Ребенок не понимает обращенную речь в 3 года причины комаровский

Ребенок не понимает обращенную речь в 3 года причины комаровский thumbnail

Большинство родителей внимательно относятся к тому, как их ребенок разговаривает. Если малыш начинает рано разговаривать, при этом слова произносит чисто и внятно, это является гордостью и радостью для родителей. Это неудивительно, так как своевременное речевое развитие является гарантией того, что интеллект малыша развивается в соответствии с нормами.

А вот задержка речи, наоборот, вызывает беспокойство и относительную озабоченность. Это оправдано, так как нарушения эффективно исправляются только в возрасте от 2,5 до 7 лет. В старшем возрасте устранить проблему будет практически невозможно.

Задержка речевого развития

Задержка развития речи ребенка: первые признаки, тревожные симптомы

Ежегодно количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. Если ребенок не понимает обращенную речь, то это является поводом для посещения специалиста. При выявлении нарушений сроков появления речи, скудного словарного запаса, дефектов произношения, в результате которых страдает образование звуков, и грамматическое оформление речи, ставится диагноз ЗРР.

Признаки ЗРР

Первые проявления задержки речи у ребенка могут проявляться еще в младенчестве. Они характеризуются тем, что малыш не начинает проявлять эмоциональных реакций в 4-месячном возрасте. Следующим тревожным симптомом считается отсутствие первых слов. Если малыш с 9-месячного возраста не пытается произносить элементарные слова, то это является признаком ЗРР.

Симптомы ЗРР

В возрасте 18 месяцев настораживающим сигналом считаются трудности с пережевыванием пищи. В двухлетнем возрасте чаще всего признаки отклонения стертые. Но при этом обязательно надо обратить внимание на развитие малыша, если его речь значительно выделяется по сравнению со сверстниками.

На заметку! Основными признаками ЗРР в двухлетнем возрасте считается отсутствие первых слов или использование малого количества слов без увеличения их численности.

Основным симптомом, свидетельствующим о проблемах с речевым развитием в 3 года, является неумение выстраивать простые предложения, состоящие из нескольких и более слов. Также об отклонениях могут говорить следующие признаки:

  • появление сложностей с пониманием элементарных просьб и указаний;
  • затруднения с пониманием небольших литературных произведений;
  • непонимание детской речи;
  • неразборчивость произношения и сочетания звуков;
  • плохое выговаривание окончаний слов;
  • нарушение речевых темпов.

Кроме перечисленных выше признаков, свидетельствовать о проблемах речевого развития может неумение выражать собственные мысли простыми предложениями.

К четырем годам дети с симптомами ЗРР значительно отличаются от своих сверстников, а признаки, свидетельствующие о развитии отставаний, становятся комплексными:

  • заметны нарушения в звуковой стороне речи;
  • во время разговора ребенок использует небольшое количество слов;
  • используются одни и те же слова и сочетания;
  • заметны трудности в построении связного высказывания;
  • наблюдается неумение образовывать грамматические формы.

Дополнительная информация! Чаще всего задержка в речевом развитии диагностируется у детей мужского пола.

Если речь ребенка старше 4 лет отличается плавностью и неуверенностью, то необходимо обязательно показать его логопеду или дефектологу для выяснения причин.

Причины задержки речи

ЗРР может быть спровоцирована как биологическими, так и психологическими факторами. Часто к проблеме приводит неправильное воспитание, которое лишает детей старания говорить. Спровоцировать развитие может недостаточное внимание, неподходящая окружающая обстановка в которой он не может получать все необходимое для правильного развития, гиперопека, а также завышенные требования со стороны родителей. Часто патологии выявляются у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.

Факторы ЗРР

К задержке развития речи могут привести следующие физиологические факторы:

  • нарушения слуха и зрения;
  • неврологические заболевания;
  • недоразвитость органов артикуляции;
  • поражения головного мозга и травмы;
  • гипоксия;
  • преждевременные и трудные роды;
  • травмы психологического характера;
  • алкоголизм родителей;
  • врожденные патологии, такие как синдром Дауна, аутизм, ДЦП и синдром гиперактивности.

На заметку! Когда речевые отклонения связаны с физиологическими причинами, то лечения должно быть более сложным и продолжительным, проводится разными специалистами.

