Ребенок отстает в развитии на два месяца

Задержка освоения двигательных навыков (моторного развития) у ребенка до года встречается часто, вызывая тревогу и даже панику у родителей и близких родственников. Но всегда ли это так страшно, а когда нужно начинать тревожиться постараемся разобраться в этой статье.
Родители достаточно часто сравнивают физическое (моторное) и психоэмоциональное развитие своего ребенка со сверстниками. Как педиатр мне приходится часто обсуждать с родителями эти вопросы – признаки опережающего развития или малейшее отставание от статистической «нормы», которое вызывает страхи у многих близких.
Задержка моторного развития у грудничка – о чем нужно помнить
Конечно же существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений – это перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба, которые помогают врачам и родителям ориентироваться в данной сфере.
На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.
Задержка моторного развития у грудничка – о чем нужно помнить
Но при этом важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.
Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором – как генетическими особенностями малыша, факторами внешней среды, заболеваниями.
Чаще всего это:
- различные виды перинатальных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода;
- инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни;
- врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата;
- длительная неонатальная желтуха;
- эндокринные патологии (гипотиреоз), обменные нарушения;
- генетические заболевания;
- анемия и другие соматические заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
Когда нужно начинать тревожиться – факторы риска возникновения задержки моторного развития:
- недоношенность менее 35 недель;
- оценка по Апгар — 5 и менее;
- ИВЛ после рождения;
- желтуха более 300 мкмоль/л;
- внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
- крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
- если есть регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
- если были судороги в анамнезе или периодически появляются любые судорожные приступы у ребенка до года;
- если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
- если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
В любом из этих случаев нужно ждать как будет развиваться малыш, обязательно необходимо наблюдение врача-педиатра и невролога, уточнение причины отклонения темпов моторного развития.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
- темповая задержка моторного развития;
- заместительная гидроцефалия;
- перинатальная энцефалопатия;
- синдром повышенной возбудимости;
- нарушения тонуса мышц;
- другие симптомы и синдромы.
Но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.
Задержка моторного развития у грудничка – о чем нужно помнить
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.
Но при этом важно помнить, что во всех этих таблицах приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.
Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).
При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:
- Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
- Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
- Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
- В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.
Именно поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение других врачей. При этом не вижу большой проблемы в консультации у разных педиатров или неврологов, если определяются значительные нарушения физического развития – это право родителей! Особенно если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций узких специалистов, консультации в области или краевой больнице. Очень часто время играет большую роль – своевременно выявленное заболевание и вовремя начатое лечение у детей до года!
Источник
Здравствуйте, дочке 2,5 месяца, умненькая, агукает, игрушки держит, смеётся, но у меня были стремительные роды. Невролог когда узнал сразу понаписывал диагнозов, сказал, что ребёнок полностью здоров, но стремительные роды не шутка лучше перестраховаться. Ребёнку было 1,5 месяца, я значение не предала, поскольку он же и сказал, что ребёнок в порядке. Головку на животе держит минут 5-10 когда как, встаёт на локотки, единственное у нас была физиологическая кривошея после родов, сделали один курс массажа, но головку немного клонит влево, врачам этилен заметно, говорят все ок. Сегодня пришла участковый педиатр и сказала, что дочка ползет, но сказала это так как будто ребёнок болен серозным синдромом. При чем дочка реально пытается ручками отталкиваться и ползти, но от опоры не отталкиваясь, просто к игрушке например. Скажите все ли норм? У кого были стремительные роды, успокойте меня. Я начинаю себя накручивать из-за чего с мужем ругаемся. За сумбур извините. Переживаю просто.
Вероника
[1307207612] – 14 декабря 2018, 19:49
1.
