Ребенок бьется головой об стену 3 года
Ситуации, в которых ребенок начинает кататься по полу и биться головой об стенку или пол, полностью обезоруживают взрослых. Даже родители, которые обладают невиданным самообладанием, чаще всего тушуются и реагируют на поведение малыша так: либо бросаются его успокаивать, либо еще больше раздражаются и начинают кричать и грозить наказанием.
С чем связано такое поведение и что делать, если чадо, не жалея головы, стучится ею об стены, рассказывает детский доктор Евгений Комаровский.
Что происходит?
Когда ребенок катается по полу и стучится головой и всем, чем попало о стены или пол, родители невольно думают, что с ним что-то не так. Но доктор Комаровский успокаивает – это проявление обычной детской истерики.
Психические заболевания, которые сопровождаются такими действиями пациента, редки, и о них не стоит думать, если все время малыш ведет вполне вменяемый образ жизни, он адекватен, но эпизодически с ним случаются такие происшествия.
Истерики в той или иной форме свойственны почти всем детям, особенно в периоды возрастных «кризисов» – в 1 год, в 2-3 года, в 5-7 лет. Заболеванием их считать не стоит, скорее, они являются признаком педагогических ошибок взрослых.
Причин для того, чтобы закатить родителям истерику, у ребенка обычно бывает много. Это и невозможность в силу возраста рассказать словами о том, что хочется или о том, что беспокоит, и неправильный режим дня, в результате которого кроха заметно утомляется к вечеру и просто не может как-то иначе справиться со своими эмоциональными «качелями», и обычная педагогическая запущенность.
Если ребенок однажды попробовал применить истерику, и она принесла желаемые для него результаты (он получил то, что хотел), то нет сомнений в том, что практиковать такой эффективный способ манипуляции чувствами взрослых карапуз будет с завидной регулярностью.
Истерика у годовалого ребенка и малыша младше почти всегда связана с некими нарушениями в его самочувствии, поскольку манипулировать такие дети еще не умеют. Но уже в полтора-два года такое поведение превращается в отличный инструмент достижения желаемого.
Как поступить?
Евгений Комаровский призывает родителей быть благоразумными и не позволять собой манипулировать.
Если ребенок падает, бьет себя по голове, кусает руки, то взрослым нужно хорошо понимать, что все это делается исключительно для них.
Если в этот момент выйти из комнаты и оставить ребенка одного, предварительно создав ему безопасное пространство, чтобы он не покалечился, выражая свои эмоции, то очень скоро в истерике необходимость исчезнет.
Ею дети перестают пользоваться тогда, когда видят, что ни на одного взрослого члена семьи их выходки не трогают и не интересуют, что результата добиться не получится.
Евгений Комаровский утверждает, что это будет поначалу непросто, но родители должны сохранять ледяное спокойствие.
Если взрослый покажет, что истерика чада его раздражает, то это будет расценено малышом тоже как результат, не совсем тот, на который он рассчитывал, но вполне сносный.
Если у родителей закралась мысль, что с ребенком что-то все-таки не так, никто не мешает показать его педиатру, неврологу, психологу, психиатру. И если эти специалисты не выявят серьезных психических отклонений и поражений центральной нервной системы, то можно расслабиться и приступить к педагогической ликвидации истерик как таковых.
Истерят все по-разному. Если у родителей есть опасения, что ребенок может повредить себе лицо, голову, конечности, то лучше всего предложить ему подушку, мягкие пуфики. С такими приспособлениями и биться будет сподручнее, и синяков будет меньше.
Если ребенок не только стучится головой, но и задыхается, у него перехватывает дыхание, родители также не должны паниковать. Такое происходит в том случае, если ребенок в плаче резко выдыхает из легких весь резервный объем воздуха.
Нужно просто подуть малышу в лицо, и он сделает рефлекторный вдох, дыхание восстановится.
Наказывать или нет?
