Ребенок неуправляем 3 года что делать

«Непоседливый, непослушный, невоспитанный – одним словом, трудный ребёнок». Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.
Но что скрывается за таким поведением? Почему дети становятся «трудными»? Какие ошибки совершают родители при воспитании? И как добиться от ребёнка послушания? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.
Начните выстраивать доверительные отношения с ребёнком прямо сейчас, перестав гиперопекать и нарушать его личные границы. При это продолжайте обеспечивать его безопасность вместе с GPS-трекером «Где мои дети».
Содержание:
Портрет «трудного» ребёнка
На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.
Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:
- не контролируют собственное поведение;
- не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
- не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
- не реагируют на замечания родителей и педагогов;
- часто устраивают истерики;
- не умеют вести себя в общественных местах;
- вызывают раздражение у взрослых;
- становятся изгоями в детском коллективе.
Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?
Ошибки родителей в воспитании
Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»
Родители потакают сыну или дочери во всём, исполняют любые его или её желания. Такая ситуация часто складывается, когда ребёнок – единственный в семье или долгожданный. В результате он привыкает быть центром Вселенной и не реагирует ни на какие запреты и ограничения со стороны взрослых людей.
Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки
Ребёнку прощаются плохие поступки и непослушание под предлогом «он же маленький, он не понимает, что делает, вот вырастет – и всё поймет».
Ошибка №3. Гиперопека
Как опасна вседозволенность, так и постоянные запреты и ограничения ведут к желанию их нарушить. Тем более, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребёнка: в активности, в общении, в познании мира.
Чтобы дать ребёнку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности, но оставаться спокойными за его безопасность в любом месте, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.
Ошибка №4. Неправильный пример родителей
Можно бесконечно рассказывать ребёнку о вреде курения и пользе чтения, но если в семье живет курящий папа, а книги используются как подпорка покосившемуся столу, привить эти навыки ребёнку вряд ли удастся.
Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»
Если мама сегодня строго-настрого запретила есть конфеты, а завтра бабушка украдкой сунула их в карман или папа пришёл с работы веселый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится манипулировать для получения желаемого.
Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции
Позиция родителей в этом случае такова: «Воспитывать должен детский сад и школа. Нам некогда этим заниматься, мы зарабатываем деньги, чтобы обеспечить своего ребёнка».
Мотивы «плохого» поведения детей
Кроме ошибок родителей в воспитании ребёнка существуют ещё причины, по которым спокойный и послушный ребёнок вдруг начинает вести себя плохо:
1. Привлечение внимания
Когда мама и папа постоянно на работе, ребёнок видит их только утром и вечером, ему часто недостает их любви и заботы. А в выходные многие родители оставляют детей у бабушек и дедушек, занимаясь накопившимися домашними делами.
Естественно, что ребёнок стремится получить внимание от родителей любыми способами. А, как известно, самый быстрый и лёгкий способ – это сделать то, на что мама или папа сразу обратят внимание: устроить истерику, закричать на улице, начать топать ногами, подраться с кем-нибудь.
Что делать родителям:
- чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
- если плохое поведение ребёнка вызвано именно недостатком родительского внимания, лучше его игнорировать;
- если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь поручение (полить цветы, протереть пыль, убрать со стола посуду) и обязательно похвалите за выполнение;
- проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте. Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в родительских делах.
2. Стремление к власти
Многие дети, особенно в кризисные периоды, хотят беспрекословного исполнения каждого своего «хочу». Ребёнок стремится взять верх над родителями, добиться независимости от них.
Это выражается в капризах, непослушании, отказе от подчинения взрослому, настаивании на своём.
Что делать родителям:
- признайте силу ребёнка, но вместе с его ответственностью. Например, мама разрешает дочери надеть праздничное платье в будний день в детский сад, но если девочка испачкает его, то на утренник ей придётся идти в другом платье.
- поставьте границы непозволительного поведения. Нельзя драться и обзывать родителей, взрослых, детей в группе; нельзя ломать и портить свои и чужие игрушки. Если ребёнок перешёл эти границы – за поступком должно следовать наказание. Его следует обговорить с ребёнком ещё до совершения «противоправных» действий.
- научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями, справляться с гневом, яростью и агрессией.
