Ребенок боится горшка что делать 2 года комаровский

Ребенок боится горшка что делать 2 года комаровский thumbnail

Проблема приучения ребенка к горшку – настоящий бич современного мира. Уж как ни бьются мамы, чтобы отучить кроху от удобного памперса — все без толку. Чаще всего малыш просто не понимает, что от него хотят, или же понимает, но из принципа не делает. Но что делать, если ребенок боится горшка?

Такие ситуации тоже случаются и нередко. Попробуем разобраться в этом непростом случае, выяснить причины и избавиться от страха быстро и эффективно.

Источники детского страха

Боязнь горшка – это не патология и не отклонение. Довольно часто такой страх можно объяснить простыми причинами, искоренив которые, можно искоренить и сам страх.

  1. Первая причина (самая простая и частая) объясняется слишком настойчивым желанием родителей приучить чадо к горшку. Постоянное давление так утомляет малыша, что он в прямом смысле начинает трястись при виде «ночной вазы».
  2. Вторая причина связана с первой. Довольно часто родители начинают слишком рано приучать кроху к туалету, чем только угнетают желание малыша быть самостоятельным. Рекомендованный возраст для приучения к горшку – 1,5 – 2 года.
  3. Негативная реакция на неудачу также может служить причиной. Родители и воспитатели в детском саду не всегда лояльно относятся к промахам детей и требуют слишком многого. Достаточно один раз сделать выговор, наругаться на малыша, и он откажется ходить в туалет на горшок.
  4. Отсутствие похвалы тоже не способствует приучению малыша самостоятельности.
  5. Стоит помнить, что в жизни ребенка горшок – предмет новый, он неизменно вызовет целую бурю чувств. Чаще всего этими чувствами становятся либо заинтересованность, либо страх.
  6. Некоторые малыши считают, что в унитазе кто-то живет и страшно бурлит (когда спускают воду). Если горшок – это миниатюрный аналог унитаза, то и там должен кто-то жить. Так рассуждают дети и наотрез отказываются писать в «ночную вазу».
  7. Стеснение является еще одной причиной того, что ребенок не хочет ходить в туалет иначе как в подгузник.

Как видите, все причины довольно просты и, если задуматься, легко устранимы. Особое внимание хочется обратить на то, что часто (в большинстве случаев) в нелюбви ребенка к горшку виноваты родители. Нетактичное поведение, раздражительность и нежелание понимать потребности чада ведут к проблемам, которые потом приходится решать.

Причина физиологического характера

Отдельно стоит сказать о таком состоянии у ребенка, как психологический запор. Это состояние, при котором ребенок боится сходить в туалет.

Причин может быть две:

  • ранее акт дефекации был болезненным (вследствие какой-либо болезни или обычного запора);
  • ребенок часто слышит упреки от взрослого, когда сходит в туалет «не в том месте».

В результате малыш сдерживается, каловые массы твердеют, и сходить в туалет становится больно и сложно. Какой уж тут горшок?

Психологический запор является одновременно и физиологической проблемой, которая значительно тормозит отучение малыша от подгузников.

Лечение психологического запора

  1. Клизма. Облегчить состояние ребенка во время запора поможет клизма. Можно приобрести как обычную резиновую грушу, так и одноразовые клизмочки «Микролакс».
  2. Массаж. Это и профилактика, и реальная помощь страдающему малышу. Насчет техники массажа от запоров лучше проконсультироваться у опытного массажиста.
  3. Спорт. Конечно, когда речь идет о ребенке, сложно говорить о полноценных спортивных занятиях, но чем больше малыш будет двигаться, тем лучше. Особенно хорошо, если вы запишете кроху в бассейн.
  4. Правильное питание. Проконсультируйтесь у диетолога насчет рациона малыша. В ежедневное меню обязательно должны выходить кисломолочные продукты, крупы, овощи, фрукты, а вот мучное лучше сократить до минимума. Если в организме ребенка не хватает каких-либо веществ или ферментов, врач назначит специальные препараты с пребиотиками.

Выше описаны основные способы борьбы с запором у детей. Все они носят физиологический характер и направлены на устранения физического явления. Тем не менее стоит помнить, что основная причина психологического запора носит эмоциональный характер.

Именно поэтому в первую очередь родителям стоит пересмотреть свое отношения к ребенку.

