Ребенок невнимателен в 3 года
Что делать, если ребенок невнимательный. Причины и способы реальной помощи родителям и детям. Как правильно подготовить малыша к школе. Способы борьбы с забывчивостью.
Став родителями, люди начинают задумываться о том, что ждет их малыша в будущем. Непременно они хотят, чтобы он рос и развивался не хуже остальных: посещал дополнительные кружки по интересам или спортивные секции. Но так бывает не всегда. Может оказаться, что у них невнимательный ребенок. В чем причины и что делать в этой ситуации, помогают разобраться психологи.
Причины невнимательности детей
Прежде всего, не нужно кричать. Необходимо попробовать самостоятельно проанализировать действия чада, выяснить, что именно привело его к подобному поведению. Причины могут быть следующие:
- Гиперактивность. Ее нетрудно выявить, достаточно просто понаблюдать и станет заметно, что малыш неусидчивый и более активен, чем его ровесники. Такие дети не могут долго находиться без движения (сидеть во время урока за партой), также они чаще других отвлекаются на посторонние факторы (птица за окном, проезжающий мимо автомобиль и тому подобное).
- Часто болеющие дети. Как правило, их болезни со временем переходят в тяжелые хронические формы. А постоянные больничные никак не способствуют учебе, в которую очень трудно полностью погрузиться из-за общего ослабленного состояния организма, что приводит к еще большей рассеянности во время занятий.
- Дефицит внимания родителей. Если взрослые постоянно на работе, а ребенку не хватает их внимания, он будет стараться привлечь его любым способом. А именно: начнет хулиганить в школе, драться, получать плохие оценки и все в этом роде. Перед тем как бежать на прием к невропатологу, стоит внимательно посмотреть на отношения с ребенком со стороны.
- Высокие нагрузки. Помимо занятий в школе, родители решили отдать чадо в бассейн, на танцы, музыкальную школу, уроки английского и еще куда-то там… Не кажется ли им, что оно не успевает почувствовать вкус детства?! Весь день расписан. А когда же несчастному отдыхать или хотя бы просто поиграть, чтобы разгрузить нервную систему? Стоит задуматься!
- Неумение мотивировать. Наверное, взрослые за собой замечали, как делают с удовольствием лишь то, что им нравится. У детей все точно так же. Если им предмет неинтересен или учитель не умеет заинтересовать, нудно и монотонно рассказывая суть урока, внимание малыша постепенно угасает и растворяется в воздухе.
Неусидчивость и рассеянность могут появиться у любого. Правда, некоторые дети более склонны к ней, нежели другие. Этому, как правило, способствует множество факторов, таких как стресс, депрессивное состояние, неправильное питание и режим дня, недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых (учителей, родственников, тренеров). Поэтому родители должны создавать благоприятные условия для жизни и развития их детей.
Признаки отклонений от нормы
Порой родители настолько заняты собой, что о неумении ребенка сосредоточить свое внимание на занятии они узнают лишь тогда, когда их обожаемое чадо поступает в первый класс. Тут-то и начинаются все проблемы. Важно вовремя распознать, что ребенок рассеянный и невнимательный в 7 лет. Это уже вполне сознательный возраст. Нужно проверить, нет ли здесь похожих ситуаций из его жизни:
- Ууроки он делает быстро и не вникает в суть заданий;
- При этом обнаруживается много ошибок;
- Или же постоянно жалуется на усталость, хотя ничем особо загружен не был;
- Но также может быть и обратная сторона — уроки делаются крайне медленно и неохотно;
- Или неоднократно удается поймать ребенка на том, что он витает в облаках, а не занимается.
Так повелось, что рассеянные дети постоянно что-то теряют, забывают, даже могут заблудиться. Поэтому не стоит кричать на них или ругать за каждую оплошность. Они и сами осознают свою вину. А тут еще и родители набрасываются, твердя о том, сколько денег они вложили в потерянную ребенком вещь, усугубляя и без того стрессовое состояние малыша.
Проблемы в школе
Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.
Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.
Рассеянность дома
Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
Время | Действие |
---|---|
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.