3. Месть («Ты сделал мне плохо – пусть и тебе будет точно также»)
Мы сами порой не замечаем, как обижаем своих детей. И если для нас это проходит незаметно или мы просто не придаём ссоре с ребёнком большого значения, то для нашего сына или дочери обида может иметь серьёзные последствия.
Сначала ребёнок замыкается, уходит в себя, затем начинает проявлять физическую или вербальную агрессию в отношении взрослого, ведёт себя плохо, перестаёт слушаться родителей. В результате будет либо налаживание отношений, либо ещё большее дистанцирование от родителей.
Что делать родителям:
- учите детей говорить о своих чувствах и переживаниях, чаще спрашивайте «Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сегодня настроение?»;
- после ссоры с ребёнком: попросите прощения, если не сдержались и накричали на него, обсудите, почему вы поссорились и что можно сделать, чтобы избежать этого в дальнейшем;
- не бойтесь показать свои чувства перед малышом. Ваш авторитет от этого не пострадает. Да, вам тоже иногда бывает и грустно, и обидно, и стыдно за свои ошибки.
4. Избегание неудач
Такой ребёнок отказывается участвовать в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на уроках, когда его спрашивает учитель, боится посещения новых мест и незнакомых людей.
Взрослые считают, что он просто капризничает и не слушается, но проблема гораздо глубже – в личностном развитии и самооценке ребёнка.
Ребёнок боится, что у него ничего не получится, боится быть неуспешным и поэтому заранее отказывается от травмирующих ситуаций. Свою лепту вносят и родители, чьи требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.
Что делать родителям:
- создавать ситуации успеха, в которых ребёнок сможет проявить свои сильные стороны;
- повышать самооценку ребёнка, хвалить за проявление настойчивости, доведение начатого до конца;
- научить думать о себе в позитивном ключе («я ещё не умею завязывать шнурки, но зато я могу за пять минут собрать сложный пазл»);
- сравнивать ребёнка только с самим собой, не с другими;
- поддерживать и помогать при возникающих трудностях, но не делать за него!
Возрастные кризисы
3 года
К трём годам ребёнок начинает стремиться к самостоятельности и независимости от взрослого. Он отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса, это значит, что ребёнок растёт, он уже готов отделиться от взрослого и стать самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями.
6-7 лет
Следующий кризисный этап в жизни ребёнка приходится на предшкольный возраст, когда начинает закладываться его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник хочет сам принимать решения и чтобы взрослые считались с его мнением. Дети могут болезненно реагировать на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют от них беспрекословного выполнения своих требований.
Читайте также «Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет.
Подростковый возраст
Подросток ищет самовыражения и самоутверждения в обществе, мнение родителей уже не авторитетно для него. Гормональные изменения в организме вызывают взрывчатость, раздражительность и эмоциональную неустойчивость. У многих детей падает школьная успеваемость, появляются конфликты со сверстниками и учителями, в семье также царит враждебная обстановка из-за стремления родителей взять под контроль жизнь сына или дочери.
Если вы беспокоитесь за своего подростка, подозреваете, что он связался с плохой компанией или подвергся нападкам со стороны сверстников, или просто хотите убедиться, что у него всё в порядке в школе – не обязательно подвергать его тотальному контролю. Просто установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.
Физиологические причины
Кроме вышеперечисленных причин, поведенческие нарушения могут быть у детей с:
- СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности);
- РАС (расстройством аутистического спектра);
- ЗПР (задержкой психической развития) и умственной отсталостью;
- психическими заболеваниями;
- у тех, кто перенес психотравму или находится в состоянии стресса.
В этих случаях одних действий со стороны родителей будет недостаточно. Ребёнку необходима медицинская, психологическая и педагогическая помощь.
Помните мальчика, который пришёл с папой на приём к психологу? В его случае был целый комплекс причин, породивших такое поведение ребёнка. Мама и папа разошлись, когда ребёнку не было ещё трёх лет, и его воспитанием стала заниматься бабушка, поскольку у родителей на первом месте было устройство своей личной жизни. Вскоре бабушка поняла, что не справляется с мальчиком, и попыталась вовлечь родителей в процесс воспитания ребёнка.
