Ребенок не повторяет слоги в 2 года
анонимно, Женщина, 28 лет
Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться в проблеме. Ребенку 2, 6 года плохо разговаривает знает примерно 10 слов и то короткие( мама,папа,все ,еще , нельзя и т.д.) но слово ДАЙ не говорит. Все показывает в основном мычанием или указывает пальцем, говорит много но не разборчиво (все на своем тарабарском языке). Родилась на 39 неделе почти в срок и доношенной, развивалась нормально 3 мес голову держала, 5 мес переворачивалась, 7 мес села, в 11, 5 мес сама пошла. Начала говорить слово мама 1, 5 и все остановилось (в плане речи). Так многое что понимает, ходит сама на горшок, НО ВОТ СЛОВА ДАЖЕ БУКВЫ ВООБЩЕ абсолютно не повторяет (хотя некоторые покажет пальцем). Когда прошу скажи кто это? (например собака)- в ответ вообще не понятное слово смется и убегает или наоборот серьезное лицо и непонятное слово.И так всегда. Уздечку проверяли, все хорошо.К врачам в поликлинику ходили поставили ЗРР и все на этом( типа пойдет в сад заговорит). На платных врачей к сожалению нет денег, так я с ней занимаюсь и лепим, и рисуем пальчиками и занимаемся мелкой моторикой ,но увы.Сдвигов никаких. Помогите, что это с моим ребенком.
Здравствуйте. Зрр, конечно. Только чем обусловлено? какие-то обследования делались? Или только осмотр у врача-внешний? Если Вы живете в Москве или ближнем Подмосковье, обратитесь на Погодинскую ул, д8, ИКП РАО. Там есть диагностический центр, работают специалисты очень высокого уровня. Надо понять причину, а потом уже выстраивать педагогический маршрут. То, что Вы делаете-очень хорошо, но возможно, нужны медицинские варианты помощи ребенку, таблетки или уколы. Я не могу сказать-не моя область. А вот программы для детей с ЗРР есть. Только всю программу здесь не напишешь, поэтому посмотрите в интернете Программу для детей 3-4 лет Шевченко С.Г., там все прекрасно поурочно расписано.
анонимно
Здравствуйте! Большое спасибо за ответ. К сожалению живем не в Москве и даже не рядом. На данный момент проживаем в г.Воронеже. Как таковых обследований не проводилось, только так визуально. Квот не дают (вернее говорят их мало и то на серьезный случай ) . Так вот и получается, что все делаем(вернее пытаемся делать) самим. Большое спасибо за совет по поводу программы Шевченко ,обязательно попробуем.
Здравствуйте ! Ну, Воронеж это же не Арктика!!! Наверняка есть и неврологи, и дефектологи, и возможность сделать ЭЭГ, ЭХО головы, РЭГ! пусть в порядке очереди, но можно же! И, конечно, основная нагрузка на вас-заниматься. играть, обучать ребенка. Понемножку, потихоньку, а главное, с желанием и искренним интересом к дочке, к ее успехам. Не отчаиваться, а действовать! Удачи!
анонимно
Здравствуйте! Да вы абсолютно правы, и я все же добилась талоны на обследования и мы их провели. Даже смогли попасть на прем к неврологу. Одним словом ЖУТЬ. Мне такое наговорили, аж мурашки. А самое главное, что толком ничего не объяснили. Сказали 3р в год лечиться, стоять все время на учете у невролога, может даже быть не заговорим нормально вообще. Я теперь не знаю куда идти и что делать после этого. Назначили ноотропы. Сказали они теперь наши близкие друзья. Анализы таковы:
ЭХО-ЭГ – без патологий
ЭЭГ – признаки легкой дисфункции срединных структур
РЭГ – дистонический тип
Подождите. По результатам – УЖАСА и ЖУТИ нет. Самое страшное-поражение головного мозга-вот тут да, олигофрения, органику не переделаешь, только социализировать и обучать насколько возможно. Ноотропы -это хорошо, т.к. все таки нарушения есть. Но они не катастрофические!!! Возможно, это и является причиной задержки речи. Заметье, задержки!!! Зная теперь диагноз, помогая медикаментозно, надо найти логопеда и заниматься. Понимаю, финансовый вопрос никто не отменял, НО! Получить консультацию, а ребенка надо видеть, посмотреть, обследовать, можно один-два раза. Постараться попасть в логопедический сад, это два. Если не под силу заниматься постоянно с логопедом (кстати. студентки последних курсов обычно недорого берут, но очень стараются, им пока все интересно и очень хочется помочь), то тогда все зависеть будет от Вас. вы будете логопедом. Это не страшно, главное-терпение и желание. Посмотрите программы для детей с ОНР 2 степени, программу Шевченко С.Г., примите ее как руководство к действию. Может, ребенок поначалу и будет капризничать, но когда это войдет в режим дня, если вы будете настойчивы, но доброжелательны, требовательны (это важно), но делать вместе задания, то постепенно все наладится. Думаете, в школе все дети стремятся выполнить задания учителя? Как бы не так! А ведь учитель все таки справляется, заинтересовывает, направляет! так что, быть Вам педагогом. Если нужна будет помощь по проведению занятий или что-то непонятное появится-пишите. чем могу, помогу. Только не впадайте в панику, просто нацельтесь на работу до школы и на преодоление проблем в начальной школе. Удачи!
