Ребенок и сказка речевое развитие

Ребенок и сказка речевое развитие thumbnail

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

По теме: «Роль сказки в развитии речи дошкольников».

Подготовила: Железнякова О.А.

Санкт-Петербург, Колпино

2018 г.

Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала – колыбельными, затем – пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: “Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории “из жизни”? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить новые ценности.

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, – как бы между прочим,-важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка
  • передает готовые художественные обороты и метафоры
  • показывает пример составления различных предложений
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.

Формы работы со сказкой могут быть различны:

  • пересказ
  • сочинение сказочных историй
  • придумывание своего окончания
  • добавление нового героя
  • Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
  • Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
  • Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
  • Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».

Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.

Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.

Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.

  • Кто расскажет, в какие необыкновенные места мы направляемся
  • Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь
  • Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны

В старшем возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.

Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства – мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Источник

3 Сентября 2020

Роль сказки в развитии речи

Каждый родитель желает знать, как научить ребенка говорить связно и правильно, ведь богатая речь не только один из важнейших показателей общего развития, но и залог успешности в будущем. Умение ясно выражать свои мысли и общаться с другими всегда было основным социальным навыком. Говоря же проще, развитая речь поможет малышу хорошо учиться и легко заводить друзей.

razvitie_rechi_rebenka1.jpgНакопление и обмен информацией основа прогресса, а с появлением новых технологий обмен информацией ускорился в разы. Трудно представить себе современного человека без смартфона или планшета, и дети не исключение. Сейчас малыш зачастую осваивает гаджеты раньше, чем учится ходить. Мама вручает ему смартфон, дожидаясь своей очереди в поликлинике, или в долгой дороге, или (что уж греха таить) если просто хочет посидеть минутку в тишине и отдохнуть.

Сколько бы ученые не спорили, хорошо это или плохо, гаджеты стали неотъемлемой частью современной жизни – с этим-то не поспоришь. Ребенок с удовольствием смотрит мультики, разглядывает цветные картинки, слушает музыку. Гаджеты помогают развлечь и отвлечь малыша, но, к сожалению, мало чему могут научить. Доказано, что новые слова дети запоминают только с живого голоса. Ни мультфильмы, ни развивалки на YouTube, ни аудиокниги говорить не научат. Для развития речи необходимо непосредственное, реальное общение.

Читайте также:  Развитие речи ребенка раннего возраста семаго

razvitie_rechi_rebenka2.jpg

И лучшим помощником в развитии речи остается старая добрая сказка. Прежде всего, это народная сказка. Цикличность сюжета и повторяющиеся речевые формы (бил-бил – не разбил, шел он, шел – и пришел) легко запомнить и хочется повторить, а повторение, как известно, мать учения.

Простой, но интересный сюжет, яркие герои (смешные или страшные), ритмическая структура, отшлифованная на протяжении веков многочисленными рассказчиками как морской камешек, обкатанный волнами до безупречной гладкости, делает сказку бесценным тренажером речи для детей, от совсем маленьких, 3 –9 месяцев, до матерых дошкольников 5 – 6 лет.

Сказка развивает не только образную, выразительную речь, но и воображение, логическое и творческое мышление, закладывает основы нравственного воспитания. Малыш учится думать, фантазировать, понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и. конечно, говорить. Первые шаги не сделать без поддержки, тоже и с речью. Народная сказка своего рода ходунки для малыша, осваивающего первые слова.

Как развивать речь детей сказкой

У детей до года чтение вслух (в том числе, и сказок) формирует пассивный словарный запас. Чем больше вы общаетесь с ребенком, читаете и рассказываете, тем проще ему будет заговорить.

