Ребенок делает назло 2 года комаровский
Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.
Педагогические проблемы глазами медика
К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.
Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.
Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.
Истерики
Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.
Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.
Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.
Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.
Физические наказания
Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.
Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.
Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.
Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.
Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).
В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.
Советы доктора Комаровского
Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.
Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.
Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.
Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.
Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.
Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.
Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.
Источник
Крохи всегда умиляют своих родителей. За одну беззубую улыбку им прощается многое. Но не все. И до поры до времени. Некоторые родители сталкиваются совсем не с тем поведением ребенка, о котором мечтали. Малыш в определенном возрасте начинает бить своих маму и папу. О том, что делать, если малыш дерется, притом с самыми близкими, рассказывает Евгений Комаровский.
Почему это происходит
Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться, и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.
Самый «проблемный» протестный возраст начинается с 2 года, ближе к трем годам. Тут даже тихие и спокойные ранее дети могут начать проявлять агрессию и раздражительность.
Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.
Психологи практически единодушны — основная причина детской неосознанной агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.
Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.
Комаровский о проблеме
Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».
Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.
Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают, говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия — это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.
В большинстве ситуаций с маленькими драчунами срабатывает только одно: ответить идентично. Ни одно проявление детской агрессии не должно оставаться без внимания родителей, на каждый укус или удар взрослая «жертва» должна незамедлительно реагировать.
Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил — сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.
Причем, Евгений Олегович советует мамам как можно меньше утешать орущего или хнычущего ребенка после этого «идентичного ответа».
Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.
Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно — контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.
Если вы его сильно любите, вы вряд ли захотите вырастить патологическую личность с ощущением собственной безнаказанности и вседозволенности.
Важно
Вне конфликтной ситуации, в которой вы по методу Комаровского дали жесткий отпор маленькому агрессору, поведение по отношению к ребенку изменяться не должно. Мама должна оставаться все той же доброй и ласковой, готовой всегда прийти на помощь. Тогда у ребенка, по мнению известного педиатра, начнет формироваться еще один очень полезный инстинкт – он научится уважать старших и сильных, поймет, что болевые реакции лучше не провоцировать, а также быстрее сможет провести параллель между своей болью от вашего укуса и вашей во время его агрессии.
Постепенно нападения на взрослых и ровесников станут все реже, а потом и вовсе сойдут на нет и забудутся.
Другие способы отучить от агрессии
Психологи предлагают множество методик. Некоторые основаны на удалении. Если малыш укусил маму, она просто перестает с ним общаться и дистанцируется. И так каждый раз, когда со стороны чада проявляется негатив.
Почти все социальные педагоги и психологи детского профиля согласны с тем, что малыша с самого раннего возраста нужно приучать «проговаривать» свой негатив. «Меня это огорчает, потому что…», « Мне очень обидно, поскольку…».
В особо сложных случаях, когда дети не только дерутся, но еще и истерично кричат, бросают предметы, разбивают посуду и предметы мебели, лучше обратиться к специалисту за совместным поиском решения. Иногда ребенку требуется медицинская помощь.
Постскриптум
Евгений Комаровский не берется анализировать всех причин, которые толкают детей на агрессию к самым родным людям, но он указывает, что в 99% случаев речь идет не о психическом заболевании, а о недостатках воспитания. В семьях, где родители относятся к чаду разумно и в меру строго, неадекватные инциденты с участием ребенка практически не случаются.
Источник
Автор Ольга На чтение 15 мин. Просмотров 200 Обновлено 20.10.2020
Двухлетний малыш, который только что спокойно играл рядом с довольными мамой и папой, за минуту может превратиться в невыносимого монстра. Понять причины смены настроения довольно сложно: кроха плохо говорит и не может передать эмоции. В результате на улице или дома мы видим бьющегося в истерике неуправляемого тоддлера, который погружен в себя и ни на что не обращает внимание. Рядом обычно находятся растерянные старшие, которые и лаской, и силой пытаются успокоить отпрыска, но оказываются беспомощными.
Что делать, если ребенок 2 лет не слушается? Какую стратегию предпринять, чтобы перевести бурные эмоции в мирное русло? Как вести себя, если от детской истерики опускаются руки?
В этой статье разобраны наиболее частые причины негативного поведения и даны советы передовых специалистов о том, что делать родителям, если дитя перестало на них реагировать.
Почему ребенок перестал слушаться
Вначале представим, на каком этапе развития находится 2-х-летний дитя. Позади остался кризис одного года (который, фактически, длился с 8-10 месяцев жизни и закончился, примерно, в годик). Следующим периодом станет кризис 3 лет.
Дитя уже умеет самостоятельно ходить, играть, преодолевать препятствия, начинает говорить примитивные фразы, общается на языке жестов. Скачок в развитии вчерашнего младенца в этот период просто огромен.
