Ребенок от года до пяти лет развитие
Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.
Особенности возраста
- Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
- Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
- Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
- Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
- В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Рост и вес
По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.
Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Режим дня
Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.
Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.
На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.
Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.
У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.
Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.
Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Что малыш должен уметь?
Большинство деток в 1,5 года умеет:
- Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
- Взбираться на диван.
- Произносить до 20-40 облегченных слов.
- Есть ложкой.
- Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
- Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
- Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
- Указать на предмет, который его заинтересовал.
- Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Строить башню, используя 2-4 кубика
- Бросать мяч и толкать его ногой.
- Пить из чашки.
- Показывать части тела.
- Самостоятельно снимать обувь и пальто.
- Рисовать мелками и карандашами.
- Некоторые дети просятся на горшок.
О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.
Занятия
- Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
- Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
- Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
- Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
- Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
- Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
- Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
- Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
- Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
- Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
- Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
- Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
- Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
- Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
- Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.
Советы родителям
- Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
- Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
- Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
- Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
- Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.
Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.
Источник
Прежде чем описать особенности развития детей раннего возраста, стоит упомянуть, что к этой категории относят малышей от рождения и до 3 лет. Какие именно особенности можно зафиксировать на каждом из этапов развития ребенка? Об этом ниже.
Первый год жизни: особенности
В первый год малыши учатся принимать мир таким, какой он есть, осваивают целый набор новых навыков, учатся сидеть, ползать, ходить. Они изучают все, что попадается им на пути, развивают сенсорные навыки, активно взаимодействуют с предметами, пробуют их на вкус.
Малыши проявляют интерес к книгам, музыке, внимательно изучают картинки, все запоминают. Ребенок не только понимает многие просьбы, но и реагирует на них. Дети в этом возрасте любят быть в обществе, ищут возможность наладить контакты с окружающими, которым доверяют.
Очень важно, чтобы родители в этот период окружили ребенка теплотой и заботой, научили его общаться, как можно больше с ним разговаривали. Также важно показывать и объяснять ребенку все то, что может представлять для него опасность. И, конечно, нельзя оставлять малыша одного без присмотра.
Особенности развития малышей от года до двух
В период от года до двух развитие детей имеет свои особенности. Формируются сложные функции мозга, изменяется характер. Дети учатся ходить без поддержки, поэтому перед ними открываются новые возможности. В этом возрасте начинают также формироваться социальные черты. Ребенок учится эмпатии, сочувствию не только к близким, но и к посторонним людям.
Малыши продолжают проявлять любознательность. Многие из них отказываются от дневного сна в пользу игр и прогулок. Они становятся более выносливыми, могут некоторое время посвятить себя изучению свойств и особенностей заинтересовавшего их предмета.
В период от года до двух совершенствуются не только двигательные навыки малыша – на новый уровень переходит и речевое развитие. В словаре крохи появляются первые упрощенные слова, построенные на звукоподражании: «му-му», «мяу», «гав-гав» и так далее.
Малыш внимательно вслушивается в речь взрослых и старается передавать их интонации. Также в этот период кроха начинает обращать внимание на внутренние ощущения, делает первые попытки контролировать эмоции.
Учитывая особенности развития малышей в период с года до двух, необходимо работать с ними, исполняя следующие рекомендации:
- Играйте с крохой в игры, способствующие развитию речи, мелкой моторики рук, стараясь использовать простые слова, предложения, экспериментировать с интонациями.
- Всегда оставляйте малышу право выбора, предлагая ему выбрать между фруктами, которые предлагается съесть, между игрушками, угощениями. Задавайте крохе вопросы типа: «Хочешь яблоко или персик?» или «Будешь шоколадный кекс или молочный?», чтобы стимулировать его к ответу.
- Собирайте с крохой пазлы, кубики, пирамидки, рисуйте мелками или красками, учите обращать внимание на цвета.
- Часто и много разговаривайте с малышом, стараясь не усложнять речь непонятными словами; интересуйтесь его эмоциями, настроениями, желаниями, разрешайте двигать предметы.
- Приобщайте малыша к уборке в доме, давайте ему возможность вам помогать.
- Приучайте ребенка обращать внимание на мимику, используя специальные игры.
- Используйте время от времени запреты (при необходимости).
Особенности развития малышей в период с двух до трех лет
Этот период у малышей характеризуется интенсивным развитием нервной системы. Результат — активное физическое развитие, формирование правильных навыков поведения. Дети именно с двух до трех лет учатся держать под контролем большую часть эмоций и желаний.
Заметно совершенствуется и речь малыша. В ней появляются новые слова, она становится отражением мышления ребенка, который уже пробует вставлять в разговор предложения более чем из трех слов. Это становится возможным за счет способности мозга проводить связь между явлениями, предметами, анализировать их, сравнивать, обобщать.
Дети практически полностью понимают речь окружающих, улавливают смысл новых для них слов. Они уже многое осознают, могут поддержать разговор, ставят перед собой первые цели и совершают ряд действий для их достижения.
В течение всего третьего года малыши особенно наблюдательны и любознательны. Задача родителей — поддерживать их во всех начинаниях, направлять и увлекать новыми интересными задачами.