Дети от года до трех обычно уже увлеченно слушают короткие сказки, пытаются повторять за родителями рифмованные словосочетания (те самые тянут-потянут и волк-зубами щелк), с удовольствием вступают в диалог. Лепечущий малыш выглядит мило и забавно, и не подумаешь, что он решает наисерьезнейшие задачи: учится вдумчиво слушать, задавать вопросы и отвечать на них. Как ему помочь? Довольно просто, если к вашей безграничной любви прилагается примерно столько же терпения.

razvitie_rechi_rebenka6.jpg

  1. Усадите ребенка к себе на колени, чтобы его ничто не отвлекало, и он чувствовал себя комфортно. Если рассказываете – держите его так, чтобы он видел вас, ваши жесты. Если читаете – так, чтобы видел картинки в книге.
  2. Старайтесь читать выразительно, по ролям. Будете бубнить, будущее русской словесности быстро соскучится и попробует от вас удрать, а то и вовсе уснет. Обучение во сне, конечно, имеет свои преимущества, но не стоит каждый раз доводить до этого.
  3. Учите малыша узнавать героев, показывая их на картинках. Народная сказка хороша и забавными рифмованными эпитетами, характеризующими персонажей. Ему наверняка понравятся и запомнятся мышка-норушка, кот-серый лоб, лисичка-сестричкка и другие сказочные звери.
  4. Задавайте вопросы по ходу чтения. Поначалу вам придется и отвечать на них, показывая ребенку пример, но, со временем, повторяя за вами, он начнет отвечать самостоятельно.
  5. Лучше, чтобы первые предположительные ответы строились на самом простом звукоподражании. Что говорит коровка? А котик? А лягушка? Честное слово, все эти «му» и «ква» очень важны, они помогают ребенку постичь саму суть диалога.
  6. Читайте сказку столько раз, сколько малыш попросит. Повторения, повторения, дети любят повторения и повторения детям полезны. Даже если зайчик-побегайчик и колобок-румяный бок станут сниться вам в кошмарах – не сдавайтесь. Ребенку важно слушать любимую сказку снова и снова.

Однако не переусердствуйте. Не слишком утомляйте малыша, не требуйте чрезмерной усидчивости, такие вещи прививаются постепенно. Отбить охоту к чтению ему успеют и в школе.

С детьми 3-5 лет полезно не только читать, но и обсуждать сказки. Речь не развивается сама по себе, в пустоте. Чтобы ребенок говорил лучше и больше, ему, как, впрочем, и любому человеку, нужен повод и предмет разговора. Сказка предоставляет практически неисчерпаемые возможности. Это для вас сказка – ложь, ребенок же лет до пяти обычно еще не понимает разницы между выдумкой и реальностью. Для него за темными лесами, за быстрыми реками, за высокими горами на самом деле бродят глупые медведи, скачут находчивые зайки, а отважные кот и дрозд побеждают хитрюгу-лису. Вот и поговорите с ним об этом.

razvitie_rechi_rebenka3.jpg

  1. Прочитав сказку, обсудите героев. Кто и что сделал, кто непослушный, кто хитрый, кто храбрый, кто поступил правильно, а кто неправильно, и почему. Приобщая малыша к началам этики, вы, вместе с тем, расширяете его кругозор и словарный запас.
  2. Объясняйте значение новых слов. Если ребенок не понимает, о чем история, он быстро потеряет к ней интерес. Обязательно загляните в словари, поскольку и в самых простых сказках вы столкнетесь со словами, которые не сразу сможете объяснить. Что такое луб? Почему яичко костяно? Почему избушка – домик, и теремок – тоже домик? Лучше подготовиться заранее, уж поверьте.
  3. Читая уже знакомую сказку, делайте паузы, предоставляя малышу возможность закончить предложение за вас или назвать имя персонажа. Многие взрослые требуют, чтобы их слушали и не перебивали. Но чем больше малыш говорит, тем лучше у него это получается. А научить его вежливости уже другой вопрос.

