Ребенок и рисование этапы развития

Ребенок и рисование этапы развития thumbnail

В этой статье освещены основные этапы и стадии развития детского рисунка:
1,5 – 3,5 года – период “каракулей”. Этот период можно разделить на три основные стадии. Первые графические проявления возникают случайно. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии. Постепенно каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей. Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко . То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия).

3-5 лет – период примитивной изобразительности. Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии).
6-7 лет – период схематичных рисунков. ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.
8-9 лет – период форм и линий. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.
После 9 лет – начинается период правдоподобных изображений. Этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета.

РИСУНКИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
3,5 года – ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога.

3,5-4 года – у головонога появляется туловище, затем глаза, рот и волосы.
5 лет – туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.
6 лет – прибавляются такие детали, как уши, волосы.
7 лет – ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.

8 лет – переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю.

9 лет – в рисунке все чаще присутствует попытка изобразить движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение ходьбы, в рисунке анфас — фигура несет, например, сумку. В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в последующие годы происходит лишь его совершенствование.

Источник

Антонина Шайдурова
Этапы и стадии развития детского рисунка

ЭТАПЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов. Основополагающими для исследователей, изучающих эту область детского творчества являются этапы и стадии, которые выделяли Г. Кершенштейнер и К. Риччи.

Первый этап: стадия «каракуль» – начинается в возрасте двух лет. При этом первые каракули представляют собой случайные следы на бумаге, оставленные от карандаша. На этой стадии ребёнка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с помощью него, к тому же малыш оказывается еще не способным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим «рисунком». На этой стадии ребёнок не способен передать реальные черты предметов и объектов.

«Стадия последующей интерпретации» – возникает в период от 2-х до 3-х лет. По технике и качеству изображения этой стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки всё так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракуль, однако дети не просто с интересом чиркают по листку бумаги, они теперь дают названия своим «рисункам». И хотя в изображениях отсутствует реализм, но для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет заключить о формировании моторной координации.

Второй этап: «изобразительный» – этот этап также имеет несколько стадий. Первая стадия «рисунка с примитивной выразительностью» По мнению Г. Кершенштейнера, относится к 3-5 годам. Именно в этот период, по словам исследователей (Г. Кершенштейнера и К. Риччи, «рисунки» отличаются «мимичностью», а не «графичностью». Это проявляется в том, что в процессе рисования ребёнок очень эмоционально рассказывает о том, что он изображает, он живет вместе со своими образами, и, соответственно стремиться отразить все свои впечатления, переживания и отношения к изображаемому.

Стадия «схематизма» – состоит в том, что в этот период ребёнок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т. д.). То есть для дошкольника становится очевидным, что какие бы он не давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребёнка к рисованию по памяти.

Стадия «чувства формы и линии» – характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображения детей, как указывают исследователи, ещё имеют некую изобразительную условность.

Стадия «правдоподобного изображения» – является появляющаяся точность в передачи пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Но при этом изображение на этой стадии имеет вид силуэта.

Стадия «реального изображения» -характерна только для детей старше 10-ти лет. В этот период дети оказываются способными рисовать с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ

Несколько иной подход к определению этапов развития детского изобразительного творчества имеется у А. В. Бакушинского, который считал, что «все фазы художественно-творческого развития ребенка, соответствуя с некоторым отставанием в основных своих чертах фазам его физического и духовного роста, имеют и различную длительность и весьма неясные, перемещающиеся границы в отношении к возрасту».

Читайте также:  Массаж ребенка по развитию речи

КЛАССИФИКАЦИЯ, ВЫДЕЛЕННАЯ А. В. БАКУШИНСКИМ,ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВИД:

Первый этап «период двигательно-зрительной установки психики»: от рождения до 3-х месяцев (в этот период аппарат восприятий крепнет, и образы внешнего мира начинают приобретать все большую четкость, способствующую выделению ребенком себя в этом мире; с 4-х месяцев появляется единство зрительного образа, реальное восприятие глубины и объема, ребенок начинает ориентироваться в пространстве; с 6-ти месяцев обобщение типических признаков предметов внешнего мира, приводящих к возникновению идее о предмете; осознание ребенком движения предметов в пространстве помогает ему полнее и многограннее познавать само пространство, это происходит благодаря развитию «зрительных масштабов».