анонимно
Большое Вам спасибо! За поддержку и помощь.Вы меня немного успокоили( что не так все страшно). А самое главное Вы больше тут написали, чем мне сказал врач на приеме. Большое спасибо за подсказку (студенты это тоже как вариант). К логопедам в поликлиники большая очередь(но все же мы в стали на нее), а к частным к нашему сожалению проблематично (финансово). Но все же на несколько занятий попробуем походит( а там дальше будем пробовать сами).Да а вы не могли бы подсказать какой нибудь еще хороший ноотроп ( мы принимаем энцефабол и семакс)???
Спасибо за добрые слова. Я уверена, что, когда Вы почитаете или посмотрите в интернете программы и на ютубе уроки, мастер-классы логопедов, сможете сами это все делать, но контроль специалиста все же нужен, не забывайте. Всегда, даже. когда ребенок ходит на занятия, львиная доля выполнения заданий ложится на родителей. На занятии мы показываем КАК делать, следим за правильностью постановки звука, но это 20-30 минут! а все остальное время кто контролирует? А закрепление? и многое другое…
Теперь о лекарствах. Я не имею права назначать! Это только невролог. Насчет логопедов. Не стесняйтесь спрашивать, что окончил, когда, послушайте отзывы родителей. Обязательно будьте на занятии, смотрите на контакт ребенка и логопеда. Это очень важно! Ничего ужасного в Вашем внимании нет, наоборот, это нужно! так что, вперед, победа будет за Вами!!! Пишите, как будут идти дела, хорошо?
анонимно
Здравствуйте! Большое Вам спасибо за советы и помощь. Нашли платного логопеда-дефектолога( студентка) уже закончила учебу и занимается с детками с 2,5 лет (пробует нам делать массаж языка) . Ребенок пока что увлечен занятиями, пробует повторять все что говорят. Пока что сдвигов нет, но все же я думаю что у нас все наладиться. Дома все закрепляем повторяем ( вернее пытаемся). Зоя Борисовна еще раз большое вам спасибо за такую консультацию и за такие советы, за чуткость , доброту, высокий профессионализм. Желаю всем здоровья, успехов, долгих лет жизни.
Консультация врача логопеда на тему «Ребенок не хочет повторять слова» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Источник
Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».
Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.
Физиологические причины
Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.
В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.
Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.
Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.
Нарушения речи
Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.
Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:
- неправильная артикуляция;
- патологии ритмики и темпа произношения;
- дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
- ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.
Неправильная артикуляция
В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.
Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.
Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.
Патологии темпа и ритмики речи
Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.
Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.
Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.
Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.
Дефекты, обусловленные проблемами со слухом
Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.
Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.
Недоразвитие речи или ее утрата
Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.
Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.
Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.
При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.
При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).
В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.
Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.
Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.
Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.
Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.
Источник
«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.
Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.
У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.
С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.
Моя мама – педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых – то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов – мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.
Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:
????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.
????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.
????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения
????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы
????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.
????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.
????Игры на развитие мелкой моторики.
????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.
И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:
- Режим радио «Что вижу, то пою» – нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
- Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
- До определенного времени упрощать некоторые слова: машина – би-би, котик – мяу, собака – ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
- Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
- К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.
И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.
Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.
И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.
Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.
К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.
Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).
Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.
В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок – молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.
Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.
Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.
А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:
- Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
- О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
- Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.
Мой вывод один – пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.
По теме:
Статья с примерами подражательных потешек
Обзор книги “Без паники! Мой ребенок не говорит”
Источник