В результате мальчик жил то у папы и его новой жены, то у бабушки, иногда на выходные его забирала мама. Семейная ситуация, при которой ребёнок не чувствовал себя нужным и любимым, наложилась на педагогическую запущенность и неврологические нарушения, на которые не обратили внимание родители мальчика.
Что делать с непослушным ребёнком?
Стоит ли наказывать?
Тема наказаний всегда вызывает много споров у родителей. Кто-то считает, что наказания унижают личность ребёнка и лишают его самостоятельности. Кто-то вспоминает своё собственное детство – «а я до 10 лет в углу стоял», «а меня отец всегда за двойки ремнем лупил» – и поступает также со своими детьми. Кто-то только угрожает ребёнку наказанием («если ты сейчас же не прекратишь баловаться, я тебя накажу»), но на деле не использует его.
Мы уже выяснили, что полное отсутствие наказаний и ответственности за свои поступки приводит к развитию у ребёнка чувства вседозволенности и нежеланию подчиняться требованиям взрослых.
Поэтому родителям стоит знать правила наказания и неукоснительно их соблюдать:
- Задача наказания – сделать так, чтобы ребёнок осознал неправоту своего поступка и впредь поступал иначе. От наказания не должно быть ни физического, ни психологического вреда.
- Ребёнок должен быть уверен, что вы, даже наказывая, всё равно продолжаете его любить.
- Наказываем за конкретный поступок, который совершил ребёнок.
- Никогда не наказывайте ребёнка, находясь в гневе и, тем более, в общественных местах.
- Учитывайте возраст ребёнка. Наказывать двухлетнего ребёнка за то, что он нечаянно опрокинул на себя тарелку с супом – непедагогично.
- Наказание не должно унижать ребёнка.
- Если вам сообщили о плохом поступке ребёнка, сначала выслушайте его, затем принимайте решение о наказании.
- Наказание в виде лишения не должно распространяться на вещи и сладости, уже подаренные ребёнку.
- По возможности заранее обсудите с ребёнком поступки, за которые обязательно последует наказание, и какое оно будет, чего именно ребёнок будет лишен.
Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:
- Тайм-аут (время, проведенное ребёнком в одиночестве, не обязательно в углу).
- Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
- Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
- Воспитательная беседа спокойным тоном.
- Совместный поиск решений.
- Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.
В 2017 году среди российских родителей был проведён опрос «Как вы наказываете своих детей?». В нём родители могли несколько вариантов ответов их предложенных. По итогам оказалось, что:
- 80% родителей используют наставления и нравоучения;
- 12% практикуют наказание ремнем;
- 43% запрещают пользоваться компьютером;
- 29% ставят детей в угол;
- 13% лишают карманных денег.
Советы психолога родителям «трудных» детей
- Начните воспитание ребёнка с себя. Собственный пример спокойного, уравновешенного поведения принесёт пользы больше, чем долгая нравоучительная беседа.
- Любите своего ребёнка любого: капризного, непослушного, упрямого и обидчивого. 90% случаев непослушания у детей связаны с нехваткой родительской любви и внимания.
- Родителям важно иметь представления о кризисных этапах в развитии ребёнка. Тогда им будет проще понять и правильно реагировать на особенности в поведении сына или дочери.
- Учите детей прислушиваться к себе, к своим чувствам, различать и понимать их. Тогда он научится справляться с ними.
- Не стремитесь к званию идеального родителя и идеального ребёнка. Каждый имеет право на ошибку.
- Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие мультфильмы смотрит. Каким героям он подражает, с кого берёт пример. Помните, современный детский мультфильм «Маша и Медведь», где девочка Маша капризничает, вредничает и манипулирует добрым Медведем? Многие родители жаловались на непослушание и частые истерики у детей после его просмотра.
- Наказания – да, но не забывайте и о поощрении и похвале за хорошее поведение.
- Запомните: добиться хорошего поведения от ребёнка можно не только с помощью наказаний, но и с помощью доверительных бесед.
- Если ребёнку что-то нельзя, то это нельзя всегда, при любых обстоятельствах, независимо от настроения родителей.
- Научитесь правильно реагировать на истерики ребёнка. Трёхлетку можно отвлечь чем-нибудь интересным на улице или дома, истерику ребёнка постарше лучше проигнорировать, а после того, как ребёнок успокоится, обсудить с ним его неправильный поступок.
