Ребенок до года общение и развитие
Как научиться понимать малыша и помочь ему понимать родителей, секреты правильного общения с малышом?
От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?
Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.
На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника.
Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:
- Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
- Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
- Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
- Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом. Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов. Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
- Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
- Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
- Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
- Обращайте внимание на то, что привлекает малыша. Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.
Тактильное общение
Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.
Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:
Умывание
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Купание
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Укладывание спать
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки —
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!
Что важно в общении с младенцем
– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;
– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;
– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.
После полугода: новый этап
С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:
- Поворачиваться на звук;
- Узнавать папин или мамин голос;
- Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
- Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
- Издавать множество разных звуков.
К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:
- Внимательно слушает;
- Поворачивается на голос говорящего;
- Отзывается на свое имя;
- Произносит разные слоги;
- Показывает пальцем на интересующие его предметы;
- Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
- Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
- Знает названия нескольких предметов;
- Очень любит песенки и потешки;
- Отвечает что-то, когда к нему обращаются.
Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:
1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;
4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;
6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;
10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;
12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.
В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием. Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.
Даже если вы не собираетесь учить малыша модной жестовой системе, вам наверняка пригодятся советы, как правильно общаться с ним.
Как правильно общаться с малышом:
- Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
- Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
- С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
- Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
- Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
- Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
- Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.
Помните, что общение с рождения — лучший вклад в теплые, дружеские отношения с подросшим ребенком. Человеческий мозг (и особенно детский!) способен на чудеса, и в один прекрасный день школьник может сказать вам: «А помнишь, когда я был совсем маленьким и лежал в люльке, ты пела мне песенку про бычка?»
Источник
/О детях/Новорожденный. Ребенок до года
Новорожденному младенцу до первых слов еще очень далеко. И все же с первых минут своей жизни он учится говорить. При помощи крика и плача, гуления и лепета ребенок общается с окружающим миром в первый год жизни.
Этот период – до появления первых слов – называется доречевым этапом развития малыша. И именно он в значительной мере определяет, насколько четкой, грамотной и богатой будет речь ребенка.
Специалисты выделяют четыре основных фактора, влияющих на успешность доречевого развития ребенка:
Моторика
Речь невозможна без движения артикуляционного аппарата. И малыш старательно развивает его в первые месяцы жизни – питаясь молоком матери, улыбаясь, корча умилительные рожицы и пробуя на вкус все, что попадает в поле его досягаемости.
”Однако в возрасте до полутора лет не менее важно уделить внимание развитию крупной моторики ребенка. Недаром первый год жизни крохи разделяется на отрезки от удержания головки до первого переворота, от умения сидеть до возможности встать у опоры и так далее. Эти умения показывают, насколько правильно и своевременно развиваются моторные зоны мозга ребенка.
И помочь в формировании этих движений может специальная детская гимнастика и массаж. А вот заметно запаздывающее моторное развитие – повод для обращения к специалисту.
Ритм
Наша речь ритмически организована, поэтому формирование чувства ритма очень важно для ребенка. И начинается оно еще в утробе матери, когда ребенка сопровождают ритмичные звуки процессов, происходящих вокруг него. Позднее, уже новорожденного ребенка мама укачивает на руках в такт колыбельной песне. Еще позже ребенок сам начинает воспроизводить ритм окружающего мира – когда раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках, когда лепечет, повторяя один и тот же слог бесконечное количество раз, когда подпрыгивает на руках у мамы в такт стихотворению или песенке.
Недаром дети горячо любят народные потешки и пестушки. Большим успехом у малышей и их мам пользуется методика раннего музыкального развития Железновых. И конечно, все дети любят танцевать. Все это развивает у малышей ритмические основы речи.
Сенсорное развитие
Развитие речи ребенка связано с необходимостью выразить свои желания, чувства и впечатления. Иными словами, малышу нужно донести до окружающих информацию, полученную, в большинстве своем, из окружающего мира. Рассматривая, прислушиваясь, ощупывая, пробуя на вкус ребенок словно составляет из отдельных впечатлений полноценный образ предметов, его окружающих.
” Печальный опыт детей, по несколько месяцев находящихся в детских больницах в первый год жизни, а так же выросших в доме ребенка, показывает – небольшое количество получаемых малышами впечатлений (так называемая сенсорная депривация) очень плохо сказывается на общем и речевом развитии детей.
Обогащая представления ребенка, давая ему как можно больше возможностей для получения впечатлений, взрослые закладывают основу для богатой образной речи.
