Ребенок инвалид развитие памяти

Ребенок инвалид развитие памяти thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Петрова О.В.

 МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов, solnce.ds@yandex.ru

Главным ориентиром в окружающем мире для ребенка является основа его психической жизни, основа сознания человека – память. Ребёнок запоминает всё, что его окружает, восхищает. Благодаря памяти ребёнок запоминает и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.

Ребенок без проблем запомнит то, что его удивило и заинтересовало. Такие виды памяти как произвольное и не произвольное запоминание зависит от волевых особенностей ребенка и от способов запоминания.

Не произвольный вид памяти, это когда ребенок не ставит перед собой цели запомнить тот или иной материал, все запоминается само собой, при этом не применялись какие-либо специальные приемы для запоминания, без волевых усилий.

Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приёмы, применяют волевое усилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Ребенок на много лучше и быстрее запомнит ту информацию, которая приобретет значение деятельности.

Чтобы воспроизвести информацию, ребёнку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность.

Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются в свойствах нервных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра. Игра – ведущий вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации.

Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Обязательные элементы при организации игры с детьми младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем – это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребёнок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребёнку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребёнку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях.

Очень важно при развитии психического процесса – памяти интеллектуально – пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.

Слабость памяти у детей с ОВЗ проявляется в трудностях не только получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения. Воспроизведение – сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приёмами запоминания и припоминания приводит детей с ОВЗ к ошибкам при воспроизведении. При работе с детьми с ОВЗ была выявлена такая их особенность, как привнесение в воспроизводимый материал. Осознавая, что того, что воспроизвели недостаточно, они добавляют свои объекты.

Таким образом, исследования памяти детей с ОВЗ показали, что им требуется значительно большее количество повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка. Но даже при повторении материала они часто совершают одни и те же ошибки.

Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.

Литература:

1. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников». Изд.: М.: «АРКТИ». 2008г.

2. Семенович А. В. – «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» – М.: Изд. центр. «Академия» 2002г.

3. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. – №3. – 77 с.

4. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.

Источник

Развитие памяти у детей с ОВЗ

Особенности памяти у детей с ОВЗ

Обучение детей с ОВЗ в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют зрительную, слуховую и двигательную память.

Точность и прочность запоминания обучающихся с ОВЗ словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям.

Обучающиеся с ОВЗ обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание прослушанного.

Развитие памяти у детей с ОВЗ

Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. В свою очередь нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов. В начальной школе на школьников обрушивается огромный поток информации, усвоить который ребенку с проблемами в развитии очень непросто. И, прежде всего причиной этого является низкий уровень развития памяти. Поэтому необходимо целенаправленное развитие и коррекция мнемической деятельности обучающихся с ОВЗ .

Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания .

Специальная – коррекционная работа способствует устранению недостатков памяти и представлений. Проведение учебно-воспитательной работы с установкой на развитие осмысленного запоминания – один из самых эффективных путей оптимизации запоминания, сохранения и воспроизведения .

Одна из характерных особенностей развития памяти у школьников с ОВЗ – это отклонение от наблюдаемого у нормально развивающихся сверстников соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием. Ученики младших классов, в ряде случаев воспринимают материал не стараясь его запомнить . Этим обусловлено слабое запоминание. У таких детей отстает в развитии не только преднамеренное запоминание, но и не преднамеренное. Поэтому нужно уделять внимание развитию и этого вида запоминания .

Для успешного запоминания необходимо осмысление материала, осознание его содержания. Если материала запоминается без должного понимания содержания, он запечатлевается в памяти в результате «механического» заучивания, опирающегося только на многократные повторения. Осмысленное запоминание отличается от механического запоминания тем, что оно происходит всегда в единстве с процессами мышления, способствующими лучшему закреплению материала в памяти, и оно более продуктивно, чем механическое .

Преимущество осмысленного запоминания перед механическим запоминанием в том, что в процессе его осуществления устанавливаются опосредствованные связи между отдельными частями материала, что не происходит при механическом запоминании. В основе механического запоминания лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов. При осмысленном запоминании всегда участвует прошлый опыт, ранее усвоенные знания и навыки, содействующие более эффективному запоминанию .

Читайте также:  Какова роль взрослого в развитии ребенка

Если запоминание осмысленное, то точность и прочность материала эффективнее, чем при механическом запоминание. При осмысленном запоминании устанавливаются опосредованные связи между отдельными частями материала. Исследования Л. В. Занкова , посвященные изучению развития памяти у обучающихся коррекционной школы показали, что школьники в возрасте 9-10 лет на владеют даже элементарными навыками осмысленного запоминания. Осмысленное запоминание очень важно в процессе усвоения знаний. Для того, чтобы развить осмысленное запоминание необходимо обучение рациональным приемам запоминания. Умственно отсталых школьников младшего школьного возраста необходимо обучить умению находить сходство между объектами, умению сравнивать .

