Ребенок боится остаться без мамы в 3 года
Каждый ребенок рано или поздно испытывает страх остаться без мамы, который приводит к слезам и перевоплощению крохи в мамин «хвостик». Причины такого поведения меняются с возрастом, как и методы облегчения расставания для ребенка.
Когда появляется детский страх потерять маму?
Если первые месяцы жизни ребенка мама постоянно находится рядом с ним и быстро реагирует на его призывы, малыш чувствует себя спокойно, безопасно и уверенно. Но в период от 6 до 18 месяцев обычно появляется первый страх остаться без самого близкого человека. Кроха не имеет понятия о времени и пространстве, потому каждый раз, когда мама уходит, малышу кажется, что она исчезает навсегда.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”. Скачайте его и общайтесь с малышом правильно.
Второй пик страха расставания приходится на возраст от двух до трех лет. Малыш уже понимает, что мама не связана с ним неразрывно, потому любая разлука может стать постоянной. Поскольку малютка умеет ходить, он не просто внимательно следит за передвижениями окружающих, но и превращается в мамин «хвостик», постоянно требуя внимания. В запущенных случаях мать не может отлучиться из детской даже на несколько минут, чтобы сходить в туалет. Малыш тут же оказывается под закрытой дверью и закатывает истерику.
Если вы не избавите своего «хвостика» от чрезмерной привязанности, вам придется всюду сопровождать свое чадо вплоть до школьного возраста. В отдельных случаях, даже поступление в первый класс не помогает ребенку научиться контролировать свои эмоции и поведение в отсутствии матери.
Причины страха расставания
Страх расставания может активизировать мать, которая чрезмерно опекает свое чадо и не предоставляет ему достаточной свободы действий. Малыши легко перенимают эмоции и переживания родителей, потому нужно стараться сохранять спокойный и позитивный настрой, общаясь с крохой. С другой стороны, холодное отношение со стороны отца, старшего брата или сестры и других значимых взрослых может привести к чрезмерной привязанности малютки к матери.
Хотя, в большинстве случаев, детки становятся «хвостиками» из-за особенностей характера или окружения, иногда подобное превращение связывают с трагическими событиями в семье. Если кроха потерял кого-то из близких в раннем возрасте, его страх остаться без мамы многократно усиливается. Поводом для приступов паники может стать и сильный стресс, например, если ребенок ненадолго потерялся в больнице или магазине.
Помните, что малютки отличаются эгоцентризмом, потому все происходящее они поневоле связывают с собственным поведением. Уход мамы в магазин или аптеку малыш может посчитать наказанием за свое плохое поведение, проказы и шалости.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”. Скачайте его и общайтесь с малышом правильно.
Как правильно организовать расставание?
- Если ваш отпрыск болезненно переносит даже короткое расставание, начните с домашних тренировок. Объясните своему чаду, что ненадолго уходите в соседнюю комнату, в которой он сможет легко вас найти, когда сильно соскучится. Постепенно увеличивайте продолжительность самостоятельного пребывания ребенка, пока не добьетесь спокойного поведения на протяжении 20-30 минут. Затем можете ненадолго выходить из дома, объясняя малютке, куда вы направляетесь и как скоро вернетесь.
- Если кроха устраивает истерику в прихожей, не кричите и не наказывайте его. Лучше пожалейте и приласкайте, задержитесь на несколько минут, но ни в коем случае не отменяйте свои планы. Если вы один раз поддадитесь на эмоциональный шантаж, малыш будет применять его постоянно.
- Чтобы настроить малютку на пребывание в компании бабушки или няни, проведите немного времени втроем. Так вы покажете малышу, что доверяете присмотр за ним другому взрослому. Оптимальное время для регулярного расставания с крохой — это 2-4 часа. Желательно, чтобы ваши отлучки проходили в одно и тоже время ежедневно. Не стоит бросать ребенка на нянек на целый день. Такой психологический стресс может лишь усилить его привычку всюду следовать за вами.
Ваша задача – убедить малыша в полной безопасности, доказать ему, что вы каждый раз возвращаетесь. Своих родных или нянь, присматривающих за крохой в ваше отсутствие, попросите найти интересное занятие, которое поможет малютке отвлечься от истерики и слез из-за расставания с мамой.
