Ребенок не усидчив 3 года
Гиперактивность и неусидчивость ребенка зачастую доставляют слишком много хлопот его родителям. Ведь у них нет столько сил и энергии, чтобы уследить за каждым шагом своего маленького шустрого проныры. Подобная ситуация не самым лучшим образом сказывается на эмоциональном, психологическом и физическом состоянии родителей.
А, следовательно, и на отношениях в семье в целом. Ведь на фоне хронической усталости родители становятся более агрессивными, раздражительными и пытаются усмирить свое чересчур активное чадо всеми возможными способами.
Что советуют психологи?
Упрекать ребенка в его гиперактивности так же бессмысленно, как и наказывать его за это. При должном подходе и максимальном запасе терпения подобная особенность поведения может быть направлена в более «мирное» русло или со временем просто сведена на нет.
Для того чтобы справиться с чересчур активным ребенком, психологи советуют не ругать его (если только он действительно не сделал что-то предосудительное). Криком и угрозами, как правило, добиться ничего не удастся, кроме обратного результата. В крайнем случае, вы только запугаете своего отпрыска, что повлечет за собой целый ряд дополнительных проблем поведенческого характера.
Прежде всего, постарайтесь понять причины повышенной активности вашего ребенка. Их может быть несколько. И уже в зависимости от первопричины следует выбирать сценарий, по которому вы будете воздействовать на свое чадо.
Причины неусидчивости
Среди главных факторов, из-за которых ребенок не обладает усидчивостью, следует выделить следующие:
- Ребенок не в состоянии справиться с урегулированием своих моторных функций. В этом случае его активность и неутомимость вызвана не тем, что он хочет досадить взрослому и из-за этого не перестает бегать по комнате, а потому что он просто не может этого сделать самостоятельно.
- Ваш малыш не может долго концентрироваться на одном и том же действии. Практически все дети не способны подолгу делать что-то одно, это ни для кого не секрет. Но если ваше чадо не в состоянии усидеть даже пяти минут за одним и тем же занятием, а хватается за все подряд без разбору, то в этом случае родителям стоит обратить на это особое внимание.
- И, наконец, ваш ребенок просто может быть слишком подвижным из-за того, что ему действительно некуда девать энергию, которая плещет через край.
Как бороться с неусидчивостью?
Методы борьбы с неусидчивостью у ребенка зависят от причины, вызывающей такое нарушение поведения.
- Создайте ребенку спокойную атмосферу. В случае, когда ребенок не может самостоятельно регулировать свои моторные функции, родителям приходится брать на себя роль «регуляторов». Крайне необходимо составить для такого ребенка режим дня и четко следовать всем его пунктам. Если вы договорились, что в 8 часов вечера вы его купаете, читаете на ночь сказку, и он засыпает, значит, так оно и должно быть. Никаких «но», «уважительных причин» и «пяти минуточек». Режим есть режим.
Создайте для своего гиперактивного чада гиперпредсказуемый микромир. Все вещи должны быть на своих местах, все должно быть предсказуемо, просто и понятно. На любую ситуацию, которая выходит за рамки понимания вашего малыша, он будет реагировать бесполезной суетой – криками, бегом, топаньем ножками.
Поэтому, если ваш ребенок проявляет слишком большую активность не по делу, значит, он чем-то напуган, взволнован или раздражен. Он просто пока не может по-другому выражать свои эмоции.
Для того чтобы по максимуму упорядочить микромир вашего малыша, недостаточно только одного порядка в доме и определенного алгоритма действий перед сном. Для него должно быть создано как можно большее количество ритуалов.
Во-первых, это может быть интересно и самому малышу, особенно если облечь эти ритуалы в какую-нибудь игровую или сказочную форму. Во-вторых, ритуалы создают максимально жесткий режим дня, от которого при правильном его построении ребенок сам не захочет отклоняться.
- Проводите с ребенком индивидуальные занятия, концентрирующие внимание. В случае, когда ребенок не может сконцентрировать внимание на чем-то определенном, родителям следует насторожиться. Невнимательность же проявляется по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Причина того, что ребенок не желает участвовать в играх или занятиях с другими детьми, может крыться в следующем: малыш просто не в состоянии уследить за всем и сразу, не может выполнить тех заданий, которые от него требуют. Хотя дома может делать все то же самое и с большим удовольствием.
Дело в том, что на занятиях педагоги пытаются унифицировать задания, чтобы все делали одно и то же действие. А малышу в этот момент совершенно не хочется, к примеру, лепить из пластилина кошечку, он лучше посидит в уголочке и полистает картинки в интересной книжке.
Есть также и другая сторона этой медали. Ребенок участвует в занятиях с остальными детьми, но постоянно им мешает, отвлекает, донимает разговорами, задирается или дразниться. Опытные педагоги, подметив такое поведение ребенка, чаще всего отвлекают его на какие-то более полезные занятия.