Несмотря на то что многие народные советчики рекомендуют отшлепать истерящего, Евгений Комаровский выступает против физического наказания. Такой выход – способ разрядки для родителя, но он никак не способствует решению проблем истерик у ребенка. Мало того, карапуз быстро поймет, что ударами можно решать вопросы, чем и начнет пользоваться в повседневной жизни.
Если справиться с раздражением не удается, лучше поставить ребенка в угол на время, которое соответствует возрасту малыша: в 1 год – на 1 минуту, в 2 года – на две минуты и так далее. Наказывать надо сразу, а не по прошествии дня, поскольку после обеда малыш просто забудет о том, что с утра катался по полу в магазине, позоря родительницу и требуя покупки очередной машинки.
Предупреждение повторных истерик
После того как родители сумели успешно преодолеть одну истерику, им следует позаботиться о том, чтобы эпизоды повторных были постепенно сведены к минимуму. В этом поможет наблюдательность.
Обычно неадекватное поведение имеет схожие предпосылки и обстоятельства к началу истерики. Ребенок перед тем как упасть на пол, ведет себя похожими образом – трет глаза или начинает сопеть.
При обнаружении признаков «грядущей бури», нужно постараться сразу отвлечь чадо, переключить его внимание на что-то другое. Также полезно будет начать посещать садик как можно раньше.
Подробнее о детских истериках Евгений Комаровский рассказывает в данном видео.
Источник
После появления ребенка родители стараются восполнить пробелы в знаниях относительно возможных проблем с его воспитанием. В то же время, несмотря на подготовленность и гибкость в изменяющихся обстоятельствах, они не всегда понимают, как реагировать при определенных аспектах поведения малыша. Один из подобных случаев – ребенок бьется о поверхность пола и стен.
Есть родители, которые испытывают вину за неграмотное воспитание, кто-то начинает стыдить ребенка, пытаться отвлечь его или же ругать. Кто-то обращается к квалифицированному специалисту, чтобы получить необходимые рекомендации. Более опытные родители стараются проигнорировать данное поведение малыша.
Малыш бьется головой об пол и стены: причины и решения проблемы
Появившаяся привычка биться головой о какую-либо поверхность не зависит от возраста ребенка. В любом случае никакого вреда для развития и здоровья крохи не возникнет. Каждый человек появляется на свет с инстинктом самосохранения. Единственный повод для огорчения родителей – синяк на лбу. Попробуем разобраться, из-за чего ребенок начинает вести себя подобным образом и что могут предпринять его близкие люди.
Попытки манипулировать
Причина. Ребенок в возрасте от года до трех лет – настоящий психолог и лучший на свете наблюдатель. Можно запретить малышу взять сладкое со стола, заставить его съесть полезный, но невкусный с его точки зрения суп, а спустя какое-то время увидеть поведение самого настоящего манипулятора. Кроха может начать биться головой об стену или пол, что вызовет серьезные опасения со стороны родителей. Удары могут быть достаточно сильными, в то время как более взрослые дети угрожают, что начнут биться о поверхность пола или стены, если их требование не будет исполнено.
Решение. Не стоит позволять малышу брать на себя роль манипулятора, но и не нужно останавливать его. Можно предложить ребенку подходящий мягкий предмет, чтобы он смог выместить свои негативные эмоции.
Истерики
Причина. Нередко дети начинают биться головой о пол для достижения каких-либо целей. Для примера можно привести ситуацию, во время которой мать не покупает игрушки ребенку или же не разрешает кушать сладкое до ужина. Неудивительно, что малыш не растерялся и начал проявляться истеричное поведение. Данную сцену можно назвать одинаковой во всех случаях: ребенок лежит на полу, позволяет себе крик, визг, начинает громко плакать и биться головой о пол.
Возможно, что малыш рвется провести время с друзьями на улице, но мать в данный момент занята делами по домашнему хозяйству. Это еще один повод для истерики и битья головой по поверхность пола и стены. Таким образом, ребенок показывает, что испытывает обиду. Он начинает наносить вред своему телу. Это явление на языке специалистов называется аутоагрессией.
Решение. Если малыш начинает вести себя подобным образом в общественном месте, родитель не должен акцентирование внимание на окружающих людях, их возможное осуждение. Не стоит считать себя плохой матерью, так как данное явление среди современных детей – не редкость. Оптимальные вариант решения проблемы – не потакать капризам, чтобы не закрепить поведение у ребенка, который начнет добиваться своего именно подобным методом. Можно сделать вид, что собираетесь уходить и тогда малыш останется без зрителя, ради которого и устроил это представление. Ребенок придет в себя, обнаружит, что за ним никто не наблюдает и пойдет следом за родителем. После того, как он будет находиться в адекватном состоянии, можно высказать недовольство его поведением, рассказать, что стоит уважать чувства друг друга и существует более оптимальный вид коммуникации между людьми.
При невозможности побаловать ребенка прогулкой, можно обратиться к альтернативным способам совместного времяпрепровождения. Не стоит категорически запрещать и не пояснять, почему не даете малышу желаемого. Можно посмотреть с крохой мультики, заняться рисованием, игрой. Если же ребенок не захотел воспользоваться предложенными средствами и продолжает биться головой о пол, его можно проигнорировать или выдать мягкий предмет, чтобы малыш смог сорвать агрессию. Также в этом случае помогает умывание холодной водой.
Родитель должен понимать, что ребенок имеет право на собственный выбор, но не стоит все время идти на уступки. При наличии безобидных ситуаций, к примеру, желания надеть ту или иную одежду, можно прислушаться к мнению малыша. Это сущий пустяк.
Привлечение внимания
Причина. В момент, когда ребенок снова начнет биться головой об стену, стоит отследить выражение его лица. Можно увидеть, что у малыша нет плача, он как ни в чем ни бывало играет с игрушкой. Несмотря на увлеченность своим занятием, ребенок может поглядывать на родителей, проявляя улыбку. Таким образом, кроха наблюдает, как поведут себя взрослые люди.
Решение. Не стоит ругаться в отношении малыша. Можно просто проигнорировать данный метод привлечения внимания. Не нужно бояться за его безопасность и здоровье, удары не нанесут вреда. Пройдет немного времени и ребенок сможет осознать, что ни к чему результативному его поведение не приведет.
Не нужно забывать уделять ребенку внимание. Малыш нуждается в объятьях и поцелуях, что позволит ему ощутить поддержку и любовь со стороны родителей.
Желание расслабиться и заснуть
Причина. Вероятно, что ребенок устал от насыщенного дня, а потому пытается, таким образом, хоть как-то расслабиться, снять напряжение. При этом на лице крохи можно прочитать злость и напряжение. Несмотря на отвлечение малыша от столь непродуктивного занятия, у родителей ничего не получается. Причиной подобного явления может быть высокое внутричерепное давление.
Таким образом, ребенок может биться головой об стену, если хочет спать. Родители должны посмотреть на амплитуду раскачиваний. Возможно, что малыш хочет успокоиться и в любом случае не сможет причинить себе вред. Раскачивания обладают определенным ритмом и больше похожи на настоящий ритуал, что позволяет ребенку в скором времени заснуть.
Решение. Перед сном можно организовать для ребенка теплую ванну, в которую добавлены успокаивающие травы или лавандовое масло. Эта процедура будет способствовать расслаблению. Можно сделать малышу массаж, рассказать сказку или спеть колыбельную.
Проблемы со здоровьем
Причина. Ребенок бьется головой из-за ощущения боли, которая вызвана простудой, отитом, прорезыванием зубов. Родители могут наблюдать капризы, но злость при этом отсутствует.
Можно вспомнить эпизод, когда приходилось укачивать малыша, когда он был совсем маленьким. Ему приходилось плачем выражать болевые ощущения в животе или прорезывание зубов. У него может наблюдаться раскачивание и битье головой для избавления от существующего дискомфорта, который вызван болью. Более того, причиной подобного поведения является детский аутизм.
