Ребенок не различает цвета в 3 года что делать
«Мой малыш не различает цвета, что делать?» – «Дочка считает, что все вокруг зеленого цвета», «До 3-х лет мой мальчик постоянно путал цвета», «нам уже три года, а сын до сих пор не различает цвета, не дальтоник ли он?»
С какого возраста ребенок может различать и называть цвет
Попробуем разобраться вместе – к какому возрасту различать цвета?
Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые, Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить. А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков – относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества. Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.
Беспокойство родителей можно понять – но для начала следует запомнить один очень важный постулат: ваш ребенок уникален. Он не должен и не обязан к определенному сроку знать и уметь по таблице или по расписанию: ходить, четко говорить, знать цвета, буквы, цифры и так далее. Все развивается по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Задумайтесь – разве вы видели взрослого человека, который вообще не знает цвет, буквы, цифры и т.п.? Но это не означает, что малыша не следует учить различать цвета – учить обязательно нужно, и чем раньше, тем легче ему будет запомнить и усвоить информацию: ведь в раннем возрасте мозг работает быстрее, а вся информация как бы накапливается, и по мере взросления ребенок учится ей пользоваться и применять.
К какому возрасту ребенок должен узнавать и называть цвета?
В два года ребёнок имеет полное право вообще не говорить, точно не должен различать цвета и сортировать предметы по размеру. Если с младенчества с малышом занимались, к 3-м годам он может уже называть основные цвета, узнавать их, отделять от других, но абсолютная норма в том, что в три года ребенок может ошибаться и путаться в названиях цветов.
Специалисты утверждают, что диагностировать ребенка по поводу нарушений цветовосприятия можно, как правило, в 7 лет, до этого времени ребенок может не понимать понятия «цвет» и имеет на это полное право. Если родители ребенка имеют нормальное цветоощущение, то, согласно законам классической генетики, дальтонизм у ребенка исключен.Теоретически существует вероятность, что вы являетесь носителем гена дальтонизма. В таком случае у Ваших сыновей есть 50%-ная вероятность родиться дальтониками, девочки дальтонизмом не страдают. Но даже в случае наличия данного заболевания, это еще не приговор – дальтонизм бывает разной степени, например, ребенок может не различать всего один цвет.
Почему малыш может не различать цвета?
- • Поздно начали учить (ребенок не сможет сам запомнить цвета, если его не учить).
- • У каждого ребенка свой темп познания мира, многие дети сначала накапливают информацию, а через некоторое время она прорывается наружу, и выясняется, что малыш все знал – просто молчал.
- • Малыш может вредничать, потому что ему нравится ваша реакция – когда он говорит неправильно, и специально путать цвета.
Когда следует беспокоиться по поводу того, что малыш не может различить цвет?
Если вашему ребенку больше 5-ти лет и он совсем не различает цвета. Только начиная с 7-ми лет можно провести диагностику распознавания цветов по полихроматическим таблицам.
Как научить ребенка узнавать цвета или как научить ребенка правильно называть цвета
Дети быстрее учатся в коллективе, на развивающих занятиях например, в детском клубе или детском развивающем центре. Не следует спрашивать ребенка: какой это цвет – может привести к тому, что малыш будет бояться ошибиться и разовьется неуверенность в себе. Не стоит целенаправленно учить, как в школе, узнавать цвета, лучше упоминать их между делом, во время игры или рисования.
Правила обучения цветам ребенка
Начните с акцентирование внимания на цвете предметов, затем перейдите к сортировка предметов по цвету. Малыш не сможет выучить цвета, если вы просто будете называть что какого цвета, необходимо дать ему понять, что существуют разные цвета. После того, как ребенок освоит основные цвета, можно сортировать цвета на теплые и холодные.
- • Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.
- • Привязывайте цвета к предметам;
- • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)
- • Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.
- • Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.)
Учим различать и называть цвета
До года – игровая форма
Начиная с рождения, малыш уже видит, что цвета разные. Вначале он различает желтый (не случайно выбирают именно желтые погремушки). В этом возрасте малыш пассивно воспринимает и впитывает информацию, которая впоследствии будет осознанна и переработана посредством речи. До года малыша уже можно знакомить с разными цветами, называть их в игре, рассказывать, что какого цвета, но не стоит ожидать, что он может это запомнить и тем более сказать.
Просто обращать внимание на то, какого цвета его кружка, одежда, лопатка, ведерко, игрушка.
