Ребенок не говорит 4 года зпр

Родители всегда стремятся дать детям самое лучшее, научить их всему, что умеют сами, и даже большему. Они склонны видеть в чадах свои невоплощенные мечты. Это приносит радость и заставляет вкладывать многое в будущее ребенка. На каждом этапе жизни малыш демонстрирует свои возможности. В 4 года ребенок должен легко проговаривать не только слова и фразы, а целые предложения. Он должен общаться. Бывают ситуации, когда ребенок не говорит в 4 года.
Что делать
Важно, конечно, показать ребенка логопеду или неврологу. Но чаще оттягивают визит, надеясь, что малыш вдруг сразу начнет хорошо разговаривать. Или боятся, что врач назовет какой-то диагноз. Незнание заставляет родителей волноваться. Целесообразно отбросить волнения и страхи, не кричать на специалиста, а разобраться в причинах.
В 4 года малыш должен уметь элементарно говорить
ЗПР или индивидуальный темп развития?
Сами родители вряд ли смогут определить, по каким причинам ребенок не хочет говорить.
К сведению! Необходима консультация специалиста. Врач сделает осмотр маленького пациента и назначит при необходимости дополнительное обследование, консультации и лечение. Зачастую оно заключается в занятиях с логопедом.
Иногда выясняется, что у ребенка не отмечено никаких отклонений, просто у него такой индивидуальный темп в развитии. Маме рекомендуют наблюдать за малышом, обратить внимание на эмоциональное состояние, записывать в специальный блокнот все важные действия, игры, развлечения. Это подскажет, есть ли какие-то изменения, или же их нет.
Важен осмотр логопеда
Первые признаки речевого недоразвития
С первых лет жизни ребенок начинает произносить сначала отдельные звуки, затем слова, потом фразы и предложения. Норма развития речи указана в специальных справочниках. Но, по замечаниям психологов, нужно осмотрительнее подходить к характеристикам речевых умений ребенка.
Важно иметь в виду, что большинство из так называемых нарушений на самом деле отсутствует, а многие лечатся без участия психолога или логопеда.
К 4 годам в речи малыша должны присутствовать предлоги, названия животных, слова из четырех слогов, он должен соотносить мало и много, маленький и большой. Стоит обратить внимание на выполнение простых просьб. Признаками речевого недоразвития считается неразборчивая речь, отсутствие всякого интереса общаться, словарный запас включает примерно 20-25 слов. При подобных показателях следует обратиться за помощью, чтобы понять причину отставания и получить советы по коррекционным мероприятиям. Только специалист может определить диапазон патологии и поставить диагноз.
Без паники: диагноз «задержка речевого развития»
Если ребенок в 4 года не разговаривает, ему могут поставить диагноз «задержка речевого развития». Но родителям не следует бросаться в панику. Ребенок развивается индивидуально, и этот процесс зависит от нескольких факторов. Это и физиология, и эмоциональная связь с родителями, и социальная сфера.
К сведению! Роль родителей здесь весьма велика. В годик малыш уже хорошо знает своих отца и мать, бабушек и дедушек. Он чувствует себя с ними в безопасности, они понимают его потребности и уважают их. На этом строится общение. Начинает разговаривать он именно в этом кругу.
Родители общаются с новорожденным с момента появления на свет. Сначала это мимика, жесты, движения тела, затем общение становится вербальным. Здесь уже и объятия, и отклики на плач, и называние его по имени, на которое он откликается. Эти предпосылки указывают на то, что ребенок начнет учиться разговаривать в год.
Немаловажным фактором развития речи служит и развитие мелкой моторики. Следует об этом помнить и развивать тактильность ладоней малыша. Различные игры, потешки, пестушки будут способствовать этому процессу.
Родители должны прикладывать усилия
Речь является высшей функцией мозга, и она не может возникнуть сама по себе. Нужно разрешать ребенку все потрогать руками, даже попробовать на вкус, взять в рот, то есть дать возможность изучать и развиваться. При развитии осязания, обоняния и слуха, пойдет дальнейший процесс развития головного мозга, значит, будет развиваться речь.
Родители должны помнить об этом и общаться с ребенком, развивая все сферы его деятельности. Но, если все же диагноз поставлен, важно принимать решение. Диагноз устанавливает врач, а коррекционную работу с малышом осуществляет специальный педагог. И от того, как будет строиться это взаимоотношение, может зависеть будущее ребенка. Следует иметь в виду, что чаще всего задержка речевого развития вылечивается, компенсируется. Но на всю жизнь сохраняется легкая недостаточность.