Для дошкольников 5-6 лет задачи развития речи усложняются, становятся интереснее и разнообразнее.

razvitie_rechi_rebenka4.jpg

1. В очередной раз прочитав любимую сказку, попросите ее пересказать. Пересказ развивает память, внимание и связную речь. Направляйте малыша, чтобы он придерживался по возможности логики сюжета и научился выделять главные моменты. Задавайте вопросы-подсказки: куда пошел царевич? кого встретил? какой волшебный предмет отыскал?

2. А теперь все наоборот! Импровизируйте. Предложите сочинить новую сказку о любимых героях, придумать своих собственных, соединить несколько сказочных сюжетов в один. Ребенок научится находить интересные решения, мыслить нестандартно. А расширяются границы воображаемого – развивается и речь.

3. Бывает, что и дети постарше не сразу справляются с сочинительством. Нарушение привычного хода повествования сбивает их с толку. В таком случае, оставьте это дело на потом – не стоит превращать занимательную игру в педагогическую пытку.

4. Подойти к вопросу развития речи можно и с другой стороны. Рассказывая знакомую сказку, нарочно допускайте неточности. Дети в большинстве своем на удивление консервативны, и требуют, чтобы мама или папа, рассказывая, точно придерживались первоначального варианта текста. Поправляя вас (и довольно строго, не сомневайтесь), ваш потенциальный Тургенев научится логично выстраивать историю, запоминать значимые детали, и, что не менее важно, отстаивать свою точку зрения.

Роль народной сказки в развитии речи, конечно, остается ведущей, но не стоит пренебрегать и новыми, современными сказками. Прежде чем курочка Ряба впорхнула в сокровищницу русской литературы, кто-то же ее придумал? И, хоть лубяной избушки сейчас, пожалуй, днем с огнем не сыщешь, волшебство никуда не делось. Люди продолжают сочинять сказки для своих детей, и сказки эти, безусловно, заслуживают внимания.

razvitie_rechi_rebenka5.jpg

Книги для развития речи в Хоббитеке:

Развитие речи и мышления. Ложимся спать. Мышонку не спится.

mish_lozhitsa_spat.jpeg
Автор Елена Киричек. Возрастная рекомендация 2+.
Серия: Академия малыша.

Иван-царевич и тридевятое царство это, конечно, хорошо, но обычная жизнь тоже полна чудес и открытий, особенно если тебе всего-то два года! Кроме истории о мышонке, который не может уснуть и придумывает себе сны, книга содержит простые, но интересные задания, развивающие мышление и речь. В какой одежде ходят на прогулку, а в какой ложатся спать? Какие предметы есть в доме? Что бы такое сгрызть перед сном, морковку или пианино? Найти ответы помогут понятные и красивые картинки. Кроме того, на каждой странице есть небольшой словарик из 10-12 новых слов.

В серии Академия малыша представлены еще две книги Елены Киричек – Киска идет гулять и Мишка чинит диван.

Первый день лета

1-den-leta.jpeg
Автор Ребекка Эллиот. Возрастная рекомендация 3+.
Серия: Сказки на ночь

Милейшая солнечная история о любопытном лисенке, который отправился на прогулку со своей мамой. Волшебные иллюстрации понравятся и самым маленьким, а детей постарше увлечет добрая, трогательная сказка. Книга поможет развить ассоциативно-образное мышление, изрядно пополнит словарный запас, и ваш ребенок, вслед за любопытным лисенком, сам станет задавать тысячу вопросов.

Читайте также:  Развитие ребенка 1год 9месяцев

В серии Сказки на ночь вы сможете найти еще одну книжку об этой симпатичной лисьей семейке – Первый день зимы.

Динозаврик ищет маму

dino-search-mama.jpeg
Автор Оккли Грехэм. Возрастная рекомендация 3+.
Серия: Сказки на ночь

Снесла курочка золотое яичко, а вылупилась-то из него царевна-лягушка! Ну, не совсем курочка, и не совсем лягушка, но яичко золотое точно было! Смешная и очень интересная сказка о маленьком динозаврике, который ищет маму. Книга обоснуется в детской библиотеке надолго. Достаточно плотная бумага и яркие, красивые картинки позволяют читать ее малышам до года, забавная история наверняка станет любимой у детей от двух лет, а простой текст и крупный шрифт идеально подойдут для первого самостоятельного чтения.

