Ребенок не задает вопрос почему в 4 года
Отсутствие вопросов в речи – одна из “фишечек” аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: “Мама где?”, а трехлетка этажом выше умучал родителей своими “почему”.
Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос “Что это” заменялся суррогатом “Это…”, без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: “Мама-папа, идем куда?”.
Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: “Скажи: Что это?” Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.
На днях логопед подогнала нам интересную игру: “Спроси у мамы/папы?”
В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…
Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: “Что это?” Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: “Спроси у мамы/у папы…” и дают подсказку: “Папа/мама, что это?” Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.
Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: “на каждый вопрос: “что это?” требовать помощи у папы/мамы”.
Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева – молоток, а справа – духи.
В игру “Кто это?” мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:
Книга с окошками. 199 рублей
Книга с окошками. 199 рублей
Книжка с окошками, за окошками – разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: “Кто это?”
Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : “кряк”- папа завопил от боли.
– Что сломал? – спросил сын у отца.
Аутичные дети:
– могут вообще не задавать вопросов;
– делать это грамматически неправильно;
– не выделять вопрос вопросительной интонацией.
Причин несколько:
– дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;
– круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;
– речь не развита на надлежащем уровне;
– есть просодические нарушения.
Когда учить ребенка задавать вопросы?
– во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;
– ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:”Что это” и только потом его задавать;
– лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.
Онтогенез вопросительных слов
до 1 года – Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)
до 2,5 года – Где? Куда?
около 3-х лет – Как?
старше 3-х лет Почему? Когда?
Как учить ребенка задавать вопросы?
1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.
2. Даем полную речевую подсказку: “Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …
3. Ребенок задает вопрос.
4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, “Где ложка?” / “Где стул?”/ “Где мой мишка?” ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.
5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.
В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.
Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?
Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?
Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?
Источник
- Главная
- Архив
Время: 19:07
Дата: 17 апр 2007
Нам 3.3, мальчик, говорит
плоховато, но в принципе понять можно,
допевает конец песенок, но совершенно не
спрашивает “почему?” мальчик из сада его
друг настоящий почемучка, а наш ничего не
спрашивает. Как научить спрашивать
“почему?”
Да счего вы взяли, что все
дети спрашивают “почему”?!
Есть много других вопросов:) Как? когда?
кто? что? куда? чем? кого? зачем?;)
Сообщение 28221306. Ответ на сообщение
28220247
Автор: Марабу
Статус: Пользователь
Время: 19:47
Дата: 17 апр
2007
Подождите еще немножко –
“канал” может открыться в любой
момент:-)
попробуйте ему задать эти
вопросы…
например почему трава заленая, как ты
думаешь, или почему мячик катится, а кубик
нет….
может вашь ребенок сам знает…. может он
так называемые дети индиго…
Сообщение 28222005. Ответ на сообщение
28221475
Автор: Марабу
Статус: Пользователь
Время: 20:13
Дата: 17 апр
2007
Это, наверно, автору топа:-) Я
то как раз только и успеваю отвечать, а
встречные вопросы начинаю задавать, когда
уже “достанет”
Погодите маленько, скоро
прийдете на форум с вопросом: как отучить
задавать вопрос почему?:)
Сообщение 28222730. Ответ на сообщение
28220247
Автор: Полька
Статус: CELEBRITY BRONZE
Время: 20:39 Дата: 17 апр 2007
тоже самое, даже возраст. зато
когда его спрашиваешь ответ всегда есть.
например
-Мама, болит пальчик.
-А почему у тебя пальчик болит?
-Потому что когда купался пену в ванной
кушал.
Хммм… как это я сама не догадалась. И
т.д. 🙂 Он все знает лучше нас. Чаще
кстати выводы верные. Я даже тут такой топ
заводила, постоянно спрашиваем почему,
почему, почему – и всегда отвечает свою
версию, но в ответ почему не задает.
У нас тоже в 3,3 не
спрашивал.Зато сейчас 4,6 одни
вопросы.