Когда стоит обращаться к логопеду

Речь характеризуется как высшая психическая функция. Поэтому период внутриутробного развития является важным этапом. Часто отклонения диагностируются слишком поздно, что приводит к трудностям в получении и усвоении лечения. Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения пристально наблюдать за малышом и понимать, что при появлении первых признаков, нужно обращать на них внимание и незамедлительно сделать все, чтобы их устранить.

Обращение к логопеду

К логопеду обязательно следует обратиться в следующих ситуациях:

  • если во время беременности диагностировалась задержка внутриутробного развития;
  • после длительного нахождения в реанимации или гипоксии;
  • при питании в первые дни или месяцы жизни через зонд;
  • при нарушениях слуха и зрения;
  • генетических синдромах;
  • повышенном внутричерепном давлении;
  • после перенесенной родовой травмы.

На заметку! Что касается непосредственно речи, то ее развитие имеет весьма размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего малыша со сверстниками, так как речевое становление является сугубо индивидуальным процессом.

Когда у дитя страдает только речь, то причиной часто бывают индивидуальные особенности. Если же малыш совершенно не разговаривает или произносит всего лишь несколько слов после трех лет, при этом его речь непонятна, то это повод для немедленного обращения к специалисту.

ЗРР или аутизм

Когда ребенок резко отличается от сверстников речью, поведением, выражением эмоций в безречевой форме, то это вызывает тревогу у его родителей. Часто таким детям ставится диагноз ЗРР, но в отдельных случаях подобные проявления могут свидетельствовать об аутизме. На самом деле эти два диагноза отличаются разными отклонениями и требуют своеобразного лечения.

Как отличить аутизм от ЗРР

Если наблюдается расстройство, характеризующееся нарушениями связи с внешним миром, то в таком случае диагностируется аутизм. Первые проявления у аутиста могут стать заметны уже в 2 года. Диагноз, как правило, подтверждается только к 3-5 годам.

Характеристики развития речи при раннем детском аутизме

При раннем детском аутизме наблюдаются следующие речевые нарушения:

  • речь полностью отсутствует;
  • ребенок не может выражать свои желания и потребности;
  • отсутствует реакция на речь окружающих;
  • возникают сложности с осмыслением слов, фраз;
  • отсутствует реакция на вербальные инструкции;
  • не способен строить и правильно оформлять предложения;
  • на поставленный вопрос отвечает этим же вопросом;
  • речь слишком громкая или тихая;
  • наблюдается буквальное понимание речи.

Важно! Дети с ранним аутизмом плохо понимают шутки и не могут воспринимать правильно намеки.

Что делать, если ребенок не понимает речь в 3 года

Если ребенок не понимает обращенной речи в 3 года, то самое главное – как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если после проведенных исследований будет поставлен диагноз ЗРР, следует набраться терпения и проявить настойчивость.

Действия родителей при ЗРР

При диагностировании глобальных речевых расстройств назначается лекарственная терапия, магнитотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, электрорефлексотерапия, а также занятия с педагогом-корректором.

Ну и, конечно же, особую настойчивость и терпение должны проявлять родители. От их неспешных и последовательных действий будет во многом зависеть удачный исход лечения. О том, как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития, объяснит дефектолог или логопед. Также стоит воспользоваться советами и рекомендациями специалистов, которые можно получить в интернете. Самое главное – разобраться в ситуации и понять, в результате чего произошли отклонения.

На заметку! Что касается задержки речевого развития у детей 2 лет, лечение практически ничем не отличается. Единственное, корректируется дозировка лекарственных препаратов.

Лариса Нуриева: «Развитие речи у аутичных детей» – книга в помощь родителю

Большой популярностью среди специалистов пользуется книга Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей», методические разработки которой также с успехом используются для корректировки речи у детей с сенсорной и моторной алалией.

В своей книге Нуриева изложила авторскую методику, которая дает возможность на профессиональном уровне развивать как импрессивную, так и экспрессивную речь.

Книга Ларисы Геннадьевны Нуриевой

Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха

У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:

  • степени нарушения слуха;
  • времени возникновения дефекта;
  • педагогических усилий;
  • индивидуальных особенностей ребенка.

Важно! Как показывает практика, чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь.

Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.

Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.

Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.

Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей

Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.

Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.

Коррекционно-развивающие занятия

Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью

Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.

На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.

Особенности речи

Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.

Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи

Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.

Совершенствование интонационной выразительности

Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей

У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.

Эндогенные и экзогенные причины отсталости

К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.

К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г

При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.

После постановки диагноза и назначении лечения, надо следовать всем рекомендациям м обязательно дополнять работу дефектолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. В сочетании все перечисленные мероприятия помогут исправить ситуацию и позволят ребенку в полной мере использовать собственные возможности.

Источник

Авторы: Коваль Ирина

«Он у нас такой умненький, все понимает! Вот только говорить не хочет!» Такую фразу часто можно услышать от бабушек, дедушек и мам на детских площадках. Такие дети в возрасте от 2 до 4 лет часто играют молча в песочнице, катаются на качелях, самокатах или велосипедах. И молчат, за весь день не проронят ни слова. С каждым годом количество неговорящих детей увеличивается. Что это? Нежелание говорить? А может, есть проблема, которую необходимо решать?

Отсутствие речи (когда ребенок не произносит даже отдельных слов) или ее недоразвитие (словарный запас составляет не более 15 слов) называется алалией. В логопедической коррекционной работе алалия занимает второе место по частоте среди всех речевых нарушений.

Симптомы алалии

При алалии речь у ребенка появляется позже общепринятых норм. Словарный запас малыша очень маленький, не более 10-15 слов. В речи присутствуют аграмматизмы – неправильно построенные предложения, неверно образованные слова, потому что при алалии ребенок испытывает сложность при построении и восприятии предложений. Очень часто малыш нарушает слоговую и звуковую структуру слов (характерна перестановка, пропуски или добавление лишних звуков и слогов), нарушены у него и фонематические процессы (фонематический слух, восприятие, представления, анализ и синтез речи). Также страдает и звукопроизношение (процесс образования речевых звуков).

Статистика нарушения такова: алалия в среднем фиксируется у каждого четырнадцатого дошкольника и у 0,6% детей младшего школьного возраста. Причем чаще алалия наблюдается у мальчиков.

Причины алалии

Алалия – это клинический диагноз. Ставит его невропатолог, если у ребенка к трем годам речь полностью отсутствует. Если же малыш говорит, но у него очень маленький словарный запас (до 15 слов) и нарушено звукопроизношение – это признаки общего недоразвития речи (ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР).

Существует множество причин, которые способствуют возникновению алалии. Они могут воздействовать на ребенка в разные периоды его жизни. Давайте с ними ознакомимся.

Например, в период внутриутробного развития последующую алалию могут спровоцировать следующие факторы:

  • гипоксия плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • токсикозы;
  • угрозы прерывания беременности и др.

Алалия может быть результатом таких осложнений во время родов:

  • асфиксия;
  • внутричерепная родовая травма;
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды.

В первый год жизни малыша факторами, провоцирующими алалию, могут послужить:

  • ЧМТ(черепно-мозговая травма);
  • частые ОРВ и пневмонии;
  • операции под общим наркозом;
  • дефицит речевых контактов.

Очень часто у детей с алалией прослеживается целый ряд факторов, которые приводят к ММД (минимальной мозговой дисфункции). А это, в свою очередь, ограничивает самостоятельные возможности речевого развития малыша.

Если в анамнезе имеется хотя бы один из вышеперечисленных факторов, не упускайте драгоценного времени. Обратитесь за консультацией к специалистам – логопеду и неврологу.

Квалифицированный логопед консультирует детей уже в возрасте одного года. Чем раньше будет выявлено данное речевое нарушение или склонность к нему, тем легче будет проходить коррекция.

На данный момент специалисты-логопеды выделяют три вида алалии:

  • моторную алалию (экспрессивную) – ребенок понимает речь окружающих, но собственная, самостоятельная речь не развивается;
  • сенсорную алалию (импрессивную) – малыш не понимает речь окружающих, даже если слух ребенка в норме;
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную, в которой преобладает нарушение развития импрессивной или экспрессивной речи).

Моторная алалия

Для моторной алалии характерны как неречевые (неврологические и психологические), так и речевые проявления.

