Ребенок не говорит в 4 года алалия

Авторы: Коваль Ирина
«Он у нас такой умненький, все понимает! Вот только говорить не хочет!» Такую фразу часто можно услышать от бабушек, дедушек и мам на детских площадках. Такие дети в возрасте от 2 до 4 лет часто играют молча в песочнице, катаются на качелях, самокатах или велосипедах. И молчат, за весь день не проронят ни слова. С каждым годом количество неговорящих детей увеличивается. Что это? Нежелание говорить? А может, есть проблема, которую необходимо решать?
Отсутствие речи (когда ребенок не произносит даже отдельных слов) или ее недоразвитие (словарный запас составляет не более 15 слов) называется алалией. В логопедической коррекционной работе алалия занимает второе место по частоте среди всех речевых нарушений.
Симптомы алалии
При алалии речь у ребенка появляется позже общепринятых норм. Словарный запас малыша очень маленький, не более 10–15 слов. В речи присутствуют аграмматизмы — неправильно построенные предложения, неверно образованные слова, потому что при алалии ребенок испытывает сложность при построении и восприятии предложений. Очень часто малыш нарушает слоговую и звуковую структуру слов (характерна перестановка, пропуски или добавление лишних звуков и слогов), нарушены у него и фонематические процессы (фонематический слух, восприятие, представления, анализ и синтез речи). Также страдает и звукопроизношение (процесс образования речевых звуков).
Статистика нарушения такова: алалия в среднем фиксируется у каждого четырнадцатого дошкольника и у 0,6% детей младшего школьного возраста. Причем чаще алалия наблюдается у мальчиков.
Причины алалии
Алалия — это клинический диагноз. Ставит его невропатолог, если у ребенка к трем годам речь полностью отсутствует. Если же малыш говорит, но у него очень маленький словарный запас (до 15 слов) и нарушено звукопроизношение — это признаки общего недоразвития речи (ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР).
Существует множество причин, которые способствуют возникновению алалии. Они могут воздействовать на ребенка в разные периоды его жизни. Давайте с ними ознакомимся.
Например, в период внутриутробного развития последующую алалию могут спровоцировать следующие факторы:
- гипоксия плода;
- внутриутробные инфекции;
- токсикозы;
- угрозы прерывания беременности и др.
Алалия может быть результатом таких осложнений во время родов:
- асфиксия;
- внутричерепная родовая травма;
- преждевременные, скоротечные или затяжные роды.
В первый год жизни малыша факторами, провоцирующими алалию, могут послужить:
- ЧМТ(черепно-мозговая травма);
- частые ОРВ и пневмонии;
- операции под общим наркозом;
- дефицит речевых контактов.
Очень часто у детей с алалией прослеживается целый ряд факторов, которые приводят к ММД (минимальной мозговой дисфункции). А это, в свою очередь, ограничивает самостоятельные возможности речевого развития малыша.
Если в анамнезе имеется хотя бы один из вышеперечисленных факторов, не упускайте драгоценного времени. Обратитесь за консультацией к специалистам — логопеду и неврологу.
Квалифицированный логопед консультирует детей уже в возрасте одного года. Чем раньше будет выявлено данное речевое нарушение или склонность к нему, тем легче будет проходить коррекция.
На данный момент специалисты-логопеды выделяют три вида алалии:
- моторную алалию (экспрессивную) — ребенок понимает речь окружающих, но собственная, самостоятельная речь не развивается;
- сенсорную алалию (импрессивную) — малыш не понимает речь окружающих, даже если слух ребенка в норме;
- смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную, в которой преобладает нарушение развития импрессивной или экспрессивной речи).
Моторная алалия
Для моторной алалии характерны как неречевые (неврологические и психологические), так и речевые проявления.
Со стороны неврологии проявляются такие симптомы, как:
- неловкость, скованность движений;
- плохая координация движений;
- неразвитость мелкой моторики (застегивание и расстегивание пуговиц и змеек, шнуровка обуви, складывание пазлов, мозаики).
С психологической стороны у детей с моторной алалией отмечаются нарушения:
- памяти (в большей степени слуховой);
- внимания;
- восприятия;
- эмоционально-волевой сферы.