Занятия дефектолога с детьми с ЗПР
В настоящее время число детей, страдающих ЗПР, увеличивается. Необъяснимо, но мальчиков с таким диагнозом встречается больше, чем девочек. Чем раньше родители приведут ребенка на прием, будет поставлен диагноз и начнется лечение, занятия, тем больше вероятность успеха. Зачастую врачи назначают медикаментозное лечение, родители должны быть уверены, что оно поможет и не бояться этого. Врач даст совет заниматься с ребенком лично родителям, а не заменять это общение гаджетами. Удобнее ведь дать смартфон и успокоиться.
Важно! Нельзя упускать развитие личности ребенка с момента его рождения!
Часто специалисты советуют убрать множество игрушек из детской комнаты. И оставить самые полезные и любимые. В этой ситуации ребенку нужно помочь развить мелкую моторику.
Сюда входят:
- упражнения с лепкой из пластилина;
- вырезание простых фигур из бумаги;
- собирание мозаики, пазлов;
- отвинчивание крышек;
- игра с пуговицами.
Дефектолог поможет обязательно
Все должно происходить под присмотром родителей. И только после того, как начнет развиваться моторика, за ней потянется и развитие речи.
Кто такой дефектолог, и чем он может помочь?
Специалиста, который занимается обучением, воспитанием, социализацией детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии, называют дефектологом. В детских дошкольных учреждениях есть дефектолог. Он занимается обследованием детей с целью выяснить степень познавательной и социальной активности ребенка, сформированности речи, помогает родителям организовать необходимую помощь и сам индивидуально проводит занятия групповые и индивидуальные. Его задача — скорректировать те отклонения, которые выявлены, и помочь ребенку справиться с ними, разговорить его.
Занятия дефектолога с ребенком с ЗПР направлены на повышение его познавательной активности, развитие основных психических процессов. Он строит свою деятельность с малышом таким образом, чтобы в работе были задействованы и память, и мышление, и воображение, и любознательность. Подбирает специальные игры для развития функций мелкой моторики, проводит занятия и дает рекомендации родителям.
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога
Если ребенок в 4 года не разговаривает и посещает детский сад, то большую часть работы с ним педагог-дефектолог проводит здесь. Не следует только забывать, что такие занятия должны проводить родители постоянно. В противном случае, навыки не закрепятся. Дефектолог в дошкольном учреждении стремится к формированию психологической основы для дальнейшего полноценного развития личности человека.
Учитель-дефектолог способствует формированию важных познавательных процессов, являющихся основой для развития мышления ребенка. Дефектологический прогноз у всех детей разный, и учитель составляет график занятий, учитывая индивидуальные склонности к различным видам деятельности.
К сведению! Память и внимание становятся ведущими процессами, на которых нужно останавливаться подробнее. Таким образом, развивается познавательная и творческая активность ребенка.
Кроме групповых занятий, учитель дефектолог занимается и с подгруппами, и индивидуально. Здесь он закрепляет навыки, полученные на занятиях в группе. В развитии речи, это:
- правильное произношение звуков;
- артикуляционные упражнения;
- проговаривание фраз;
- построение предложений;
- изменение слов по падежам;
- употребление в речи предлогов.
Важно развивать моторику
Почему ребенок не говорит в 4 года, что делать — Комаровский советует выполнять комплекс мер, которые включают:
- лечение с помощью медикаментозных препаратов;
- физиопроцедуры (магнит, лазер, электротерапия);
- гимнастика для развития артикуляции;
- упражнения для мелкой моторики рук;
- занятия с логопедом или дефектологом.
При своевременно начатом лечении и занятиях с малышом, можно увидеть, как он с каждым днем пополняет словарный запас, изменяет свое отношение к процессу общения, начинает реагировать на просьбы. Он просто начнет понимать, как важно взаимодействовать с другими детьми и родителями. На него перестанут показывать пальцем и смеяться, что он плохой, потому что молчит. Ведь важно научить его самообслуживанию, чтобы он все умел делать сам.
