Ребенок не может стоять на месте 4 года
Дети с синдромом гиперактивности. Как помочь?
Одним из распространенных видов нарушений развития ребенка является повышенная активность, достигающая полной расторможенности. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка, получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.
Характеристика нарушений
Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания: гиперактивный ребенок может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.
Синдром гиперактивности может возникнуть очень рано. У младенцев повышенный мышечный тонус, они чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить.
В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.
Пик проявления синдрома – 6-7 лет. Его характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия; тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них; ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).
Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не относясь при этом к разряду гиперактивных. Не следует любого возбудимого ребенка относить к категории гиперактивных.
Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:
- сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;
- легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
- не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.);
- на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
- плохой аппетит;
- не может следить за своими вещами, часто теряет их;
- пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.
Наличие у ребенка этих симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу.
Улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье.
Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся «отверженными», т.к. они не умеют уступать, ладить с другими, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут даже сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.
Рекомендации
В центре «Парус надежды» для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители используют игры, в которых нужны внимательность и самоконтроль. Специалисты подчеркивают, что надо придерживаться «позитивной модели» воспитания, т.е.:
- хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи – это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах;
- обязательно поддерживайте четкий распорядок дня;
- полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе;
- оберегайте ребенка от утомления;
- играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании;
- говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно; избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»; напрасно не угрожайте наказанием;
- давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, за который он мог бы его завершить;
- поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
Игры, направленные на психокоррекцию гиперактивности у детей
1.Тренировка внимания
«Шапка-невидимка».
Под шапку складывают несколько предметов. Шапку поднимают, и в течение 3 секунд надо запомнить все предметы. Затем предметы снова накрывают шапкой, и ребенок (или дети по очереди) перечисляют их.
2.Тренировка усидчивости
«Восковая скульптура»
До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».
3.Тренировка выдержки – контроль импульсивности
«Скалолазы»
Участники должны пройти вдоль свободной стены к противоположному углу, прислоняясь к ней последовательно минимум тремя конечностями. Тот, кто оторвал от стены или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.
Добившись оптимальных результатов проявления внимания, самоконтроля и усидчивости, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям: внимание + усидчивость; внимание + сдержанность; усидчивость + сдержанность.
О Центре
Государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних создан с целью проведения коррекционно-реабилитационных работ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Образование данного центра вызвано острой необходимостью создания в городе и районе условий для всесторонней поддержки семьи и детей (особенно для тех, у кого имеются проблемы в развитии, состоянии здоровья и адаптации в обществе). В центре проходят реабилитацию дети из социально незащищенных семей, находящихся в трудной ситуации, те, кто страдает от семейного насилия и находится в социально опасном положении.
Источник
Ребёнок сверхактивный, невнимательный и суетливый. Когда стоит бить тревогу? Наш блогер Ирина Муковозова рассказывает о СДВГ, как его лечат и с чем путают. Оказывается, иногда «модный» диагноз ставят совершенно здоровым детям.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
«Мой Илюшка на месте усидеть совсем не может. Только и знает, что носится и носится, спасибо, что на голове не стоит. То фотографирует, то рисует, то на гитаре хочет играть. Только надолго его не хватает: месяц, два – и новое увлечение. Ни на чём не фокусируется. Наверное, у него СДВГ и дефицит внимания».
СДВГ, или синдром гиперактивности, – модный нынче диагноз среди родителей и педагогов. Между тем это действительно заболевание, в основе которого лежит нарушение мозговой деятельности и (или) дефицит определённых химических веществ (дофамина и норадреналина), поэтому оно требует соответствующей диагностики и правильного лечения.
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью, но среди больных встречаются и те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, выявить их ещё сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, считают просто глупыми.
Кстати, очень похоже выглядят взрослые, у которых стоял когда-то такой диагноз, а ещё у этих взрослых могут возникать проблемы с различными зависимостями и депрессией. Поэтому не стоит сильно обольщаться и надеяться, что перерастёт и всё наладится.