Гость
[3615862076] – 14 декабря 2018, 20:15
У меня были стремительные роды, доченьке сейчас 2,5 года, она умнее, даже гораздо умнее ребят постарше, не то, что сверстников. Родилась с дисплазией, тоже головку тянуло на левую сторону. У нас была отличный педиатр, и когда я, также как и вы переживала по любому поводу сказала: ребёнок до года-что пластилин. Из него можно слепить всё, что угодно. Назначат курсы массажа-не пренебрегайте. А почему вы решили, что отстаёт ваш ребёнок в развитии? Прекрасно развивается, всё у вас в норме! Не страдайте фигнёй, не накручивайте себя!
2.
Гость
[3615862076] – 14 декабря 2018, 20:21
А вообще-врачи чаще всего подстраховываются, даже если вам говорят какие-то неприятные вещи. Ведь невролог смотрел, всё в порядке?! Если бы что-то было не так, вам бы давно влепили диагноз. А вообще, постарайтесь искать в своём ребёнке достоинства и успехи в развитии, а минусы и неудачи-не замечайте. Просто работайте над ними. Вашей малышке нужна спокойная и счастливая мама, ведь у вас самая лучшая дочь на свете!
3.
Гость
[2645453482] – 14 декабря 2018, 20:30
Все хорошо, автор, без паники! Малышка УМНИЧКА!! В 2,5 мес.старается тянутся к игрушке. Не переживайте, все хорошо. Растите здоровенькими.????☘????????????????
4.
Гость
[1096341322] – 14 декабря 2018, 20:57
У меня были очень стремительные роды…врач принимавший роды и детский сказали, что все в норме, ребенок 8 баллов из 10 по какой то там шкале. К трем месяцам хорошо держала голову, не ползала совсем, к 9 месяцам пошла самостоятельно. В 11,5 месяцев стала говорить…Одни из врачей педиатров(меняли место жительства) в 8 мес сделала запись в медкарте ребенок с физическими и умственнвми отклонениями, т.к ее параметры 9-10 месячного, а она не говорит (нужно определенный набрп звуков проидносить) не ходит и зубов нет…сходила к заведущей…листок выдрали, педиатра нам сменили…
Дочь абсолютна нормальный ребенок (правда уже не ребенок и замужем) где то с опережением сверстников росла, где то нет. Но одинаковых людей не бывает. Все у вас хорошо. Занимайтесь с ребенком, ращвивайте….да если голову набочок держит может и не кривошея остаться, а ассигматизм (это к аккулисту). Показывайте игрушки-погремушки, так чтобы поворачивала голову в противоположную сторону.
5.
Автор
[1307207612] – 14 декабря 2018, 21:38
Гость
У меня были стремительные роды, доченьке сейчас 2,5 года, она умнее, даже гораздо умнее ребят постарше, не то, что сверстников. Родилась с дисплазией, тоже головку тянуло на левую сторону. У нас была отличный педиатр, и когда я, также как и вы переживала по любому поводу сказала: ребёнок до года-что пластилин. Из него можно слепить всё, что угодно. Назначат курсы массажа-не пренебрегайте. А почему вы решили, что отстаёт ваш ребёнок в развитии? Прекрасно развивается, всё у вас в норме! Не страдайте фигнёй, не накручивайте себя!
6.
Гость
[2705983302] – 14 декабря 2018, 21:45
Не может ребенок в 2.5 месяца ползать!!! Или вы этим называете покачивание и подъем на руках? Ползать начинают гораздо позже здоровые дети, некоторые вообще не ползают и сразу поднимаются в кроватке, ходят по ней. Потом самостоятельно начинают ходить.
7.
Гость
[2705983302] – 14 декабря 2018, 21:50
Стремительные роды, автор, – это сколько времени прошло от отхождения вод до появления ребенка.
У меня два часа. Никаких проблем в жизни с ней нет. Учится в средней школе.
8.
Гость
[2335206355] – 14 декабря 2018, 21:54
Гость
Стремительные роды, автор, – это сколько времени прошло от отхождения вод до появления ребенка.
У меня два часа. Никаких проблем в жизни с ней нет. Учится в средней школе.
9.
