В группе риска дети с экстремально низкой массой тела, у которых была внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах.

Детский невролог говорит о том, что увеличилось количество детей с задержкой речевого развития. Речь – это важнейшая составляющая развития ребенка.

В 3 месяца ребенок начинает гуление, в 7-8 месяцев – лепетание, к первому году должен произносить 5-6 простых слов.

От года до двух лет должен показывать картинки, части тела, слушать простые рассказы.

В 2 года формируется фразовая речь, например: «Мама, дай».

В 2-3 года ребенок должен понимать различия в смысле слов (маленький, большой).

В 3-4 года ребенок слышит и слушает родителей, телевизор, понимает простые слова (кто, что, где), может рассказать, что делал в садике.

В 4-5 лет понимает короткие рассказы, отвечает на вопросы, четко произносит звуки речи, общается с детьми.

“Сейчас много детей, которые в 3-5 лет очень плохо говорят. Причина в том, что когда ребенок капризничает, ему дают в руки смартфон или планшет, а не отвлекают традиционными играми”, – говорит детский невролог.

Наиля Фархутдинова не рекомендует давать планшет или телефон ребенку до двух лет. С 2 до 3 лет ребенок может пользоваться им не более 30 минут в день, с трех до семи лет не более 45 минут в день.

Если вы заметили какие-то признаки в отставании у ребенка, следует вовремя обратиться к врачу неврологу. В формировании речи может понадобиться помощь психолога и психиатра, а для исправления дефектов речи следует обратиться к логопеду и дефектологу.

Читайте также:  Значение зрения для развития ребенка

Многие дети выглядят очень уставшими

За последние 10-15 лет с 3 до 40 процентов выросло количество детей с дисфункцией мозга, цифры пугающие. Об этом рассказывает семейный психолог, нейропсихолог Елена Зобнина.

Мозг человека компенсируется до 20-ти лет, это значит, что даже если с ребенком не заниматься, то его мозг восстановится, но это в случае, если поражения были несерьезными.

Одной из проблем современных детей она называет то, что их слишком много водят на различные курсы подготовки, «развивашки».

“До семи лет ребенку нужна игровая деятельность. А многие родители хотят, чтобы он и танцевать умел, и три языка знал. Ко мне часто приводят дошколят, которые в таком маленьком возрасте уже очень устали”, – говорит она.

Кроме того, часто родители даже не подозревают о том, что у ребенка дисфункция мозга, в таком случае, обилие занятий вредит малышу, тут нужно проводить другую работу.

Начинать обучение в школе Елена Зобнина советует с 7 лет. Это время, когда готовность к школе у ребенка сформирована, поэтому, от 20 до 50 процентов шестилетних детей не могут спокойно усваивать школьную программу, что повышает риск возникновения психологических расстройств. И причиной неуспеваемости в школе часто бывает именно то, что они еще не достигли психологической готовности к обучению.

“Перед родителями стоит задача понимать, когда, в какое время и чему учить ребенка. При этом, стандарты, которые сейчас существуют, уже устарели, ведь мозг современных детей работает иначе. А новых стандартов еще нет”, – говорит специалист.

Чем позже диагностируются трудности обучения, тем менее эффективна коррекционная помощь. Доказано, что эффективность коррекционной работы с детьми, у которых сложности, резко снижается уже к середине начальной школы.

Нормы развития ребенка до года:

К 1 месяцу ребенок должен фиксировать взгляд, он реагирует на яркий свет и громкие звуки, может улыбаться.

В 2-3 месяца удерживает голову лежа на животе и вертикально.

В 3 месяца издает звуки, гуление, которое способствует закладке речи, поворачивает голову на звук, переворачивается со спинки на животик.

В 4 месяца берет игрушку в ручки, реагирует на источник звука.

В 5 месяцев отличает чужих людей от близких, реагирует на интонацию.

В 6 месяцев начинает ползать, перекладывает игрушку из одной руки в другую, начинает лепетать, ест с ложки, зажимает еду губами.

В 6-7 месяцев садится, ползает на четвереньках, на вопрос: «Где?» быстро находит предметы.

В 7-8 месяцев самостоятельно садится.

В 8 месяцев долго лепечет, повторяет слоги.

В 9 месяцев встает у опоры, играет с игрушками, произносит слоги, повторяя за взрослыми.

В 1 год должен самостоятельно пойти.

