Ребенок опережает развитие речи

Ребенок опережает развитие речи thumbnail

Марина Вишнякова
Консультация «Дети с опережающим психическим развитием»

Феномен гениальности имеет место во всех столетиях,и каждый раз это бывает по-своему уникально и неповторимо: будь то в области математики или физики, поэзии или прозы, музыки или живописи и т. д.

Читая жизнеописание высокоодаренных от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано. Гениальные дети по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличаются от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно – они уже в ранние годы могут выполнять то, что не удается их сверстникам даже в более зрелом возрасте. Многие одаренные дети рано поступают в институт – и, заканчивая его, делают свои собственные открытия!

Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности.Однако стоит задуматься: как далеко следует идти по пути интенсификации темпов развития? Каковы пределы разумного использова-ния детских возможностей? Очень часто родители, лелея честолюбивые замыслы, стремятся воспитать из своих малышей вундеркиндов, чрезмерно перегружая их мозг. Наука убедительно доказывает, что такое воспитание бесперспективно, а главное – опасно для детской психики. Феномен одаренности не имеет ничего общего с искусственным «обогащением» маленького ребенка знаниями, несвойственными раннему периоду детства.

Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. Рассмотрим эту проблему. Но прежде дадим общую характеристику ребенка, опережающего в развитии своих сверстников.

Известно, интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте отличается более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью. Дети с опережающим развитиемчутко реагируют на все происходящее в окружающем мире: им интересно знать, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Этим детям свойственно интересоваться многим. Их внимание приковывают, казалось бы, обычные предметы и события.

Практика работы с такими детьми показала, что они очень активны, всегда могут сами себя занять – часто делами, которые требуют умственного напряжения. Часто мамы и папы жалуются на то, что их трехлетний ребенок не хочет гулять, играть, бегать и прыгать со сверстниками. А дома любимыми занятиями одаренных детей являются компьютерные и интеллектуальные игры (географическое лото, плоскостные и объемные пазлы и др., а также чтение книг, предназначенных скорее для взрослых, чем для детей.

Все родители одаренных малышей отмечают раннюю речь, в том числе с использованием сложных слов, а также ранний интерес к чтению и раннее освоение чтения.

Как же объяснить феномен одаренности? По мнению известного специалиста в области раннего детства А. М. Фонарева, у таких детей происходит резко уплотненная во времени и, по всей вероятности, необременительная для них эксплуатация памяти в области накопления речевых навыков, навыков чтения, счета.

Дети с высокой умственной активностью уже в раннем возрасте отличаются наблюдательностью, логикой мышления, умением хорошо излагать свои мысли.Для них характерна настойчивость в достижении результата: с удовольствием занимаясь сложными, а иногда даже не имеющими практического применения задачами, они, как правило, не терпят, когда им навязывают готовый ответ. При этом запрещение или отсрочка выполнения не мешает ребенку вернуться к начатому делу, искать пути его осуществлена, невзирая на первые неудачи. Последнее говорит прекрасном качестве – целеустремленности.

Одаренных детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования.

Не менее существенным признаком раннего развития является наитие в интеллекте одаренных детей творческого начала. Такие малыши часто удивляют окружающих неожиданными ассоциациями, яркими метафорами, смелыми аналогиями; обладают изобретательностью в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов. Они способны продуцировать оригинальные идеи, по-разному подойти к проблеме, находить оригинальные ответы, склонны к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что иногда опережение в динамике развития одних психических функций у одаренного ребенка может сочетаться с некоторым отставанием других (за исключением одаренных детей с гармоничным типом развития, что встречается редко). Эта неравномерность развития называется диссинхронией.

Распространенным примером диссинхронии являются сложности в развитии моторных функций. У некоторых интеллектуально одаренных дошкольников они могут быть выражены не только в несформированности общих движений, но и в нарушениях мелкой моторики. Мелкая моторика является важнейшим компонентом развития письма и условием успешного освоения правописания в младших классах, поэтому интеллектуально одаренный ребенок с таким нарушением может оказаться в начальных классах плохо успевающим, а его особые возможности и потребности – невостребованными. Как результат, потеря учебной мотивации и отвращение к школе. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно раньше выявить индивидуальные особенности крохи, показав его специалистам, и устранить имеющиеся отставания в развитии.

Итак, повторим наиболее существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием.

• Раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности.

Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и исключительной памятью.

Опережающее речевое развитие.

• Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творческое воображение и мышление.

Казалось бы, ребенку, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, будет особенно легко учиться. Однако в действительности это не так. У детей с ранним умственным развитием возникают сложности со-циального характера как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детям с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко является возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью овладеть вниманием взрослого, требуя каких-нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников.