У детей с ОВЗ в процессе обучения большое внимание надо уделить развитию умения сознательно и целенаправленно запоминать существенные, наиболее важные для учебной и практической деятельности сведения и факты. Важно научить таких детей расчленять материал на отдельные смысловые части, уметь осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические отношения.

Учитывая слабость памяти учеников коррекционной школы, необходимо сначала создать условия для облегчения этого процесса. С этой целью информация подается малыми порциями, задействуется максимально возможное количество анализаторов при восприятии, новый материал связывается с опытом ребенка, организуются разнообразные формы повторения.

В процессе запоминания и усвоения учебного материала важно отношение и интерес школьника к учебе.

Большое значение в усвоении и запоминание учебного материала играет повторение. Обучающиеся с ОВЗ не умеют пользоваться рациональными приемами повторения в процессе заучивания. Они пассивно повторяют материал много раз подряд, не делая необходимых попыток воспроизвести его. Такое заучивание приводит в ряде случаев к тому, что узнавание материала в процессе повторения принимается школьником за запоминание. Необходимо научить правильно организовывать повторение. Заучивание должно начинаться с предварительного ознакомления с содержанием материала. Материал необходимо делить на смысловые части, а из каждой такой части нужно выделить опорные пункты – отдельные слова или выражения, которые потом помогли бы воспроизвести соответствующую часть текста.

Для запоминания используются разные вспомогательные приемы: классификацию, обозначения слов с помощью схематических и символических изображений (пиктограмм). Пиктограммы являются самыми эффективными, так как вызывают заинтересованность, стимулируют к творчеству, способствуют активизации мышления и воображения. Ученикам предлагали в процессе объяснения новой темы из естественных и гуманитарных учебных дисциплин делать схематические рисунки. Использования этих рисунков во время воссоздания значительно облегчали актуализацию знаний. Пиктограммы исполняли роль внешней опоры, которая способствовала мобилизации деятельности мозга в определенном направлении.

Важно также варьировать повторения. Особое значение имеет повторение ранее усвоенного материала при изучении нового материала. Важно установить, какое существует между ними сходство и различие. В результате материал осознается и запоминается лучше, так как сравнение активизирует мышление учащихся ,приводя к образованию смысловых связей, что в свою очередь способствует лучшему запоминанию.

Забывание изученного особенно интенсивно происходят сразу после заучивания, а дальше его темп замедляется. Поэтому, для того, чтобы предотвратить забывание, надо организовывать повторение сразу после заучивания. В обучении детей с ОВЗ это имеет большое значение, поскольку временные нервные связки, которые лежат в основе памяти, производятся очень медленно и, если их сразу крепко не закрепить, они быстро угаснут, и тогда придется опять заучивать материал, а не закреплять. Изучать во второй раз материал значительно тяжелее, ведь он воспринимается учениками уже без интереса, не вызывает у них ориентировочного рефлекса. В коррекционных школах на повторение изученного в учебных программах выделяется много времени. Дети занимаются повторением в начале и в конце четверти и учебного года, повторяют только что усвоенный материал, а также тот, который изучался давно, но нужен для овладения новой темы.

Процесс воспроизведения у обучающихся с ОВЗ также имеет свои особенности. Школьники привносят такие данные, которые отсутствовали в воспринятом материале ранее. Многие привнесения замещают плохо запомнившиеся участки текста. В том, что обучающиеся с ОВЗ привносят в воспроизведение отсутствующие в материале данные, проявляется характерное для них нарушение целенаправленной деятельности. В процессе коррекционно-воспитательной работы нужно обратить на это серьезное внимание .

Для укрепления памяти и преодоления забывчивости так организовать режим обучающихся с ОВЗ, при которой могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов. Как правило, не учитывая этого, учителя пытаются достигнуть лучшего усвоения учебного материала только с помощью его многократных повторений. В итоге получаются только отрицательные результаты, дети отвечают на уроках все хуже и хуже. Из этого не следует делать вывод о том, что всем обучающимся коррекционной школы полезнее больше спать, чем заниматься. Необходим дифференцированный подход к организации режима труда и отдыха учащихся.

Коррекционная работа по развитию произвольной памяти у обучающихся с ОВЗ должна носит комплексный характер, и включать в себя развития памяти, внимания, наблюдательности, творческого и причинного мышления. Строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся и учитывать принципы поэтапного формирования умственных действий. Коррекционная работа должна опираться на принцип систематичности и последовательности в обучении детей с ОВЗ приемами запоминания и предусматривать максимальное включение в работу анализаторов.