Как можно раньше начинайте
читать ребенку вслух и не только сказки, но
и познавательные книжки. Так малыш будет
воспринимать слова в контексте определенной
ситуации, и у него начнут складываться
понятия о предметах, их свойствах и
функциях. Например, если ребенок будет
знать слово “вода”, вы без труда сможете
объяснить ему, “почему суп мокрый, а хлеб
сухой”. Да потому что все, в чем есть вода,
– мокрое, а в чем ее нет, – сухое.
у Вашего малыша задержка речевого развития.
Вот и вся причина, почему ребенок не задает
вопросов.
расширяйте словарь малыша. Задавайте ему
вопросы сами и скороя, я уверена, услышите
его первое ПОЧЕМУ?…
Педагог-логопед.
скажите, а как можно раньше,
это когда? 🙂 нам сейчас 7,5 мес., читаем
пока только стишки, и сказки рассказываем
сами (когда читаешь, не интересно)
Вы делаете все правильно.
Читайте, рассказывайте, просите показать
пальчиком на картинке.
Сообщение 28295035. Ответ на сообщение
28281369
Автор: Полька
Статус: CELEBRITY BRONZE
Время: 12:36 Дата: 20 апр 2007
хммм. я не педагог, но ещё раз
убеждаюсь что непрофессионалам проще
взглянуть на ребенка. У нас например нет
вопроса почему и нет задержки речевого
развития, говорит с 1,5 лет очень хорошо,
читает – дай Бог пятилетке столько читать.
Более того когда ему постоянно задешь
вопрос почему он чаще верно на него
отвечает, просто сам не любит задавать –
ЗНАЕТ ВСЕ САМ (как ему видимо кажется).
характер такой и как мне правильно девушки
написали есть масса детей, которые вообще
этот вопрос не задают (ни в 5, ни в 7, ни в
10, ни в 12 лет, сначала думают что все
знают, потом умеют и хотят этот вопрос
задать именно самим себе и найти ответ
самостоятельно) – это лучше, чем почему
каждую минуту, причем по одним и тем же
поводам.
Да ладно вам. Вашему ребенку
же только 3? Еще будет спрашивать)
Сообщение 28306378. Ответ на сообщение
28300317
Автор: Полька
Статус: CELEBRITY BRONZE
Время: 18:22 Дата: 20 апр 2007
разве к этому написала? Я не
расстроюсь, если вопроса почему не будет
🙂 Просто помимо проблем есть и
индивидуальные особенности у людей, и
вопрос почему я бы скорее к этому отнесла.
для меня важнее не вопрос, а чтобы он
действительно интересовался – почему, а уж
каким путем и кому он этот вопрос задаст –
вслух или про себя это уже не особенно
важно.
А, извините. Хотя все равно
мне кажется. Вы рановато делаете выводы,
что он не почемучка. На каком-то этапе
детей вдруг перестают устраивать
придуманные ими ответы, и они хотят знать,
как на самом деле. А об этом от себя узнать
нельзя, можно только от взрослых, или из
книги, или из диска, или из компа.
лет. Ваш малыш вырос из этого возраста, тем
более, что он сам прочитав что-либо может
ответить на свои вопросы.
Ребенок растет не по дням, а по часам.
Вернее минутам и секундам. И это не
фигуральное выражение и относиться оно не
только к физическому росту. Каждую секунду
наши дети ловят, впитывают и усваивают
новую информацию. Причем создается такое
впечатление, что ловят они ее буквально из
воздуха (если не предоставить другой
возможности!). На родителях лежит огромная
ответственность, прежде всего за качество
этой информации и пути ее получения.
Согласитесь, что сегодня нет недостатка в
информации. Скорее наоборот, наблюдается
переизбыток в данной сфере, что особенно
тяжело это сказывается на детях. Телевизор,
компьютер, радио, афиши, окружающие люди… В
этом «море» новых знаний нужно успеть
разобраться, отсеять то, что не нужно,
необходимое отложить про запас, все
расставить по своим местам. И еще – не
захлебнуться.
Но! Дорогие товарищи взрослые! Все развитие
ребенка обусловлено общением с близкими
взрослыми. Так сказано в одной умной книжке
по детской психологии. Сфера общения
ребенка формируется в основном до 4-5 лет и
если все это время ребенок «общался» в
основном с телевизором или подобной
техникой, то и не ждите в более старшем
возрасте от своего чада теплого душевного
общения. Родители – основной, а иногда и
единственный источник знаний для своих
детей именно в дошкольном возрасте.
