Ребенок до 1 года выбывает

И вот долгожданное пополнение в семье случилось. И наш драгоценный комочек должен пройти сложный путь в развитии, потому родителям надо запастись терпением. И надо быть подготовленным к тому, чтобы хотя бы примерно знать как развивается наша кроха по месяцам. Ведь иногда может быть какое-то отклонение от нормы.

Именно до года малыши приобретают самые необходимые физические навыки: ползать, сидеть, ходить, разговаривать. Особо зацикливаться на весе/росте не надо, хватит на ежемесячном взвешивании, и там-то отслеживать. В этой статье приведены средние показатели, ведь каждые малыши индивидуальны. Даже на примере, старший ребенок ползал, а младший эту стадию пропустил и он сразу пошел. Или младший проявил пищевой интерес в 4 месяца, а старший до семи не реагировал на пищу родителей. Все индивидуально. И самое важное, ваш ребенок никому ничего не должен.

Средние показатели прибавки веса и роста

Первый месяц.

Первый месяц жизни крохи называют адаптационным. Малыш большую часть спит, бодрствование всего 2-3 часа в сутки. Какой малыш может спокойно лежать когда не спит, какой подвижный: машет беспорядочно ручками, ножками.

Так же кормление (если на ГВ) по требованию, но примерно промежуток 1,5-2 часа. И допустимо, опорожнение после каждого кормления, но также и запоры на несколько дней. Говорят, это молоко хорошо усваивается. Новый человечек может спутать день и ночь, потому важно урегулировать это. (см. статью про режим)

Прислушивается к разговору, когда с ним говорят, успокаивается на руках. Вздрагивает от резких звуков, криков, шумов. Так же может появится первая улыбка(неосознанная). А если мама много общается с ребенком, то может даже появится “агуканье”. Фиксируется взгляд на неподвижных предметах, мамином лице, подвесной мобиль. И самый главный способ общения с миром у малыша – плач. Он может плачем показать что голоден, что хочет спать, или ему неудобно в мокром подгузнике. Так же это время начала коликов, газиков. Почаще выкладывать на животик, желательно это совершать перед кормлением.

В первый месяц остаются рефлексы, которые проходят через месяц-два:

  • Сосательный;
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный;
  • Поисковый ( если погладить щечку крохи он станет искать грудь мамы);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками) .

Второй месяц.

Второй месяц жизни малыша принято называть месяцем оживления.

Малыш уже может дольше не спать. Примерно, до часу. Рефлексы новорожденных начинают постепенно угасать. Идет изучение своего тела. И первыми попадают ручки. Малыш тянет их в рот, обсасывает кулачки. Могут на некоторое время приподнимать головку и удерживать ее. Держать недолго игрушки. Кроха узнает родителей и радуется им, может начать быстро-быстро дергать ручками и ножками. Если на первом месяце не заулыбался, то может в этом месяце. Так же и загулить.

Третий месяц.

На третьем месяце малыш уже может осязать окружающую обстановку. Становится любопытным, любит когда его носят столбиком, особенно лицом к людям, дабы все рассматривать. Реагирует на звуки, поворотом головы. Четко различает лица, видит больше предметов. Малыш уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это профилактика газиков и поможет укрепить мышцы шеи и спины. Так же нельзя оставлять его одного, ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Именно, в этом возрасте много падений грудных деток. Уверенно держит игрушки и тянет их в рот. Если взять за ручки малыша будет делать попытки встать или сесть.

Может начаться обильное слюноотделение. Просто у деток нет рефлекса проглатывания слюны, но как только нервная система будет развиваться, так и это придет в норму. Может разговаривать с собой. Может играть с соской, ножками. Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей. Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания.И так же можно заметить первые черты будущего характера.

Четвертый месяц.

Этот период можно назвать быстро изменяющимся во всех сферах.

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову, поварачивает ей в разные стороны. Полностью освоил переворачивания. Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища. Пробует ползать на животе или разворачивается на животе в разные стороны.

Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус, близко рассматривает. Также появляются любимые игрушки. Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку. На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, могут проскальзывать первые слоги — «ма», «ба», «па». Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами. Разглядывает свое отражение в зеркале. Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго и недалеко. Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга. Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается. Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц.

На пятом месяце жизни кроха активно использует и совершенствует свои физические навыки, и многие малыши уже могут сидеть и даже ползать по-пластунски. Высаживать самостоятельно не надо, ждите когда сядет сам. Мышцы спины еще не окрепшие, потому если даже малышок садится сам из-за них спинка малыша слабая и потому может быть согнута. Некоторые детки пытаются встать на ноги, держась за опору.

Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные, уже можно учить говорить простые слова, такие как папа, мама, деда, баба. Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей. Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.

Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает. Играет во время еды. С интересом разглядывает лица на картинках. У большинства детей начинают прорезываться зубы. И так же может проснуться пищевой интерес. Малышу уже очень интересно, что едят его родители и может даже тянуться в тарелку и причмокивать. И если дать ложку ему в ручки она моментально окажется во рту. И в связи с этим можно попробовать начать прикорм. Не захочет сейчас, можно подождать и вводить уже через месяц, по ВОЗ.

Шестой месяц.

В этот период кроха уже может полностью сам садиться отсидеть некоторое время, проползти небольшой путь до игрушки или другой какой заинтересовавшей его вещи. Перекладывать из руки в руку игрушку. Может появится “пинцетный” захват. Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка, или переключился канал. Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.

И так же можно уже научить играть в “ладушки”, малыш уже может хлопать в ладоши, играть в “ку-ку”.

Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма, либо уже умеет. Чаще всего, конечно же первое слово “мама.” И в этом возрасте деткам нравятся музыкальные игрушки, некоторые под ритмичную мелодию могут дергать ножками, ручками – как бы танцуют. А если мелодия не понравилась, могут заплакать.