Способы решения проблемы
Если родители хотят, чтобы их малыш стал внимательнее, им необходимо приложить все усилия для самоконтроля. Ведь нужно воспитывать не детей, а себя. Они являются отражением своих родителей, смотрят на их действия и делают выводы о происходящем. Таким образом, приучив к порядку себя, взрослые всегда будут находить время и для их чада, что является немаловажным фактором в его развитии и воспитании.
Чтобы понять, что делать, если ребенок невнимательный, нужно обратиться к соответствующему врачу — психологу или невропатологу. Возможно, что медицинские показания помогут специалисту лучше разобраться в его нестандартных действиях, прибегая к различным тестам и анализам. Чем раньше выявятся причины, тем быстрее можно будет приступить к корректировке поведения.
Также не следует бросать ребенка наедине с выполнением домашних заданий. Проверено, что некоторые современные задачки из учебников могут ввести в ступор даже взрослого. Так что непременное участие родителей в учебе младшего члена семьи должно стать повседневной и первостепенной задачей. Не надо все делать за него, достаточно следить за выполнением заданий, вовремя проверять и помогать там, где он не справляется один.
Обязательно поможет грамотно составленный режим дня, включающий в себя все важные и не очень задания и обязанности ребенка не только в школе, но и в семье. Немаловажную роль также будет играть и правильное расположение мебели в его комнате. Нужно уметь разделять рабочее место с зоной игры и отдыха, чтобы во время занятий его ничто и никто не отвлекал.
Нелегко, когда в семье растет невнимательный ребенок. Нужно помочь ему стать внимательным. Необходимо выяснить, кем же хочет стать малыш, когда вырастет. Это поможет грамотно мотивировать его к учебе и всестороннему развитию на тематических кружках или же спортивных секциях. Таким образом, надо его заинтересовать нужным предметом в школе, поощрять все его начинания и помогать доводить начатое дело до конца.
Очень важно также разнообразить еду ребенка. В ней должно присутствовать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать и об обязательном употреблении в пищу фруктов и овощей. Они должны быть в ежедневном рационе подрастающего организма, чтобы вовремя насыщать его витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга.
Главное, не оставлять все так, как есть, надеясь, что само собой все пройдет. С рассеянностью не только можно, но и нужно бороться. Не стоит ругать и наказывать свое чадо, его нужно любить и уважать, а также помочь ему найти причину нестандартного поведения и совместными усилиями справиться с ней.
Источник
Нашему сыну 3 года.Знает много слов,весь алфавит,считает до 10,на английском до 5.Но предложениями еще не говорит.Ребенок активный,но в то же время умеет сам себя занять играми и сосредоточенно сам играть .Логика работает отлично.Но если кто приходит в гости,или на улице со взрослых с ним здороваются – реакции никакой.Как будто это ни к нему. На детей бывает реагирует(видно если кто понравился),но бывает они его бесят если кричат без повода.
9
ответов
У нас племянники старшие-вообще нифига не видят и не здороваются…Муж сестры мужа-так же-хоть и видит,а сделает вид что не видит и не отреагирует никак…Бвло время замечания им делали-потом забили…Подрастет будет здороваться и обращать внимание,ещё мал,просто вы его поправляйте,акцентируйте что надо поздороваться,сказать пока,когда уходишь…Извинится если что-то произошло не так и по случайности…У меня 6 летка иногда такие темы выкидывает,я ему акцентирую внимание и прошу попрощаются/сказать привет/извиниться…
Спасибо за совет!)Все учту!) Переживаю немного!Вчера отвела в логопеду(ей года 32).в целях помочь ему уже из слов строить предложения.Она его не заинтересовав,сразу ему кинула листочек черно-белый на стол и попросила показать кошку.Мой сын не обратил на нее внимания и побежал рассматривать комнату в которой впервые оказался.После чего она мне заявила,мол ребенок гиперактивный невнимательный пока заниматься с ним нет смысла.Видно у Вас были проблемы в период беременности или его первого года жизни.А их не было…После такой встречи я и расстроилась!Конечно проанализировав всю встречу логически понимаю,что без мед.образования утверждать и говорить что что то не так,ведь он невнимателен-думаю это некомпетентно предполагать какие та диагнозы толком не познакомившись в ребенком…
Малышу 3 года,вы что,ему интересен мир вокруг,пусть даже если он не говорит предложениями-это не значит что он не такой…У меня второй в 3,5 года только начал говорить понятное)))а так с месяцев 9-10 жестами общался…Тем более раньше 4-4,5 лет смысла нет вести ребёнка к лого.