Второй этап «доизобразительный»: рефлекторно-двигательные и первично-чувственные эмоциональные проявления ребенка в рисовании (первые попытки нанесения каракуль карандашом и приобретение первичного сенсорного опыта); первично-аналитический период, на этом этапе ощущения стали образами вещей, что приводит формированию определенных навыков и знаний для следующего периода; период ритмичности, характеризуется тем, что на смену временным ритмам приходят ритмы пространственные, которые способствуют появлению новообразований; орнаментальная фаза заключается в бесконечном чередовании сходных форм предшествующих появлению замкнутого зрительного образа, который пока мало похож на реальный предмет или объект, но в этот период у ребенка появляются закругленные амёбообразные формы.

Третий этап «изобразительный»: фаза разрозненной схемы характеризуется тем, что в этот период нарисованный ребёнком предмет последовательно изображает ряд самых различных вещей (действий, которые представляют собой первые изобразительные символы. фаза единства образа, в этот период проявляются более сложные ассоциативные связи дошкольника с внешним миром, что приводит к возникновению образов, имеющих элементарное сходство с реальными объектами; фаза творческой активности проявляется в росте элементов иллюзорности в рисовании, в этот период можно наблюдать совпадение между реальным предметом (объектом) и идеальным образом его, для создания которого ребёнок использует различные материалы. Для этой фазы характерно то, что реализуемый образ становится предельно символичным. фаза наличия движений связана с тем, что в этот период дошкольник оказывается способным передать элементарную динамику образа, для этого он использует различные выразительные средства; фаза сюжетно-изобразительной формы, вступая в связь с другими формами художественного выражения, сначала сводится к организации и характеристике внешних действий, движений и лишь потом можно наблюдать появление психологической выразительности рисунка, приводящей к объединению динамики, внешней характеристики изображаемого, его внутренней сути и личностного отношения самого ребёнка.

Источник

На чтение 7 мин. Просмотров 124 Опубликовано 25.11.2020 Обновлено 30.10.2020

Рисование — естественный процесс для всех детей. С младенчества дети начинают экспериментировать с инструментами для рисования и оставлять следы на бумаге. По мере роста и развития ребенка эти следы начинают приобретать значение.

Рисование в конечном итоге становится для ребенка способом выразить свое понимание мира и всего того, что для него важно.

Как научить ребенка рисовать

В первые годы важно сосредоточиться на процессе творческого рисования, а не на конечном результате.

Учить детей рисовать формально не нужно. Лучший способ научить их — познакомить с материалами и инструментами для рисования и позволить им свободно выражать свои фантазии.

По мере взросления рисунки будут становиться более детализированными и отражать мир вокруг них. Избегайте соблазна предоставить детям модели для копирования и ограничьте их знакомство с книжками-раскрасками. Это только лишает детей возможности естественного творчества.

Почему рисование важно для детей

Рисование — важный вид деятельности в ясельном и дошкольном возрасте. Оно:

  • развивает у ребенка мелкую моторику,
  • развивает зрительно-моторную координацию,
  • развивает творческое самовыражение,
  • развивает навыки подготовки к письму,
  • увеличивает концентрацию внимания ребенка,
  • развивает когнитивное понимание концепций.

Специальное «обучение» ребенка рисованию по образцам не является естественным, соответствующим возрасту способом развития творческих способностей.

Этапы развития способности к рисованию у детей

Вот характеристики различных этапов развития детских рисунков. Они не высечены в камне, то есть не абсолютно верны, поскольку все дети развиваются по своим уникальным темпам.

Они будут достигать вех развития в своем собственном темпе, однако все дети проходят одни и те же этапы. Характеристики перечислены по возрасту.

1 год

Первый этап рисования — это исследование и развитие координации движений. В возрасте от 15 до 18 месяцев у младенцев появляются неконтролируемые каракули, которые ничего особенного собой не представляют.

Дети начинают оставлять случайные следы на бумаге и вскоре начинают формировать:

  • каракули,
  • вертикальные и горизонтальные линии,
  • рисунки с несколькими линиями.

Для годовасиков рисование — это на самом деле изучение причинно-следственной связи. Провел карандашом по бумаге — остался след. Снял колпачок с фломастера — рисует. Одел — не рисует.

Это не имеет ничего общего с созданием модели мира, а больше связано с удовольствием от движений и взаимодействий.

Каракули позволяют малышам узнавать о свойствах предметов, материалов и инструментов, таких как карандаши, ручки, краски, мелки и бумага.

Примерно с 15-месячного возраста малыш может схватить цветной карандаш всей рукой (это называется ладонный захват).

2 года

Этот этап известен как контролируемое рисование. Для него характерны спонтанные круговые или точечные каракули и точки.

