Ребенок отказывается от еды в 2 года причины комаровский

Ребенок отказывается от еды в 2 года причины комаровский thumbnail

опубликовано 12/03/2010 10:22

обновлено 21/04/2016

Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум – болезнь. И это действительно так, снижение аппетита – типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку обусловлено, биологической целесообразностью, и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят.

На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды… Но это только на первый взгляд.

Основные проявления острых болезней приводят к усиленной циркуляции крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых – сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особо выражено в кишечнике. Понятно, что кишечнику в такой ситуации, мягко говоря, не до еды.

Печень – важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный «борец» с инфекциями. Именно печень – активный участник синтеза антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень – мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита – важный защитный механизм, преследующий очевидную цель: дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.

Т.е. отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка – абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм – тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления.

Почему ребенок отказывается есть? Нужно ли уговаривать детей кушать? Правильно ли заставлять ребенка доедать?

Обязательно ли ребенку есть каждый день суп?

Мнение доктора Комаровского

Какие главные продукты должны быть в рационе ребенка? Насколько разнообразным должно быть питание ребенка?

Подробно об этом

Можно ли давать детям сладкое? Сколько сладкого можно ребенку?

Отвечает доктор Комаровский

Еще про аппетит и питание

1. В разделе Библиотека читайте актуальные материалы разных авторов на тему Аппетит и питание:

  • Безопасность пищевых продуктов и болезни пищевого происхождения. Информационный бюллетень ВОЗ
  • Как накормить «нехочуху»
  • Пять принципов повышения безопасности пищевых продуктов
  • Как увеличить количество клетчатки в рационе
  • Питание детей грудного и раннего возраста. Информационный бюллетень N°342 (Февраль 2014 г.)
  • Витамины и дети
  • 10 продуктов для здоровой кожи
  • Результаты исследований: сладкие напитки = здоровые напитки?
  • Здоровое питание. Информационный бюллетень N°394 (Сентябрь 2014 г.)
  • Общество НЕчистых тарелок, или Как НЕ вырастить обжору!
  • Родители, будьте хорошим примером для ребёнка! 10 советов: как научить ребенка питаться правильно
  • Фруктовые соки. Скрытая опасность в знакомом продукте
  • Безопасность продуктов питания
  • Всемирный день здоровья 2015 г.: Безопасность пищевых продуктов
  • Основы правильного питания: проверено на себе
  • Здоровое питание (пирамида здорового питания)
  • Режим дня, питание и безопасность школьников
  • Подростки: 5 полезных привычек
  • Почему дети должны получать 5 порций фруктов и овощей ежедневно?
  • Телевизор и еда – неполезно никогда

2. В разделе Видео и аудио смотрите следующие выпуски передачи Школа доктора Комаровского:

  • Принципы безопасного питания
  • Разнообразное питание
  • Страсти про сласти
  • Ребенок и вегетарианство
  • Витамины
  • Я кушать не хочу!
  • Полезная и неполезная еда
  • Биодобавки

И другие передачи:

  • Мамина школа. О детском питании
  • Наше все. Сахар
  • Первое блюдо
  • Соки
  • Не ест из ложки
  • Овощное пюре – в банках или готовить самим?
  • Дитя и вегетарианство
  • Отказывается от молочного
  • Избирательный аппетит
  • Сосиски, сардельки, колбаса
  • Можно ли годовалому ребенку коровье молоко?
  • Микроволновка

3. Читайте в книге “Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников” главу:

  • Аппетит

Другие вопросы, касающиеся питания:

  • Питание
  • Это хочу, это не хочу
  • Кормление в промежутках между кормлениями
  • Сладости
  • Первое блюдо
  • Питание и болезни

4. В разделе Статьи об аппетите:

  • Я кушать не хочу

Другие вопросы, касающиеся питания:

  • Что такое “разнообразное питание” и кому оно необходимо?
  • Страсти про сласти
  • Питание