Наверное, сегодня быть родителем стало
намного тяжелее: приходиться думать,
предвидеть, успевать и все в рамках
«золотой середины»! Вся мудрость, все
терпение, все силы не жалко положить на
этот алтарь. Ведь наши собственные дети –
они самые-самые! Нашим Почемучкам нужны
любовь ласка, забота. Можно быть родителями
и без всяких ученых степеней, с «тремя
классами церковно-приходской школы», но
мудрыми и чуткими, готовыми ответить на
любой вопрос своего чада, пусть по-своему.
Ребенок будет знать, что его интерес и
потребность во внимании не останутся
безответными.
Педагог-логопед.
Сообщение 28310918. Ответ на сообщение
28310534
Автор: Полька
Статус: CELEBRITY BRONZE
Время: 21:04 Дата: 20 апр 2007
не поняла почему это для меня
написано – моему то ещё 3,3 🙂 А по поводу
телевизора вообще не поняла лекцию 🙂 У
нас вообще телевизор ребенок не смотрит,
даже мультики не любит 🙂 Написано все
правильно и книга наверное правда умная но
не поняла почему это для меня процитировано
🙂
Вы написали “дай Бог пятилетке
столько читать”, я подумала малышу пять. А
написала это не только для Вас, а вообще
для родителей.
Сообщение 28311396. Ответ на сообщение
28311293
Автор: Полька
Статус: CELEBRITY BRONZE
Время: 21:18 Дата: 20 апр 2007
у меня просто ниже дата
рождения ребенка стоит 🙂
3,4 тоже не спрашивает
“почему”. Любимые вопросы “Кто это?”, “Я
кто?”, “Ты кто?” и “Мама, я где?” 🙂
Сообщение 28293142. Ответ на сообщение
28220247
Автор: pepsi
Статус: Пользователь
Время: 11:42
Дата: 20 апр
2007
эти 2почему2 они же просто
бесконечные!:)
Не переживайте, начнет еще спрашивать, у
некоторых деток “почемучный” период
начинается ближе к 4 годам.
Подождите, скоро начнет!!!
Будете вспоминать эти спокойные времена! К
вечеру язык на плече будет! Ни какая работа
менеджера не сравнится с ответами на
вопросы вашего почемучки!
Сообщение 28224035.
Автор: июльская
Статус: Корифей
Время: 21:24
Дата: 17 апр
2007
в 4 еще наплчитесь от этого
отзвечного почему
Сообщение 28291043.
Автор: Карма Н
Статус: Пользователь
Время: 10:48
Дата: 20 апр
2007
Рано еще. Вот если в 5 лет не
спрашивает “почему?”, это повод спросить
“почему?”)
Сообщение 28300699.
Автор: Оля-ля-ля
Статус: Пользователь
Время: 15:14
Дата: 20 апр
2007
Мой тоже не спрашивает, ему
три и один. ждемс. а пока устраивает
альтернативная форма выяснения устройства
мира: если кран включить, то.. и ждет. а
потом сам добавляет, а если не включить, то
руки не помыть. в общем, не в форме
вопроса, а суть одна. но ПОЧЕМУ тоже
ждем:)
Сообщение 28332913.
Автор: Smilla.fi
Статус: Пользователь
Время: 22:02
Дата: 21 апр
2007
А другие вопросы задает? Наша
дочь, кстати, так и задавалась вопросом
“почему”. Просто попозже появилось много
других вопросов. Я думаю, во многом оттого,
что мы очень этих вопросов ждали и спешили
объяснять многое, так и не дождавшись. т.е.
не давали как следует интересу
проснуться.
Сообщение 28333157.
Автор: Перечница
Статус: Корифей
Время: 22:13
Дата: 21 апр
2007
ну, у меня ребенок не так
давно начал. не могу припомнить, когда
точно началось, но как-то вроде после 3-х,
ближе к 3.5. зато сейчас от вопросов спасу
нет…
Сообщение 28341108.