Согласна с Вами!Тоже считаю что я поторопилась и он в ближайшие месяцы заговорит предложениями и сам.
Просто если ребёнок вас что-то просит,проговаривайте с ним-например ребёнок хочет чай,обращаетесь к сыну и просте повторить за вами-Мама!Дай чай!И так на каждую просьбу….Это своеобразная тренировка…Если что-то показывает-прочите сказать название предмета,животного,продукта,фрукта,овоща и т.д.
Я третьего так тренирую и второго тоже точно так же…Второй ещё общается на своём языке,понятный только близко живущим)))и опять же бывает жестами…
Так проявляется кризис 3 лет и называется”негативизм”.
Не заморачивайтесь, у ребёнка видимо просто свой мир))) у меня племянник такой же. Чуть ли ни гений в плане логики, но в социалке слабый. Заговорил вообще поздно, зато пазлы собирал на 2000 деталей. Сейчас ему 8лет, нормальный ребёнок,хотя иногда мама ему замечание делает что не поздоровался или спасибо не сказал.
Моей дочери 9. Начала рано говорить, читать, считать. Сама могла поиграть. Но как на улицу выходили, вот что бы ей себя заставить поздороваться,это нереально было! Раз когда ей было 4 года. Вредные бабки на лавочке спросили. Алиса такая большая, а не здороваешся. На что она сказала не вижу смысла с вами здороваться, я провалилась сквозь землю и вопросы все отпали! Пошла в школу и все прошло, за 100 метров кричит здрасти!
Источник
Большинство детей обладают большой подвижностью и неугомонной активностью, они непоседливы и не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном. В большинстве случаев это нормальное явление. Но бывают ситуации, когда надо разобраться, только ли детство как таковое наделяет вашего малыша подобными характеристиками или же у него есть проблема, называемая синдромом рассеянного внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Что такое рассеянность?
В данной статье мы не будем говорить о подростках. Эта тема касается детей дошкольного и младшего школьного (начальные классы) возрастов.
Рассеянность у ребенка – это нарушение умственной деятельности, при которой невозможно долго сосредотачиваться на каком-то одном занятии. При этом ребенок может быть слишком активен или же, напротив, отстраненным и замкнутым.
Данное расстройство выявляется у каждого пятого ребенка. Это считается довольно частым явлением.
Первые признаки данного синдрома можно обнаружить уже в четырехлетнем возрасте. Но нередки случаи, когда это расстройство возникает и раньше. Например, у младенцев в первые месяцы жизни может наблюдаться чрезмерная двигательная активность или невозможность сосредоточить внимание на погремушке или другой игрушке, хотя они уже должны уметь это делать в данном возрасте. В 3–4 года этот синдром, как правило, отражается на речевых навыках детей.
Выделяют несколько разновидностей синдрома рассеянного внимания.
- Нарушается только внимание без сопутствующих проявлений и симптомов.
- Нарушается внимание и эмоциональный фон (появляются частые перепады настроения, раздражительность, агрессивность).
- Нарушается внимание, сочетаясь с гиперактивностью (неусидчивость, отвлечение на посторонние предметы и занятия, ухудшение успеваемости в учебе).
- Самый сложный тип рассеянности внимания – смешанный тип. При нем серьезно нарушаются интеллектуальные возможности, а поведение ребенка часто бывает непредсказуемым.
Причины
Точных причин возникновения рассеянного внимания не установлено. Но гипотетически выделяют физиологические и психологические факторы развития этого синдрома.
