Ребенок не соединяет слоги в 3 года

Ребенок не соединяет слоги в 3 года thumbnail

Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».

Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.

Физиологические причины

Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.

В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.

Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Ребенок говорит первые слова.

Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.

Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.

Нарушения речи

Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.

Мама разговаривает с ребенком.

Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:

  • неправильная артикуляция;
  • патологии ритмики и темпа произношения;
  • дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
  • ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.

Неправильная артикуляция

В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.

Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.

Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.

Патологии темпа и ритмики речи

Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.

Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.

Занятие с логопедом.

Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.

Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.

Дефекты, обусловленные проблемами со слухом

Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.

Проблемы со слухом.

Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.

Недоразвитие речи или ее утрата

Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.

Читайте также:  Водянистые прыщи на теле у ребенка 3 года

Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.

Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.

При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.

При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).

В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.

Ребенок с нарушением речи.

Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.

Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.

Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.

Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.

Источник

Частый вопрос родителей: “Ребёнок буквы знает, но соединить их в слоги и слова не может. Что делать?”

Вот какой развёрнутый ответ даёт Регина Ишимгулова, тренер по чтению, автор проекта «Учить читать?! Легко!!!», создатель и эксперт онлайн-курса Игровой методики быстрого обучения чтению:

“Действительно, это один из самых часто задаваемых вопросов.

Есть несколько причин, когда дети знают буквы, но не могут соединить их в слоги и слова.

Разберёмся по порядку и посмотрим, чем можно ребёнку помочь.

1. Ребёнок называет букву по-паспортному, т.е. КА, ЭМ, ЭР. Так учит говорящая азбука и грамотные взрослые, которые не подозревают, что, желая выучить с ребёнком правильное название буквы, они оказывают медвежью услугу;

с призвуком Э, например КЭ, СЭ, МЭ. Так знакомят детей с буквами большинство родителей или старшие братья/сёстры. Просто знакомят так (из благих намерений), потому что не знают, как надо правильно, и к чему это приведёт.

В результате дети читают, к примеру, слово МАМА не МММАААМММААА, а ЭМММАЭМММА или МЭЭЭАААМЭЭЭААА. (О понимании смысла не может быть и речи)

В этом случае надо переучивать ребёнка произносить чистый звук и тянуть его, если это возможно (ссссссс, ммммммм, хххххххх).

Ребёнка научили называть буквы очень коротко (как стук пальцем по столу).
В результате при чтении ребёнок просто отдельно произносит звуки:
М А М А

Помощь такая же, как в первом случае.

3. Ребёнку не объяснили, как плавно соединять буквы в слоги.

Чтобы ребёнку было легче понять технику соединения букв в слоги, начните с соединения той согласной с гласной, которая тянется. (Например, ММММ, СССС, ННННН.) Объясните ребёнку, что надо, не останавливая звук, перестроить рот так, как показывает следующая буква (гласная). (Например, “Мычи с закрытым ротиком и плавно открой ротик, как показывает А”).

4. Интеллектуальная база у ребёнка не созрела для понимания механизма плавного соединения букв (часто встречается у детей младше 5 лет).
В этом случае работаем над развитием познавательных процессов (внимание, память, мышление и др.).

Часто нейропсихологи рекомендуют использовать комплексную программу для развития всех зон головного мозга.
Кстати, программа для повышения работоспособности мозга очень помогла моему старшему сыну, когда ему в 3 классе стало очень сложно учиться (постоянная вялость, сложно сосредоточиться, запомнить, сделать логические выводы и т. п.)

5. При обучении чтению у детей может присутствовать барьер.
Из-за него у детей ощущения:
– сложно распевать слог, т. к. это непривычно;
– а вдруг я неправильно произнесу;
– надо чётко произнести каждый звук, и это делается с остановкой потока воздуха.

Барьер снимается благодаря тому, что взрослый сначала сам демонстрирует правильное произношение, потом ребёнок вместе со взрослым (при этом взрослый может немного опережать), затем взрослый немного отстаёт от ребёнка, а в конечном счёте ребёнок произносит слог или слово самостоятельно.
Хорошо помогают эмоциональная разрядка, игры (соревнование с персонажем, “я первый научу” и т. п.)

Читайте также:  Ребенок 3 года понос желтого цвета

PS: В онлайн-курсе “Отличник” в видео-примерах показаны, какие сложности возникают у детей при чтении и понимании слов, и как мы с ними справляемся во время занятий. “Отличник” поможет в короткие сроки и с хорошим настроением научить читать ребёнка даже самому неподготовленному взрослому. “

Источник

Иногда бывает, что только мама и папа понимают то, что говорит их малыш. Часто ребёнок, пытаясь произнести слова, пропускает слоги или меняет их местами.
Несомненно, точное воспроизведение слова, состоящего из трёх и более слогов, является сложным для ребёнка 2,5 – 3 лет. Дети такого возраста часто искажают слова, т.е. нарушают их слоговую структуру.

Часто встречаются следующие типы нарушения слоговой структуры:

1. Сокращение или пропуск слогов: «пугица» — пуговица, «ёнок» — телёнок.

