Ребенок не задает вопрос почему в 4 года

Ребенок не задает вопрос почему в 4 года thumbnail

Отсутствие вопросов в речи – одна из “фишечек” аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: “Мама где?”, а трехлетка этажом выше умучал родителей своими “почему”.

Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос “Что это” заменялся суррогатом “Это…”, без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: “Мама-папа, идем куда?”.

Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: “Скажи: Что это?” Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.

На днях логопед подогнала нам интересную игру: “Спроси у мамы/папы?”

В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…

Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: “Что это?” Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: “Спроси у мамы/у папы…” и дают подсказку: “Папа/мама, что это?” Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.

Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: “на каждый вопрос: “что это?” требовать помощи у папы/мамы”.

Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева – молоток, а справа – духи.

В игру “Кто это?” мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:

Книга с окошками. 199 рублей

Книга с окошками. 199 рублей

Книжка с окошками, за окошками – разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: “Кто это?”

Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : “кряк”- папа завопил от боли.

– Что сломал? – спросил сын у отца.

Аутичные дети:

– могут вообще не задавать вопросов;

– делать это грамматически неправильно;

– не выделять вопрос вопросительной интонацией.

Причин несколько:

– дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;

– круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;

– речь не развита на надлежащем уровне;

– есть просодические нарушения.

Когда учить ребенка задавать вопросы?

– во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;

– ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:”Что это” и только потом его задавать;

– лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.

Онтогенез вопросительных слов

до 1 года – Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)

до 2,5 года – Где? Куда?

около 3-х лет – Как?

старше 3-х лет Почему? Когда?

Как учить ребенка задавать вопросы?

1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.

2. Даем полную речевую подсказку: “Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …

3. Ребенок задает вопрос.

4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, “Где ложка?” / “Где стул?”/ “Где мой мишка?” ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.

5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.

В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.

Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?

Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?

Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?

Источник

  1. Главная
  2. Архив

Время: 19:07  
Дата: 17 апр 2007

Нам 3.3, мальчик, говорит
плоховато, но в принципе понять можно,
допевает конец песенок, но совершенно не
спрашивает “почему?” мальчик из сада его
друг настоящий почемучка, а наш ничего не
спрашивает. Как научить спрашивать
“почему?”

Да счего вы взяли, что все
дети спрашивают “почему”?!
Есть много других вопросов:) Как? когда?
кто? что? куда? чем? кого? зачем?;)

Сообщение 28221306.   Ответ на сообщение
28220247 
Автор: Марабу    
Статус: Пользователь  

Время: 19:47
  Дата: 17 апр
2007

Подождите еще немножко –
“канал” может открыться в любой
момент:-)

 

попробуйте ему задать эти
вопросы…
например почему трава заленая, как ты
думаешь, или почему мячик катится, а кубик
нет….
может вашь ребенок сам знает…. может он
так называемые дети индиго…

  

Сообщение 28222005.   Ответ на сообщение
28221475 
Автор: Марабу    
Статус: Пользователь  

Время: 20:13
  Дата: 17 апр
2007

Это, наверно, автору топа:-) Я
то как раз только и успеваю отвечать, а
встречные вопросы начинаю задавать, когда
уже “достанет”

Погодите маленько, скоро
прийдете на форум с вопросом: как отучить
задавать вопрос почему?:)

Сообщение 28222730.   Ответ на сообщение
28220247 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 20:39   Дата: 17 апр 2007

тоже самое, даже возраст. зато
когда его спрашиваешь ответ всегда есть.
например
-Мама, болит пальчик.
-А почему у тебя пальчик болит?
-Потому что когда купался пену в ванной
кушал.
Хммм… как это я сама не догадалась. И
т.д. 🙂 Он все знает лучше нас. Чаще
кстати выводы верные. Я даже тут такой топ
заводила, постоянно спрашиваем почему,
почему, почему – и всегда отвечает свою
версию, но в ответ почему не задает.

У нас тоже в 3,3 не
спрашивал.Зато сейчас 4,6 одни
вопросы.