Присутствуют и особенности в поведении. Дети могут быть как очень активными, так и малоподвижными, заторможенными. Они быстро устают, у них снижен уровень работоспособности. Детям с моторной алалией в большей степени свойственен речевой негативизм.
У детей с алалией также часто страдает интеллектуальное развитие. Это происходит из-за недостаточного развития речи. Если заниматься ее развитием, то развиваются и приходят в норму интеллектуальные возможности малыша.
При моторной алалии этапы становления речевых умений обычно проходят с опозданием.
Гуление, лепет, лепетный монолог, появление слов, фраз, контекстной речи наблюдаются у таких детей позже общепринятых норм.
С логопедической стороны проблем с нарушением подвижности речевого аппарата нет. В этой сфере страдает звукопроизношение. Малыш может заменять, а также смешивать спорные по звучанию звуки. Это выражается в том, что ребенок не может повторить звуковой образ слова. То есть идет искажение слоговой структуры слова (перестановка, пропуск или добавление лишних звуков и слогов).
Также страдает и словарный запас ребенка, не соответствующий возрастной норме. Маленький словарный запас связан с тем, что малыш не понимает значения слов, зачастую неуместно их применяет, заменяет слова по звуковому сходству. Новые слова усваиваются с трудом. В лексике ребенка преобладают чаще всего существительные в именительном падеже. Использование других частей речи резко ограничивается. Позже возникают большие трудности при образовании и дифференциации грамматических форм.
Фразовая речь ограничивается простыми, короткими предложениями, обычно одно- или двусоставными. При алалии малышам очень трудно последовательно изложить происходящие или происходившие события. Также вызывают сложности моменты выделения главного и второстепенного, передача смысла событий, определение временных связей.
Чаще всего у детей с моторной алалией имеется только звукоподражание. иногда отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестами.
Справиться с данным речевым нарушением помогут невролог, психолог и логопед. Чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем быстрее и качественнее пройдет коррекция данного нарушения у ребенка.
Сенсорная алалия
У детей с сенсорной алалией нарушается восприятие и понимание смысла речи, которая направлена в их адрес.
На первый взгляд может показаться, что ребенок просто вас не слышит. Реакция на речь полностью отсутствует. Малыш относится к обращенным к нему словам как к бессмысленному шуму. Часто отсутствует и реакция на свое имя. При этом физиологический слух малыша в полном порядке.
Также при сенсорной алалии ребенок может страдать гиперакузией — повышенной восприимчивостью к различным тихим звукам (шелест, скрип, писк).
Интересно, что речевая активность у детей с сенсорной алалией высока. Но их речь — это набор бессмысленных звукосочетаний, обрывков слов. Речь бессвязна, непонятна окружающим, потому что лишена смысла. Малыш может повторять несколько раз подряд новое, незнакомое ему слово.
Кроме повторения слов такие дети могут:
- повторять звуки и слоги;
- пропускать слоги в слове;
- объединять части разных слов в одно целое;
- делать звуковые замены.
Рассмотрим пример сенсорной алалии. Если ребенок все же понимает смысл и значение обращенной к нему фразы, то понимание сразу исчезает, если в ней изменить порядок слов или темп речи. При общении с таким ребенком нужно учитывать следующее: если малыш смотрит на говорящего, то лучше понимает его речь. Такие дети как бы «читают с губ».
На практике сенсорная алалия в чистом виде, к счастью, встречается редко, потому что подобные дети нуждаются в длительной и целенаправленной коррекционной работе. Для этого необходима помощь невролога, логопеда и психолога. Совместная работа специалистов быстрее даст результат — овладение ребенком речью. Поэтому не затягивайте решение проблемы неговорящего ребенка и займитесь коррекцией как можно раньше.
опубликовано 22/07/2019 15:37
обновлено 22/07/2019
— Педагогика и психология, Рост и развитие, Нервные, психические и психологические болезни, Неврология и психиатрия, Особенные дети и их семьи, Развитие речи
Источник
Прочитано и сделано много, прогнозы самые разные везде. Интересуют реальные примеры, во сколько у вас заговорил ребенок с моторной алалией ( простая бытовая речь). Если можно, поясните, что сопутствует…зпр итд.. какие школы посещаете? Депрессия накатила в очередной раз, может рано или зря чего то жду). Если напишете, что помогло, будет интересно.
