Ребенок мало подвижен 3 года

Многие родители наступившее межсезонье воспринимают едва ли не с облегчением: темнеет рано, холодно, ветрено и дождливо. В общем, долго на улице не пробудешь. Почему мы отвыкли гулять со своими детьми, чем это для них чревато, и как исправить ситуацию?

17 ноября 2014·Текст:
Евгения Карповская·Фото:
Shutterstock

Дефицит движения у современных детей, другими словами гиподинамия, – огромная проблема. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Если пещерные люди двигались на грани своих физических возможностей, то современные – почти не двигаются вовсе. Мы охотно пользуемся лифтами и эскалаторами, личным авто и городским транспортом. Гиподинамия становится отличительной чертой современного поколения. Увы, подобный нездоровый образ жизни мы прививаем нашим детям.

Как мы мешаем детям двигаться

Конечно, есть малыши, предрасположенные к гиподинамии. Она может быть вызвана:

  • наследственностью;
  • родовыми травмами;
  • внутриутробным кислородным голоданием (гипоксией).

И все-таки чаще всего способствуют тому, что ребенок мало двигается, именно родители. Каким образом?

*Ставя свои желания выше естественных потребностей крохи. Вечно спешащие мамы возят детей в коляске чуть ли не до пяти лет и то и дело сужают границы двигательной активности: «Не ходи в грязь – замараешься! Не лезь в лужу – ноги промочишь! Не вздумай забираться на горку – свалишься!» Родители отвозят детей в садик и школу на машине (все равно по пути) и не дают малышам ходить по лестницам, даже если в доме нет лифта – взять на руки и поднять на нужный этаж проще и быстрее, чем терпеливо ждать, пока кроха сам преодолеет это расстояние.

* Стремясь успокоить Если ребенок гиперактивный (а значит, даже мультиками, не говоря уже о других «сидячих» занятиях, его надолго не увлечь), родители грешат на возбудимость и спешат угомонить чадо любыми средствами. Иногда вместо обеспечения рациональных физических нагрузок дело доходит до самоназначения успокоительных препаратов.

* Перекармливая Очень часто родители под чутким руководством бабушек и дедушек стремятся с рождения в прямом смысле откормить малыша. Ситуация «сегодня не погулял» для семьи не проблема, тогда как «плохо поел» – трагедия большого масштаба. В результате мамы умиляются пухлым вялым младенцам, у которых все силы уходят на переваривание пищевых излишков, а не на так необходимую им для развития двигательную активность.

* Открывая доступ к ТВ и гаджетам Многообразие и доступность самых разных электронных игрушек приводят к тому, что дети уже и сами не хотят двигаться, гулять. Подумать только, четырехлетние малыши начинают предпочитать мультики и электронные игры прогулкам со сверстниками! И самое печальное в этой истории, что родители идут на поводу этих желаний. Ведь, на самом деле, зачем идти на улицу морозить нос? Лучше посидеть дома, заняться собой и никогда не заканчивающимися домашними делами, тем более, когда ребенок занят гаджетом и не мешает.

А я иду, шагаю…

Для измерения двигательной активности есть специальные единицы – условные шаги. У взрослых ежедневная норма движения составляет 10 000 шагов в день, у младших дошкольников – 9000–13 000 шагов в день. То есть дети по определению должны двигаться больше, чем взрослые! А интенсивность двигательной активности измеряется средним количеством движений в минуту (у детей 3–4 лет их должно быть 44–50, а у детей 5–6 лет – 54–60). Конечно, невозможно каждый день считать количество сделанных шагов и каждую минуту – количество смен движения. Но подольше гулять на свежем воздухе, не ограничивать ребенка в активности, давать ему больше двигательной самостоятельности (просто подстраховывая, а не поддерживая) – все это вам вполне по силам!

Движение – жизнь!

С обывательской точки зрения гиподинамия просто недостаток движения: «Подумаешь, не погулял, а посидел полчаса перед телевизором!» Медики же бьют тревогу: гиподинамия ведет к нарушению различных функций организма из-за ограничения двигательной активности ребенка и снижения силы сокращения мышц.

У здорового ребенка смена движений в норме составляет 550–1000 раз в день. Именно благодаря этому происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому маленькие детки так долго не устают.