Решение. Если причиной битья ребенка об стену служит недомогание, необходимо как можно скорее записаться на прием к специалисту, который сможет провести ряд обследований. Он может выписать медикаментозные препараты.
Переживание неудач
Причина. Нередко случается, что ребенок, собирая конструктор, выкладывая картину из пазлов или пытаясь нарисовать новый шедевр, срывает на крик, начинает рвать бумагу, бить головой о стену или топать ногами по полу. Это может означать отсутствие у него усидчивости и терпения.
Решение. Данный случай может потребовать от родителей особого подхода к воспитанию. Подобная реакция ребенка связана с недовольством собой, неуверенностью в собственных силах, недоумением относительно возникшей неудачи. Необходимо обучить ребенка терпению, вместе с ним завершить начатое и научить вере в себя, чтобы он не поддавался панике после первой же неудачи.
Познание самого себя
Причина. Первые дни жизни ребенка характеризуются его желанием к активному познанию окружающего мира. В возрасте года интерес у малыша становится осознанным, в то числе к собственным ощущениям, среди которых может быть боль.
Ребенок исследует свои чувства, а также дискомфорт с помощью битья об стену. Первое время могут наблюдаться слабые удары на мягких предметах, но спустя какое -то время малыш может понять, что это не является пределом, что приводит к интенсивности ударов. Пока ребенок не ощутит, что достигнут максимум болевого порога, он может не прекратить самостоятельные исследования.
Решение. Данный эксперимент будет завершен, когда малыш поймет, что достиг апогея боли. Таким образом, необходимо найти возможность отвлечь малыша от данного занятия.
Наиболее часто это явление практикуют именно мальчики. Нередко дети бьются о поверхности именно в возрасте года, но ближе к трехлетнему возрасту прекращают вести себя подобным образом. При продолжении поведении до семилетнего возраста, можно считать, что у ребенка закрепилась картина: биться головой – можно добиться желаемого. Родители непременно должны скорректировать собственное поведение и комплексно бороться с данной проблемой.
Ребенок бьет себя по голове (видео)
Источник
Ребенок “наказывает” себя, не дожидаясь наказания родителей, – знакомо? Делает себе больно, бьется головой – откуда берется такое поведение и во что оно может превратиться, когда он станет взрослым?
Пете 2 года, он ранимый и немного застенчивый ребенок. Последний месяц вынужденно живет у бабушки, потому что у родителей очень непростой период – бракоразводный процесс. Когда-то счастливая семья стала рушиться буквально на глазах после увольнения папы с работы. Ребенок все чаще становился свидетелем ссор и драк между родителями. После очередного конфликта терпение мамы подошло к концу, и она отвезла Петю в деревню к бабушке.
Каждый раз после того, как мама уезжала, мальчик долго плакал и с силой щипал себя за кожу в области запястья. Не помогали даже любимые игрушки и вкусные лакомства, заботливо приготовленные бабушкой. А еще, когда у него что-то не получалось во время игр, он бился головой о стену. Такое поведение стало пугать бабушку. Откуда у ласкового, ранимого мальчика, не отличающегося от сверстников, столько агрессии по отношению к себе?
Причины аутоагрессии у детей
Этой историей хотелось бы объяснить, что главная причина аутоагрессии у детей – внутрисемейные отношения. Дисгармоничное воспитание все чаще выступает катализатором агрессивного поведения. Дети перенимают модель общения с окружающим миром посредством копирования поведения родителей.
Ежедневные конфликтные ситуации, напряжение и стресс в семье напрямую сказываются на незрелой нервной системе ребенка. При стрессовых или фрустрирующих событиях, когда малыш сталкивается с сильнейшей базовой эмоцией – злостью, – реакция может быть в форме “отзеркаливания” модели поведения, которую он ежедневно наблюдает в семье.
Что чувствует малыш, если мама “загорается” как спичка в ответ на его любую шалость и шлепает: “Удары, шлепки – это норма, когда я делаю что-то не то или у меня что-то не получается”.
