Ребенок делает себе больно 2 года
«Белгородские известия» рассказывают о возможных мотивах аутоагрессии
Если ребёнок бьёт себя по голове, рукам, не воспринимайте это сразу как болезненное поведение, ведь у него может быть много причин. Грудничок и вовсе ударяет себя неосознанно: он ещё не контролирует движения.
С рождения
В психологии такое поведение называют аутоагрессией. Проявляется она в словесной (порицание самого себя), физической (удары, порезы, укусы) формах. Одной из причин может быть недостаток внимания взрослых – так кроха пытается привлечь его к себе.
«Если родители погасили агрессивное поведение, наказали, закрыли, угрожали и ребёнок не выплеснул негативные эмоции, то ему будет тяжело – он проявит агрессию на себе», - предупреждает педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района Татьяна Великоцкая.
Маленький ребёнок не умеет правильно выражать эмоции, передавать расстройство словами, поэтому пытается успокоиться и выплеснуть негативные чувства через плач, крик. Годовалый малыш может бить себя ручкой там, где у него болит.
«Когда кроха строит пирамидки, играет в машинки и у него не получается, случается одна, вторая неудача, он впадает в отчаяние и наказывает себя: скручивает пальцы, кусает. Он настолько переживает, что не ощущает боль и может сильно себя ранить», - отмечает психолог.
Для взрослых этот повод кажется глупым и смешным, но для ребёнка это важно.
«Когда он знает, что его накажут за какое‑то неправильное поведение, ожидание становится болезненнее, чем причинить себе вред, - объясняет Великоцкая. - Ему так тяжело от этого, что он начинает кусать себя, царапать, рвать волосы».
Фото: pixabay.com
Вина и манипуляция
Сказываются на крохе и отношения родителей. Когда взрослые конфликтуют, ребёнок нервничает, пощипывает себя, плачет, бьётся головой, громко кричит. Он боится, не понимает, что происходит, и хочет это прекратить.
«В моменты ссор малыш перекладывает на себя вину. Думает, что всё закончится, если он себя накажет», - говорит психолог.
Но в дошкольном возрасте появляются другие мотивы аутоагрессии. Дети учатся манипулировать: например, заметив, что от определённого действия мама жалеет, малыш повторит это снова и снова.
«Если он пытается манипулировать, подойдёт жестокий, но действенный способ. Просто выйдите из комнаты, посмотрите, продолжит ли он. Скорее всего, малыш заметит ваш уход и побежит за вами, отвлечётся от проблемы, - утверждает Татьяна. - Другой способ – остановите ребёнка и поговорите: «Когда ты себя бьёшь, я не понимаю, что ты хочешь сказать, давай поговорим. Что тебя тревожит?» Если он не говорит, то покажет, что хочет».
Татьяна Великоцкая / Фото: личный архив
Что делать
Не идите на уступки при виде такого поведения, иначе малыш проявит себя так на улице, в магазине. Если отработаете ситуацию дома, то такого не случится на людях, чадо поймёт, что реакция родителей не изменится. Когда малыш хочет что‑то запретное, отвлекайте его мультиками, играми, любимой машинкой или куклой.
«Объясните, почему нельзя, а не просто: «Нет и всё». С трёхлеткой уже можно договориться, с младшим поможет только отвлечение, - считает Великоцкая. - Но не оставляйте его одного с проблемой, проговаривайте эмоции, их значение. Узнайте, как ему больно, насколько сильно переживает».
С возрастом такое поведение пройдёт, если развивать навык самоконтроля, учить правильно реагировать.
Фото: pixabay.com
Демонстративно
«В подростковом возрасте вредят себе «демонстративщики», - отмечает психолог. - Таким поведением они обращают на себя внимание, пытаются чего‑то добиться, изменить ситуацию, получить разрешение».
Наблюдайте за ребёнком. Если это модно среди одноклассников, то он просто подражает.
«Поговорите с ним, объясните, что переживаете за него. «Ты у меня умный, хороший, я тебя люблю любого, но нельзя себя повреждать: ты меня этим тоже ранишь». Покажите, что он не просто поцарапал себя, а сделал больно родным», - советует Татьяна Великоцкая.