Нехватка движений и низкая их интенсивность:

  • негативно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата;
  • создает проблемы для нормальной работы сердечно-сосудистой системы. В некоторых случаях она может проявляться в негативных реакциях сердца на физическую нагрузку (например, в будущем во время школьных занятий физкультурой);
  • ограничивает совершенствование возможностей дыхательной системы и уменьшает жизненную емкость легких (т.е. количество воздуха, которые ребенок может вдохнуть и выдохнуть);
  • замедляет моторное развитие, а также развитие физической и умственной работоспособности (появляются проблемы с координацией движений, более отчетливо проявляются признаки утомления и переутомления, снижается внимание, увеличивается время мышления, ухудшается память).

Кроме того, нехватка движений в жизни маленьких детей является одной из причин появления лишнего веса, провоцирует снижение и так недостаточно развитой иммунной активности организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.

В плане нормального психического развития гиподинамия чревата проблемами в психоэмоциональном и даже в психосексуальном развитии. Ведь детки, которые коммуницируют в основном при помощи гаджетов, не только не развивают навыков общения, но и лишаются тактильного взаимодействия. А в детском возрасте это очень важно, особенно ввиду хронической занятости родителей!

Читайте также:  Как нужно закалять ребенка в 3 года

Завести вечный двигатель

Сверхвложений приучение ребенка к активному движению от родителей не потребует, а вот определенные усилия нужно будет приложить. Разумно подбирайте площадки для игр на улице: возможно, из песочницы во дворе вашего дома малыш уже давно вырос? Обновляйте игрушки, которые будут способствовать физическому развитию – например, вовремя заменяйте совочки и формочки на сачок для бабочек и мяч, а четырехколесный велосипед – на двухколесный. Подумайте над вариантами оборудования квартиры спортивными снарядами: если шведская стенка с удобством разместится не в каждой детской комнате, то для турника и фитбола место там должно найтись всегда. И, конечно, изыскивайте возможности как можно больше гулять со своим чадом. Не стоит полагаться на детский сад: в лучшем случае прогулками там восполняется половинная норма необходимого объема движений.

Малоподвижные дети часто вялые и пассивные, быстро устают. В противовес активным детям, умеющим везде найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают занятия, не требующие большого пространства и движений. Таких малышей нужно тормошить – вызывать у них интерес к подвижным видам деятельности.

Оптимальный двигательный режим дошколенка должен состоять из:

  • утренней гимнастики (5–7-минутный комплекс, включающий элементарные упражнения вроде наклонов и приседаний);
  • организованных занятий физическими упражнениями и играми на свежем воздухе в детских садах;
  • занятий в кружках и спортивных секциях;
  • посещений бассейна (плавание эффективно влияет на опорно-двигательный аппарат ребенка, а вода способствует снижению гипертонуса и опосредованно стимулирует обмен веществ);
  • прогулок (хотя бы получасовых) перед сном;
  • активного отдыха в выходные дни в кругу семьи.

Помните, что двигательная активность дает наилучший эффект лишь тогда, когда занятия физическими упражнениями и играми грамотно дозируются по времени и интенсивности, а также учитывают возрастные и индивидуальные особенности детского организма. Для 3–5-летнего малыша оптимально играть на свежем воздухе два раза в день по два часа.

Консультант: Александр Морин, ортопед-травматолог, кинезиолог Детского Медицинского Центра «Здоровье человека» в Отрадном

АЛЕНА КАЗАНЦЕВА, практический психолог:

Действительно, современные дети меньше гуляют, меньше двигаются, чем, например, ребята советской эпохи. И на то есть несколько причин.

* Безопасность. Современные дети в вопросах времяпрепровождения на улице очень зависимы от свободного времени родителей. В 2000-х гг. невозможно представить себе такую картину: дети до темноты бегают во дворе, а мамы из форточки зовут их ужинать. Сегодня дети не могут гулять без родителей (это просто-напросто опасно), а последние все больше обременены работой, так как эпоха нормированного трудового дня тоже давно позади.