Физиологические
К физиологическим факторам относят:
- генетическую предрасположенность или наследственность;
- воздействие на организм неблагоприятных экологических изменений окружающей среды;
- тяжелый процесс родов, повлекший за собой асфиксию, гипоксию новорождённого или какие-либо травмы (например, черепно-мозговые);
- перенесенные женщиной заболевания во время беременности (например, те, что могут привести к внутриутробному инфицированию плода, что, в свою очередь, негативно сказывается на его развитии);
- курение, употребление алкоголя и наркотиков будущими матерями приводит к развитию различных патологий плода, среди них и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- перенесенные в раннем детстве травмы черепа и головного мозга;
- перенесенные в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся очень высокой температурой (гипертермией);
- серьезные нарушения в работе внутренних органов (хронические заболевания головного мозга, сердца, почек и т. д.);
- резус-конфликт между мамой и вынашиваемым плодом – такое бывает, когда у женщины отрицательный резус-фактор, а у будущего малыша – положительный.
Психологические
Психологических факторов меньше, чем физиологических, но их наличие может оказать серьезное воздействие на развитие личности ребенка. Чаще всего это неблагоприятная и неблагополучная обстановка в семье:
- неправомерные действия взрослых по отношению к ребенку (физическое насилие, угнетение и унижение личности, агрессия со стороны взрослых, недостаток общения, внимания, любви и ласки, отсутствие разумных способов и методов воспитания);
- вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркотики);
- напряженные отношения между родителями (частые ссоры, скандалы, ругань, драки);
- врожденные характерные особенности ребенка, отсутствие своевременной корректировки которых может привести к развитию данного синдрома на их почве;
- проблемы с коммуникабельностью и социальной активностью, то есть ситуации, когда ребенку трудно влиться в коллектив, найти свое место в обществе (детский сад, школа, детская площадка).
Симптомы
Мы перечислим все известные симптомы, характеризующие синдром рассеянного внимания, но надо учитывать, что у каждого ребенка они проявляются далеко не все, их набор зависит от многих факторов: от возраста и характера ребенка, от условий проживания и воспитания, от степени тяжести самого недуга.
Можно предположить, что ваш малыш страдает синдромом дефицита внимания, если у него наблюдаются следующие признаки:
- ребенок неусидчив и непоседлив;
- не владеет самоконтролем и самоорганизацией;
- не слушает собеседника и не понимает того, что ему говорят;
- забывчив, но не от нарушения памяти, а от нарушения внимания;
- склонен к тревогам и страхам;
- навязчив, что часто воспринимается окружающими как невоспитанность;
- не способен уделять внимание деталям, крайне небрежен;
- практически всегда возникают трудности (часто конфликты) в общении с родителями, воспитателями, учителями, другими детьми;
- ребенок не способен завершить начатое дело до конца;
- он не может соблюдать инструкции и правила;
- ему трудно концентрироваться на каком-либо занятии, на выполнении одного задания (это касается школьных уроков и выполнения домашних обязанностей);
- выполняя какую-либо задачу, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
- невнимательность и крайняя рассеянность становятся постоянными спутниками ребенка, из-за чего он часто что-то теряет;
- чрезмерно активен и подвижен, крутится и постоянно двигает руками и ногами, сидя на одном месте;
- проблемы в поведении, непослушность, шумность, стремление все сделать всем наперекор;
- нежелание убирать свои игрушки и приводить в порядок свой письменный стол;
- в возрасте 7, 8 лет возникают сложности в учебе, новая информация не воспринимается в полном объеме, возникают ошибки в школе и на уроках, проблемы в освоении письма и счета, это усиливается в случае, если плюс ко всему информация не вызывает интереса;
- ребенок крайне нетерпелив и практически не может спокойно ожидать чего-либо, например приближения своей очереди или происхождения какого-то события;
- повышенная разговорчивость, но невозможность долго беседовать на одну тему (ребенок постоянно перебивает и часто отвечает на вопросы, не дослушивая их до конца).
Как бороться?
Преодолеть синдром рассеянного внимания на 100% удается не всем детям, страдающим этим расстройством.
По статистике выздоровления, примерно у половины детей симптомы этого синдрома пропадают к подростковому возрасту полностью, остальным же удается убрать большую часть неприятных проявлений и исправить качество жизни в лучшую сторону.
