Ребенок не берет в руку ложку в 2 года
|
Источник
Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.
По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.
В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.
Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Комаровский о проблеме
Не жует
Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других – позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно – родители!
Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.
Не ест с ложки
Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.
Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.
Ложка – это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.
Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку – поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.
На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.
Не хочет есть пищу кусочками
Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.
Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба – настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.
Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно – сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом – густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.
Не хочет есть, пока не включат мультики
Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.
Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.
Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.
Советы
- Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
- Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
- Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
- Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, – не самое лучшее родительское решение.
- Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест – значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
- Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.
Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.
Источник
Приучение крохи к ложке – дело трудоемкое, но необходимое. Чем быстрее дети научатся самостоятельно пользоваться столовыми приборами, тем быстрее разовьется мелкая моторика, и тем скорее малыша можно будет усаживать за общий стол.
Приучение к ложке иногда проходит некорректно. В этом случае ребенок до последнего отказывается есть прибором, особенно, если от процесса приучения у него остались негативные впечатления. Как же заняться развитием ребенка, не навредив ему и не потратив на процесс обучения последние нервы?
Лучший момент приучения детей к ложке
Тесное знакомство малышей с первым столовым прибором должно начинаться примерно в 5-7 месяцев. Несложно понять: чем раньше начнется развитие ребенка, тем скорее он освоит необходимые навыки.
Научить малыша есть прибором в год или старше будет уже тяжелее, поскольку по мере взросления у него начнет обостряться ощущение собственного «Я»: в данном случае не избежать длительных истерик и слез от первых неудач. По этой причине ранний возраст – лучшее время для знакомства ребенка с его первой ложкой. Оптимальным будет, если это случится в период 5-6 месяцев, то есть как раз во время введения первого прикорма (пюрированных овощей, каш).
Кто-то может посчитать, что обучать ребенка есть столовыми приборами так рано – бесполезная затея, и что торопиться в этом деле нет необходимости. Действительно, не все родители готовы к бесконечной стирке грязных вещей, трате сил и личного времени. Однако даже педиатры советуют давать ложку малышу достаточно рано. Все потому, что приучение к столовым приборам составляет важную ступень психомоторного развития ребенка. Даже если малыш просто открывает рот перед тем, как видит ложку – это говорит о многом.
Сначала у детей начинает вырабатываться реакция на посторонний предмет, а затем совершенствуется хватательный рефлекс и координация движений.
Приемы приучения малыша к столовым приборам в раннем возрасте
На деле помощь ребенку в освоении навыка выглядит так: малыша следует усадить на колени, одной рукой поддерживать его под спину, а второй – подносить ложку с едой ко рту. Так как кроха пока еще не умеет брать еду губами, прибор следует предельно осторожно направлять и вкладывать ему в рот. Разумеется, поначалу процесс будет идти с трудом, поэтому родителям придется подготовиться к грязи и перепачканной одежде.
Первые шаги сделаны, и малыш мало-помалу начал осваивать правила столового этикета. Для того, чтобы ускорить развитие ребенка и освоение навыков обучения, начиная с 8-9-го месяца в ходе трапезы давайте малышу в одну ладонь прибор, а в другую – кусок хлеба. Посасывая его, ребенок медленно, но верно начнет привыкать есть без чужой помощи. Сначала он будет принимать ложку за игрушку, и задача близких – объяснить, что это за вещь и для чего она необходима.
Родителям необходимо брать руку ребенка и направлять ее с прибором по правильной траектории. При таком содействии самостоятельный навык у малыша выработается очень быстро. После этого родителям останется только усовершенствовать полученное умение.
Методика для прогрессивных мам и пап
Одним из самых эффективных методов обучения детей обращению с ложкой является личный опыт. Для этого наденьте на ребенка старую домашнюю одежду, которую не жалко испачкать, посадите на стул для кормления, дайте прибор и посуду с пищей. Дальше останется только наблюдать. Из минусов данного способа приучения малыша к столовому прибору – необходимость тщательной уборки после такого урока.
