Ребенок отличающийся ранним развитием

Ребенок отличающийся ранним развитием thumbnail

Раннее развитие – это концепция, основанная на утверждении, что к 3 годам человеческий мозг сформирован уже на 70% (по другим источникам на 80%), а к 6-7 годам – на 90%, и поэтому многим вещам ребенка необходимо научить до этого возраста, иначе в более старшем возрасте он не сможет это освоить.

Данная концепция получила широкое распространение, ее последователей можно встретить во многих странах мира. Например, об этом можно прочесть в книге Масару Ибука «После трех уже поздно».

Не стоит путать раннее развитие с развитием в раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет), так как подходы могут быть совершенно различными и преследовать разные цели.

При раннем развитии ребенок получает навыки и знания, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития. Сюда можно отнести следующие умения:

  • чтение;
  • математические навыки (ментальная арифметика);
  • иностранные языки;
  • шахматы;
  • скоростное собирание кубика Рубика;
  • игра на музыкальных инструментах и пр.

Польза или вред в зависимости от организации занятий

Человеческий мозг развивается неравномерно:

  • В мозгу новорожденного содержится около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько и у взрослого. Разница в количестве дендритов и синапсов, которых при рождении мало, но после появления ребенка на свет нейронные связи образуются очень активно;
  • Слуховой анализатор к моменту рождения полностью готов к функционированию, вторичные зоны коры созревают к 2 годам; в 7 лет слуховая кора сопоставима с корой взрослого человека;
  • Зрительный анализатор в момент рождения менее зрелый, и зрительное восприятие новорожденного, годовалого и двухгодовалого ребенка будут сильно различаться. Первичная зрительная кора созревает лишь к 4 годам, а вторичная – к 7;
  • Двигательный анализатор к моменту рождения также незрелый. Первичная моторная кора созревает только в период между 2 и 4 годами. Вторичная кора созревает к 7-11 годам.
  • Ассоциативные зоны коры (третичная кора) созревают намного позже. Задняя ассоциативная кора (зона ТРО) созревает к 11-12 годам. Лобная кора созревает полностью только к 20-25 годам (данные исследователей различаются).

пирамида обученияОсновные задачи в развитии ребенка раннего детского и дошкольного возраста – это обеспечение внешней стимулирующей среды для того, чтобы «нижние» блоки мозга смогли сформировать необходимые связи и дозреть. Ведь без включения в реальную деятельность соответствующие зоны коры будут формироваться с дефицитом. Не только телесное здоровье играет роль для развития ЦНС, но и образ жизни, среда, семья. Проведено огромное количество исследований, которые доказывают, что если нет внешних стимулов в так называемый сензитивный период развития, то задействованные в процессе отделы мозга не развиваются (и уже никогда не разовьются). Например, был проведен такой эксперимент. Новорожденным котятам зашили один глазик. Контрольной группе котят глаза не зашивали. Спустя два месяца швы сняли, и экспериментальная группа котят снова могла видеть двумя глазами. Но нейровизуализация показала, что дендриты первичной зрительной коры головного мозга практически отсутствовали. То есть нейроны не имели связей, и котята имели так называемую одностороннюю корковую слепоту. Котята могли, но не умели видеть тем глазом, который был зашит. Те зоны зрительной коры, которые отвечали за прием и переработку информации от незашитого глаза, развились нормально. Как и зрительная кора котят из контрольной группы.

У человека первыми развиваются зоны коры, соответствующие сенсорным и моторным анализаторам. И уже после этого формируются так называемые ассоциативные зоны, третичная кора, которая «надстраивается» на сформированные системы и объединяет их. С помощью этих ассоциативных зон человек может пользоваться речью, мыслить абстрактно при отсутствии реальных предметов, имея их образы в голове, строить и понимать сложные вербальные и символические формулы, в том числе читать, писать и считать. Если у ребенка недостаточно развит слуховой анализатор, то формирование речи будет происходить с искажением. Если не сформирована схема собственного тела, то пространственные представления, с помощью которых мы оперируем математическими понятиями, системами координат, будут формироваться с сильным дефицитом. Если давать слишком рано задачи, выполнение которых обеспечиваются третичными зонами коры (чтение, письмо, счет), то низлежащие уровни не сформируются должным образом.

Новорожденный ребенок умеет на слух различать фонемы разных языковых групп, то есть слуховой анализатор развивается быстрее, чем зрительный. Поэтому раннее обучение иностранным языкам достаточно перспективно и не противоречит естественному развитию мозга ребенка при условии, что нервная система ребенка полностью здорова, и при обучении идет опора именно на слух.

Идея целенаправленного участия взрослых в развитии ребенка в раннем детском (1-3 года) и дошкольном (3-6 лет) возрасте поддерживается всеми психологами, однако единого мнения относительно эффективности занятий и методик не существует, поскольку они во многом зависят от педагога и формы организации занятий. В некоторых ситуациях возможны негативные эффекты, которые в основном связаны с асинхронией развития различных аспектов психики у детей. Неравномерность процессов приобретения и освоения навыков может приводить к задержкам психического развития, патологической акселерации, недоразвитию моторной сферы.