В этот период также начинается знакомство крохи с другой едой, помимо молока мамы. Как и с каких продуктов вводить прикорм надо уточнить у педиатра. Обычно, если малыш набирает вес хорошо, (как минимум удвоил вес от рождения, недоношенные – утроили) то прикорм начинают с овощей. Если ребенок недобирает, то с безмолочных, безглютеновых каш. И естественно, использование специй нежелательно. Почки и кишечник для такого еще не совсем развиты.

Воду давать тоже как начали вводить прикорм обязательно. Но это если не давали ее раньше. Если малышу помогать, он может пить из кружки. И также играет с едой.

Продолжение https://zen.yandex.ru/media/id/5e35ee8b7caf8e37796bb1d3/razvitie-malysha-do-godach2-5e4ab19aa4666c694f8a026e

Источник

Ранний возраст от 0 до 1 года

Кризис новорожденности

(0 – 2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

 Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Новообразование – в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

– общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

– использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

– обильные вокализации во время общения с матерью;

– реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Младенческий возраст

(2 месяца – 1 год)

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования:

  1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
  2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь:

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи:

– не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически (“би-би”), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

– общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

– связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы “где?”, “как?” выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации (“дай!”). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность.

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  1. Движущийся глаз. Известен феномен “глаза новорожденного” – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).
  3. Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом. Отличается от “настоящих” действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия “не написан” на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

Он осваивает:

– назначение предмета;

– способы действий с предметами;

– технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

Умственное развитие.

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

  1. Упражнение рефлексов. Дети “упражняют” все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
  3. Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх “чужого”), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
  4. Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста.

Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:

 1) малыш ищет близости с любым человеком;

2) учится отличать знакомых людей от незнакомых;

3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.

 Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

Кризис 1 года.

Первый год жизни ребенка заканчивается кризисом одного года.

Новообразование кризиса – автономная речь.

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

– нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

– нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);

– эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис не относится к числу острых.

Источник

Первый год жизни крайне важен для будущего здоровья ребенка, т.к. на протяжении всего этого периода продолжают развиваться некоторые системы в организме малыша. В первую очередь, огромный скачок происходит в нервной системе.

Неопытные родители могут не знать, на какие особенности развития младенца следует обращать внимание, чтобы вовремя предупредить возможные отклонения.

Поэтому мы составили краткую “шпаргалку” для родителей малышей до 12 мес., по которой можно отследить, в норме ли развивается Ваш младенец:

???? 1 мес

Ребенок уже может задерживать взгляд на каком-то близком предмете и следить за его перемещениями.

Малыш уже узнает лица мамы и папы и даже начинает им улыбаться.

Ребенок поворачивает головку в сторону громкого звука.

???? 2 мес

Малыш сам поднимает руки, пытаясь дотянуться до близкого предмета, разводит ручки в стороны, потягивается.

Ребенок может удерживать в руке игрушку (если Вы вложите ее в ручку, т.к. сам ухватить ее он еще не может) и тянет ее в рот.

Малыш начинает оглядываться по сторонам и поднимать головку, пытаясь ее удержать.

Новорожденный уже начинает гулеть и произносить различные звуки (обычно в ответ на речь мамы, обращенную к нему).

???? 3 мес

Ребенок пробует переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот.

Малыш уже уверенно поднимает и держит голову.

Кроха делает попытки дотянуться и схватить лежащие рядом предметы, и у него начинает это получаться.

???? 4 мес

Ребенок уже научился переворачиваться со спины на живот и с живота на спину.

Малыш пробует садится с поддержкой за руку.

Движения рук становятся более четкими и точными, и у ребенка лучше получается захватывать и удерживать предметы.

???? 5-6 мес

Ребенок становится более активным, у него просыпается тяга к познанию окружающего мира и он начинает все “пробовать на зуб” .

Малыш начинает и более эмоционально реагировать на окружающих людей, лепетать и произносить много новых звуков и слогов (“ма”, “па”, “ба” и т.д.).

Младенец уже пробует переворачиваться на бок и, опираясь на руку, садиться самостоятельно.

???? 7-8 мес

Малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук.

Ребенок начинает принимать положение для ползания и с помощью рук подтягивается вперед. Некоторые дети уже делают попытки ползать.

При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит.

Реакции малыша на окружающих становятся все более яркими и разнообразными. Ребенок начинает подражать взрослым, может проявлять радость и недовольство, а также начинает иногда негативно реагировать на чужих людей.

???? 9-10 мес

Ребенок начинает ползать на четвереньках и подниматься с пола, держась за опору.

Малыш стоит и переступает ногами, держась за опору. Некоторые дети уже делают первые самостоятельные шаги.

Ребенок с удовольствием перебирает игрушки, играет в “ладушки”, “сороку”, “прятки”.

Малыш начинает произносит отдельные простые слова “мама” или “папа”, активно подражает жестам и мимике взрослых.

???? 11-12 мес

Ребенок уже переступает ногами, держась за опору или за руку взрослого.

Некоторые дети уже уверенно ходят самостоятельно.

Малыш может наклониться и поднять какой-то предмет с пола, при этом удерживая равновесие.

Ребенок начинает пробовать есть и пить самостоятельно, держать в руках ложку или чашку.

Кроха уже хорошо понимает речь и просьбы взрослых. Например, принести игрушку или позвать маму.

В речи появляются новые слова!

Понравилась статья? Палец вверх! ???? Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

???? 5 занятий, которые нужно каждый день делать с ребенком до 1 года !

???? 13 привычек, которые нужно привить ребенку до 3 лет!

???? 5 самых глупых ошибок неопытных родителей

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

Книга 100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя – всего 299 руб.!

???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).

Источник