5. Информация об аппетите в разделе Письма:

  • Про хороший аппетит и лишний вес

6. Об аппетите в разделе Вопросы и ответы:

  • Ребенок часто болеет бронхитом и плохо ест
  • Корень аира для повышения аппетита
  • Чрезмерно хороший аппетит – потребность или вредная привычка?
  • Ребенок отказывается от еды
  • Хороший аппетит
  • Прорезывание зубов и аппетит
  • Аппетит
  • Прекрасный аппетит
  • Отказывается сама есть
  • Ребенок мало ест
  • О вредности Coca-Cola
  • Отношение к БАДам
  • Ест только грудь
  • Молоко перед сном и по ночам
  • Лечение обнаруженного протея
  • Почему дети едят козявки?
  • Орущий ребенок
  • Проблемы с аппетитом
  • Не набираем вес, но растем
  • Как научить ребенка кушать и пить?
  • Меню после 1 года
  • Каши сухие и сваренные
  • Есть ли жизнь без мяса?
  • Плохая прибавка веса
  • Еда каждые 2 часа
  • Новое меню в детских садах
  • Пьет много йогурта

Другие вопросы, касающиеся питания:

  • Отклонения в кардиограмме из-за неправильного питания
  • Что значит – правильное питание для ребенка?
  • Дитя и вегетарианство
  • Полное отсутствие горячей еды
  • Паратрофия
  • Нормы питания для ребенка 8 месяцев
  • Соленые огурцы для семимесячного ребенка
  • Ребенок отказывается от молочного
  • Любит кушать пластилин – потребность или вредная привычка?
  • Проблемы с пищеварением
  • Какое молоко полезней – коровье или козье?
  • О вреде кефира (аргументы и контраргументы)
  • Возраст кефира
  • Почему не бывает дискинезии желчевыводящих путей у детей из многодетных семей?
  • Быстрая еда – вредно?
  • Овощные пюре – еда или нет?
  • Ночная еда
  • Избирательность в еде
  • О вреде сладкого
  • Молоко, кальций и стронций
  • Жирная еда и фестал
  • Творог, соки, рыбный бульон
  • Диспанкреатизм
  • Борьба с перееданием
  • Ест только кефир
  • Мед
  • Поедание клубники
  • Как пить молоко?
  • Не ест овощи
  • Дискинезия желчевыводящих путей (немного физиологии)
  • Еда и кальций (отсутствие в рационе молочных продуктов)
  • О вреде молока
  • Закрывают молочную кухню. Чем кормить?
  • Чем разбавлять овощное пюре?
  • Вегетарианство и беременность
  • Первые блюда
  • Что такое безопасное питание?
  • Вода талая или кипяченая? Какая лучше?
  • Продукция с молочной кухни или кефир домашнего приготовления?

7. Обсуждение проблем с аппетитом у детей на нашем Форуме:

  • Плохо ест (отсутствие аппетита)
  • Хороший аппетит или Как узнать, что ребенок переедает?
  • Плохой аппетит утром

Другие вопросы, касающиеся питания:

  • Рассуждения о пользе и вреде продуктов
  • Закваски для кисломолочных продуктов
  • Не жует, давится
  • Бульоны
  • SOS! В 2 года кушаем ночью 2 раза!
  • Как разнообразить меню малыша?
  • Нужен ли сахар и соль ребенку?
  • Молоко в детском питании (коровье, козье)
  • “Общий стол” или кормежка после года
  • Нужна ли ребенку культура еды?
  • Долго кушаем
  • А что по поводу вегетарианства?
  • Вредная еда. Приучать ли к ней ребенка?
  • Все о кашах после года
  • Все о мёде
  • Самостоятельная еда
  • О пользе яиц в детском питании
  • Трансгены в детском питании. Разные подозрительные комп-ты
  • Масло в детской еде
  • Творог после года
  • Питание во время и после болезни
  • Польза и вред готовки для малышей в СВЧ-печках?
  • Сладости
  • Сухие завтраки
  • Полезная манная каша?!
  • Орехи в 2 года?
  • Мифы о детском питании
  • Приправы в детском питании
  • Много хлеба не бывает
  • Группа крови и питание
  • Еда на природе
  • Питание в жару
  • Сыроедение
Читайте также:  Нормы питания ребенок 2 года

8. Кроме того, о проблемах с аппетитом читайте в нашей Библиотеке:

  • Понимание, любовь, терпение. Беседа с Василенко В.В.