Что чувствует ребенок, если родители его ругают, стыдят и запрещают злиться: “Я плохой, со мной что-то не так. То, что я испытываю, может отвергнуть моих родителей”.
Систематическое повторение подобных ситуаций заставляет ребенка убирать свое “неправильное” поведение наиболее привычным для него способом, скопированным из семьи.
Многие родители возмущаются: “Как же так?! В нашей семье нет физических наказаний в воспитании ребенка, откуда берется аутоагрессия?”. Важно понимать, что причина подобного поведения в большей степени – не жестокость наказаний, а испуг от эмоций и гримас взрослых. Дети, предчувствуя реакцию взрослого, стараются опередить ожидаемый страх и причиняют себе физическую боль.
В том случае, если родители бурно реагируют, такое поведение может стать манипулятивным. Ребенок осознает, что с помощью подобных действий получает дополнительное внимание со стороны мамы, чувство жалости и желаемое.
Такие манипуляции имеют свойство очень быстро фиксироваться в детско-родительских отношениях. Малыши понимают эффективность аутоагрессии в достижении целей, и поведенческая коррекция становится непростой. Отличительная особенность манипулятивной аутоагрессии – нанесение физической боли себе происходит только в присутствии близких, чтобы наблюдать за их реакцией, и только для достижения какой-либо цели.
Способы коррекции аутоагрессии
Один из эффективных методов – ежедневная работа над развитием эмоционального интеллекта ребенка, знакомство с базовыми эмоциями. Родители должны понимать, что эмоции не могут быть “плохими” или “хорошими”. Финальный результат заключается не в запрете или избегании отрицательных чувств, а в обучении их правильному выражению.
Перед вами краткий алгоритм поведения родителя, столкнувшегося с детской аутоагрессией.
1. Расположитесь на уровне глаз ребенка, обозначьте его состояние и причину. Спокойно, без интонации проговорите все то, что ребенок чувствует в данный момент: “Ты злишься, потому что я не разрешила долго гулять”.
Так вы позволяете малышу познакомиться со своими эмоциями, ведь он находится в том возрасте, когда еще не различает всю ту гамму чувств, которую испытывает. Родитель в данной ситуации берет на себя роль зеркала, словесно отражая поступок.
Один из ключевых моментов – это ваше расположение по отношению к ребенку. В случае если мама говорит это с высоты своего роста или вовсе отвернувшись, метод будет неэффективным.
2. Важно поддержать ребенка и принять его чувства: “Да, я понимаю, как тебе сейчас обидно и хочется еще погулять”.
Такой способ поддержки и принятия чувств дает ребенку понять, что родители его “слышат” и находятся не по ту сторону баррикад. Многим взрослым кажется, что это делать бессмысленно, что такие фразы очень неестественны. Кому-то в принципе сложно перестроиться на новую манеру общения.
Возможно, для вас будет сюрпризом, но проговаривание и принятие чувств ребенка обоюдно полезно для гармоничного союза детско-родительских отношений. Родители, ежедневно прорабатывая чувства ребенка, начинают лучше понимать малыша, уходят от неэффективных моделей воспитания: крик, агрессия, физическое наказание. В итоге находят компромисс.
3. Родитель предлагает альтернативу выражения этих чувств: “Если ты злишься, топни ногой; сомни бумагу и т.д.”
Проживание чувств – один из эффективных способов в развитии эмоционального интеллекта. Маленьким детям лучше всего проживать негативные эмоции через действия: что-то порвать, смять, топнуть, бросить.
После совершения действия родителю следует спокойно это прокомментировать. Ребенок должен осознать, что такие эмоции, как злость, гнев, ярость, – это нормально. С возрастом, когда центральная нервная система дозревает, ему будет достаточно выражения не физическим способом, а вербальным, например: “я возмущен”, “я в ярости”, “мне плохо”, “мне это не нравится”.
4. Далее родитель предлагает конкретное действие для разрешения сложившейся ситуации: “Мы обязательно еще выйдем погулять после обеда и возьмем с собой самокат”.