Как можно раньше начинайте
читать ребенку вслух и не только сказки, но
и познавательные книжки. Так малыш будет
воспринимать слова в контексте определенной
ситуации, и у него начнут складываться
понятия о предметах, их свойствах и
функциях. Например, если ребенок будет
знать слово “вода”, вы без труда сможете
объяснить ему, “почему суп мокрый, а хлеб
сухой”. Да потому что все, в чем есть вода,
– мокрое, а в чем ее нет, – сухое.
у Вашего малыша задержка речевого развития.
Вот и вся причина, почему ребенок не задает
вопросов.
расширяйте словарь малыша. Задавайте ему
вопросы сами и скороя, я уверена, услышите
его первое ПОЧЕМУ?…
Педагог-логопед.

 

скажите, а как можно раньше,
это когда? 🙂 нам сейчас 7,5 мес., читаем
пока только стишки, и сказки рассказываем
сами (когда читаешь, не интересно)

  

Вы делаете все правильно.
Читайте, рассказывайте, просите показать
пальчиком на картинке.

 

Сообщение 28295035.   Ответ на сообщение
28281369 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 12:36   Дата: 20 апр 2007

хммм. я не педагог, но ещё раз
убеждаюсь что непрофессионалам проще
взглянуть на ребенка. У нас например нет
вопроса почему и нет задержки речевого
развития, говорит с 1,5 лет очень хорошо,
читает – дай Бог пятилетке столько читать.
Более того когда ему постоянно задешь
вопрос почему он чаще верно на него
отвечает, просто сам не любит задавать –
ЗНАЕТ ВСЕ САМ (как ему видимо кажется).
характер такой и как мне правильно девушки
написали есть масса детей, которые вообще
этот вопрос не задают (ни в 5, ни в 7, ни в
10, ни в 12 лет, сначала думают что все
знают, потом умеют и хотят этот вопрос
задать именно самим себе и найти ответ
самостоятельно) – это лучше, чем почему
каждую минуту, причем по одним и тем же
поводам.

  

Да ладно вам. Вашему ребенку
же только 3? Еще будет спрашивать)

   

Сообщение 28306378.   Ответ на сообщение
28300317 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 18:22   Дата: 20 апр 2007

разве к этому написала? Я не
расстроюсь, если вопроса почему не будет
🙂 Просто помимо проблем есть и
индивидуальные особенности у людей, и
вопрос почему я бы скорее к этому отнесла.
для меня важнее не вопрос, а чтобы он
действительно интересовался – почему, а уж
каким путем и кому он этот вопрос задаст –
вслух или про себя это уже не особенно
важно.

    

А, извините. Хотя все равно
мне кажется. Вы рановато делаете выводы,
что он не почемучка. На каком-то этапе
детей вдруг перестают устраивать
придуманные ими ответы, и они хотят знать,
как на самом деле. А об этом от себя узнать
нельзя, можно только от взрослых, или из
книги, или из диска, или из компа.

  

Возрас ПОЧЕМУЧЕК примерно 4-5
лет. Ваш малыш вырос из этого возраста, тем
более, что он сам прочитав что-либо может
ответить на свои вопросы.
Ребенок растет не по дням, а по часам.
Вернее минутам и секундам. И это не
фигуральное выражение и относиться оно не
только к физическому росту. Каждую секунду
наши дети ловят, впитывают и усваивают
новую информацию. Причем создается такое
впечатление, что ловят они ее буквально из
воздуха (если не предоставить другой
возможности!). На родителях лежит огромная
ответственность, прежде всего за качество
этой информации и пути ее получения.