А также другие вопросы, касающиеся питания:

  • Любителям сладенького. Василенко В.В.
  • Правило бутерброда. Беседа с Василенко В.В.
  • Накройте пятый стол. Василенко В.В.
  • Об опасности перекорма
  • Никитины Б. и Л. Мы и наши дети, главы: “Проблема” питания и Каша тут ни при чем
  • О грибах, без шуток и всерьез. Советы врача. Мельник А.А.
  • Избыточный вес и ожирение: что делать? Шведова А.
  • Принципы здорового питания для будущих мам и пап

9. В “Справочнике для здравомыслящих родителей” теме питания посвящены следующие главы:

ПИТАНИЕ

  • 3.1. Общая информация
  • 3.1.1. Объем желудка
  • 3.1.2. Химический состав и калорийность основных пищевых продуктов
  • 3.1.2.1. Молоко и молочные продукты
  • 3.1.2.2. Жиры. Мясо и мясные продукты. Яйца
  • 3.1.2.3. Рыба и рыбные продукты
  • 3.1.2.4. Мука. Крупа. Хлеб
  • 3.1.2.5. Овощи, фрукты, плоды, ягоды
  • 3.1.2.6. Сахаристые и кондитерские изделия
  • 3.1.3. Размер несъедобной части пищевых продуктов
  • 3.1.4. Основные источники и функции витаминов
  • 3.1.5. Основные источники и функции минералов
  • 3.3. Питание детей дошкольного и школьного возраста
  • 3.3.1. Суточная физиологическая потребность детей дошкольного и школьного возраста в основных пищевых веществах и энергии
  • 3.3.2. Ориентировочное количество пищи для детей разного возраста
  • 3.3.3. Суточный набор продуктов для детей

10. В нашем Справочнике на сайте есть раздел, в котором вы также можете найти много нужной и полезной информации:

  • Питание

Источник

Авторы: Комаровский Е.О.

Немного теории для начала. Аппетит – это желание есть. Желание нормальное, физиологическое. Физиология аппетита состоит в том, что организм испытывает потребность в еде и готов эту еду переработать и усвоить.

Две разновидности аппетита понятны и очевидны каждому. Во-первых, аппетит естественный, при котором желание есть обусловлено желанием жить, и, во-вторых, аппетит избирательный, представляющий собой способ получения удовольствия от процесса еды и вкуса пищи.

Личный опыт каждого взрослого человека указывает на то, что оба упомянутых аппетита теснейшим образом взаимосвязаны: чем сильнее аппетит естественный, тем шире аппетит избирательный. Другими словами, голод – как крайняя степень выраженности аппетита – превращает практически любую еду в источник удовольствия.

Особенности образа жизни современного человека полностью изменили природную целесообразность аппетита. Мы едим не тогда, когда организм испытывает потребность в пище, а когда на это есть время и когда имеется возможность получить удовольствие от вкуса еды. Люди сознательно выделяют в графике жизни время для еды, еду по времени называют завтраком-обедом-ужином, а следование придуманному графику – режимом дня. Режим дня возводится в ранг догмы – считается, что следовать ему очень полезно. В дополнение к этим физиологически ненормальным привычкам мы наполняем дом теми продуктами, вкус которых именно для нас особенно приятен, а значит, мы будем питаться ими, невзирая на потребности организма.

