Ребенок и его развитие 5 лет программы

Ребенок и его развитие 5 лет программы thumbnail

фото 1Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

Для каждого возраста есть определенные нормы.

Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

фото 2В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

фото 3Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Что должны уметь делать?

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Тест

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Психология

фото 1Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Мелкая моторика

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

  1. Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  2. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  3. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  4. Лепить мелкие детали из пластилина;
  5. Завязывать и развязывать шнурки.

Игры

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Источник

В данной программе раскрыто значение
психомоторного развития детей старшего
дошкольного возраста.

Основной её целью является совершенствование
развивающего и коррекционно-развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально-дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.

Предложен мониторинг и перспективный план по
развитию и коррекции психомоторных функций
детей, который включает в себя: дыхательные
упражнения, телесные, растяжки,
глазодвигательные, развитие мелкой моторики рук,
развитие коммуникативной и когнитивной сфер,
различные виды ползания.

Программа предназначена педагогам ДОУ в
качестве кружковой деятельности, родителям в
качестве игровой деятельности по повышению
психомоторных функций своего ребенка.

Содержание

Пояснительная записка

Методические рекомендации

Литература

Пояснительная записка

Дошкольный период характеризуется
значительными преобразованиями в деятельности
всех физиологических систем организма, а возраст
5–7 лет считается одним из критических этапов
развития ребенка, от которого во многом зависит
вся его последующая жизнь. Уровень
психомоторного развития обусловлен
функциональной зрелостью нервной системы,
обеспечивающей способность к проявлению
произвольных действий. Движение — естественная
биологическая потребность детей.

Двигательная функция есть результат
совместной работы различных мозговых звеньев
функциональной единой системы. Выпадение или
дисфункция любого из них приводит к нарушению
функционирования системы в целом. Каждое звено
вносит с вой специфический вклад в работу, в
зависимости от уровня дисфункции, нарушения
имеют различный характер. На первый план
выступает несформированность динамических
характеристик двигательной активности,
выражающееся в трудностях переключения с одного
движения на другое. При выполнении двигательных
заданий наблюдается сильное напряжение мышц,
трудности регуляции мышечного тонуса.

Проблема психомоторного развития ребенка
принадлежит к числу наиболее значимых в
современной общей и специальной дошкольной
педагогике, общей и специальной детской
психологии. Это закономерно, поскольку на первых
этапах развития психика и моторика находятся в
неразрывном единстве.

Психомоторные способности в
психолого-педагогической литературе
рассматриваются в рамках проблемы трансформации
в деятельности самого ее субъекта, его
потребностей, его предрасположенности к
конкретным видам деятельности. Деятельность
является одним из основных факторов развития
личности. Каждому этапу психического развития
человека соответствует определённый тип ведущей
деятельности, которая на данной стадии развития
оказывает решающее влияние на изменение в его
психических процессах и психологических
особенностях личности (А.Н. Леонтьев, Л.С.
Выготский). Способности определяются как
устойчивые индивидуальные психологические и
физические свойства индивида, обеспечивающие
успешность выполнения одного или нескольких
видов деятельности

Проблема формирования психомоторных функций у
дошкольников остается актуальной, в связи тем,
что она играет значительную роль в психическом
развитии детей дошкольного возраста. Поэтому мы
выбрали тему исследования: “Психомоторное
развитие детей 5-6 лет”

А значит, речь идет о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям,
направленной на преодоление трудностей
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации
в обществе и интеграции их в него.

Цель программы: совершенствование
развивающего и коррекционно – развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально – дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.

Задачи программы: 

– исправлять недостатки, развивать и
совершенствовать общую и мелкую моторику через
использование системы упражнений,
совершенствовать зрительно-двигательную
координацию;

– формировать точность и целенаправленность
движений и действий;

– осваивать навыки правильного речевого
дыхания;

– развивать психические процессы: мышление,
память, внимание, зрительное и слуховое
восприятие.