Когда ребёнок манипулирует, говоря: «Если ты мне не купишь что‑то, не отпустишь туда‑то, я порежу руки, брошусь с крыши», родители пугаются и позволяют чаду всё. Но это ошибка, тогда такое поведение закрепится. Не потакайте капризам чада, а разговаривайте. Если он уже начал себе вредить, обратитесь к школьному психологу.
«Главное – не делайте акцент на личности ребёнка: «Ты такой плохой и ведёшь себя не так». Осуждать нужно поступок, а не ребёнка, - предупреждает психолог. - Обязательно скажите: «Я тебя люблю, даже если ты сделал что‑то плохое. Ты лучший, но так поступать плохо». Объясните, почему плохо, разговаривайте, а не унижайте».
Анастасия Писаревская
Источник
Здравствуйте, Наталья! давайте по письму пройдем:
И ботинки не одеваются, и куртка не застегивается, и игрушки не убираются. Я понимаю, таким образом внимания требует. Когда помогу, когда покричу, иногда и по попе получает. – безусловно у самого ребёнка повышенный уровень тревоги, повышено напряжение, сейчас у неё возраст сложный она начинает вести себя самостоятельно, но эти регрессирующие вспышки, и реакция на мелкие неудачи, говорят о том, что ей НЕ хватает поддержки, и естественно от Вас- от родителей – когда у неё что-то НЕ получается нет смысла на неё кричать, делать за неё, и по попе! -это те пути, которые НЕ способствует разрешению!!! что делать? поддерживать ребёнка, самой нормально реагировать на её вспышки – успокаивать, говоря, “ничего страшного в этом нет, все мы с первого раза многое сделать НЕ можем, а вот если будем стараться и делать каждый раз и сами, то все получиться, так как мы научимся это делать”, при этом подойдите, и сначала покажите как это сделать! а потом вместе с ней! обязательно показывайте поддержку – говорите о том, что у неё получается – чтобы поднимать её уверенность в себе, и снимать напряжение относительно самой себя!
Часто стала плакать, прямо со всхлипами, и делает себе больно-кусает, царапает себя, по голове себя бьет… Объясняю, что нельзя так, а она специально: “смотри, я себя сейчас поцарапаю!” – это открытое проявление агрессии, которую направляет на себя (аутоагрессия), это говорит о том, что у неё есть масса чувств, которые НЕ выпускаются наружу! и все это она направляет на саму себя! и ещё сейчас делает это демонстративно, чтобы вернуть их Вам обратно, возможно, чтобы сделать также больно и Вам! – здесьважно рассмотреть стиль отношений между Вами – конкретно разобрать ситуации, чтобы увидеть где тот спусковой механизм!
Постоянно огрызается, очень эмоционально отвечает на все замечания или вообще обращения к ней, не слушается – ставлю в угол, она сразу же начинает плакать, так переживает, практически умоляет простить ее, ручки тянет (искренне), через час – все повторяется. – это таже агрессия, только вербальная! Вам важно помочь ей разобраться в том, что на самом деле скрывается за всем этим – что она чувсвтует, что переживает; детям сложно рефлексировать свои чувства, так как они просто НЕ знают как они называются, и что с ними делать, поэтому если они могут выходить совершенно в разных агрессивных формах, но они естественно, что подвергаются наказанию, а соответственно наказываются и их чувства!
переживает, что “папа не приедет”, а когда приедет “мы папу с Алисой (младшая дочь) отправим пожить к бабушке, а потом заберем их обратно” – вот разговор помог Вам узнать, что происходит с ребёнком – она боится, переживает, боится что это её отправят, что она будет ненужна, возможно принимает на себя удар и винит себя в том, что папа НЕ может быть рядом – важно честно говорить с ребёнком, разбирая все что она может чувствовать, говорить о том, что происходит в семье и почему! чтобы ей было это понятно! когда Вы стали в ней разговаривать, ситуация стала изменяться? были ли вспышки агрессии? если были, то важно разбирать их “здесь и сейчас”!
я понимаю, что не могу с ней справиться, с ее проблемой – так вот в том-то и дело, что Сейчас это Ваши проблемы тоже! так как только Вы можете помочь ей разобраться в том, что с ней происходит и понять, что с этим можно делать!
