Ребенок может фантазировать в 3 года

ФАНТАЗИЯ И ЛОЖЬ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Ложь тесно связана с фантазией. А фантазия – это основа для создания захватывающих сказок и приключенческих историй, для успешной учебы и рождения творческих шедевров, для совершения великих открытий и появления полезных изобретений.
Так что фантазия – это прекрасно, и нужно обязательно уделять внимание ее развитию, только необходимо отличать ее от лжи. Условно развитие фантазии можно поделить на два этапа. С 1 года до 3 лет идет только подготовка к активному развитию фантазии. В это время важно тренировать воображение малыша параллельно с изучением свойств различных предметов. Можно читать ребенку сказки, стихи, рассказы. Играйте с ребенком и больше используйте замещающие предметы, например, расставьте стульчики, сядьте и скажите малышу, что это поезд, а кубик пусть будет чашкой с чаем.Также играйте, используя замещающие образы, например, имитируйте мяуканье кошки, гавканье собачки. С 2,5-3 лет ребенок становится настоящим фантазером. Теперь ему можно предложить множество игрушек и игр. Дети этого возраста играют в сюжетно-ролевые игры. Классика для девочек – это дочки-матери, для мальчиков – «войнушка». Дети могут играть в «маму и папу», воображать себя героями сказок и фильмов, представителями разных профессий: врачами, учителями, полицейскими. Во время этих игр психически здоровый ребенок отличает реальность от выдумки. Но иногда в этом возрасте в детских фантазиях могут появиться страхи: ребенок придумывает монстров, которые появляются в темноте, поэтому он боится засыпать один. Появление таких страхов нормально, ведь они связаны с важнейшим инстинктом человека – самосохранением. Помочь бороться со страхами малышу можно разными способами. Например, нарисовать воображаемых монстров и превратить их в добрых героев. Еще одна настораживающая фантазия – подражание героям современных детских мультиков. Например, кроха воображает, что он «добрый» человек-паук, который, между прочим, ведет себя агрессивно и уничтожает злодеев. Решение проблемы – смотреть правильные, добрые мультики, читать сказки, где четко разделяются понятия добра и зла, учить малыша копировать добрых героев.
Лгать ребенок может научиться после 3,5-4 лет.
Ложь отличить от фантазии просто. Фантазия не причиняет вреда и не имеет целью получение какой-либо выгоды. Если ваш ребенок рассказывает захватывающую историю о своих похождениях в стране лилипутов или удивляет описанием нового друга – тролля, живущего во дворе под деревом, не спешите ловить юного Мюнхгаузена на вранье! Любая фантазия малыша, если она не преследует корыстных целей, – не ложь, а проявление эмоций. Более того, анализируя «невероятные приключения» своего ребенка, вы можете узнать, чего ему не хватает в реальности. Ведь невинные выдумки – это закодированная просьба, прозрачный намек, сделанный, чтобы родители могли превратить мечту в реальность. Идеальная реакция на такую фантазию – понимание и участие, а не порицание и осуждение. Услышав от малыша: «Сегодня я купался в море», просто скажите: «Я знаю, что ты очень хочешь на юг, и мы обязательно туда съездим». Стоит ли говорить, что вам надо будет выполнить данное обещание? Как предотвратить проблему: – При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазий и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмана интересно, но он ненастоящий, он всего лишь герой комиксов, по которым сняли фильм». – Постарайтесь избегать ситуаций, когда ребенок будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?» – У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают таким, какой он есть. Зачастую первую ложь ребенка родители провоцируют сами. Вспомните: увидев разбитую чашку, вы грозно спрашиваете: «Это ты ее разбил?» Тем самым вы ставите ребенка в ситуацию, когда ему надо лгать и изворачиваться! Лучше сказать: «Я нашла разбитую чашку. Ничего страшного – мы уберем осколки, но впредь будь аккуратней и сразу расскажи мне, если что-нибудь разобьется». Тогда доверие и благодарность ребенка станут тем зерном, из которого потом вырастут честность и порядочность взрослого человека. Несомненно, родители должны показывать свое отношение ко лжи ребенка, попытаться искоренить в нем эту привычку как таковую. Но первым шагом взрослых будет попытка понять мотив, которым руководствуется лгущий ребенок.
Лгать ребенок может начать по одной из следующих причин:
– самооборона (ложь из-за боязни наказания);
– копирование поведения родителей (мама говорит по телефону подруге, что она болеет, хотя на самом деле здорова);
– попытка получить недозволенное (мне папа разрешил взять конфету);
– желание показаться лучше (я очень хорошо катаюсь на лыжах);
– самооправдание (он первый меня ударил).
В каждом случае свои способы бороться с детской ложью. Подумайте, не слишком ли вы строги в мерах запретов и наказаний, не вынуждаете ли ребенка лгать сами, показываете ли вы малышу, что любите его таким, какой он есть? Ложь – это всего лишь индикатор какой-то проблемы. И если вы ее разрешите, то ваш ребенок никогда не превратится в патологического лгунишку.
Если ребенок соврал:
– Не драматизируйте ситуацию и не бейте «пушкой по воробьям». Сохраняйте спокойствие.
– Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
– Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
– Дайте ребенку понять, что, даже если он в чем-то провинился, лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
– Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть?
Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами. Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь? Сразу определим, что ложь очень многолика. Самая распространенная ее разновидность – ложь как вредная привычка. Чаще всего такой тип лжи формируется у ребенка под влиянием различных факторов. Например, обман ребенка вызвал у взрослых смех и улыбку, т.е. послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку. Вторая разновидности лжи связана с характерологическими особенностями ребенка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности ребенок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией и направлена на поддержку внутренней гармонии малыша. Подключив фантазию, одинокий ребенок становится душой компанией; напуганный – самым смелым; нерешительный – отважным. Не менее распространенной является ложь, связанная со страхом ребенка сказать правду по какой-либо причине. Подобная психологическая защита подкрепляется его желанием избежать неприятную для себя ситуацию. Другого способа избавиться от страха он не знает, поэтому ложь, как волшебная палочка-выручалочка, оказывается тут как тут. Есть еще один вид лжи – ложь как средство достижения выгоды (в том числе экономии времени). Получение какого-либо блага, интереса для себя переплетается с желанием человека избавить себя и окружающих от необходимости длительных, пусть и правдивых, объяснений. Это наиболее распространенный вид лжи у взрослых, который крайне редко встречается у детей, поскольку мало связан с фантазией и воображением. Следует помнить, что детская ложь сама по себе не появляется – так же как и всему остальному, ребенок учится ей при взаимодействии с окружающим миром. Говорить о том, что ложь это плохо, нужно именно в тот момент, когда Вы столкнулись с ней впервые.
Есть некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребенка:
1. В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, Вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, ЧТО нужно сказать папе, если мама запретила что-то.
2. Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.
3. Будьте искренни. Первоначально ребенок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу не ясен, зато он отчетливо воспринимает Ваше настроение.
4. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.
5. Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям. Пожалуй, это правило в отдельных комментариях не нуждается.
Если же факт лжи уже стал проявлять себя, то желательно использовать следующие правила:
1. Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребенок солгал. При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду.
2. Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит использовать такие фразы, как: «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты еще такой маленький, а уже врешь!». Лучшего эффекта, Вы добьетесь, сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой честный у меня!?».
3. Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т.п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.
Что касается мира фантазии, то для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье! Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир лучше. Или найти свой профессиональный путь, став настоящим писателем.
Источник
Представить детство без чудес и фантазий почти невозможно, но причины, почему дети любят фантазировать, в разном возрасте отличаются. Ребенок может придумать себе воображаемых друзей, суперсилы, другой мир. На каком-то этапе развития маленькой личности это даже необходимо. Но когда процесс затягивается, последствия могут быть весьма серьезными.
Почему так происходит, зачем детям фантазии и как выявить причины нездорового воображения вашего чада, разберем подробнее ниже в статье.
Почему ребенок должен уметь фантазировать
Фантазии – неотъемлемая часть детства. С ними ребенок познает окружающий мир, учится творчески мыслить и нестандартно решать проблемы. Без этого дети не могут полноценно развиваться и быть индивидуальностью. Это помогает им с интересом проводить время самим с собой, мечтать и быстрее определиться со своим предназначением в будущем.
Ребенок в раннем возрасте практически не отличает реальный мир от вымышленного. Его фантазии часто дополняют реальные истории из жизни, если детям чего-то не хватает. Через них они учатся взрослой жизни, применяют роли членов семьи, представителей разных профессий, применяют то, что они замечают за взрослыми в игре. Живое и богатое воображение позволяет им без труда придумывать и воплощать свои идеи в играх. У взрослых это умение гораздо менее развито. Поэтому им часто сложно играть с детьми.
До 8 лет ребенок часто не может четко разделить фантазию от реальности. И если эта способность сохраняется и в дальнейшем, это признак того, что в его жизни далеко не все в порядке.
Родителям необходимо найти причину, почему это происходит и как с этим справится. Иначе в будущем у ребенка могут возникнуть серьезные психологические проблемы.
Как и чем фантазии помогают детям
- Умение фантазировать помогает деткам справиться с множеством их переживаний и проблем. Дети остро ощущают запреты и ограничения. Чем больше взрослые ограничивают свободу своего чада, тем больше он фантазирует. С помощью воображения он может создать себе другой мир, где только он все контролирует.
- То же касается и травматических ситуаций. Например, переезд в иной город или страну может трудно даваться ребенку. Вместо веселого общения со сверстниками, он будет проводить время в одиночестве с воображаемыми друзьями. Но это не значит что нужно заставлять его быстро приспосабливаться к жизни в других условиях. Ему нужно на это время. Фантазии для него – защитный механизм. И очень важно в такой момент дать ребенку время на адаптацию.
- С помощью воображения дети учатся понимать, что они чувствуют на самом деле. Например, когда тихий и спокойный малыш постоянно фантазирует о сражениях, войнах, победах над врагом, это может свидетельствовать о внутренних переживаниях. Возможно, ребенка кто-то обижает, и он не знает, как с этим справится. В таком случае подобная защитная фантазия может помощь родителям понять, что не так с их чадом.