Итог очевиден: если в конкретном обществе нет проблем с наличием/приобретением продуктов питания, значит, в этом обществе большинство населения питается противоестественно, страдая от эпидемии ожирения и сахарного диабета 2-го типа, завися от множества врачей гастроэнтерологов/диетологов и покупая тысячи лекарств, помогающих уменьшить нормальные реакции организма на ненормальную систему питания.

Самое печальное состоит в том, что, став родителями, взрослые не признают системных ошибок в организации питания и навязывают детям изначально опасную модель поглощения пищи: еда по часам, избирательное меню, поощрение пустых тарелок, награда за добавку.

Да, здесь есть определенное влияние инстинктивного опыта (ест с аппетитом – значит, здоров, от еды отказывается – надо спасать). Но, по крайней мере теоретически, логика и здравый смысл должны подсказывать, что отказ от еды, как правило, означает, что время есть еще не пришло и это не проблема, не беда, не требует эмоций/суеты/переживаний, а требует времени и терпения. Повторюсь: теоретически здравый смысл подсказывать должен, но, к огромному сожалению, на практике этого зачастую не происходит. И, экспериментируя со вкусом, видом и консистенцией пищи, родители всячески стимулируют аппетит избирательный, поскольку это намного проще, чем коррекцией образа жизни – увеличением энергозатрат, уменьшением порций, увеличением интервалов между приемами пищи – стимулировать аппетит естественный.

Принимая во внимание нередкое наличие острого конфликта между здравым смыслом и родительским инстинктом кормления детенышей, попробуем сформулировать 10 простых советов, позволяющих устранить проблемы с детским аппетитом, вариант – не допустить их возникновения.

  1. Сведите к минимуму разговоры о необходимости есть – это настолько же противоестественно, как беседы о необходимости дышать.
  2. Никогда не показывайте ребенку, что его желание/нежелание есть, открывать рот, доедать и т.д. – имеет для вас хоть какое-то значение.
  3. Заставлять ребенка есть (угрозами, шантажом, криками, подарками) нельзя. Еда, съеденная без аппетита, нормально не усваивается, поскольку «неголодность» означает неготовность желудочно-кишечного тракта к приему пищи (не накопилось должное количество ферментов, кишечник не освободился от предыдущей пищи, выработалось недостаточное количество желчи, мало соляной кислоты в желудке и т.п.).
  4. Потеря ребенком пищевого энтузиазма (отвлекается от еды, сидит с набитым ртом, отворачивается от ложки, не открывает рот, говорит, что не хочет) – это повод улыбнуться и прекратить прием пищи.
  5. При любых проблемах с аппетитом следует прекратить кормление в промежутках между кормлениями и сделать все для того, чтобы ребенок, отказавшийся от завтрака, не нашел еду до обеда.
  6. Игры в демократию хороши на этапе составления меню (приготовления пищи). То есть будет просто здорово, если вы до того, как отправиться на кухню, поинтересуетесь: а какую кашку ты сегодня хочешь – овсяную, рисовую, гречневую, манную или кукурузную? Но если на стол поставлена согласованная рисовая каша, а ее требуют заменить на другую, то положительная реакция на подобную просьбу – это принципиально неверно. И не только потому, что голодный ест, что дают. Уважение к человеческому труду, благодарность тому, кто поставил еду на стол, – это не менее важно, чем аппетит.
  7. Уменьшение порций, снижение концентрации продуктов (суп не густой, а жидкий), увеличение интервалов между приемами пищи – вот простые и эффективные способы стимуляции естественного аппетита.
  8. Активизация центра аппетита в головном мозге во многом связана со снижением уровня глюкозы в крови. Неудивительно, что лучший способ «перебить аппетит» – это съесть конфетку. Правило «сладкое – только в виде десерта, сразу после основной еды» обязательно к реализации там, где проблемы с аппетитом, точнее его наличием, стали ежедневными.
  9. Двигательная активность и поддержание температуры тела – основные способы потратить энергию. Трудно иметь аппетит, когда вся жизнь – это диван, гаджет и теплая комната.
  10. Важное!!! Вы всегда должны быть уверены в том, что ребенок именно не хочет есть, хотя вполне может. Не хочет – ничего страшного, время не пришло. Не может – больно глотать, больно жевать, тошнота/рвота – никто ничего не ждет! К врачу, и не откладывать.
Читайте также:  Чем намазать синяк ребенку 2 года