  • Не ругайте малыша, если он боится садиться на «ночную вазу» или не понимает то, что вы говорите.
  • Не требуйте от него повиновения и беспрекословного послушания.
  • Приучайте к горшку медленно, спокойно, ненасильственно.
  • Будьте деликатны в обращении с ребенком.

Как сделать так, чтобы ребенок перестал бояться горшка?

Итак, ребенок боится горшка. Вы проанализировали все описанные выше причины этого неприятного явления, выявили  «свою», т. е. ту, которая повлияла именно на вашего ребенка. Но что же делать дальше? Ведь даже если исключить проблемный фактор из жизни карапуза, горшка он бояться не перестанет.

Ниже приведены 7 последовательных шагов по избавлению малыша от страха перед горшком.

Шаг 1. Вернемся к началу

«Начать с чистого листа» можно не только жизнь или отношения с другим человеком, но и отношения с горшком, как бы смешно это ни звучало.

Для начала уберите ночную вазу малыша подальше (а лучше – выбросьте). Ребенок не должен видеть то, что его пугает. Никаких упоминаний, никаких слов, никаких упреков.

Пусть ребенок ходит в подгузниках, если ему так удобно. На этом этапе от вас требуется создать атмосферу защищенности и психологического комфорта. Почувствовав себя в безопасности, малыш довольно быстро забудет свои пережитые ранее негативные эмоции и будет делать то, что попросит взрослый, более охотно.

Шаг 2. Начинаем приучение

Приучать к горшку начинайте постепенно. Не стоит сразу выставлять перед малышом новый предмет и требовать писать и какать только в него.

Лучше посмотрите с ребенком видео, где карапуз сидит на горшке. Расскажите, зачем нужен этот предмет. Объясните, что все взрослые мальчики (девочки) ходят в туалет именно в «ночную вазу», а подгузники носят только «маленькие».

Шаг 3. Выбираем горшок

Как только малыш «созреет», ведите его в магазин выбирать горшок. Помните, что он должен быть не только удобным и практичным – он должен нравиться вашему малышу. Но лучше воздержаться от покупки ярких и слишком объемных горшков, похожих на игрушки. Идеальным вариантом будет пластмассовый горшок анатомической формы.

Шаг 4. Привыкаем

Не нужно сразу же требовать от ребенка, чтобы он сходил в туалет в новую «ночную вазу». Для начала объясните, что в горшке «никто не живет» (см. «Причины детского страха»), что горшок абсолютно безопасен, что это «взрослая» вещь и бояться ее не следует.

Можно посадить на горшок куклу или резиновую игрушку, набрав  в нее немного воды. Пусть сначала маленький друг малыша «сходит в туалет». Это может простимулировать кроху сделать то же самое.

Шаг 5. Терпение и только терпение!

Лояльно и доброжелательно относитесь к ребенку, даже если он после всех ваших стараний не желает принимать горшок.

Кроха написал на пол? Ну и что? Уберите и спокойно скажите малышу, что в следующий раз писать нужно в горшок. Можете выразить сожаление и расстройство поступком малыша, но не разочарование самим ребенком!

Шаг 6. Режим

Сажайте ребенка на горшок в то время, когда он хочет в туалет. Как правило, это происходит в определенные моменты:

  1. утром после сна;
  2. после приема пищи;
  3. после дневного сна (или до);
  4. перед и после прогулки;
  5. перед ночным сном.

Оставьте малыша одного, если он стесняется. Не стойте «над душой», не торопите карапуза.

Шаг 7. Хвалите!

Если ребенок сходил в туалет в горшок, не поскупитесь на похвалы. Дети (как и взрослые) очень любят, когда их хвалят. Это стимулирует в них желание работать над собой и учиться новым умениям.

Заключение

Основной причиной детской боязни горшка чаще всего становится психологическое воздействие взрослых (родителей, воспитателей). Чтобы избежать проблем с приучением малыша к горшку, стоит держать себя в руках, не раздражаться, не кричать на ребенка, делать все спокойно. Только доброжелательное отношение поможет добиться успехов.
Советуем прочитать: ПРИУЧАЕМ К ГОРШКУ РЕБЕНКА

Источник

Приучение к горшку или на своем опыте и ошибках

Когда эта тема не актуальна, то кажется, что она очень простая. Но когда ты находишься в процессе приучения ребенка к горшку, это бывает не всегда просто.

Напишу, как это делала я со своими Лешей и Настей. Как я это делала с Марусей – делать не надо.

Во-первых, никогда не ориентируйтесь на других детей. Если Вы чувствуете, что Ваш малыш еще мал для этого, не приучайте пока. Будьте лояльны. Есть родители, которые с месяца начинают высаживать своих деток. Может быть, это правильно. Может, нет. Все зависит от того, чего хочет эта мама. Да, к 9-ти месяцам они уже не знают, что такое проблема с туалетом. Но насколько это ВАЖНО, чтобы тратить на это столько времени, сил и помыслов? Все-таки это не первоочередная тема в общении с новорожденным малышом.

Приучение должно быть почти не заметным для ребенка. Если не получается, если оно отнимает силы, время, терпение, то оно никому не нужно. Вообще ничего никому не нужно, если из-за этого ребенок плачет.

И еще момент: существует взаимосвязь между способностью контролировать свою нужду и умением ходить по лестнице. Если Вы не высаживали ребенка и не приучали его к горшочку, не показывали его, не играли с ним, не сажали туда медвежонка и у Вас в семье нет старшего сына, который наглядно показывает каждый день пример младшей сестренке, то это правило Вам поможет сориентироваться и понять, готов ли Ваш малыш к горшку или пока рановато. Если он еще очень не уверено ходит по лестнице, то не торопитесь. С горшком будет сложно. Лучше подождите немного, потом это будет легче.

Теперь как это делать. Делать это надо очень по-доброму. «Солнышко, смотри, какой у нас горшочек. Он тебя очень ждет. Давай пописаем на него? Или просто посидим?» Если ребенок согласен, то отлично. Если нет, то ничего страшного. Предложите посадить туда слоника или мишку. Да – уже хорошо. Нет, тогда закройте тему. Предложите заново через несколько часов или завтра.

Ребенок пописал или покакал в штаны. А Вы уже несколько раз рассказывали про горшок и вроде он все понял и горшок ему понравился. НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ! Похвалите его, что он пописал. «Сынок, пописал? Молодец! Давай поменяем штанишки.» Потом предложите ему принести тряпку, чтобы Вы могли вытереть пол (ЕСЛИ ЭТО ПРОЗВУЧИТ НЕ УНИЗИТЕЛЬНО ДЛЯ МАЛЫША). Когда протрете пол, спросите: «Сынок, а ты помнишь куда надо писать?» Если он скажет, что на горшок, то похвалите его. Предложите посидеть на нем. Согласится – хорошо. Нет – так нет. Если не помнит, то напомните и тоже предложите посидеть на нем. Не давите. Пусть вся эта ситуация длится не более двух минут. Делайте потом что-то очень приятное для ребенка. Пусть ему будет хорошо! Обязательно хвалите. Даже если он пописал мимо. МОЛОДЕЦ, что ПОПИСАЛ! что ПОКАКАЛ! Все ли мы так делаем?

Обычно такого подхода хватает, чтобы ребенок приучился к горшку быстро. Буквально за неделю уже полностью пересел на горшок. Мой сын приучился к горшку за три (!!) дня, ему было год и семь месяцев. Дочку я стала приучать около двух лет, раньше я чувствовала, что она не готова. Получилось где-то за полторы недели ее полностью пересадить на горшок. Когда иногда писались (сын не писался и не какался ни разу с тех пор), но я не переживала, я понимала, что это естественно.

Вот со старшей доченькой я наделала множество глупостей. Я приучала ее с полутора лет, а она писалась по ночам почти до пяти лет КАЖДУЮ ночь. До пяти с половиной лет – почти каждую ночь. И в этом только моя вина. Такое писание – это показатель моего отношения к ней, это оценка нашим с ней отношениям, ее страх передо мной. Все мои ошибки перед ней были на ее лице и руках – она чесалась, они были в виде ее ночных писаний. Я знаю детей, которые из-за ссор с родителями по поводу туалета боятся писать. Знаю детей, которые боятся какать, удерживают этот процесс всячески и доводят дело до беды. Во всем тут однозначно причина лежит не в физиологических особенностях ребенка, а в родителях, в нашей требовательности, пусть даже и в других вопросах, в нашем давлении на ребенка, в нашем контроле и нашей власти над ним.

Если у Вас именно такой случай, не бойтесь! Постарайтесь бросить все силы на то, чтобы пересмотреть Ваши отношения с ребенком. Писание – это лишь следствие другой беды. Оно пройдет само собой, самым естественным образом, как только Вы осознаете ее и начнете менять отношения с ребенком. У меня это произошло именно так. Я многое понимала, но ничего не делала. Считала, что я не в силах изменить себя. Но потом взяла себя в руки и в какой-то вечер, укладывая детей спать, я вдруг почувствовала, что этой проблемы у нас больше нет. Так и случилось – дочка проснулась сухой. Именно так тему энуреза закрыли некоторые мои знакомые по моим стопам. Энурез очень неприятен. Но сам по себе не столь страшен, сколь страшны отношения между родителями и ребенком. Поняв это, от него можно легко избавиться.

Любите своих детей. Жалейте. И помогайте им.

(Автор: Анна Демидова)

Источник

Как приучить ребенка к горшку по Комаровскому?

Освоение малышами горшка является одной из животрепещущих тем практически для всех родителей. Всем хочется, чтобы ребенок научился пользоваться этим предметом быстро и легко, но мнения насчет возраста, когда начинать учить кроху справлять нужду в горшок, а также насчет самого процесса приучения встречаются самые разные. Давайте узнаем, что говорит о такой важной теме популярный врач Евгений Комаровский, как он относится к раннему приучению и на что советует обратить внимание родителям, проходящим вместе с крохой путь от подгузника к самостоятельному посещению туалета.

Ребенок на горшке

Важные факторы

Известный педиатр напоминает, что только что родившийся малыш не умеет контролировать ни дефекацию, ни мочеиспускание. Этими процессами управляют безусловные рефлексы, и именно их со временем родители должны сделать условными. Для успешности данной задачи, по мнению Комаровского, следует учесть такие факторы:

  1. Насколько развит мозг ребенка (его кора).
  2. Насколько развиты органы, ответственные как за мочеиспускание, так и за дефекацию. Речь о прямых мышцах живота, прямой кишке и мочевом пузыре, а также их сфинктерах.
  3. Насколько активно родственники хотят приучить ребенка пользоваться горшком.

Оценивая такие факторы, популярный врач делает вывод, что более раннее начало приучения связано с прикладыванием больших усилий со стороны взрослых. В то же время, чем лучше физиологически развит ребенок, тем быстрее и безболезненнее он освоит горшок.

Раннее приучение или выработка рефлекса?

По словам Комаровского, большое число родителей, отличающихся активность и массой терпения, способно добиться определенных успехов в освоении ребенком горшочной науки еще до конца первого года жизни. Популярный врач не видит ничего удивительного в том, что малыши девяти, восьми и даже семи месяцев учатся мочиться и ходить по большому после услышанных из уст мамы или папы «пи-пи» и «а-а».

Дети на горшке

Благодаря многократному повторению таких звуков родители формируют у деток условный рефлекс, однако Комаровский делает акцент на том, что такой рефлекс – это не совсем то, чего хочет добиться каждый взрослый от ребенка, осваивающего горшок.

Рефлекс выглядит как «слова родителей – наполненный мочевой пузырь – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь – горшок». Это значит, что стимулировать мочеиспускание должно физиологическое явление (полный мочевой пузырь), а не словесные раздражители со стороны взрослого.

Комаровский отмечает, что в большинстве случаев подобного раннего приучения на втором году жизни появляются трудности с мочеиспусканием. Ребенок, который уже давно освоил горшок и успешно ходит на него, неожиданно по неясной родителям причине категорически отказывается это делать. Родственники недоумевают, но все дело в том, что у малыша как раз начинает формироваться естественный контроль работы выделительной системы, и он не хочет больше связывать свои физиологические нужды с родительскими «пи-пи».

Комаровский не видит ничего плохого или зазорного в том, чтобы знакомить ребенка с горшком с раннего возраста, как и в том, чтобы экономить подгузники. Он просто отмечает, что все успехи в освоении горшочной науки до определенного возраста являются временными и сопровождаются большим числом промашек.

Приучение к горшку ребенка

В каком возрасте ребенок может контролировать мочеиспускание?

Комаровский акцентирует родительское внимание на факте, что контроль выделительных функций детским головным мозгом ориентировочно появляется в возрасте 2,5-3 лет. Доктор не отрицает, что некоторые удачи в контроле мочеиспусканий возможны и намного раньше, однако большинству родителей стоит ожидать стойких успехов в «общении» с горшком не раньше двухлетнего возраста.