Подобные каракули можно найти во всех детских рисунках в этом возрасте, и формы в них необходимы для развития навыков рисования и письма в будущем.

В 2 года малыши начинают делать рисунки, в которые входят:

  • горизонтальные и вертикальные линии,
  • несколько петель и спиралей,
  • грубо нарисованные круги,
  • формы, напоминающие буквы T и V.

Двухлетний ребенок учится держать карандаш вниз по стержню по направлению к острию, используя большой палец и первые два пальца. Уже становится понятна ведущая рука, то есть правша ребенок или левша.

3 года

На этом этапе дети начинают использовать основные формы в своих рисунках, поскольку улучшается их мелкая моторика и координация рук и глаз.

Рисунки в этом возрасте включают в себя следующие формы, сочетающиеся по-разному:

  • круги и квадраты,
  • кресты,
  • точки,
  • формы, напоминающие буквы T, V и H,
  • рисунок человека.

Первый рисунок — изображение человечка обычно появляется у детей в возрасте 3–4 лет. Эти «головастики» сперва рисуются только с головой и обычно ногами, непосредственно прикрепленными к голове.

Трехлетний ребенок держит карандаш возле кончика между двумя первыми пальцами и большим пальцем. Он использует ведущую руку и хорошо держит карандаш.

В этом возрасте ребенок может рассказать вам, что представляют собой его каракули, хотя вы, возможно, не сможете увидеть то, что он описывает????

Использование разных цветов на этом этапе нереально, дети часто предпочитает использовать только один цвет.

4 года

К 4 годам в детских рисунках начинают появляться узоры. Ребенок делает узор и интерпретирует его как представление чего-то, дав ему название.

Читайте также:  Развитие скорописи у ребенка

Детские рисунки четырехлеток включают:

  • Квадраты, круги и прямоугольники,
  • Попытки создать треугольники и ромбы, хотя часто неумелые,
  • Кресты,
  • Буквы (имитация букв),
  • Рисунок человека.

Рисование человека четырехлетним ребенком начинается с головы с ногами, включая такие детали, как глаза, поскольку для ребенка важен зрительный контакт.

Ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает. Малыш будет добавлять детали, когда они станут для него важны.

Появляются детали, такие как руки, пальцы и туловище.

К четырем с половиной годам ребенок начинает объединять две или более формы вместе, чтобы сформировать базовые изображения. Квадрат и треугольник — домик.

Первые формы, которые ребенок последовательно формирует, обычно образуют людей, но позже включают базовые образы, такие как домик или солнце.

На этом этапе ребенок может держать карандаш правильно, по взрослому. Если захват неправильный, необходимо контролировать и поправлять.

Рисование для четырехлеток обретает больше смысла. Ребенок обычно решает, что он будет рисовать, еще до того, как начнет творить.

5 лет

Пятилетки начинают проявлять большую изобретательность в своих рисунках. Их рисунки включают:

  • основные формы,
  • треугольники и ромбы,
  • каракули (для имитации письма),
  • отдельные буквы и цифры,
  • изображение человека.

Появляется портрет человека со множеством деталей, таких как волосы, руки и пальцы, ступни и тело. Ребенок может рисовать такие картинки, как животные, дома, автомобили, деревья, растения, цветы и радуга. Умеет включать такие детали, как рисунок дома с дверью, окнами, крышей и дымоходом.

Теперь ребенок начнет показывать в рисунках свое прошлое, интересы и опыт. Он рисует то, что знает. Его представление о людях, животных и домах постоянно меняется.

Старший дошкольник может раскрашивать внутри линий, не заходя за границы. Но использование цвета все еще может быть нереалистичным.

В этот момент люди и предметы могут все еще парить в воздухе, поскольку ребенок все еще развивает пространственное восприятие.

Пятилетний ребенок обычно помещает себя в середину рисунка из-за своей эгоцентрической натуры (считая себя центром мира).

6 лет

К 6-7 годам у ребенка появляется свой стиль рисования, который обычно узнают взрослые.

Ребенок обычно останавливается на  изображении человека  в определенной стилистике в этом возрасте. Поэтому дошкольник стремится рисовать их всех одной и той же базовой формой. Например, она нарисует всю семью одинаково — одним и тем же контуром, но сделает членов семьи разными по размеру и покажет пол волосами и одеждой.

На детских рисунках шестилетки изображены всевозможные животные и предметы, обычно те, которые ему интересны больше всего. На этом этапе ребенок демонстрирует свой более высокий уровень познания, рисуя людей, животных и предметы на земле или траве.

Дошкольник также показывает восприятие, рисуя, например, деревья выше дома или цветы меньше.