Если перерос, то не было никакого заболевания, как у Илюши, с которого мы начали наш разговор. Просто это активные, энергичные и увлекающиеся дети, которые стремятся объять и постичь огромный мир. Пожалуй, им не стоит мешать, они много чего ещё попробуют и найдут то, что им нравится. Надо только следить, чтобы ребёнок высыпался, отлучать его почаще от компьютера и подсовывать всё новые увлечения на пробу. Ещё разговаривать с ними и вовлекать в свою деятельность и свои интересы. Этот фонтан энергии можно и нужно использовать.
У СДВГ как заболевания есть определённые симптомы, не только гиперактивность. Кстати, эта гиперактивность реально сверхактивность, которая, как правило, суетлива, бесцельна, не приводит к результату, а очень мешает его достичь.
1. Симптомы гиперактивности
Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе стремятся сорваться с места в неподходящее время. Образно говоря, они всё время в движении, как будто заведённые. У меня пациентом была девочка, которая совсем не могла сидеть на стуле. Для неё в классе поставили спортивный комплекс, по которому она ползала в процессе объяснения нового материала, математику постигала вниз головой.
2. Симптомы невнимательности
Дети с СДВГ легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачиваются. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией, соблюдением инструкций и правил. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. В одно ухо влетело, в другое вылетело. В тетрадке у такого ребёнка классная работа выглядит как разбросанные по странице обрывки чисел и слов. Из-за невнимательности часто теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
3. Симптомы импульсивности
Дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди, получив слово, им часто нечего сказать. Не могут отложить получение удовольствия. Если чего-то хотят, то должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры. Помните тесты с зефиркой? Ребёнок с СДВГ успеет её слопать ещё до того, как уйдёт психолог!
Все эти симптомы должны держаться длительное время (полгода и больше), то есть должны быть присущи ребёнку, а не быть признаком другого заболевания или проявлением демонстративности, когда ребёнку не очень комфортно. Так же могут себя вести и очень маленькие дети, до трёх лет. Если так себя ведут здоровые дети в старшем возрасте, это должно вызвать у родителей некоторую тревогу и желание проконсультироваться у специалистов.
Кроме СДВГ, у детей с таким поведением могут быть и другие расстройства. Например, гормональные или расстройства психики, может быть эпилепсия или нейросенсорная тугоухость.
Эти расстройства тоже требуют помощи – как правило, медикаментозной или даже оперативной. Их нельзя пропустить
Ко мне на занятия пришёл ребёнок с СДВГ, уже школьник со множеством школьных проблем. Оказалось, что он на один глаз практически слепой. Ещё в садике говорил, что «он одним глазом смотрит, а другим подглядывает», только никто не подумал отнестись к его словам всерьёз. Для него так видеть было нормально. Он всегда видел только так, поэтому и повода для жалоб не находил.
Точная причина СДВГ до настоящего времени неясна. Однако специалисты считают, что симптомы могут быть обусловлены комплексом факторов, имеющих генетическую причину, то есть передаваемых по наследству, или формирующихся вследствие недоразвития или повреждения некоторых структур головного мозга ребёнка.
Лечение у детей является многофакторным, направленным на созревание или возрождение расстроенных функций нервной системы и адаптацию ребёнка в социуме.
Такое лечение включает в себя три основные составляющие:
- обязательное соблюдение режима дня и диеты;
- немедикаментозное лечение;
- лекарственная терапия, если есть необходимость.
Как это происходит?
Гиперактивный ребёнок находится в постоянном перенапряжении и очень быстро утомляется, поэтому он должен обязательно высыпаться, режим дня способствует правильной подготовке ко сну и лёгкому засыпанию. Кроме того, понятный и размеренный режим дня предполагает внешнее планирование деятельности ребёнка и позволяет не перевозбуждаться лишний раз.
Диета и нормальная работа желудочно-кишечного тракта исключают излишнюю интоксикацию организма, также возбуждающую нервную систему.
Немедикаментозное лечение СДВГ подразумевает изменение поведения ребёнка, которое может обеспечить педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Детям необходимо облегчить режим обучения и дать возможность расходовать излишнюю энергию при помощи физических упражнений или длительных прогулок. Помните девочку, которая висела в классе на уроке вниз головой? В процессе выполнения детьми задач необходимо свести к минимуму утомление. В этом помогают игровые элементы урока и частое переключение видов деятельности.