- На страх расставания положительно влияет расширения круга знакомств ребенка. Постарайтесь пару раз в неделю посещать с ним развивающие центры, где он сможет побывать в компании ровесников и незнакомых взрослых людей. Чаще выходите гулять и посещайте новые, неисследованные места, ходите в гости и приглашайте друзей к себе домой. Чем активнее будет социальная жизнь крохи, тем быстрее он откажется от преследования мамы.
- Хорошо, если среди ваших знакомых есть несколько деток постарше, которые могут оказать вашему чаду моральную поддержку. Регулярно приглашайте их в гости, чтобы малыш привыкал к общению с другими детьми. При этом, в компании старших деток, он будет чувствовать себя увереннее, чем с ровесниками.
Чтобы избавить кроху от страха расставания, вам придется проявить терпение и изобретательность. Убедите ребенка в его безопасности и в том, что вы непременно вернетесь, и ваши прощания станут спокойными и приятными.
Сталкивались ли вы с ситуацией, когда малыш ну никак не хочет отпускать вас? Как вы себя вели в этом случае?
Источник
Девочки, хочу пожаловаться, весь вечер не могу успокоится…
Ребенку 4 года, стали ходить с ним на развивающие занятия, там требуют чтобы мамы ждали в коридоре, мой ни в какую не остается заниматься если меня нет в классе, первые несколько занятий мне разрешали сидеть, сейчас настаивают чтобы я выходила, а если мол будет плакать мы вас позовем. Но у ребенка уже стресс, он начинает плакать от самого дома: мама ты не уйдешь в коридор? дошли до невроза, он отказывался ходить в сад, устраивал истерики (чего никогда не делал).
Как только я ему пообещала что буду с ним сидеть на занятиях – наступила тишь да благодать. Он успокоился, с садом все наладилось, сон и поведение пришли в норму, то есть как я поняла причина нервного срыва у ребенка была именно невозможность заниматься без мамы.
Но педагоги уперлись и сегодня мне несколько раз во время урока было сказано в строгом тоне чтобы я вышла. Я не вышла, потому что обещала ребенку что не сделаю этого пока он сам меня не отпустит.
В результате он стал нервничать, опять говорить “я боюсь”, вечером выдал мне фейверк из ужасного поведения…
Я хочу понять, кто прав, потому что мне придется на следующий урок идти к заучу, препод сказала что не пустит нас на занятия без его разрешения.
Сразу хочу сказать, что мы не в Москве, и выбора у нас нет, эта школа очень известна в городе и попасть в нее сложно. Сын занимается прекрасно, делает успехи, можно сказать он в тройке лидеров, чувствует себя на занятиях комфортно, очень активно работает, если что не понятно – смело спрашивает, очень горд что делает САМ работы (лепка, рисование), любит петь, любит музыку.
А самое главное я вижу какую огромную пользу приносят эти занятия в плане его социализации и повышения уровня самооценки. Мальчик очень боязливый и робкий, но просто растет на глазах.
Не могу вдолбить это преподам, не могу достучаться…
Понятно, что там пахнет совком, но уж что есть..
Вопрос в общем такой: имею ли я право находится на занятиях с ребенком 4 лет? могу ли я заучу сказать что мы будем заниматься вместе этот год?
занятиям я не мешаю, сижу в заднем углу класса, ребенок на первой парте, в группе 10 человек, никто на меня не отвлекается, включая моего ребенка, я не издаю ни звука…как мебель короче.
ОЧЕНЬ НЕ ХОЧЕТСЯ БРОСАТЬ, поймите, и я и ребенок приложили такую массу душевных сил чтобы забраться на эту ступень, что скатываться с нее обидно до слез…
Спасибо что дочитали…
бросьте все занятия, в таком возрасте еще дома можно всем этим заниматься. в сад пойдете в подготовительную группу, ребенок уже будет готов. вы смеетесь? какие хорошие школы, если у вас неврозы? почитайте про тики, и про неврозы навязчивых состояний, это то, во что они выливаются, если не лечить, а лечение – это создание для ребенка максимально комфортной и спокойной обстановки.
А чего он боится?Говорит об этом?ну понятно, боится, что мама уйдет, а дальше?Что случится?