фото Рафит Муллаянов/”Челнинские известия”

Источник

Ребенок тянется ручками вверх

В ЭТОЙ СТАТЬЕ

Каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Границы того, что считается нормой возрастных особенностей малыша, довольно условные. Об этом нужно помнить маме, которая пристально наблюдает за ростом своей ненаглядной крохи. Но не лишним будет узнать о возможных признаках задержки развития ребёнка (речевых и психических), которые должны насторожить родителей. Такие симптомы могут говорить о проблемах в одной или нескольких сферах эмоционального, умственного или физического развития. Если ребёнку будет поставлен диагноз, это ещё не повод для паники. Главное – вовремя принять меры, чтобы помочь малышу преодолеть трудности в будущем или даже наверстать упущенное.

Признаки и симптомы задержки развития ребёнка

Существует множество типов отклонений в развитии младенцев и детей младшего возраста. Они включают в себя проблемы с:

  • языком и речью;
  • зрением;
  • моторно-двигательными навыками;
  • социальными и эмоциональными навыками;
  • когнитивными способностями.

Нарушения могут встречаться в отдельных сферах или во всех сразу. Тогда идёт речь об «общей задержке развития ребёнка». Она возникает по одной из причин:

  • генетические нарушения, например, синдром Дауна;
  • алкогольный синдром плода (фетальный алкогольный синдром), вызванный употреблением алкоголя матерью во время беременности;
  • синдром ломкой Х-хромосомы – наследственная причина когнитивных нарушений;
  • серьезные проблемы со здоровьем, которые связанные с недоношенностью плода и проявляются сразу после рождения ребёнка;
  • другие неустановленные причины.

Рассмотрим подробней симптомы различных нарушений развития, которые могут возникнуть с момента появления малыша на свет до 2-х летнего возраста. Также поговорим о факторах, что стали причиной патологии, и о возможных методах лечения.

Задержка речевого развития у детей

Мама держит малыша за ручки и слушает его лепет

Проблемы с речью у детей – очень распространённое явление. Речь является словесным выражением мыслей с помощью слов. Язык – более широкое понятие, включающее систему символов для передачи и получения информации. Сюда входит и общение с помощью языка жестов.

Возможные причины задержки речевого развития ребенка

Речевые расстройства могут иметь место в случаях:

  • когда малыша учат разговаривать сразу на нескольких языках – это может негативно сказаться на развитии речи детей младшего возраста, но никак не относится к школьникам.
  • неспособности ребёнка к обучению;
  • жестокого обращение с детьми, отсутствии заботы;
  • дизартрии – проблемы с мышцами речевого аппарата, которые отвечают за звукопроизношение;
  • тяжёлых проблем со слухом, которые могут быть вызваны инфекциями среднего уха или некоторыми лекарствами, травмами или генетическими нарушениями.
  • расстройства аутистического спектра – группы неврологических нарушений, которые проявляются в общении, социальном взаимодействии и когнитивных навыках ребёнка.
  • других нарушений, не исследованных наукой.

Способы лечения задержки речевого развития ребенка

Если ты или твой педиатр заподозрили у малыша задержку речевого развития, следует обязательно обследовать ребёнка. Для начала необходимо проверить слух, а после этого посетить логопеда. Он осмотрит язык ребёнка, оценит произношение звуков. Возможно, порекомендует малышу упражнения при задержке речевого развития в домашних условиях или курс логопедических занятий. В случае незначительных нарушений специалисты рекомендуют:

  • больше общаться с ребенком – разговаривайте, пойте вместе, пускай он повторяет за тобой слова и фразы;
  • ежедневно читай ребенку книги;
  • регулярно тренируй речь;
  • в случае инфекции в среднем ухе – пройти лечение.

Признаки задержки речевого развития

Проконсультируйся с врачом, если замечаешь за ребенком хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Также сообщи доктору, если малыш внезапно утратил способности, усвоенные ранее.

Итак, помощь специалиста необходима, если ребёнок:

В 3-4 месяца:

  • не реагирует на громкие звуки;
  • не издаёт лепет;
  • начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

  • не реагирует на звуки;

В 1 год:

  • не говорит ни одного отдельного слова (например, «мама»);
  • не понимает значения слов, таких как «пока» или «нет».

В 2 года:

  • не имеет в словарном запасе как минимум 15 слов;
  • самостоятельно не использует в речи фразу из двух слов; может только повторять слова, если его попросят;
  • разговаривает только в случае необходимости.

Нарушение зрения у детей

Младенец лежит на животе и смотрит вверх

До 6 месяцев новорожденный видит предметы в размытом виде. У полугодовалых малышей уже развивается координация зрения обоих глаз. Но иногда этого не происходит, или появляются другие проблемы с глазками.