Развитию произвольной памяти служат такие игры, как «Вспоминайка» (детям предлагают прослушать строки и предлагают вспомнить из какой они сказки, «Что изменилось», «Вспомни и покажи» (детям предлагают воспроизвести движения знакомых объектов), «Цепочка действий» (ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно), «Запомни движения» (дети повторяют движение рук и ног за ведущим, когда они запоминают очередность упражнения, повторяют их в обратном порядке), «Я положила на стол», «Какого предмета не хватает», собрать пазл и нарисовать по памяти картинку.

Приемы осмысленного запоминания

а) Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; 

б)  Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам; 

в) Классифицировать предметы и явления на основе обобщения; 

г) Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания;

д) Обозначения слов с помощью символических рисунков (пиктограмм).

Список литературы:

1.Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений – М: Педагогическое общество России, – 2009.

2.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок – М.: Педагогика 1995.-390 с.

3.Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. – М., 2004.

4.Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми – М.: Ин-т общегуманитарных исследований:Секачев,2002.

5.Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии – М: Издательский центр «Академия», 1998.

7.Черемошкина Л.В. Психология памяти – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Источник

Шаталова Елена Юрьевна
Способы развития памяти у детей с ОВЗ дошкольного возраста

Развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей является актуальной темой для педагогов. Возможности памяти данной категории лиц ограничены и отличаются качественным своеобразием,а именно :объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена,

информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения.

Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.

Читайте также:  Сводная карта индивидуального развития ребенка

Оптимизация развития памяти у детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание педагогов и специалистов на протяжении многих лет.

У детей с ОВЗ отмечается :значительное ослабление памяти (ограниченный объем запоминания);продолжительность запоминания смысловой информации; склонность к механическому бездушному заучиванию материала; сложности с воспроизведением словесного материала; сложности в самоорганизации мнемонической деятельности.

Следствия нарушения памяти: трудности в усвоении программы; снижение продуктивного потенциала;

школьная дезадаптация.

Важно организовывать увлекательные и познавательные игры с ребенком целенаправленно и систематически! В игре создаются условия, когда ребенок может при многократных повторениях определенных действий, накапливать информационный багаж при эмоционально положительном отношении к поставленной учебной задаче.

Игра включает в себя развивающую цель, игровые правила и действия. Игру организует взрослый и остается с ребенком полноправным участником, направляя игровые действия ребенка или группы детей. Взрослому необходимо проявить заинтересованность в игре, соучастие, чтобы вызвать эмоциональный отклик у ребенка, интерес, желание продолжать игру.

Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях

Таким образом, используя игровую деятельность возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как свет, форма, величина, пространственное расположение и т. д. ;процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов; должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рационально сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

необходимо обеспечивать развития самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок; игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса.

Очень важно при развитии психического процесса — памяти интеллектуально-пассивных детей, и детейс ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.

В таких условиях, возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

Для лучшего развития памяти предлагаю проводить с детьми увлекательные игры.

Для развития слуховой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста провожу

дидактические игры:

«Запомни картинку»

ЦЕЛЬ: Развить зрительную память.

1. Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться

запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

«Запомни слова»

ЦЕЛЬ: Развивать слуховую память.

1. На какие две группы можно разделить эти слова.

«Какой игрушки не хватает?»

ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.

Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза.

Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличив количество игрушек.

Ничего не убирать, только менять игрушки местами.

«Бусы»

ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.

Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны

бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе

бумаги.

«Где спрятана игрушка»

Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных

коробка. В один из ящиков на глазах ребёнка следует положить какую-нибудь маленькую

игрушку: «Запомни куда я положила». Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого

ребёнка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

Убрать ящики на более длительное время.

Спрятать 2, а потом три игрушки.

Заменит игрушки.

«Кому что нужно для работы»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых

каждой из них.

Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по

темам.

Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам.

Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей.

Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных

профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по

соответствующим профессиям.

Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).

«Поможем няне»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей.

Игровое правило: Правильно собирать из частей целое.

Игровые действия: Поиск, складывание частей целого.

Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы.

Ход игры: Роль няни может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.

Детям объясняют, что их няне нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются.

(вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает «

стирающее»событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун

роняет вазы. Няня огорчается. Детям предлагается порадовать няню, собрать и «склеить» вазы.

Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.

«Заколдованный мешочек»

Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме,

материалу.

Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет.

Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета.

Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми

фруктами (по возможности настоящие).

Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки

нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро.

Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от

долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его

открыть, то все исчезнет».

Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты

(овощи).

После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по

их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка.

«Магазин»

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки;

узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: воспитатель покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её

узнает.

Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание

игрушки.

Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям воспитатель сможет купить игрушку в том

случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка жодино

узнать ее в магазине.

-Пуговицы

Играют двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц, причем наборы абсолютно

одинаковые. Внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется. Количество пуговиц из

набора, используемых в игре,зависит от уровня сложности последней: чем сложнее игра, тем

больше используется пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед

играющими лежит весь набор, из которого выбираются эти пуговицы. У каждого игрока есть

игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем сложнее игра, тем

больше клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле из четырех или шести клеток.

Итак, игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из 4-6 клеток. Начинающий игру

выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник игры

должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего первый

накрывает свое поле листком, а второй должен выбрать из своего набора и расставить на своем

поле соответствующие пуговицы. Затем выполняется правильность выполнения задания.

Игра усложняется появлением большего числа клеток на игровом поле и большего количества

пуговиц.

Как правило, дети сначала не могут справиться с игрой. Им предлагается брать каждую

пуговицу в руки, рассматривать, ощупывать, описывать внешний вид вслух, также вслух

объяснять себе, где эта пуговица лежит. При соблюдении такого способа запоминания результат,

как правило, неплохой.

цветовые оттенки.

-Сосед, подними руку

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора, образуют круг. По жребию выбирают

водящего, который встает посреди круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается

напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился

водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять

вверх одну руку (сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая ближе к

игроку, который между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то он меняется с водящим ролями.

Играют в установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был ведущим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не

ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается.

-Выполни движения

Цель: Развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений.

Ход игры

Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить

движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие

ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

Комплекс 1

(И. п. – основная стойка)

1) руки вверх;

2) хлопок над головой;

3) руки в стороны;

4) руки к плечам;

5) руки вниз.

Комплекс 2

1) руки на пояс;

2) наклон влево;

3) исходное положение;

4) наклон вправо;

5) исходное положение.

Комплекс 3

1) голову повернуть налево;

2) голову повернуть направо;

3) голову держать прямо;

4) голову опустить вниз.

Комплекс 4

1) руки вперед;

2) присесть;

3) исходное положение;

4) голову повернуть направо;

5) голову повернуть налево;

6) голова прямо.

Варианты:

1. Показ упражнений можно сочетать с названием движения. В этом случае развивается еще и

слуховая память.

2. Движения не показываются, а только называются. Ребенок должен вспомнить, как они

выполняются.

-У ребят порядок строгий

Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения.

Ход игры

Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в

произвольном порядке по залу,произнося слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места;

Так трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует:

«Становитесь!». Дети должны быстро построиться на свои места, в направлении, указанном

педагогом.

Варианты:

1. После каждого построения порядок расположения игроков меняется.

2. Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог

поднимает руку в сторону, дети строятся в шеренгу.

-Волшебная цифра

Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные

способности.

Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.

Ход игры

Педагог говорит, что если хорошо знать цифры, то попадешь в страну знаний. Для каждого он

сообщает его волшебную цифру.

На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой

номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к ковру и ищут свою

цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание. Если в группе много детей,

можно провести эстафету.

-Тайное движение

Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.

Ход игры

Ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за

ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговоренного. Вместо этого упражнения

дети должны выполнять другое, тоже, заранее оговоренное. К примеру, вместо тайного

упражнения присесть они должны поднять руки вверх.

Отмечаются дети, без ошибок выполнявшие упражнения.

-Ловишки с мячом

Цели: развивать память, ловкость, скоростные способности; закреплять счет.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети, стоя в кругу,передают друг другу мяч со словами:

Раз, два, три –

Мяч скорей бери.

Четыре, пять, шесть –

Вон он, вон он здесь.

Семь, восемь, девять –

Бросай, кто умеет.

Тот игрок, у которого на последнем слове окажется мяч,говорит: «Я» и бросает его в

разбегающихся детей. Осалив мячом первого игрока, «ловишка» берет мяч в руки. Играющие

вновь строятся в круг. Игра продолжается.

Игры для развития различных видов памяти

-Чего не стало

Для ребят дошкольного возраста существует игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На

столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну – две

минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача

ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста

предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Ответные

действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, ребенок может найти

игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с

названием игрушки и т. д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место

расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот

порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?

», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

-Узнай предмет

Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку

старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку

различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен

догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему

предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они

вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2

мыслительные операции – узнавание и запоминание.

-Нарисуй фигуру

Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что

он запомнил. Более сложный вариант – попроси?