Программа разработана в соответствии с
актуальностью проблемы. Материалы для кружка
подбирались с учетом лексических тем, изучаемых
в данной возрастной группе, возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей
детей 5-6 лет. Успешное решение поставленных задач
возможно только при условии индивидуального
подхода к личности каждого ребенка в целом и
тесной взаимосвязи всех видов детской
деятельности.

Основные принципы программы/

1. Ведущим принципом коррекционно-развивающей
работы является принцип замещающего онтогенеза,
основанный на ретроспективном воспроизведении
тех участков онтогенеза (индивидуального
развития) ребенка, которые по тем или иным
причинам не были полностью освоены.

2. Принцип системности (проведение рационально
спланированной, продуманной работы).

3. Принцип доступности (позволяет решать
поставленные задачи в совместной деятельности
взрослого и детей и как итог – самостоятельной
деятельности).

4. Принцип индивидуально-дифференцированного
подхода (выбор форм и методов работы
осуществляется с учетом психологических
особенностей каждого ребенка).

5. Принцип единства диагностики и коррекции.

6. Деятельностный принцип коррекции.

7. Принцип комплексности коррекционного
воздействия.

8. Принцип природосообразности.

9. Принцип активного привлечения ближайшего
социального окружения к участию в коррекционной
программе.

Этапы и сроки реализации программы.

Программа дополнительной образовательной
услуги расчитана на учебный год и предполагает
реализацию трех последовательных этапов.

I. Организационно-диагностический этап (1-2
неделя сентября).

1. Стартовое обследование детей с целью точного
определения состояния психомоторного развития.

2. Обобщение данных, полученных в ходе
диагностики, формулировка объектоного
заключения. Определение состава группы для
занятий в рамках дополнительной образовательной
услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

3. Корректировка содержания программы
дополнительной образовательной услуги в части
дифференцированной работы с детьми.

4. Совершенствование обогащенной
предметно-развивающей среды.

5. Формирование позитивной установки детей на
участие в занятиях Психомоторного развития
детей 5-6 лет, установление доверительных
отношений сотрудничества.

II. Коррекционно-образовательный этап.

1. Развитие психики и моторики детей,
обогащение их психомоторного развития.

2. Коррекция нарушений психомоторного развития.

III. Контрольно-диагностический этап (3-4
неделя мая).

1. Мониторинг результатов
коррекционно-педагогического воздействия с
целью выявления динамики и особенностей
продвижения в процессе психомоторного развития
всех и каждого из воспитанников.

2. Подготовка и организация итогового открытого
занятия кружка.

3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для
воспитателей и родителей воспитанников по
организации дальнейшей работы по обогащению
психомоторного развития ребенка.

4. Составление отчета об итогах дополнительного
образования детей старшей группы в рамках
оказания дополнительной образовательной услуги
“Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

Практический материал подобран с учетом
возрастных особенностей дошкольников и выбран в
соответствии суровнем сформированности
психологических и моторных функций ребенка,
способностей и возможностей детей старшей
группы.

Занятия кружка – это общение педагога с детьми,
во время которого дошкольники обучаются
правильному выполнению упражнений различного
характера, влияющих на развитие психомоторных
функций.

Ожидаемые результаты.

1. Сформированные стойкие навыки выполнения
дыхательных, глазодвигательных, телесных,
коммуникативных и когнитивных упражнений.

2. Восстановление контакта с собственным телом,
снятие телесных напряжений.

3. Осознание своих проблем в виде телесных
аналогов.

4. Развитие невербальных компонентов общения с
целью улучшения психического самочувствия при
взаимодействии с другими людьми.

5. Социальная адаптированность детей.

Таким образом, благодаря специально
подобранным играм и упражнениям, дошкольники
приобретут навыки и умения необходимые для
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной подготовке к
школе и адаптации в обществе.

Характеристика программы

Курс обучения: 1 учебный год.

Возрастной диапазон: пять-шесть лет.

Оптимальная наполняемость группы: 12
человек.

Место проведения: групповая комната, либо
музыкальный зал.

Количество учебных часов: 30 – за курс
обучения, 4 – в месяц (за исключением каникул), 1 –
в неделю.