2. Добавление слогов: «корабаль» — корабль, «куртака» — куртка.

3. Перестановка слогов местами: «скоровода» – сковорода, «капет» — пакет.

4. Искажение одного из слогов слова: «толы» — столы, «машика» — машинка, «шкафт» — шкаф.

5. Уподобление одного слога другому: «мимидор» – помидор; «мамакат» – самокат.

Если описанные явления наблюдаются у ребёнка в возрасте 4-5 лет, это может говорить о наличии стойкого нарушения слоговой структуры слова. В таком случае малышу необходима помощь логопеда. Само по себе такое нарушение не пройдёт.

Если не работать над преодолением нарушения слоговой структуры слова, оно может оставаться до школьного возраста, и, как следствие, отрицательно сказаться на овладении письмом.

Как можно заниматься с ребёнком дома.

• Начните занятия со слов, которые состоят из двух слогов. Можно взять картинку с изображением предмета, название которого неправильно выговаривает малыш, и разрезать на две половинки.
Например, ли-са. Сначала выкладываем половину картинки, на которой изображена голова, и чётко произносим «ли», затем кладём вторую половину изображения и говорим «са». Ребёнок должен повторить за вами.
Показываем пальчиком малыша первую часть картинки, одновременно с ребёнком произносим «ли», затем — вторую, и произносим «са». Так повторяем несколько раз, пока ребёнок не начнёт произносить слово без ошибок.
Картинка необходима для того, чтобы ребёнок наглядно увидел, что хвост перед головой находиться не может, и что у слогов тоже есть своя последовательность.

• Переходите к словам, состоящим из трёх слогов.
Первое время слова нужно брать с открытыми слогами: со-ба-ка, ко-ро-на, са-по-ги и т. д. Картинку можно заменить тремя кубиками, фишками.
Можно организовать игру «Дави на слог». Работать точно так, как и с картинкой: первая фишка – «со», вторая – «ба», третья – «ка».

Чтобы однообразные упражнения не наскучили вашему малышу, включите фантазию и внесите разнообразие: произнося слово по слогам, можно отхлопывать количество слогов, прошагать, отстукивать в бубен, играть на пианино, выкладывать пуговицы, камешки, цеплять прищепки, перетягивать бусины на нитке и т. д.

• Постепенно усложняйте слоговой состав слов, которые берёте на занятия.

• Не перегружайте ребёнка.
За один день отработайте 1–2 слова и закрепляйте их.
Для закрепления правильного произнесения слова можно предложить малышу продемонстрировать папе или бабушке, как у него получается. Если ребёнок стесняется, то пусть произнесёт слово для своей любимой игрушки.

• Не забывайте похвалить малыша за каждое его достижение.

Я не сомневаюсь, что у родителей большой потенциал, они много могут сделать для развития своего ребёнка, занимаясь дома. Удачи вам на непростом пути к формированию красивой и правильной речи вашего ребёнка!

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Драй Елена
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?

Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? Прежде всего надо знать причину таких трудностей.Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры. Как научить ребенка выговаривать слова?

Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов,необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

Я хочу поделиться своим опытом с родителями. Вот несколько заданий, подобранных по простому принципу — от простого к сложному, которые помогут исправить эту проблему — когда ребенок плохо выговаривает слова:

1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия). Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки.Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный,разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее. Дидактическая игра «Отгадай, что звучало?» Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.

Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2017 году в томске

2. Дидактическая игра «Тихо-громко». Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.

3. Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках).Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза, /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.

Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искажены у ребенка). Работа над слоговой структурой слова.

1. Произнесение за взрослым слогов: только гласные (ау-уа-оа и др., открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ, обратные слоги (АП-АП-АП;ОП- АП-ОП (АМА-АМА-АМА, слоги со стечением согласных (КВА-КВА- КВА (ОВТ-ОВТ-ОВТ, сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).

2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами: Дидактическая игра «Попугай». Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

3. Дидактическая игра «Поймай мяч». Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч.Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.

4. Далее ребенокпроизносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.Чистоговорки: Са-са-са, на носу оса. Ло-ло-ло, еду я в село. Ка-ка-ка, у меня рука. Га-га-га, у меня нога. Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Ва-ва-ва, вот вода. Гуси-гуси — Га-Га-Га. У Бобы были бобы.

5. Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама, Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

6. Дидактическая игра «Что делала Наташа?».Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала, носила.

7. Словесные игры на улице.Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

8. Упражнение «Что из чего?». Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.

9. «Чей предмет?» Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

10. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог:КА : мака. ата. соба. соро. ;ДА: пома. побе. пого. шара. ;ДЫ: похо. наря. пара. ;ТА: пала. ребя. каю. защи. рабо. забо. газе. высо. боло. лопа. воро. охо. копы. раке. галле. ;ГА: бума. вата. теле. доро. раду. кура. белу. ;НА: коро. воро. ;ВА :заба. ана. оро. ;МА: пижа. пана. ;ША: копу. кало. поро. афи…

Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!

Источник