Нормы, установленные специалистами

В приучении деток к горшку Комаровский советует родителям ориентироваться на такие физиологические нормы:

  1. Ребенок начинает контролировать выделительные процессы после года, а активное «созревание» нервной системы и органов выделительной системы происходит на втором году жизни.
  2. Появление у детей устойчивого контроля над мочеиспусканием и дефекацией отмечают в среднем в возрасте 22-30 месяцев.
  3. Формирование в раннем детском возрасте стойких условных рефлексов заканчивается к 3 годам.

На основе таких норм известный педиатр подчеркивает, что возрастом для знакомства детей с горшком является диапазон от 1 до 3 лет.

О том, когда стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Для более легкого освоения ребенком горшка Комаровский советует до начала процесса обучения отметить у своего малыша признаки, подтверждающие его готовность к приобретению данного навыка как с физиологической, так и с психологической стороны:

  • Ребенок должен уметь показать родителям свое «хочу в туалет» словом, звуком или жестом.
  • У ребенка уже должен быть такой режим дефекации, который можно назвать стабильным.
  • Малыш должен дольше полутора часов пребывать в сухом подгузнике.
  • Ребенок должен знать части тела, а также названия предметов гардероба.
  • Также ребенок должен понимать, что означают слова «покакал» и «пописал».
  • Если подгузник мокрый/запачканный, ребенок должен показывать свои отрицательные эмоции по этому поводу.
  • Ребенок должен стремиться или уметь самостоятельно снимать одежду.
  • Также ребенок должен хотеть или уметь самостоятельно заходить в туалет и выходить из него.

Дети приучены к горшку

Как приучать: основные принципы

Готовым к приучению должен быть не только ребенок, но и взрослые, которые его окружают. Им следует понимать, что общаться с малышом в период перехода от подгузников к туалету придется намного больше. Вырабатывать новые навыки лишь в вечернее время или в выходные не получится.

Начинать учить кроху ходить на горшок следует в условиях, когда вся семья здорова и у всех хорошее настроение. Лучшим периодом Комаровский называет лето, так как одежды на ребенке меньше, а высыхают постиранные вещи намного быстрее.

Знакомиться с горшком следует в моменты, когда вероятность успешного мочеиспускания в него особенно высока. Такими моментами является период после еды и после сна, а также когда взрослый отмечает особые изменения поведения, указывающие на желание ребенка помочиться.

Если попытка освоить горшок была успешна, кроху нужно очень бурно хвалить, а при неудаче важно не огорчаться или хотя бы не показывать свои отрицательные эмоции малышу.

Фиксировать внимание ребенка следует не только на горшке, но и на всех манипуляциях до мочеиспускания, а также после него. Малыш должен видеть, как вы достаете горшок и как его открываете, понимать, как нужно снять трусы и одеть их обратно, узнать, куда выливается содержимое горшка, как он моется, как закрывается и куда отправляется до следующей «встречи». Из всех этих действий стоит сделать игру, при этом постараться, чтобы процесс был связан с положительными эмоциями.

Мама хвалит дочку на горшке

Когда у малыша уже получается успешно пользоваться горшком по своему желанию, переходим к организации «встреч» и с учетом распорядка дня, например, усаживаем ребенка перед прогулкой, а также перед ночным сном до того, как отправиться в кровать.

Не следует сразу же отказываться от подгузников после первых успехов освоения горшка. Держите дома несколько штук на случай длительной поездки или прогулки.

Также поначалу можно оставлять спать малыша в подгузнике ночью и даже в дневной сон. Если малыш проснулся сухим, сразу высаживаем его на горшок и обращаем его внимание на сухость подгузника, при этом хвалим.

Совершенно не важно, какой формы будет горшок, какого он будет цвета и будут ли в нем какие-либо «прибамбасы». Комаровский лишь отмечает, что ребенок не должен воспринимать горшок в качестве игрушки, поэтому не следует поощрять игру с горшком, когда он не используется по назначению.

Важными нюансами при выборе горшка популярный доктор называет качество и экологичность материала, из которого сделан горшок, удобство изделия (предпочтительнее модели со спинкой), а также соответствие размера.

Еще одним непринципиальным моментом Комаровский называет вопрос – лучше приучать к горшку или сразу к использованию унитаза с детским сиденьем? Известный педиатр лишь подчеркивает, что на первых порах применение горшка более удобно.

Смотрите также передачу доктора Комаровского о приучении ребенка к горшку.

Источник