Скажем, вместо того, чтобы лепить ту же самую пластилиновую кошечку, его просят принести что-либо, полить цветы, помочь в чем-то или куда-то сходить. Как правило, такая модель поведения взрослого в полной мере оправдывает себя по отношению к гиперактивным детям, не способным концентрироваться на чем-то одном.
Родителям психологи советуют, прежде всего, не отдавать своих гиперактивных чад в детские группы, построенные по школьному типу, где дети все вместе сидят за партами и делают одно задание на всех. По крайней мере, до 6-ти лет гиперактивным детям точно нечего делать на подобных занятиях.
Если же ситуация вокруг вашего непослушного, задиристого и слишком активного чада начинает чересчур накаляться из-за его поведения, которое не вписывается в рамки детского коллектива, не стоит ждать, пока вас попросят больше не приходить. В этом случае лучше уйти самостоятельно.
Дело только в том, как вы объясните это вашему малышу. Не стоит говорить ему, что он плохо себя вел, и поэтому вам нужно теперь искать для него новый детский садик или новую секцию. Просто скажите, что предыдущий коллектив для него не подходил, поэтому нужно искать такой, который был бы как раз для него.
Если же вы решили проводить занятия с ребенком самостоятельно, помните, что данные занятия должны проходить на одном дыхании по заранее подготовленным материалам и без задержек. Потому как по времени они будут очень короткими.
Внимание ребенка будет сконцентрировано на том, что вы от него требуете от силы 5 пять. И, если за эти 5 минут вы сами отвлечетесь на поиск какого-то материала или же на обдумывание следующего задания, можете считать, что занятие окончено – внимание ребенка будет потеряно.
- Запишите ребенка в спортивную секцию. Если же ваш ребенок просто не может усидеть на месте, направьте его подвижность в «мирное» русло. Отдайте его в спортивную секцию или какой-либо другой кружок, занятия на котором будут сопряжены с постоянной физической нагрузкой и непрерывной деятельностью.
Однако отдавать малыша в какие-либо секции нужно исключительно с его согласия. Потому как без особого желания со стороны ребенка никакого положительного результата они не принесут. Ребенок будет «отлынивать» от занятий, отказываться их посещать. А принуждение к посещению нелюбимой секции в будущем может привести к совершенно непредсказуемым результатам. Ребенку должно нравиться абсолютно все, начиная от вида спорта и заканчивая тренером.
Психологи также советуют родителям организовать дома спортивный уголок, где ребенок может бегать, прыгать и кувыркаться в свое удовольствие. Благо, таких спортивных комплексов в наши дни можно найти превеликое множество в детских и спортивных магазинах.
Кроме всего вышеперечисленного, психологи советуют также применять закаляющие приемы. К примеру, обливание холодной водой. Этот метод, хоть и довольно банален, но крайне эффективен. Выброс хорошей порции адреналина с самого утра в сочетании с улучшением кровообращения и снабжения мозга кислородом – именно то, что нужно вашему гиперактивному чаду.
Источник
Все чаще можно услышать жалобы родителей первоклассников: неусидчивый ребенок что делать? К сожалению, в младших классах заниматься такой проблемой уже достаточно сложно. Приходится совмещать коррекционные мероприятия с обучением.
Причины неусидчивости детей
Родители и даже некоторые педагоги считаю неусидчивость признаком лени ребенка. Неврологи и психологи с таким подходом категорически не согласны. Они видят причины неусидчивости не в лени ребенка, а в незрелости его нервной системы, легких аномалиях развития мозговой деятельности и даже в неправильном питании.
Неусидчивость ребенка в школе может быть спровоцирована следующими явлениями:
- Нервная система еще недостаточно созрела. Что это значит? Стволовые клетки, кора головного мозга, оболочка нервных волокон находится на той стадии развития, когда длительные занятия невозможны.
- Это интересно: Существует тест, позволяющий быстро определить готов ли малыш к школе. Предложите ребенку около 6 лет поднять руку и через ухо дотянуться до противоположного уха. Если он достает до уха, значит, его внутренние системы уже созрели для учебы в школе.
- Аномалии развития: синдром гиперактивности с дефицитом внимания, задержка речевого развития, дислексия, дисграфия, эписиндром, аутизм и аутоподобные расстройства.
- Депрессия. Да, ребенок 7 лет может страдать от этого заболевания. Детскую депрессию можно распознать по повышенной капризности, страхам и высокой тревожности.
- Неправильное питание. Капризные в еде дети могут не получать нужного для мозговой деятельности набора витаминов и микроэлементов.
- Педагогическая запущенность. Когда родители не занимаются развитием своего ребенка в дошкольном возрасте, начиная с 1 года жизни, к школе его мозг не сможет развиться достаточно для учебы. Нянька в виде телевизора и мультиков сильно вредит детскому мозгу.