Автор: КЫСА
Статус: Пользователь
Время: 12:15
Дата: 22 апр
2007
Я не спрашивала почему, хотя и
говорила прекрасно с раннего возраста. Ну
просто было не интересно, интересовало кто,
что, где и т.п. А вот сыну интересна
причина всего, он почемучка конкретный,
спрашивает где-то с 2.5. правда сначала это
звучало “А потому что чё?” и потом уже стал
говорить “почему”. Но правда у него речь
очень развита
Источник
galka_35 №0 | 9.07.2012-09:06 | Здравствуйте. Внучке 4,5 года. Физически здоровый, очень активный ребенок. Но не поддерживает разговор, на вопросы не отвечает и свои не задает. Например, не говорит, как ее зовут, сколько ей лет, как зовут маму, папу. То, что ей нужно, просит односложно: хочет есть – “колбаска”, “макарошки”; пить – “чай” и т.д. Не слушает моих объяснений, что подумала, то и не переубедишь. Например, забираю из детсада, не спросит, куда едем. Говорит: “Сказка”. Значит, думает, что едем ко мне смотреть сказку, которую смотрели у меня в выходные. Я ей говорю, что едем к маме с папой. Она все-равно твердит: “Сказка”. Ничего не рассказывает, как прошел день, что было в садике. И ничего не спрашивает сама. Живет в своем мире. При общении с детьми говорит фразами из мультиков совершенно не к месту и не ко времени. Может и песенку спеть из мультика. |
Байдаулетова Гульнара Азимбаевна Тренер г. Алматы (Казахстан) 8 консультаций №1 | 9.07.2012-09:16 | Здравствуйте! А Вы обращались по этому поводу к детскому психиатору? К психоневрологу? Опишите поведение внучки в целом. Что она любит делать, чего не любит? |
galka_35 №2 | 9.07.2012-10:19 | У нас в поселке нет детского психиатра или психоневролога. Ездили в Киров к детскому неврологу. Диагноз сейчас не помню, надо в карточке уточнить. Но педиатр нехотя дала направление, т.к. не видит никаких отклонений. Внучка любит смотреть видео. Причем одну и ту же сказку по несколько (очень много)раз. Новый мультик надо даже заставить ее посмотреть, потом она решит, будет его смотреть или нет. Сейчас любит мульты с песнями. Потом эти песенки поет. А уж разговаривает только фразами из мультиков. Причем разговаривает сама с собой. Когда идет на улицу, надо, чтобы что-то было в руках (мягкая игрушка, куколка). Любит купаться в ванне. Ведет себя так, что она Русалочка. Куколку сейчас тоже Русалочку любит (период такой). Гуляем в песочнике: пересыпает песочек, набирает ведро,высыпает, все молча. Я молчу или разговариваю с ней – ей все равно. Не слышит обращения к ней. Надо взять ее и глядя в глаза объяснить,тогда все сделает. Просьбы понимает. Очень ласковая. Знает, что надо здороваться, прощаться. Целует, обнимает при встрече и прощании. Может сказать свое мнение, но одним словом. |
Байдаулетова Гульнара Азимбаевна Тренер г. Алматы (Казахстан) 8 консультаций №3 | 9.07.2012-16:24 | То, что Вы описываете, похоже на проявления аутичного синдрома или мутизм. Здесь нужна консультация психиатора обязательно. В городе должна быть комиссия медико-педагогическая. Там должны быть все специалисты разом. Хорошо бы попасть туда. С ребенком надо разговаривать опосредованно – через игрушку. Если она сейчас играет с Русалочкой, то говорите от имени Русалочки. Выводите ребенка из зависания в себе. Есть хороший справочник Малкиной-Пых “Возрастная психология”. Там есть упражнения для работы с детками-аутистами. Написано доступно для не подготовленного человека. |
galka_35 №4 | 10.07.2012-09:07 | Спасибо. Сейчас найду эту книгу в интернете и скачаю. |
Байдаулетова Гульнара Азимбаевна Тренер г. Алматы (Казахстан) 8 консультаций №5 | 10.07.2012-12:13 | На здоровье! |
Вы можете также получить консультацию у психолога, ведущего данную тему! Доступно общение в приватном или бесплатном формате.
Получить консультацию психолога
Источник