опубликовано 19/09/2016 13:14

обновлено 19/09/2016

Источник

Сколько раз уже твердили педиатры, диетологи, продвинутые родители: если в доме есть еда, ребенок голодным не останется. Но родителей, которые заставляют детей есть, не убавляется. Почему ребенок отказывается от еды? Потому что родители придают питанию ребенка слишком большое значение.

Ребенок не хочет есть. Почему нельзя заставлять?

Каждый из нас знает хотя бы одного привереду. Ведь в возрасте от двух до пяти лет малыши все такие! Может быть, у вас дома есть такой привередливый едок прямо сейчас.

Некоторые дети в принципе едят далеко не всё, например, предпочитают продукты из белой муки (хлеб и макароны) или еду с определенной текстурой либо вкусом. Некоторые требуют, чтобы им давали одну и ту же пищу все семь дней в неделю. Взрослые не выдержали бы такого однообразия, а ребенка успокаивает одинаковая пища.

У детей бывают такие периоды в жизни, когда они особенно привередливы к пище. Когда они говорят: “Мне это не нравится!”, они всего лишь заявляют о своем праве принимать решения. В таких случаях они ощущают, что контролируют ситуацию. Прием пищи – один из немногих моментов в течение дня, когда дети могут взять власть в свои руки (а еще когда они ходят в туалет, выбирают, что надеть, и ложатся спать).

В наше время много думают о здоровье (может быть, и к лучшему), и родителей волнует, что и в каком количестве едят их дети. Они боятся, что дети недоедают, или что в их рационе не хватает полезных компонентов, или что они съедят лишнее. Поверьте, никто из наших дедушек и бабушек (а возможно, и родителей) вообще не замечал, что мы едим. Они подавали еду на стол, а мы ее ели.

Когда мы кормим наших детей, то выражаем им свою любовь, но и власть над ними. “Еще два кусочка”, “Сначала морковка, а потом хлеб”, “Ты разве уже наелся? Как так? Не может быть!”. Однако такой подход мешает нашим детям выработать привычку питаться правильно. Только сам ребенок знает, голоден он или уже наелся, и если вы заставляете его есть (“Ну еще один кусочек”), он не научится распознавать сигналы голода, которые подает ему организм.

Конечно, история нашей собственной жизни оказывает влияние на взаимоотношения с детьми. Вы в детстве страдали ожирением? Вы были привередливы в еде? В семье случались конфликты по вопросам питания? Чужие люди высказывались по поводу того, что вы ели или отказывались есть? Все это подсознательно влияет на то, как вы организуете питание ребенка, и предопределяет ваши реакции на то, как он ест.

Часто ко мне обращаются родители, озабоченные тем, что их привереда не получает достаточного количества питательных веществ во время еды. Я прежде всего спрашиваю, тревожит ли это их педиатра. Обычно отвечают, что нет. Значит, это стремление быть хорошими родителями заставляют нас насильно скармливать ребенку определенное количество пищи или бегать за ним с ложкой в руке.

Помните: всякий раз, когда мы пытаемся подкупить детей или уговорить что-то съесть либо предлагаем одно блюдо в награду за другое (“Доешь курицу, и я дам тебе торт”), мы разрушаем все, к чему они стремятся. Дети “читают” наши поступки так: “Ты сам не знаешь, что для тебя лучше, это знаю только я”.

Вместо того чтобы ввязываться в конфликты, позаботьтесь о том, чтобы у малыша закрепились правильные пищевые привычки, которые он пронесет через всю жизнь, и чтобы он приобрел опыт независимого выбора, то есть сам решал, голоден он или нет. Как мама повзрослевших детей могу утверждать: совсем скоро ваши сегодняшние дошкольники будут есть сами в гостях у друзей или перекусывать дома, а вы об этом даже не узнаете.

Диетологи утверждают, что контроль за питанием детей часто приводит к негативным последствиям: они могут взбунтоваться, начать скрытно есть нездоровую пищу, неверно интерпретировать сигналы организма о голоде. Важно, что ест ваш ребенок на протяжении семи-десяти дней, а не что он ест в данный момент.

Как накормить ребенка и получить удовольствие: 12 шагов

Я искренне верю, что совместная трапеза может быть приятной, даже если за столом сидят дошкольники. Взрослым всего лишь необходимо поменять свои ожидания относительно того, как нужно есть вместе. Если не выяснять, кто главный, во время еды, предоставить детям некоторый выбор и сделать прием пищи поводом для общения, то дети смогут научиться хорошо (и даже замечательно) и правильно питаться.

Всегда ешьте за столом. Детям нужен порядок, чтобы научиться питаться по правилам, а стол – специальное место для приема пищи. Получив приглашение сесть за стол, они понимают, что пришло время поесть и надо отложить все другие дела. Нельзя разрешать малышам смотреть во время еды телевизор или пользоваться гаджетом. Во время еды – только еда и общение и больше ничего.

Сидите на своих местах. Дошкольникам нравится сидеть на одном и том же месте, и остальных они тоже хотят видеть на постоянных местах. Это сродни режиму: стабильность успокаивает. Когда у каждого члена семьи есть свое место, формируется своеобразный ритуал, настраивающий на прием пищи.

Читайте также:  Можно ли давать прополис ребенку в 2 года

Сидите рядом с детьми, ешьте мало. Возможно, вам не захочется есть в пять или полшестого вечера или будет некомфортно от суеты, которую создает малыш. Это можно понять. Но поскольку еда – это общение и поскольку дети усваивают правильный порядок действий, подражая взрослым, даже если это для вас не главный прием пищи, важно, чтобы вы сели за стол вместе с ребенком и перекусили чем-то легким. Иначе как они научатся правильно вести себя за столом, если у них не будет образца для подражания?

Обсуждайте за столом все, кроме еды. Так ребенок научится общаться и не обращать внимания на то, что он ест. Некоторым родителям трудно на это настроиться. Но представьте, что бы вы чувствовали, если бы ваши друзья стали комментировать то, как вы едите. Или, может, вы помните, как вас обсуждали родители: “Что, невкусно? Почему ты так мало съела?”. Вообще-то дети съедают гораздо больше, если никто к ним не присматривается и не делает замечаний.

Обсудите, что происходило сегодня днем или чем дети займутся на выходных, что-то для них актуальное. “Я думала о нашей прогулке в парке. Помнишь ту собаку, которую мы видели? Она так громко лаяла”. Такие беседы за столом доставляют удовольствие и учат детей вести себя в обществе других людей. При этом дети едят, не думая о самой еде. Однако не нужно ждать от ребенка, что он всегда будет участвовать в разговоре. Вы можете говорить в основном сами.

Когда ребенок поел, его время за столом закончилось. Большинство детей, особенно двух и трех лет, не будут сидеть за столом, если они все съели, и неразумно ждать этого от них. Скажите им: “Ты знаешь, что наелся. Если все – иди поиграй. Ужин закончен”. Так вы покажете, что доверяете детям самим решать, когда они наелись. И еще вы закрепите важную установку: сидят – когда едят, встают – когда наелись.