К сожалению, в школах не очень считаются с детскими проблемами и чаще прибегают к методу кнута, чем пряника
Это просто выключает ребёнка из деятельности и формирует соответствующую самооценку. Ведь он не просто не хочет, но и не может сам себя контролировать. Если он, «к несчастью, ещё и не дурак», то вас ожидают скорые неврозы и даже депрессии. Если это так, срочно меняйте школу и учителя. Дети дороже, чем престиж любой школы и то, что о вас подумают.
Как немедикаментозное лечение можно использовать арт-терапию или занятия в театральной студии. Ребёнку полезно примерять на себя чужие роли, но так как гиперактивных детей отличает повышенная возбудимость, им не очень полезны большие компании, поэтому их партнёры по игре должны обладать выдержкой и иметь спокойный характер.
Родителям тоже надо обязательно научиться относиться к поведению собственных детей с терпением. Да, должно быть и наказание, но адекватное проступку. Он не хотел, так получилось. Чаще это его беда, а не вина.
Помните, коррекция СДВГ при помощи медикаментозной терапии назначается в случае отсутствия результата от других используемых методов.
Идите к нейропсихологу с ребёнком, к психологу с собой, устанавливайте контакты с педагогами, повышайте самооценку у ребёнка, обязательно хвалите за дело, разговаривайте с ним, обсуждайте происходящие события, вырабатывайте причинно-следственные связи.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Pixel-Shot)
Источник
- Главная
- Архив
Время: 23:15 Дата: 25 Jul 2008
Вот такая проблема нарисовалась (с точки зрения приехавшей в гости моей бабушки:))
В общем, есть мальчик. 4,5 года. Темперамент-огонь:) Так вот, во время еды он не может сидеть на стуле, пока не доест. То есть картина такая: первые 2-3 минуты он сидит, потом начинается-запихнул в рот ложку с едой-побежал. Прожевал-прибежал-опять запихнул-опять убежал. Раньше я пыталась обучить его “правилам поведения”, но потом поняла-что он такой и сейчас это нереально. Может, через 2-3 года я и озабочусь этой проблемой, а может и позже..
Но приехала моя бабуля и внесла смуту в нашу гармонию. Типа ребенка надо учить правилам поведения за столом и тп и тд и в 4 года-непременно.
Что думаете и как это у вас?
Сообщение 38562137. Ответ на сообщение 38559319 Автор: беспокоюсь Статус: анонимный пользователь Время: 09:09 Дата: 26 Jul 2008 То же. Нам 3.5. Мой топик “Неуправляем в веселье”, т е у нас еще и + другое(( | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бабушка-то права… Ребенок растет сейчас ему четыре – он не может усидеть за столом. Пролетит время, пойдет в школу и не сможет усидеть за партой. https://www.nourost.ru/docs/school/giperaktiv.html Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам. Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело действительно с гиперактивным ребенком. Педагог-логопед. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение 38572351. Ответ на сообщение 38562180 Автор: мона Статус: Пользователь Время: 12:04 Дата: 27 Jul 2008 это очень похоже на признак гиперактивности. Я за своим младшим сыном в этом возрасте не замечала-думала что просто подвижный ребенок, шалопай. Но как только пошел в школу-там и начался кошмар:-(В общем после различных обследований поставлен диагноз-недстаток внимания в сочетании с гиперактивностью, при чем настолько типичные “симптомы” для такого диагноза, что нет никаких сомнений в правильности диагноза.Ему сейчас 9 лет и он до сих пор во время еды не может долго сидеть-встает и идет “по делам” каждые несколько минут. (с транслита) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я согласна с вашей бабушкой. К нас всё нормуль, а кто балуется с едой и резвиться за столом – тот не хочет есть, а следовательно тарелку далой, ребенка – на волю, гуляй дорогой до обеда, раз такой сытый =) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ага и все печенья/сушки убрать из пределов досягаемости. КАК много “застольных” проблем идет именно из-за кусков. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бабушка права. И как, Вы не собирались озаботится неспособностью ребенка поесть сидя за столом до 7 лет? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сыну три с половиной. У нас так же как и у Вас 🙂 за исключением что бабушки далеко и я по прежнему об этом не заморачиваюсь. Радуюсь когда хоть чтото ест, т.