Ребенок как субъект социальной заботы социальной защиты и социального развития

Наряду с другими категориями населения дети всегда рассматривались, как безусловный объект зашиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов су шествовал и формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определенные социальные преимущества по сравнению с другими возрастными категориями населения. Это обусловлено: 1). объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности своего существования; 2). объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребенку.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (1989) ребенком признается лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.

Детство – период жизни человека от рождения до подросткового возраста.

Детство включает: младенчество – от рождения до 1 года, дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет, младший школьный возраст- 7-10 лет.

Основные социальные проблемы детей вызваны: 1). их объективным, психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом; 2). состоянием общества, в котором они живут.

Все множество социальных проблем можно условно разделить на следующие группы:

1. порожденные возрастными особенностями детей (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых).

2. обусловленными основными характеристиками семьи ребенка (жестокое обращение с ребенком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности).

3. порожденные деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность).

4. порожденные особенности социально – экономического и социально – политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети – беженцы, дети – участники незаконных вооруженных формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми направлена на решение следующих основных задач:

Задачи по спасению детей – деятельность направлена на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребенка (оказание необходимой мед. помощи, пресечение жестокого обращения с ребенком, эвакуация из районов бедствий).

Задачи по социальному развитию детей – со здание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребенка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности.

Задачи по социальному функционированию детей – создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня, поддержка детских позитивных инициатив.

Решение этих задач позволяет создать в обществе действительно благоприятную для детей среду жизнедеятельности и развития. В процессе их решения возникает необходимость дифференцированного подхода к различным категориям детей.

Основные категории детей, нуждающихся в социальной защите:

1). дезадаптированные дети. Для них характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорныедети- дети, лишенные родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого надзора и контроля со стороны взрослых людей. Может включать в себя такие направления работы как создание для ребенка позитивной среды общения, установление семейных связей ребенка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребенка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.

Брошенные дети.В эту категорию попадают дети разных возрастов и состояний. Чаще всего это новорожденные дети, страдающие тяжелыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжелыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми можно выбросить ребенка самые разнообразные: отказ от новорожденного в родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку государства, оставление ребенка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание «на помойку». Причины, по которым родители бросают своих детей: пьянство, наркомания, тунеядство и сопутствующие им нищета, аморальный или преступный образ жизни.

Социальная помощь брошенным детям:

Читайте также:  Центр развития ребенка ново переделкино

Оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребенка в специальное детское учреждение (Дом ребенка, детский дом, детская больница). Психологическая реабилитация ребенка, оказание ему необходимой

юридической помощи. Назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и тд. при наличии у ребенка родственников и соответствующего желания с их стороны, решение вопроса об усыновлении, оформленииопеки и попечительства.

2). Беспризорные дети – дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствуюших возрасту позитивных занятий, необходимогоухода, систематического обучения иразвивающего воспитания. Точных данных о количестве беспризорных детей в современном российском обществе несуществует, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4 млн. человек.

Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следующих целей:

• Изъятие ребенка из негативного социального окружения.

• Первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде.

• Восстановление или компенсация утраченных социальных связей.

• Возвращение ребенка к позитивным формам социальной активности.

3). Дети – сироты. Рост численности этой категории детей связан с рядом социальных факторов: неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, вооруженные конфликты, пренебрежение родительскими обязанностями. В силу ограниченности жизнедеятельности детей возникла необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке. Основной документ, определяющий направление этой деятельности Федеральная программа «Дети – сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей сирот являются:

• Меры, направленные на компенсацию ребенку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление).

• Защита имушественных и жилищных прав.

• Материальное обеспечение; выплата пособий, пенсий.

• Создание необходимых условий для всестороннего развития и образования, профессиональной подготовки.

В соответствии с данной программой каждый регион может и должен, исходя из собственных возможностей, разрабатывать свои собственные направление, формы, способы деятельностипо социальной защите сирот.

4). Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. Точных данных о количестве детей нет. Чаше всего ребенок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей (родителей, родственников, педагогов, друзей). Жестокое обращение с ребенком проявляется в разнообразных формах:

• Физическая жестокость (побои, насилие).

• Социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении и во всем, что нарушает процесс нормального социального функционирования или развития ребенка).

• Морально психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение).

• Сексуальное насилие над ребенком.

Основная задача – создание таких условий, которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребенком.

Направления социальной защиты детей:

1. Выявление факта в жестокого обращения с ребенком.

2. Ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия из семьи, группы, коллектива).

3. оказание ребенку необходимой медицинской, психологической, правовой помощи.

4. рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

5). Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами – дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального раз вития ребенка (ребенок – инвалид или ребенок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера, и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дет – беженцы).

Социальная работа с этой категорией детей направлена на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем.

Может включать: разработку специальных образовательных методик и программ обучения, создание дополнительных учреждений и организаций, работающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образования и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной адаптации и реабилитации таких детей, формирование позитивной среды общения. Работа предполагает всесторонний учет специалистом особенностей каждого конкретного ребенка, его проблем и трудностей.