Малыш кидает еду? Это значит, что он уже сыт. Вы можете прокомментировать его поведение так: “Я вижу, ты наелся. Можешь выходить из-за стола”. Уберите тарелку ребенка, чтобы он понял, что вы имеете в виду. Если он кидает еду, едва начав есть, предлагаю сказать: “Мы не бросаемся едой. Если ты доел, я забираю твою тарелку”, чтобы ребенок имел возможность еще поесть. Но если он не прекращает – значит все.

Вы покупаете еду, вы ее подаете на стол. Если вы довольны тем, что попадает на стол, то подумайте, почему вас волнует вопрос о том, что вы едите. У маленьких детей аппетит меньше, чем мы предполагаем, и невозможно предугадать, что именно они съедят. Лучше положить на тарелку разную еду, и пусть ребенок сам выберет, что ему хочется. Некоторые начнут привередничать и вообще ни к чему не притронутся; уважайте это решение.

Пройдитесь с ребенком по магазинам. Сходите в продуктовый магазин или на рынок, где продается фермерская продукция. Пусть ребенок поймет, откуда в доме берется еда, и почувствует гордость, что делает то же, что и взрослые.

Не будьте занудой-поваром. Если ваш ребенок отказывается от какой-то пищи, но вы позволили ему выбрать из того, что он точно ест, тогда он может принять решение самостоятельно. Всегда подавайте на стол как минимум одно его любимое блюдо (у моих детей это был хлеб!). Иными словами, не надо указывать ребенку, что и в каком количестве есть, как только пища оказалась на столе.

Не обещайте ребенку лакомства для того, чтобы он доел основное блюдо. Сладости слишком привлекательны и полностью займут мысли малыша. Он начнет их клянчить и ни о чем другом даже думать не захочет. Избегайте этого и не заманивайте его никакой едой. Лучше пусть вся пища воспринимается одинаково. Вы все еще воюете за столом? Пусть дома не будет той еды, которая провоцирует конфликты.

Не рассчитывайте на хорошие манеры в этом возрасте – демонстрируйте их сами. Ваш ребенок берет пример с вас. Если вы относитесь к нему с уважением, сами говорите ему “пожалуйста” и “спасибо” и хорошо ведете себя за столом, он научится вежливости, когда станет старше.

Ребенок ничего не ест? Рецепт идеальной трапезы

Когда дети взрослеют, встреча за столом – это время для того, чтобы обсудить события дня. Редко кто из детей отвечает на прямо заданный им вопрос (в любом возрасте), но большинство из них с удовольствием поболтают за едой, если на них никто не давит.

Пока ваши дети еще столь юны, попробуйте привить им правила поведения, на которые можно будет опираться позднее, когда они подрастут и смогут сказать гораздо больше. Со своими маленькими детьми я играла за столом в игру “У кого что смешного, плохого, хорошего или странного произошло сегодня днем?”. Так легче разговориться. И это подразумевает, что за день может случиться всякое – и плохое, и хорошее.

Часто разговор начинал мой муж. Он рассказывал о чем-нибудь простом: “Я сегодня увидел кое-что удивительное. Два пожелтевших листочка на дереве, а ведь еще только август на дворе!”. Это помогало растопить лед. Потом мальчики начинали делиться тем, что произошло с ними, иногда перебивая друг друга.

Во время разговора пусть ваш ребенок сам решает, когда он уже наелся; так он научится утолять свой голод и реагировать на связанные с этим сигналы насыщения. Если ваш малыш быстро выскакивает из-за стола, съев кусочек-другой, просто уточните: “Тебе виднее, наелся ты или нет. Ты уверен, что больше не хочешь?” и напомните, что тогда обед окончен! Со временем дети научатся есть тогда, когда им потребуется, но лишь в том случае, если мы, родители, не вмешиваемся в это постоянно.

Суть подхода такова: не присматривайтесь к тому, что дети едят. Просто ставьте еду на стол, разговаривайте и наслаждайтесь общением. Я знаю, это легче сказать, чем сделать. Но так отношения в семье улучшатся.

Источник