Продолжительность учебного часа: 25 мин.

Методические рекомендации

Для успешной реализации программы необходимо
придерживаться следующих методических
рекомендаций:

1. Занятия проводятся с детьми одного возраста,
в данном случае, старшего (5-6 лет).

2. Занятия строятся по единой схеме: введение в
тему, создание эмоционального настроя на
занятие, мероприятия по смягчению негативных
проявлений психоэмоционального развития,
выполнение заданий, эмоциональное заключение,
обеспечивающее успешность дальнейшей
деятельности.

Занятие по психомоторному развитию и коррекции
состоит из нескольких частей и имеет следующую
структуру:

1. Организационный момент (его наполняемость
может меняться в зависимости от целей и задач,
поставленных перед занятием).

Игровая мотивация. Ритуал начала занятия.
Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки
(профилактика нарушений чтения, письма и счета).
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Вводная ходьба.

2. Основная часть (обязательные упражнения).

  • Блок дыхательных упражнений.
  • Телесные упражнения.
  • Блок упражнений растяжек.
  • Глазодвигательные упражнения.
  • Различные виды ползания.
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук.
  • Упражнения для развития коммуникативной и
    когнитивной сфер.

3. Игра. Стоп-упражнения.

4. Итог занятия(релаксационные
упражнения, рефлексия, обсуждение занятия,
комментированные оценки). Ритуал окончания
занятия.

1. Коррекционно-развивающий процесс строится на
двигательных методах, которые не только создают
некоторый потенциал для будущей работы, но и
активизируют, восстанавливают и выстраивают
взаимодействия между различными уровнями и
аспектами психической деятельности. Ведь
очевидно, что актуализация и закрепление любых
телесных навыков предполагает востребованность
извне к таким психическим функциям как, например,
эмоции, восприятие, память, процессы
саморегуляции и т.д. Следовательно, создается
базовая предпосылка для полноценного участия
этих процессов в овладении чтением, письмом,
математическими знаниями.

2. Занятия организуются таким образом, чтобы
каждый ребенок смог проявить себя.

3. В ходе занятия стремиться к созданию
положительного эмоционального фона, бодрого
настроения.

4. Так как программа предполагает работу с
детьми, то педагог обязан постоянно следить за
тем, чтобы дети были включены в работу, не
уставали и не отвлекались.

5. При организации и проведении занятия
необходимо соблюдать санитарно-гигиенические
требования.

Методы оценки эффективности использования
программы.

Оценка эффективности использования программы
представляет собой комплексное мониторинговое
исследование, включающее в себя: диагностику
состояния моторной и психической сферы
воспитанников.

Литература

1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений
речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова –
Санкт-Петербург, 1993.

2. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения
для детей 2–7 лет [Текст] / Т.В. Калинина, С.В.
Николаева О.В. Павлова, И. Г. Смирнова. – Волгоград
: Учитель, 2012. – 151 с. .

3. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение
[Текст] / И.С. Лопухина. – СПб.: КОРОНА-Век, 2012. – 128
с.

4. Микляева Н.В. Авторские методики и программы
ДОУ: технология разработки и описания [Текст] /
Н.В. Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2011.

5. Микляева, Н.В. Технологии разработки
образовательной программы ДОУ [Текст] / Н.В.
Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.

6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками. Для
развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых
игр [Текст] / Г.А. Османова – СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.

7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для
развития речи дошкольников [Текст] / Л.П. Савина. –
М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – 44 с.

8. Семенович А.В. и др. Комплексная
нейропсихологическая коррекция и абилитация
отклоняющегося развития [Текст] / А.В. Семенович. –
М., 2001.

9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного
развития дошкольников: практическое пособие
[Текст] / А.Л. Сиротюк. – М.: АРКТИ, 2008

10. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника:
Хрестоматия [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2000. – 408 с.

11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры
[Текст] / Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО “ИД РИПОЛ
классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2008 – 186
с.

Приложение 1

Приложение 2

Источник