Ребенок начал говорит в 1 год
Неспособность годовалого малыша разговаривать особенно беспокоит родителей, если они встречают младенца такого же возраста, который уже освоил произношение многих слов. Неизбежно возникает вопрос: если ребенок не говорит в год, должны ли мама и папа волноваться?
Грудничок пытается говорить
Особенности развития речевого аппарата
Ребенок открывает первые возможности общения, когда узнает, что с плачем ему удается получить еду и комфорт. Более того, новорождённые с первых месяцев уже начинают распознавать важные звуки вокруг них, например, голос мамочки. По мере взросления дети начинают понимать звуки речи, составляющие слова их языка. К полугоду они уже различают все звуки.
Важно! Как и в любом аспекте развития, у каждого ребенка свой ритм при овладении языком. Все зависит от индивидуального развития малыша, от того, когда его мозг биологически подготовлен к произнесению первых слов.
Однако не все дети следуют естественному прогрессу, или серии этапов, чтобы освоить языковые навыки. Иногда они задерживаются в достижении этих стадий из-за проблем со слухом, в других случаях – с органами, составляющими речевой аппарат (ЦНС, легкими и бронхами, горлом и гортанью, полостью рта и носа). Также на развитие речи способны повлиять внешние условия, в которых растет ребенок.
Нормы развития речи
Речь – это акт говорения, один из способов общения. Она включает в себя точную координацию мышечных действий языка, губ, челюстей и голосового тракта для создания узнаваемых звуков, составляющих язык. В развитии речи и слуха ребенок должен пройти ряд последовательных этапов, на каждом из которых он должен проявлять определенные достижения.
Новорожденный до 3 месяцев:
- реагирует на звуки;
- успокаивается и улыбается, когда с ним говорят;
Младенец улыбается маме
- плачет особенным образом, в зависимости от того, что его беспокоит;
- начинает мычать и издавать отдельные звуки.
От 4 до 6 месяцев:
- следует за звуками глазами, пытаясь определить их источники;
- реагирует на изменения в тоне голоса матери;
- распознает объекты, производящие звуки;
- произносит некоторое количество простых слогов, таких как «ма», «ба», «па»;
- способен смеяться.
От 7 месяцев до 1 года:
- поворачивает голову и смотрит, откуда происходят звуки;
- внимательно слушает, когда говорят взрослые;
- лепечет группы слогов «бабабаба», «папапапа», «мамамама»;
- подражает разным звукам речи;
- понимает некоторые слова и правильно ассоциирует их с предметами и действиями;
- общается с помощью жестов, например, поднимает руки;
Малыш машет ручкой
- может произносить несколько коротких слов.
От года до двух лет:
- знает различные части тела и может указать на них, когда его просят;
- выполняет простые просьбы, например, «Дай мне мяч»;
- наслаждается рассказами, песнями и стихами;
- соединяет слова в простые предложения: «Где папа?»;
- постоянно пополняет речь новыми словами;
- произносит все больше согласных звуков.
Когда говорят, что ребенок разговаривает в год, это значит, что он произносит несколько простых слов и понимает обращенную к нему речь.
Тревожные симптомы
Можно говорить о простой речевой задержке, когда относительно хронологического возраста ребенка он осваивает определенные этапы в развитии речи позднее. Если ребенок еще не говорит в год «мама», это не обязательно свидетельствует о речевых нарушениях, особенно, когда он произносит другие звуки.
Однако родителям не всегда легко узнать, сколько времени необходимо их малышу для освоения очередного этапа речевого развития. Они волнуются, предполагая наличие проблем, требующих помощи медиков.
Важно! Ребенка, который не реагирует на любые звуки и сам их не издает, необходимо показать специалисту.
Какой признак может указывать на проблемы с речевым аппаратом, определяется в зависимости от возраста:
- Один годик: не использует жесты для общения (не указывает, не машет ручкой при прощании и т. д.);
- 1,5 года: общается только жестами, не пытаясь воспроизводить слоги, не может имитировать звуки, плохо понимает или не понимает вообще обращенные к нему просьбы;
- 2 года: способен только повторять слова и действия взрослых, но сам не проявляет инициативы общаться, имеет странный тон голоса (например, хрипит).
Важно! Если малыш не произносит слова должным образом, так, что его не понимает даже мать (у двухлетнего малыша она должна понимать примерно половину слов, у трехлетнего – 75%), это также является причиной для обращения к специалисту.
Причины задержки развития речи
Почему годовалый малыш не произносит слоги и не проявляет интерес к общению, определяется разными факторами:
- Анатомические нарушения в развитии языка и неба. Например, короткая уздечка, или складка под языком, лимитирует движения языка при произнесении звуков;
Короткая уздечка у ребенка
- Проблемы со слухом. Могут возникать из-за дефектов развития плода в период беременности матери, наследственных заболеваний, осложнений после ушных инфекций.
Важно! Если младенец имеет проблемы со слухом, он также не может имитировать звуки и понимать обращенные к нему слова.
- Генетический фактор. Когда у малыша есть родственники, которые поздно начали говорить, то не исключено, что и он не заговорит рано;
- Расстройство орально-моторных функций. Они возникают, когда в участках мозга, задействованных в производстве речи, есть нарушения, из-за которых ребенку тяжело координировать язык, челюсть и губы;
- Аутизм. Дети, страдающие аутическими нарушениями, начинают говорить гораздо позднее из-за погружённости в себя и отстранения от окружающего мира;
Ребенок аутист
- Задержки психического развития;
- Половой признак. Было замечено, что мальчики начинают разговаривать позднее девочек. Это справедливо для большинства младенцев мужского пола, но не для всех. Интересно, что мальчики быстрее начинают строить слова в предложения;
- Одновременное обучение нескольким языкам. Если в семье разговаривают с малышом на разных языках, то ему требуется больше времени для распознавания звуков и понимания значения слов.
Важно! Для успешного освоения нескольких языков одновременно необходимо, чтобы каждый взрослый разговаривал с малышом только на одном из них. Тогда малышу легче ассоциировать определенного человека с характерными звуками речи, и овладение языком идет быстрее.
- Наличие системных заболеваний. Если ребенок с детства страдает серьезными болезнями, у него возможно снижение общего интереса к познавательной деятельности;
- Нервные стрессы. Если младенец перенес сильное эмоциональное переживание, что может быть связано с неблагоприятной атмосферой в семье, разлукой с матерью и т.д., развитие его речи может замедлиться;
- Недостаток общения. В семьях, где на малыша обращают мало внимания, не пытаются взаимодействовать с ним при помощи жестикулярного общения или разговоров, его речевые навыки формируются с задержкой;
- Чрезмерная опека. Когда малыша не побуждают к выражению своих желаний, а стараются предупреждать их, мотивация к произношению слов снижается.
Способы ускорения развития речи
Если у младенца нет никаких проблем с развитием речи, требующих вмешательства специалистов, родители могут разговорить его, уделяя малышу внимание на протяжении всего дня:
- Нужно постоянно говорить с малышом с рождения. Кроме того, что голос папы или мамы успокаивает его, ребенок постепенно начинает понимать, что язык необходим для общения;
Мама разговаривает с грудничком
- Если младенец еще маленький, пять месяцев или меньше, то иногда можно, разговаривая с ним, имитировать детскую речь или голоса героев мультфильмов, но, обращаясь к детям старше полугода, необходимо произносить слова обычным тоном, не кричать и не сюсюкать. Малыш будет подражать именно тому типу звуков, которые издают родители;
- Лучше использовать короткие односложные или двусложные слова, прося что-то делать малыша, например, «дай», «стой», «пока». Имитируя более длинные слова, младенец обычно произносит только последний слог, и понять его трудно;
- Хотя годовалый ребенок не может говорить, он впитывает все, что происходит вокруг. На прогулке необходимо рассказывать, какого цвета машина, куда мы пойдем и т. д.;
- Хорошую помощь в развитии речевых навыков оказывают книжки с картинками. Можно показывать малышу различных животных, а затем просить его узнать их. Скоро он начнет называть полюбившихся персонажей;
Младенец смотрит картинки
- Игры также стимулируют речевую активность. Выбрав любимую игрушку малыша, можно показать ее, а потом куда-нибудь деть, например, спрятать под другими игрушками. Затем побуждать ребенка искать ее, перебирая предметы и спрашивая о каждом;
- Дети очень любят музыку, песенки, стишки и пытаются повторять их за мамой. Они сразу узнают любимые мелодии и радуются, услышав знакомые звуки.
Не стоит переживать, если в год младенец не произносит много слов или воспроизводит только слоги. При терпеливых и спокойных занятиях с малышом и достаточном внимании он скоро начнет каждый день удивлять родителей своими достижениями.
Видео
Источник
Каждое новое достижение малыша – настоящий праздник для родителей, первая улыбка, первый шаг, первое слово. Молодые родители внимательно следят за общепринятыми возрастными нормами развития того или иного умения, и очень переживают, если происходят даже незначительные задержки. Когда ребенок начинает говорить позже своих сверстников – это не всегда повод для волнения, ведь каждый малыш индивидуален и имеет свой график развития.
Первое слово малыша доставляет родителям огромную радость
Когда здоровый ребенок начинает говорить
Согласно общепринятым нормативам речевого развития детей, первые голосовые сообщения ребенок подает уже сразу после рождения. Плач – своего рода послание взрослым, в котором говорится о той или иной потребности малыша, дискомфорте или боли.
Взрослея и развиваясь, малыш к 4-6 месяцам приобретает навыки лепетной речи, пробует издавать новые звуки, сочетать их между собой, повторять наиболее часто слышимые слоги, менять интонацию голоса.
Мальчики развиваются в несколько ином темпе, немного медленнее сверстниц. Они могут начать говорить чуть позже, чем девочки того же возрата. Это не должно вызывать опасений.
К 12 месяцам ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, активно пробует вступить в диалог со взрослым на своем языке, который пока не понятен окружающим. Так тренируются речедвигательные функции, произношение.
Последующее речевое развитие выглядит так:
- 1-1,5 г. – ребенок старается произносить несложные слова, чаще повторяя их за взрослым.
- 1,5-2 г. – в арсенале малыша накапливается до 50 слов, которые имеют четкое отношение к тому или иному предмету, человеку, животному. Появляются первые попытки составления словосочетаний.
- 2-3 г. – словарный запас постоянно пополняется, ребенок строит сложные предложения, понимает инструкцию из нескольких действий.
Эти границы относительны. Ребенок имеет право начать разговаривать как раньше, так и позже срока. В последнем случае главное – не паниковать, не злиться на ребенка, не заставлять его говорить, а проявить терпение и направить все свои силы на занятия по мотивации речи.
Что делать, чтобы ребенок начал разговаривать
Когда малыш с рождения растет в благоприятной обстановке, где все окружающие взрослые нормально общаются с ним и между собой в позитивном ключе, задержки в речевом развитии случаются реже.
Ребенок с рождения должен получать опыт словесной и тактильной коммуникации. Разговаривать с ним нужно постоянно: во время игр, купания, кормления, массажа, сборов на прогулку. Все свои действия мама и другие члены семьи должны сопровождать словами. Только так формируются и развиваются фонематический слух и восприятие – основы правильного звукопроизношения и речи.
Отклонение в речевом развитии на 6 месяцев – допустимая норма, которая не требует коррекционной работы, если нет патологических расстройств.
При общении с ребенком важно:
- говорить простыми, понятными предложениями;
- комментировать все, что происходит вокруг;
- правильно строить фразы, о себе говорить от первого лица, к ребенку обращаться на «ты»;
- в зависимости от ситуации окрашивать речь эмоционально;
- стараться поменьше сюсюкаться, особенно если ребенку уже год и больше. Сюсюканье провоцирует у ребенка коверканье тех или иных звуков в дальнейшем.
Таким образом у ребенка формируется пассивный запас слов, который в дальнейшем перейдет в активный.
В каком возрасте начинать занятия по развитию артикуляционного аппарата
Примерно к году, как только ребенок будет готов слушать, понимать и выполнять инструкцию, с ним можно начинать логопедические игры. С их помощью маленькие девочки и мальчишки не только укрепят эмоциональную связь со взрослым, но и подготовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.
Артикуляционные игры для самых маленьких:
- кривляние перед зеркалом. Помогает изучить себя, свое лицо, свои движения и заставляет работать все мимические мышцы лица;
- движения языком, имитирующие облизывание губ. Они оттачивают навыки обращения с языком для произношения более сложных звуков;
- надувание щек;
- вытягивание языка;
- тренировка речевого выдоха с помощью надувания мыльных пузырей, сдувания легких предметов со стола и пр.
Главное правило при занятиях с детьми – хорошее настроение, одобрение со стороны взрослого.
Занятия для развития речи
В большинстве своем мальчишки и девочки очень любят слушать, как мама читает
Их можно проводить не только тогда, когда ребенок уже должен начать говорить, но и многим ранее. Сюда относятся:
- чтение книг, стихов, потешек ребенку. С их помощью расширяется кругозор, пополняется пассивный словарный запас, демонстрируется правильное произношение. Ритмичность стихотворных текстов, звуковые созвучия положительно влияют на становление речи;
- игры на развитие мелкой моторики. Перебирание круп, пальчиковые бассейны, шнуровки, пуговицы, сенсорные дорожки;
- развитие крупной моторики;
- пальчиковые игры;
- игровые упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Сюда можно отнести распознавание содержимого разных коробочек по характерному звуку, отгадывание музыкальных инструментов по их звучанию, дифференциацию шумов, издаваемых разными предметами.
Сложность занятий подбирается в соответствии с возрастом, опираясь на зону актуального и учитывая зону ближайшего развития ребенка.
Во сколько лет ребенок заговорит, если уже есть небольшая задержка
Отклонение от установленных норм на полгода считается допустимым. Это может быть свидетельством индивидуальных особенностей развития ребенка и не требовать вмешательства специалистов. Кроме того, мальчики могут начать говорить еще позже.
Такая особенность может быть обусловлена:
- генетическим фактором – если один из родителей малыша поздно начал разговаривать;
- особенностями перинатального периода – тяжелая беременность, осложненный анамнез матери, преждевременные роды. В этом случае некоторые отделы нервной системы могут формироваться с задержкой. Но важно исключить наличие серьезных врожденных патологий;
- снижением остроты слуха ребенка – обратитесь к врачу для проверки данного параметра;
- недостаточным общением и отсутствием мотивации.
Если в 12 месяцев ребенок активен, общителен, здоров, слышит, воспринимает, понимает обращенную речь и выполняет просьбы родителей, то волноваться не стоит.
Советы родителям
В каком возрасте заговорит ребенок – во многом зависит от атмосферы в семье
Когда ребенок должен начать говорить, но слов от него еще не слышно, мамам и папам можно провести самостоятельную работу по наблюдению за малышом. На что следует обратить внимание:
- развитие общей моторики. В норме у него должно быть сформировано умение быстро ходить, бегать, подниматься по лестнице, прыгать на одной и двух ногах;
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обратить внимание на умение переливать воду из стакана в стакан, откручивать пробки, рисовать прямую линию по образцу;
- понимание обращенной к нему речи. Насколько хорошо и точно выполняет просьбы, каков пассивный словарный запас;
- развитие фонематического восприятия и слуховых функций. Хорошо ли слышит шепотную речь, узнает ли контрастность одновременного звучания двух музыкальных игрушек, легко ли определяет локализацию звуков с закрытыми глазами.
На основании этих наблюдений можно сделать выводы о готовности ребенка к речевой коммуникации и понять, на развитие каких навыков следует сделать акцент.
Спокойствие, положительный настрой, благоприятная атмосфера любви и понимания – главное в семье. Если ребенок молчит, а его сверстники рассказывают первые стихи, это еще не говорит о задержке. Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, и форсировать события не нужно.
Но если речь задерживается более чем на полгода от общепринятых норм, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который проведет обследование и исключит возможные проблемы и нарушения в развитии.
Читайте далее: почему ребенок не разговаривает
Источник
Как научить ребенка разговаривать?
Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать. Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения.
Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.
И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.
И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.
Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.
Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.
Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.
Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.
Важно помнить момент осознанности. То-есть, когда ребенок просто повторяет слова за родителями, а когда уже осознанно их называет. Поэтому ребенку нужно еще и показывать о чем идет речь.
Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.
Стадии развития речи
Выделяют пять стадий:
- Гуление. Примерно в два-три месяца, малыш пытается издать звуки.
- Отчетливое гуление. Начиная с пятого – седьмого месяца, звуки становятся более – менее понятливыми.
- Произношение коротких слов. В семь – девять месяцев малыш излагает короткие слова: мама, папа, баба.
- Осмысленное произношение слов. После девятого месяца малыш вкладывает смысл в произносимые им слоги.
- Словарный запас. После года, ребенок должен произносить до 10 слов. Он быстро запоминает и учится.
Методики развития речи
- Разговор мама – ребенок. Мама много времени проводит з малышом. Ему важен тактильный и словесный разговор. Необходимо напевать крохе, что бы он видел лицо и артикуляцию мамочки.
- Комментировать свои действия. Рассказывайте малышу о всем, что делаете.
- Разговаривайте с ребенком так, что бы он видел Ваше лицо и Вашу артикуляцию.
- В возрасте 1,5 – 2 года, разговор с малышом мама должна вести в обычном ритме и тоне. Только, когда речь идет о новых словах, особое внимание определяется артикуляции и ударению.
- Не заменяйте сложные слова простыми. Называйте вещи своими именами.
- Не забывайте про глаголы.
- Используйте противопоставление.Например: птица летает – собачка бегает
- Читайте стихотворения, потешки, сказки с самого малого.
- Играйте словами, слогами, звуками.
- Важно улучшать развитие мелкой моторики рук. Дайте малышу поиграть с крупами, макаронами, тестом. Дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, умеют рассуждать логически, они внимательны, быстрее начинают разговаривать и писать.
Ребенок не говорит в два годика. Причины. Как можно научить разговаривать?
Малышу два годика, а он все не хочет говорить? Почему такое бывает? Как его можно этому научить? Эти вопросы волнуют молодых родителей.
Разобраться помогут специалисты, которые изучают основные причины неразговорчивости малышей:
- Наследственность. Если родители крохи не спешили разговаривать
- Лень. Малыш лениться, а родители еще ему в этом и потакают
- Скопление информации. Ребенок накапливает долгое время, а потом говорит уже фразами.
Есть еще и физиологические отклонения: травмы при рождении, перенесенные заболевания, отсутствие слуха.
Малыша научить говорить можно, главное не отчаиваться и регулярно с ребенком заниматься. Сотворить в доме благоприятную языковую среду, побуждать малыша к языку. Первым делом берем картинки на любую тематику – фрукты, овощи, звери, машины, планеты и т.д.
Или же книги с большим количеством иллюстраций. Развешиваем на стенах, шкафчиках, холодильнике, на уровне детских глаз. Заодно с крохой обговаривайте, что изображено на картинке.
Сначала объясните крохе называя изображение, по максимуму приблизив его к своему лицу. Маленькие дети читают по губам. Здесь важно, что бы малыш прочитал, что Вы ему сказали.
Картинки нужно менять каждую неделю. Игра обязана быть веселой, приносить малышу хорошее настроение. Если ребенку будет не интересно, ничего с этого не получится.
Логопедические упражнения для развития умения говорить
Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.
Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:
- Забавы с разными видами круп: пересыпание, просеивание, поиск игрушек в крупе, рисование на манке и т.д.
- Вылепливание из пластилина или специального теста
- Рисование пальчиковыми красками и кисточками
- Игры с пальчиками: специальные куклы на пальцы, музыкальные песенки — инсценировки Железновой Е.Н. «Тюк-тюк кулачок», пальчиковые игры в виде стишков «Уроки логопеда» Косинова Е. М.
- Чтение книг. Для начала потешки. Можно прочитать Барто «Игрушки». Далее перйти к сказкам: Колобок, Репка, Теремок, Сорока Белобока и другие. Главная задача – активное чтение, беседа мамы и малыша.
- Игры с игрушками, в ходе которых вести разговор с ребенком и побуждать его
- Можно рассказывать и описывать ежедневные домашние занятия
- Смотреть мультфильмы, слушать музыку, петь веселые песенки для крохи
- Полезно играть малышу в песочнице, общаться со сверстниками.
Артикуляционная гимнастика для самых маленьких
Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.
- Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
- Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
- Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
- Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
- Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
- Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
- Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
- Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
- Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.
Логопеды, для формирования артикуляционного аппарата, рекомендуют почитать с малышом книжечку «Веселая артикуляционная гимнастика», Нищева Н.В. Книга подойдет и самым маленьким.
Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.
Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.
Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения
Для детей звук «р» является самым сложным у произношении. Большинство родителей волнует вопрос, как научить малыша говорить букву «Р».
Как говорят дефектологи, благоприятный возраст для усвоения звука «р» — это пять-шесть лет.Именно в этом возрасте, вмешательство специалиста может помочь ребенку правильно заговорить.
Хотя фундамент нужно закладывать с самого малого. Для этого разработан комплекс упражнений в игровой форме, для самых маленьких:
- Выучите с малышом несколько скороговорок, которые тренируют звук «р» или придумайте свои вдвоем с ребенком
- Попросите кроху имитировать звуки животных, например, тигра
- Упражнение «кошечка» любят многие детки. Налейте в мисочку молоко и попросите малыша попить его, как это делает кошечка
Как научить ребенка говорить букву Ш
Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш». Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики.
- «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
- «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
- «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
- «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз
После разминки приступаем к языковому изучению:
- «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
- «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
- «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
- Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
- С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.
Как научить ребенка говорить букву Л
Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.
Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:
- «Маляр». Кончиком языка плавно и аккуратно вводим по верхнему небу, будто работаем кисточкой маляра.
- «Что прячется под скатертью». Берем пять предметов, в обозначении которых есть буква «Л». Пускай ребенок на ощупь угадает название вещи.
Игры и Скороговорки для развития речи
Развлечения каждая мама может придумать самостоятельно для своего малыша. Вариантов много: разные угадайки, изучение потешок, разучивание песенок и т.д.
Вот некоторые скороговорки для становления разговорной речи:
Буква «Р»
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы
Клара у Карла украла кларнет
Буква «Л»
Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.
Малышка-глупышка
Малышка-глупышка
Сосала ледышку,
Маму слушать не хотела,
Потому и заболела.
Буква «Ш»
Жужжит над жимолостью жук,
Зелёный на жуке кожух.
В каком возрасте начинать учить ребенка разговаривать
Начинать нужно чуть ли не с первых дней жизни малыша. Чем чаще родители будут общаться с ребенком, обращаться к нему, рассказывать о происходящем вокруг, тем насыщеннее будет словарный запас крохи.
Человек устроен так, что когда слышит слова, мышцы языкового аппарата рефлекторно сокращаются, мы как бы неслышно повторяем услышанное.
Таким образом, слушая взрослых, малыш начинает постепенно напрягать голосовые связки, шевелить языком, губами — все его языковые мышцы начинают работать.
Источник