Чувствуя свои силы, чадо отправляется покорять мир. Ему еще не ведомы опасности и страхи, мало смыслит в устройстве окружающего пространства. Его желания – получить все и сразу.
К быстрой реализации своих потребностей он привык: ранее взрослые прибегали по первому зову и, не откладывая, помогали справиться с любой бедой.
Теперь непоседа, исследуя предметы, часто слышит «нельзя». Заботящиеся взрослые постоянно устанавливают разумные ограничения, связанные с соблюдением режима дня, обучением правилам поведения или защитой в опасности. Но для двухлетки это выглядит иначе: он считает, что родитель идет в противовес детским интересам и поэтому отказывает.
Мальчик в данный момент хочет играть в машинки, а его уговаривают одеться и пойти на улицу. Девочка прямо сейчас хочет получить сладкое, но ее сажают за тарелку с супом.
Для неокрепшей психики протест в выполнении детского желания является большим горем, которое ничто не исправит. Поэтому скоро дитя выбирает единственно верную, на его взгляд, стратегию – начинает от всего отказываться.
Топает ногами, мотает головой, кричит «Нет», «Не хочу», «Не буду», иногда даже не выслушав то, что хочет донести родитель.
Явление это абсолютно нормальное, способствующее гармоничному процессу становления личности.
В психологии есть термин – «кризис негативизма»: все отрицающий тоддлер плавно отделяется от родителей и учится быть самостоятельным человеком, заявляя о воле, потребностях и желаниях.
Настоящие причины истерик
Что заставляет малыша в 2,5 года не слушаться? Дети не хотят нарочно вывести взрослых из себя. На самом деле, они осознают себя отдельной личностью и понимают, что их желания и желания отца и матери иногда не совпадают.
[expert_bq id=3419]Очень важно помнить о таком эмоционально-физическом явлении, как привязанность. Она заложена природой в механизм взаимоотношений между младенцем и заботящимся о нем человеком. Формироваться привязанность начинает с момента рождения, когда взрослый начинает ухаживать за младенцем. Со временем она только крепнет: чадо понимает, что тому, кто приходит на его крик, кормит, поит, одевает, защищает, можно доверять.[/expert_bq]
Привязанность равна безопасности: младенец стремится быть рядом со своим взрослым, не упускать из вида, следовать рядом. Эта незримая нить тянется из поколения в поколение, где каждый выживал только потому, что слушался старших.
Что происходит в два года? Малыш с удивлением понимает, что он и его папа и мама – разные люди, т.к. их желания и поступки не совпадают с детскими ожиданиями. И привязанность оказывается под угрозой.
Можно ли доверять маме, если она отказывается к нему прислушаться или сама начинает плакать? Будет ли мамочка и дальше любить и заботиться, если чадо впадет в истерику? Ответы на эти вопросы и формируют дальнейшие отношения между двухлеткой и родителями.
Действительно ли он делает все назло и специально
Нужно знать, что в двухлетке еще нет хитрости. Это качество появляется позже, когда будут полностью развиты функции отделов головного мозга. Поэтому сделать что-то назло или осознанно спланировать поступок чадо еще не в состоянии.
Абсолютно неосознанно
41.67%
Затрудняюсь ответить
8.33%
Проголосовало: 24
В моменты, когда сынок или дочка начинают психовать, не слушаться, кидать игрушки, капризничать, хулиганить, разбрасывать вещи, кричать, ругаться, огрызаться, убегать на улице, важно помнить – это происходит на неконтролируемых эмоциях и не несет в себе цели насолить или протестировать нервную систему матери и отца.
Что делать с неуправляемым двухлетним малышом. Как реагировать?
В любой ситуации, которая происходит с крохой, важно оставаться на старшей позиции. То есть не опускаться до уровня двухлетки, начав кричать, бросать предметы, обиженно уходить и любыми способами показывать свое негодование. Такое поведение не только еще больше спровоцирует, но и напугает дитя. На подсознательном уровне даже в состоянии глубокой истерики малыш полностью доверяет близкому человеку и чувствует себя в безопасности. Но разве 2х-летнему будет безопасно наедине с ровесником?
Как бы не вел себя ваш малыш, помните — именно вы отвечаете за то, кем станет
постараться отвлечь непоседу от проблемы, если истерика еще не началась (напомнить об интересной игре, погладить по спинке и т. п.);
быть рядом, если маленький человечек уже находится в состоянии стресса;
постараться обнять, если разрешает, но не насильно;
спокойно проговорить эмоции («Ты расстроен, потому что…», «Тебе обидно из-за этого…» и т.п.);
не отталкивать, если крошка сам хочет на ручки.
Тактильные ощущения очень важны, поскольку позволяют пережить стресс и понять, что в любой ситуации мамочка и папочка находятся рядом, понимают и признают право на личное мнение. Не стоит останавливать слезы и крики фразами типа «Не плачь», «Прекрати», «Мальчики не плачут» и т.п.
Тоддлеру важно выплеснуть свои эмоции, а не замалчивать их. Где еще поделиться своими проблемами, если ни в родном доме?
Находясь в ситуации конфликта, очень важно показать, как правильно договариваться. Не нужно думать, что если отец уступит, то потеряет свой авторитет.
Чадо следует научить разным стратегиям выхода из ссоры:
- абсолютный отказ, но с объяснениями причины, допустим в случае, если безопасности маленького человека что-то угрожает;
- уступка, сопровождаемая высказыванием своего мнения («Я думаю, это делать не нужно, но понимаю, что ты хочешь попробовать, поэтому делай»);
- отказ с предложением альтернативы («Я понимаю, что ты хочешь продолжить играть в песочнице, но уже поздно. Давай вместе достроим замок, а потом дома его нарисуем»).
Не стоит опасаться, что дитя 2-3 лет не поймет сказанного. Чадо осознает, что был услышан, принят и базовая привязанность не нарушена.
Чего делать нельзя
К сожалению, многие остро реагируют на конфликт с дочкой или сыном и стараются либо показаться обиженными, либо стать авторитарными диктаторами. Рассмотрим, какие ситуации не стоит допускать в общении с младшим поколением.
Повышать голос
Крик – только в случае повышенной опасности, то есть крайне редко (в случае, если непоседа бежит на проезжую часть или близко подошел к обрыву). Крик должен стать своеобразным стоп-сигналом, на который чадо будет молниеносно реагировать.
Когда тоддлер начинает истерить, крик на него не подействует. Находясь в стрессе, сын или дочка не воспримут громкие воспитательные слова, а только еще больше разнервничаются.
Запугивать
Пугать страшным Бабайкой во время конфликта тоже не стоит. Говорить, что за непослушание двухлетка отправится в детский дом или будет отдан случайному прохожему – значит, нарушить отношения.
Дитя верит всему, что говорит родитель, т.е. поверит и этому, а значит – на всю жизнь получит подсознательный страх, что не нужен своим близким и может быть отвергнут в трудную минуту.
Использовать физические наказания
Если человек, от которого кроха привык получать заботу и ласку, сделает больно, то двухлетка потеряет доверие к миру. Бить ребенка, в том числе шлепать по попе, недопустимо.
Позволять абсолютно все
Во избежание очередного каприза потакать любым капризам тоддлера тоже неразумно.
- Во-первых, тот должен научиться осознавать, что в жизни не любые желания могут быть осуществимы.
- Во-вторых, позиция, когда отец и мать готовы на многое, потому что боятся ссоры или хотят, чтобы от них отстали, ставит под сомнение способность защитить в случае опасности.
Обижаться и требовать невозможного
Наивно ждать, что тоддлер после ссоры подойдет попросить прощения. Двухлетка не понимает, в чем вина, но боится нахлынувших эмоций. Усугублять стресс тем, что мать или отец отказывают в общении – неверная стратегия. Не стоит поддаваться капризам и продолжать конфликт, отказавшись от общения.
[expert_bq id=3422]Описанное выше – примеры нарушения привязанности между ребенком и мамой или папой. Страх крохи вытеснит образ заботливого родителя. Если полностью довериться своим маме или папе не получается, то появляется чувство незащищенности.[/expert_bq]
Из-за чего у трёхлетнего ребенка вдруг портиться характер?
Разбираемся, каких целей можно добиться, если использовать наказания.
Почему он так себя ведет и что с этим можно сделать
Всем отчаявшимся взрослым 4-х летних разбойников посвящается…
Суть происходящего с ребенком
Правильно выстроенные детско-родительские отношения помогут крохе адаптироваться к ситуациям, с которыми он обязательно столкнется в реальном мире. Результатом грамотной линии поведения мамы или папы в период конфликта станут следующие пять аспектов развития:
Крошка увидит: несмотря на то, что он вел себя плохо, его любят и будут рядом.
Он поймет, что, хотя и отделяется от мамы и становится более самостоятельным, его все равно будут защищать и беречь.
Желания не безграничны, а связаны с волей других людей и четким сводом правил, принятых в обществе.
Маму и папу следует слушать, поскольку они сильные, надежные и отвечают за безопасность.
Все конфликты можно решать по-разному, и компромисс – лучшая из стратегий.
Период кризиса негативизма зависит от особенностей индивидуального развития тоддлера. Кто-то проживет это за пару недель, кому-то потребуется полгода. Важно помнить, что текущий период помогает формировать личность и знакомит с новыми гранями мира.
Из следующего видео вы можете узнать мнение психолога о том, почему ребенок игнорирует все ваши просьбы:
А как же его воспитывать? Как сделать послушным?
Одна из позиций родителей – воспитатель. Если из предыдущих пунктов статьи становится понятно, что непосредственно в период ссоры малыш не воспримет нотаций в из-за сильного стресса, то встает вопрос: как привить крохе нужные качества? Как сделать так, чтобы тоддлер начал слушаться?
Будьте в первую очередь родителями, а не воспитателями
Начать беседу с двухлеткой следует тогда, когда тот успокоится. Нужно мягким спокойным голосом обсудить такие аспекты:
- Утешить и описать чувства (грусть, обида, гнев, злость и т.п.). Сам 2х-летний малыш еще не может назвать эмоции, этому надо учить. Если уместно, кратко сказать, какие чувства в этот момент испытал взрослый.
- Рассказать, как нужно было поступить в сложившейся ситуации, что разрешено делать и что запрещено.
- Если уместно, извиниться и объяснить свою позицию. Это даст крохе хороший пример, как просить прощения после ссоры.
- Важно, чтобы мать и отец в этот момент сами были спокойны и осознавали свои реальные чувства.
Очень часто, я устал/устала
60%
Бывает, когда он очень сильно устал
10%
А такое разве бывает?
10%
Проголосовало: 10
Мнение доктора Комаровского
Популярный детский врач Евгений Олегович Комаровский с присущим ему юмором отмечает, что непослушание – это явление нормальное. Чтобы его преодолеть, молодым родителям следует иметь большой запас терпения и успокоительных средств.
Доктор Комаровский
Известный педиатр считает, что возраст 2 лет – это благодатный период для того, чтобы начать учить тоддлера проговаривать свои эмоции и объяснять чувства. Конечно, на самом примитивном уровне – из-за неразвитой речи и неустойчивой детской нервной системы – но пробовать стоит.
Комаровский выделяет самые частые причины непослушания:
- малышу ранее было все дозволено, но потом многое запретили;
- крохе не разрешали так много, что со временем он перестал слышать и реагировать на запреты.
Профилактикой этих явлений станет общение с сыном или дочкой с позиции старшего, контроль над запретами (все члены семьи одинаково запрещают или разрешают что-либо), разъяснение своего «нельзя».
Если сцена непослушания все же произошла, врач рекомендует не вмешиваться и не отзеркаливать эмоции непоседы. Физические наказания применять категорически не стоит – они только усугубят ситуацию.
Как это пережить
Кризис негативизма – явление проходящее и совершенно нормальное. Чем мягче будет его исход, тем сильнее окажется привязанность между малышом и заботящимся о нем взрослым.
Задача матери и отца – не сходить с сильной позиции, не давать слабину, но при этом транслировать любовь и уверенность в своих словах и действиях.
Чтобы взрослые могли стойко вынести период, когда тоддлер 2-3 лет не слушается, нужно уделять существенное время заботе о себе и своем внутреннем ресурсе:
- давать себе возможность для отдыха;
- смотреть развивающие видео, читать интересные книги;
- стараться устраивать себе выходы из дома без ребенка, передав его в заботливые руки няни или старшего поколения;
- проводить время наедине друг с другом;
- не молчать о своих проблемах;
- не стесняться просить о помощи у близких людей;
- учиться спокойно реагировать на негативные моменты и подмечать позитивные.
Главный совет – проявить терпение и с благодарностью смотреть на один из важных этапов взросления малыша.
Выводы и рекомендации
Воспитание – процесс сложный и ответственный. Иногда детям нужен небольшой повод, чтобы закатывать истерику, ломать игрушки, отказываться спать, хотеть невозможное, драться – словом, любыми способами показывать свой формирующийся характер. Маме и папе важно запомнить, что в 2-3 года довольно сложно проявить послушание.
Мир вокруг интересный, хочется исследовать, трогать, пробовать на вкус.
Дети не понимают, что некоторые вещи могут быть опасны, поэтому и не хотят отклоняться от выбранного маршрута. Поэтому запреты действуют удручающе. Мальчики и девочки начинают отстаивать самостоятельность, отказываясь буквально от всего. Так проявляется кризис негативизма – явление, помогающее крохе взрослеть.
Стратегия родителей должна быть направлена на мягкое урегулирования конфликта, поддержку чада, проговаривание чувств и поиск компромисса в возможных ситуациях. Если отец и мать сумеют сохранить сильную позицию, то двухлетка вновь станет добрым и ласковым благодаря сформированной ранее привязанности.
Источник