Развитие ребенка: закрепление навыков
В возрасте 8-9 месяцев уже можно закреплять полученные навыки. Малыш с рук мамы перемещается на стул для кормления, за счет чего возрастает свобода его движений. Суп и другие жидкие блюда ребенок будет проливать, однако для пюрированной еды или каш навыки с ложкой будут особенно полезны. Для удобства можно вооружить малыша пластиковым слюнявчиком.
Также следует помнить, что ложка должна соответствовать возрасту ребенка: как по длине, так и по ширине. Резиновая ручка обязательно: так прибор не выскользнет из детской ладони.
9 важных советов для родителей
Несколько полезных советов помогут действенно научить малыша пользоваться ложкой.
- Для кормления потребуется приобрести правильную ложку. Лучший вариант – неглубокой столовый прибор с прорезиненной короткой ручкой. Большинство современных моделей детских столовых комплектов выпускаются специально для малышей, поэтому подобрать модель удобной ложки на ранний возраст не составит труда.
- Не позволяйте ребенку баловаться со столовыми приборами, но под собственным присмотром чаще давайте держать в руках ложки и детские вилки. В ходе принятия пищи необходимо проговаривать вслух наименование прибора и его назначение: например, что ложкой едят пюре, суп, кашу. Малыш должен понять связь «ложка-еда».
- Покажите ребенку на личном примере, как требуется по всем правилам обращаться с приборами. Для начала малыш должен развить навык аккуратно, уверенно и при этом правильно удерживать ложку в ладони. Он станет стучать столовым прибором, заталкивать ложку в рот, но не использовать по прямому предназначению. Всем родителям следует понимать, что это совершенно нормально – таким образом ребенок познает мир и особенности объектов, которые его окружают.
- Пускай он познакомится ближе с данным прибором. Только потом предложите малышу самостоятельно попробовать зачерпнуть ложкой еду (идеальный способ освоения навыка в 9-10 месяцев).
- Первое обращение малышей со столовым прибором всегда неуверенное. Ребенок может разлить, рассыпать или уронить содержимое ввиду своего возраста. Ругать детей за эти промахи нельзя, чтобы не вызвать к процессу трапезы негатива. Необходимо оставаться терпимым к любым детским неудачам и радоваться даже самым мелким успехам малыша.
- Помогайте детям в получении нового навыка. Осторожно направляйте детскую руку с ложкой в тот момент, когда малыш постарается подвести ее ко рту. Тесное взаимодействие с родителями настроит малыша на положительный лад.
- Если ребенок уже научился черпать жидкую пищу прибором и направлять ее в сторону рта, не следует его торопить. Дайте ребенку время самому завершить начатое действие.
- Наберитесь терпения. Постепенно все движения ребенка станут более точными, аккуратными и правильными. Освоение подобных навыков бытового плана – продолжительный процесс, который требует высокой концентрации внимания, больших усилий и ловкости. Малыши достаточно быстро утомляются от таких действий.
- Усаживайте ребенка на детский стул рядом с собой во время завтрака или обеда. Малыши раннего возраста, наблюдающие за манипуляциями взрослых, всегда стараются им подражать. Психологами доказано, что наглядные действия быстрее способствуют освоению умений, чем, например, речевая стимуляция. Также подобный прием разовьет у малыша доверительный инстинкт.
При обучении малышей полезным навыкам родители должны помнить, что все дети индивидуальны. Если малыш не хочет, эмоционально или физически не готов к освоению новых умений, не нужно принуждать его. Достаточно убедиться, что у ребенка есть интерес и желание к получению новых знаний – в этом случае он быстро научится пользоваться ложкой и другими столовыми приборами.
Пройдите тестСоблюдаете ли вы правила здорового питания? Знаете ли вы принципы здорового питания? Пройдите тест и узнайте всю правду о вашей диете!
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник