Ребенок на 2 года младше

18 октября 2016

Прочитала статью о том, что должен уметь ребенок в 2 года…

Поняла, что развитие у нас сильно-сильно отстает от описанного в статье. Это у нас проблема или в статье нереальные требования?

Физическое развитие ребенка

В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.

·Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.

·Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.

К 2 годам дети должны ужеуверенно не только ходить, но и бегать, уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».

Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка -он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол, попадая по мячу ногами.

Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрастедети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать. Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:

·ждут от ребенка слишком многого идают ему слишком сложные задания или делают все сами- 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;

·оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно- в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.

Нервно-психическое развитие ребенка 2 года

В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, онпревращается в непоседливого шалуна, который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.

Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».

Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 года нужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки. Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.

https://onwomen.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-6-mesyacev.html

Игры ребенка в 2 годатоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».

После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится»,тяга к самостоятельности и желание отстаивать свою точку зрения по любому вопросу раздражает большинство родителей. И если до 2-х лет упрямство и капризы малыша чаще всего были вызваны усталостью или плохим самочувствием, то после достижения 2 лет, дети таким образом пытаются отстаивать свое мнение и даже манипулировать родителями.

Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.

Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.

Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на егогигиенические и бытовые навыки. Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

·умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;

·менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;

·играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;

·просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;

·есть ложкой и пить из чашки;

·пытаться умываться и чистить зубы;

·пытаться одеваться и раздеваться;

·умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;

·умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;

·умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;

·умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;

·умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.

Мальчики и девочки в 2 года

По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.

Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.

Источник

Содержание:

  • Здоровье и комфорт мамы
  • Грудное вскармливание
  • Речь и другие навыки
  • Ночной сон

У моих детей разница в возрасте 2 года 2 месяца. Сейчас им 5 лет и 3 года, они освоили большинство навыков самообслуживания (самостоятельно пользуются туалетом, сами кушают, раздеваются, одеваются и т.п.) и могут по несколько часов с удовольствием играть вместе совершенно без моего участия. Но предыдущие три года были для меня, мягко говоря, довольно сложными.

Я всегда хотела двоих детей с небольшой разницей в возрасте. На погодков, правда, всё-таки не решилась, но разницу в два с лишним года считала вполне приемлемой. Будучи беременной во второй раз, я прочитала кучу книг о воспитании, множество статей в журналах и материалов в интернете о детях с небольшой разницей в возрасте. Везде, конечно, предупреждали, что с двумя малышами будет нелегко, но в подробности особо не вдавались. Поэтому я до самых родов была в полной уверенности, что со всем справлюсь, несмотря на предостережения родственников, что помогать мне они особо не смогут.

Я считала, что грудное вскармливание, слинг и обилие прочитанной информации решат 90% будущих проблем. Чтобы избежать ревности, я буду “читать книжку старшему во время кормления младшего”, а также “всячески привлекать его к уходу за младенцем”, как советовали во всех журнальных статьях. А чтобы наладить свою жизнь, буду “придерживаться строго режима”. Но на деле всё оказалось далеко не так гладко, как обещали журналы…

За прошедшие годы многие проблемы забылись и теперь не кажутся уже такими уж серьёзными. Тем более, я вижу, что все мои старания были не напрасны – маленькая разница в возрасте и постоянная профилактика детской ревности с моей стороны помогла моим малышам стать друзьями. У них похожие интересы и общие друзья, им не скучно ни дома, ни на улице. Я ни в коем случае не жалею, что выбрала именно такую разницу в возрасте. И всё же хочу рассказать тем, кто хочет, чтобы их дети были почти ровесниками, о трудностях, с которыми они могут столкнуться, и о том, как с этими трудностями можно справиться. Два малыша в доме – это очень здорово, но требует серьёзной подготовки!

Здоровье и комфорт мамы

Планируя маленькую разницу между детьми, маме нужно трезво оценить состояние своего здоровья и удовлетворённости образом жизни “мамочки”. Ведь два малыша подряд – это от 4 до 6 лет, когда вы не вправе полностью распоряжаться своим организмом, так как им пользуется ещё и ребёнок. Вынужденная беременно-грудничковая диета (если есть риск аллергии у малыша); стоматология с минимумом лекарств (готовы ли ваши зубы к тому, что никакого серьёзного лечения – коронки, мосты и т.п. – вы провести не сможете); ношение одежды для беременных и кормящих.

Обычно, когда первому ребёнку исполняется полтора года, у женщины наконец-то появляется время на себя, так как режим налажен, мама нашла свой стиль воспитания и ухода за ребёнком, многие дети в этом возрасте начинают говорить и проситься на горшок. А тут новая беременность! И как следствие токсикоз и повышение утомляемости. И вот вы уже всё своё свободное время спите, а вовсе не занимаетесь любимыми хобби. А в первые полтора года после рождения второго малыша времени на себя уж точно не предвидится: многим любую свободную минутку приходится тратить на то, чтобы поспать или хотя бы прилечь. (Ведь ночного сна, чтобы действительно отдохнуть, обычно не хватает. А постоянный недосып превращает ласковую и заботливую мамочку в измученное существо, неспособное философски (или с юмором) смотреть на многочисленные детские проказы и капризы, количество которых с рождением второго малыша удваивается.)

Некоторые выбирают маленькую разницу, чтобы “сразу всех детей родить, отсидеть с ними, а дальше уже на всякие декреты от работы не отвлекаться”. Но тут важно понимать, что до трёхлетия младшего ребёнка на приличную работу устроиться будет почти нереально (а затем подоспеет и начало школьного обучения у старшего!). С точки зрения работодателя мама с двумя маленькими детьми – это в разы хуже даже матери с одним маленьким ребёнком, а с молодыми перспективными юношами вообще ни в какое сравнение не идёт. Самореализовываться дома в отсутствие постоянных помощников тоже обычно не получается – можно просто надорваться.

Грудное вскармливание

Планируя вторую беременность с годовалым ребёнком на руках, я, естественно, задалась вопросом: “Можно ли во время беременности кормить грудью?” И, изучив материалы различных источников, поддерживающих грудное вскармливание, узнала: “Да, можно! А после родов можно кормить обоих детей. Называется это “кормление тандемом” и даже помогает сглаживать ревность между сиблингами”. Я успокоилась и настроилась на тандем.

Уже во втором триместре мне стало неприятно кормить долго (сын любил сосать во сне по 30-40 минут), и я стала постепенно сокращать время кормлений до 5-10 минут. Но за это время малыш обычно успевал уснуть, так что больших проблем мне это не принесло. И вдруг, в 32 недели кормить стало невыносимо больно. Даже минуту я не могла терпеть. А сын привык засыпать с грудью или на руках (иногда его укачивал папа или дедушка). И мне пришлось срочно буквально за 3 дня свернуть грудное вскармливание. Так как всё было неожиданно, малыш плакал, а мне пришлось с огромным животом укачивать его, почти двухлетнего, на руках. Тандема у нас так и не получилось, после рождения сестрички сын от груди отказался, сказал: “Забыл, как сосать”.

Потом от знакомых мам деток-погодок я узнала, что мне ещё повезло докормить до 32 недель беременности. Многим становилось невыносимо больно уже в первом триместре и приходилось спешно отлучать от груди совсем ещё крошек. Конечно, это было сопряжено с большими переживаниями как для мамы, так и для ребёнка, так как изначально планировалось длительное кормление.

Отлично, если у вас получится прокормить всю беременность и потом наладить тандем. Но нужно быть готовым и к тому, что грудное вскармливание придётся свернуть гораздо раньше, чем вы планировали.

Речь и другие навыки

Обычно к полутора годам дети начинают говорить свои первые слова: “мама”, “папа”, “баба”, “дай”, “на” и т.п. Но если в этот период в доме появляется младенец, то развитие речи старшего ребёнка может сильно затормозиться или даже остановиться и откатиться назад. Возможно, так сказывается стресс. Немаловажен и “пример” неговорящего младенца – им-то все восторгаются и так. Если разница между детьми совсем маленькая (чуть больше года), то членораздельная речь может вернуться у старшего только к 3 годам, когда заговорит и младший.

У нас разница была побольше – 2 с лишним года, и к моменту рождения сестры сын уже говорил простыми предложениями. Так что с появлением малышки говорить он не перестал, но начал часто использовать в своей речи “младенческие” словечки сестрёнки (“бойсь” вместо “боюсь”, “на-на” вместо “дай” и т.п.) с характерной для годовалых малышей интонацией, мимикой и жестами. Смотрелось это у трёхлетки довольно странно и особенно раздражало, если мы находились в общественном месте.

Если разница между детьми ближе к 3 годам, то проблема с речью может возникнуть уже у младшего ребёнка. Трёхлетние “почемучки” очень любопытны, рот у них не закрывается целыми днями. В итоге младенец постоянно слышит беглую взрослую речь, а не положенные ему: “Кто тут у на-а-а-с? Это за-а-а-йчик! З-а-а-а-йчик! У Ксюши за-а-а-йчик! Ксюша взяла зайчика. На ручки. У Ксюши на ручках зайчик”. Постоянно отвечая на вопросы старшего ребёнка, взрослый не успевает описывать младшему происходящее вокруг, называть окружающие предметы, их цвета и другие свойства в том ритме и с той интонацией, которая нужна по возрасту. В итоге научиться говорить малышу может быть труднее.

Предотвратить подобное развитие событий некоторым помогает ношение младенца в слинге. Когда малыш постоянно “перед носом”, про него не забудешь! Мама вовремя замечает, что младшенького что-то заинтересовало, и всё объясняет, не забывает вставить в объяснения для старшего пару фраз и для малыша. Если на прогулку вы выходите с коляской, выбирайте модели, где ребёнок сидит лицом к маме. Таким образом младший ребёнок сможет всегда к вам “обратиться”, а кроме того, доказано, что в колясках “лицом к маме” дети до 2 лет чувствуют себя психологически комфортнее.

Конечно, и регресс у старшего, и перекосы в развитии тех или иных навыков у младшего сильно зависят от индивидуальности детей и предсказать их заранее невозможно. Психологи говорят, что избежать реального отката назад у старшего можно, проигрывая с ним “младенческие” ситуации незадолго до и, главное, после рождения малыша. А относительно младших детей важно помнить, что далеко не всегда они учатся, подражая старшим братьям и сестрам. Это зависит и от типа нервной системы, и от ведущего способа восприятия информации, которые заложены у малыша от рождения.

Так, я, например, совершенно не занималась приучением дочки к горшку. Просто поставила второй “трон” рядом с первым и иногда объясняла, зачем его использует сын. Сначала малышка просто садилась на свой горшок одновременно с братом. А в какой-то момент смекнула, и что там надо делать.

При этом знаю семьи, где (при такой же разнице в возрасте) как раз второго малыша было труднее приучить к опрятности, научить есть, одеваться и т.п. С едой, кстати, мне тоже усердствовать особо не пришлось. До года дочь была на педприкорме (брала, что понравится, из моей тарелки) и наблюдала, как ест старший брат. А в год взяла в руку ложку и сама съела тарелку каши с молоком. С ложки я её не кормила никогда.

Ночной сон

Часто, видя в журнале фразу “вы не будете высыпаться”, ожидающие второго малыша мамы как-то не проникаются её значением. Я вот в своё время не прониклась, думала: “Ха! Да и с одним ребёнком этим пугали, но совместный сон и грудное вскармливание помогали мне довольно сносно высыпаться!” Но оказалось, что с двумя – это совсем другой недосып! Не говоря уже о том, что проспать всю ночь, не просыпаясь, вам удастся лишь через 4-5 лет, когда вы, наконец, отселите обоих детей в отдельную спальню.

Первые трудности наступают сразу после рождения второго ребёнка, ведь ему надо привыкнуть к тому, что всё бодрствование (агуканье с мамой, массаж и игры) должно быть днём, а ночью желательно спать, просыпаясь только пососать. Но даже после того, как режим дня и ночи установится, возникают всякие непредвиденные ситуации: ночные колики, прорезывание зубов, отработка навыков ползания даже во сне…

Режим дневного сна у младенца каждые несколько месяцев меняется (четыре сна, три, два и, наконец, один – общий со старшим ребёнком), из-за этого постоянно скачет время укладывания на ночь, а ведь у старшего режим, как правило, уже довольно стабильный. Когда у вас был всего один ребёнок, вы могли в случае недомогания “проскакать” с ним полночи, а потом отоспаться утром. С двумя детьми спать до полудня не получится, так как старший встанет спозаранку и начнёт требовать внимания (покушать, поиграть и т.п.).

Кроме того, как раз после 2-2,5 лет дети “дорастают” до ночных страхов – и просыпаться с плачем по ночам может начать старший… Стресс, который он может испытывать из-за появления в доме младенца, способен “подтолкнуть” или усугубить ситуацию. В итоге получается: как только вы покормили-усыпили младшего, просыпается старший; как только уложили старшего, пора снова кормить (менять памперс, мокрую от срыгивания пелёнку и т.п.) младшему. И так всю ночь. А утром обоим подавай завтрак, игры и прогулку!

Конечно, особый гормональный фон помогает кормящей маме быстро засыпать после пробуждений и кормить младенца, почти не просыпаясь. Однако при “рваном” сне с двумя детьми недосып все же накапливается. Поэтому очень важно подготовить папу к тому, что без его помощи вам не обойтись. Один из вариантов решения проблемы (хотя бы на недели беспокойного сна детей) – папа спит со старшим в отдельной комнате, и ночные укладывания, а также ранний туалет и завтрак для старшего – ответственность папы. А мама просыпается только к тому времени, как папа уходит на работу. Если в течение рабочей недели это устроить невозможно – то хотя бы в выходные, силами папы или других родственников.

Если ночью нормально поспать маме никак не удаётся, можно попробовать немного отдохнуть днём. На время дневного сна младшего ребёнка вместо прогулки останьтесь дома. Включите старшему мультфильм, а сами лягте вздремнуть с малышом хотя бы на часок. Здоровая отдохнувшая мама необходима детям никак не меньше, чем свежий воздух. Нагуляетесь, когда режим у детей нормализуется.

17.02.2010

Чубченко Ольга

Источник