- Не сформирована познавательная мотивация. Первокласснику банально неинтересно на уроке.
Как можно самостоятельно распознать неусидчивость ребенка в дошкольном возрасте
Лучше всего предупредить неусидчивость в школе заранее. Ее уже видно в детском саду. Как самостоятельно диагностировать предпосылки к школьной неусидчивости в дошкольном возрасте?
Это легко сделать при помощи обыкновенной раскраски. Предложите ребенку раскрасить новую раскраску и понаблюдайте, сможет ли он удерживать внимание достаточно, чтобы закрасить хотя бы один рисунок. Для чистоты эксперимента, купите книжку, которая будет интересна малышу.
Ребенок 5 лет может и должен справиться с этим заданием. Он будет активно и с интересом раскрашивать книжку. В 4 года допускается еще неплотное закрашивание, пропуски и заходы за линию. Если малыш капризничает, не хочет, отвлекается и требуется ваша помощь, – что-то не так. Это признак явного неблагополучия и нужно искать его причину.
Неврологические причины
Неврологические причины обычно дают о себе знать еще до школы. Воспитатели жалуются родителям на неусидчивость ребенка в саду, его невнимательность, расторможенность. Если это еще сочетается с задержкой речи, нужно обследоваться у детского невропатолога.
Какие поведенческие сложности указывают на неврологические проблемы:
- трудное засыпание, расторможенность – гиперактивность;
- капризность, слезливость, тревожность – депрессия, неврозы;
- расторможенность, проблемы речи, гиперчувствительность к разным стимулам, проявляющиеся в период – подозрение на аутизм или аутоподобные расстройства.
Коррекция неусидчивости при помощи специальных занятий
Специальные занятия и игры для неусидчивых детей помогут развить произвольное внимание, а значит и усидчивость ребенка. Они направлены также на овладение учебными навыками и развитие познавательных навыков и мышления.
Психологи советуют для профилактики неусидчивости начинать занятия в 2-3 года:
- Чтение и разглядывание книжек.
- Рисование карандашами, фломастерами и красками при помощи пальцев.
- Постройка пирамидок и различных строений из конструктор
- Разглядывание на улице во время прогулок деревьев, облаков, травы, любых других природных объектов.
- Учить стишки и потешки на память
Таким образом, к 5 годам у ребенка разовьется пытливость (познавательный интерес), произвольное внимание и память.
Коррекция неусидчивости предполагает следующие упражнение:
- лабиринты;
- поиск отличия в картинках;
- «корректурная проба» – возьмите старый журнал, вырежьте несколько абзацев и предложите ребенку зачеркнуть определенную букву;
- игры: «Летает, не летает», «Повторяй за мной», «Повтори только движение с словом: «пожалуйста» и т. д.
Загрузка…
Источник
Насколько важна усидчивость?
Многие родители переживают, когда видят, что ребенок не может сконцентрировать свое внимание на одном деле в течение нескольких минут. Если у ребенка нет усидчивости в 5 лет, это не так страшно. Еще есть время над этим поработать. Когда малыш пойдет в школу, ему понадобится навык удержания внимания в течение урока, который длится 45 минут. Вот почему важно научить ребенка усидчивости в 7 лет.
От этого зависит качество восприятия полученной информации. Чем лучше и дольше ученик сосредоточен во время урока, тем глубже он усваивает материал. Умение концентрироваться – это ключевой навык, который поможет школьнику получать хорошие оценки.
Как улучшить усидчивость и внимательность у ребенка
Чем раньше малыш разовьет усидчивость, тем лучше. Такой ценный навык тренируют постепенно. На его приобретение уйдет немало времени. Многие родители задумываются о том, как привить усидчивость ребенку только в 7 лет. В итоге он идет в школу без этого навыка. Ему трудно слушать учителя даже на протяжении 10-15 минут, не говоря уже о большем промежутке времени.
Основная задача родителей – помочь малышу научить концентрироваться на выполнении задачи задолго до того, как он начнет учиться в школе. Есть множество способов для развития этого навыка у детей разных возрастов.
Как выработать усидчивость у ребенка 3 лет
У маленьких детей концентрация носит непроизвольный характер, малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию. И именно в играх происходит проработка этого навыка.
Занятия, которые поспособствуют развитию усидчивости у детей 3 лет, должны проводиться регулярно и длиться не более 10 минут. Перед началом игры следует убрать все отвлекающие факторы – лишние игрушки, мультики.
Совсем не обязательно водить чадо на курсы для детей для повышения усидчивости, можно заниматься дома. А помогут в этом различные игры:
- Мозаика. Ребенку понравится собирать из мелких деталей красивое изображение, главное – не ограничивать его фантазию.
- Пазлы. Двухлетние дети способны собирать картинки из 4-6 элементов. В возрасте 3-4 лет можно использовать более сложные пазлы.