Такое объяснение позволяет предотвратить у ребенка ощущение безысходности в ситуации с отказом и легче найти компромисс.
Поначалу малыш может оказывать сопротивление непривычной тактике родителя. Новые правила у многих сначала вызывают протестное поведение, но со временем привычка формируется и аутоагрессия уходит.
Также в коррекции может использоваться сказкотерапия – весьма результативный и действенный инструмент для проработки травмирующего эпизода через сюжет любимой сказки.
В первую очередь нужно четко выделить проблему. В данном случае это агрессия, направленная на самого себя. Далее стоит подобрать подходящую сказку, сюжет можно придумать самостоятельно. В таких историях важен главный герой, который встречается с такой же проблемой, как и ребенок. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них.
Контекст истории может быть совсем не похожим на реальную жизнь, поскольку в сказке уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.
К работающим методам коррекции аутоагрессии дополнительно можно отнести психотерапевтические занятия, включающие игровую, песочную и арт-терапию, релаксационные игры.
Релаксационные игры для дошкольников
Чтобы эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста, подойдут расслабляющие игры. Их цель – снять высокое психоэмоциональное возбуждение и создать положительный эмоциональный фон.
“Муравей”. Ребенок и взрослый сидят на ковре.
Взрослый: “Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяни носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайся, на каком пальчике сидит муравей, задержи дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают”. (Повторить несколько раз.)
“Мороженое”. Взрослый предлагает игру, объясняя правила: “Ты – мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Твои ручки напряжены, тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Твое тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…”
“Улыбка”. Взрослый показывает заранее подготовленную картинку с улыбающимся солнышком.
Взрослый: “Посмотри, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для тебя. Улыбнись солнышку в ответ. Почувствуй, как улыбка переходит в твои ручки и доходит до ладошек. Улыбнись еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Твои ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка”.
“Поймай бабочку”. Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет движения за взрослым. Затем они вместе медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
“Холодно – жарко”. Взрослый: “Представь, что играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Стало холодно, и ты замерз, обхватил себя ручками, головку прижал к ручкам – греешься. Согрелся, а теперь расслабься. Но вот снова подул холодный ветер…” (Повторить действие несколько раз).
Аутоагрессия у взрослых
Взрослые, которым в детстве постоянно говорили, что злиться – это плохо, что хорошие мальчики и девочки так себя не ведут, с возрастом испытывают проблемы с нарушением собственных границ, могут иметь тревожно-депрессивные расстройства, склонность к суицидальному поведению. Подавляя эмоции на уровне внутренних ощущений, человек становится беззащитным по отношению к стрессу, тем самым травмируя себя.
Максиму 27 лет, и только несколько месяцев назад по совету жены он обратился за помощью к психотерапевту. Супругу стали пугать последствия их ссор. После того как конфликт набирал обороты, Максим уходил в кладовку и со всей силы бил кулаками о стену. Объяснить поведение он не мог, да и за долгое время привык справляться со стрессом через физическую боль.
Парень не считал свое поведение необычным. Ведь еще с детства он привык так выражать отрицательные эмоции. Однажды в 16 лет после скандала с отчимом нож сам оказался в руках. Неглубокие порезы за минуту рассыпались на левой руке, словно гроздь винограда. Стало легче, но из-за угроз семьи принудительным лечением в психиатрической больнице он больше не прибегал к этому способу. Куда привычнее было сражение со стеной.
Еще в его жизни был период алкогольной зависимости, который благополучно завершился после встречи с будущей женой. Спустя два месяца плотной работы с психотерапевтом появились первые успехи. Руки Максима наконец-то зажили, а количество ссор резко снизилось.
Важна ли коррекция аутоагрессии в детстве? Несомненно. Закрывая глаза на поведение ребенка, мы сами создаем предпосылки многих проблем в будущей взрослой жизни. Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, не подвергал себя девиантному поведению, мы должны приложить максимум усилий по коррекции, а не бездействовать.
Источник