То, как ребенок видит мир, выражается в его рисунках. Он не учитывает неважные для себя вещи и увеличивает то, что для нее важно. Ребенок может нарисовать небольшую дверь в доме, достаточно большую для него самого, или очень высокие окна, поскольку он сам не может до них добраться.

Шестилетка также может отображать движение на своих рисунках, изображая летающие объекты или расставляя ноги животного шире, если оно бежит. Использование цвета становится вполне реалистичным.

Читайте также

Вам могут быть интересны следующие материалы:

  • Учим детей рисовать карандашом поэтапно
  • Рисование ватными палочками, бесплатные шаблоны
  • Рисунки из отпечатков рук и ног
  • Как рисовать по клеточкам легкие картинки
  • Задания Дорисуй половину картинки
  • Развитие графомоторики ребенка
  • Распечатать интересные развивающие задания для детей бесплатно
  • Вырезалки для детей “Учимся вырезать ножницами”

Изображения:unsplash.com

Источник

Юлия Гусева
Этапы эволюции детского рисунка

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. В это время ребёнка интересует не изображение, а сам карандаш. Более того, ребёнок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он ещё не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений руки с карандашом. В этот период ребёнок ещё не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто не возможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребёнка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Стадия «каракуль» длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребёнок ищет и осваивает линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.

Вторая стадия доизобразительного этапа – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребёнок начинает давать названия своим рисункам: «Это- папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребёнок раньше получал от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребёнок овладевает движениями своей руки.

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается доизобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трёхлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.

Первым осознанным предметным рисунком у каждого ребёнка становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а его образ будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунка.

Читайте также:  Уровень развития моторики у ребенка

Сначала дети рисуют не себя, не маму или папу, – они изображают человека «вообще», просто человека. Первое, что у них получается -знаменитый «головоног», созданный буквально по инструкции детской песенки: точка, точка, запятая, минус _ рожица кривая, ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечик. «Огуречик» – кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в разные стороны палочки – ручки и палочки – ножки. Но на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один – никто ещё из трёхлетних детей ни разу в этом не ошибался. Все первые изображения основываются на собственном «телесном» опыте ребёнка (другого у него пока нет, повторяют всю недолгую историю его жизни.

Так и на детских рисунках первой из «головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываются глаза, нос, а всёостальное достаточно долго не меняется: какое – то общее туловище, из которого торчат палочки – ручки и палочки – ножки. Волосы могут, например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а «надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощённо. Его фигура слагается из двух составных частей – головы и какой – нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикреплёнными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего – туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму – квадратную, овальную, в виде удлинённой полоски и т. п.

Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намёк на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например – зубы, выступают довольно часто. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребёнок овладевает профильным изображением.При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной стадии: лишь части фигуры рисует в профиль, остальное обращено к наблюдателю «лицом».

Следующая стадия развития рисунка – стадия правдоподобных изображений – характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек.Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой – нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную причёску. Шея приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Всё это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещё почти совершенно схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Во-вторых, всё ещёне соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелёк, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в кошельке.

Растёт ребёнок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя логику развития самого маленького художника. Так на рисунке вслед за головой первыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих в разные стороны из палочек-рук; и опять, как правило, пальцев именно пять, а не три и не семь – у ребёнка, который ещё не имеет представления ни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.

Тело постепенно приобретает приятную округлость,появляются и первые признаки одежды: пояс, пуговицы. Поэтому у пятилетних детей одежда будет тщательно прорисовываться как признак не биологического, а социокультурного существования. Интересно, что дети одевают своих героев так,как одеваются сами: на тело-платье, на платье – пальто. Только скелет дети не рисуют никогда – они его не чувствуют, не ощущают – поэтому и не рисуют.

Последними материализуются ноги – и снова через непропорционально большие стопы. Всё, человек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен так же, как в жизни, – первыми шагами. И действительно, человек-огуречик готов двигаться – вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошёл! Теперь с ним будут происходить и другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будет становиться всё более и более пропорциональным, его станет окружать не только реальный бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованный человечек окажется включённым во множество ситуаций и отношений с другими персонажами.

В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной.Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живёт в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон».А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека его мира: «Как же он в дом войдёт и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке всё уравновесится, а правильные пропорции установятся в окружающем мире.

Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребёнок, не обладающий художественной одарённостью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своём творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребёнок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвёртой стадии – стадии правильных изображений.

Здесь мы встречаемся с рисунками значительной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою детскость – те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.

Источник