Для борьбы с этим серьезным недугом необходим комплексный подход. Он включает в себя консультации врачей-специалистов и медикаментозную терапию, строгое соблюдение четкого распорядка дня (как школьников, так и дошкольников), обязательные занятия с психологом, правильные методы воспитания, применяемые родителями, и разумное распределение эмоциональных и физических нагрузок.
- Медикаментозное лечение назначается специалистами далеко не всегда. Только в случае очень серьезных нарушений, когда качество жизни ребенка крайне ухудшается и приводит к невозможности обучения и адаптации в обществе. Необходимо помнить, что назначать лекарства может только врач. Самостоятельно этим заниматься противопоказано. Как правило, доктора назначают успокоительные средства для снижения нервной возбудимости. Применение сильнодействующих медикаментов в раннем возрасте запрещено.
- Ребенку с синдромом рассеянного внимания просто необходим режим дня и его систематическое соблюдение. Это поможет сформировать дисциплину, которая отсутствует у таких детей. Распорядок дня должен быть прописан и размещен на видном для всех членов семьи. В этом расписании ребенку обязательно надо оставлять два часа личного свободного времени, которое он сможет потратить на свои интересы и увлечения.
- Детям с подобным нарушением часто бывает крайне трудно обучаться в общеобразовательных учреждениях, этот недуг способствует сильному снижению успеваемости. Поэтому можно рассмотреть возможность посещения учреждений со специальной для таких случаев программой или же перевести ребенка на домашнее обучение.
- Обязательным пунктом борьбы с расстройством внимания являются занятия у психолога. Специалист владеет методиками, приемами и программами, направленными на устранение повышенной эмоциональности и импульсивности. Подобные занятия помогают детям снять напряжение, стать спокойнее и уравновешеннее. Моделируя различные ситуации, психолог тестирует поведение ребенка и, исходя из полученной информации, дает ему советы, как правильно себя вести.
Ошибки родителей
Самой главной ошибкой родителей, дети которых страдают дефицитом внимания, является их убежденность, что этот недуг ребенок перерастет к 12–13 годам и что ни в каком особом воспитании он не нуждается. Если не заниматься этой проблемой, то будущее таких детей будет практически бесперспективным.
Данные статистики печальны: такие дети чаще бросают учебу, получают травмы, попадают в различные неприятные ситуации и ДТП, ведут асоциальный образ жизни, не имеют друзей или попадают в «плохие» компании, становятся алко-, нарко- и игрозависимыми.
Ранняя беременность у девушек с подобным синдромом, увы, является не редкостью. А взрослые люди, родители которых не занимались их проблемой в детстве, не добиваются успехов в трудовой сфере, часто меняют место работы, имеют материальные и социальные трудности.
Также отсутствие лечения этого расстройства у детей становится почвой для развития проблем в личной жизни во взрослом возрасте. Это часто влечет за собой обращение к психологам, психотерапевтам и даже к психиатрам.
Поэтому очень важно родителям обращать внимание на поведение своих детей, и если вы замечаете вышеперечисленные симптомы, то лучше обратиться к специалистам за консультацией.
Еще одной ошибкой родителей является то, что они принимают синдром рассеянного внимания за плохой, неуправляемый характер и бунтарство, из-за чего пытаются «перевоспитать» свое дитя неправильными и даже вредоносными методами. Как правило, это методы наказания, лишения, ругани и т. п. Такой подход лишь крайне усугубит проблему.
Эффективные упражнения
Ребенок с синдромом рассеянного внимания обязательно должен иметь свои домашние обязанности (они должны соответствовать его возрасту и возможностям).
Ему надо давать возможность проявлять настойчивость и самостоятельность в выполнении какого-либо задания, но в то же время нельзя бросать его наедине с проблемой – надо быть рядом и при необходимости помочь. Кроме того:
- необходимо хвалить его за успехи, но не хвалить беспричинно;
- обязательно занять ребенка каким-нибудь спортивным занятием;
- также необходимо заниматься развивающими занятиями и играми;
- желательно помогать ребенку с труднодающимися школьными предметами, например объяснить тему, которую он не понял на уроке.
Важно завершать день ребенка спокойными, расслабляющими занятиями, например рисованием или чтением, чтобы снизить его активность и возбудимость.
Источник