Кроме того, у одаренного ребенка возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят за желание доминировать, нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам,а также за стремление демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое воображение, высокий уровень речевого развития.

В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии, т. е. учить их сочувствовать и сопереживать. Используйте для этого художественную литературу.

Помните: одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно пре-дотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка. Иначе либо такой ребенок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализа-ции, реализации интеллектуального и творческого потенциала. В дальнейшем все это может стать причиной более серьезных проблем.

В заключение хотелось бы дать родителям еще несколько советов.

-Необходимо помнить, что одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребенка.

-Постарайтесь, видя отличия вашего малыша, внутренне согласиться с его правом быть не таким, как все.

-Адекватно оценивайте его поступки, старайтесь понять его поведенческие проявления.

-Одаренность – это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения вашего престижа либо в качестве компенсации ваших неудач и проблем.

-Нельзя «эксплуатировать» способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину.

-Подарите ребенку радость детства, не делая его «заложником» своих уникальных способностей.

-Не следует форсировать интеллектуальные возможности ребенка, предлагая информацию бессистемно из разных областей знаний, не-свойственных раннему и дошкольному периодам детства. В педагогике широко используется амплификация (обогащение) ребенка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста.

Помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одаренных детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии.

Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем.

Поэтому старайтесь без необходимости не демонстрировать его уникальные способности, не называйте лишний раз «вундеркиндом», побеждайте в себе желание «похвастаться» ребенком. Это убережет его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам.

Если малыш одарен от природы уникальными способностями, их следует развивать с первых лет жизни под руководством специалистов (начните с визита к психологу, участковый врач всегда подскажет, куда нужно обратиться за помощью, помня, что одаренный ребенок нуждается в помощи и поддержке не менее, чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.

Источник

Сейчас в Санкт-Петербурге проходит IX Всероссийская научная конференция с международным участием “Центральные механизмы речи”, посвященная памяти замечательного человека – профессора Натальи Николаевны Трауготт.
Вообще, научные конференции всегда дают очередной внутренний толчок, который начинает генерировать в тебе новые идеи, мысли и проекты. Поэтому я их очень люблю.

Итак, первый день конференции подошел к концу. Эмоции переполняют, и хочется ими поделиться.
Сегодня меня впечатлил доклад Анисимова Г.В. о нейропсихологических механизмах опережающего развития у детей. Мало того, что подача была потрясающей, так и сам материал был достоин пристального внимания и не оставил по-моему равнодушным никого. И вот что мне хотелось бы по этому поводу сказать.
Тема раннего развития сейчас у всех на устах. И с профессиональной точки зрения это оправдано: чем раньше ты начинаешь создавать ребенку оптимальную для его развития среду, тем лучше разовьется его мозг.
Драма заключается в том, что понятие “развивающая среда” трактуется зачастую совершенно неверно.
“А мы в 2 года уже буквы знаем!”
“А мой в 3 года уже сам пишет!
“А мы в школу с 6 лет пойдем, ему в садике уже делать нечего!!”
И т.д
Как часто приходится слышать эти и подобные им высказывания! Между тем, они таят в себе большие подводные камни. Почему?
Да потому, что буквы, цифры, умения читать и писать, да и вообще сама речь – это высшие (ассоциативные) функции коры головного мозга, которые физиологически созревают не сразу после рождения, и в этом есть смысл.
Мозг ребенка развивается. И происходит это “снизу вверх” и “с задних отделов к передним”. Как это понять? Да очень просто. Сначала развиваются более глубинные отделы мозга, и только потом к ним присоединяются более сложные, вышестоящие, конечным звеном которых является кора. Но и она в свою очередь не развивается вся и сразу, а начинает с задних отделов и постепенно переходит к передним.
Речь, тем более ее письменная форма – это сложнейшая функция, которая обеспечивается работой средних и передних отделов коры головного мозга. Если она возникает слишком рано (фраза – до 1,5 лет, чтение и письмо – до 5 лет), то родителям надо быть внимательными, соблюдать правила психогигиены, не усердствовать на радостях с буквами и цифрами, и тем более искусственно не форсировать появление этих феноменов. Иначе ребенок может словить невроз – энурез, заикание, социофобию и прочих дружков. Умение читать, писать и считать до 6-7 лет – это не признак высокого интеллекта, а группа риска. Тонкая, еще не окрепшая психика, переходит на новый уровень, не заполнив как следует предыдущий. Представьте куб, который разделен этажами на множество маленьких кубиков внутри себя (вспомните хотя бы тетрис). Если поторопиться и начать заполнять выщестоящие отсеки, пока нижестоящие остаются пустыми, очень быстро наступит момент, когда до пустых клеточек будет уже не добраться. Так и с психикой. Всему свое время.
Чтобы ребенок был вырос, нужно развивать его гармонично, учитывая так называемую зону ближайшего развития. Если говорить в кратце, то это выглядит так:
– в первый год жизни малышу необходим тесный эмоциональный и речевой контакт с матерью; его потребности в еде и безопасности удовлетворяются своевременно; он здоров; у него есть возможность двигаться и исследовать окружающую среду; идет развитие предпосылок речи – гуление и лепета, появляются первые слова; идет отработка первичных (итеральных) ритмов (глубинные отделы мозга – ствол, средний мозг и лимбическая система)
– на втором году жизни к этому списку прибавляются манипуляции с предметами; идет активное развитие сенсорных систем, ребенок накапливает огромный опыт изучения вещей, разных по форме, величине, цвету, запаху, материалу, вкусу и множеством других характеристик (мозжечок, подкорка и задняя кора); у него уже более сотни слов в пассивном (понимаемом) словаре, и он пробует сам строить простую фразу, используя ее для коммуникации с близкими; движения становятся сложнее, а физическая активность выше; продолжается развите ритма.
– с третьего года жизни и до 6-7 лет ведущим видом деятельности становится ролевая игра; в этот период бурно развивается собственная речь и фантазия; ребенок живет в мире, где есть место и волшебным героям и сказочным персонажам, он осваивает множество социальных ролей; активно обучается управлять самим собой и ухаживать за собственным телом; движения становятся более координированными, их ритмический рисунок усложняется.
К 6-7 годам средняя и передняя кора становятся готовыми для появления принципиально новой (знаковой) функции – письменной речи.
Конечно, у кого-то и собственная речь и ее письменная составляющая появляются раньше обычного. Не надо форсировать этот процесс дальше. Пусть она будет, но не надо форсировать (искусственно ускорять) процесс овладения чтением и письмом. Оттягивать тоже не надо, конечно. Всему свое время. Время верить в Деда Мороза, время писать сочинение о лете. Кстати, дети, которые рано разуверились в дедах морозах, в чуде и сказках, согласно исследованиям, во взрослом возрасте больше подвержены депрессиям и пессимизму. Вот так.
А вообще о нормальном детском онтогенезе (последовательном развитии) написано очень много хороших книг и статей в интернете. Читайте, изучайте и не ведитесь на рекламу “развивашек”, не изучив их методики как следует. Оказывается, они могут и навредить.
P.S. Хотела сделать много фоток с Питером, но забыла дома селфи-палку. Так что фотками баловать не буду) До завтра!