Возможные причины нарушения зрения у ребенка

У детей часто встречаются рефракционные нарушения зрения, такие, как близорукость и дальнозоркость. Бывают и проблемы другого рода:

  • амблиопия (ленивый глаз) – нарушение зрения в одном глазу;
  • врождённая катаракта – помутнение хрусталика глаза или другая наследственная проблема. К счастью, такое состояние встречается редко;
  • ретинопатия недоношенных – заболевание глаз, которым иногда страдают дети, родившиеся раньше положенного срока;
  • косоглазие – нарушение положения глаз.
Читайте также:  Сенсорная комната в развитии речи ребенка

Способы лечения нарушения зрения у ребенка

Если вовремя обратиться за врачебной помощью, можно скорректировать многие проблемы со зрением. В зависимости от вида и причины нарушения, ребенку могут потребоваться:

  • очки или контактные линзы;
  • специальные очки;
  • хирургическая операция;
  • глазная повязка.

Признаки нарушения зрения у малышей

Посети врача, если ребёнок:

В 3 месяца:

  • не следит глазками за движущимися объектами;
  • не обращает внимание на свои руки (с 2-х месяцев);
  • имеет проблемы с движением одного или обоих глаз в любом направлении;
  • большую часть времени косит глазками.

В 6 месяцев:

  • один или оба глаза все время смотрят во внутреннюю или наружную стороны;
  • испытывает постоянное слезотечение или сухость глаз;
  • не следует взглядом за объектами вблизи (на расстоянии 20-30 см) или, расположенными на расстоянии 2-х метров.

Если ребёнок потерял любой зрительный навык, приобретённый ранее, также сообщи об этом доктору. Если педиатр заподозрит у малыша проблему с глазками, он, скорее всего, даст направление к офтальмологу для уточнения диагноза.

Задержка моторного развития у детей

Малыш лежит на спине и держит себя за ножки

Проблемы в развитии моторных навыков могут проявиться в трудностях с движениями крупной моторики – таких, как ползанье и ходьба, или мелкой – например, охват пальцев при пользовании ложкой.

Возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой

У детей, родившихся преждевременно, развитие двигательных мышц может происходить в замедленном темпе.

Другие возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой:

  • атаксия – расстройство, при котором нарушается координация мышц;
  • церебральный паралич – состояние, вызванное повреждением головного мозга плода в утробе;
  • когнитивные нарушения;
  • миопатия – болезнь мышц;
  • проблемы со зрением;
  • спина Бифида – генетическая патология, вызывающая частичный или полный паралич нижней части тела

Способы лечения проблем с моторикой детей

Врачи обычно рекомендуют стимулировать физическую активность ребёнка в повседневной жизни. Если случай сложный, могут потребоваться сеансы физиотерапии. Определенные виды физической или трудовой терапии помогают преодолеть трудности с мелкой моторикой или сенсорными нарушениями.

Симптомы задержки моторных навыков

Чтобы обнаружить болезнь на ранних сроках, будь внимательна к возможным симптомам двигательных нарушений. Кроме того, наблюдай, не перестал ли ребёнок в какой-то момент выполнять уже знакомые ему действия.

Осмотр специалиста необходим, если малыш:

В 3-4 месяца:

  • не пытается достать и схватить предмет, не может его удержать;
  • плохо держит голову;
  • не подносит предметы ко рту (в 4 месяца);
  • не отталкивается ногами, когда они упираются в твердую поверхность (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

  • имеет сильно жесткие или наоборот, слишком гибкие мышцы;
  • запрокидывает голову назад, когда сидит;
  • тянется к предметам только одной рукой или не тянется вовсе;
  • не может поднести предмет ко рту;
  • не переворачивается в любом направлении (с 5-и месяцев);
  • не может сидеть без посторонней помощи (с 6-и месяцев);
  • не упирается ногами на стопу, когда вы поднимаете его в вертикальном положении.

В 1 год:

  • не умеет ползать;
  • тащит одну руку или ногу во время ползания;
  • не может стоять у опоры.

В 2 года:

  • не ходит (до 18 месяцев);
  • не становится при ходьбе с пятки на носок, или ходит только на цыпочках;
  • не может толкать игрушку на колёсиках.

Как распознать задержку психического развития у детей?