Гость
[2705983302] – 14 декабря 2018, 22:06
Что да ладно? Воды отошли в 9 вечера, немного сжимался живот, до роддома 40 минут на машине, схватки в машине были каждые 3 минуты, приехала в роддом – сразу на стол ( без клизмы, я была побрита ) в 11 вечера родила дочку. Никаких разрывов и ужасов. Дочь родилась 52 см 3700 гр веса.
10.
Гость
[3200175900] – 15 декабря 2018, 00:48
Гость
Что да ладно? Воды отошли в 9 вечера, немного сжимался живот, до роддома 40 минут на машине, схватки в машине были каждые 3 минуты, приехала в роддом – сразу на стол ( без клизмы, я была побрита ) в 11 вечера родила дочку. Никаких разрывов и ужасов. Дочь родилась 52 см 3700 гр веса.
11.
Mickey Mouse
[1539124865] – 15 декабря 2018, 01:04
Гость
Не может ребенок в 2.5 месяца ползать!!! Или вы этим называете покачивание и подъем на руках? Ползать начинают гораздо позже здоровые дети, некоторые вообще не ползают и сразу поднимаются в кроватке, ходят по ней. Потом самостоятельно начинают ходить.
12.
Автор
[1307207612] – 15 декабря 2018, 01:09
Гость
Не может ребенок в 2.5 месяца ползать!!! Или вы этим называете покачивание и подъем на руках? Ползать начинают гораздо позже здоровые дети, некоторые вообще не ползают и сразу поднимаются в кроватке, ходят по ней. Потом самостоятельно начинают ходить.
13.
Гость
[43756034] – 15 декабря 2018, 03:30
Все у вас нормально!
14.
Гость
[1580164928] – 15 декабря 2018, 08:38
У меня тоже ребенок в 2,5 месяца ещё не ползал, не ходил и не говорил). Зато в 27 защитил диссертацию. Выровнялся))
15.
Гость
[1580164928] – 15 декабря 2018, 08:49
Врач скажет всегда четко вам, если что-то будет не в порядке. Не надо додумывать то, что не говорилось. Что значит: “педиатр сказала.. так, как будто ребенок болен”. Тон, что ли, был не тот?
16.
Автор
[1307207612] – 15 декабря 2018, 10:01
Гость
Врач скажет всегда четко вам, если что-то будет не в порядке. Не надо додумывать то, что не говорилось. Что значит: “педиатр сказала.. так, как будто ребенок болен”. Тон, что ли, был не тот?
17.
гость
[957243841] – 15 декабря 2018, 12:28
Гость
Все хорошо, автор, без паники! Малышка УМНИЧКА!! В 2,5 мес.старается тянутся к игрушке. Не переживайте, все хорошо. Растите здоровенькими.????☘????????????????
18.
гость
[957243841] – 15 декабря 2018, 12:47
Гость
Не может ребенок в 2.5 месяца ползать!!! Или вы этим называете покачивание и подъем на руках? Ползать начинают гораздо позже здоровые дети, некоторые вообще не ползают и сразу поднимаются в кроватке, ходят по ней. Потом самостоятельно начинают ходить.
19.
Автор
[1307207612] – 15 декабря 2018, 14:06
гость
Он не ползает- у него должен быть рефлекс- отталкивание от опоры. В общем, автор не на форуме выспрашивайте, а идите к хорошему детскому невропатологу, желательно не к частному, а работающему в детской больнице или поликлинике. Роды могут быть стремительными или затяжными, или обычными- в любых ребенок может получить кислородное голодание, что отразится на ЦНС и требует лечение. Чем меньше ребенок, тем легче все коорректируется.
20.
гсоть
[957243841] – 15 декабря 2018, 14:51
Автор
Для меня например если проблема с рефлексами, значит проблема с мозгом, значит это серьезно, а то говорят ой у вас проблемы, но вообще ребёнок здоров. К врачам доверия нет, сколько врачей столько диагнозов. И вот ещё представьте человек задал три вопроса: какие были роды? Есть ли у меня претензии к ребёнку? Срыгивает ли ребёнок? Я ответила: роды 6 часов, в ребёнке меня ничего не беспокоит (спит шикарно, ест шикарно), срыгивает бывает после еды, если после еды не прыгнула ничего, может через час срыгнуть, он на ребёнка посмотрел и написал исходя из того ЧТО сказала Я, написал диагноз. Это норма? Как понять адекватность невролога? Потому что педиатр (не участковая) а та у которой мы наблюдаемся ничего плохого не видит….