Согласитесь, что сегодня нет недостатка в
информации. Скорее наоборот, наблюдается
переизбыток в данной сфере, что особенно
тяжело это сказывается на детях. Телевизор,
компьютер, радио, афиши, окружающие люди… В
этом «море» новых знаний нужно успеть
разобраться, отсеять то, что не нужно,
необходимое отложить про запас, все
расставить по своим местам. И еще – не
захлебнуться.
Но! Дорогие товарищи взрослые! Все развитие
ребенка обусловлено общением с близкими
взрослыми. Так сказано в одной умной книжке
по детской психологии. Сфера общения
ребенка формируется в основном до 4-5 лет и
если все это время ребенок «общался» в
основном с телевизором или подобной
техникой, то и не ждите в более старшем
возрасте от своего чада теплого душевного
общения. Родители – основной, а иногда и
единственный источник знаний для своих
детей именно в дошкольном возрасте.
Наверное, сегодня быть родителем стало
намного тяжелее: приходиться думать,
предвидеть, успевать и все в рамках
«золотой середины»! Вся мудрость, все
терпение, все силы не жалко положить на
этот алтарь. Ведь наши собственные дети –
они самые-самые! Нашим Почемучкам нужны
любовь ласка, забота. Можно быть родителями
и без всяких ученых степеней, с «тремя
классами церковно-приходской школы», но
мудрыми и чуткими, готовыми ответить на
любой вопрос своего чада, пусть по-своему.
Ребенок будет знать, что его интерес и
потребность во внимании не останутся
безответными.
Педагог-логопед.

   

Сообщение 28310918.   Ответ на сообщение
28310534 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 21:04   Дата: 20 апр 2007

не поняла почему это для меня
написано – моему то ещё 3,3 🙂 А по поводу
телевизора вообще не поняла лекцию 🙂 У
нас вообще телевизор ребенок не смотрит,
даже мультики не любит 🙂 Написано все
правильно и книга наверное правда умная но
не поняла почему это для меня процитировано
🙂

    

Вы написали “дай Бог пятилетке
столько читать”, я подумала малышу пять. А
написала это не только для Вас, а вообще
для родителей.

     

Сообщение 28311396.   Ответ на сообщение
28311293 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 21:18   Дата: 20 апр 2007

у меня просто ниже дата
рождения ребенка стоит 🙂

3,4 тоже не спрашивает
“почему”. Любимые вопросы “Кто это?”, “Я
кто?”, “Ты кто?” и “Мама, я где?” 🙂

Сообщение 28293142.   Ответ на сообщение
28220247 
Автор: pepsi    
Статус: Пользователь  

Время: 11:42
  Дата: 20 апр
2007

А я б радовалась, потому как
эти 2почему2 они же просто
бесконечные!:)

Не переживайте, начнет еще спрашивать, у
некоторых деток “почемучный” период
начинается ближе к 4 годам.

Подождите, скоро начнет!!!
Будете вспоминать эти спокойные времена! К
вечеру язык на плече будет! Ни какая работа
менеджера не сравнится с ответами на
вопросы вашего почемучки!

Сообщение 28224035.  
Автор: июльская    
Статус: Корифей  

Время: 21:24
  Дата: 17 апр
2007

в 4 еще наплчитесь от этого
отзвечного почему

Сообщение 28291043.  
Автор: Карма Н    
Статус: Пользователь  

Время: 10:48
  Дата: 20 апр
2007

Рано еще. Вот если в 5 лет не
спрашивает “почему?”, это повод спросить
“почему?”)

Сообщение 28300699.  
Автор: Оля-ля-ля    
Статус: Пользователь  

Время: 15:14
  Дата: 20 апр
2007

Мой тоже не спрашивает, ему
три и один. ждемс. а пока устраивает
альтернативная форма выяснения устройства
мира: если кран включить, то.. и ждет. а
потом сам добавляет, а если не включить, то
руки не помыть. в общем, не в форме
вопроса, а суть одна. но ПОЧЕМУ тоже
ждем:)

Сообщение 28332913.  
Автор: Smilla.fi    
Статус: Пользователь  

Время: 22:02
  Дата: 21 апр
2007

А другие вопросы задает? Наша
дочь, кстати, так и задавалась вопросом
“почему”. Просто попозже появилось много
других вопросов. Я думаю, во многом оттого,
что мы очень этих вопросов ждали и спешили
объяснять многое, так и не дождавшись. т.е.
не давали как следует интересу
проснуться.