С 1 года до 2-х лет
С этого возраста можно уже включать в процесс изучения цветов – сортировку по цветам: строить синие и зеленые башни из кубиков, проговаривать названия цветов пирамидки и т.п. Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку. Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: «Положи в эту коробку такие же кубики, как этот».
Уже можно лепить из пластилина одного цвета, называя его, рисовать, вместе наклеивать наклейки разных цветов.
С 3-х лет и далее
К 3-м годам малыш уже вступает в активную фазу познания мира. А значит, для того, чтобы лучше усвоить цвета, он должен двигаться, трогать, бросать, кидать, перекладывать, сыпать и активно участвовать в процессе, например, рисовать, лепить из пластилина, наклеивать наклейки, кормить зверей и т.п.
Когда малыш рисует, достаточно просто упоминать, каким цветом он рисует « а глазки мы нарисуем синие, а волосы желтого цвета, травку нарисуем зеленую…» и т.п. Когда ребенок немного подрастет, можно попробовать вместе с ним смешивать краски и смотреть какой цвет получился.
Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете – зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.
Несколько несложных правил обучения цветам
- • Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;
- • Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;
- • Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;
- • Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу – называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи итп.)
- • Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице – ведерко красное, лопатка зеленая итп.
Простые игры для запоминания цветов
В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.
- 1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).
- 2. «А у тебя – а у меня» – у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.
- 3. Рассыпьте разноцветные карандаши, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».
- 4. Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.
- 5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).
- 6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.
- 7. Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики(молочные), обезьяна любит желтые бананы( все предметы желтого отдаем ей).
- 8. Читать стихи о радуге.
- 9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.
- 10. Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.
- 11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.
- 12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик.
Комментарии
Посмотреть комментарии
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации
Источник
Дальтонизм – это заболевание, при котором человек не может произвести различие между одним или несколькими цветами. Симптомы этого нарушения могут быть как наследственными, так и приобретенными. О том, как выявить это отклонение, понять почему оно возникает и возможно ли с ним бороться, расскажем в статье.
Что такое дальтонизм?
Дальтонизм – это заболевание, для которого характерно снижение или полная утрата способности различать цвета. Очень часто люди, которые страдают этой патологией, не могут различать красный и синий цвета. Каждый фоторецептор сетчатой оболочки глаза «отвечает» за определенный оттенок. Всего существуют три вида пигментов:
- красный;
- синий;
- желтый.
Они являются основой спектра. Только с их использованием можно получить другие оттенки, например, оранжевый, голубой или бардовый. Кстати, дальтонизмом страдали и многие художники, среди которых: Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Илья Репин.
Фоторецепторы располагаются в центре сетчатки, который называется «желтым пятном». Внутри каждого из них содержится специальный пигмент. От количества пигмента зависит, как сетчатая оболочка глаза будет различать цвета. Если содержание пигмента нарушается или какой-то из них отсутствует полностью, то изменяется и восприятие цвета. Дальтонизм может развиться до абсолютной цветовой слепоты, когда человек утрачивает способность воспринимать все оттенки и цвета.
Кто первый смог выявить дальтонизм?
Впервые аномальным цветовосприятием заинтересовался Джон Дальтон – английский физик и химик.
Он сам был протанопом и не мог различать красный цвет. О своей патологии ученый не знал до 26 лет. В семье Дальтона росли одновременно три брата и сестра, и только мальчики страдали зрительным нарушением. После того как Джону был поставлен диагноз «дальтонизм», он всерьез занялся изучением этого недуга. В 1794 году он выпустил небольшую книгу. В ней Дальтон описал свои предположения о признаках проявления дальтонизма.
Дальтон увлекался ботаникой и никак не мог определить оттенок одного цветка. Утром он ему казался розовым, вечером – бордовым. Это серьезно озадачило ученого и он стал спрашивать у окружающих, каким они видят цветок. Из общей группы людей, которые были опрошены Дальтоном, только два его брата признались в том, что цветок утром – розовый, а вечером – бордовый. Это помогло ученому сделать вывод о том, что нарушение цветового восприятия – это не особенность зрительных органов, а офтальмологическая патология.