Заговорил простыми фразами и простейшими предложениями в 6 лет. Органика у него. РЦОН. Сейчас 10 лет, говорит все, рот не закрывается, не все выговаривает, но речь становится чище.
У всех по-разному будет, потому что степень тяжести у всех разная, количество занятий у всех разное, как часто родители занимаются тоже по-разному, мед. поддержка тоже разная, со скольки лет начали заниматься, интеллектуальные возможности ребенка тоже разные.
Моторную алалию и ОНР-2 сыну поставили в 3г3м. Говорил много, но на своём тарабарском. На бытовом уровне произносил около 20 слов: “мама”, “папа”, “баба”, “на”, “дай”, “да”, “не”, “ам”, “ко” (что означало кошка, молоко или сок :omg: ) и некоторые другие. Слоги переставлял, большинство просто пропускал. Фразы были типа “я сама” и “мама, дай”.
В 4 года начали появляться более-менее разборчивые слова, но произношение было аховое. Повторить правильно слово он не мог, слоговая структура была нарушена. В 5 лет не мог построить текст. Информацию вытягивала клещами, задавая по 10 раз наводящие вопросы, и то толку чуть. Диагноз “алалия” сняли в 4,5 года, осталась “дизартрия”. Связная речь начала формироваться в 5,5 лет. В 6,5 лет поставили ФФНР и дали “добро” на массовую школу.
При чтении и письме вылазят проблемы. Продолжаем разгребать с дефектологом (сын первый класс заканчивает).
Формулировка ЗПР не звучала даже на словах. Говорили только о дефиците внимания, гиперкинетическом синдроме, астено-невротическом синдроме.
vulpes pilum mutat, non mores
в 5.3 после титанических усилий стали появляться первые слова
после 6-ти стал говорить заученными цитатами
к 7 сам строить несогласованные 2-3-составные предложения
алалия сенсо-моторная
Какие же вы все молодцы! Читаю и честно радуюсь за успехи каждой! У меня брат родной, 29 лет…Диагноз сенсорная аллалия.
В 4 года МА, ЗРР, психиатр грозила аутизмом. До 5,5 лет отдельные звуки, хотя речь понимала, но говорить не могла. Тогда же в 5 лет ПМПК вместо ЗРР, поставила ЗПР, МА, дизартрия. До сих пор (почти 9 лет) не все звуки автоматизированы. Учится в лицее, хорошистка. Проблемы есть с пересказом, иногда начинает окончания слов повторять, но все корректируется. Лечились и делали очень много.
Что помогло? Ресурс и наш логопед, моя работа в том плане, что говорилось и проговаривалось все вокруг с момента как ребенок просыпался и пока не засыпал. На языке буквально мозоль была. Физиолечение. Лекарств было крайне мало, потому как давали обратный эффект. Терпение, вера в ребенка и хорошие специалисты рядом.
Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.
Вообще не говорил, молчал или мычал. В 4 слова, в 4,5 фразы. Сейчас 5,5, связная в целом речь, по теме но штампами его личными, эхолалит дико. Сотни раз может повторять. Причём сейчас вопросы в основном, если отвечаешь не по его,дико психует. Читает очень хорошо, стихи, песни, пишет предложениями, считает, знает счёт и несколько слов по-английски. Себя в третьем лице и на “мы” при этом( интеллект высокий, но зпр. Логопед с 2 лет, без перерывов, сенсорика, занятия каждый день, танцы, музыка, художник. Депакин, мне кажется, помогает..
” Люди как свечи, одни для света и тепла, вторые для ж*пы!”
МА, ЗПР-2ст поставили в 3 года. Заговорил простыми фразами ближе к 4г. занятия с логопедом 3 раза в неделю. 2 курса физио лечения и медикаментозного лечения.
И самое главное, никто в семье из этого проблему не раздувал. были готовы принять ребенка с особенностями) В логосадик не пошли, остались в частном (позже невролог похвалила за это решение)
Sjenechka,
Мы тоже так. Там никто не говорит, даже в туалет не ходят.
” Люди как свечи, одни для света и тепла, вторые для ж*пы!”