Что касается общения со сверстниками, то в этом возрасте оно также переходит на новый этап развития. Кроха проявляет живой интерес к другим людям, с удовольствием принимает участие в ролевых играх.
Полезные советы родителям ребенка до трех лет:
- Позволяйте крохе исследовать пространство, ограничьте число запретов, поощряйте инициативу, таким образом стимулируя его двигательное, речевое и общее развитие.
- Следите за режимом сна, отдыха и питания малыша, но делайте это ненавязчиво, так, чтобы кроха понял, что главное для вас — это любить его и заботиться о нем.
- Помните о том, что для развития речи малыша с ним нужно заниматься, развлекая его познавательными играми, развивая мелкую моторику рук и просто много общаясь.
- Как только кроха начнет без стеснения общаться со сверстниками, нужно будет позаботиться об обучении его правилам поведения.
На этом этапе можно закончить разговор о развитии детей раннего возраста и перейти к некоторым возрастным особенностям дошкольников.
Младшие дошкольники: особенности развития детей с 3 до 4 лет
Главное преимуществодошкольного возраста быть этого периода — это готовность ребенка хорошим и послушным на радость родителям.Малыш готов на многое для того, чтобы получить заветную похвалу.
Родителям важно не скупиться на похвалу и поощрения, предлагая крохе время от времени выполнить какое-то задание, с которым он заведомо справится. В этот же период можно объяснять ребенку отличия личного и чужого пространства, прививая ему элементарные навыки поведения в обществе.
С трех до четырех лет дети с большим удовольствием учат песни, стихи, играют с родителями в разнообразные игры, отгадывают загадки и придумывают их сами. Кроме того, в этот период малыши настойчивы в поиске ответов на интересующие их вопросы. Они знают, что такое «плохо» и «хорошо», анализируют собственные поступки и действия окружающих.
В процессе игры дети чаще всего выбирают манеру подражания взрослым. Они играют разные роли, копируют голоса взрослых, пытаются повторять их действия, воображая себя то «доктором», то «шофером», то просто «мамой». Все без исключения дети в этом возрасте любят праздники.
Особенности развития детей от четырех до пяти лет
После четырех лет малыши дошкольного возраста становятся более коммуникабельными и сдержанными. Они уже запросто контролируют собственные эмоции, умеют избегать конфликтных ситуаций. Особенность этого периода — повышенная утомляемость крохи, если он долго не меняет позу занят чем-то одним.
Родителям малышей нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок — это индивидуальность, личность, у него уже есть собственные привычки, сформировавшийся характер. Учить его аккуратности, соблюдению режима дня нужно обязательно, но делать это надо деликатно и без фанатизма.
Очень важно, чтобы ребенок среднего дошкольного возраста усвоил разницу между словами «хочу» и «нужно». Он должен понять, что в некоторых ситуациях нужно приложить волевые усилия для того, чтобы что-то сделать.
Психологи уверены, что именно этот этап оказывает наибольшее влияние на дальнейшее развитие ребенка как личности, готовой для жизни в социуме.
Особенности развития старших дошкольников от пяти до шести лет
Особенность ребенка старшего дошкольного возраста — это преобладание пассивного внимания. В этот период оно пока непроизвольно, поэтому то, запомнит кроха информацию или нет, будет зависеть от того, насколько яркие эмоции и впечатления он испытал во время ознакомления с ней. Чем более яркими являются события, предметы, объекты, тем больше вероятность того, что они отложатся в памяти ребенка.
Чтобы улучшить процесс обучения ребенка дошкольного возраста, необходимо уделить внимание развитию и другого типа внимания — произвольного. Значительная роль в процессе тренировки такого внимания принадлежит ролевым играм. Во время таких игр малыши учатся запоминать правила, диалоги, координировать собственные действия в соответствии с игровым планом.
Еще одной особенностью этого возраста является факт личной симпатии к тому или иному человеку, влияющий на качество выполняемой задачи. Так, например, если дошкольник будет симпатизировать и доверять тренеру, учителю, руководителю кружка, то постарается выполнить задание максимально хорошо, чтобы заслужить его похвалу.
На этом этапе дети отлично ориентируются на социальные нормы поведения. Они с удовольствием принимают участие в коллективных играх, учатся налаживать контакт со сверстниками, принимают правила общества.
Почему так важно знать и учитывать возрастные особенности детей?
Знание и понимание возрастных особенностей детей дошкольного возраста на каждом из этапов их взросления позволит достичь положительного эффекта в процессе воспитательной деятельности. Кроме того, от этого напрямую зависит то, насколько комфортно ребенку будет в обществе взрослых, сверстников, насколько успешным он станет в дальнейшем и сможет ли проявить свой потенциал.
Естественно, что не все родители знают об особенностях детей и владеют основами детской возрастной психологии. Тем не менее, если они найдут время изучить главные особенности каждого из периодов жизни ребенка, то смогут своевременно и правильно реагировать на проблемы, время от времени возникающие в процессе развития крохи, и, главное, вместе смогут их преодолеть.
Источник