Признаки дальтонизма
Дальтонизм – это не самостоятельное заболевание. Эта болезнь носит либо наследственный характер, либо является симптомом травмы. Оказать негативное влияние могут и другие офтальмологические заболевания и повреждения центральной нервной системы. В большинстве случаев причины дальтонизма кроются в наследственности. Ученые «винят» в этом Х-хромосому. Носителем гена может быть только женщина – будущая мать ребенка. В женском организме есть две Х-хромосомы. При аномалии одной вторая компенсирует ее действие, и дальтонизм не проявляется. У мальчиков же всего одна Х-хромосома, поэтому в случае её повреждения нет возможности заменить ген на полноценный из второй хромосомы.
Приобретенная форма дальтонизма обычно развивается в результате повреждения глаз или зрительного нерва. Это может являться следствием:
- химического ожога;
- травматического поражения сетчатки;
- возрастных изменений.
Например, симптомы дальтонизма окулисты часто отмечаются при катаракте. Врачи объясняют эту особенность тем, что из-за изменения восприимчивости фоторецепторов к свету хрусталик начинает препятствовать его прохождению. Нарушается цветоощущение пациента. Подобная картина наблюдается при болезни Паркинсона, при онкологических опухолях, инсульте. Происходит это из-за нарушения перемещения нервных импульсов к фоторецепторам.
Как определить форму дальтонизма у ребенка?
Окулисты выделяют несколько разновидностей дальтонизма. Одна из форм заболевания – это дейтеранопия. Она заключается в том, что для ребенка затруднительно различать зеленый цвет и его оттенки. Характерным проявлением этого состояния является то, что маленькому ребенку сложно отделить друг от друга, например, кубики желтых и зеленых тонов. При дейтеранопии происходит слияние этих оттенков в одну цветовую палитру. Лечение патологии не имеет никаких особенностей. Терапия направлена на то, чтобы снять очевидные симптомы. В таких случаях окулисты назначают детям ношение специальных очков или контактных линз со световым фильтром.
Второй вид заболевания – протанопия. При этой патологии человек не способен различать красный цвет и его оттенки. Если она была выявлена в раннем возрасте, то окулисты говорят о наследственности, то есть нарушении Х-хромосомы. Врожденная форма протанопии неизлечима. Терапии поддается только приобретенная форма. Например, если у ребенка протанопия вызвана воздействием на сетчатку ультрафиолетовых лучей, то потребуется оградить малыша от этого фактора. В некоторых ситуациях окулисты рекомендуют использовать детям затемненные очки.
Последняя форма разновидностей дальтонизма – это тританопия. Люди, у которых имеется данная патология, неспособны правильно воспринимать цвета сине-фиолетового спектра. Такая форма заболевания у детей встречается реже, чем две предыдущие. Если у ребенка выявили тританопию, то предметы, окрашенные в синий и фиолетовый цвета, он видит как серые. Других нарушений зрения окулисты не обнаруживают. На глазном дне не происходит никаких изменений, а острота зрения остается прежней.
Возможно ли определить дальтонизм у детей 3 лет?
Цветовая гамма у детей сформировывается в возрасте 3 лет. В это время родители могут заметить первые признаки дальтонизма у ребенка. Выявить заболевание можно даже на той стадии, когда малыш еще не знает, как называется большинство цветов. Многие окулисты предлагают родителям следующий способ, как проверить дальтонизм у ребенка. Простым методом станет обычное раскрашивание рисунка. В этом возрасте детям нравится такой вид досуга. Если ребенок раскрашивает траву или листву деревьев не зеленым цветом, а, например, серым, то это свидетельствует о наличии у него такого заболевания, как дальтонизм.
Такой эксперимент можно провести иначе. Например, предложить ребенку выбрать одну из двух конфет в ярких фантиках. Желательно, чтобы одна из них была красного цвета, а другая, к примеру, серебристая. Далее, стоит предложить малышу выбрать, какую из конфет он хотел бы взять себе. Подсознательно дети до 6 лет выбирают яркие предметы. Потому если ребенка привлекает второй вариант, серебристый, то это можно расценить, как одну из начальных стадий дальтонизма. Подобные эксперименты стоит проводить несколько раз, чтобы твердо убедиться в результате.
Как определить дальтонизм у ребенка 6 лет?
К 6 годам у ребенка уже складывается представление о цветовой палитре. Детям этого возраста становится сложнее четко называть цвета окружающих предметов. Часто бывает так, что дальтонизм ребенка становится большой неожиданностью для его родителей. Происходит это обычно потому, что слыша от сверстников, что елка зеленая, а шар – красный, ребенку до 6 лет сложно с этим не согласиться. Он не знает другой палитры цветов, а потому полностью доверяет этой. На самом деле, и елка, и шар воспринимаются его глазами, как серые. Однако родителям он может называть правильные цвета, так как их он слышит от окружающих. В этом и заключается проблема диагностики дальтонизма.