Эффективная социальная работа предполагает опору наряд принципов:

1. безусловный приоритет прав и интересов ребенка.

2. оперативность в решении социальных и личностных проблем ребенка.

Читайте также:  Игрушки для развития ребенка после года

3. равенство интересов и всех прав детей, независимо от их личных и социальных характеристик.

4. индивидуальный подход.

5. непрерывность и последовательность в решении социальных проблем ребенка.

6. гуманизм.

Основные документы по детям:

– Конвенция о правах ребенка (1989). Цель – максимальная защита интересов ребенка, расширяет правовые рамки прав человека, защищает детей от всех форм эксплуатации, рассматривает проблемы злоупотребления наркотиков и отсутствия заботы о детях.

– Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс.

– Гражданский кодекс,

– «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от29 декабря2006 года № 256 -ФЗ

– «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.

– «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Принят Государственной думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Политика государства в сфере защиты детей: стандарты

Политика государства в сфере социальной защиты детей осуществляется через стандарты, установленные законодательством Российской Федерации.

Такими стандартами являются:

  • Предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
  • Обеспечение гарантированной материальной поддержки через выплаты государственных пособий гражданам которые имеют детей;
  • Предоставление права на жилище соответственно законодательству;
  • Предоставление квалифицированной юридической помощи;
  • Организация мероприятий для оздоровления и отдыха детей, которые проживают в экстремальных условиях;
  • Предоставление проведение мер оздоровления и отдыха детей которые проживают на территории с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • Предоставление гарантий на общедоступное начальное и средне бесплатное образование;
  • Гарантия обеспечения детям права на профессиональную ориентацию, а также право выбора сферы деятельности с целью трудоустройства, а также обеспечение охраны и оплаты труда по достижению ими возраста 15-ти лет;
  • Предоставление социальной адаптации и реабилитации, для детей, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах.

Формы и методы социальной защиты детей

Замечание 1

Социальная защита детей представляет собой два уровня, первый из которых подразумевает повседневную обстановку, то есть обычную жизненную ситуацию, а второй подразумевает ситуацию чрезвычайную.

Социальная защита предполагает защиту семьи и ребенка в обычном режиме, в сфере образования.

Для второго уровня характерны чрезвычайные ситуации, связанные с потерей родителей либо социальным сиротства, а также возникновение социальных или экологических катастроф.

К основным формам защиты детства относятся в первую очередь опека и попечительство, а также обеспечение детским домом, социальным приютом, социально-реабилитационным центром, центром помощи детям. Помимо того в нее входит предоставление института приемных семей, возможность усыновления, предоставление семейных воспитательных групп, возможность приобретения приемной семьи, обеспечение заменяющей семьи

К методам защиты детства относятся:

  • Оценка социальной работы;
  • Метод стимулирования поведения;
  • Метод внедрения, планирование и проектирование социальной работы;
  • Метод организации деятельности;
  • Метод убеждения.

Социальная защита – это такой вид деятельности государства, который нацелен на формирование и развитие полноценной личности с целью выявления и нейтрализацию возможных негативных факторов, которые предположительно могут воздействовать на личность, а также с целью создания благоприятных условий для ее самоопределения и утверждения в жизни.

Объекты и субъекты социальной защиты детей

Определение 1

Объектами социальной защиты детей являются дети, то есть лица, которые не достигли возраста 18 лет. Различные группы детей требуют различной помощи.

Тем не менее, к приоритетным группам детей, которые нуждаются в социальной защите в первую очередь, относятся:

  • Дети, которые остались без попечения родителей;
  • Дети, уже проживающие в приемных семьях;
  • Дети из многодетных и неполных семей;
  • Дети-сироты;
  • Дети и девиантных и педагогически запущенных семей;
  • Дети из семьей, где родители являются безработными;
  • Дети-инвалиды;
  • Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и в других отдаленных районов;
  • Дети из семей беженцев или вынужденных переселенцев;
  • Дети-жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;
  • Дети, которые состоят на профилактическом учете в органах внутренних дел;
  • Дети, имеющие психологические и физические недостатки в развитии.

Субъектами социальной защиты детей являются три уровня власти: законодательная, исполнительная и судебная.

В сфере социальной защиты детей приоритет также отдается государству и создаваемым им институтам, на основе которых формируется социальная политика и законодательство в сфере отношений детей. А также через государственные институты обеспечивается реализация социальной защиты, гарантии социальной безопасности.

Читайте также:  Приемы обследования речевого развития ребенка

К субъектам также можно отнести общественные организации, благотворительные союзы, церковь, политические партии, предприятия и учреждения, а также средства массовой информации, юношеские детские организации, в том числе спортивного направления, частные лица, которые занимаются благотворительностью и ведут спонсорскую деятельность.

Замечание 2

Основополагающую роль в социальной защите детства имеют семья и школа.

А также немаловажную роль играют специальные социальные службы, такие как приюты, дома-интернаты, муниципальные службы и системы стационарных учреждений, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, учреждения дополнительного образования и развития детей, реабилитационные и консультационные организации.