* Отсутствие активных игр на улице обусловлено еще и тем, что такие игры передаются от «взрослого поколения» детей младшему. Сейчас эта преемственность нарушилась. Старшие дети заняты множеством недетских дел: учебой в школе, когда в день по восемь уроков, кучей секций и репетиторов («чтобы не связались с наркоманами и в институт поступили»). Им некогда возиться с малышней, даже если эту малышню все-таки вывели погулять.

* Компьютерные игры, телевизор, интернет – еще одна причина малоподвижности детей. Электроника вытеснила активные игры и живое общение. Теперь ребенку не нужно бежать в соседний подъезд к другу Кольке, чтобы построить с ним из стульев космический корабль. Можно всего-навсего отправить ему эсэмэску и пригласить в сетевую игру, где уже кто-то придумал космический корабль, а заодно и космических пиратов. Все приключения происходят на экране, а ребенку остается лишь шевелить мышкой.

Современные родители направляют свои усилия лишь на умственное развитие детей. Это хорошо и правильно. Но нельзя забывать, что главная деятельность дошкольника – это игра, а не изучение английского! Иначе через несколько лет мы получим поколение очень умных, но физически слабых и эмоционально незрелых людей, которые буду иметь успех в карьере, но проблемы – в достижении личного счастья. Вспомните об этом, когда после трудового дня вам захочется поваляться на диване. Преодолевайте собственную лень и выходите с ребенком на улицу. Кстати, западные психологи провели исследование и выяснили, что родителям с детьми достаточно играть всего один час в день! Но эти игры должны быть по детским правилам, а родителям необходимо эмоционально включаться в забавы, забывать, что они взрослые и серьезные и «оторваться» по полной – баловаться, шалить и беситься.

Источник

  1. Главная
  2. Архив

Время: 23:09
  Дата: 26 окт
2007

Очень хочется спросить про
активность у детей.
Дочке 18 месяцев, недавно начали ходить в
школу раннего развития и я заметила, что
она быстрее других деток в группе
утомляется во время подвижных игр.
Чуть-чуть побегает и все, просится на ручки
или посидеть на стульчике. Со здоровьем
проблем вроде нет..
Подскажите как стимулировать ребенка к
движению, как себя ведут ваши дети в
спортивных играх?

Читайте также:  Ларингоспазм у ребенка 3 года

Сообщение 32504738.   Ответ на сообщение
32501810 Автор: Anonymous
    Статус:
анонимный пользователь   

Время: 09:33  
Дата: 27 окт 2007

ну если она утомляется,то путь
отдохнет.У меня вот наоборот,тк
набегается,что потом не спит от
перевозбуждени и вся нервная.

Ходите гулять без коляски, так
довольно быстро натренируется.))

Сообщение 32506254.   Ответ на сообщение
32501810 Автор: Кока    
Статус: Новичок  

Время: 11:25
  Дата: 27 окт
2007

мой всегда был малоподвижный,
только к 3,5 годам разбегался-разлазился,
но все равно более медлительный по ср с рд
детьми. темперамент не изм менишь.

“проблем вроде нет..” –
невролог, кардиолог, эндокринолог, ортопед
– консультировались?

Сообщение 32537742.   Ответ на сообщение
32501810 Автор: Тиффа    
Статус: Пользователь  

Время: 21:20
  Дата: 28 окт
2007

Моя из серии “встала – и
стоит, и стоит… села – и сидит, и сидит”
:)) и пофиг, коляска, не коляска – до сих
пор (5 лет) такая. На дальние расстояния я
ее тащу, как ослика на веревочке в
итоге…

Сообщение 32506279.  Автор: Anonymous
    Статус:
анонимный пользователь   

Время: 11:27  
Дата: 27 окт 2007

не заставлять бегать. гулять
много но не быстро. и без коляски, очень
хорошо, если она “сломается”.
будет еще бегать. мой сын не бегал и
по-моему, отставал от сверстников до трех
лет. сейчас ему 4, разницы уже не вижу:
ходит 5 км за раз, бегает, ходит на лыжах,
занимается на беговой дорожке.
переживаний тоже было много. пока не
поняла, что все дети развиваются
индивидуально.