Поклонникам динозавров и монстриков будет страшно интересно прочесть и другую книгу Грехэма – Бармаглот. Фантастическое продолжение баллады Льюиса Кэрролла.

Источник

Ответственных родителей всегда интересует вопрос гармоничного развития ребенка. Им хочется, чтобы малыш не отставал от сверстников или даже опережал их. Один из важнейших показателей успешности развития ребенка  — это речь. Она должна быть правильная, богатая, эмоционально окрашенная.

Развить эти характеристики речи можно через чтение сказок. В статье приводятся советы, как преподнести текст произведения, обсудить его с малышом и пересказать. Вы найдете информацию о том, как играть с ребенком в сказку, разыгрывать сценки и выполнять творческие задания по прочитанному. Вам будут представлены перечни сборников, подходящие детям в определенном возрасте.

Содержание:

  • Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка
    • Как читать сказки детям в 1-3 года
    • Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет
    • Как пересказывать сказку детям 5-7 лет
  • Как инсценировать сказку
    • Пальчиковый театр
    • Кукольный театр
    • Драматический театр
  • Как играть с ребенком в сказку
  • Творчество по сюжету сказки
  • Лучшие сборники сказок
    • Детям 1-2 лет
    • Детям 3-4 лет
    • Детям 5-7 лет
  • Заключение

Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка

Чтение сказок подходит детям в любом возрасте. Они получают мощный стимул к развитию в увлекательной форме.Во время слушания у детей активизируется память, внимание, воображение, обогащается словарный запас.

Игры по прочитанному сюжету зарождают творческие способности, улучшают мышление, учат фантазировать. Инсценировки, обсуждения сказки, творчество — мощные средства для развития речи. У детей улучшается произношение. Они учатся говорить связно и выразительно.

Как читать сказки детям в 1-3 года

Крайне важно не навредить, не наскучить и не привить неприязнь к занятиям с раннего возраста. При чтении сказки следует обратить внимание на несложные, но важные правила:

  1. Проводить занятия надо, учитывая особенности возраста ребенка. Тогда малыш будет легко и с удовольствием получать новые знания

Главное, на что должны опираться родители — это интерес. Детские психологи утверждают, что ребенок развивается, занимаясь общим интересным делом со взрослым.

Ничто не должно отвлекать читателя и маленького слушателя от чтения.

  1. Необходимо посадить малыша так, чтобы он видел  жесты и мимику взрослого. На интересных моментах нужно делать паузы, активно жестикулировать, играть. Так ребенок не заскучает и будет слушать с удовольствием.
  2. Если карапуз еще не в состоянии прослушать сказку целиком — надо сокращать повествование. Можно рассказывать или читать только основные  моменты. Когда усидчивость и внимание малыша улучшатся — увеличить продолжительность чтения.
  3. Рассказывать сказку своими словами, а не читать по книге — это значит дать ребенку  яркий пример связной и выразительной речи. Заинтересовать малыша помогут яркие картинки и игрушки. Пусть игрушки будут актерами и устроят ребенку представление. Такой прием научит соотносить новые, абстрактные понятия с уже известными ему вещами и персонажами. Малышу это доставит удовольствие и удержит его внимание.
  4. Стоит читать всей семьей. Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат по-своему преподнесут сюжет. У каждого из них индивидуальная интонация, мимика, эмоциональность, особый вариант развития событий сказки.
  5. Во время чтения пусть ребенок повторяет за взрослым. Как мычит корова? Как зовут персонажа? Можно, например, спеть песенку Колобка. Делать это следует эмоционально и ярко. Малышу захочется повторить это за родителем, а потом и произнести самостоятельно.
  6. Нужно читать сказку столько раз, сколько захочет ребенок. Для него важна стабильность. Любимая сказка, даже прослушанная  много раз, не может надоесть.

Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет

чтение сказкиОбсуждая сказку с ребенком, мы касаемся сложных и серьезных тем — добро и зло, взаимовыручка, верность и т.д. Нужно обсуждать прочитанное, пока малыш не уяснит его смысл.

Так расширяется кругозор, происходит знакомство с важнейшими жизненными понятиями.

При обсуждении рекомендуется применять следующие правила:

  1. По ходу чтения следует объяснять незнакомые слова. Необходимо заранее посмотреть трудные значения в словаре, чтобы доходчиво и легко преподнести их. Так ребенку будет проще слушать и понимать. Если он что-то не понял, то быстро потеряет интерес.
  2. Первое время задавать вопросы, на которые достаточно односложного ответа. Так ребенок сможет участвовать в диалоге на доступном ему языке. Если он затрудняется — нужно ответить самим и попросить повторить.
  3. Затем задать вопросы, требующие развернутого ответа. Не страшно, если вначале малыш не сможет придумать его самостоятельно. Взрослый должен дать ответ сам. Ребенок запомнит — сразу или через несколько повторений.
  4. Можно проговаривать начало предложения и показывать на картинку с нужным словом или персонажем. Пусть ребенок озвучит их, завершая фразу.

Например, обсуждая сказку “Зайкина избушка”, следует коснуться  таких проблем, как превосходство силы, готовность помочь тому, кто в беде. Можно задать малышу такие вопросы:

  • Кто главные герои?
  • О чем говорится в сказке?
  • Что такое избушка?
  • Кто построил лубяную избушку?
  • Что такое луб? ( Сразу же нужно объяснить, что это — внутренняя часть коры дерева. Ведь вы заглянули предварительно в словарь )
  • Какая избушка была у лисы?
  • Что случилось весной с ледяной избушкой?
  • Что сделала лиса?
  • Она хорошо поступила?
  • Кого тебе жалко — лису или зайку?
  • Кто пожалел зайку?
  • Кто смог прогнать лису?

Слушая сказку про Винни-Пуха, малыш знакомится с яркими особенностями личности. Он может задуматься о своих характерных чертах. Вести обсуждение можно, например, так:

  • Винни-Пух — это медвежонок, поросенок или мальчик?
  • Как звали поросенка и мальчика?
  • Винни очень любил сладости, особенно мед и сгущенное молоко. А что ему нравилось больше?
  • Как он решил добыть мед?
  • Кто ему помогал?
  • Как?
  • Удалось друзьям попробовать мед?
  • Почему?
  • Какой Винни по характеру — добрый? Злой? Жадный? Обидчивый? Трусливый? Смелый? Веселый? Грустный?
  • Он тебе нравится? Почему он тебе нравится?
  • А Пятачок тебе нравится? Почему? А какой он?
  • А знаешь, что мне очень нравится в Винни Пухе и Пятачке?
  • А знаешь, что я очень-очень люблю в тебе?

Как пересказывать сказку детям 5-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста готовы к развитию речи на более серьезном уровне. Подходящий для этого способ — пересказ прочитанной сказки. Он развивает внимание, мышление, память, монологическую речь, активизирует словарный запас и учит последовательному изложению мыслей.

Пересказывание — довольно сложное занятие для дошкольника. На первых порах ребёнок не знает, с чего начать, не умеет выделять главную мысль, не владеет достаточным словарным запасом. От взрослых требуется терпение и умелая поддержка. Нужно в игровой форме помочь ребёнку овладеть искусством пересказа.