- Если не удается самим справиться с проблемой плохого поведения ребёнка – обратитесь за помощью к психологу.
- Успокоительные препараты – только по назначению врача!
- Обещали наказать – накажите, обещали поощрить – поощряйте. Держите своё слово. И ребёнок будет поступать точно также.
- Прикоснуться, обнять, поцеловать, взять за руку – лучший способ справиться с начинающейся истерикой. Если ребёнок начинает капризничать в магазине, на детской площадке, на улице, сядьте на корточки, окажитесь с ним в равной позиции и спокойным тоном объясните неправоту его поступка.
- Не навешивайте ярлыков на сына или дочь. Если ребёнку постоянно говорить, что он плохой, злой и непослушный, рано или поздно он действительно станет таким и будет вести себя соответствующе.
- И последняя рекомендация: всем правилам поведения, всем «можно» и «нельзя» учите ребёнка с самого раннего возраста, формируйте у него культуру поведения дома и на улице.
Запомните, дорогие родители: даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым. Именно ваша любовь и поддержка смогут помочь в борьбе с «трудным» поведением ребёнка!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Источник
Трехлетний возраст становится своеобразным рубежом, когда дети начинают проявлять самостоятельность и “характер”. Неготовые к этому родители хватаются за голову: что же случилось с их малышом. Куда делся милый малыш и откуда взялся истерящий плохиш?!
Легче всего понять и прочувствовать ситуацию на конкретном примере. Описываю вам случай, которому однажды стала свидетелем. Возможно, вы узнаете в нем себя и своего ребенка.
Мама покупает булочку – она только из печи.
Дочка кричит: “Хочу булочку!!!”
Мама отвечает: “Булка горячая. Я дам ее тебе дома, когда она хоть чуть-чуть остынет”. Плач становится громче.
Мама говорит: “Хорошо, дам на улице”. Плач не прекращается.
Мама соглашается: “Хорошо, ешь сейчас”.
Но тут дочь уже плачет, потому что булка очень горячая.
Булочка – это лишь пример. Ребенок не слушается по любому, даже мелкому поводу:
- хочет первым нажать кнопку лифта, но не успевает;
- требует купить игрушку в магазине;
- не хочет одеваться;
- ноет, чтобы его кормили, да, еще и только вы;
- не хочет спать в своей кровати…
Что же делать, если ребенок в 3 года не слушается?
Давай разберем эту ситуацию в трех аспектах:
Почему ребенок так себя ведет? Каковы причины слез?
На что опираться маме, чтобы определить, как действовать в этой ситуации?
Как можно избежать истерики?
1. Почему ребенок не слушается и истерит?
Вы смотрите на своего трехлетку и вам кажется, что он уже большой. Он отлично понимает то, что вы говорите. Он знает правила, которые есть в вашей семье и может сам пересказать, что можно, а что нельзя. А потом в один момент БАЦ! и делает то, что запрещено.
В его глазах искорки, а на губах ухмылка. И вами овладевает только одна мысль: он сделал это нарочно! Знал, что нельзя, и все равно сделал. Назло!
Вы сказали, что холодно, поэтому нельзя снимать шапку. Отвернулись, повернулись, а ваш проказник уже без нее.
Вы сказали, что брать чужой беговел на площадке без спроса нельзя. Заговорились с соседкой, а шилопоп уже катается, а следом бежит хозяин транспорта.
Чувствуете, что гнев нарастает, даже когда вы просто читаете эти строки и вспоминаете проделки ваших детей? Но все совсем не так, как кажется.
Маленькие дети импульсивны. Чувства затапливают их так, что еще несовершенные навыки самоконтроля не помогают совладать с собой.
В исследовательском мире известно, что трехлетние дети могут мыслить логически, но применить эту логику не могут. Есть пропасть между их знаниями и действиями.
А теперь добавьте к этому свежеобретенное чувство собственного достоинства и эгоцентризм, и вы получите идеальный рецепт “непослушайки”. Вот он, кризис 3 лет.
Это касается и ситуации с булкой. Да, девочка понимает слова мамы, что булка горячая, но желание сильнее ее. Она не может проанализировать ситуацию и понять, как лучше и почему нельзя.