21.
Гость
[2681755283] – 15 декабря 2018, 18:54
У меня были стремительные роды. Сын родился фиолетовый, сплошной синяк. Стоял на учёте невролога до года. Потом сняли. Сейчас взрослый красивый парень, сам недавно стал отцом!
22.
Гость
[1307207612] – 15 декабря 2018, 19:25
Гость
У меня были стремительные роды. Сын родился фиолетовый, сплошной синяк. Стоял на учёте невролога до года. Потом сняли. Сейчас взрослый красивый парень, сам недавно стал отцом!
23.
Гость
[1568434272] – 15 декабря 2018, 22:32
Дорогая автор, я как мама девочки, которая лишь на несколько месяцев младше вашей, только что пройдя все эти этапы могу сказать, что ваша малышка – умница и даже опережает развитие. Ваш врач просто перестраховывает свои булки. Но, чтобы было спокойнее всё же сходите к ещё одному доктору и просто наблюдайтесь. Малышке сейчас и так не легко, газики, она хочет рядом спокойную и уверенную маму, пожалейте себя и её и не надо при ней с мужем ругаться, не закладывайте ей тревожность.
24.
Гость
[1568434272] – 15 декабря 2018, 22:33
Гость
Дорогая автор, я как мама девочки, которая лишь на несколько месяцев младше вашей, только что пройдя все эти этапы могу сказать, что ваша малышка – умница и даже опережает развитие. Ваш врач просто перестраховывает свои булки. Но, чтобы было спокойнее всё же сходите к ещё одному доктору и просто наблюдайтесь. Малышке сейчас и так не легко, газики, она хочет рядом спокойную и уверенную маму, пожалейте себя и её и не надо при ней с мужем ругаться, не закладывайте ей тревожность.
25.
Варя
[2032661950] – 15 декабря 2018, 23:54
Гость
Что да ладно? Воды отошли в 9 вечера, немного сжимался живот, до роддома 40 минут на машине, схватки в машине были каждые 3 минуты, приехала в роддом – сразу на стол ( без клизмы, я была побрита ) в 11 вечера родила дочку. Никаких разрывов и ужасов. Дочь родилась 52 см 3700 гр веса.
26.
Забавишна
[4226617027] – 21 декабря 2018, 17:37
Источник
«Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.
Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:
- Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.
Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.
Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.
Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенка нарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].
Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.
Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».
Стоит забить тревогу,
– если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;
– если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;
– если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;
– если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;
– если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;
– если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;
– если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;
– если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;
– если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;
– если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;
– не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;
– если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;
– если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;
– если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;
– если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].
Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):
– не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай), и он даже и не пытается их сказать;
– ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;
– он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;
– если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;
– он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);
– малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;
– даже не пытается жевать еду;
– если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;
– если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;
– он не слушает вас и не смотрит на вас;
– не проявляет беспокойство от мокрых штанов;
– не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;
– не узнает членов семьи на недавних фотографиях;
– утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;
– предпочитает играть сам по себе;
– если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.
Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].
До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:
– у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;
– забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр.), а бросается к случайному предмету;
– ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;
– он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;
– он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;
– он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по ступенькам;
– он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;
– ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;
– он не проявляет интереса к новой еде;
– ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;
– не понимает смысла совместной игры в мяч;
– ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;
– когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;
– ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;
– ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);
– проснувшись утром, он не зовет вас;
– его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;
– малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;
– не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;
– ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;
– ребенок не просится в туалет;
– не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;
– если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;
– если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;
– ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;
– не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;
– если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.
Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.
Список литературы
- Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под. ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
- Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
- От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб., 1997.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.
Источник