Мама занимается с малышами на полу

Ребёнок может испытывать проблемы взаимодействия со взрослыми или другими детьми, которые называются задержками социального и/или эмоционального развития (другими словами – задержка психического здоровья). Обычно такие проблемы проявляются до того, как малыш пойдет в школу.

Возможные причины социальной и эмоциональной задержки

Некоторые отклонения в социальных и эмоциональных сферах вызваны:

  • педагогической запущенностью;
  • неэффективным воспитанием или проблемой излишней привязанности;
  • когнитивными нарушениями;
  • другими неизвестными причинами.

Другая распространенная причина задержки социального и эмоционального развития связана с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). Раньше данное нарушение называлось «первазивным расстройством развития» (ПРР), аутизмом, синдромом Аспергера. РАС включает в себя патологии, которые вызывают у ребенка трудности в общении, повторение однообразных действий в поведении и речевые проблемы.

Способы лечения задержки психического развития у детей

Медицинских препаратов, которые бы лечили аутизм, на сегодня не существует. Но коррекционные методы могут включать:

  • специальные виды поведенческой и обучающей терапии;
  • лекарственные препараты, которые помогут при проблемном поведении.

Ранняя диагностика патологии может значительно помочь ребёнку. В некоторых случаях применяется игровая терапия или методики, которые развивают привязанность между малышом и родителями.

Признаки эмоциональной или социальной задержки развития

Когда нужно обращаться к доктору? Обрати внимание на симптомы, перечисленные ниже, а также наблюдай, не теряет ли ребёнок в поведении уже приобретённые навыки. Тебя должно насторожить в действиях малыша следующее:

В 3 месяца:

  • не улыбается людям;
  • не обращает внимание на новые лица или пугается их;

В 7 месяцев:

  • отказывается обниматься;
  • не проявляет привязанности к родителям;
  • не любит находиться среди людей;
  • беспокойно ведёт себя ночью (с 5-и месяцев);
  • улыбается только по просьбе (с 5-и месяцев);
  • не смеется и не визжит (в 6 месяцев);
  • не проявляет интереса к играм в прятки (в 8 месяцев).

В 1 год:

  • не контактирует с помощью звуков, не отвечает на улыбку или мимику (в 9 месяцев);
  • не делает машущих движений руками, не пытается достать предмет и не указывает на него.

Задержка когнитивного развития ребенка

Малыш играет с игрушкой, сидя на полу

Когнитивные расстройства связаны с мыслительными способностями. У ребёнка могут быть сложности с концентрацией внимания, памятью, воображением, принятием простых решений.

Возможные причины мыслительных способностей у детей

К отклонениям в когнитивной сфере приводят:

  • различные трудности в процессе обучения;
  • воздействие алкоголя или токсических веществ, таких как свинец, на плод во время беременности и после рождения ребёнка;
  • педагогическая запущенность в младенчестве или в раннем детстве;
  • Синдром Дауна и другие генетические расстройства;
  • отклонения аутистического спектра;
  • серьезные проблемы со здоровьем у новорожденного;
  • другие неизвестные причины.

Способы лечения

Как и в случае других проблем в развитии ребёнка, своевременное обращение к специалистам поможет успешно скорректировать нарушения. Регулярные занятия дают положительные результаты в развитии определенных когнитивных навыков. Педагоги и терапевты проводят игровую или поведенческую терапию, а также дают рекомендации родителям, как заниматься с ребёнком дома.

Признаки когнитивных задержек

Покажи ребёнка специалисту, если он:

В 1 год:

  • не ищет предметы, которые родители спрятали в присутствии малыша;
  • совсем не использует жестикуляцию, например, не машет рукой;
  • не указывает на предметы, картинки;

В 2 года:

  • не понимает предназначения простых предметов, например, расчески, телефона или ложки;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не повторяет слова и действия.

Наблюдая за развитием когнитивных способностей, также следи за усвоенными навыками ребёнка. Если в какой-то момент он внезапно перестал выполнять привычные действия – сообщи врачу.

Заключение

Помни, все дети – разные и могут иметь индивидуальные особенности в характере и поведении. Истинные патологии развития ребёнка может определить только специалист. Большинство отклонений в детском возрасте не являются сложными, и проходят с возрастом. Но даже если у ребёнка серьёзный диагноз, не стоит сильно расстраиваться. Главное – вовремя найти хорошего специалиста и чётко следовать его рекомендациям. Регулярно проходи с ребёнком медицинский осмотр, во время которого врач оценит состояние ребенка и прогресс от лечения. К счастью, именно в раннем детстве успешно корректируются многие проблемы в развитии.

Источник