Если бездумно и бессистемно обучать ребенка всевозможным навыкам и знаниям, то возможны следующие негативные последствия:

  • При отсутствии коммуникативных навыков и самостоятельной системы ценностей полученные знания становятся обузой.
  • Хорошо развитая техника чтения не дает понимания прочитанного текста.
  • Хороший уровень памяти заменяет мыслительные способности и умение находить решение в нестандартных ситуациях.
  • Освоение букв и цифр до 5-летнего возраста искажает процесс формирования предпосылок к школьному обучению, так как мозг не готов по разным параметрам усваивать графические символы как систему. Получается, что те функции, которые должны созреть именно в более раннем возрасте, разовьются недостаточно, отсюда сформируется когнитивный дефицит. Пример: в наш центр обратилась мама девочки 9 лет, которая обучала дочку чтению с трех лет по кубикам Зайцева. В результате применения методики без учета особенностей развития межполушарного взаимодействия и пространственных представлений у ребенка сформировалась дислексия и дисграфия.
  • Большой словарный запас иностранных слов сочетается с отсутствием понимания простых слов родного языка (кода ребенок не может сказать, что ему больно или хочет пить). В таких ситуациях часто происходит смешивание родного и изучаемого языка: «Мама, где мой swimwear?»

Таким образом, усиление когнитивных нагрузок на незрелый мозг ребенка без двигательной, сенсорной и игровой деятельности приводит исключительно к механистическому применению знаний. При высоких интеллектуальных показателях малыш может оказаться довольно беспомощным в быту – не уметь самостоятельно одеться или застегнуть курточку, не знать, что стоит подуть на горячее, чтобы не обжечься, и прочее. Также возможны нарушения зрения, концентрации внимания, работы головного мозга, общее угнетение психики и невротизация личности.

Занятия должны проходить по режиму. Это важно для синхронизации работы гипоталамо-гипофизарной системы (подкорковые отделы мозга, которые отвечают за уровень активности, мотивацию к деятельности, сон и бодрствование). Внешний ритм, в том числе и режим дня, становится опорой для формирования  внутренней системы знаков в будущем.

Режим с максимально распланированным днем становится особо актуальным в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что занятия в школе проводятся по определенному графику. Кроме того, в более старшем возрасте ребенку важно освоить регуляцию собственных потребностей, научиться сознательно направлять внимание и заниматься не всегда интересной, но нужной деятельностью. Для этого необходимо умение следовать расписанию, а способность волевого контролирования своего поведения появляется около 7 лет. Каждому возрасту нужен свой режим, так как на определенном этапе развития ребенка выполняются разные задачи, за ребенком осуществляется разной степени контроль.

Важным является разностороннее развитие, поэтому не стоит все время посвящать только чему-то одному (например, изучению языков или спорту). Рекомендуется одно занятие составлять из пятиминуток с изменением вида деятельности. Нельзя забывать о физическом развитии – гимнастика, плавание, танцы и др..

Оптимальным графиком будет от 2 до 4 занятий в неделю. В раннем возрасте лучше всего заниматься по 15 минут одним видом деятельности, а потом переключать внимание ребенка на другое занятие. Таким образом, он не будет перегружен обучением. Чем старше становится ребенок, тем дольше он сможет концентрироваться на одном деле.

При этом важно соблюсти разностороннее развитие, и, если в понедельник обучение посвящено языкам, то во вторник хорошо бы посетить бассейн, а в среду выучить новых животных и т.д. Главное, чтобы занятий не было чрезмерно много и они соответствовали уровню и интересам малыша. Также важно не перегружать  один анализатор. Лучше в раннем возрасте учить ребенка воспринимать все на слух. Сейчас идет большой перекос на зрение, а отделы мозга, отвечающие за зрительный анализатор, созревают позже, чем слуховые, поэтому возникает асинхрония. Прежде чем показывать изображение на картинке, сначала нужно дать увидеть предмет, животное, растение, фрукт и т.д. в реальности. Изображение – это уже определенный знак, а знаковая система формируется на основе живого сенсорного опыта.

Альтернатива раннему развитию

Наиболее важным в жизни ребенка является процесс игры, поэтому родители могут организовывать его день и всю деятельность таким образом, чтобы через игровую деятельность развивалась личность ребенка. Задача родителя состоит в том, чтобы обучить своего ребенка различать и выражать свои чувства, уметь взаимодействовать с социумом и понимать свои потребности. Ошибочно мнение, что если полностью составить график из занятий и развивающих методик, то личность будет более развитой. От родительской фигуры необходимо предоставление свободного времени для ассимиляции полученного опыта, возможности проявления спонтанности действий.

Актуальным остается вопрос, чтобы занятия с педагогом отличались от времени, проведенного с родителями. Названия улиц, животных, цветов и увеличение словарного запаса – задача педагога раннего развития. Задачи родителей сводятся прежде всего к следующим:

  • сенсомоторное развитие – игры и упражнения, где ребенок развивает различные виды чувствительности, учится ориентироваться в окружающем пространстве, развивает крупную и мелкую моторику;
  • развитие эмоционального интеллекта через называние и проговаривание собственных чувств, обозначение различных эмоциональных состояний самого ребенка;
  • убрать ограничения в проявлении творческих желаний (когда захотел рисовать, тогда пусть и рисует, ловит кузнечиков, месит глину) – чем больше у ребенка будет возможности заниматься тем, что интересно сейчас, а не тем, что предлагают взрослые, тем лучше потом работает воображение.