Общение
Последнее, (не по значению) условие речевого развития ребенка – общение: ему нужно говорить С КЕМ-ТО. Но прежде, чем говорить научится малыш, говорить с ним будут окружающие его взрослые.
“Ты мое солнышко – говорит мама, – моя ягодка, моя заинька”. “Ай лю-ли, лю-ли”, – воркует тетя, бережно поднимает дитя и кружит по комнате. “А кто это у нас здесь лежит?”, -обращается к ребенку папа. Бабушка берет малышку за ручку и напевает: “Ути-пути-тюти“ Ну разве взрослые люди так разговаривают друг с другом? Нет. Но именно так все взрослые общаются с маленькими детьми. И не нужно бояться, выглядеть в этот момент странно.
Ученые разных стран исследовали сюсюканье взрослых с детьми и установили, что во всех культурах этот “специальный” язык имеет одинаковые признаки:
- все взрослые автоматически говорят с ребенком громче чем обычно, пытаясь привлечь внимание малыша к своей речи;
- шире открывают рот и сопровождают слова утрированно четкой мимикой, а ребенок старательно копирует артикуляционные движения взрослых (это особенно видно, если задержаться на уровне глаз ребенка в одной мимической позе – с открытым ртом или высунутым языком);
- растягивают гласные звуки, чтобы выделить какое-нибудь важное слово: “Ма-а-ленькая доченька!”;
- повторяют отдельные слова или части предложения: “Мы пойдем на улицу, на улицу пойдем, гулять”;
- говорят с совершенно определенной интонацией. Если тон повышается к концу фразы, значит, мама старается приободрить своего малыша: “Иди ко мне, мое солнышко!” Если интонация понижается, это означает, что взрослый хочет успокоить или утешить ребенка: “Не плачь, моя заинька, все хорошо”.
” Выделение важных частиц, повторения, интонации помогают ребенку понять и как бы почувствовать свой родной язык. Со временем из детского лепета, плача, крика, воркования, сопения и смеха родится настоящая взрослая речь. Папы и мамы инстинктивно понимают это, поэтому и сюсюкаются со своими детьми.
Заканчивая разговор о доречевом развитии ребенка хочетс еще раз подчеркнуть важность первого года жизни для дальнейшего развития речи и особую роль взрослых в том, чтобы этот период прошел успешно.
04.01.2011
Автор: Марина Подгорная
У меня сын не говорил агу,но издавал с двух месяцев много разных звуков:)Смеяться начал месяцев с четырёх:)
В месяц Ау,в 2 месяца Агу,в месяц раз захохотал.К 3м месяцам замолчала,только Ээ.После простуды перестала говорить.
а я вот совсем не помню, когда это было, если честно… наверное в месяц- два, как и у всех)
Моя дочь первое агу сказала на первой недели рождения еще во сне смеялась очень громко щас нам два месяца может по пол часа сама со бой болтать кричать улыбается при виде нас болдеет
У нас не было Агу у нас было па! И до сих пор все па да па, мама вот только стала говорить после года. А то ей скажи мама, а она папа!
в месяц начал агукать
Вот от сына услышала агу-чуть больше месяца ему было-посмотрел на меня, улыбнулся и отчетливо так сказал. и сейчас агукает нам. доча вообще не агукала(по крайней мере дословно агу не было) я думала тогда что это так просто в народе называется что агукает, а тут сама услышала-такая прелесть порадовал
El86
(23/09/2015)
нам 7 говорит баба
Агу у нас оба малыша месяца в три сказали)
у нас на француский манер говорил – гю…агююю
где-то в два песни петь стала, время как-то быстро совсем летит
сын первое агу сказал в месяц, улыбнулся в 3 недели. еще ля любит говорить. Про дочкино агуканье уже и не вспомню, но улыбнулась примерно в 1,5 мес.
мне кажется все дети говорят разные звуки, у нас доча когда была крошкой говорила ИУ-ИУ-ИУ, особенно когда есть хотела.
Где-то в месяц начали агукать. Потом пошли разные слоги. Уже четко слышится “мама” и “папа”.
у нас в 2 месяца
Источник
Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.
Первые три месяца жизни — адаптация
Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?
Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.
Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.
Почему малыш плачет
Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.
Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:
1. Он хочет есть;
2. У него болит живот;
3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);
4. Ему хочется внимания;
5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!
В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.
Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.
Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.
До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.
Не манипулирует ли ребенок
Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?
Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.
Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.
Развитие психики и интеллекта в первый год
В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.
В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.
Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.
Мама устала
Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.
Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.
Итак, мы выяснили, что:
1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»
2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.
3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.
4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.
5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.
6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.
7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.
От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Источник