  1. Родителям следует выделять главную мысль прочитанной сказки. Позже можно спрашивать об этом ребёнка по наводящим вопросам. Взрослым стоит высказывать свое мнение, отношение к поступкам героев. Так беседа покажется ребенку увлекательнее.
  2. Читая, родители должны обратить внимание на незнакомые слова, продумать заранее, как их объяснить. Из-за непонятого слова или выражения ребенок может растеряться и даже забыть, о чем он хотел сказать.
  3. Чтецу нужно выделять интонацией, жестами и мимикой важные моменты в тексте — добрый поступок персонажа, напряженный момент и т.д. Это — опорные точки. По ним ребенку будет проще вспомнить прочитанное и рассказать об этом.
  4. Пересказывать лучше по опорным картинкам. Сперва надо рассмотреть иллюстрацию с ребёнком: “Ты так представлял себе персонажа?” Когда картинка его заинтересует, спросить, что делал в этот момент герой. Позже можно переходить непосредственно к пересказу по опорным картинкам. Они должны быть очень подробными, на каждые 1-2 предложения сказки. Затем можно начинать усложненный вариант — чуть менее подробные иллюстрации. “Опытный”  дошкольник может научиться пересказывать по одной картинке на текст.
  5. Полезно рассказывать по ролям. Пусть ребенок перескажет реплику любимого героя, участвуя в диалоге персонажей. Со временем надо увеличивать количество реплик, которые он будет озвучивать.
  6. Можно пересказывать сказку по очереди. Пусть ребенок продолжит реплику взрослого хотя бы одним предложением. При необходимости стоит помочь ему, продолжить пересказ самим. Родители могут сделать вид, что забыли, о чем дальше идёт речь в сказке. Сын или дочь с удовольствием поправят их.

Обязательно нужно хвалить ребёнка за старания. Ему важно видеть свои маленькие успехи и ощущать поддержку любимых людей.

Как инсценировать сказку

игра в сказкуОдно из самых увлекательных занятий для ребенка любого возраста — игра в сказку. Малышам подойдут игры с “одушевлением” героев, игры-инсценировки. Им понравится, если игрушки оживут и разыграют представление. Детям захочется повторить лай собаки или сказать маме, кто из героев спрятался за ширму.

Читайте также:  Основные направления развития ребенка дошкольного возраста фгос дошкольного

Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.

Пальчиковый театр

Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь. Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент.

Кукольный театр

Малыши  могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.

Драматический театр

Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова.

Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности.

Как играть с ребенком в сказку

Ребятам среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить творческие задания. Они задействуют воображение . Обязательно надо поддерживать идеи детей.

Вначале ребенок может затрудняться фантазировать вслух на тему сказки. Родитель должен помочь наводящими вопросами. Стоит “сыграть” вместо персонажа испуг, удивление, радость в ответ на идею ребенка. Видя отдачу, творить и фантазировать приятнее.

  1. Можно придумать новое название сказки. Чтобы было интереснее, предложить ребенку свои варианты. Устроить конкурс для всех членов семьи.
  2. Стоит пофантазировать, как бы изменился сюжет при добавлении нового героя. Пусть дошкольник придумает ему имя, нарисует портрет или новую сцену из сказки. Можно рассказать вместе или по очереди сказочную историю с участием этого персонажа.
  3. Интересно, что было бы, если бы сказки перепутались? Ребенок с удовольствием послушает историю, в которой герои смешались и попали в забавные ситуации. Скоро он захочет взять инициативу на себя и тоже придумает смешную сказку.
  4. А если сочинить сказку “наоборот”? Можно пофантазировать, как изменились бы черты главных героев, как бы они поступали. Например, в конце произведения злая фея раскаялась и ушла  работать воспитательницей в детский садик.
  5. Трудно в это поверить, но персонажи улетели на Луну. Что бы они делали? Как бы вышли из затруднительной ситуации?
  6. Можно провести сказочное расследование. Как убежал Колобок? Почему Маша съела кашу трех медведей? Эта игра прекрасно развивает не только воображение, но и укрепляет причинно-следственные связи, учит анализировать и делать выводы.
  7. Будет забавно “переврать” концовку сказки. Репку так и не смогли вытащить, и она выросла величиной с дом. Посуда Федоры осталась жить в лесу. Стоит нарисовать к ним картинки вместе с ребенком.
  8. Хотите почувствовать себя журналистами? Нужно посадить перед собой игрушку-персонажа, “включить” диктофон и надеть бейджик. Задавать вопросы лучше по очереди. Другой член семьи пусть “озвучивает” героя интервью.
  9. Как изменилась бы история, если бы герой вовремя получил предупреждение? Или совет посмотреть на себя со стороны? Можно написать любимым персонажам красивое письмо или “отправить” записку с игрушечным почтальоном. А потом придумать новый вариант сказки, ведь герой послушался вашего совета и поступил по-другому.