- Когда ребенок фантазирует, он проявляет творческие способности. Он учится мыслить креативно и самостоятельно искать решение проблем. Именно фантазии детей способствуют появлению на свет художников, музыкантов и других творческих личностей. Поэтому, если ваш малыш часто фантазирует и это не причиняет никому вреда, стоит проявить спокойствие и понимание. Возможно, у вас растет будущий гениальный творец.
Но если воображение ребенка заходит слишком далеко, значит нужно искать причину такого проявления. Например, малыш может представлять себя животным, сбегать из дома и вести себя странно и непонятно. При этом раньше вы такого за ним не замечали. Причиной этого поведения может быть его семья.
- Напряженные отношения между родными, которые ребенок наблюдает каждый день, отражаются на его эмоциональном состоянии. Он может и не понимать, что чувствует. Но фантазия помогает ему справиться с проблемой своим способом. Если ситуацию в семье не менять, малыш может и дальше продолжать жить в своём вымышленном мире. А в результате это чревато психическими расстройствами.
- В детских играх фантазии также помогают детям познавать мир взрослых и примерять на себя их роли. Так дети учатся общаться между собой, вливаться в общество и формировать свою личность. Конечно, они не могут сыграть во все ситуации и попробовать все роли. Но их воображаемые роли помогут им в будущем во взрослой жизни.
- Часто дети могут скрывать свои страхи и обиды, поскольку не осознают до конца, что они чувствуют и что с этим делать. И вместо того, чтобы сказать об этом родителям, они фантазируют.
Например, ребенок испытывает обиду на своих родителей. Он не знает, как выразить свои чувства, и не может это сдерживать. Малыш фантазирует, что с его родителями случилась беда. Это может ему снится или казаться.
Он не отличает, где реальность, а где вымысел. И тут родителям нужно аккуратно узнать, что же вызвало эти фантазии.
Фантазии детей в разном возрасте
В разном возрасте фантазии детей имеют разные проявления. Если малыши фантазируют о суперспособностях, воображают себя сказочными героями, то детки постарше уже сочиняют вполне правдоподобные рассказы. И отличить их от реальности родителям бывает не просто. Они начинают переживать, что их чадо вырастет обманщиком или так и останется жить в вымышленном мире.
Если в одном возрасте фантазии – помогают гармоничному формированию личности, то в другом – это то, что дает тревожный сигнал о духовном и психическом состоянии ребенка.
Фантазии в 3 года и младше
3 года – это тот возраст, когда фантазия – часть процесса познания окружающего мира ребенком. Дети могут отличить воображаемое от действительности, но не умеют до конца их разделять. До 3-х лет дети активно впитывают и копируют все, что видят вокруг себя. Они дополняют это своим воображением и активно воплощают придуманное в своих играх.
Родители не должны вмешиваться и критиковать игры ребенка. Их задача наблюдать, как дети играют и воспринимают реальный мир. Детское поведение покажет, насколько правильно ребенок реагирует на то, что его окружает. Так родители могут аккуратно направлять своих чад, если видят что-то не то.
Фантазии в 3-5 лет
Этот этап детского развития примечателен тем, что детишки склонные играть с вымышленными друзьями. Иногда это могут быть даже придуманные семьи, большая компания друзей или домашние питомцы. При этом ребенок может применять на себя разные роли. Чаще всего это герои фантастических фильмов, книг, комиксов. Они воображают, что обладают необычными способностями и сверхсилой.
С точки зрения психологии, это вполне нормальное явление. Так ребенок учится проявлять себя и быть самостоятельным.
Что нужно делать, если фантазии у ребенка затянулись
Стоит понимать, что вера в чудо и фантазия – не одно и то же. Если ваш ребенок верит в Санта Клауса, то рассказывать пятилетнему чаду, что это неправда не нужно. В это время ему нужно верить во что-то доброе и светлое. Со временем он сам поймет, что это выдумка.
Но если дети старшего возраста продолжают дружить с вымышленными приятелями, то за ребенком нужно понаблюдать. Скорее всего, он боится выходить из зоны комфорта и ему не хватает чего-то в реальности. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания или ему некуда выплеснуть накопившуюся за день энергию.
Нужно понять, чего же именно ему не хватает, и восполнить этот пробел.
Старайтесь качественно проводить время с ребенком. Полчаса времени, когда вы полностью уделяете ему время, будет достаточно для полноценного общения. Это принесет больше пользы, чем когда вы целый день находитесь с ним, но каждый поглощен своим гаджетом.
Если же он придумывает что-то от скуки, то подумайте, чем занять ваше чадо. Возможно, стоит отправить его на танцы, музыку или рисование. И в скором времени все вымышленные персонажи уйдут из его жизни.
Заключение
Фантазии – то, без чего ребенок не может полноценно расти и познавать мир. Но в разном возрасте они оказывают разное влияние на ребенка. Для малышей до 3-х лет это необходимая часть их жизни, а детки после 5 уже должны вырасти из дружбы с выдуманными приятелями. Внимательно наблюдайте за развитием вашего ребенка, и у вас не возникнет опасений в правильности его развития.
Источник