говорит: я боюсь тут без тебя, боюсь детей, боюсь тетю..но это мне кажется он говорит уже оттого что не может придумать что ответить, ни дитей, ни тетю он не боится когда мама в классе сидит у него за спиной, совершенно свободно общается
но ухода мамы боится как огня
Мне кажется, что это не ребёнок боится остаться без мамы, а мама без ребёнка. Возьмите себя в руки, и в следующий раз с улыбкой на лице и твёрдым голосом скажите, что на занятия сын пойдёт сам, как и другие дети, а вы тем временем пойдёте и купите ему сюрприз.
После занятия ни в коем случае не жалеть, а мягко и опять с улыбкой спросить, как прошло занятие, что новое вючил и т.д.
Главное – научитесь контролировать свои эмоции.
Как я понимаю, ребенок ходит в сад, и там таких проблем нет?
На правовые вопросы я ответить Вам не могу, но, может быть, Вам поможет мой опыт “мамского сына”. Впервые мы пошли на развивалки в 2 года, ребенок ходил туда с интересом, но тоже “за руку”. Ему нравилось все, но суть этих занятий не только в лепке букашек, но и в том, чтобы он стал чуть-чуть более самостоятельным. У нас не получалось его оставлять в группе одного, и, несмотря на то, что меня не прогоняли (возраст маленький был), мы ходить перестали.
В 3, 3 я пошла с ним на физическое развитие – там детки развивали позвоночник, гибкость и т.д. Только первое занятие можно было с родителями, потом – сам. Ребенок сказал просто: ходить буду, но “прыгать” будем вместе. НИКАКИЕ уговоры не помогали, мы снова не пошли.
В 3,6 я отдала его в садик. Что я пережила – не передать словами. Он орал месяц, каждое утро и каждый вечер, правда, вполне себе быстренько успокаивался, когда я исчезала из поля видимости. Первый год мы ходили в сад на 4 часа – до сна. Через месяц он перестал орать и ходил уже нормально, но без желания.
После лета все началось снова – месяц страшных слез, истерик, крика, плохого сна. Ему было 4,6, я пошла с ним к психологу. Милая врач поговорив с ним сказала: мамочка, ваш малыш прекрасный манипулятор, он борется за свои интересы и всегда их отстаивает. Если у вас есть свои интересы – научитесь отстаивать их тоже. ))) И мы снова через месяц замолчали и ходили год отлично.
В 5 лет я повела его на у шу. Ребенок закатил ор – нееет, там не буду, ты куда уйдешь, ты меня не заберешь и т.д. Ушли.
Сегодня ему 5,7, мы снова орали весь сентябрь при походах в сад, снова все прошло, но уже ни в какие секции мы не ходим – я решила, что лучше спокойно привыкнуть к саду, ходить туда с удовольствием, чем снова переживать стресс самой.
Мамские мальчики – это ужасно, просто кошмарно трудно. Разговоры: давай ты придешь с работы не в 5, а в 4? – у нас постоянны. Я не хожу в театры -вечером он не засыпает без меня. Он не ездит к бабушкам на дачи – потому что я работаю, а без меня он не ездит. Он все время как щенок оглядывается – где мама – даже когда гуляем. Но, есть один плюс – мальчики быстро вырастают, и все эти привязанности быстро уходят лет эдак в 15 Перетерпеть?..
В 4 года дети вполне способны оставаться без мамы на таких занятиях. Помницца, моя в два с половиной года тоже плакала какое-то время, когда я оставляла ее на занятиях в частном саду, но мне это просто пришлось пережить. На самом деле, все закончилось быстро. И так было у нескольких человек, плач просто пришлось пережить, но у нас и педагоги были хорошие.
Сейчас дочери 4 года, ходит на занятия в частный сад, никто в группе не плачет.
А вы сами представьте, как переживает ребенок. Он думает “сейчас уйдет, сейчас уйдет..”, для него уже стресс просто ожидание того, что вы уйдете в коридор.
А еще это может быть формой манипуляции.
у вас есть три варианта, собсна. 1. четко проговорить с сыном дома, что вы при любом раскладе будете сидеть в коридоре и пережить этот плач (он закончится быстрее, чем вы думаете, главное, чтобы вы сами были решительно настроены) 2. Сидеть с ним на занятиях, при этом вызывая неудовольствие педагогов и других родителей. 3 оставить занятия до следующего года.
Но, повторюсь, мне кажется, что в 4 года дети ужасно самостоятельные и в обществе себе подобных им мама практически не требуется.
Я лично склонна считать подобные проявления чистой манипуляцией.