Аналогично и со снятой шапкой, беговелом, неубранными игрушками, истериками при выключении мультиков…
Вы уже двадцать раз повторили, что можно и что нельзя, а сын/дочка не реагирует. Прочитайте статью “Надоело повторять по 100 раз” и вы узнаете об основных ошибках, которые допускают мамы, и почему “по-хорошему” не получается.
Внутри малыша сталкиваются два противоречащих друг другу желания. Его собственная воля и то, что вы хотите, чтобы он сделал. Карапуз знает правила и хочет поступать правильно, чтобы мама его хвалила, но эта внутренняя эмоциональная борьба в сочетании с растущим чувством независимости, эгоцентризма и незрелым мозгом выражается в своенравном поведении, непослушании и истериках.
А уж если карапуз “завелся”, то успокоить его очень сложно. Понимание времени еще таково, что “давай потом” звучит непонятно, а значит не работает. А если ребенок устал или голоден, то стрессоустойчивость падает. Все вместе создает удручающую картину: ребенок в 3 года не слушается и истерит.
Если истерики стали регулярным спутником ваших с ребенком отношений, то обязательно прочитайте статью “Ребенок истерит по любому поводу”. Вы узнаете о 4 видах истерик и о том, как на них реагировать. Это придаст вам сил и поможет иначе относиться к поведению сына или дочки.
2. Кризис 3 лет у ребенка: что делать?
Задача родителей – помочь детям построить в уме мост между знаниями и действиями, ведь мало знать правила, важно уметь их применять.
ШАГ 1. Чутко помогите ребенку осмыслить ошибки и исправить их.
Истерики и непослушание 3-летних детей – это нормальная стадия развития, но одни это перерастают, а у других такое поведение закрепляется и переходит в протестное. Чтобы этого избежать, нужно помочь малышу обрести основы самоконтроля и осознанности.
Например, карапуз хватает без спроса чужой беговел на площадке.
Если трехлетнего ребенка за это наказать, то это даст ему понять, что он плохой, он не контролирует себя, он – разочарование для мамы. Но никак не поможет в развитии навыков самоконтроля.
Вместо этого поспособствуйте тому, чтобы ребенок задумался и осознал ошибку. Сделайте это в теплой, ободряющей и чуткой форме. Недостаточно просто повторить правило: «Я же тебе говорила, что нельзя брать ничего без спроса». Скажите: «Ты помнишь, что надо попросить? Давай попробуем вместе еще раз». Подходим и просим. Если ребенок может, то говорит сам, если нет, то вы просите разрешения взять беговел вместо него.
В ситуации с булкой для ребенка родители – это гарант безопасности. Маме нужно транслировать ребенку безопасный порядок вещей. Если булка горячая, и это опасно – значит, он должен подождать, вне зависимости от того, готов он принять эту идею или нет.
ШАГ 2. Помогите ребенку задуматься о том, что он чувствует.
Мы всегда обращаем внимание ребенка на действия: не трогай, отойди, не прыгай, замолчи, отдай, возьми… Как часто вы обращаете внимание ребенка на то, что он чувствует?
Когда ребенок делает что-то хорошее, например, проявляет сочувствие или спрашивает «можно взять твою игрушку?», помогите ему осмыслить чувства.
Например, скажите: «Ух ты, ты не забыл вежливо попросить игрушку. Каково это?» или «Ого, ты сказал своему другу что-то доброе, когда он разбил коленку. Как ты думаешь, от этого ему стало легче? Как ты себя при этом чувствовал?”
Ваш малыш будет гордиться собой, испытывать чувство выполненного долга и ощущать то теплое чувство, которое приходит с умением справляться с трудной (для него) ситуацией.
Это поможет вашему карапузу:
понять, что делать добро приятно,
укрепить внутреннюю мотивацию ладить и сотрудничать, что в долгосрочной перспективе приведет улучшению социальных навыков.
Еще один способ помочь ребенку – использовать книжки с картинками и игрушки, как инструмент для размышлений о поведении и чувствах. Читайте и проигрывайте истории, а потом обсуждайте: кто и как поступил? как бы поступил на месте героя ваш ребенок? что он при этом чувствовал?