Родители должны изучать мир вместе с ребенком, показывать ему новых животных, имитировать окружающие звуки, объяснять различные свойства предметов. Только при таком взаимодействии возможно практическое применение полученных знаний. Обязательно должны быть элементы физической нагрузки (бег, ходьба по бревнам, лазанье и т.д.), а также телесного контакта (объятия, щекотка, качание на руках, подбрасывания вверх и пр.). Это необходимо для гармоничного развития всей личности и активизации естественной любознательности как основного движущего фактора развития.

Раннее изучение иностранных языков

Раннее изучение иностранных языков стоит обычно отдельным вопросом среди развития всех прочих навыков, поскольку существует мнение, что чем раньше начинается обучение, тем лучше ребенок овладевает дополнительным языком. Данное утверждение можно относить только к здоровым детям. В других случаях это может навредить развитию ребенка.

Противопоказано изучение иностранного языка детям с:

  • неврологическими нарушениями;
  • нарушением звукопроизношения и звуковосприятия.

При изучении второго языка существующие проблемы могут только усугубляться, поскольку те особенности произношения, которые являются нормой для иностранного языка, могут рассматриваться как дефект в родном.

Неврологическая патология часто дает ослабленную память, а поскольку язык в детстве запоминается механически, то эффективность таких занятий сводится к нулю. То, что было выучено на одном занятии, будет забыто к следующему, но ребенок потратит много сил и времени на запоминание новых слов.

Возможные негативные последствия изучения иностранного языка ребенка с неврологическими и логопедическими проблемами:

  • дислексия;
  • дисграфия;
  • нарушение произношения;
  • неправильное формирование артикуляционного аппарата;
  • перенапряжение нервной системы;
  • общее недоразвитие речи родного языка: низкий словарный запас, нарушение лексики, грамматики, звукопроизношения, фонематического слуха.

Положительное влияние от изучения иностранного языка возможно только у здоровых детей и при успешном овладении родной речью. Тогда иностранный язык помогает формировать новые нейронные связи, развивает второе полушарие и межполушарные связи (последние исследования мозга показали, что при общении на родном и иностранном языках у человека задействованы разные полушария головного мозга), расширяет круг общения, раскрывает новые горизонты, в том числе при выборе будущей профессии и места проживания, формирует мотивацию на дальнейшее изучение языков и даже поднимает самооценку и придает уверенность в себе.

Источник

Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики.

Раннее детство – период в жизни ребенка от 1 года (кризис первого года) до 3 лет (кризис трех лет).

Социальная ситуация развития— это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова). Ребенок становится самостоятельнее в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Основными достижениями (центральные новообразования) раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом (прямохлждение), речью, развитие предметной деятельности.

Прямохождение и овладение телом позволяют расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.

Речь развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь, которая становится средством общения.

Развитие речи связано с общением со взрослым и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Развиваются коммуникативная, обобщающая функции речи и регулирующая функция, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого. На третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка.

Среди всех психических функций доминирует восприятие, остальные находятся в определенной зависимости от него. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания (один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, замещение предмета знаком). Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули). Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

Память развивается интенсивно и проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.

Предпосылками воображения выступают представления, появляющиеся на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре. Оно функционирует с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.

Внимание развивается в результате освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Развитие самосознания связано с отделением себя от предмета, себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

Изменяется общение со взрослыми — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. Наблюдается стремление к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества и демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.

Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка от 3 (кризис 3 лет) до 6-7 лет (кризис 7 лет).

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Испытывает желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития связана с изменением места ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность – игра. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью. Игра способствует становлению общения со сверстниками и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) – Жан Пиаже. Дошкольник еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). В конце дошкольного возраста происходит переход к контекстной речи. Он может пересказать сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

Универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте:
• значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
• внимание становится опосредованным;
• внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
• появляются элементы послепроизвольного внимания.

Наиболее благоприятный период для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает, что расширяет сферу познавательной деятельности. Учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память становится ведущей функцией.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение становится управляемым. Формируются действия воображения:
• замысел в форме наглядной модели;
• образ воображаемого объекта;
• образ действия с объектом.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов, с которым связывают начало становления его личности. В младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора, не реагировать на привлекательный предмет. Такое возможно благодаря более сильным мотивам – «ограничителям». Наиболее сильный мотив — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (или исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник усваивает этические нормы и оценивает поступки соответственно свои поступки, подчиняя свое поведение этим нормам. Младший дошкольник не может оценивать свои поступки, не осознает причины своего отношения к к-л, оценивает других глобально: плохой или хороший, а также их действия.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию и считается центральным новообразованием дошкольного детства. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое или согласуется с нормами или не вписывается в систему отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
• интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);
• личностная (в том числе мотивационная);
• социально-психологическая готовность;
• готовность эмоционально-волевой сферы.

Источник