- Конструктор – с его помощью легко увлечь как мальчика, так и девочку. На первое время подойдут наборы с крупными деталями.
- Лепка, разные техники рисования – ватными палочками, пальчиками, песком. Если позволить ребенку самому выбрать то, что он хочет делать, скорее всего, он будет увлечен своей работой на протяжении 10-15 минут.
- Нахождение различий на картинках.
Как научить ребенка усидчивости в 5 лет
Пятилетним детям легче сосредоточиваться на каком-то объекте или действии, чем малышам 2-3 лет. К этому возрасту они становятся более избирательными в играх. Дошкольник способен сконцентрироваться на чем-то увлекательном на 20-30 минут и более. Однако у многих детей есть сложности в том, чтобы сосредоточить внимание на вещах, которые им не интересны. Поэтому родители должны знать, как тренировать усидчивость у ребенка в 5-6 лет, ведь совсем скоро он станет учеником, а школьная программа далеко не всем кажется увлекательной.
Полезные занятия для развития усидчивости и внимания у детей дошкольного возраста:
- изготовление поделок из бумаги или пластилина, аппликаций;
- чтение длинных сказок с увлекательным сюжетом;
- решение головоломок, прохождение лабиринтов;
- сборка сложных конструкторов;
- совместная готовка с ребенком, украшение блюд.
Как воспитать усидчивость у ребенка в 7 лет
Младших школьников бывает не просто усадить за стол, чтобы заняться чем-то полезным. В этом возрасте у детей происходит очередной кризис. Дети 7-8 лет выражают протест против всего, что им не нравится. В связи с этим родители должны быть гибкими.
Не нужно принуждать ребенка к занятиям, нужно сделать так, чтобы он сам захотел выполнить поставленную задачу. Без мотивации и поощрения здесь не обойтись. Каждый раз, когда школьник справился с каким-то делом, довел его до конца, его надо хвалить. Нельзя скупиться на хорошие слова, ребенок должен знать, что родители им гордятся.
Вне школьных занятий, когда есть свободное время, важно продолжать тренировать внимание и концентрацию. В этом помогут настольные игры. Хорошо зарекомендовали себя шахматы и шашки как средство формирования усидчивости у гиперактивного ребенка. Во время игры малыш полностью сосредоточен на процессе, ему приходится обдумывать каждый шаг, чтобы не потерять фигуры. И здесь не столь важна победа, сколько проработка навыка концентрации внимания в течение длительного времени.
Другие способы, помогающие научить усидчивости ребенка 7-8 лет:
- лото, домино;
- выжигание на дереве;
- плетение из газетных трубочек;
- изготовление украшений и картин из бисера;
- конструирование моделей самолетов, кораблей.
Внимание! Родители должны подавать ребенку личный пример, без этого ничего не выйдет. Если дети видят, что мать или отец никогда не доводят дело до конца, то будут поступать так же.
Что нужно подавать ребенку для усидчивости
Дети могут испытывать сложности с концентрацией из-за нехватки витаминов. Поэтому важно уделять особое внимание питанию. В рацион непоседы следует включить продукты, которые стимулируют мозговую деятельность. К ним относятся:
- Морская рыба. В ней содержатся жирные кислоты Омега-3.
- Грецкие орехи. Это один из самых полезных продуктов для мозга.
- Сухофрукты. Это источник витаминов группы В, которые улучшают состояние нервной системы и ускоряют процесс передачи импульсов от нейрона к нейрону.
- Шпинат. В нем содержится фолиевая кислота. Этот витамин участвует в регенерации мозговых клеток, его употребление улучшает память и концентрацию.
- Бобовые, миндаль. В них содержится витамин Е, из-за его недостатка у детей возникают проблемы с восприятием информации.
- Брокколи – богатый источник йода. Этот элемент необходим для нормальной работы щитовидной железы.
Таблетки для усидчивости и внимательности ребенку
Гиперактивным детям лечение должен назначить врач. Проблема может быть вызвана последствиями родовой травмы, заболеваниями щитовидной железы, эпилепсией или другими патологиями. Терапия в каждом случае подбирается индивидуально с учетом особенностей ребенка.
Если малыш не страдает серьезными заболеваниями, врач может назначить растительные препараты для улучшения кровоснабжения, нормализации сна, снятия тревожности. В некоторых случаях прописывают синтетические ноотропы для улучшения памяти и внимания на основе:
- гопантеновой кислоты;
- гамма-аминомасляной кислоты;
- пирацетама.
Полное отсутствие усидчивости у детей дошкольного возраста нельзя игнорировать. Иногда эта проблема возникает из-за серьезных нарушений в организме или авитаминозов. Но в большинстве случаев умение концентрировать внимание можно развить с помощью регулярных занятий и тренировок.
Источник