теперь про конкретно работу с агрессией – ей важно помочь выпускать эти чувства, выпускать свои страхи, обиды, злость.. – во-первых, озвучить, что она чувсвтует, потом помочь ей это чувство нарисовать (слепить) а потом сделать с ним то, что захочет (посадить в клетку, закрасить, изменить!); или же физически выбрасывать этот скопивщийся груз – можно и подушку ударить!
также важен и распорядок дня!- это распланированное время – и дочь будет знать, когда и что её ждет, а Вы сможеет планировать и свой отдых!
В целом, Наталья, рекомендации зависят от индивидуальной ситуации, если решитесь действительно разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – звоните или пишите – буду только рада Вам помочь!
Ребенок пытается себе сделать больно (1 ответ)
Источник
Подростковый период – сложный этап как для ребёнка, так и для родителей. Во время переходного возраста многие дети замыкаются и не делятся ничем со старшими, даже если сталкиваются с какими-то проблемами, в частности – с психологическими. Нередко их проявлением становится самоповреждение.
В чем именно может заключаться причина такого поведения и как правильно на это реагировать родителям рассказала психолог Наталья Шошева.
При самоповреждающем поведении подросток намеренно наносит себе телесный вред, чтобы уменьшить психологический дистресс или справиться с ним. При этом обычно он психически здоров. Чаще всего подростки повреждают руки или ноги, реже торс.
О самоповреждающем поведении можно говорить, если подобные эпизоды повторяются на протяжении длительного периода. И это не манипуляция или крик о помощи, как часто кажется, ведь подростки обычно повреждают те участки тела, которые скрыты от глаз окружающих. Также это не попытка суицида, хотя риск его возрастает из-за неосторожности и из-за того, что ребенок становится менее чувствительным к боли.
Такое поведение зачастую проходит до 25 лет само. Но это не значит, что взрослым нужно игнорировать его и ничего не предпринимать.
В то же время ошибочно полагать, что боль себе причиняют только аутсайдеры. Да, негативное отношение сверстников – одна из причин селфхарма среди подростков мужского пола. А вот среди девочек к самоповреждающему поведению более склонны популярные отличницы.
Какое поведение подростка должно насторожить взрослых?
- у него часто появляются порезы, сильные царапины или синяки;
- на теле много шрамов;
- часто запирается один в комнате или ванной;
- носит при себе или хранит в быстром доступе режущие или острые предметы;
- носит одежду с длинными рукавами даже в жару;
- нестабильное эмоциональное состояние.
ЧТО ЧУВСТВУЕТ ПОДРОСТОК, КОГДА ПРИЧИНЯЕТ СЕБЕ БОЛЬ
Чувства, как и причины селфхарма, могут быть разными. Но чаще всего подросток испытывает сильное напряжение, безнадежность и беспомощность, одиночество, чувство пустоты, собственной бессмысленности или малозначимости, никчемности.
Подростка могут одолевать паника, вина, гнев или злость, ненависть, растерянность, тревога, отвержение или желание себя за что-то наказать. Зачастую у него проблемы с самооценкой, он импульсивен, склонен к туннельному восприятию действительности.
Порой самоповржедения служат своеобразной сексуальной разрядкой либо «местью» своему телу за неприятные изменения, которые происходят в подростковом возрасте. Обычно молодые люди говорят, что причиняют себе боль, когда не могут справиться с психоэмоциональным напряжением. Им кажется, что их никто не понимает. И они пытаются заглушить душевную боль заглушить. После этого на время им вроде бы становится легче…
Кроме того, у некоторых подростков (не у всех!) срабатывает защитный механизм, при котором в кровь выбрасываются эндорфины, и они как будто чувствуют удовольствие, эйфорию. Так возникает дополнительное подкрепление данного поведения.
Некоторые также теряют чувствительность. Им кажется, будто это не их тело, и тогда, раня себя, они чувствуют себя живыми. Но есть кое-что общее у подростков, прибегающих к самоповреждениям. Им сложно распознавать и контролировать эмоции, они склонны подавлять и вытеснять их.
У подростков, занимающихся селфхармом, снижается адаптивность: им трудно проживать стрессовые и тяжелые события. Кроме того, у них не получается находить безопасные и экологичные способы для проявления негативных эмоций.
Есть множество факторов, которые могут лежать в основе самоповреждающего поведения, например:
- насилие: эмоциональное, физическое или психологическое;
- психологическая травма;
- буллинг;
- подражание ровесникам;
- конфликты со сверстниками;
- невзаимная влюбленность;
- смерть важного человека;
- развод родителей или конфликты в семье;
- трудность эмоциональной регуляции;
- пример самоповреждающего поведения в семье;
- злоупотребление психоактивными веществами.
Но все усугубляется, если отсутствуют теплые, поддерживающие и доверительные отношения с родителем.
КАК НЕ НАДО РЕАГИРОВАТЬ?
Худшее, что взрослый может сделать, – начать читать нотации и ругать подростка за самоповреждения, потому что это лишь усугубит эмоции, с которыми тот и так не может справиться. Но, к сожалению, родители, узнав о самоповреждающем поведении подростка, зачастую сначала пугаются. Потом понимают, что повлиять на него не могут, и начинают злиться, раздражаться, угрожать, уговаривать. Потом переходят к наказаниям либо впадают в панику и пытаются установить контроль над ситуацией.
Если ребенок продолжает действовать подобным образом, родители чувствуют гнев, который не дает им возможности проявить сочувствие к его переживаниям. Какие-либо объяснения также не работают, например: «Ты захочешь потом короткие юбки носить, но из-за шрамов не сможешь». Все это только усугубляет ситуацию и отдаляет подростка от родителя. Он чувствует, что его не понимают. А значит, взрослый теряет возможность помочь ему. Ребенок продолжает вести себя так же, но становится еще более скрытным.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Самоповреждающее поведение – всего лишь симптом, попытка подростка справиться со своими психологическими проблемами. А вот с ними как раз и нужно работать. Лучшее, что могут сделать родители, – не акцентировать внимание на самоповреждении, но и не игнорировать его.
Следует сосредоточить силы на восстановлении теплых и безопасных отношений с ребенком. Только тогда ему можно будет помочь или хотя бы узнать, в чем причина. Важно помнить, что подростки все еще очень нуждаются в доверительных отношениях с родителями, несмотря на желание стать независимыми от них. А значит, необходимо больше фокусироваться на связи, нежели на контроле и указаниях.
Придумайте общие занятия, прогулки, сделайте их чем-то вроде ритуала. Например, каждую субботу вдвоем с ребенком ходите в его любимую пиццерию, на пороге которой оставляйте все родительские указания и нравоучения. Пусть эти несколько часов станут фундаментом для вашей связи.
Также лучше обратиться к психологу. Он поможет выявить корень проблемы, разобраться, что подростка побуждает к таким действиям, и проработать эту причину. Помимо этого важно работать над эмоциональным интеллектом: учить ребенка идентифицировать и понимать свои эмоции, а также находить более безопасный способ для их выражения. Возможно, родителям тоже придется освоить это умение, но оно того стоит.
Нужно также помочь подростку отслеживать триггеры, которые заставляют его ранить себя. Найдя истинную причину селфхарма, мы можем вместе обнаружить и глубинный мотив для того, чтобы подросток перестать прибегать к самоповреждающему поведению.
Источник
Как заметить неврологические нарушения у малышей до года, чтобы своевременно обратиться к врачу? Если новорожденный все время кричит и плохо спит – надо ли это лечить? Какие новые методы появились в лечении детей и подростков с эпилепсией и детским церебральным параличом (ДЦП)? На вопросы отвечает Леонид Шалькевич, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения, заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО, доцент, к.м.н.
У дочки при полном секвенировании генома выявили неврологическое генетическое заболевание – синдром лопес-марсьель-роден. Как его лечить?
Это редкое генетическое заболевание проявляется нарушением психического и моторного развития у детей. Лечение носит симптоматический характер. Таких детей наблюдают психиатры, педиатры, неврологи и реабилитологи.
Ребенку 1,7 года, ДЦП, синдром Денди-Уокера и микроцефалия. Ребенок постоянно вздрагивает после крепкого сна. Энцефалограмма дневная и ночная без эпи. Что это может быть? Нужна ли противосудорожная терапия?
Вздрагивания после крепкого сна могут относиться к неэпилептическим миоклониям, при отсутствии судорог и нормальной электроэнцефалограмме лечения не требуют.
Мальчику 3 года, трогает половые органы. Пока отвлекаем и переключаем внимание. Нужно ли обратиться к врачу?
В этом возрасте происходит пик интереса к собственному телу, поэтому малыш исследует себя. Если это не носит навязчивого характера, лечение не требуется. Если он делает это все свое свободное время, имеет смысл обратиться к детскому психологу.
Ребенку 4,5 года. В год поставили диагноз «эпилепсия генерализованная криптогенная с миоклоническими припадками». Приступы начались примерно в 10 месяцев. До этого момента нареканий к здоровью не было. До года выполняли все плановые прививки (с года прививки не делаем). На сегодняшний день ремиссия 3 года 4 месяца (препараты не принимаем 7 месяцев). Может ли данное заболевание быть вызвано действием прививок (АКДС)? Как безопасно начать делать прививки с таким диагнозом?
Эпилепсия относится к многофакторным заболеваниям с генетической предрасположенностью при провоцирующих воздействиях внешней среды. Прививки сами по себе не являются причиной заболевания, но могут спровоцировать болезнь, как и любой другой фактор. Если у ребенка ремиссия по приступам, то прививки ему не противопоказаны.
Девочке 2 года и 10 месяцев. Не хочет одевать колготы, гольфы, кофты. Выйти погулять – целая проблема. Надеваем куртку на майку, сапожки на голую ножку и штаны без колготок. Варежки тоже не надеть. Перерастет или надо обращаться к специалистам?
Это могут быть возрастные особенности ребенка. Но также это может говорить о начальных проявлениях заболеваний, связанных с нарушением психики и поведения. Поэтому для уточнения этих особенностей имеет смысл показаться детскому психиатру, психотерапевту или психологу.
Ребенку 4 года. С рождения делает вращательные движения кистями рук и часто прыгает. Что это может быть? Невролог аутизма не выявил, в плане обучения все нормально. Движения повторяет часто, особенно когда рад чему-то. Если этому поведению есть научное объяснение?
У детей при повышенной возбудимости нервной системы многие эмоциональные реакции сопровождаются повышенной двигательной активностью. Эти дополнительные движения помогают ребенку справиться с избытком эмоций, особенно положительных. Поэтому при нормальном психическом развитии лечения это не требует.
Мальчику 1 год и 10 месяцев. С рождения нормально не проспал ни одной ночи. Каждые 40 минут крик, плач, истерика. Сначала списывали на колики, режущиеся зубы. Пробовали укладывать позже/раньше, качать/не качать, ванны/душ перед сном, активное/спокойное времяпровождение. Дневной сон сейчас 1,5-2 часа, тоже прерывистый. ЭЭГ в норме, УЗИ головного мозга без патологии, анализы в норме. Невролог выписывал ноофен, магний В6, дормикинд. Ничего не помогает!
Нарушение сна у детей может указывать на ряд серьезных неврологических заболеваний, однако если развитие ребенка соответствует возрастным нормам, плохой сон в большей степени доставляет дискомфорт родителям, чем ребенку. Нарушение сна, как правило, связано с перевозбуждением нервной системы и переизбытком информации. Беспокойный сон часто помогает малышу справиться с лишней информацией, которую он получил днем. Внезапный плач во время ночного сна, когда малыш кричит и не может успокоиться, может быть этапом взросления. Лечение требуется только тогда, когда ночные кошмары носят постоянный, спереотипный характер и сопровождаются нарушением самочувствия ребенка на следующий день.
Сыну 2 месяца. Он спит всего 1 раз в день в течение двух часов. И то только на улице в коляске (дома в дневное время не удается уложить). Он засыпает, спит 30 минут и просыпается. Во время сна активно машет ручками и дергает ножками. Сон удается продлить, если дать ему грудь сразу, как он проснулся.
У многих детей двигательная активность (вздрагивание, подергивание ножками, ручками) часто сопровождает сон, и это нормальное явление, так же как и крик и плач. Беспокоиться не стоит.
Ребенок родился в 38 недель, роды были тяжелыми, в три месяца УЗИ показало наличие арханоидальной кисты, расширение желудочков. До двух лет развивался в пределах нормы с небольшим отставанием (курсы лечения ноотропами), ближе к двум стал просыпаться ночью и орать с выгибанием в дугу, начали проявляться аутичные черты, затем крики стали учащаться, поведенческих нарушений стало больше. Сейчас ребенку 5 лет, и врачи не знают, что с нами делать: он не разговаривает, продолжает просыпаться по ночам и кричать, выгибаться. На фенибут, кортексин, ноофен, пантокальцин, рисперидон, валерьянку реагирует возбуждением, появляются проблемы с туалетом. Также назначали карбамазепин для исключения эпилепсии. Что нам делать?
Ситуация серьезная. Ночные пробуждения не основная проблема. Необходима консультация психиатра.
Дочери 11,5 месяца. Периодами плохо спит по ночам, часто просыпается с плачем. Последний прием пищи в 10 вечера, а засыпает в лучшем случае в полночь. Похоже, что она недосыпает, и я не могу понять причину. Может, есть какие-то неврологические нарушения или это просто зубки и нужно подождать?
Нарушения сна бывают разные. Самые опасные те, которые связаны с нарушением развития ребенка, при этом он может спать без внезапных пробуждений. Диагноз в этой ситуации ставится по факту клинических нарушений (задержка развития) и записи ЭЭГ во время сна. Когда же ребенок часто просыпается и кричит ночью, но днем чувствует себя хорошо и его развитие соответствует норме, лечение не требуется. Это нормально. Если же ребенок пытается днем доспать, это может быть вызвано не неврологическими причинами, имеет смысл обратиться к педиатру или гастроэнтерологу.
Ребенку 9 лет. С 6 лет болит голова (висок), иногда сопровождается рвотой, МРТ с сосудами, энцефалограмма в норме. По назначению врача принимали ноофен и витамины группы В – улучшений нет, с ноября голова болит раз в неделю. Что делать?
Все головные боли делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся головная боль напряжения и мигрень. Головная боль напряжения часто связана с завышенными требованиями родителей к успехам ребенка и повышенной нагрузкой. Здесь часто требуется привлечение психотерапевта и пересмотра отношения родителя к своему ребенку. Мигрень больше относится к наследственно обусловленным заболеваниям. Для нее характерны тошнота, рвота и сон, приносящие облегчение. Подбор медикаментозной терапии осуществляет невролог, и это не всегда легко. ЭЭГ, МРТ головного мозга, оценка глазного дна проводятся для исключения вторичных головных болей, которые могут быть вызваны многими причинами: объемные процессы, аневризмы, повышенное артериальное давление и др. В случае выявления вторичных головных болей лечение направлено на устранение основной причины.
Существует ли какая-то статистика о количестве детей, которые перенесли гипоксию по время родов и имеют из-за этого задержку развития речи? Какие методы используют неврологи и педиатры при диагностике задержки речи у детей двух лет? Как распознать данную задержку? Ребенок в 2 года говорит только простые слова из двух слогов, не соединяя их в простые предложения.
Количество детей, которые переносят гипоксию, невелико. Если гипоксия является причиной задержки речи, то при этом она вызывает и другие выраженные неврологические нарушения. Диагностика проводится логопедом, психологом, детским психиатром. Методов диагностики много. Сейчас дети позже начинают говорить, но при этом понимание речи находится у них на достаточном уровне. Отсутствие активной речи в первую очередь должно заставить обратиться к специалисту, если нарушено понимание речи. В вашей ситуации имеет смысл в первую очередь обратиться к логопеду.