Со стороны неврологии проявляются такие симптомы, как:

  • неловкость, скованность движений;
  • плохая координация движений;
  • неразвитость мелкой моторики (застегивание и расстегивание пуговиц и змеек, шнуровка обуви, складывание пазлов, мозаики).

С психологической стороны у детей с моторной алалией отмечаются нарушения:

  • памяти (в большей степени слуховой);
  • внимания;
  • восприятия;
  • эмоционально-волевой сферы.

Присутствуют и особенности в поведении. Дети могут быть как очень активными, так и малоподвижными, заторможенными. Они быстро устают, у них снижен уровень работоспособности. Детям с моторной алалией в большей степени свойственен речевой негативизм.

У детей с алалией также часто страдает интеллектуальное развитие. Это происходит из-за недостаточного развития речи. Если заниматься ее развитием, то развиваются и приходят в норму интеллектуальные возможности малыша.

При моторной алалии этапы становления речевых умений обычно проходят с опозданием.

Гуление, лепет, лепетный монолог, появление слов, фраз, контекстной речи наблюдаются у таких детей позже общепринятых норм.

С логопедической стороны проблем с нарушением подвижности речевого аппарата нет. В этой сфере страдает звукопроизношение. Малыш может заменять, а также смешивать спорные по звучанию звуки. Это выражается в том, что ребенок не может повторить звуковой образ слова. То есть идет искажение слоговой структуры слова (перестановка, пропуск или добавление лишних звуков и слогов).

Также страдает и словарный запас ребенка, не соответствующий возрастной норме. Маленький словарный запас связан с тем, что малыш не понимает значения слов, зачастую неуместно их применяет, заменяет слова по звуковому сходству. Новые слова усваиваются с трудом. В лексике ребенка преобладают чаще всего существительные в именительном падеже. Использование других частей речи резко ограничивается. Позже возникают большие трудности при образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь ограничивается простыми, короткими предложениями, обычно одно- или двусоставными. При алалии малышам очень трудно последовательно изложить происходящие или происходившие события. Также вызывают сложности моменты выделения главного и второстепенного, передача смысла событий, определение временных связей.

Чаще всего у детей с моторной алалией имеется только звукоподражание. иногда отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестами.

Справиться с данным речевым нарушением помогут невролог, психолог и логопед. Чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем быстрее и качественнее пройдет коррекция данного нарушения у ребенка.

Сенсорная алалия

У детей с сенсорной алалией нарушается восприятие и понимание смысла речи, которая направлена в их адрес.

На первый взгляд может показаться, что ребенок просто вас не слышит. Реакция на речь полностью отсутствует. Малыш относится к обращенным к нему словам как к бессмысленному шуму. Часто отсутствует и реакция на свое имя. При этом физиологический слух малыша в полном порядке.

Также при сенсорной алалии ребенок может страдать гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным тихим звукам (шелест, скрип, писк).

Интересно, что речевая активность у детей с сенсорной алалией высока. Но их речь – это набор бессмысленных звукосочетаний, обрывков слов. Речь бессвязна, непонятна окружающим, потому что лишена смысла. Малыш может повторять несколько раз подряд новое, незнакомое ему слово.

Кроме повторения слов такие дети могут:

  • повторять звуки и слоги;
  • пропускать слоги в слове;
  • объединять части разных слов в одно целое;
  • делать звуковые замены.

Рассмотрим пример сенсорной алалии. Если ребенок все же понимает смысл и значение обращенной к нему фразы, то понимание сразу исчезает, если в ней изменить порядок слов или темп речи. При общении с таким ребенком нужно учитывать следующее: если малыш смотрит на говорящего, то лучше понимает его речь. Такие дети как бы «читают с губ».

На практике сенсорная алалия в чистом виде, к счастью, встречается редко, потому что подобные дети нуждаются в длительной и целенаправленной коррекционной работе. Для этого необходима помощь невролога, логопеда и психолога. Совместная работа специалистов быстрее даст результат – овладение ребенком речью. Поэтому не затягивайте решение проблемы неговорящего ребенка и займитесь коррекцией как можно раньше.

опубликовано 22/07/2019 15:37

обновлено 22/07/2019

– Педагогика и психология, Рост и развитие, Нервные, психические и психологические болезни, Неврология и психиатрия, Особенные дети и их семьи, Развитие речи

Источник