Так Вы объясните-либо ты ведешь себя нормально и занимаешься,либо на занятия мы не ходим.Другие то мамы с лялечками в классе не сидят,ты же видишь…Выберет не ходить- значит не так они ему и нужны.
У меня абсолютно немамский ребенок. Из тех, кто спокойно бежал первый раз в садик, кто оставался на развивалках один с года и нескольких месяцев и т.д. Но в четыре с половиной года внезапно решил устроить мне “мамканье” – мы пошли на новую для него развивалку. Категорически не оставался в группе один, требовал моего присутствия. Сидела несколько занятий. А потом решила, что хватит – во-первых, мне там жутко неудобно сидеть в уголочке полтора часа, жалко времени, пролетающего впустую. Во-вторых, ну мешаю я преподавателям и другим детям, оглядывающимся на чужую тетю и наблюдающих периодическое общение меня и ребенка. В-третьих, мне четко указали, что преподаватели против подобной ситуации. Итог – спокойно проговорила эту тему с ребенком “Я очень тебя люблю и скучаю без тебя, но на занятиях ты будешь один по вышеозвученным причинам. Я буду сидеть в коридоре за стенкой, все занятие и никуда не уйду. В любой момент ты можешь выйти и проверить мое наличие. Если тебя не устраивает что-то в общении с преподавателем – ты можешь не отвечать или сказать ,что тебе не нравится, к тебе обязательно прислушаются…” И сразу выполнила свое решение, не выматывая ребенка обсуждениями и переменами решений. Сидеть в коридоре пришлось почти год! Я перечитала кучу скучных книжек, переиграла во все игры на телефоне, связала кучу всяких ненужных вещей. Но итог хорош – ребенок спокойно остается на занятиях. И при попытке повторить подобное в этом году было достаточно один раз сказать “Ты будешь ходить на эти занятия один. А я приду за тобой после, и приду вовремя”.
Про манипулятора +1. Это очевидно… И до невроза может дойти, если не обратиться к грамотному психологу, с которым проработать данную проблему.
Сначала попробуйте с завучем переговорить. Вполне возможно, что Вам пойдут навстречу. Бросить занятия всегда успеете. Только разговаривать нужно без ребенка… Вспомнила из “евских” советов: одна девушка в подобной ситуации оставляла ребенку свою вещь (сумку кажется) как гарантию того, что она обязательно за ним придет
Реально два варианта: договариваться сзавом, есл не разрешит – забирать ребенка, а что еще можно сделать??
и в сад и на занятия, которые за партой? не многовато ли?
ИМХО, вашему ребенку просто мало мамы. вы ж в сад его водите и вполне понятно, что вечером ребенок ждет общения с мамой, а мама снова его на занятия. вот он и прост, чтоб вы хоть присутствовали. если вам хочется обязательно ходить на развивалки, то в эти дни(если есть такая возможность) не ходите в сад, а общайтесь с сыном дома.
Я писала выше про манипулятора.. Хочу более развернуто объяснить, отчего подобное поведение требует, так сказать, коррекции. Особенно, если ребенок у Вас единственный в семье.
Для большинства детей преодоление себя, своих страхов
служит средством достичь самоуважения, признания себя. В вашем случае ребенок основывает свое поведение на неполезной ему самому позиции: “Я добиваюсь и делаю то, что хочу только тогда, когда я слаб”
Такая установка сложилась на основе постоянного опыта.
И сейчас Вы делаете все возможное, чтобы таки быть с ним рядом на занятиях. Однако вся его будущая деятельность (в семье, в школе, в кружках) зависит от того, попадет ли он в положение, в котором увидит толк не от своего бессилия, а от своей силы, от преодоления себя. Вы или кто-то другой (педагоги, психологи) должны ему в этом помочь.
Мы тоже ходили на занятия и там один мальчик безутешно плакал пока мама сидела в корридоре…
Им помогла открытая дверь на несколько занятий. Ребенок периодически выходил и смотрел – на месте ли мама. Мама, конечно, была на месте и после 2-3х раз ребенок поверил, что мама сидит в коридоре все его занятие и никуда уходить не собирается.
Конечно, это не факт, что поможет. Лично я бы не водила ребенка на занятия, если он там безутешно плачет. Какой смысл в этих занятиях если там он не занимается, а плачет? По мимо всего прочего он еще и другим деткам мешает заниматся, а ведь и вы и другие родители платят за это деньги…
не занимайтесь вы фигней, честное слово. Поверьте опыту – не идет это Вам, бросайте попробуйте через год.