Ребенку 1 год и 11 месяцев, очень капризный, частые истерики. Живет с мамой. Когда остается с бабушкой, ведет себя гораздо спокойнее. Отмечается боязнь новых помещений, новых людей. В 1 год и 8 месяцев говорил около 10 слов, но когда отучали от соски на ночь, перестал говорить вообще. Спустя 1,5 месяца вновь появились слова МАМА, БАХ, БИ-БИ, АМ. Любит читать книжки, но не показывает пальчиком, где собачка, например. Цвета, цифры, буквы его не интересуют совсем, а вот лепить и рисовать может недолго. Хотя явно понимает, что от него хотят. В развивающем центре групповые детские занятия игнорирует. Ночью просыпается 10-15 раз, просит пить. Невролог в поликлинике назначала курс ноофена (1,5 месяца), во время его приема спал лучше. Собирает пирамидку, башни из кубиков, игрушки в основном разбрасывает, но может поиграть с ними 5 минут. Умеет сам кушать ложкой, но не хочет. Могут ли вышеперечисленные симптомы быть признаками аутизма? Какие будут рекомендации по коррекции поведения ребенка?
В данной ситуации имеет смысл обратиться в Центр раннего вмешательства, чтобы ребенка посмотрели детский психиатр, психолог и логопед. Или в центр коррекционного развития.
Мальчику 6 лет, очень активный, на месте не сидит, периодически случаются тики (моргание), спокойно постоять не может ни минутки, руки, ноги – все в движении. Это плохо или особенности возраста? Можно ли обойтись без успокоительных или надо пропить курс?
Часто тики помогают ребенку справиться с перевозбуждением нервной системы, так же как и активные движения. Если это не нарушает социализации ребенка и ему не мешает, попытки лечения тиков малоэффективны и часто бесполезны. К подростковому возрасту порядка 70 % тиков проходят без лечения.
Ребенку 10 месяцев. С пяти месяцев регулярно мотает головой вправо-влево, когда засыпает, и иногда днем лежа на спине (вероятно, когда хочет спать или скучно). Есть ли повод для беспокойства?
Мотание головой влево-вправо обладает легким успокаивающим действием, в ряде случаев помогает ребенку уснуть. Это нормально, беспокоиться не нужно.
У ребенка (8 месяцев) при засыпании немного вздрагивают пальчики, ручки, ножки. У папы наблюдается точно такая же реакция при засыпании. Что это такое?
Это миоклония во время сна, которая не сопровождается неврологическими нарушениями, не требует лечения и часто носит наследственный характер.
У ребенка с раннего возраста движение рук будто котенок массирует кошку – при виде чего-то интересного и захватывающего. Если сидит, то может подергивать ногами, как будто бежит, когда стоит, то подпрыгивает, скачет. Сейчас ребенку почти 5 лет. Неврологи, психолог говорят, что все в порядке. Мы не можем отучить ребенка от этих движений. А может, и не нужно?
Это может наблюдаться у детей с повышенной возбудимостью нервной системы. Относится к синдрому навязчивых движений. Отучать не нужно. Но в случае появления новых навязчивых движений или увеличения этих имеет смысл еще раз показаться специалисту.
Двойняшки после ЭКО, плановое кесарево, 38 недель, беременность без осложнений. До 1,9 года проблем не было. Потом у девочки появился плоско-вальгус стоп, затем коленок, снизился тонус ног. До этого бегали, приседали, поднимались по ступенькам. Все произошло за 3 месяца. Легли на обследование в детскую областную больницу. МРТ спины, КТ головного мозга в норме, исключили болезнь Шарко-Мари, наследственные нарушения обмена веществ. КФК-168, отклонения есть по ЭЭМГ (электронейромиография), интеллект и речь в норме. Больше года не можем определить диагноз, ездим каждые 2,5 месяца в детскую областную больницу, проходим курсы лечения. Подскажите, куда обратиться дальше?
В данной ситуации имеет смысл обратиться в Республиканский центр наследственных нервно-мышечных заболеваний. Записаться на прием можно по телефону: 327-55-06 (Минск). Там будет проведена углубленная диагностика.
Нужно ли лечить новорожденному повышенную возбудимость? Насколько безопасны ноофен и пантокальцин?
Повышенная возбудимость нервной системы у новорожденного часто является условием нормального развития и в случае отсутствия отставания в развитии и лечения не требует. Ноотропные препараты новорожденным детям, с моей точки зрения, в любом случае не показаны.
Ответы на оставшиеся вопросы будут опубликованы 21 января.
Фотографии – Евгений Креч
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK, и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен
Источник