Сообщение 28333157.  
Автор: Перечница    
Статус: Корифей  

Время: 22:13
  Дата: 21 апр
2007

ну, у меня ребенок не так
давно начал. не могу припомнить, когда
точно началось, но как-то вроде после 3-х,
ближе к 3.5. зато сейчас от вопросов спасу
нет…

Сообщение 28341108.  
Автор: КЫСА    
Статус: Пользователь  

Время: 12:15
  Дата: 22 апр
2007

Я не спрашивала почему, хотя и
говорила прекрасно с раннего возраста. Ну
просто было не интересно, интересовало кто,
что, где и т.п. А вот сыну интересна
причина всего, он почемучка конкретный,
спрашивает где-то с 2.5. правда сначала это
звучало “А потому что чё?” и потом уже стал
говорить “почему”. Но правда у него речь
очень развита

Источник

galka_35

№0 | 9.07.2012-09:06

Здравствуйте. Внучке 4,5 года. Физически здоровый, очень активный ребенок. Но не поддерживает разговор, на вопросы не отвечает и свои не задает. Например, не говорит, как ее зовут, сколько ей лет, как зовут маму, папу. То, что ей нужно, просит односложно: хочет есть – “колбаска”, “макарошки”; пить – “чай” и т.д. Не слушает моих объяснений, что подумала, то и не переубедишь. Например, забираю из детсада, не спросит, куда едем. Говорит: “Сказка”. Значит, думает, что едем ко мне смотреть сказку, которую смотрели у меня в выходные. Я ей говорю, что едем к маме с папой. Она все-равно твердит: “Сказка”. Ничего не рассказывает, как прошел день, что было в садике. И ничего не спрашивает сама. Живет в своем мире. При общении с детьми говорит фразами из мультиков совершенно не к месту и не ко времени. Может и песенку спеть из мультика.

Байдаулетова Гульнара Азимбаевна

Тренер

г. Алматы (Казахстан)

8 консультаций

№1 | 9.07.2012-09:16

Здравствуйте!
А Вы обращались по этому поводу к детскому психиатору? К психоневрологу?
Опишите поведение внучки в целом. Что она любит делать, чего не любит?

galka_35

№2 | 9.07.2012-10:19

У нас в поселке нет детского психиатра или психоневролога. Ездили в Киров к детскому неврологу. Диагноз сейчас не помню, надо в карточке уточнить. Но педиатр нехотя дала направление, т.к. не видит никаких отклонений. Внучка любит смотреть видео. Причем одну и ту же сказку по несколько (очень много)раз. Новый мультик надо даже заставить ее посмотреть, потом она решит, будет его смотреть или нет. Сейчас любит мульты с песнями. Потом эти песенки поет. А уж разговаривает только фразами из мультиков. Причем разговаривает сама с собой. Когда идет на улицу, надо, чтобы что-то было в руках (мягкая игрушка, куколка). Любит купаться в ванне. Ведет себя так, что она Русалочка. Куколку сейчас тоже Русалочку любит (период такой). Гуляем в песочнике: пересыпает песочек, набирает ведро,высыпает, все молча. Я молчу или разговариваю с ней – ей все равно. Не слышит обращения к ней. Надо взять ее и глядя в глаза объяснить,тогда все сделает. Просьбы понимает. Очень ласковая. Знает, что надо здороваться, прощаться. Целует, обнимает при встрече и прощании. Может сказать свое мнение, но одним словом.

Байдаулетова Гульнара Азимбаевна

Тренер

г. Алматы (Казахстан)

8 консультаций

№3 | 9.07.2012-16:24

То, что Вы описываете, похоже на проявления аутичного синдрома или мутизм.
Здесь нужна консультация психиатора обязательно.
В городе должна быть комиссия медико-педагогическая. Там должны быть все специалисты разом. Хорошо бы попасть туда.
С ребенком надо разговаривать опосредованно – через игрушку. Если она сейчас играет с Русалочкой, то говорите от имени Русалочки. Выводите ребенка из зависания в себе.
Есть хороший справочник Малкиной-Пых “Возрастная психология”. Там есть упражнения для работы с детками-аутистами. Написано доступно для не подготовленного человека.

galka_35

№4 | 10.07.2012-09:07

Спасибо. Сейчас найду эту книгу в интернете и скачаю.

Байдаулетова Гульнара Азимбаевна

Тренер

г. Алматы (Казахстан)

8 консультаций

№5 | 10.07.2012-12:13

На здоровье!

Вы можете также получить консультацию у психолога, ведущего данную тему! Доступно общение в приватном или бесплатном формате.

Получить консультацию психолога

Источник