Детям старше 4 лет, но младше 6, которые страдают дальтонизмом, сложнее озвучивать цвета окружающих их предметов. Многие начинают делать это позже своих ровесников. Очень часто родители стараются самостоятельно научить своего малыша различать цвета. Для этой цели они неоднократно повторяют название одного из них. В случаях дальтонизма у ребенка он воспринимает цветовой спектр в искаженном варианте, но не способен определить это самостоятельно. Часто бывает и так, что пациенту ставят данный диагноз уже во взрослом возрасте, например, при проверке зрения в военкомате или получении водительских прав.
Как определить дальтонизм в домашних условиях?
Многие родители стремятся как можно раньше установить, есть признаки дальтонизма у ребенка или нет. Сделать это можно и в домашних условиях, но только если ребенок старше 4 лет. До этого возраста определение дальтонизма затруднительно, так как малыш еще не может различать все цвета. В большинстве случаев дети только после 4-5 лет начинают осознанно различать оттенки. Однако может быть так, что ребенок, в силу своего маленького возраста, лишь запомнил названия цветов. Но соотнести красный с красным, а серый с серым он не может.
Для того, чтобы понять какие цвета он соотносит с названия, можно попросить его нарисовать рисунок, например, лес. Главное – не называть цвета самостоятельно. Вместо «нарисуй зеленую траву», лучше попросить ребенка нарисовать ту траву, какую он видит во дворе или в парке. Окулисты считают, что определение дальтонизма, таким образом, не может быть объективным. Некоторые дети специально изображают траву желтой или красной. Это не более чем проявление детской фантазии.
Как можно определить дальтонизм с помощью теста?
Такой диагноз, как дальтонизм подтверждают при помощи полихроматических таблиц или проведения специальных тестов. Наиболее популярной считается методика Ефима Рабкина. Она включает в себя несколько таблиц. Пациенту по очереди показывают около трех десятков цветных таблиц. Рисунки на них выполнены в форме точек и кружочков разной окраски. Такой способ позволяет выявить дальтонизм у детей и у взрослых. Потому он считается универсальным.
Второй тест был придуман японским офтальмологом Шинобу Ишихара. Пациенту предлагают прочесть текст, который состоит из красочных пятен. По итогам теста окулисты определяют наличие дальтонизма у детей и у взрослых. Оба метода используются только для диагностики психически здоровых пациентов. Проведение тестов у людей с психическими отклонениями покажет неверные результаты.
Генетические тесты
Заболевание часто не дает о себе знать на протяжении всей ее жизни. А вот маленькому человечку эта патология передается на генном уровне. Происходит это еще во время беременности. Так как носительницами гена дальтонизма являются женщины, то очень важную роль играет подготовка к рождению малыша. Перед планированием зачатия будущей маме рекомендуется пройти комплексное обследование. Оно поможет выявить наличие в ее организме Х-хромосомы – «виновницы» дальтонизма. Наиболее эффективным методом обследования является генетический тест. Его уникальность в том, что он позволяет четко определить мутированный ген.
Однако есть одно «но». К сожалению, современная медицина недостаточно хорошо развита, чтобы при необходимости ликвидировать изменение гена. Выходит, что и метод, весьма дорогостоящий, не имеет особого практического значения. Его результаты только позволяют «подтвердить» будущим родителям риск рождения малыша с дальтонизмом. Ребенок может и не страдать от этой патологии в течение жизни. Тест все же не дает 100%-й гарантии наследования заболевания.
Как вести себя родителям ребенка-дальтоника?
Родители, ребенку которых был поставлен диагноз «дальтонизм», стоит объяснить малышу, что это не серьезное заболевание, а лишь особенность цветового восприятия. Понимание этого позволит ребенку успешно адаптироваться в коллективе. Лучше всего провести беседу с малышом как можно раньше. Отсутствие понимания у ребенка особенностей патологии часто приводит к тому, что таких детей часто считают умственно отсталыми. Это может привести к тому, что ребенок замкнется в себе. У него может развиться комплекс неполноценности. Родителям следует поговорить с воспитателями или учителями о том, что их малыш по-особенному воспринимает цвета.
Источник