спасибо всем за советы! пока убрали два урока (на котором был конфликт с преподом и еще один скучный), оставили два очень интересных и полезных (логика, мышление, память), которые ребенку очень нравятся и преподы которых не очень категоричны
но сегодня все равно случилась неприятность, сын радостно побежал в класс, все дети зашли, а препод взяла и закрыла дверь перед моим носом, надеясь раз сын такой веселый то и не вспомнит обо мне
через 3 секунды он выбежал рыдая, весь дрожал, плакал, еле успокоила, уверила что я шла следом, просто учительница меня не заметила и что я бы зашла сразу, даже если бы он не заплакал…
поверил, но настроение было испорчено
не понимаю зачем преподы так делают, он же не годовалый малыш который может “забыть” что с мамой пришел, или поговорили бы с ним, или бы со мной, но вот такик эксперименты меня возмущают…зачем доводить ребенка?
если будут повторяться такие случаи придется бросить и оставшиеся два занятия
отпускать он меня не намерен, думаю ему не столько страшно, сколько тошно без мамы, соскучился в садике и уже не хочет терять меня из виду
сад он переносит с трудом, но более-менее привык, ходит второй год
особой радости он ему не доставляет, по утрам слезы не редкость “не хочу в садик”, на развивалки бежит с удовольствием, щебечит всю дорогу радостный…
Извините, а можно вопрос личного характера? А насколько у Вас открытый дом, насколько рёнок привык безотносительно к развитию и занятиям видеть незнакомых людей и общаться с ними.
Весь мой опыт (и многодетной мамы и руководителя детских походов и скаутских лагерей) говорит от том, что, если у ребёнка нет медицинских проблем, но неприяности в общении при приходе в коллектив связаны с закрытостью семейного общения.
В последние годы таких проблем стало больше, поскольку мамы, поддашись на панику и рекламу, очень боятся инфекций и проблем со здоровьем и до 2-3 дет фактически оставляют ребёнка вне социума с его плюсами и минусами. Да, теоретические до этого возраста ребёнку общение как таковое не очень нужно. А вот привычка быть на людях – необходима и если её не сформировалось, сейчас это будет происходить более длительно и болезненно.
Ваших преподавателей я, тем не менее, понимаю: родитель в группе – почти всегда отвлекающий фактор, даже если он сидит тихо и не вмешивается в процесс. Кроем того, другие дети могут задаться воспросом, а почему они без мамы и тогда проблемы станут массовыми в этой группе.
Помочь может только Ваш ровынй оптимизм в общении с ребёнком, но ни в коем случае он не дожен видеть Вашу жалость и опасения, иначе идея, что занятия – это опасно в нём застрянет надолго.
У меня сын тоже до 4,5 лет не оставался нигде без меня или бабушки. В сад не ходил. На развивалки по этой же причине тоже. В игровые комнаты тоже не ходил. В 4,5 пошли на хоккей, я там за бортом пряталась, т.к. родителей выгоняли. В 5 стало чуть получше.
Сейчас ему 6,5, на даче видела его только с утра, в обед и вечером, остальное время он проводил у друзей и домой его не загонишь. Еще пошел в 1-й класс в этом году, вообще без проблем. Как-то сам он переключился, повзрослел наверное.
Ой, бедные. У моей мама сотрудница с мужем ребенка в школу вдвоем носили (одной не уволочь было уже). Ничего, вырос.
дом не открыт, у нас бывают только самые близкие люди… может быть проблема действительно в этом, но ребенок все же не замкнут, не застенчив, сейчас уже легко общается с незнакомыми, может в лифте чужому человеку начать что-то показывать и рассказывать… на развивалках очень активен с самого первого урока, хотя видит преподавателя первый раз…
а вот без мамы остаться проблема
поговорить с ребенком: или ты ходишь на занятия БЕЗ меня, или не ходим в эту школу. такое ПРАВИЛО. И точка.
зато никуда не убегает, всегда под присмотром.
А то мой муж как вспомнит что он в детстве вытворял – у самого волосы на голове шевелятся
очень хорошо написали и объяснили, спасибо! Я для себя кое-что поняла и уяснила.
Источник