ШАГ 3. Формула успеха – закрепление и повторение.
Фраза «все в порядке, давайте попробуем еще раз» – отличный инструмент для воспитания. Вместо наказания или нотаций попробуйте дать сыну или дочке еще один шанс.
Помогите ребенку задуматься о том, что он сделал неправильно. Расскажите, как он может сделать это лучше, и дайте понять, что вы верите в него.
Снова и снова напоминайте малышу, как просить игрушку на площадке и делайте это вместе с ним.
Это даст карапузу установку на рост и веру в то, что он может изменить свое поведение.
Если ребенок будет стоять в углу и думать о том, что он сделал не так, ничего в его поведении не изменится. Практика и повторные попытки с родителями, которые в них верят, творят чудеса.
Но бывают случаи, когда ни чуткость, ни проговаривание чувств, ни повторения не помогают, и чадо устраивает истерику. Например, вы с ребенком приложили много усилий, чтобы вежливо попросить желанный беговел, но хозяин железного коня не хочет ни с кем делиться своим транспортным средством.
3. Можно ли избежать ситуаций, когда ребенок устраивает истерики?
В ситуации с беговелом, как и с булкой, избежать такой реакции сложно. Но вы должны понимать, что истерика – это нормально. Так ребенок адаптируется к ситуации и переживает невозможность мгновенно удовлетворить свои желания.
Если вы сомневаетесь, в вашем случае истерики – это норма или нет, пройдите тест.
Существует несколько факторов, которые помогут минимизировать истерики.
Готовность ребенка. Предупреждение о том, что будет и как надо себя вести: сейчас мы зайдем в магазин, купим булку, она будет горячая, но ты сможешь ее попробовать, когда мы выйдем. Помогает часто, но не всегда.
Твердость. Твердая интонация, безапелляционность кажутся жесткими, но, как ни парадоксально, помогают ребенку принять ситуацию быстрее и легче. Раз изменить ничего нельзя, зачем бороться.
Переключение или замещение. Булку не дам, но могу дать яблоко. Но тут есть риск скатиться в торговлю, поэтому надо всегда смотреть по ситуации, стоит ли игра свеч.
Занять чем-то. Срочно придумать важное задание, за которое можно потом похвалить и дать почувствовать свой успех.
Пережить истерику. Увы и ах, не всегда ее можно остановить с помощью какого-то “приема”. Иногда ее надо пережить, дать поплакать, а потом обсудить. Можно аккуратно дать попробовать руками горячую булку, чтобы убедиться в верности слов мамы.
Важно понимать, что воспитание без истерик вряд ли возможно. Плач ребенка – это его способ сказать о своем недовольстве. Когда-нибудь он научится иначе, но не сразу.
Да, и не все наши реакции будут удачными, но это не значит, что вы делаете что-то неправильно. Поэтому я не за правильное воспитание, а за живое.
Чтобы помочь вам выдерживать детские истерики и своенравное поведение, я разработала мастер-класс “Ребенок раздражает. 5 фишек детской психологии, которые добавят вам дзена”.
Если вы часто сталкиваетесь с ситуациями, когда ребенок:
не слышит вас и нужно повторять снова и снова или кричать,
ноет и выбешивает этим,
психует, упрямится или взрывается,
на все отвечает «я сам!» и своевольничает,
проявляет по отношению к вам эгоизм.
Тогда мастер-класс станет первым шагом в понимании процессов, которые происходят в детском мозге. Мастер-класс – это не инструкция «Что делать, если…», которую надо заучить. Это подробные и понятные ответы на вопросы:
почему так происходит?
почему ребенок не понимает таких простых вещей?
Я расскажу про:
3 системы детского мозга и этапы их созревания,
особенности детского развития, которые нас раздражают: эмоциональную лабильность, эгоцентризм, импульсивность,
а также, как помочь ребенку развить такие качества как дисциплинированность, самоконтроль, уверенность в себе.
Это возможность открыть для себя мир возрастной психологии и перестать волноваться, почему ваш малыш такой непослушный. Знания дают понимание, а когда понимаешь, то реагируешь на поведение малыша иначе.
Узнать о мастер-классе подробнее вы можете, перейдя по ссылке:
А что помогает вам, когда ребенок не слушается?
Источник