Социальные педагоги и работники социальных учреждений, а также другие частные специалисты в сфере социальной защиты детей также являются субъектами социальной защиты.

Проблематика социальной защиты детей всегда является актуальной, в любое время и в любом обществе. Связано это чаще всего с тем, что дети всегда нуждаются и будут нуждаться в опеке взрослых, в меру того что им для самостоятельной жизни недостаточно ни физического, ни психологического, ни жизненного опыта.

Опека взрослых также проявляется на государственном уровне и уровне местного самоуправления через институты социальной защиты.

Государство, общество в целом обязаны осуществлять защиту детей от опасностей, удовлетворять минимальные потребности и в целом обеспечивать содержание детей.

В России, как и в современном мире, социальная защита детства является одним из приоритетных факторов экономического, социального и культурного развития общества. Она представляет основу социальной политики государства.

Одним из наиболее важных элементов правового статуса ребенка сегодня, является право на получение социальной защиты.

Замечание 3

Под системой социальной защиты детства понимают такую систему различных мероприятий, которые являются официальными и осуществляемыми обществом с целью обеспечения гарантированных условий жизни, а также гармоничного развития ребенка в процессе удовлетворения его потребностей и интересов.

Источник

:

5 ,

..

-2006

1.

2.

3. , ,

, , , , , , , , . ; , , , .

– , , – . – , , , ; , , , , . : , – , ..

1.

– , – . , , . , , , , .

. , , .

, – . , , : , , ; , , . , , , .

, , – , , , ( 12 16 ). , : ( I ), ( 1 3 ), ( 3 6-7 ), . , , 15 – 16 . , , , 14. 14 , – , , , , .

, , . , – 18 . 15 . 14 . , , 18 , .. . 11-12 (. 54-78) , : 57 , 10 , ( ) , ; , , ; ; .

() , , , , , , , , . – , – . , .

.. .. , , , , , , , , , , .

, , , . , , , .

. , , , , , . .

2.

, , , .. , , ; -, ( ); – , , , ( ); – ; , , ; , , .

, , . , : -, -, -, .

– ( ) – , , , , , . – . : , , , , – .

– . , , , , , . , , . , .

, , , – , . 70- . XX . , , , , , . , , , , , ., , .

. 23 , , , , , , , , , , , , , , .

– , – , , , . , , , . , , .

, -. , . , , , .. , , – , .

, , – . , . 7 , . , , . 20, , .

– . . , ( , , – .), , , .

. , – – . . : 40% – ; 30% – ; 10% – .

, , , , , , , , .

, , , . , , . , , , , , . , , , , . , , , , , . , .

– , . . 18- , . , 14 . , , , .. 14 , .

. 40 – , , , , , , , . – , .

, , , ( , , , ..), , . – , , , () .., . .

, , .

, -, , , , . , , , , .

:

1) , – ;

2) , ;

3) , ;

4) , – – ;

5) – .

, , , ( , , ), , , , , , – , , . . , , . , , , , , , , , .

, – . , , , (, , ), , , , – . , , , , .

, , – , , . , , – .

, , , , . , , , . : , ; .. – , , .. – .

– , , , , , . , , – , . , , . , , . – , , , , , . .

:

– ( , , , ; );

– , ;

– , ;

– , , ;

– . – ; -.

– , , , – .. – , .

– , : , , .

3. , ,

. . Ի (1997), , . – , , .

( ), () , , () . , ; ; ; ; ; ; . ( 6 ), ( ), , .

, , : ; ( , , ..); , , .. ( , , ..), .

– , . ( , , . .). , , , , .

, , , , , , , ( , ), , .

15 – 20% , (, , ..) . , ( ).

10%.

. , : ; (); ; ; 10 .

(1991) : 16- ; ( ), ; 10 , , ( ) () – , ; 10 , , ; , .

, , , . : ( , ), – ( ).

:

– ( , , , );

– ( , , , , ..); ( , );

– ( , ..);

– , , .. ;

– , .

. , . . .

.

, . – , , .

, . – . , , , – , , – .

, , .

, . , . , , , – , .

, .

:

– ( );

– , , ;

– ( , );

– – ;

– ( );

– ( , ; , , , );

– , ( ; ; – ; , ; , );

– , , ..

(1992) :

– 30 % , , , , , , , – , , ;

– , , 6 ;

– (, , , ;

– ;

– ( ) ;

– , ;

– , , ;

– – 0,15 ;

– , , ;

– ( : , , , . .);

– , () , .

– , . . – , :

– , , , ;

– — , ;

– .

1. . . ., 1998.

2. .. // . 1992. 7 8. . 24 27.

3. .. . ., 1930.

4. .., .. . ., 1999.

5. : / . .. . ., 2001.

6. . // . 2005. 1. . 23 30.

7. ., . . // . 2005. 2. .4344.

8. .. ., 2001.

9. .. – . ., 2004.

10. / . .. , .. . , 1989.

11. . . ., 1987.

12. .. ( ) // : : III – (. , 25 2000 .) / . .. . : – , 2000. . 64 69.

13. .. . , 1996.

14. .. . ., 2002.

Источник