Версия 2,
Я это читала и понимаю, мы сделали очень много,в литературе данные без цифр в большинстве. про сопутствующее для того спросила, что от тяжести основного диагноза по неврологии и психиатрии зависит результат. Интересует средний показатель, статистика.
chaoswife,
Sjenechka,
ЖаР ПтИцА,
AnnaDanila,
Аноним, Молния,
Astrum*,
Какие вы все молодцы, как приятно писать в прошлом..не разговаривал, когда это уже позади! Как вы расширяли словарный запас? У нас слова появляются сами, скорее те, что ей нравятся: Играть, дождь, снег, киндер и др, много имен. А как пополнить словарь простыми и ” не интересными” ей словами? В ресурсе предлагали учить, как английский по тетради и карточкам, по многу раз в день везде одно слово, помогает не всегда.. Машина так и не говорит…осталось детское абр-р, или собаки у ав-ав. Есть фразы не из слов, а укажет на глаза и добавит слово, так это не красиво.. Как это исправляли или само ушло? Понятно, что читаем, занимаемся и у логопеда и психолога и дома, лечимся. Может способ какой был или тактика?
Вижу дети стали удивляться ее речи и говорить ей, я тебя не понимаю и с тобою не играю. Ей не приятно и мне тяжело, скоро лето и снова все с вопросом: А сколько ей лет, что с речью? Бесит очень. Лучше бы молчали.
Аноним автор темы:
Может способ какой был или тактика?
Просто говорить самим, все время, все вокруг себя, ребенок будет набирать пассивный запас слов, а потом уже и в речи они будут. Пока у вас дочка видимо говорит то, что может сказать. Остальное у нее не получается, но вам сейчас главное поправлять ее ненавязчиво, хвалить за любой прогресс, очень много похвалы надо и терпения. Сказала слово неправильно, вы его проговариваете правильно и дальше разговариваете, не акцентируя на том, что сказано было неправильно. Наверное фигово объясняю((( у нас вначале вообще согласных не было. Потом еще вылезла проблема с аденоидами, удалили их стало проще заниматься и ребенку легче звуки произносить.
Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.
В 3 года ребенок говорил мама, папа, имя свое. мяу, гав гав. и все… в заключении писали речь на уровне лепета + несколько слов. все. абсолютно не усидчивый, невозможно читать, показывать что-то. лично нас начал выручать пластилин. я начала лепить цифры сначала 1,2,3… до 10. и торжественно все считала. ступеньки, шаги, конфеты, яболки, подкидывала в форме игры считала… вылепили цифра и уложили их в рядок. и через неделю две начала дочка считать ди, да, ти, тетые…. дедять! вся родня апплодировала что пошел сдвиг. далее начали лепить гласные АААА ОООО УУУУ ИИИИ… потом простые согласные. и пройдем букву, начинали на эту букву появляться слова. в итоге ребенок знал все буквы и цифры, но не говорил, но это дало хороший толчок. и пошло-пошло… далее начала понимать о чем идет речь в книгах, стало возможно читать. Чуковский наш друг, много простых глаголов и сюжет прост, как раз для первых книг))) сейчас нормально, конечно не как сверстники, есть этот разрыв, даже целая пропасть, но наверстывает. ГЛАВНОЕ НАЧАТЬ, найти эту ниточку что интересно ребенку. может рисование, может лепка, может стих, книги, песни… Стихи еще посоветую учить. вначале так учили, что я только по интонации могла догадаться что за стих…. каша ужасная была. но это хорошая тренировка на одни и те же слова.
вот наш опыт. может кому пригодится.
Не ждите чуда. Чудите сами!
ЖаР ПтИцА,
И у нас аденоиды. Чем в речи мешают? У нас 2 степень. Вот болеем из за них по зиме часто, это большой минус в развитии.
Аноним ,
Если они сильно разрастаются, то перекрывают часть носоглотки и у ребенка просто не хватает воздуха, чтобы произнести те или иные звуки.
Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.
Аноним автор темы:
А как пополнить словарь простыми и ” не интересными” ей словами?
Аноним автор темы:
В ресурсе предлагали учить
Я бы даже сказала: – Зубрить.
гораздо хуже поддаётся коррекции, чем моторная. При сенсорной всегда есть тяжёлые сопутствующие диагнозы.
chaoswife:
Там никто не говорит, даже в туалет не ходят
Что-то странное Вы рассказываете. У нас есть опыт хождения в логосадик (аж 9 месяцев). Мычащим был только один ребёнок, остальные более-менее разговаривали (группа 4-5). Элементарные навыки самообслуживания у всех были. Это же не дети с глубокой УО, а всего лишь речевики, некоторые плюсом с ЗПР.
Мы ушли оттуда из-за неэффективности занятий и пофигизма воспитателей.
Аноним ,
У сына никогда не было проблем в общении со сверстниками. Общался полужестами-полуфразами. Он вообще не только гиперактивный, но и гиперобщительный. Учавствовал во всех массовых играх. Я сама удивлялась…
Что касается расширения словарного запаса, нет волшебной методики. Надо много разговаривать. Хорошо, если родители не страдают косноязычием. Ещё по заданию дефектологов подбирали слова: не менее 5 признаков, глаголов, существительных к какому-то слову; как можно больше названий цветов, растений, диких животных, предметов мебели и т.д. В рассказы пропуски вставляли (приходилось фантазию приобретать ребёнку). Сейчас проще: сын читает. Ежедневно подсовываю художественную литературу по несколько страничек. Но отставание в связной полноценной речи для меня очевидно. 4-хлетняя дочь запросто без подсказки употребляет разнообразные эпитеты, синонимы, выдаёт красочные подробные рассказы об увиденном и произошедшем, стихи рассказывает выразительнее (сыну лишь бы текст оттарабанить).
vulpes pilum mutat, non mores
Говорить начала в пять лет. До этого не было даже звуков. Я думала, у нас не алалия никакая, а что-то похуже. Кучу денег вложила в благосостояние логопедов и дефектологов. С нулевым на тот момент результатом. Из алалии вытянула бабушка. Она бросила работу, занималась только Соней.
ЖаР ПтИцА:
оворилось и проговаривалось все вокруг с момента как ребенок просыпался и пока не засыпал. На языке буквально мозоль была.
В нашем случае мозоль была у бабушки. Помогли ролевые игры и настольный кукольный театр: Сонче очень хотелось говорить за персонажей. Потом была полугодовая каша во рту: на нас оглядывались на улице, торговых центрах, везде. Сонча безумно гордилась новым навыком и хотела, чтобы мир про него узнал. В пять лет пошли в логосад, где, к слову сказать, никто не мычал, все достаточно сносно говорили. Но звуки нам ставил частный логопед. Проблем с общением не было. Дети очень быстро учатся жить в тех условиях, которые имеют, использовать ресурсы, которые имеют. Это я быстро поняла. Играла, правда, она исключительно с мальчиками. Я тащила ее в театры, на праздники, фестивали, конкурсы. Мы всегда много читали. Очень много. Сейчас учится в первом классе. Проблем много. Плохая память, внимание, растерянность, отсутствие друзей и потеря лидерского положения: в садике она была заводилой. В школе чувствует себя неуспешной. ЗПР не ставили. Но она, я думаю, есть. Успеваемость оставляет желать лучшего. Хуже всего дается математика. . Русский – чтение подтягиваю при помощи настольных игр. Возможно придется продублировать первый класс. Учитель, правда, говорит, что нужно прорываться до конца. Решу в мае.
СоняРикель:
В нашем случае мозоль была у бабушки. Помогли ролевые игры и настольный кукольный театр: Сонче очень хотелось говорить за персонажей
бабушке респект!
СоняРикель:
тащила ее в театры, на праздники, фестивали, конкурсы.
отлично!
У нас дочка ростом высокая и дети на площадке ее роста уже на пару лет старше ее и договариваться в играх умеют, хитренькие. А моя к ним тянется, мальчики лучше ее понимают- добрее они, бегают вместе просто, мне тоже с ней бывает скучно из за того, что не расскажет, как прошел день, все тянуть надо и выспрашивать
Astrum*,
Я в собое писала. Садик 49. Группа новая 8 человек.
” Люди как свечи, одни для света и тепла, вторые для ж*пы!”
Источник