Творчество по сюжету сказки

творчество по сказкеВ процессе творчества раскрывается потенциал ребёнка. Он чувствует себя художником или соавтором, выражая свои идеи при изготовлении поделки.

Творческая работа руками развивает мелкую моторику, а, значит, и речь. Это может быть лепка, рисование, раскрашивание, моделирование.

  1. С малышами нужно раскрашивать и рисовать пальчиковыми красками. Стоит постелить на пол защитное покрытие (например, пленку), сверху положить большой лист бумаги с заготовкой (например, с изображением солнышка). Лучше одеться с крохой в такую одежду, которую не жалко испачкать. В процессе творчества малыш может разрисовать все вокруг. Важно показать, как пользоваться красками. Нужно окунуть пальчик малыша в баночку и помочь провести линию, поставить кляксу на бумаге. Затем стоит предложить ребенку “рисовать”самостоятельно, немного придерживая его за локоть.
  2. Можно попробовать рисовать кистью или карандашами “рука в руку”. Пусть взрослый встанет за спину крохи, вложит кисть в его ладошку и придерживает своей рукой. Так надо набирать краску, рисовать, раскрашивать, мыть кисточку. Это учит малышей правильному захвату, укрепляет запястье для самостоятельного рисования и письма.
  3. Старшим деткам будет интересно мастерить из необычных материалов — ягод, ватных палочек, песка и т.д.
  4. Прочитав сказку и побеседовав о ней, стоит изготовить поделку и изобразить персонажей. Лучше обсуждать в ходе процесса, что у вас получится, и приветствовать идеи ребенка.
  5. Будет интересно сочинить сказку о том, как герои появились у вас дома в виде поделок. Что случилось с ними потом?
  6. Фантазировать и придумывать новую историю можно прямо во время лепки или рисования. Например, поставить на листе круг.
  • На что он похож? На лицо?

Ребенок может добавить глаза, уши, рот, нос.

  • Кто это может быть? Как его зовут?

Пусть ребенок дорисует туловище.

  • Где он находится?

Можно добавить дом, дерево, солнце.

  • Кто с ним рядом?
  • Что случилось потом?
  • Чем все закончилось?

Старшие дети могут ответить на вопросы и закончить историю самостоятельно. С малышами надо озвучивать хором или по очереди то, что появляется в ходе творчества.

Лучшие сборники сказок

Детям 1-2 лет

сказки для 1-2 летРодителям важно следить за качеством иллюстраций в детских книгах. Именно на них обращает внимание ребенок, по ним запоминает сюжет и последовательность действий в сказке.

Картинки должны быть приятных, спокойных цветов, на белом фоне, чтобы не перегружать зрение. Малыши отождествляют себя с персонажами-детьми или одушевленными животными. Пусть они на иллюстрациях выглядят добрыми и имеют детские пропорции тела.

Книги с большим количеством текста в этом возрасте ребенку не нужны. Чтобы не утомить его, на странице должно быть не более 1-2 предложений.

Хорошо, если в сказке есть повторения текста — например, “Колобок”, “Репка”.

Чтобы малыш нечаянно не порвал книжку, в ней должны быть плотные страницы.