к. он у меня малоежка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хи, а я думала – это только мой так ест. Гипперактивный, кошмар, ест и подпрыгивает, скачет, на голове стоит, бегает с полным ртом и т.д. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я думала, мы одни такие:) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы в вашей компании. Дочке 2,5 года. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение 38567144. Автор: Конь-в-пальто Статус: Пользователь Время: 20:18 Дата: 26 Jul 2008 Очень просто исправляется: начинаются фокусы за столом – тарелка сразу убирается до следующего приёма пищи. Никаких перекусов. Всё. Такой беготни во время еды я б не только от 4-летки, но и от 2-хлетки не потерпела. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение 38568531. Автор: Creambird Статус: Пользователь Время: 22:44 Дата: 26 Jul 2008 Честно говоря после такого одного убегания тарелка у меня была бы убрана до следующего приема пищи. Я такое поведение не потерпела бы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Да, у нас таже проблема, но если я уберу, ребенок вообще будет голодный, и даже есть не попросит, а весим мы очень мало! По этому и удается его накормить только когда он бегает! Я игру даже придумала, одна ложка- это билетик на игрушку( на горку, на мячик, …) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И я так же делаю. Кто голоден ест, кто прыгает – не голоден, до свидания! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение 38571256. Автор: nestling Статус: Корифей Время: 09:09 Дата: 27 Jul 2008 во время еды не потерпела бы. Во-первых и главных это попросту опасно – велика вероятность подавиться. Мне привелось видеть как подавился мой папа, его спасли в последний момент, когда он уже был синим, это ужасно 🙁 – больше никакого брожения, игр, разговоров с едой во рту. Ну а так впринципе радуйтесь как бы это ни парадоксально звучало 🙂 У меня тоже гиперактивный ребенок(6,5), сложно, да. Но смотрю я периодами на племянника(10), который если ему не дали играть в компьютер или смотреть телек и отобрали телефон просто лежит, размазавшись по дивану… и думаю – пусть лучше моя бегает-прыгает-бесится. ИМХО это более нормальное поведение для ребенка.:) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение 38572824. Автор: natak Статус: Опытный пользователь Время: 13:00 Дата: 27 Jul 2008 Согласна с бабушкой. Темперамент темпераментом а приучать ребенка надо к правилам. А в садик он ходит? Там он сидит за столом? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение 38572933. Автор: Кумпа моя Статус: Опытный пользователь Время: 13:13 Дата: 27 Jul 2008 Присоединяюсь к вышесказанному: бабушка в чем-то права. 🙁 Это не столько темперамент уже, сокльок недостатки воспитания. У меня мальчик не гиперактивный, но на грани с гиперактивностью – у него по типу импульсивности все идет. Но такого я и в 2 года не терпела. Либо ты голоден и сидишь за столом и кушаешь, либо ты бегаешь и не кушаешь. Могу сказать, что мой очень активный мальчик в 4 года правила поведения за столом знает, независимо от темперамента. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение 38573051. Автор: ПчелА Статус: VIP Время: 13:27 Дата: 27 Jul 2008 Спасибо за мнения! Будем исправляться:) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение 38582765. Автор: An-net Статус: Корифей Время: 10:02 Дата: 28 Jul 2008 Не обязательно это только от воспитания. Есть дети которые не просто не хотят долго сидеть, а не могут в силу каких-то неврологических причин. У меня например ребенок с СДВГ. Почитайте про это и вы поймете, что просто воспитанием ничего не добьетесь, тут надо комплексно подходить | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение 38616795. Автор: Lizuuk Статус: Новичок Время: 18:30 Дата: 29 Jul 2008 vy znaete, ja v Finlandii zivu, tak vot nedavno natknulas’ v inet magazine na interesnuju shtuchku. rezinovaja podushechka na stul kladetsja – pomogaet rebenku sledit’ za osankoj, i rekomendujut ee kak raz dlja giper-aktivnyh detok kotorym na meste ne usidet. Sejchas skinu ssylochku, pravda na finskom…. No mozet najdete chto-to pohozee i v Rossii. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник