Ребенок не говорит в 2 года к какому

Ребенок не говорит в 2 года к какому thumbnail

Содержание:

  • Развитие речи. При чем тут остеопат?
  • Как развивать мелкую моторику
  • Как заниматься артикуляционной гимнастикой

Установить задержку речи у ребенка, который не говорит в 2 или 3 года, – обычно задача невролога, но вот помогать родителям развивать речь у малыша эффективнее получается у других специалистов. Не рано ли крохе в 2 года заниматься с логопедом? И что может сделать при отсутствии речи остеопат?

Когда ребенок должен начать говорить? Универсального возраста не существует, нормы речевого развития весьма условны, все индивидуально. Иногда считают, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, но даже из этого негласного правила есть исключения.

Тем не менее, если мы возьмем, к примеру, малыша трех лет, при нормальном развитии в этом возрасте родители должны понимать 60% его речи, а то и больше. Нормы развития речи ля полуторагодовалого – от пяти до двадцати слов.

В противном случае говорят о задержке речевого развития. Если это обнаружилось, действовать надо немедленно. Как известно, чем раньше начнешь заниматься устранением той или иной проблемы, тем больше шансов избавиться от нее полностью. С возрастом сделать это будет сложнее, дороже, дольше, не так эффективно.

При задержке речи помощь малышу должны оказывать два специалиста – логопед и остеопат, а также сами родители. В чем же роль каждого из участников процесса?

Развитие речи. При чем тут остеопат?

По статистике, 95% людей перенесли родовую травму. Ее последствия могут проявляться по-разному, и проблемы с речью – один из возможных вариантов. Устранить последствия родовой травмы под силу врачу-остеопату. Можно сказать, что он готовит благоприятную почву для дальнейшей работы логопеда и самих родителей, улучшая кровоток в зоны мозга, отвечающие за речь.

К сожалению, при задержке речи обычно недостаточно просто взять и сделать несколько упражнений, чтобы проблема решилась. Само по себе это не проходит. Нужно подготовить почву, устранить первопричину, что и делает остеопат.

Логопед в свою очередь научит ребенка говорить правильно, выстроит его речевой аппарат, обеспечив верное произношение всех звуков.

Также есть способы, которые доступны любому родителю и которые помогут закрепить результат работы специалистов и значительно улучшить речь малыша.

Самый простой – создать обстановку, располагающую к речевой активности. Прежде всего, это проведение времени со сверстниками. Отправьте малыша в детский сад, в какую-либо секцию, где ему придется общаться с другими детьми. Прослушивание аудиокниг также является располагающим фактором.

Если малыш уже говорит, но нечетко, просите его диктовать вам текст (например, выдуманного им на ходу письма), а сами пишите под его диктовку. Когда ребенок вынужден придумывать фразы, он вслушивается в слова, подбирает их, выстраивает предложение.

Как развивать мелкую моторику

За речевую активность отвечает определенный участок коры головного мозга – зона Борка. Рядом с ней находится проекционная двигательная зона кистей рук. Поэтому детям с задержкой речевого развития показаны упражнения, которые развивают мелкую моторику рук.

Одна из самых простых игр на развитие мелкой моторики – “Золушка”. Смешайте два вида круп (горох и фасоль, к примеру) и попросите ребенка отсортировать зернышки. Покажите ему, как это делать, участвуйте в игре вместе с ним; главное – он должен заинтересоваться процессом и выполнить задание.

Сегодня существует масса игрушек и приспособлений, предназначенных именно для развития мелкой моторики рук. Например, те же бизиборды, развивающие игровые доски по методике Монтессори. Причем некоторые родители делают их самостоятельно из подручных средств.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

Помимо моторики рук необходимо заниматься и речевой моторикой, которая позволит выработать у ребенка четкую артикуляцию. Обычно я рекомендую заблаговременно позаботиться о тренировке органов речи, чтобы они сформировались сильными и упругими, и начать выполнять артикуляционные упражнения с двух лет, даже если проблем с речью нет. Как это делать?

  • Регулярность: 3-4 раза в день, каждое упражнение повторять по 5 раз.
  • Последовательность выполнения: от простых заданий к более сложным.
  • Необходим контроль родителей, чтоб малыш не сбивался с темпа и точно делал все движения.

Начать можно с гимнастики для губ – упражнения “Лягушка”.

  1. Задача: улыбнуться с некоторым напряжением губ, чтобы обнажить сомкнутые зубы.
  2. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть малыша не выдвигалась вперед.
  3. Можете при этом повторять стишок:
    Вот понравится лягушкам,
    Тянем губы прямо к ушкам.
    Потяну и перестану,
    И нисколько не устану.

Еще одно эффективное упражнение на артикуляцию называется “Слоник”.

  1. Зубы и губы должны быть сомкнуты.
  2. Губы необходимо вытянуть трубочкой, чувствуя при этом напряжение.
  3. Теперь надо удержать губы в таком положении в течение нескольких секунд. Можно посчитать до пяти.

И это задание вы можете превратить в игру. Считайте вслух, загибайте пальцы на руке (на своей или на ручке вашего малыша), придумайте любой веселый вариант отсчета секунд – тогда рутинное ежедневное повторение не будет так утомительно. И помните, что вам придется выполнять его в течение длительного времени.

Задержка речевого развития малыша нередко заставляет родителей сильно беспокоиться: а заговорит ли ребенок вообще когда-нибудь? Тем не менее, ситуацию можно исправить, если проработать проблему “по всем фронтам”. На личном опыте могу сказать, что в большинстве случаев мы успешно справлялись с задачей, но только когда родители этого действительно хотели.

И не забывайте: даже если ребенок еще не говорит в силу возраста или развития, он все запоминает. Поэтому следите за своей речью, говорите четко, выстраивайте фразы логично, произносите слова правильно.

Источник

день рождения у девочки 2 года

Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: «Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? »

Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение — это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.

Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама — волнуется и создает излишнее напряжение.

Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались,  как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Нормы речевого развития

Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

  • 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
  • 2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
  • 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
  • 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

Обратите внимание:

  1. Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
  2. Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

Стоит ли паниковать?

Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

Когда  ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

  1. Активное общение в семье;
  2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  3. Общение со сверстниками;

Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

Как побудить к разговору?

Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

  • Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

  • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
  • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
  • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
  • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
  • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.

Почему ребенок может не говорить?

Причин, по которым  ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

  1. «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.

Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.

  1. Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

 Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

  • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

  • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

  • Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.
— Давай с тобой расскажем месяца. Ян…
— Варь!
— Фев…
— Раль!
— Ма…
— Рт!
— А дальше сама, сможешь?
— рель, нь, ль, густ…

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

Читайте также:

  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?
  • Почему дети плохо спят?

Источник

Итак, давайте продолжим тему. Если ребенку уже 2 года, а он не разговаривает, родители могут значительно улучшить ситуацию, придерживаясь некоторых принципов и правил.

Правило 1. Мотивация речи.

Зачастую ребенку нет необходимости стараться, если его всегда понимают или же ребенок чересчур самостоятелен. Причем это касается как детей со сложным диагнозом, так и детей с темповой задержкой речи. Стоит запомнить простое правило: нет мотивации – нет речи. Особенно, если речь малышу дается с трудом. Что же необходимо делать? Необходимо провоцировать ребенка на речь.

  • Убирать игрушки и любимые вещи малыша повыше. Так, чтобы он видел их, но не мог достать. Тогда на помощь он призовет маму или папу.
  • Если ребенку что-то не удается сделать, научить его просить о помощи (используя тот набор навыков и умений, которые уже есть у малыша)
  • Не забывать про жестовую речь. Такие простые жесты как указательный, пока-пока, дай, на – играют большую роль в коммуникации и развитии речи ребенка

Правило 2. Гримасничаем

Это своеобразная подготовка к артикуляционным позам, а там и к звукам и словам. Гримасничать можно и нужно весело. Можно посидеть у зеркала и попередразнивать друг друга (развитие имитации), а можно смешно изображать разных животных. Сыграйте также в игру «напугай акулу». Для этого возьмите игрушку акулы (или другого опасного животного) и начните строить ей различные гримасы, чтобы она уплыла)).

Пройдите тест из 7 вопросов и узнайте уровень развития речи своего ребенка.

После прохождения теста вы получите упражнения для развития речи ребенка в домашних условиях.

Пройти тест

Правило 3. Речевая среда

Это очень важное правило. Необходимо помнить, что ребенок начинает разговаривать с так называемых лепетных слов. Со слов типа: ляля, топ-топ, бай бай, бух, бо бо и т.д. Не бойтесь таких слов, это лишь начало речи, никто из тех, кто начинал говорить такими словами, не разговаривают с их помощью во взрослой жизни! А потому, обеспечьте своему ребенку правильную, доступную речевую среду!

  • Озвучивайте все, что происходит вокруг, простыми словами, доступными как для понимания, так и для подражания.
  • Когда малыш играет, присоединитесь к нему и помогите озвучить его игру. Это сподвигнет ребенка и самому начать озвучивать свои игры и действия.
  • Оречевляйте ребенка! Станьте его вторым голосом. Вместо «скажи пока», скажите просто «пааакааа», вместо «скажи дай» скажите «мама даааай». Говорите НЕ малышу, а ЗА малыша! Чтобы он слышал именно те слова и фразы, которые должен говорить в определенных ситуациях.
  • Вообще забудьте слово «скажи»! Это слово способно ввести вашего ребенка в отчаяние (если он не может сказать) или даже речевой негативизм. Показывайте пример! Что и в каких ситуациях необходимо говорить. Ребенок будет смотреть на вас, слушать и повторять за вами!

Правило 3. Слуховое внимание.

Это очень важный элемент речевого развития! Сначала необходимо научить ребенка слышать и различать неречевые звуки.

  1. Камни, вода, бубенчики, различные музыкальные инструменты. Пошумите чем-нибудь незаметно для ребенка, пусть он угадывает, что звучало.
  2. Поиграйте в мышку. Пусть ребенок прыгает и веселиться, а вы в это время изображаете звуки разных животных. А когда ребенок услышит «МЯУ», ему нужно замереть! Иначе вредная кошка его съест.

Пожалуй, это главные правила, соблюдая которые, ваш ребенок сможет значительно сдвинуться в речевом развитии. Если же такие занятия ребенку не помогают, необходимо обратиться к логопеду, чтобы он продиагностировал ребенка и дал вам рекомендации, подходящие именно вашему малышу!

Успехов в игре!

Оригинал статьи

✅ Подпишитесь на наш канал, если статья оказалась полезной. Это будет знаком для нас, чтобы писать больше статей

А так же советуем прочитать:

Ребенок не говорит?

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. ВЫЯВЛЯЕМ НА РАННЕЙ СТАДИИ

Родитель на логопедическом занятии. ЗА или ПРОТИВ?

Зачем логопед направил к неврологу?

Что такое “Дискалькулия”?

Источник