Детская психика устроена таким образом, что он не будет помнить, что в 4 года он не умел говорить. Ребенку с ЗПР помогут в этом занятия с дефектологом, и любовь, и каждодневный труд родителей.
Источник
Автор admin На чтение 9 мин. Просмотров 5.5k. Опубликовано 10.08.2015
Обновлено 20.07.2016
Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.
Мой сын практически не говорит. Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР.
Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?
Подготовительный этап (первый год)
С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление), крик и даже плач. Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой).
Гулить начинает с двух месяцев. Такие голосовые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.
К третьему месяцу гуление переходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.
К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.
Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.
Период начального овладения языком (от двух до трех лет)
Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает.
Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли, и прибавился словарный запас, постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.
Важно формировать правильное произношение.
Дошкольный (от 3 – 7 лет)
Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов. Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется опыт общения, формирование чувства языка, а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).
К четырем годам он должен различать все звуки. К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки. Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки, рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события, свои впечатления и переживания.
Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР
Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития.
Признаки ЗРР:
С рождения до трех месяцев:
- На звучание игрушки, голос не реагирует.
- Не поворачивается в сторону источника звука.
- Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).
От 4 до 7 месяцев:
- На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
- К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
- Практически не откликается на жестикулирование взрослых.
От 8 месяцев до 1 года:
- Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
- На звук нет реакции.
- На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
- Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
- Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.
От 1 до 2 лет:
- Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
- Ограниченный словарный запас.
- На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
- Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
- На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»
От 2 до 3 лет:
- Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
- Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
- Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
- Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
- По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
- Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).
Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.
Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития
Я спросила у логопеда: «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»
Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:
- А когда заговорили вы и ваш муж? Поинтересуйтесь у своих родителей об этом. Если один из родителей поздно начал разговаривать, то это может передаться по наследству, и у ребенка будет наблюдаться задержка. Но если ему уже 3 года и больше, а он не может складывать слова в простые предложения, то лучше обратиться к врачу.
- После тяжелой болезни или недоношенности организм ослабевает, формирование нервной системы замедляется, речь отстает в развитии.
- Для постоянного пополнения словарного запаса нужно понимать речь тех, кто его окружает. Ослабленный слух затрудняет этот процесс. Нарушение слуха может привести к заторможенному интеллектуальному развитию, следовательно, и речи.
- Проблемное протекание родов (гипоксия, родовая травма) также может привести к ЗРР.
- Чрезмерное игнорирование ребенка приводит к тому, что он перестает говорить. Родители не помогают ему развивать речевую активность, очень редко разговаривают с ним. Однако при излишнем внимании к своему малышу, родители могут столкнуться с той же проблемой. У него нет надобности в разговорах, когда он может просто указать жестом на желаемую вещь.
- Постоянные стрессы, неблагоприятные условия жизни, резкая смена места проживания, частые ссоры родителей могут нарушить психику, из-за этого он перестанет говорить.
Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей
Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успешный результат.
Медикаментозное лечение
ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты, выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».
«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.
Физиопроцедуры
Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.
Массаж и упражнения
Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.
Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами. К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу.
Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой. Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами: по губам, подбородку и щекам.
Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:
Плавное движение обеими руками:
- «у» — вперед.
- «о» — в стороны и вверх.
- «и» — в стороны.
- «э» — в стороны и вниз.
- «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
- «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат.
Логоритмика
Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями. Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями, происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления, развивается и формируется связная речь.
Виды упражнений:
В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой, чтобы формировалась координация рук и ног.
- Стихи с двигательной активностью
Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое. Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.
- На артикуляцию
Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение. Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными. Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме. Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.
- На мелкую моторику рук
Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук. Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи. Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность: если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.
Работа с дефектологом
Выполняются упражнения в форме игры. Они развивают мыслительную деятельность, мелкую моторику, внимательность, память. Дефектолог также корректирует тенденции развития болезни. Множество методик, которые применяют квалифицированные дефектологи, не должны остаться без внимания родителей. Выбирайте их с помощью специалиста и регулярно занимайтесь по индивидуальному плану.
Альтернатива
Любой альтернативный метод лечения подбирается индивидуально для каждого.
Возможны такие виды лечения как иппотерапия (реабилитация с помощью лечебной верховой езды на лошади), дельфинотерапия.
Долгие и упорные занятия со многими специалистами пошли нам на пользу. С каждым годом речь у моего малыша становится лучше, и я радуюсь его успехам.
Источник