Моя старшая такая, ей сейчас
уже 5. Не ловкая, не спортивная. Стало
получше, когда дома появился спорткомплекс
(в 3.6). В 4.6 пошли на спортивную
гимнастику, пока в группе она одна из самых
слабых. В 5 добавили бассейн, пока без
особого прогресса. Велик до сих пор с
трудом идет и только на 4-х колесах. На
лыжи попробую этой зимой поставить. А вы
когда учили на лыжах ходить, как пошло это
дело. Лыжи были с креплением на ботинок или
нет?

Сообщение 32506303.  Автор: Parvati    
Статус: Пользователь  

Время: 11:29
  Дата: 27 окт
2007

Мы в год и два мес. сломали
свою трость и с тех пор ходим только
ногами. Сейчас (почти 1,5) играючи (точнее,
гуляючи:) может пройти расстояние между
двумя станциями метро (пешком с мол.кухни),
а потом еще порезвится на площадке.
Собственно, это мы уже со старшим
“проходили”, но тогда трости просто не
было. В три года он в итоге уже в походы
ходил:)

ОФФ. А в магазин как ходить
без коляски пока деть мелкий? Меня пока
этот момент останавливает, не хочется
тащить на себе продукты и еще кучу игрух.
Пока пользуюсь коляской так( моему 1.9) –
перевожу через дорогу в парк и сразу
высаживаю, по парку пешком, а потом в
коляску, за продуктами и домой. По дороге
засыпает 🙂
А в походы вы сейчас ходите – с маленьким?
Я как раз ищу компанию.

 

Ходим в относительно близкие
магазины. Если далекие – то дорога
туда-обратно съедает всю прогулку. За
чем-то объемным и тяжелым отправляю
старшего (13 лет:). Самое главное и трудное
с младшим оказалось научить идти “в
заданном направлении”, а не туда, куда его
глаза глядят:) Со старшим похожих проблем
не было… Но они вообще очень разные… С
походами напряженно, нет, увы, времени,
слишком много работы сваливается сплошным
потоком:(((

  

Ага, в заданном направлении и
вообще передвигаться, а не замирать по часу
у каждой ерундовины 🙂 У нас дорога в сад,
за старшей, может полчаса и дольше занимать
(мне 3 минуты) 🙂
Про походы – жалко 🙁

Сообщение 32508512.  Автор: ОдинОКаЯ    
Статус: Новичок  

Время: 13:42
  Дата: 27 окт
2007

Хм, все советуют ходить без
коляски.. только дело в том, что она в год
могла 3 км протопать (с небольшими
передышками), а сейчас 200 метров пройдет и
все. Может и правда годам к 3
расходится:)

может быть, тогда стоит
рассказать об этом невропатологу(и
желательно хорошему)?ну хотя бы для
собственного успокоения…

Сообщение 32537859.   Ответ на сообщение
32508512 Автор: ЭрЛи    
Статус: Пользователь  

Время: 21:26
  Дата: 28 окт
2007

а может быть простых витаминов
будет достаточно. А может, это связано с
семейными обстоятельствами?

Сообщение 32524010.  Автор: Вален-к    
Статус: VIP  

Время: 03:04  
Дата: 28 окт 2007

А у ребенка был крупный вес
при рождении?

Вообще она родилась довольно
крупной, весила 3600, но быстро (очень)
прибавляла в весе, врачи звали толстушкой,
я обижалась:) сейчас весит 10 кг, вроде
норма для полутора лет.

Читайте также:  Шлем для ребенка 3 года
 

Да у вас худышка!:)
норма это к году утроить вес,который был
при рождении.

Думаю это тут не при чём!Моя
родилась 4500,сейчас почти 15 кг,правда и
рост почти метр.
короче мне бы проблему автора хоть на
чуть-чуть:)
Моя девочка не сидит ни минуты.На площадке
бегает,прыгает,лазиет по горкам и её потом
ещё не увести.(да она не
гиперактивная,книжку почитать может
посидеть,мультик посмотреть,но где надо
двигатся-там она двигается на все 100). без
коляски может хоть 3 км пройти,то есть
пробежать.

Источник

Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.

Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.

Этапы развития ребенка в три года:

1. Социальное развитие.

Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.

2. Эмоциональное развитие.

Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.

3. Когнитивное развитие.

Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.

4. Общее физическое развитие.

Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.

Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.

Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:

1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».

2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.

3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.

4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.

5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.

6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.

7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».

Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.

Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂

Источник