Источник

Ребенок опережает развитие речи

Елена Мазитова

Если кроха позже своих сверстников садится, встает на ножки или начинает говорить, мама сразу обращается за помощью к специалистам. Но как насчет опережения в развитии? Стоит ли гордиться достижениями малыша? Об этом читайте далее.

Нормы физического развития детей

Темпы формирования двигательных навыков и развития речи у малышей индивидуальны. Одни дети делают первые шаги в 10 месяцев, тогда как другие начинают ходить после года. При этом важно правильно понимать суть каждого из этапов развития крохи. Например, родители часто принимают желаемое за действительное: случайные заваливания за активные перевороты ребенка, а пластунские переползания с полноценным ползанием. В указанных случаях речь не идет об опережении развития.

Как относиться к тому, что кроха начал рано ходить?

Некоторые дети начинают ходить раньше, чем ползать. В таком случае обязательно обратите внимание на то, не стоит ли ребенок на носочках. Такая особенность вызвана повышенным тонусом конечностей и требует консультации педиатра и невролога. Крохе назначат расслабляющий массаж стоп, ног, бедер и ягодиц, а также дадут рекомендации относительно первой обуви. Все это поможет избежать проблем с ножками в будущем.

Ребенок опережает развитие речи

Что касается родителей, то они должны всячески отвлекать малыша от ходьбы: как только он пытается встать на ножки, увлеките его новой игрушкой, посадив на попу.

Нужно ли ставить ребенка на ножки?

Специалисты категорически не рекомендуют этого делать. Ведь для того, чтобы научиться ходить, позвоночник и весь организм ребенка должны быть полностью готовы к предстоящим нагрузкам. Если вы начнете ставить младенца на ноги самостоятельно, это может привести к неправильному развитию костей.

А как быть в случаях, когда малыш научился чему-то сам раньше времени? Не стоит полностью ограничивать его активность и, конечно, не нужно увеличивать нагрузки. Ведь в дальнейшем такие действия могут затормозить развитие ребенка и отбить у него желание исследовать мир и приобретать новые навыки.

Фото: depositphotos

Читайте также

Осознанная красота материнства в нашем
Instagram:

Ребенок опережает развитие речи

Новости партнеров

Источник